ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ХУКуУКЩИНОСЙ
Диноршоев Азиз Мусоевич,
заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета, к.ю.н., доцент
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В КОРАНЕ КАК ПЕРВОИСТОЧНИКЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
В соответствии с естественной теорией права, права человека состоят из прав, которые являются неотъемлемой частью природы человека, т.е. состоят из прав, которые существовали до образования государств и которые стоят выше государства, поэтому государство должно их соблюдать и обеспечивать. Таким образом, данная теория подразумевает, что некоторые права с точки зрения человеческого достоинства являются необходимыми для того, чтобы человек мог осуществлять свою миссию. Такие права, которые были названы правами человека, находятся вне силы действия законодательства, поэтому ни один закон не может лишить человека его естественных прав [1].
Как показывают различные исторические, философские, юридические и религиоведческие исследования, издревле существовала вера в то, что некоторые права даны человеку от рождения и являются необходимыми для него, и закон не должен их игнорировать, так как они имеют божественное происхождение. В зороастризме, христианстве и исламе считается, что эти права происходят от воли Всевышнего и являются неотъемлемой частью человеческого достоинства.
К числу таких прав в первую очередь относится право на жизнь. Как отмечает Д.З. Мутагиров, человеческая жизнь - первичное условие существования, функционирования, воспроизводства и защиты социума, называемого семьей, родом, народом, обществом и человечеством. Все, что подрывает условия существования и воспроизводства жизни и создает ей угрозу, даже если это исходит от того же человека, должно признаваться врагом жизни, опасностью для нее. Право на жизнь -проблема в первую очередь социальная и философская и лишь затем -политическая
и юридическая. Его правильное понимание возможно лишь на основе глубокого осмысления философской жизни [2, 142].
Именно развитие этой мысли в XVII веке дало толчок развитию естественной школы права, в результате которого были приняты первые юридические документы по правам человека, в частности Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции в 1789 году. Эти документы, основанные на идеях индивидуализма, сделали ценность человеческой жизни главным объектом философии и законодательства.
Таким образом, ценность человеческой жизни, которая закреплена сейчас во многих международных документах (Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах) и Конституциях стран мира, уходит корнями в естественную концепцию возникновения прав человека, которая берет свое начало в религиозных нормах.
Как было отмечено выше, практически все мировые религии связывают появление жизни с волей Всевышнего, в том числе и ислам.
Право на жизнь в исламе является одним из важнейших прав человека, которым его наделил сам Аллах. В Коране, в суре «Власть», говорится: «Благословен Тот, в руках Которого владычество и Который властен над всякой вещью, Который сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас, кто из вас лучше по своим деяниям; Он - Всемогущий, прощающий» [3. Т.4, 456-457].
Раскрывая содержание данной суры, Маудуди (один из толкователей Корана) отмечает, что в этой короткой фразе подразумеваются несколько истин:
1. Жизнь и смерть даруются Аллахом, и никто другой не в силах дать и отобрать их.
2. Ни жизнь, ни смерть такого творения, как человек, которому дана сила творить добро и зло, не лишены смысла.
3. Творец послал его в мир для испытания; жизнь есть время испытания, а смерть означает, что оно закончено; ради этого испытания Творец дал каждому человеку возможность к действию, и он творит добро или зло, раскрывая его суть.
4. Только Творец будет решать, кто творил добро, а кто - зло; не нам подобает устанавливать критерии, а только всемогущему Аллаху, и потому тот, кто хочет выдержать испытание, должен попытаться понять Его критерии.
5. Понятие испытания подразумевает, что каждому воздастся по его делам, потому что иначе испытание было бы лишено смысла [3, Т.4, 457].
Смысл данной нормы Корана достаточно точно изложил Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф: «Аллах не просто так создал жизнь. Он создал ее по великой мудрости и с целью испытания каждого человека на предмет того, какими благими делами в течение своей жизни он будет занят. Тем самым, наделяя человека правом на жизнь, Аллах в то же время возложил на него ответственность за прожитую жизнь. А эта ответственность, прежде всего, включает в себя ответственность за то, чтобы делать как можно больше добрых дел» [4, 23].
Современное понимание права на жизнь включает в себя несколько элементов, таких как проблема начала жизни, вопрос права на жизнь во время войн, суицид и смертная казнь.
В Коране мы можем встретить нормы, раскрывающие отношение ислама к этим явлениям. Так, в частности, сура 22 Корана (Аль-Хадж) посвящена вопросам начала жизни. В ней говорится: «О люди! Если Вы в сомнении относительно Воскрешения, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли семени, потом из эмбриона, потом из куска мяса, получившего форму, чтобы показать вам (Наше всесилие). И мы помещаем в утробах, что хотим, на определенный срок. Потом мы выводим вас младенцами, а потом даем достигнуть зрелости» [3, Т.3, 28-29].
Комментаторы Корана, в частности, так трактуют содержание данной суры. Сначала человек был сотворен из земли, потом последовал процесс размножения через каплю семени. Это значит, что человек сотворен из капли семени, причем его тело состоит из элементов, встречающихся в земле (Маудуди).
Этапы физического роста человека из ничего и до завершения его жизненного цикла описаны словами, точность, красоту и выразительность которых лучше всего оценят биологи. Одновременно с физическим ростом происходит внутренний рост человека, причем на похожих этапах и благодаря созидательной деятельности Аллаха (Юсуф Али).
«Алака» значит дословно «прикрепляться, удерживаться», что очень хорошо выражает прикрепление оплодотворенной яйцеклетки к слизистой матке. Не имея точных знаний о процессах в матке, прежние толкователи переводили «алак» как «сгусток крови».
Этим указанием на разные этапы развития эмбриона Табари объясняет выражение «гайр мухаллака» (дословно «неоформившийся»), как этап, на котором эмбрион еще не имеет индивидуальной жизни, или же словами «когда в него еще не вдохнули душу» (Асад).
Это значит: мужской или женский пол, красивый или некрасивый ребенок и т.д., в чем заключены бесчисленные тайны наследствования и генетики (Юсуф Али).
Для своего окончательного формирования он отторгается маткой (Кутб).
Аллах вызывает все это развитие и эти этапы. Он же воспитывает человека (Дарйабади) [3. Т.3, 28-29].
Из всего изложенного можно прийти к выводу, что в исламе жизнь любого человека ценится очень высоко и аборт живого зародыша, который обрел человеческий облик, считается убийством. Мать, которая решила прервать свою беременность, считается убийцей, а тот, кто содействовал этому деянию -соучастником преступления.
Аллах подарил человеку благо жизни и сделал главной целью полное и частичное духовное и материальное сохранение, защиту жизни, которую провозгласил ислам и о которой поведали посланники Всевышнего [5, 26].
Дальнейшее изучение норм Корана показывает, что жизнь в исламе выступает в качестве высшей ценности. Будучи дарованной Аллахом, она не может быть отобрана кем-то иным, кроме Всевышнего. Перед этим благом все люди равны вне зависимости от социального статуса, расовой принадлежности или каких-либо иных привилегий. Никому не дано права покушаться на жизнь другого человека.
Ввиду этого ценность одной личности почти равна жизни всего рода человеческого и его продолжения. В суре «Трапеза» говорится: «И поэтому предписали
Мы сынам Исраиля: "Убивший человека не (в отместку за убийство другого) человека и не (в качестве наказания) за (распространение) нечестия на земле (подобен) погубившему всех людей, а ожививший человека (подобен) оживившему всех людей"» [3. Т.1, 378-379].
Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки, трактуя данную норму Корана, отмечает, что в нормах Корана запрещаются все действия, являющиеся посягательством на жизнь или неприкосновенность тела и чести, или ущемляющие права человека на это, как, например, пытки, совершение против него враждебных действий при жизни в материальном или моральном смысле, и надругательство над его телом после смерти, даже во время войны, ибо почтение к человеку следует проявлять и после его кончины [6,27-29].
Кутб, комментируя данную норму, указывает, что убийство одного человека есть тяжкий проступок, который надо приравнять к убийству всех людей, а недопущение убийства и спасение жизни одного только человека - это благое дело, которое равнозначно спасению всех людей [3. Т.1, 378-379].
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что именно данная норма Корана определяет право на жизнь как абсолютное право и может выступать в качестве довода о запрете смертной казни в качестве наказания. Как отмечает Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф, никому не дано права покушаться на жизнь другого человека, и если даже падишах, правящий всем миром, лишает жизни самого слабого человека в мире, то будет считаться, что он совершил преступление против всего человечества, против воли Аллаха [4, 23-24]. Иными словами, если государство во главе со своим правителем лишает жизни человека, то возникает вопрос: чем оно лучше этого преступника? Этот аргумент, основанный на нормах Корана, выступает в качестве основного довода в вопросе отмены смертной казни.
Другой вопрос, который входить в содержание права на жизнь - это вопрос, связанный с обеспечением жизни в условиях различных войн и конфликтов.
Как отмечает Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки, чтобы сохранить для человека право на жизнь, в исламе разрешается сражаться исключительно ради Истины и в ее защиту и только после предупреждения и открытого объявления войны.
Ислам запретил вести войну ради добычи или в силу расовой и национальной нетерпимости. Ислам наложил ограничения на ведение военных действий и запретил убивать женщин, детей, стариков и людей, посвятивших себя служению Богу, если они не принимают участия в боевых действиях. Запрещено убивать занимающихся трудом вдали от поля сражения, например земледельцев, если они не принимают участия в боевых действиях. Ислам запретил также уничтожать посевы и скот, заботясь о пропитании людей. Пророк подал высокий образец нравственности и этики ведения боевых действий, когда возразил своим сподвижникам, убившим женщину, сказав: «Не следовало сражаться с ней». И пророк послал жителям Мекки, находившимся с ним в состоянии вражды и войны, все необходимое пропитание [6, 27-29].
Таким образом, можно сделать вывод, что в нормах ислама задолго до разработки Женевских конвенций устанавливались правила ведения войны.
Ислам отрицательно относится и к суициду. По канонам ислама, жизнь дается Аллахом, и только он вправе лишить человека жизни. Даже обладатель этой жизни не вправе покушаться на нее, т.е. совершить самоубийство. По этому поводу в суре «Женщины» говорится: «...и не убивайте самих себя, (ибо), поистине, Аллах милостив к вам». Продолжение эта мысль находит в суре «Корова»: «... и не ввергайте себя в погибель собственноручно...» [3.Т.1, 262-263].
В исламе не только самоубийство, но и пожелание смерти самому себе также является запретным.
Комментируя данную норму Корана, Дарйабади указывает, что самоубийство запрещено в любой форме. Жизнь человека провозглашается такой же неотъемлемой собственностью, как и его имущество. Сиддики указывает на то, что преступное мышление, толкающее злодея к имущественным преступлениям, ведет его к совершению греха против жизни других людей, а в припадке сумасшествия - даже к покушению на собственную жизнь [3,Т.1, 262-263].
В данном контексте необходимо указать, что норма «Не убивайте самих себя» в Коране идет непосредственно за запрещением противозаконного обращения с имуществом. Коран увязывает приобретение имущества обманным путем с угасанием жизни общества, т.е. это деяние имеет такое же значение, как и убийство.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что ислам как идеологическая, моральная, правовая и политическая система в своих установлениях прямо или косвенно регулирует права и свободы человека, в том числе и право на жизнь как основополагающее право человека. Из вышеприведенного анализа можно констатировать, что в учении Ислама одно из основных мест занимает право на жизнь, достоинство человека, и эти идеи непосредственно способствовали быстрому формированию взглядов на человеческое бытие в исламе.
Именно эти гуманные принципы ислама в дальнейшем легли в основу формирования исламской концепции прав человека. По нашему мнению, то обстоятельство, что ислам объективно признает необходимость в защите прав и свобод человека, имеет свои причины: любая качественно новая идеологическая, моральная, правовая и политическая система имеет целью улучшить жизненный уровень людей и старается решить наиболее сложные проблемы. Как известно, на Аравийском полуострове во времена распространения ислама человек имел очень ограниченные права. Поэтому один из основных акцентов ислам сделал на улучшение прав человека и их защиту, в том числе и права на жизнь.
Таким образом, в нормах Корана мы находим положения, которые соответствуют современной концепции защиты права на жизнь, закрепленных в международных и национальных актах по правам человека.
Список использованной литературы
1. Сейид Хусейн Сафави. Права человека в исламе и Всеобщая декларация прав человека. (Пер. Н. Мартыненко). http://islamfond.ru/articles/205-prava-cheloveka-v-islame-i-vseobschaya-deklaraciya-prav-cheloveka.html
2. Мутагиров Д.З. Права и свободы человека: теория и практики: Учеб. пособие. -М.: Университетская книга, Логос, 2006. -554 с.
3. Значение и смысл Корана. В 4-х томах. Перевод: Абдель Салам алб-Манси, Сумайя Афифи. -М., 2002.
4. Мухаммад СадикМухамад Юсуф. Права человека в исламе. -СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2008. -288 с.
5. Мухаммад аль-Газали. Права человека в исламе. -М.: ИПЦ «Андалус», 2006. -176 с.
6. Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки. Ислам и права человека. http:// islamhouse.com (дата обращение: 08.10.2013.)
А.М. Диноршоев
Регулирование права на жизнь в Коране - как первоисточнике мусульманского права
Ключевые слова: Право на жизнь, Ислам, Коран, права человека
Право на жизнь является первым основным правом человека, в том числе и в исламе. Нормы Корана направлены на сохранение жизни человека и его неприкосновенности. В статье на основании толкования норм Корана раскрывается содержание права на жизнь и его соотношение с современной концепцией прав человека. Проанализированы мнения ученных-правоведов в области мусульманского права и прав человека. В работе проводится попытка исследования некоторых аспектов прав человека в контексте покушения на собственную жизнь.
A.M. Dinorshoyev
Regulation of the Right for Life in the Koran as an Initial Source of Moslemic Law
Key words: right for life, Islam, the Koran, human rights
Human right for life is the major one of an individual recognized in Islam as well. The norms of the Koran are aimed at preservation of the right for life and individual's inviolability. Proceeding from the interpretation of the Koran's provisions the author discloses their contents dealing with the right for life and their correlation with the modern conception of human righs. He has analyzed the opinions of scientists-jurists both in the branches of Moslemic law and those dwelling on human rights in general. The author makes an endeavour to explore some aspects of human rights in the context of encroachment upon the life of one's own.