Научная статья на тему 'Особенности исламского наследственного права'

Особенности исламского наследственного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1950
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО / АДАТ / ФИКХ / СУННА / КОРАН / ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ / ЗАВЕЩАНИЕ / ISLAMIC INHERITANCE LAW / ADAT / FIQH / SUNNA / THE KORAN / LEGAL COLLISION / WILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахматуллин Рафаэль Юсупович

Исследуются принципы, источники, нормы исламского наследственного права. Его важная новация отказ от средневековой нормы арабского адата, рассматривавшего женщину в качестве объекта наследования. Основные источники исламского наследственного права Коран, сунна, фетва. Современная фетва оценивается как синтез иджтихада и иджмы. Рассматриваются декларируемые исламским наследственным правом принципы: справедливость и гуманизм, детерминированность предписаниями Корана. Отличительными чертами наследственного права мусульман являются: отсутствие права завещателя на ограничение числа наследников, что означает как наследование по завещанию, так и наследование по закону; преимущественное право мужского пола в наследовании; допустимость изменения завещания, если оно противоречит нормам шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Islamic Inheritance Law

Under study are the principles, sources and norms of Islamic inheritance law. Its crucial innovation is refusal from the medieval norm of Arabic adat considering a woman as an object of inheritance. The main sources of Islamic inheritance law are the Koran, Sunna, fatwa. The modern fatwa is estimated as a synthesis of ijtihad and ijma. The author explores the principles declared by Islamic inheritance law: justice and humanism, determination by provisions of the Koran. Islamic inheritance law has the following distinctive features: a) the testator has no right to limit the number of heirs, that is, there can be inheritance both by will and by law; b) male heirs have the right of priority; c) it is possible to change the will if it fails to conform with the norms of Sharia.

Текст научной работы на тему «Особенности исламского наследственного права»

УДК 348.97 © Р. Ю. Рахматуллин, 2019

Особенности исламского наследственного права

Р. Ю. Рахматуллин, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). E-mail: rafat54@mail.ru

Исследуются принципы, источники, нормы исламского наследственного права. Его важная новация — отказ от средневековой нормы арабского адата, рассматривавшего женщину в качестве объекта наследования. Основные источники исламского наследственного права — Коран, сунна, фетва. Современная фетва оценивается как синтез иджтихада и иджмы. Рассматриваются декларируемые исламским наследственным правом принципы: справедливость и гуманизм, детерминированность предписаниями Корана. Отличительными чертами наследственного права мусульман являются: отсутствие права завещателя на ограничение числа наследников, что означает как наследование по завещанию, так и наследование по закону; преимущественное право мужского пола в наследовании; допустимость изменения завещания, если оно противоречит нормам шариата.

Ключевые слова: исламское наследственное право; адат; фикх; сунна; Коран; правовая коллизия; завещание.

Peculiarities of Islamic Inheritance Law

R. Yu. Rakhmatullin, Bashkir State Agrarian University (Ufa). E-mail: rafat54@mail.ru

Under study are the principles, sources and norms of Islamic inheritance law. Its crucial innovation is refusal from the medieval norm of Arabic adat considering a woman as an object of inheritance. The main sources of Islamic inheritance law are the Koran, Sunna, fatwa. The modern fatwa is estimated as a synthesis of ijtihad and ijma. The author explores the principles declared by Islamic inheritance law: justice and humanism, determination by provisions of the Koran. Islamic inheritance law has the following distinctive features: a) the testator has no right to limit the number of heirs, that is, there can be inheritance both by will and by law; b) male heirs have the right of priority; c) it is possible to change the will if it fails to conform with the norms of Sharia.

Keywords: Islamic inheritance law; adat; fiqh; Sunna; the Koran; legal collision; will.

Актуальность исследуемой темы связана с возможностью творческого использования в праве светского государства принятых в исламском наследственном праве способов обоснования норм, структуры их изложения, классификации родственников, а также содержащихся в нем большого количества прецедентов. Проекция таких норм на наследственное право светского государства создает новые возможности в законотворчестве. Тема особо актуальна для регионов, где проживает значительное количество мусульман и существует угроза радикализации ислама. Важность исследований в этой области мы связываем также с возможностью использования полученных результатов для поиска оптимальных решений на пути интегрирования исламского культурного наследия в политико-правовое и духовное пространство многоконфессиональных государств. Ярким примером применения мусульманского права

в целях дерадикализации ислама является опыт современного Египта [1] и деятельность малазийского Института Васатия [2].

Исламское наследственное право является хорошо разработанной отраслью фикха (мусульманского права), основанной на многовековой практике народов, исповедующих ислам. Главное его содержание сложилось в УШ-Х вв. Изменения этого содержания были связаны с расширением границ первого исламского государства и ростом количества мусульман-неофитов, доисламская жизнь которых регулировалась обычным правом. С появлением ислама на новых землях возникали юридические коллизии между фикхом и старыми правовыми системами. Был найден способ их разрешения: если нормы обычного права не противоречили Корану, то они признавались легитимными. Так, по обычному праву тюркских народов, имущество умерших роди-

телей наследовал младший сын. С включением этих народов в исламское пространство данная норма была заменена шариатской нормой: имущество стало делиться между родственниками и лицами, указанными в завещании. Но у мусульман-тюрков нередко наследование осуществляется по адату: имущество наследует младший сын, остальные дети и другие родственники воспринимают это как должное. Возникший правовой феномен указывает на новую форму решения коллизии между адатом и фикхом: при возникновении вопроса о наследовании принимается решение путем примирения сторон.

Основным принципом исламского наследственного права является следование кораническим нормам. В мусульманском праве Коран считается главным источником права и его нормы признаются в качестве априорных, не подлежащих изменению обязательных предписаний для мусульман [3, с. 43-47]. Поскольку авторство Корана приписывается Богу, то его содержание рассматривается в исламе в качестве божественной инструкции, переданной людям при посредничестве Мухаммада. Справедливость и приоритетность коранических норм обосновывается тем, что их автор Бог, не имеет ни экономических, ни политических интересов, которые лежат в основании светских норм, поэтому следование корани-ческим нормам, согласно фикху, способствует максимальной реализации принципов справедливости и гуманизма [4, с. 101-111].

Коран как источник мусульманского наследственного права содержит законы прямого действия, изложенные в основном в четвертой суре, посвященной правам женщин. В ней вносятся кардинальные изменения в существовавшие в арабском адате нормы, согласно которым женщина не имела права на наследование имущества родственника. Коран отменил эту норму: женщины-родственницы были объявлены наследниками, имевшими свою долю в наследстве: «Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники» [5, 4:47]. Появилась еще одна норма прямого действия, согласно которой женщина не могла быть объектом наследования: «Вам не дозволено наследовать женщин против их воли» [5, 4:19]. До этого по арабскому адату после смерти мужа его старший сын или другие родственники имели право на брак с вдовой или могли выдать ее замуж за другого. Но отсюда не следует, что ислам во всем приравнивает мужчину к женщине: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» [5, 4:34]. В более ранней суре есть и уголовно-процессуальная норма

«две женщины равны одному мужчине», если речь идет о свидетельстве в суде [5, 2:282]. В дальнейшем эта норма была перенесена и в наследственное право: доля женщины-наследницы составляла 0,5 доли наследника-мужчины.

В Коране содержатся нормы, касающиеся завещания: а) обязанность оставлять завещание; б) запрет измененять завещание посторонним лицом. Его изменение или полный запрет допускается лишь в случае, если завещание противоречит кораниче-ским нормам [5, 2:180-182].

В связи с включением женщин и не предусмотренных в завещании лиц в число наследников произошло значительное увеличение их количества. Это требовало определения доли каждого в наследстве. Для установления приоритетов при наследовании наследники были разделены на три категории по степени родства: 1) супруги, родители и дети наследодателя; 2) братья и сестры, их предки; 3) дяди и тети, их дети. Доля каждого из наследников в ясной форме определена в Коране [5, 4:11-12, 176], что сделало беспочвенными возможные споры между многочисленными родственниками по поводу наследования.

Обратим внимание на одну особенность исламского наследственного права, появившуюся еще в VII в.: наследополучателями являются и родственники, не указанные в завещании. В Коране содержится норма, обязывающая до дележа имущества между родственниками выполнить следующие условия: а) из наследуемых денег и имущества раздать долги умершего; б) отдать часть имущества тому, кого указал умерший в завещании [5, 4:11]. По мнению О. В. Науменко, наследование по завещанию в фикхе имеет второстепенное значение и содержит ряд существенных ограничений [6, с. 92]. Правда, при разделе имущества наследополучатели по завещанию получают свою долю раньше, чем те, кто относится к наследникам по закону.

Дальнейшее развитие исламского наследственного права связано с появлением второго по значимости источника мусульманского права — сунны. Она представляет собой сборник хадисов (преданий), описывающих дела и слова Мухаммада, связанные с определенной темой. Существует несколько сунн, большинство мусульман отдают предпочтение сборнику, составленному аль-Бухари в IX в. Сунна рассматривается в исламе как толкование Корана и пример исполнения его норм самим Мухаммадом. Недостатком сунны как источника права является наличие в ней недостоверных хадисов. Дж. Бёртон пишет о фабрикации хадисов с целью «обеспечить всеобщее признание взглядов и идей, родившихся в небольших кружках ученых, интересовавшихся богословием, правом и политикой» [7]. Если учитывать, что сунны стали появляться спустя два столетия после смерти

Мухаммада, то возникает сомнение в аутентичности тех хадисов, которые прямо не основываются на Коране. Мы полагаем, что некоторые нормы появились в результате правдоподобной интерпретации слов Мухаммада. Например, существует норма, прописанная в сунне, согласно которой мусульманин не должен наследовать свое имущество немусульманину и быть наследником последнего. При этом ссылаются на хадис: «Не наследует мусульманин от неверного и неверный от мусульманина» [8, с. 16]. Но есть сомнение, что Мухаммад так говорил: из 35 аятов Корана, в которых сформулированы нормы наследственного права, нет ни одного, регулирующего акт передачи и получения наследства, в котором участвуют представители ислама и других религий. Учитывая, что тема мусульманской идентичности является стержневой для Корана, возникают большие сомнения в достоверности этого хадиса.

Тем не менее мы не думаем, что следует исключить сунну из перечня источников исламского права. В ней много норм, развивающих коранические предписания наследования, учитывающие практические ситуации, которые из-за их огромного количества попросту не могли быть отражены в Коране. Например, в Коране нет прямой нормы, указывающей на необходимость определения дееспособности завещателя. Однако в фикх такая норма включена: «Завещатель должен быть способным распоряжаться своим имуществом, то есть быть дееспособным: разумным, половозрелым, свободным и имеющим право выбора» [9, с. 417]. Сунной определяется и такая норма наследования, согласно которой расходы на похороны оплачиваются из наследуемых денег до их дележа между наследополучателями [10, с. 6]. В ней же вводится норма, связанная с залогом: если умерший брал деньги в залог ценной вещи, то из наследуемых денег эти деньги возвращаются кредитору, а вещь включается в объекты наследования [10, с. 6]. Сунна дополняет и кораническую норму о необходимости выплаты долга умершего. Дополнение заключается в том, что наследодатель обязан указать в завещании, кому и сколько он должен, а также перечислить тех, кто и сколько ему должны [9, с. 416]. Достоверным считается и хадис, запрещающий наследовать убийце, если убийство им было совершено умышленно. Пророк Мухаммад сказал: «Для убийцы нет ничего из наследственной доли» [10, с. 11]. Благодаря сунне оказались вычеркнуты из списка наследников и незаконнорожденные дети. Отношения между незаконнорожденным и его биологическим отцом находятся вне исламского наследственного права.

Важным источником исламского наследственного права является фетва (фатва). Она представляет собой правовую норму, появившуюся в результате решения полномочного мусульманского органа или

лица и регулирующую ситуации, которые не учтены в Коране и сунне. Как правило, тема фетвы определяется вызовами современности. Например, является ли ребенок, родившийся вне брака, наследником имущества своего биологического отца, если после родов брак между его биологическими родителями все-таки был заключен? [11, с. 95-99]. Как оценивать эвтаназию, страхование имущества или жизни, суррогатное материнство, донорство частей тела, крови и спермы с позиции наследственного права? Можно ли мусульманину наследовать деньги, начисленные в виде процентов на вклады умершего, если в исламе запрещено ростовщичество и нельзя давать в долг под проценты, в том числе и банку? Множество подобных вопросов требуют решения и они не должны противоречить каноническим исламским нормам. Авторы фетв должны быть высокопрофессиональными специалистами в области фикха, знать в совершенстве арабский язык, Коран, сунны, мазхабы, историю ислама, обладать высокими нравственными качествами.

По сути, появление такого источника мусульманского права, как фетва, является продолжением процесса законотворчества, основанного на иджтиха-де — согласованном мнении наиболее авторитетных богословов-правоведов по какому-либо спорному вопросу. Но иджтихад в свое время привел к проблемам в исламском законотворчестве из-за появления множества правовых школ, каждая из которых объявляла только свои нормы правильными, поэтому среди исламских правоведов появилось мнение, что «врата иджтихада» ныне закрыты и легитимными являются только те нормы, которые основываются на иджтиха-де, существовавшем до Х в. Такое ограничение связано с тем, что в VII-IX вв. не было такого количества различных течений внутри ислама, появление которых вызвало большие разногласия в исламском мире. Можно утверждать, что современное законотворчество в исламе полностью основано на фетвах. Например, совсем недавно в Малайзии принята фетва, разрешающая медицинское вмешательство в целях воздействия на пол будущего ребенка [12, р. 347-376]. Там же при помощи фетв вносятся изменения и в права наследодателя, ограничивающие его полномочия по определению доли в наследстве [13, р. 1739-1777].

На наш взгляд, фетва является своеобразным синтезом иджтихада и иджмы — другого, подобному иджтихаду, источника мусульманского права (представляет собой единодушное решение, принятое авторитетными мусульманскими учеными). Однако как такового единодушия в принятии всех решений в исламском мире не существует: наличие различных мусульманских течений делает это невозможным. И фетва, будучи продолжателем иджтихада и иджмы, унаследовала от них те же проблемы. Если

взять только российский ислам, то в нем отсутствует единый центр подготовки и издания фетв, так как правом выносить фетвы обладает каждый муфтият. В Саудовской Аравии правом вынесения фетв обладает Постоянный комитет по фетвам, но эти фетвы не признаются в качестве источника права в Иране, могут быть оспорены в современном Египте. В Европе более 20 лет существует Европейский совет по фет-вам, который ориентирован на рассмотрение проблем только европейских мусульман [14, р. 363-382].

Таким образом, исламское наследственное право, основанное на Коране, выходит за пределы содержащихся в нем норм прямого действия в силу необходимости решения многочисленных новых задач, возникающих в обществе. Оно уникально по охвату вопросов, касающихся права наследования. Так, нам не удалось выяснить, существуют ли в других правовых системах отдельные нормы наследования для гермафродитов. Но поскольку в фикхе доли наследования для мужчин и женщин неодинаковы, то возникает необходимость определения пола у гермафродитов. И такая норма в фикхе существует [15, с. 163-164]. В современной Малайзии появилась фетва, разрешающая хирургическое вмешательство по добровольному исправлению пола, после которого интерсексуал может наследовать как мужчина или как женщина [16, р. 75-89].

Если оценивать исламское наследственно право в целом, то это самая сложная часть фикха. Как пишет А. К. Халифаева, «наследственное право мусульман отличается исключительной сложностью» [17, с. 185]. Мельчайшие, но имеющие место в жизни подробности о категориях наследников и их доли в наследстве описаны, например, в уже упомянутой работе Идриса Галяутдина «Наследство» [10, с. 11-95]. А у Р. М. Нур-галеева вопросы классификации наследников, определения их доли в наследстве и рекомендации по решению споров в этой области занимает 114 страниц [8, с. 13-127].

Полагаем, что знакомство с исламским наследственным правом может быть полезным и для развития наследственного права светских государств. Заметим, что проблема взаимодействия различных правовых систем в рамках одного государства всегда благоприятно сказывалась на сохранении мира между верующими гражданами разных конфессий. Таким примером может служить история России, где до ХХ в. мусульманам разрешалось деление наследства по нормам шариата [18, с. 96-100]. Например, в 1826 г.

Сенатом был издан закон, согласно которому раздел наследуемого имущества у мусульман разрешалось производить по нормам исламского наследственного права 1. Попытки интегрирования в правовое пространство элементов мусульманского права предпринимаются в современной Великобритании, где разрешена деятельность более 80 шариатских судов, рассматривающих в соответствии с британским законодательством и нормами фикха споры между мусульманами. Там в марте 2014 г. появилось официальное руководство для адвокатов по оказанию услуг мусульманам при составлении завещания 2. Л. Х. Са-тушиева в поиске новой модели взаимодействия между современным российским правом и обычным правом народов Северного Кавказа предлагает найти консенсус, когда «закон будет строго и неукоснительно выражать не только волю законодателя, но и право, созданное людьми в естественной форме обычая» [19, с. 57]. К сожалению, автор не рассматривает вариантов взаимодействия этих двух нормативных систем. Полагаем, плодотворным будет создание и наделение официальным статусом советов старейшин при каждой административно-территориальной единице Северного Кавказа. Об этом, в частности, говорил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании Совета по развитию институтов гражданского общества на Северном Кавказе 3.

В заключение сформулируем ряд выводов.

Исламское наследственное право декларирует в качестве основных принципов справедливость и гуманизм, твердое следование кораническим предписаниям.

Главным источником наследственного права в исламе является Коран. Нормы наследования из других источников — сунны, фетв, иджтихада, ид-жмы — являются производными от коранических норм, появившимися для решения вновь возникших обстоятельств наследования, не регулируемых напрямую Кораном.

К особенностям исламского наследственного права относятся: отсутствие права наследотателя на ограничение числа наследников; преимущественное право наследников-мужчин в наследовании (точно так же доля и право мужа в наследовании больше, чем у жены); наличие понятия «недостойные наследники», т. е. лица, лишенные права на наследство (немусульмане, умышленные убийцы наследодателя и т. п), даже если они обозначены в завещании как наследополучатели.

1 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. 1825-1827 : в 55 т. Т. 1. СПб., 1830. № 386.

2 Подервянский Р. Правовую систему Великобритании впервые пополнили законы шариата. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/1068410 (дата обращения: 24.01.2019).

3 Кобяков В. На Северном Кавказе создадут советы старейшин. URL: https://www.ntv.ru/video/193288/ (дата обращения: 24.01.2019).

Список литературы

1. El Fegiery Moataz. Islamic Law and Human Rights: The Muslim Brotherhood in Egypt. Cambridge Scholars Publishing, 2016.

2. Mohammad Hashim Kamali. The Middle Path of Moderation in Islam. The Qur'anic Principle of Wasatiyyah. N.-Y., 2015.

3. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4(43).

4. Рахматуллин Р. Ю. Особенности мусульманского права // Вестник ВЭГУ. 2016. № 5(85).

5. Коран / пер. Э. Р. Кулиева. М., 2012.

6. Науменко О. В. Наследование в мусульманском праве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 18(194).

7. Бёртон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. СПб., 2006.

8. Нургалеев Р. М. Наследственное право в исламе : учебное пособие. Казань, 2009.

9. Облегченный фикх в свете Корана и Сунны. Махачкала, 2016.

10. Идрис Галяутдин. Наследство. Эр-Рияд, 2009.

11. Юсуф аль-Кардави. Современные фатвы. М., 2004.

12. YilmazI. An analytical overview on the girl's inheritance share based on gender in Islamic Law // Cumhuriyet Ilahiyat Dergisi. 2018. 22(1).

13. Yilmaz I. The restriction of testator's legal acts regarding depriving the inheritors of inheritance through last will in Islamic law // Cumhuriyet Ilahiyat Dergisi. 2017. 21(3).

14. Shavit U., Spengler F. Does the European Council for Fatwa and Research Matter? The Case of Muslims in Dortmund, Germany // Politics, Religion and Ideology. 2017. 18(4).

15. Мухаммад Ашик. Исламское право. Общедоступное изложение фикха. Казань, 1999.

16. Badrol M. A. B. M., Awang A. B. B., Haneef S. S. S., Zainuddin A. A. The gaps in fatwa on intersex corrective surgery: Some reflections in the context of Malaysia // Intellectual Discourse. 2018. 26(1).

17. Халифаева А. К. Мусульманское государственное право (имущественное и наследственное право) на территории Дагестана: проблемы становления и развития // Системные технологии. 2014. № 1(10).

18. Мухаметзарипов И. А. Применение норм мусульманского наследственного права в Российской империи в конце XVIII — начале XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 123.

19. Сатушиева Л. Х. Механизм взаимодействия российского законодательства, мусульманского и обычного права на Северном Кавказе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1(12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.