УДК 336.719. 2:34
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
OF REGULATION OF BANK SECRET (HISTORICAL ASPECT AND FORGN EXPERIENCE)
П.Г. Исаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и денежное
обращение», Дагестанский государственный университет
Phone: 8-928-555-85-58 E-mail [email protected]
P.G.Isaeva, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of department "Taxes and currency
circulation", Dagestan State University
Phone: 8-928-555-85-58 e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрыты исторические и зарубежные аспекты развития института банковской тайны его правового обеспечения и сопровождения на примере нескольких стран - Швейцарии, Германии, Великобритании, США и России.
Abstract
In article historical and foreign aspects of development of institute of bank secret of its legal maintenance and support on an example of the several countries - Switzerland, by Germaknii, Great Britain, the USA and Russia are opened.
Ключевые слова: банковская тайна, нормативно-юридическая практика, правовое регулирование, институт банковской тайны, прецедентное право.
Keywords: bank secret, is standard-legal practice, legal regulation, institute of bank secret, a case law.
Осуществление банковских операций, ведение банковской деятельности, совершение банковских сделок предполагает получение, переработку, хранение и использование информации, как правило, имеющей высокую экономическую и иную ценность. Потребность в информации возникает у клиента уже при выборе кредитной организации, а у кредитной организации - при определении права клиента на обслуживание. Органы банковского надзора испытывают потребность в информации еще раньше: при регистрации кредитной организации.[6]
В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с правовым регулированием отношений, складывающихся по поводу получения информации, придания ей того или иного правового режима, ее охраны и использования.
Прежде всего, нужно отметить, что общественные отношения, возникающие по поводу защиты информации, а также прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года (далее Закон об информации). [7]
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс РФ) информация относится к объектам гражданских прав.[8]
Согласно статье 2 Закона об информации, информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Банковская информация в литературе по банковском праву определяется как совокупность сведений, соотносимых с такими параметрами банковской деятельности, как уставные документы и отчетность банков за определенный период; руководство банка и его организационно-правовая форма; внешний облик банка и его служащих; виды и формы банковского обслуживания; условия возмездности по заключаемым договорам; своевременность и полнота выполнения банком
своих обязательств как кредитора; количество и состав клиентов данного банка; операции по счетам каждого клиента; наличие корреспондентских связей банка; техническая оснащенность банка, и др. Иначе говоря, банковскую информацию составляют любые сведения о банке и его деятельности.
Следует согласиться с О.М. Олейник в том, что исчерпывающую классификацию информации по объекту, с которым она соотносится, дать практически невозможно.[9]
Сведения, составляющие банковскую информацию, можно отнести к разным правовым режимам по нескольким критериям: с точки зрения открытости и доступности банковской информации, в зависимости от ее содержания и использования.
В соответствии с этим можно различить такие правовые режимы банковской информации как режим открытой банковской информации, режим служебной и коммерческой тайны и режим банковской тайны.[9]
Открытость банковской информации означает, что, во-первых, кредитная организация обязана публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц. Так, в статье 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ в редакции от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ (далее - Закон о банках) сказано, что кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.
Во-вторых, кредитная организация обязана предоставлять определенные сведения по требованию заинтересованных лиц. В статье 8 Закона о банках говорится, что при осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за
предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Доступность банковской информации предполагает возможность ее получения любым заинтересованным лицом. В этом вопросе мы присоединяемся к точке зрения, высказанной О.М. Олейник, и считаем, что доступность банковской информации предполагает, что "информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора". Например, банковская информация может предоставляться в форме буклетов, проспектов, которые предоставляются любым лицам, посетившим кредитную организацию. Кроме того, доступность означает, что информация должна быть изложена в максимально простой и доступной восприятию форме.[6]
Специальные правила, регулирующие открытую банковскую информацию, закреплены в Положении о раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков, утвержденном ЦБ РФ от 25 мая 2010 г. №72 -Т.
Кроме того, кредитная организация как юридическое лицо в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса РФ имеет право на конфиденциальность определенной информации о своей деятельности с учетом Постановления Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05 декабря 1991 года№35.
Особенность же банковской тайны как вида банковской информации состоит в том, что она, согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ, относится к объектам, ограниченно оборотоспособным, то есть к тем объектам, которые могут принадлежать определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, что и определено в статье 857 Гражданского Кодекса РФ и статье 26 Закона о банках.
Банковская тайна является видом банковской информации, которая, в свою очередь, является видом такого объекта гражданских прав как информация. На этом основании можно сделать вывод, что банковская тайна является, подвидом информации.
Банковская тайна имеет давнюю историю и традиции, берущие начало в период возникновения первых кредитных учреждений. Одно из упоминаний о ней содержится в учредительных документах "Банка св. Амброизиуса", основанного в Милане в 1593 г. Служащим этого банка запрещалось предоставлять кому-либо информацию о клиентах, исключая случаи, когда сведения запрашиваются клиентом о самом себе, его уполномоченными или наследниками. Нарушение установленного порядка влекло за собой увольнение работника банка с наложением крупного штрафа по заключению викария. В Германии XVIII в. прусским королем Фридрихом Великим было издано специальное циркулярное письмо, по которому лица, ведущие банковские операции. Обязывались пожизненно сохранять о них тайну. В уголовных кодексах отдельных германских государств в XIX в. предусматривались суровые наказания для лиц, разглашающих личные секреты, к которым относилась и банковская тайна.[1]
В последующем институт банковской тайны претерпевал изменения под воздействием развития банковского дела, появления новых отраслей юриспруденции, особенно норм, так называемого прецедентного права.
В дореволюционной России банковская тайна соблюдалась не менее строго, чем в настоящее время.
В образцовых (примерных) уставах Азовско-Донского коммерческого банка, Варшавского учетного банка и Тифлисского коммерческого банка, утвержденных в 1871 году понятие банковской тайны определялось следующим образом: 'Члены Совета и Правления и все служащие в банке обязаны были хранить тайну во всем, касающемся вверяемых банку частных и коммерческих дел и счетов".[2]
В Советском Союзе режим банковской тайны распространялся лишь на вклады граждан в сберегательных учреждениях и преподносился в качестве льготы. Так, П.И. Седугин в 1964 году писал: "Среди льгот, предоставленных Советским вкладчикам сберегательных касс и других кредитных учреждений, важное значение для обеспечения сохранности вкладов имеет сохранение сберегательными кассами тайны вкладов.
Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик в статье 87 закрепляли положение о том, что государство гарантирует тайну вкладов, их сохранность и выдачу по первому требованию вкладчика.
Гарантом банковской тайны в Советском Союзе был также Устав государственных трудовых сберегательных касс СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1948 года, который в статье 23 определял, что государственные трудовые сберегательные кассы сохраняли в тайне сведения о вкладчиках и других клиентах о совершаемых ими операциях и состоянии счетов по вкладам.
В соответствии со статьей 25 Устава сберегательных касс правила статьи 23 указанного устава распространялись также на облигации, сданные гражданами на хранение в сберегательные кассы.
До появления специальных законов, регулирующих банковскую деятельность, положения о банковской тайне в обязательном порядке включались в уставы коммерческих, кооперативных банков, регистрируемых Госбанком СССР.
Понятие банковской тайны в значении ее как совокупности коммерческих тайн клиентов банка впервые на территории бывшего СССР было сформулировано в статье 38 Закона Республики Эстония "О банках", принятого 28 декабря 1989 года. Позже положения, регулирующие банковскую тайну, были включены в тексты законов о банках и банковской деятельности разных республик бывшего СССР: статья 26 российского (от 2 декабря 1990 года), статья 24 союзного (от 11 декабря
1990 года), статья 52 украинского (от 20 марта 1991 года), статья 25 молдавского (от 12 июня 1991 года).
Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года до внесения в него изменений и дополнений определял круг организаций, которые вправе знакомиться с банковской тайной иначе, чем в настоящее время. К таким организациям относились: вышестоящие организации, суды, следственные органы, органы арбитража, налоговые организации, аудиторские организации, органы нотариата.[3] Данные организации назывались и в соответствующих законах других республик.
В целях дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования банковской тайны следует обратиться к опыту зарубежных стран, достигших в этой сфере определенного прогресса. На наш взгляд, анализ правового регулирования банковской тайны за рубежом важен не только с теоретической, но и с практической точки зрения, тем более, что правовой охране банковской тайны в странах с развитой банковской системой уделяется значительно больше внимания, чем в Российской Федерации.
Применительно к особенностям нормативного регулирования института банковской тайны в условиях России представляется более показательным опыт государств, где господствующими являются нормы римского права.
Правовое обеспечение и сопровождение института банковской тайны рассматривается на примере нескольких стран - Швейцарии и Германии, Великобритании и США. В первой из них банковская тайна регулируется "Законом о банках и сберегательных кассах". Во второй -почти исключительно, так называемым "неписаным банковским правом". Выбранный подход обусловлен следующими соображениями. Во-первых, при имеющихся различиях в юридических нормах, он позволяет обнаружить много общего в правовых механизмах сохранения банковской тайны. Во-вторых, неписаное банковское право Германии дает
возможность более широко толковать банковскую тайну. Последнее позволяет органически связать ее с положениями других отраслей права (гражданским, уголовным и налоговым кодексами, конституционными нормами).
В Швейцарии и Германии, как, собственно, и в других странах, банковская тайна основывается на конституционных и гражданско-правовых нормах. Конституция, гарантирующая защиту личности, ее прав и законных интересов, косвенным образом обеспечивает гражданам право на конфиденциальность сведений о них, поступающих в распоряжение банков. Гражданско-правовая основа банковской тайны, прежде всего, проистекает из договорных отношений между клиентом и банком, а также особой доверительности между партнерами по операциям. В силу последнего обстоятельства положение о банковской тайне очень часто даже не фиксируется в банковских договорах, а принимается с молчаливого согласия сторон.
Несмотря на богатую нормативно-юридическую практику, действующую как в Швейцарии, так и в Германии, законодательно закрепленное понятие банковской тайны там отсутствует, это положение объясняется одной весьма существенной причиной: банковская тайна выражает многосторонние, многоступенчатые правовые отношения: "банк - клиент", "банк - банк", "клиент и банк - государство". Это многообразие не позволяет юридически точно выразить и кодифицировать складывающиеся отношения одним понятием.
Более широкого толкования банковской тайны придерживается юридическая практика в Германии. Так, в унифицированном документе, регулирующем отношения между банком и клиентом, "Общих коммерческих условиях банков", имеется следующее положение: "Банк обязан содержать в тайне все полученные им сведения и оценки, касающиеся клиентов. Информация о клиентах может быть передана банком только
если того требуют положения законов или на то имеется согласие клиента, а также в тех случаях, когда банкам предоставлены на то полномочия".
Из изложенного видны и различия в толковании банковской тайны в Швейцарии и Германии. Если в Швейцарии банковская тайна - это обязательство банков, то в Германии - и обязательство, и право. Обязательство состоит в том, что банк обязуется содержать в тайне все детали его отношений с клиентами. Право заключается в доверительности отношений банка с клиентом, поскольку позволяет ему отказывать в предоставлении сведений о клиенте любому лицу, за исключением особых, установленных законом случаев.
Поэтому банковская тайна в Швейцарии характеризует юридический институт, защищающий интересы клиентов банков, а в Германии - как клиентов, так и самого банка.
В соответствии с "Законом о банках и сберегательных кассах" в Швейцарии к организациям, обязанным хранить банковскую тайну, относятся: банки, частные банкирские дома, сберегательные кассы, приравненные к банкам финансовые компании, эмиссионные дома, а также финансовые компании, официальным порядком привлекающие заемные денежные средства. Поскольку указанный закон распространяется на все кредитные организации, действующие в Швейцарии, то в данную группу также входят иностранные филиалы и иностранные дочерние банки на территории страны. На зарубежные подразделения швейцарских банков, напротив, действие закона в части указанных обязательств не распространяется.
В обеих странах обеспечивается многоступенчатая правовая защита института банковской тайны. К группе стран, где охране банковской тайны уделяется самое большое внимание, защита банковской информации является практически самой важной задачей банковского правового регулирования, относят например, Австрию, Нидерланды, Испанию. В этих странах получить сведения, составляющие банковскую тайну,
практически невозможно. Законодательство указанных стран предусматривает выдачу подобных сведений лишь по уголовным делам в случаях совершения преступления тем клиентом банка, в отношении которого поступил запрос. При этом необоснованная передача таких сведений влечет очень строгую уголовную ответственность банковских служащих, вплоть до 20 лет лишения свободы. (См. таблицу 1.)
Страны прецедентного права отразили свой подход к правовому регулированию банковской тайны.
Так, характерным признаком английского права является отсутствие различия между разными видами конфиденциальной информации. В праве Великобритании, в частности в Законе о нарушении конфиденциальности, отражено простое моральное правило: "лицу следует сохранять тайну, если оно сказало, что сделает это".[3] Понятие же конфиденциальной информации в Великобритании схоже с российским понятием коммерческой тайны. Под конфиденциальной информацией там понимаются сведения, не являющиеся общеизвестными и общедоступными.
Английские суды обладают очень широкими полномочиями в области истребования сведений, составляющих банковскую тайну: они могут, как сами потребовать подобные сведения, так и обязать банк выдать эти сведения другим государственным органам, в частности налоговым инспекторам.
При этом обязанность кредитных организаций предоставлять судам сведения о счетах клиентов основана на деле Tournier против National provicial bank (1924).[2]
Дальше всех в правовом регулировании банковской тайны продвинулись США. Отношения по поводу банковской тайны регулируются там специальными актами: Законом о банковской тайне 1970 года и Законом о праве на финансовую тайну 1978 года, а также иными законами по поводу отмывания денег, наркотиков.
Таблица 1.
Банковская тайна: правовые основы и юридическая защита
Страна Правовые основы Юридическая защита Санкции
Гражданско -правовая1 Уголовно-правовая2
Австрия "Закон о кредитном деле"(пп.23,24) Да Да Тюремное заключение до одного года или денежный штраф.
Греция Закон-декрет № 1059/1971 Да Да Тюремное заключение до шести месяцев
Дания "Закон о банках и сберегательных кассах" Да Да Денежный штраф.
Испания Устав Банка Испании (п.23) Да Да Тюремное заключение от одного года и выше, а также денежный штраф (от 5 тыс. до 20 тыс.евро)
Италия Гражданский кодекс, ст.1374 Да Нет ---
Нидерланды Гражданский (ст.1401 и 1946)и Уголовный (ст.272)кодексы Да Да Тюремное заключение до одного года и денежный штраф в сумме до 6 тыс.евро.
Норвегия "Закон о частных банках"(п.18) и "Закон о сберегательных кассах" (п.21) Да Да Денежный штраф или тюремное заключение до 3 мес.
Португалия Закон-декрет № 2/78 от 2. 01. 1978 Да Да Тюремное заключение до шести месяцев
Франция "Закон о государственных банках"(п.19) Да Да Тюремное заключение от одного до шести месяцев и денежный штраф в сумме от 360 до 1800 евро.
Источник: [1;2; 3; 4].
возмещение ущерба клиенту, нанесенного раскрытием Сведений составляющих банковскую
тайну.
2Штраф и /или тюремное заключение для лиц, разглашающих конфиденциальную банковскую информацию
В США банки обязаны сообщать налоговым органам о сделках своих клиентов на сумму свыше 10 тысяч долларов. В точности такая же норма появилась в российском законодательстве в 1994 году и сразу же вызвала бурную неоднозначную реакцию.
Однако, на наш взгляд американское законодательство, в отличие от российского, более лояльно. Ограничивая право клиента банка на
конфиденциальность информации, оно одновременно обязывает банк уведомлять его о любом поступившем в банк запросе, касающемся этого клиента. Такая обязанность банка дает клиенту право обжаловать этот запрос в суд до того как сведения будут предоставлены, а не после этого (в отличие от российского законодательства). [5]
В соответствии с положениями международного частного права для того, чтобы решение российского суда было исполнено на территории иностранного государства, требуется соблюдение следующих условий: во-первых, судебное решение должно вступить в законную силу; во-вторых, при вынесении этого решения соблюдены процессуальные права лица, в отношении которого оно вынесено; в-третьих, на территории иностранного государства нет аналогичного решения, как своего суда, так и судов других государств; в-четвертых, при вынесении судебного решения должны быть соблюдены требования международных договоров, соглашений и конвенций.
Таким образом, необходимо отметить, что институт банковской тайны в российском банковском праве является одним из недостаточно разработанных.
Анализ правовой литературы позволяет сделать вывод о том, что на проблему правового режима банковской тайны до сих пор не выработано единой точки зрения по вопросам сущности, содержания и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Между тем, ни у кого не вызывает сомнений, что институт банковской тайны не маловажен для нормального функционирования экономики. С одной стороны, он является частным случаем коммерческой тайны, когда речь идет об обеспечении тайны об операциях, о счетах и вкладах, что может являться предметом защиты информации в процессе функционирования коммерческой организации. С другой - это одна из граней обеспечения личной тайны гражданина. С третьей - банковская тайна выполняет определенную охранительную функцию, обеспечивая недоступность
сведений о финансовом положении юридических лиц и граждан, и тем самым предохраняя их от противоправных намерений и действий. Чем выше уровень защиты данной информации, тем соответственно выше авторитет кредитной организации и круг ее потенциальных клиентов.
Хотелось бы надеяться на то, что в будущем эффективное правовое регулирование института банковской тайны в России поможет достичь высокого уровня благосостояния ее кредитных организаций, так как на наш взгляд оно является немаловажным условием обеспечения стабильности их работы, а, следовательно, и экономики в целом.
Список литературы:
1. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения .2007. С.384.
2. Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации. //Хозяйство и право. 2008. № 8. С. 111
3. Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны. //Деньги и кредит. 2008. № 6.С.57.
4. Кормош Ю. Банковская система Германии. Хозяйство и право. 2007. №7.С.109.
5. Уайтинг Д.П. Осваиваем банковское дело. М. 2008. С.97.
6. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М. 2002. С. 207
7. СЗРФ. 1995. №8. Ст. 609
8. СЗРФ. 1997. №32. Ст. 3301;1999.№28.Ст.3471.
9. Олейник О.М. Теоретические основы банковского права (гражданско-правовые и хозяйственно-правовые аспекты). Автореф. дис. ..доктора юр. наук. М. 1998. С. 11,33.