Научная статья на тему 'Идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама'

Идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1173
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГЕМЫ НАСИЛИЯ / МИРА И МИЛОСЕРДИЯ / ИСЛАМ / КОРАН / КОРАНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДЖИХАД / IDEOLOGIES OF VIOLENCE / PEACE AND MERCY / ISLAM / THE KORAN / KORANIC ANTHROPOLOGY / JIHAD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резник Сергей Васильевич

Проведенный анализ вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна) позволил выделить основные идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама. Вопросы толкования священных вероучительных текстов ислама, как и интерпретации идеологем насилия, мира и милосердия, по сей день остаются открытыми, что определяет общетеоретическую важность исследования традиционных и современных представлений о человеке, и философско-антропологической интерпретации проблем насилия, мира и милосердия в идеологии и культурно-исторических практиках ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideologemes of violence, peace and compassion in the theology of traditional islam

The analysis of the religious texts of Islam (Quran and Sunnah) allowed to identify the main ideologies of violence, peace and mercy in theology of traditional Islam. Issues of interpretation of the sacred religious texts of Islam, as well as the interpretation of the ideology of violence, peace and mercy, to this day remain open, which determines the General theoretical importance of the study of traditional and modern concepts of man, and philosophical and anthropological interpretation of the problems of violence, peace and charity in the ideology and cultural and historical practices of Islam.

Текст научной работы на тему «Идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама»

С. В. Резник

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ИДЕОЛОГЕМЫ НАСИЛИЯ, МИРА И МИЛОСЕРДИЯ В ТЕОЛОГИИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА

Проведенный анализ вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна) позволил выделить основные идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама. Вопросы толкования священных вероучительных текстов ислама, как и интерпретации идеологем насилия, мира и милосердия, по сей день остаются открытыми, что определяет общетеоретическую важность исследования традиционных и современных представлений о человеке, и философско-антропологической интерпретации проблем насилия, мира и милосердия в идеологии и культурно-исторических практиках ислама.

Ключевые слова: идеологемы насилия, мира и милосердия, ислам, Коран, кораническая антропология, джихад.

S. V. Reznik

Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

IDEOLOGEMES OF VIOLENCE, PEACE AND COMPASSION IN THE THEOLOGY OF

TRADITIONAL ISLAM

The analysis of the religious texts of Islam (Quran and Sunnah) allowed to identify the main ideologies of violence, peace and mercy in theology of traditional Islam. Issues of interpretation of the sacred religious texts of Islam, as well as the interpretation of the ideology of violence, peace and mercy, to this day remain open, which determines the General theoretical importance of the study of traditional and modern concepts of man, and philosophical and anthropological interpretation of the problems of violence, peace and charity in the ideology and cultural and historical practices of Islam.

Keywords: ideologies of violence, peace and mercy, Islam, the Koran, Koranic anthropology, Jihad

DOI 10.22405/2304-4772-2018-1 -4-42-49

Мировые религии буддизм, христианство, ислам несут в себе значительный потенциал противодействия насилию. В нашей работе мы обращаемся к исламу. В России ислам является второй по численности религией после православия. Ислам исповедуют татары, башкиры, чеченцы, аварцы и другие народы России. Данные факты актуализируют изучение ислама, являющегося весьма значительным религиозным явлением.

Потоки эмигрантов из мусульманских стран, хлынувшие в Западную Европу за последние десятилетия, привели к встрече и взаимодействию исламской культуры с западной постхристианской цивилизацией. Из всех образов нехристианских религий, существующих в сознании представителей западной цивилизации, наиболее негативно окрашен образ ислама. Исламский мир предстает в качестве некого антипода и врага западной цивилизации.

Вопросы толкования священных вероучительных текстов ислама, как и интерпретации идеологем насилия, мира и милосердия, по сей день остаются открытыми. Поэтому исследование традиционных и современных представлений о человеке, и философско-антропологическая интерпретация проблем насилия, мира и милосердия в идеологии и культурно-исторических практиках ислама определяет общетеоретическую важность нашего исследования, его научное и практическое значение.

Во многих местах Корана говорится о том, какая судьба ждёт тех, кто не уверовал в истинного Бога: «вечный огонь», «наказание», «жестокое наказание», «болезненное наказание», «мучительное наказание», «унизительное наказание». Приводятся примеры адских мучений грешников: «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах - великий, мудрый!» (4: 59(56)) [1].

Можно сказать, что в исламе проявляется свойственная иудаизму черта. Как и в иудейской традиции, так и в исламе верующему не предписывается любить Бога, но главной обязанностью человека является соблюдение божественного закона, богобоязненность. Коран постоянно напоминает об опасности отступления от божественных заповедей: «Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, - для них сильное наказание. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения!» (3: 3), «А если кто не верует в знамения Аллаха... то ведь Аллах быстр в расчете!» (3: 17(19)). Однако следует отметить, что призывы Корана к войне отражают конкретную ситуацию жизни Пророка в мединский период. Призывы сражаться против язычников Мекки не применимы в наши дни в качестве принципа, оправдывающего применение силы.

Милосердие обычно определяется, как склонность к прощению, а не к наказанию. Исламская традиция говорит о милосердии Бога, которое охватывает все Его творения. Одна из сур Корана названа по великому качеству Аллаха - Ар-Рахман («Милостивый»). Также от слова «милосердие» происходят сразу два имени или качества Аллаха - «Ар-Рахман» («Милостивый») и «Ар-Рахим» («Милосердный»). Почти все суры Корана начинаются со слов: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!». Кроме того, Бог заверяет человека в том, что кто бы ни совершил грех, он будет прощен, если раскается и прекратит совершение этого проступка. В суре «Скот» сказано: «И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: «Мир вам!» Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он - прощающ и милосерд» (6: 54).

Данный аят Корана подтверждается словами пророка Мухаммеда, в которых он приводит следующее знамение Аллаха: «Моя милость превышает Мой гнев» («Сахих» Аль-Бухари, хадис 7422, передал Абу Хурайра) [2]. Также пророком Мухаммедом гарантирована награда за доброту и милосердие: «К милосердным милосерден Всемилосердный. Проявляйте милосердие к тем, кто

на земле, - и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам». (Абу Дауд, хадис 4941, передал Абдулла бин Амр).

Сам Аллах говорит о милосердии: «Мы послали тебя только как милость для миров» (21: 107). Данный аят Корана показывает, что ислам основан на милосердии. Универсализм данной религии, говорит о том, что Аллах послал пророка Мухаммеда в качестве милости ко всем созданиям без исключения. В Коране по этому поводу также сказано следующее: «К вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он - ревнует о вас, к верующим - кроток, милостив» (9:128).

Исламская традиция подчеркивает, что данные строки Священной Книги мусульман четко проявились в поведении и образе жизни Пророка ислама. Жизнеописание Пророка открывает трудный и полный невзгод путь, пройденный им ради передачи божественного откровения. Всячески подчеркивается, что Пророк был кроток и милостив в наставлении своего народа, и всякий раз, когда люди чинили ему вред, он всегда молил Аллаха о прощении им их невежества и жестокости.

Вот какое описание ближайших сподвижников Пророка дается в Коране: «Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их -на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду!» (48: 29). История ислама знает немало примеров проявления милосердия сподвижниками Пророка. Абу Бакр Ас-Сиддик потратил все свое имущество на выкуп рабов у их жестоких хозяев, а затем, во имя Аллаха, отпускал их на свободу.

Разъясняя своим сподвижникам правильное представление о милосердии, Пророк сказал, что оно состоит не в том, чтобы быть добрым к родственникам и друзьям, а в проявлении милости и милосердия к обществу в целом: как к знакомым людям, так и к незнакомым.

Среди доисламских традиций арабов эпохи «джахилийи» существовали обычаи принесения своих детей в жертву божествам, закапывания новорожденных младенцев женского пола заживо. Ислам наложил строгий запрет на совершение такого рода действий, о чем говорят Коран и Сунна Пророка. Хадисы свидетельствуют о добросердечии Пророка по отношению к детям: «(Бывает,) я начинаю молитву, желая сделать ее подольше, но, услышав плач ребенка, я укорачиваю ее, ведь понимаю, что рыдания ребенка пробуждают чувства у его матери» («Сахих» Аль-Бухари, хадис 707, передал Абу Катада).

Пророк учил, что детей нужно воспитывать в доброй, любящей атмосфере, а также тому, что нельзя их бить и унижать. Один из хадисов повествует о том, как один человек увидел, что Пророк целует своего внука и

изумленный мягкостью Пророка сказал: «У меня десять детей, но я никогда никого из них не целовал». На что Пророк ответил: «Тому, кто не проявляет милосердия, не будет оказано никакого милосердия». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 5997, передал Абу Хурайра).

В Коране сказано: «И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй» (93: 9-10). В соответствии с приведенным стихом Корана выступают манеры Пророка по отношению к сиротам. Пророк сказал: «Я и тот, кто заботится о сироте и обеспечивает его, будем в раю вот так», - и он соединил указательный и средний пальцы. (Абу Дауд, хадис 5150, передал Сахль). Пророк поощрял доброту, говоря, что человек вознаграждается благими делами за каждый волосок, который он погладит на голове сироты. Защита имущества сирот ясно подтверждается Кораном: «Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!» (4: 11(10)).

Коран уделяет достаточно много внимания вопросам войны и мира. Здесь мы подходим к одной из самых сложных проблем - концепции джихада. Сложность заключается в том, что понятие джихад находится в зависимости от субъективного восприятия отдельного человека, лидера. В религиозном контексте оно означает усилие верующего на пути к Богу, «великую войну», которую каждый верующий мусульманин должен вести внутри самого себя против своих пороков, невежества и зла. «Малый джихад» ведется против врагов веры и истины, против зла, насилия. Насилие в исламе позволено применять только в крайнем случае и только против тех, кто наглядно доказал свои злые намерения, кто является агрессором, убийцей. Во всех остальных случаях, шариат призывает к терпимости и увещеванию.

С точки зрения мусульманского права, джихад не предполагает и не оправдывает насильственного обращения в ислам. Правомерными признаются только те случаи принятия ислама, которые произошли ненасильственно, т.е. вследствие разумного убеждения или «перемены сердца». По этой причине к немусульманскому населению в исламских странах всегда относились терпимо. Коран ограничивает насилие, не столько предписывая возмездие за убийство, сколько принимая его как правовую реальность. Он признает справедливость равного воздаяния, поскольку он осуждает насилие, вводит его в контролируемые рамки: «кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех» (5: 35(32)). В суфизме, например, термин «джихад» использовался в значении внутренней борьбы («великий джихад») добра и зла, идущей внутри каждого человека.

В Коране установлен строжайший запрет на братоубийственные распри между мусульманами: «Не следует верующему убивать верующего» (4: 94(92)). С установлением ислама происходит ограничение практики кровной мести, которую предписывается заменять денежными выплатами родственникам погибших: «пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то - пост двух месяцев последовательных как покаяние пред

Аллахом» (4: 94(92)). Умышленное убийство единоверца сулит проклятием и адскими муками: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» (4: 95(93)).

Также Сура Корана «Женщины» содержит ряд предписаний относительно отношений с теми, кто не принял пророческой миссии Мухаммеда, «неверными». «Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников» (4: 91(89)). Мухаммед будучи прозорливым политическим деятелем осознавал тот факт, что нельзя разорвать в одночасье прежние кровнородственные связи между мусульманами и их не уверовавшими родственниками. Об этом свидетельствует следующий аят: «кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз; или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами или сражаться с их народом» (4: 92(90)). Поэтому Коран предписывает мусульманам склоняться к миру в том случае если их противники сами готовы к этому: «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них» (4: 92(90)). Таким образом, Пророк Мухаммед побуждал сподвижников сохранять родственные связи с теми родственниками, которые все еще не уверовали. Данное предписание Корана говорит о том, что милосердие в исламе может распространяться и на врагов во время войны.

В том случае, если враги ислама воспротивятся миру, Коран допускает вооруженную борьбу: «И если они не отойдут от вас, и не предложат вам мира, и не удержат своих рук, то берите их и избивайте, где бы ни встречали вы их. Над этими Мы дали вам явную власть!» (4: 93(91)). Однако в данном контексте применение насилия в отношении иноверцев может быть истолковано, только как оборонительная, вынужденная мера.

Коран содержит явные призывы к миролюбию: «О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий», - домогаясь случайностей жизни ближней. Ведь у Аллаха - обильная добыча. Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (4: 96(94)).

Кроме того, во время войны Пророк запрещал своим сподвижникам причинять вред пожилым, раненым, женщинам, детям, а также людям в местах поклонения. Коранические предписания накладывают запрет на жесткое обращение с пленниками, уничтожение посевов и уродование тел убитых врагов.

Когда Пророк победоносно вошел в Мекку после нанесения поражения курайшитам, он обратился к ним с вопросом, какого обращения они ждут от него. Мекканские курайшиты склонились перед Мухаммедом и признали его пророческую миссию. Пророк ответил им: словами Юсуфа (пророка Иосифа), которые он сказал своим братьям: «Нет упреков сегодня над вами! Простит

Аллах вам, - ведь Он - милостивейший из милостивых!» (12: 92). «Идите, ведь вы свободны». («Ас-сунан аль-кубра» Байхаки, хадис 18276). Так Пророк установил пример милосердия и прощения, освободив пленных без выкупа. Проповедь милосердия и прощения прослеживается в аяте Корана, которым завершается Сура «Женщины» «в степенях у Него, и прощение, и милости. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!» (4: 98(96)).

Хадисовед аль-Бухари посвятил целую книгу своего знаменитого собрания высказываниям Пророка ислама о заключении мира. Коран описывает вечное пристанище верующих в потусторонней жизни как Дарус-салам. Аллах приглашает людей в пристанище мира (10: 25). Живущие в раю приветствуют друг друга словом «салам» - мир (10: 10). Ангелы приветствуют людей у входа в рай словами «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!» (13: 24). Благочестивым людям говорят «Входите сюда с миром в безопасности!» (15: 46). Согласно Корану мир есть непременное качество, как верующего, так и Аллаха: «в воздаяние за то, что они делали. Не услышат они там пустословия и укоров в грехе, а лишь слова: «Мир, мир!»» (56: 23(24)-25(26)). Мир «ас-Салам» является одним из наиболее прекрасных имен Аллаха. Таким образом, цель ислама - воцарить мир на земле.

Священная Книга мусульман говорит о том, что все в этом мире являются божественным творением, поэтому ислам запрещает жестокое обращение с животными. Один из хадисов гласит, что когда Пророк увидел осла с заклейменной мордой, он сказал: «Да проклянет Аллах того, кто заклеймил морду этого животного» («Сахих» Муслима, хадис 2117, передал Джабир).

Ислам установил строгие правила забоя животных: запрещено точить ножи в присутствии животных перед их забоем, забой одного животного в присутствии другого. В одном из высказываний Пророка по этому поводу ясно говорится: «Бог взывает к милосердию во всем. Так, будьте милосердны, когда убиваете и когда забиваете: затачивайте лезвие, чтобы ослабить боль». («Сахих» Муслима, хадис 1955, передал Шаддад). Кроме того, был установлен строгий запрет на проведение боев животных, когда одно из них должно ранить другое.

Один из сподвижников Пророка передает, что, во время совместного путешествия, они обнаружили птицу, которая высиживала яйца. Когда спутники Пророка забрали у матери ее потомство, но она подошла к ним и стала хлопать крыльями. Тогда Пророк спросил: «Кто растревожил эту птицу, забрав ее потомство? Верните его ей сейчас же». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 382, передал Абдулла бин Мас'уд).

Исламское понятие милосердия всеобъемлюще и подчеркивает взаимосвязанность всего сотворенного с собой и с Творцом. Милосердие начинается с Бога и даруется Им каждому живому созданию. Люди, проявляющие друг к другу милосердие, оказываются объектом еще большего милосердия Бога. Такое видение ислама поощряет снятие барьеров между

народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация.

Кораническая антропология, признавая за человеком не только статус «раба Аллаха», но и Его наместника на земле, направляет действия верующих на активное преобразование их земной жизни в духе предписаний ислама. Разработанные исламской теологией и коранической антропологией идеи: императива намерения как сообразного велению Бога действия; понимания Бога как Абсолютной Воли; последовательного монотеизма (Бог -единственный источник блага и зла); блага как повиновения божественному закону; равенства земного и потустороннего блага; избранности исламской общины (уммы) и др., определяют основное содержание подходов и решений проблем насилия и ненасилия в традиционном исламе.

Проведенный нами анализ вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна) позволил выделить основные идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама. Священное Писание ислама содержит множество предписаний по вопросам войны, мира и милосердия. Следует подчеркнуть, что призывы Корана к войне против язычников Мекки отражают конкретную ситуацию жизни Пророка в мединский период истории ислама и не применимы в наши дни в качестве принципа, оправдывающего применение силы.

Понимание милосердия в традиционном исламе всеобъемлюще и подчеркивает взаимосвязанность всего сотворенного с собой и с Творцом. Милосердие начинается с Бога и даруется Им каждому живому созданию. Люди, проявляющие друг к другу милосердие, оказываются объектом еще большего милосердия Бога. Такое видение ислама поощряет снятие барьеров между народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация.

На наш взгляд в исламе содержится дихотомия насилия и ненасилия. С одной стороны, требование следовать божественным установлениям, ориентация человека на активную жизненную позицию оправдывают насилие с целью приближения к религиозному идеалу. С другой же стороны, трансформация представлений о человеке в современном исламе, признание за человеком свободы выбора, способности к самопознанию, его чистоты и святости привели к появлению в ряде мусульманских стран движений, использующих в своих практиках принцип ненасилия (например, движение Республиканских Братьев в Судане 1951 г. и ненасильственная армия Слуг Господних под предводительством Абдула Джаффара Хана в Афганистане 1929 г).

Литература

1. Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М. : ВОЛОКНОР : ТРЕКИНГТУР, 1990. 727 с.

2. Сахих аль-Бухари. Мухтасар : полный вариант / пер. с арабского, примеч. и указатели В. А. Нирша. М. : УММА, 2003. 960 с.

References

1. The Koran / transl. and comment. by I. Yu. Krachkovskiy. Moscow: VOLOKNOR: TREKINGTUR, 1990. 727 p.

2. Sakhikh al'-Bukhari. Mukhtasar: polnyy variant [Sahih al-Bukhari. Mukhtasar: full version] / trans. from Arabic, notes and pointers by V. А. Nirsh. Moscow: UMMA, 2003. 960 p.

Статья поступила в редакцию 12.08.2018 Статья допущена к публикации 30.09.2018

The article was received by the editorial staff12.08.2018 The article is approved for publication 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.