Научная статья на тему 'Привлекательность региона для инвестирования экспортоориентированных отраслей'

Привлекательность региона для инвестирования экспортоориентированных отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовойтов Михаил Карпович, Максимова Ольга Николаевна

В статье рассматривается и анализируется инвестиционная привлекательность АПК региона, и в частности экспортоориентированное зернопроизводство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлекательность региона для инвестирования экспортоориентированных отраслей»

УДК 338

М. К. Старовойтов, О. Н. Максимова

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЕЙ

В статье рассматривается и анализируется инвестиционная привлекательность АПК региона, и в частности экспортоориентированное зернопроиз-водство.

Развитие рыночной экономики связано не только с формированием системы регулирования деятельности институциональных, индивидуальных и корпоративных участников рынка, но и с созданием условий для привлечения инвестиций в регионы при нормативно-правовом, экономическом, организационном обеспечении безопасности и достаточно высокого уровня доходности инвестиционных вложений в инвестиционные проекты.

Специфика деятельности сельскохозяйственного производства и отраслей перерабатывающей промышленности требовала более мягкого механизма и экономических преобразований в соответствии с принципами рынка. Отсутствие такого механизма негативно сказалось на всех сферах деятельности, в том числе и на инвестиционной, в то время как способность к стабильной работе в новых рыночных условиях, к удержанию основных ниш рынка, к поддержанию производства на современном научно-техническом уровне прямо зависит от способности предприятий к инвестированию.

В современных условиях развитие экспорта зерна и зерновой продукции в Волгоградской области обладает потенциальными возможностями повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во-первых, экспорт означает возможность расширения рынка для сельскохозяйственных производителей зерна. Его увеличение может повысить цены и доходы за счет расширения сбыта. Существует взаимосвязь величины экспорта сельскохозяйственной продукции и цен на нее. Во-вторых, участие в мировых рынках сбыта стимулирует рост производительности труда и увеличение выпуска зерновой продукции. Конкуренция побуждает работать с полной отдачей и максимальным эффектом. Торговое и международное соперничество служит руководством для применения производственных решений. Благодаря положительному воздействию экспортной торговли на эффективность использования инвестиционных ресурсов, возможно повысить выпуск продовольствия и, следовательно, продовольственную независимость области и региона.

В то же время ориентировать Волгоградских производителей и переработчиков зерна на производство продукции, способной конкурировать с аналогами на внешних рынках, невозможно без структурной и технологической перестройки АПК, модернизации основного капитала, внедрения инновационных разработок в производстве. Такие преобразования возможны при мобилизации больших инвестиционных ресурсов и отработке механизма инвестиционной стратегии современных отечественных предприятий для обеспечения их инвестиционной безопасности.

Инвестиционная политика на уровне региона должна быть направлена на воспроизводство инвестиционной активности субъектов хозяйствования, которые можно рассматривать поэлементно и комплексно, а также с межот-

раслевых и территориальных позиций. В настоящее время значение анализа взаимосвязи экономических процессов возрастает.

Встает проблема достижения сбалансированности экономических и социальных условий развития региона. Инвестиционная политика государства ориентируется на экономическую эффективность и направлена на увеличение доходов федерального бюджета, и одновременно возрастающая дифференциация экономического развития регионов требует усиления государственной поддержки отстающих регионов. Формирование и реализация государственной инвестиционной политики, нацеленной на социальную сторону, ослабление территориальных диспропорций между регионами уменьшают экономический эффект в настоящем, но восполняют его будущим снижением государственной помощи [1].

Одним из концептуальных положений стратегии регионального инвестирования является создание условий надежности и безопасности реализации экономических интересов участников инвестиционного рынка, объектов инфраструктуры инвестиционного рынка, которые могли бы составить основу стратегий отраслевого инвестирования.

По статистическим данным, Волгоградский регион как субъект РФ характеризуется высоким уровнем научного, промышленного, сельскохозяйственного, инвестиционного, ресурсного потенциалов. Казалось бы, это позволяет при благоприятных внешних и внутренних факторах обеспечить экономическую и продовольственную безопасность.

На первый взгляд, позитивные тенденции в развитии отдельных отраслей экономики за последние годы подтверждают наличие определенных факторов устойчивости в развитии Волгоградского региона. Имеется положительная динамика валового регионального продукта, который вырос с 69,4 млрд руб. в 2001 г. до 107,2 млрд руб. в 2003 г. и в 2004 г. составил 125,5 млрд руб. [2].

Регион является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. В сельском хозяйстве сконцентрировано около 16% рабочих мест, 8% основных фондов, 6% инвестиций в основной капитал. От валового регионального продукта продукция сельскохозяйственного производства составляет более 17%. В структуре производства продукции сельского хозяйства более 65% приходится на продукцию растениеводства, 35% - на продукцию животноводства.

Однако, несмотря на положительные тенденции регионального АПК, продолжают сохраняться и негативные тенденции. Они обусловлены низкой технической оснащенностью села, высоким износом техники. Значительное число организаций в сельском хозяйстве являются финансово неустойчивыми и убыточными. Остается острой проблема неплатежей. Негативным фактором является диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности, дефицит инвестиционных ресурсов и, как следствие, низкая инвестиционная активность.

Хотя по показателям инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе Волгоградская область находится среди лидеров: по объему инвестиций занимает третье место после Краснодарского края и Ростовской области; по объему инвестиций на душу населения занимает четвертое место после Краснодарского края, Республики Калмыкия, Астраханской области; по привлечению иностранных инвестиций в экономику области занимает

второе место после Ростовской области, проблема дефицита инвестиционных ресурсов актуальна.

Структура инвестиций крайне неравномерна. От всего их объема на долю сельского хозяйства приходится всего около 4%. Основными источниками инвестиционных ресурсов являются собственные средства предприятий (прибыль, амортизация), привлеченный и заемный капитал. Они составляют 87% общего объема инвестиций. У сельскохозяйственных же товаропроизводителей собственных инвестиционных ресурсов нет, а два последних источника финансирования им недоступны из-за низкой инвестиционной привлекательности и высоких процентов по кредитам.

Бюджетные средства в структуре инвестиций составляют всего 8%, из них федеральный бюджет - 3,9%. Эти средства в основном идут на финансирование федеральных и областных целевых программ.

Приоритетными направлениями инвестирования областных и федеральных целевых программ Волгоградской области являются: сельскохозяйственное производство и переработка его продукции; нефтегазодобывающая (перерабатывающая) промышленность; добыча и переработка бишофитного сырья; производство экспортной и импортозаменяющей продукции при условии доведения ее качества до уровня мировых стандартов; направление инвестиций на реконструкцию и модернизацию оборудования, предназначенного для выпуска экспортной продукции; конверсия производства; производство продуктов питания; производство медицинского оборудования и выпуск фармацевтической продукции; производства, направленные на реализацию целевых программ; производство продукции для жилищного строительства, и прежде всего индивидуального; энергосбережение.

Приоритетные направления инвестиционной деятельности определяются администрацией Волгоградской области и Волгоградской областной Думой.

В сельском хозяйстве Волгоградского региона производство зерна -традиционно один из важнейших источников доходов для сельскохозяйственных предприятий. В пищевой и перерабатывающей промышленности зерно составляет значительную часть сырья, во многом определяющую межотраслевые производственно-экономические взаимосвязи в региональном АПК. Поступление налогов от реализации и переработки зерна влияет на формирование доходной части бюджета.

Целевые количественные и качественные параметры развития зернового хозяйства и рынка зерна Волгоградской области можно разделить на три составляющие: внутреннее потребление зерна, его переходящие запасы и экспортные ресурсы. При этом размеры внутреннего потребления зерна, в частности на продовольствие и корм скоту, необходимо определить, ориентируясь на научно-обоснованные душевые нормы потребления хлебных продуктов, мяса, молока, яиц и рациональные нормы расхода зернового сырья на производство единицы конечной продукции.

Что касается размера переходящих запасов зерна, то для поддержания стабильности положения на российском зерновом рынке при объеме внутреннего потребления 110-120 млн т в зависимости от уровня надежности стране потребуется резервный фонд зерна в объеме 19-28 млн т, что составляет 24-26% от годового объема его потребления [3].

Объем экспортных ресурсов зерна должен определяться стратегией внешнеэкономической политики региона на конкретный период, строящейся в зависимости от складывающейся ситуации на российском и мировом зерновом рынке.

Рассмотрим приоритетность инвестиций в зерновое производство как экспортоориентированную отрасль в Волгоградском регионе.

Первой предпосылкой для экспортоориентации зернового производства является то, что развитие таких отраслей подлежит государственной инвестиционной поддержке. Государственная инвестиционная поддержка товаропроизводителей экспортной продукции состоит:

- в прямом участии в инвестиционной деятельности в форме бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов на инвестиционные цели (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), субвенций и субсидий из средств областного бюджета, предоставляемых юридическим лицам для реализации ими инвестиционных задач, в том числе погашения части процентной ставки по банковскому кредиту;

- в содействии развитию инфраструктуры субъектов инвестиционной деятельности в Волгоградской области;

- в установлении субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Волгоградской области;

- во включении инвестиционных проектов в каталог инвестиционных предложений Волгоградской области, издаваемый администрацией Волгоградской области;

- в предоставлении нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Таким образом, инвесторы, вкладывающие деньги в производство зерна на экспорт, вправе рассчитывать на государственную поддержку и льготы.

Развитию инвестиционной и инновационной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры. Проанализируем рынок инвестиционных ресурсов Волгоградской области.

На территории Волгоградской области осуществляют практическую деятельность шесть региональных кредитных организаций, 39 филиалов ино-региональных кредитных организаций и два представительства инорегио-нальных кредитных организаций.

Прибыль кредитных организаций только за 2004 г. составила 109,2 млн руб. За этот год выдано кредитов на сумму 43,7 млрд руб., в том числе: на промышленность - 18,0 млрд руб.; на сельское хозяйство - 3 млрд руб.; на строительство - 1,0 млрд руб.; на торговлю и общественное питание -10,3 млрд руб.; на транспорт и связь - 0,6 млрд руб.; на прочие отрасли -7,8 млрд руб.; физическим лицам - 3,0 млрд руб. Общая величина ресурсов кредитных организаций составила более 22 млрд руб.; из них: собственные -более 2,6 млрд руб.; привлеченные - 19,4 млрд руб.

На территории Волгоградской области с 1995 г. на основе региональных законодательных актов развивается небанковский финансовый институт микрокредитования мелких и средних товаропроизводителей - кредитные потребительские кооперативы.

Сегодня практическую деятельность осуществляют 135 кредитных потребительских кооперативов, 195 структурных подразделений кооперативов.

Годовые объемы выдаваемых займов составляют более 2,0 млрд руб. Кредитная кооперация участвует в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». За шесть месяцев 2006 г. выдано займов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам на сумму 400 млн руб.

В области создана инфраструктура кредитной кооперации. Техническую и финансовую помощь в развитии кредитной кооперации Волгоградской области на протяжении ряда лет на основе соответствующих соглашений с администрацией Волгоградской области и объединениями кооперативов оказывают Общество международного развития Дежардэн (Канада) и Германский кооперативный союз Райффайзен. Кредитные потребительские кооперативы граждан объединены в Волгоградскую ассоциацию кредитных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы объединены в кооператив второго уровня - Волгоградский областной потребительский сельскохозяйственный кредитный кооператив «Содружество», который выполняет функцию финансового координатора деятельности кредитных кооперативов на селе.

На территории Волгоградской области осуществляют деятельность 17 региональных страховых компаний и 28 филиалов иногородних страховых компаний. Объем страховых взносов, собираемых страховыми организациями, на территории Волгоградской области в 2002 г. составил 842,2 млн руб., в том числе: по добровольному страхованию - 682,2 млн руб., по обязательному - 160 млн руб.

Кроме того, с 1995 г. определенное развитие получил новый финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц с целью дополнительного пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, рынок инвестиционных ресурсов вполне развит, но остается проблема недостаточной инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, в том числе производства зерна. Решение данной проблемы, по нашему мнению, возможно посредством экспортоориента-ции данной отрасли, завоевания рыночной ниши внешнеторгового оборота.

Объем внешнеторгового оборота по Волгоградской области превышает 1,5 млрд долларов США. Во внешней торговле области ведущее место занимал экспорт. Экспортная составляющая торгового оборота в денежном выражении в четыре раза превысила продукцию импорта. По объемам экспорта область является лидером среди субъектов Южного федерального округа и находится впереди Краснодарского края на 18,1%; Ростовской области - на 18,8%; Ставропольского края - в пять раз и далее по возрастанию.

Основу регионального экспорта традиционно представляют товары топливно-энергетического комплекса, отраслей черной, цветной металлургии и химической промышленности: продукция сероводородной и фосфатных групп и др. Экспорт товаров черной металлургии представляли: крупносортный прокат, трубы большого диаметра, стальные канаты и проволока из качественной стали и др.; цветной металлургии - алюминий первичный. Из продукции топливно-энергетического комплекса экспортировались, в основном, сырая нефть и продукты переработки.

Приоритеты поставок волгоградских товаров по-прежнему остаются за дальним зарубежьем.

Наибольший объем внешнеторгового оборота приходится на Украину, Белоруссию, Германию, Италию, США, Францию, Великобританию.

В агропромышленном комплексе, несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным. Причинами этого являются:

- низкие темпы формирования рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, информационных услуг;

- наличие излишнего числа коммерческих посредников от производителя продукции до конечного потребителя;

- низкая платежеспособность оптовых покупателей сельхозпродукции, использование суррогатных форм взаиморасчетов в хозяйствах;

- снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сортовых посевов, поголовья племенного скота.

Негативное влияние оказывает слабая интеграция между производством и переработкой, растущий диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между себестоимостью сельскохозяйственной продукции и ценой ее реализации; общее снижение фондо- и энерговооруженности сельского хозяйства; недостаточное развитие лизинга оборудования и техники.

Принимая во внимание необходимость усиления стимулирующего влияния внешнеэкономической деятельности на региональное хозяйство, придания ей современного качества, необходимо укрепление и совершенствование экспортного потенциала за счет приоритетного развития экспортоориентированных производств сельскохозяйственных комплексов Волгоградской области.

При наличии самодостаточной собственной сырьевой базы область ввозит продовольствие из-за рубежа и других регионов, что обостряет проблему продовольственной безопасности. Импорт продовольствия в Волгоградской области по-прежнему велик.

По нашему мнению, в пользу развития зернового производства как экспортоориентированного в Волгоградском регионе имеются все предпосылки:

- природно-экономические условия и ресурсы определяют область как крупного производителя зерна, в том числе твердых и сильных сортов пшеницы;

- площадь сельскохозяйственных угодий составляет 8,8 млн га, в том числе 5,9 млн га пашни. (По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области.);

- по производству зерновых культур Волгоградская область входит в первую десятку регионов;

- повышение эффективности использования пашни за последние два года позволило увеличить объемы производства зерна до 3 млн т.

Даже учитывая, что Волгоградская область - зона рискового земледелия, новые технологии возделывания, пары в достаточных количествах, четкое соблюдение сроков и технологий возделывания зерновых позволили в Михайловском районе гарантированно получать урожай 50-55 центнеров

пшеницы с гектара вне зависимости от погодных условий. В то же время средняя урожайность по области составляла 18-25 центнеров с гектара [5]. По посевным качествам семян яровых зерновых культур под урожай 2004 г. Волгоградская область заняла второе место по России [6].

Сельскохозяйственные товаропроизводители Волгоградского региона получают финансирование из федерального и областного бюджетов по программным мероприятиям.

Таким образом, зерновое производство Волгоградской области имеет все шансы развития как экспортоориентированной и, на первый взгляд, является приоритетной отраслью инвестирования. И в то же время инвесторы не спешат вкладывать деньги в производство данной продукции.

Одним из факторов, препятствующих выходу зерновой продукции на межрегиональные и мировые рынки на уровне регионального сельскохозяйственного предприятия, является отсутствие квалифицированного менеджмента инвестиционного потенциала, структура которого включает прибыль и амортизационные отчисления. В настоящее время предприятиям разрешено использование современных методов начисления амортизации основных средств, использование которых позволяет увеличить долю амортизационных отчислений в структуре себестоимости, тем самым возместить затраты по объектам основных средств уже в первые годы использования. Практически все предприятия АПК Волгоградской области применяют линейный метод амортизации без повышающих коэффициентов. Это существенно уменьшает сумму средств, предназначенную для воспроизводства основного капитала.

Стоимость инвестиционных ресурсов постоянно снижается из-за инфляционных процессов в экономике. Обычно оценка эффективности функционирования предприятия производится традиционными методами финансового анализа, при этом изменение общего уровня цен часто в расчеты не берется, что искажает реальную картину. Например, согласно данным о размерах сельскохозяйственного производства, стоимость валовой продукции растениеводства Волгоградской области с 1996 по 2005 гг. неуклонно росла, а если очистить ее рост от влияния инфляции, то очень четко прослеживается спад реальных объемов производства, что будет показано в дальнейших расчетах.

Влияние инфляции весьма существенно как на само предприятие, так и на всех связанных с ним экономических агентов. Сельскохозяйственные предприятия в силу сезонности производства, диспаритета цен и других специфических условий в основном вынуждены отдавать свою продукцию реализаторам (посредникам) в кредит, т.е. постоянно имеют значительную дебиторскую задолженность. Высокие темпы инфляции снижают реальную ценность денег, которые предприятие впоследствии получает за свою продукцию, тем самым нанося ему неявные убытки.

Следовательно, еще одним значительным сдерживающим фактором выступает высокий уровень инфляции.

Это сдерживает приток инвестиционных ресурсов от внешних инвесторов, им невыгодно вкладывать капитал в реальные инвестиции, которые, являясь главной формой реализации стратегии экономического развития предприятия, в то же время подвержены высокому риску морального старения и наименее ликвидны.

На инвестиционную активность предприятия влияют внешние факторы, такие как условия выдачи банковских кредитов (срок кредита, процентная ставка по нему, величина предоставляемого залога), определяющие их доступность, и налоговая политика государства, определяющая, какую долю прибыли предприятие может оставить на развитие. Вследствие недоступности для большинства предприятий банковских кредитов, особенно долгосрочных (из-за высоких процентных платежей и требования крупного залогового обеспечения и значительного налогового бремени), можно говорить о таких сдерживающих факторах, как высокая налоговая нагрузка и недоступность сторонних источников инвестирования.

Следовательно, жизненно важной задачей для производителей зерна является обретение способности увеличить свою инвестиционную привлекательность и стать конкурентоспособным на рынке инвестиционных ресурсов: инвестиционная привлекательность обеспечивает инвестиционную конкурентоспособность.

Повышение инвестиционной привлекательности в сочетании с ростом инвестиционной активности позволит сельхозпроизводителям обеспечить свою инвестиционную конкурентоспособность, что станет предпосылкой обеспечения их конкурентных преимуществ на рынке инвестиционных ресурсов.

Их инвестиционная деятельность должна ориентироваться на следующие стратегические цели: поддержание критической массы инвестиций, обширная диверсификация форм реального и финансового инвестирования, обеспечение средней нормы инвестиционного дохода, развитие реальных инвестиций, преследующих экономические цели. Развитие экспортоориентированного зерноводства вполне подходит для этого.

Для поддержания экономического роста предприятий-производителей зерна требуется формирование инвестиционной стратегии, задачей которой является координирование, взаимоувязка, индивидуализация указанных целей инвестирования. Инвестиционные цели должны быть согласованы с общей стратегией развития предприятия. Это невозможно без грамотно разработанной инвестиционной стратегии и механизма ее реализации.

Отправным пунктом стратегии повышения инвестиционной конкурентоспособности экспортоориентированного зерноводства, по нашему мнению, является выделение интеграционного процесса как ведущего в агропромышленном производстве.

Одним из основных преимуществ интегрированных объединений является их конкурентоспособность на рынке. Главным рычагом при этом служит политика в области цен, возможность продавать продукцию по цене ниже, чем у конкурентов, и получать основную массу прибыли не за счет завышения цен, а путем увеличения объемов реализуемой продукции. Примером могут служить розничные цены на муку, сложившиеся в среднем по Волгоградской области в 2005 г. - I квартале 2006 г. и по продукции агрохолдинга. В мае 2005 г. уровень областных цен почти на 40% превышал цены предприятий агрохолдинга, и лишь почти через год разрыв сократился до 9% [8].

Возможность продавать продукцию по более низким ценам основывается на соответствующем уровне издержек ее производства и реализации. Члены агрохолдинга оплачивают услуги, связанные с продвижением продукции по технологической цепочке по более низким тарифам, чем хозяйствующие субъекты, не входящие в него.

Список литературы

1. Игонина, Л. Л. Инвестиции : учебное пособие / Л. Л. Игонина ; под ред. В. А. Слепова. - М. : Экономист, 2005. - С. 478.

2. Основные показатели социально-экономического развития Волгоградского региона. Статистический сборник. - Волгоград, 2005.

3. Баранов, Э. П. Управление рынком зерна на федеральном уровне / Э. П. Баранов. - М. : Наука, 2006.

4. Российский статистический ежегодник. 2005 : статистический сборник / Росстат. -М., 2006.

5. Козенко, Ю. А. Формирование механизма антикризисного управления предприятиями АПК : монография / Ю. А. Козенко ; Московский государственный аграрный университет им. В. П. Горячкина. - Волгоград, 2002.

6. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2003 г. № 885-ОД «О Программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года».

7. Инвестиции по отраслям экономики Волгоградской области в 2005 г. // Статистический сборник Волгоградской области. - Волгоград, 2006. - С. 49.

8. Чертоусов, В. А. Основные направления стабилизации регионального зернового производства / В. А. Чертоусов // Основы достижения устойчивого развития сельского хозяйства : материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград : Волгогр. гос. с.-х. акад., 2004. - С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.