УДК 339.138
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
Т. В. Сиромская, Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Важность и необходимость развития космической отрасли для России не вызывает сомнений ни у кого. Современная российская ракетно-космическая отрасль представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития экономики России. На сегодняшний день рынок заказов космической промышленности не является структурированным и «закрытым». Происходит завоевание и распределение новых позиций.
Ключевые слова: космическая отрасль, маркетинг проектов, стратегия развития.
TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF MARKETING PROJECTS MISSILE AND SPACE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
T. V. Siromskaya, Scientific supervisor - N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The importance and necessity of the development of the space industry for Russia no doubt none. Modern Russian rocket and space industry represents one of the most promising directions of development of the Russian economy. Today the market orders of the space industry is not structured and not "closed". Passes the conquest and distribution of new positions.
Keywords: space exploration, marketing projects, development strategy.
На данный период человеческой истории освоение космоса и развитие ракетно-космический технологий, конечно, является одной из приоритетных задач, но все еще имеет большую преграду в маркетинговом плане. Для реализации какого-либо проекта, связанного с большими инвестициями, необходима и хорошая стратегия, которая будет включать грамотную подачу разрабатываемого объекта: рекламу, план по затратам и реализации, убеждение в необходимости его создания. А космическая отрасль - это дорогостоящая «игрушка», как бы на ней не экономили, и раз никому не хочется вкладывать больное количество средств непонятно во что, то необходимо объяснить значимость предстоящей долговременной работы инженеров.
Роскосмос, он же «Федеральное космическое агентство» (в январе 2015 года принято решение о преобразовании агентства в Госкорпорацию «Роскосмос», главой которой назначен Игорь Комаров [1]), разработал стратегию развития космической деятельности России до 2030-го года. Этот проект создан рабочей группой под руководством Ю. Н. Коптева и 6 марта 2012 года одобрен на заседании Коллегии Федерального космического агентства. Стратегия предусматривает следующие приоритеты работ.
1. Развитие ракетно-космической техники, технологий и услуг в интересах решения задач социально-экономической сферы, науки, обороны, обеспечением выхода на международный рынок, а также с выполнением международных обязательств.
2. Создание пилотируемых, транспортных и надпланетных средств для решения задач освоения космического пространства, в том числе многоразовой ракетно-космической системы.
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
3. Работы, связанные с созданием научно-технического задела для осуществления в составе международной кооперации пилотируемого полета на Марс, а также с созданием орбитальной станции нового поколения [2].
В результате чего, основной причиной актуальности разрабатываемого проекта можно считать принадлежность его к государственной стратегии, то есть, значимости для развития страны. Также, инвесторов, не заинтересованных в патриотизме, может привлечь факт возможности приумножения своего капитала в будущем, так сказать, «долгосрочный финансовый вклад». Подобный план может быть реализован путем вложения денег в проект, связанный с добычей ценных полезных ископаемых с поверхности других планет и космических тел. Либо, изготовление космических аппаратов, которые будут служить посредниками между поставщиком услуг и пользователями (на примере спутника).
Еще один неплохой способ привлечения финансов для проекта - дать возможность человеку приобщить себя к истории, внести память о себе во что-то стоящее. Таким образом, имя человека будет не только в списках инвесторов, но и, например, на именной табличке, которая будет висеть на спутнике, запускаемом в космос. Это уже сейчас практикуется на АО «ИСС» (АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»).
Несмотря на впечатляющие научно-технические показатели, за последние 5 лет доля России на мировом рынке космических услуг практически не увеличивается и составляет лишь 11 %.
Складывающаяся ситуация объясняется не только нехваткой выделяемых из бюджета средств, разрывом хозяйственных связей на постсоветском пространстве, но и тем, что многие руководители и участники инновационных процессов ориентируются на решение в основном текущих задач и мало заинтересованы в достижении долгосрочных стратегических целей. В числе причин - отсутствие действенных механизмов согласования краткосрочных и долгосрочных интересов различных групп влияния, участвующих в разработке и реализации инновационных проектов и программ, включая государственные органы и их представителей, собственников бизнеса, менеджеров и работников. Это становится серьезным тормозом для инновационного развития высокотехнологичных отраслей.
Основную роль в развитии российской космической отрасли играет конкурентоспособность ее продукции - это соответствие продукции, которая выпускается предприятиями космической отрасли для нужд последней, требованиям рынка. Конкурентоспособность рассматривается как относительный показатель «качество - цена». В космической отрасли ценовые показатели и показатели технических свойств часто тесно переплетены и взаимно обусловливают и дополняют друг друга.
Для осуществления всех видов деятельности в космической отрасли производятся и используются большое количество различных видов продукции. Мы остановимся на рассмотрении технических показателей качества следующих из них:
1) космические аппараты (спутники) и платформы;
2) средства выведения КА (ракеты-носители).
Основными показателями конкурентоспособности спутников являются срок активного существования, технические параметры и возможность вывода космического аппарата различными средствами выведения («Протон» и «Орион-4»).
Надежная доставка космических аппаратов (КА) на орбиту - дело сложное и связанное со значительными финансовыми затратами. Критериями выбора ракет-носителей обычно являются назначение спутников (высока орбиты, на которую их требуется вывести), масса и требования к конструкции КА, способ доставки КА на орбиту.
В настоящее время выбор технологии запуска обычно определяют четыре фактора: высота орбиты, технические возможности ракеты, стоимость запуска, надежность.
Цена является наиболее удобным и быстродействующим инструментом производителя, с помощью которого он воздействует на потребителей и конкурентов. Обобщенный показатель стоимости КА включает в себя следующие параметры: собственно стоимость КА; стоимость использования ракеты-носителя и стартового комплекса для выведения КА на орбиту; расходы на поддержание работы КА. При определении конкурентоспособности товара в космической отрасли существенную роль играют экономические неценовые показатели. Среди них - надежность и репутация фирмы, отлаженные взаимосвязи с поставщиком.
Процесс продвижения в космической отрасли можно разделить на два этапа:
а) разработку системы торговых марок с учетом всех возможных особенностей;
б) разработку системы мероприятий по продвижению и реализации продукции.
В зависимости от предмета позиционирования в космической отрасли РФ можно выделить корпоративные марки и марки товаров и услуг. К первым относятся названия предприятий отрасли
(ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ОАО ИСС им. М. Ф. Решет-нева и др.), названия интегрированных структур (ILS - совместное предприятие Lockheed Martin (США) и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева; Sea Launch - совместное предприятие Boeing (США) и др.), а также названия иных организаций космической отрасли (Роскосмос, Eutelsat).
К маркам товаров в космической отрасли относят названия продукции предприятий: ракеты-носители «Протон», «Союз», космические аппараты «Ямал» «Экспресс», «Глонасс», а также названия уникальных разработок КБ, новые технологии, детали КА, услуги и прочее, то есть все то, что предприятие продает [3].
Эффективной формой рекламы в космической отрасли может быть размещение информационных статей в отраслевых журналах и других специализированных изданиях.
Отраслевые выставки и специализированные конференции помогают развивать соответствующие секторы экономики и являются эффективным инструментом продвижения продукции и услуг. Одним из значимых выставочных мероприятий в РФ является Московский авиакосмический салон в Жуковском. На роль международного, единственного в России зимнего салона претендует Сибирский авиакосмический салон. Кроме того, российские предприятия космической отрасли принимают активное участие в международных космических салонах, в частности в Международном авиационно-космическом салоне в Фарнборо, Международной выставке самолетостроения и космонавтики «ILA», Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий в Брюсселе, Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже.
Рекламные и PR-мероприятия могут быть рассчитаны не только на потенциальных заказчиков как целевую группу, но и иметь дополнительные цели помимо продвижения товаров. Поскольку корпоративная марка соприкасается с различными целевыми группами, в задачи менеджмента может входить установление гармоничных отношений с местными, региональными и федеральными властями, а также с населением. Для решения этих задач, как правило, используются различные PR-мероприятия, в частности участие в значимых для данных целевых аудиторий акциях, спонсорство и т. д. [4].
Особое значение имеет умение вести переговоры с потенциальными «покупателями», то есть очень важна маркетинговая составляющая - «продвижение» продукции на рынок.
Таким образом, для реализации проекта ракетно-космической деятельности нам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные не только грамотно оформить проектную часть, но и преподнести её перспективы заказчику.
Библиографические ссылки
1. Попытка № 5 // Наука и техника [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2015/ 01/23/federalspace/ (дата обращения: 10.03.2015).
2. Барышников А. Россия 2030. Космическая одиссея // Деловой квадрат. 2012. № 4(79).
3. Федеральное космическое агентство; Продукция предприятий и организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/199/1/ (дата обращения: 17.03.2015).
4. Федорова Н. В., Данильченко Ю. В., Кузоро Н. В. Промышленный маркетинг : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007.
© Сиромская Т. В., 2015