Научная статья на тему 'Реинжиниринг - основа процессоориентированного подхода'

Реинжиниринг - основа процессоориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чибисов Ю. В., Еськов А. Л.

Подано короткий історичний огляд поняття реінжинірингу, визначено його етапи. Розглянуто практичне впровадження реінжинірингу на основі процесного підходу стосовно такого великого наукоємкого машинобудівного підприємства, як ЗАТ НКМЗ.Дан краткий исторический обзор понятия реинжиниринга, обозначены его этапы. Рассмотрено практическое внедрение реинжиниринга на основе процессного подхода применительно к такому крупному наукоемкому машиностроительному предприятию, как ЗАО «НКМЗ».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article a brief historical review of notion of reengineering is given and its stages are marked. The practical application of reengineering on the basis of process-oriented approach on the example of such a large science-intensive machine-building enterprise as JSC "Novokramatorsy machinostroitelny zavod" is considered.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг - основа процессоориентированного подхода»

Ю.В. Чибисов, А.Л. Еськов

РЕИНЖИНИРИНГ - ОСНОВА ПРОЦЕССООРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА

Наиболее эффективным

направлением менеджмента,

обеспечивающим реализацию проблем систем управления, является

реинжиниринг бизнес-процессов, при проведении которого на предприятии осуществляется всесторонний анализ существующих процессов.

В отечественной переводной литературе по менеджменту описаны различные модели проведения бизнес-реинжиниринга, представляющие

прикладной интерес как действенные методы, обеспечивающие стабильный мониторинг изменений внешней среды и преобразования с учетом этих изменений бизнеса предприятия.

Быстрая трансформация и непредсказуемость факторов внешней среды, характерные для последнего времени, объективно потребовали создания новых моделей организации бизнеса. В 1990 г. на базе информационного инжиниринга и разработки высокотехнологических и высокоэффективных информационных систем и технологий возникло явление, называемое реинжинирингом бизнес-процессов.

За очень короткое время (19901996 гг.) реинжиниринг бизнес-процессов стал одной из самых популярных тем на международных конференциях по теории менеджмента и разработке информационных систем. Наибольший успех имела работа американских консультантов по бизнес-процессам М.Хаммера и Дж.Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе», в которой сконцентрирован весь спектр проблем реинжиниринга бизнес-процессов, принципы, методология, формализованные модели и методы,

классификация и анализ

инструментальных средств, опыт их использования в конкретных проектах» [1].

Автор термина «реинжиниринг» считает появление БПР (Business process reengineering) революцией в бизнесе, которая знаменует уход от базовых принципов построения компаний, предложенных 200 лет назад А.Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена в первую очередь новейшими достижениями в области информационных технологий, в частности технологии динамических экспертных систем. При этом следует подчеркнуть, что явление, называемое бизнес-процесс реинжиниринга (БПР), не придумано учеными, а выявлено из практики преуспевающих компаний, которые интуитивно использовали его основные свойства.

Обосновывая необходимость

реинжиниринга высокой динамичностью современного делового мира, М.Хаммер и Дж.Чампи определяют это явление как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. В этом определении М.Хаммер и Дж.Чампи выделяют четыре ключевых слова: фундаментальный, радикальный, существенный и процесс [1].

Концепция реинжиниринга

сформировалась не на пустом месте. Отдельными ее проявлениями были и японские кружки качества, и матричные структуры управления, и гибкие

© Чибисов Юрий Владимирович - заместитель генерального директора;

Еськов Алексей Леонтьевич - кандидат экономических наук, начальник отдела. ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод».

ISSN 1562-109X

автоматизированные производственные системы, и децентрализация управления, и такие, также ориентированные на процессы системы управления, как «точно в срок» и «глобальное управление качеством». При этом важно подчеркнуть, что реинжиниринг не является ни улучшением качества, ни глобальным управлением качеством, а реинжиниринг и управление качеством имеют совпадающие точки зрения на важность этих процессов. Управление качеством за основу принимает существующие процессы, которые требуют улучшения (делать то, что делали, только лучше), а реинжиниринг заменяет существующие процессы новыми.

Реинжиниринг - это новый способ мышления, это использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей. Применяется он в трех основных ситуациях:

в условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса;

в условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются весьма неблагоприятными;

в условиях быстрого роста компании-лидера, проводящей

агрессивную политику в сфере бизнеса, когда необходимо создавать отрыв от ближайших конкурентов за счет уникальных конкурентных преимуществ.

Реинжиниринг бизнеса содержит в себе кроме стратегического

планирования, моделирования бизнес-процессов CASE-технологии и другие современные способы.

Для радикального улучшения работы необходимо:

понять, что представляет собой бизнес-процесс фирмы при помощи моделирования бизнес-процесса;

разработать новые идеи по реорганизации фирмы при помощи стратегического планирования;

реализовать перепроектирование при помощи современных компьютерных методов и способов - CASE-технологий.

Эффективность деятельности

компании - прибыльность,

конкурентоспособность и стоимость компании - определяется

эффективностью реализации бизнес-процессов в этой компании.

В отечественной и зарубежной литературе к основным этапам процесса реинжиниринга относят следующее:

формирование желаемого

(необходимого с точки зрения будущего выживания и развития) образа фирмы. Формирование будущего образа происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения. Особое значение в ряду стратегических целей приобретает ориентация на потребителя;

создание и анализ модели реального (существующего) бизнеса фирмы. Этот этап называют ретроспективным, или обратным, реинжинирингом. На данном этапе воссоздается или реконструируется система действий и работ, при помощи которых компания реализует

существующие цели. Производится детальное описание и документация основных операций компании, оценивается их эффективность. Для создания модели существующего бизнеса используются результаты анализа организационной среды, данные контроллинга. Определяются процессы, нуждающиеся в коренной перестройке;

разработку модели нового бизнеса. Происходит перепроектирование

текущего бизнеса (прямой

реинжиниринг). Для создания модели перепроектированного бизнеса

осуществляются следующие действия:

1) перепроектируются выбранные хозяйственные процессы; создаются более эффективные рабочие процедуры; определяются соответствующие задания и

технологии, в том числе информационные, и способы их применения;

2) формируются новые функции персонала; перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов;

3) создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация доступна каждому участнику проекта реинжиниринга в любой точке деловой единицы, она может появляться одновременно в разных местах и однозначно интерпретируется;

4) производится тестирование новой модели, то есть ее предварительное применение в ограниченном масштабе; внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы.

Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важны умелая состыковка и переход от старых к новым процессам так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние стресса. Успех перехода во многом определяется степенью тщательности

подготовительных работ.

При этом разработчики концепции реинжиниринга бизнес-процессов

обращают внимание на два существенных момента: во-первых, на то обстоятельство, что выполнение работ по реинжинирингу является интерактивным процессом, и, во-вторых, что работа выполняется в том месте, где это целесообразно, а не по функциональному признаку.

Подготовка перехода предприятия на процессное управление начинается с выделения и квалификации бизнес-процессов (далее БП) и определения их владельцев. Основу для классификации БП составляют следующие базовые категории:

основные производственные процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;

организационно-управленческие процессы;

обеспечивающие (ресурсные) процессы.

На Новокраматорском

машиностроительном заводе разработан и определен состав главных бизнес-процессов и ответственных лиц за управление преобразованиями на базе информационных технологий. заводским приказом назначены владельцы и координаторы бизнес-процессов

Для улучшения производственно-экономических показателей предприятия за счет преобразования систем организации и управления используются различные методологии и механизмы:

глобальное управление качеством (TQM) - систематическое определение и управление процессами с целью их совершенствования для удовлетворения потребителя результатов процессов;

реинжиниринг бизнес-процессов (ИЗК) - фундаментальное

переосмысление и кардинальное перепроектирование процессов

предприятия для достижения коренных улучшений в важнейших показателях деятельности: затраты, качество, сроки;

реорганизация - изменение структуры и функций в форме слияния, разделения, приобретения;

управление проектами

реструктуризации - комплексное изменение методов функционирования в соответствии с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией [3].

Внедрение процессного подхода обусловлено разработанной на НКМЗ

корпоративной миссией и дерзкой целью, что способствовало созданию образа будущего предприятия - спецификации основных целей завода, исходя из выбранной стратегии, потребностей клиентов, общего уровня бизнеса в отрасли и текущего состояния завода.

Внедрению на предприятии процессно-ориентированных систем управления и поддерживающих ее информационных систем предшествует серьезное функционально-

информационное обследование каждого процесса с целью определения оптимальности процессов и систем управления.

Задача обследования - сбор подробной информации о выполняемых функциях, сопутствующих им

материальных и информационных потоках, взаимодействии с внешними подразделениями, используемых

средствах автоматизации.

Собранная информация для анализа эффективности существующей

организации процесса формализована и представлена в виде моделей «как есть». Анализ моделей должен ответить на вопросы: что является критериями оптимальности и эффективности процесса, как расставлены приоритеты между критериями, какова степень интеграции информационных ресурсов, и определить, где и когда может состояться процессное управление, какие для этого необходимы организационные

преобразования и информационные системы, мероприятия и конкретные работы. Предложения по оптимизации функций, совершенствованию

организационной структуры для их выполнения и информационных систем поддержки разрабатываются в виде моделей «как должно быть».

С помощью моделей можно эффективно анализировать узкие места, но при этом существенным вопросом является соотношение между моделью и реальностью. Для решения задач моделирования существуют проверенные

методологии и стандарты и программные средства их реализации:

методологии семейства IDEF; методология моделирования ARIS; методология ФСА; методология ITHINK и др. Обычно модели создаются в виде диаграмм, на которых представлены функциональные блоки процессов, информационные связи между ними, а также управляющие воздействия и исполнительные механизмы.

Каждый процесс имеет начало (точку входа), конец (точку выхода) и середину - логическую

последовательность функций, для осуществления которых и организован процесс по преобразованию входа в полезные выходы. У каждого процесса могут быть как первичные (требуемые для начала процесса) так и вторичные (появляющиеся в середине процесса) входы и соответственно выходы.

Точки входов и выходов процесса определяют границы процессов, и эта задача в ходе обследования является одной из главных задач команд реинжиниринга. Под границей бизнес-процесса понимается фактическая передача работы (услуги, продукта, материала, справки и т.п.) на основе определенного документа в другой бизнес-процесс. Вход одного процесса является выходом для другого.

Границы бизнес-процесса не определяются технологическими или функциональными принципами, в их основе - запрос потребителя-клиента. Границы бизнес-процесса определяются не задачами существующего

функционального подразделения, а законченной последовательностью

операций (функций).

Литература

1. Hammer M. and Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. - N-Y: Harper Business, 1993. - 223 p.

2. Курочкин А.С. Операционный менеджмент. - К.: МАУП, 2000. - 144 с.

3. Панков В.А. Управление машиностроительного предприятия. - К.: стоимостью наукоемкого Наук. думка, 2003. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.