МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
изменениями от 9 марта 2016г.)// http://base.garant.ru/10164333/
3 Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года № 597// http://base.garant.ru/70170950/#help
4 Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»// http://base.garant.ru/186418/#ixzz4XLiV3BC3
5 Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 № 586 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения» (действующая редакция с изменениями от 27 июля 2016) //http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-gosudarstvennojj -programmy-Rostovskojj -oblasti-Sodejj stvie-zanyatosti-naseleniya
6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации. Ратифицировано 28 июня 2009 года № 129-ФЗ// http://docs.cntd.ru/document/902060103
7 Греченкова О.Ю. Пути разрешения проблем трудовой миграции из Узбекистана. В сборнике: Материали за VIII международна научна практична конференция «Найновите научни постижения» редактор: М.Т. Петков. 2012. С. 82-83.
©Малыгин А.А., Греченкова О.Ю.
УДК 347.73
Д.С. Рощина
Студентка 3 курса Юридического института МГПУ С.А. Афанасьева К. ю. н., доцент Юридического института МГПУ г. Москва, Российская Федерация
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В настоящей статье анализируются правовые основы банковской тайны в Российской Федерации, выявляются некоторые проблемы, связанные с реализацией действующих в этой сфере правовых норм. Кроме того, в статье анализируется ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
Ключевые слова
Банковская тайна, доступ к информации, кредитная организация, объект банковской тайны, правовой
статус банковской тайны, доступ к банковской тайне.
Банковскую тайну можно определить как определенные сведения о клиенте, которые банк не вправе передавать третьим лицам. Правовые нормы, регулирующие банковскую тайну в Российской Федерации, сформулированы достаточно нечетко. Действующие нормы не содержат определения понятия «банковская тайна». Содержание банковской тайны прописано как в Гражданском кодексе РФ, так и в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Анализируя названные законы, можно прийти к выводу, что
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
их содержание отличается, в связи с чем, в процессе их реализации возникает немало проблем, которые зачастую провоцируют судебные споры.
Под банковской тайной фактически может пониматься специальный режим информации, которая становится известной кредитной организации в момент выполнения полномочий, связанных с банковской деятельностью, а также некоторым другим лицам, которые получают данную информацию в кредитной организации в результате ее проверки или взаимодействия с ней.
В пункте 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дает более широкую формулировку банковской тайны, а именно: «кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону».
Таким образом, банковская тайна является особой разновидностью информации. Онтюкова Г.Д. совершенно верно считает: «банковская тайна - это, прежде всего, сама информация, отвечающая условиям отнесения ее к тайне» [1, с. 55]. Подразумевается, что информация содержит банковскую тайну в том случае, когда в ней присутствуют соответствующие признаки.
Неизвестность информации третьим лицам. Само понятие «тайна» означает, что определенная информация не является общеизвестной;
Отсутствие доступа к информации на законном основании. Это говорит о том, что информация не находится в свободном доступе, потому что это запрещено законом.
Информация защищается и гарантируется законодательно установленными субъектами. В статье 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» прописывается гарантия банковской тайны по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов кредитной организацией. Кто работает в кредитной организации, не должны распространять информацию об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. В этих же статьях прописывается ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
Известность информации кредитным организациям в силу специфики их деятельности. Особенность такой информации состоит в том, что она будет известна кредитным организациям из-за специфики их деятельности. Так как эта информация довольно значимая, то она получает дополнительную защиту в виде системы императивных норм, установленных законодательством.
Проанализировав признаки информации, которая составляет банковскую тайну, можно дать следующее определение банковской тайны: банковская тайна - особый вид информации (данные об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также другие сведения, установленные кредитной организацией в их интересах, если это не противоречит федеральному закону), которая оберегается и гарантируется прописанными на законодательном уровне субъектами, которая получена в результате осуществления банковской деятельности кредитными организациями, и в силу ее особой важности, имеющая ограниченный доступ на законном основании и неизвестная третьим лицам.
К основным объектам банковской тайны относятся следующие:
1. Тайна банковского вклада (депозита) - сведения, которые включают в себя все виды вкладов клиента в кредитной организации (срочные, до востребования, в пользу третьих лиц либо на иных условиях, предусмотренных публичным договором банковского вклада).
2. Тайна банковского счета - сведения, включающие в себя информацию о счетах клиентов и корреспондентов, действиях с ними в кредитной организации (о расчетном, текущем, бюджетном, депозитном, валютном, корреспондентском и тому подобном счете, об открытии, закрытии, переводе, переоформлении счета и т. д.). Расчетные счета открываются юридическим лицам и индивидуальным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
предпринимателям. Текущий счет открывается, как правило, юридическим лицам для обеспечения деятельности их филиалов и представительств. Бюджетный счет открывается предприятиям, учреждениям, организациям, которые финансируются из бюджетов всех уровней.
3. Тайна операций по банковскому счету - информация о принятии и зачислении поступающих на счет клиента денежных средств, о выполнении его распоряжений по перечислению и выдаче определенных сумм со счета, а также проведении других операций и сделок по банковскому счету (в том числе кредитование счета), предусмотренных договором банковского счета или законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также обычаями делового оборота. Возможность сделать банковскую тайну полностью засекреченной по всем операциям противоречит статье 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, где в пункте 1 говорится только о тайне операции по счету клиента.
4. Тайна частной жизни клиента - сведения о самом клиенте, которые составляют его личную, семейную тайну и охраняемые законом как персональные данные этого клиента.
Субъекты правоотношений, связанных с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны, могут быть разделены в зависимости от оснований получения информации и объема прав на информацию на три группы:
Обладатели информации, составляющей банковскую тайну - это лица, которые имеют исключительные права по своему усмотрению использовать относящуюся к ним информацию. Проще говоря - это клиенты кредитных организаций, личные и коммерческие интересы которых защищены институтом банковской тайны.
Владельцы информации - кредитные организации, получающие информацию, являющуюся банковской тайной и подлежащие охране на основании договоров, заключенных с клиентами. Сведения переходят от клиента в банк или образуются непосредственно во время исполнения договора. В том случае, если информация передается, то она будет носить дополнительный к договору характер и станет иметь целью обеспечение возможности выполнения кредитной организацией обязательств по договору. Владельцы информации получают право на ее использование, а в случаях, прямо предусмотренных законом, также право предоставления такой информации третьим лицам.
Пользователи информации - эти лица обладают сведениями от владельцев информации в силу необходимости выполнения своих профессиональных (должностных) обязанностей. Пользователи информации могут получать доступ к банковской тайне только на основании закона.
Если говорить о субъектах, которые обладают правом на получение сведений, составляющих банковскую тайну, то согласно пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса «сведения, которые составляют банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентом или их представителем, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом». Так, получается, что само разглашение информации о клиентах, составляющей банковскую тайну, регулируется статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в зависимости от отнесения клиентов к одной из групп: физические лица, которые не используют свои счета для предпринимательской деятельности, и юридические лица и физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
Таким образом, банки могут предоставлять информацию, относящуюся к «обычным» физическим лицам, в трех случаях:
- предоставление сведений без условий обо всех клиентах - судам и (при наличии согласия прокурора) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, то есть по уже возбужденным делам;
- предоставление сведений без условий, но касающихся только умерших клиентов, лицам, которых указывает сам владелец счета или вклада в завещательном распоряжении сделанным банку, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков и (в отношении счетов иностранных граждан) иностранным консульским учреждениям;
- предоставление сведений при условии наличия оснований, предусмотренных законом, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, и уполномоченному органу,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (при наступлении случаев, предусмотренных соответствующими федеральными законами о страховании банковских вкладов и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем).
Достаточно расплывчато Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» прописывает распространение сведений, касающихся юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Из-за этого становится не понятно и в связи с этим обнаруживается ряд вопросов о том, должны ли быть урегулированы в упомянутых законодательных актах определенные обязанности банков по предоставлению информации, права этих органов и должностных лиц на получение информации, которая защищена банковской тайной. Либо банки должны руководствоваться положениями соответствующих законов, дающих государственным органам право на получение любой информации от любых лиц и организаций: например, статья 13 Федерального закона «О полиции», статья 12 Федерального закона «О судебных приставах», статья 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и т.п. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» является особым законом, который координирует банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к иным участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, он ограничивает права иных субъектов в части вмешательства в деятельность банков. Так, как статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не допускает расширенного толкования, положение этого Закона о том, что органы и должностные лица, указанные в пункте 2 и 6 статьи 26, вправе получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну, только «в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности», означает, что данные права и соответствующие обязанности банков должны быть прямо указаны в этих законах.
К числу таких субъектов относится Счетная палата Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» ее должностные лица вправе получать от банков и иных кредитно-финансовых организаций документы, подтверждающие операции и состояние счетов проверяемых объектов. К лицам, которые имеют законные основания для доступа к информации, составляющей банковскую тайну в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся также налоговые органы (часть 2 статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). На практике достаточно часто возникает ряд вопросов, касающихся исполнения запросов со стороны органов внутренних дел о предоставлении сведений, содержащих банковскую тайну. В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Законные основания на доступ к банковской тайне получают аудиторские организации в результате проводимых ими проверок, а также Банк России в ходе реализации лицензионных, надзорных и контрольных функций.
Особыми полномочиями в отношении информации, составляющей банковскую тайну наделена Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), являющаяся уполномоченным органом, который осуществляет противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кредитные организации должны передавать в Росфинмониторинг сведения о финансовых операциях их клиентов (корреспондентов).
Законом «О судебных приставах» судебным приставам - исполнителям предоставлено право безвозмездно требовать и в установленный ими срок получать информацию, документы и справки, необходимые для совершения исполнительных действий и выполнения возложенных на них функций [2, с. 36].
В статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорится о том, что органы принудительного исполнения судебных актов имеют право запрашивать информацию о счетах и вкладах физических лиц, информацию по операциям и счетам юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но только в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Таким законом для службы судебных приставов является Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Если не имеется сведений о наличии имущества у должника, то судебный пристав - исполнитель может запрашивать эти сведения у банков и иных кредитных организаций.
Если говорить о правовом статусе банковской тайны как об объекте правового регулирования, то им будут являться юридические гарантии соответствующего права клиентов и корреспондентов кредитной организации. Юридические гарантии целесообразно определить как совокупность средств, закрепленных в законодательстве и направленных на беспрепятственное осуществление и защиту данного права.
Российским законодательством предусмотрены меры гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности субъектов банковской тайны за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» также закрепляет ответственность субъектов банковской тайны за разглашение соответствующих конфиденциальных сведений. Вместе с тем названые законы не дают определения «разглашение банковской тайны» и не разъясняют действия, которые не считаются таковыми. Если толковать буквально пункт 3 статьи 857 Гражданского кодекса и пункт 10 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», можно сделать вывод, что банк будет нести ответственность за любое разглашение банковской тайны.
Гражданско-правовой ответственностью является объединение правоотношений, являющихся охранительными, которые возникают из-за нарушения правового режима банковской тайны, в части имущественной ответственности и денежной компенсации морального вреда физическим и юридическим лицам, которые в силу договорных отношений являются клиентами банка.
Именно банк в качестве стороны, выступающей в банковском договоре, будет являться субъектом данной ответственности. Другие субъекты за разглашение банковской тайны гражданско-правовой ответственности не несут. Субъекты, перечисленные в статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: коммерческие организации (аудиторские организации, нотариальные конторы), государственные органы (Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Федеральная служба по финансовому мониторингу, а также суды и арбитражные суды (судьи), Счетная палата Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, органы внутренних дел, государственные нотариальные конторы) при незаконном разглашении банковской тайны будут нести внедоговорную ответственность. С этими субъектами клиент кредитной организации не состоит в договорных отношениях
Согласно пункту 3 статьи 857 Гражданского кодекса «в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков». К мерам, подпадающим под гражданско - правовую ответственность можно отнести возмещение морального вреда и возмещение убытков. По общему правилу вред, который был причинен имуществу гражданина или его личности, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, должен быть возмещен в полном объеме лицу, которому причинили вред.
Обнародование сведений, которые относятся к банковской тайне, относятся к составу административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из содержания этой статьи, ответственность наступает в тот момент, когда происходит разглашение информации, которую нельзя обнародовать и доступ к ней ограничивается федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность). Субъектом такого правонарушения будет являться только физическое лицо, получившее доступ к такой информации в силу исполнения служебных или профессиональных обязанностей. При этом, указанная статья охватывает как служащих кредитных организаций, так и работников любых других пользователей банковской тайны (Агентства по страхованию вкладов, правоохранительных, таможенных органов и т.д.). Совершение такого правонарушения физическим лицом влечет наказание в виде административного штрафа (до 1000 рублей).
При нарушении физическими и юридическими лицами порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о лицах, которые являются клиентами банка, применяется статья 13.11
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
КоАП РФ. Эта статья защищает и охраняет персональные данные граждан. Согласно статье 2 Закона об информации, персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Такие данные могут одновременно являться данными о клиенте кредитной организации и входить в состав банковской тайны. Таким образом, нарушение режима банковской тайны в части персональных данных может повлечь административную ответственность в форме административного штрафа. При этом субъектами данного правонарушения могут быть не только кредитные организации и их служащие, но и любые пользователи банковской тайны.
Кроме того, за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, возможно применить и уголовную ответственность. Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:
• Штраф до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
• Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
• Принудительные работы на срок до пяти лет;
• Лишение свободы сроком до 7 лет.
Данная статья Уголовного кодекса Российской Федерации может быть применена не только к сотрудникам банковских организаций, но и к другим лицам, которые могли обладать информацией составляющей банковскую тайну, и нарушили её.
Ответственность также предусматривается и для лиц, которые незаконно собирают сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации в вопросе правового регулирования банковской тайны сложилась неудовлетворительная ситуация. Действует большое количество законов, устанавливающих полномочия государственных органов по запросу информации, отнесенной к банковской тайне, существуют различные точки зрения в отношении содержания понятия «банковская тайна», не урегулирован порядок предоставления информации, которая составляет банковскую тайну. Кроме того, отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий вопросы банковской тайны в Российской Федерации. Всё это и служит предпосылками для нарушений законодательства в исследуемой сфере. В целях эффективного правового регулирования банковской тайны в Российской Федерации и ликвидации правонарушений в этой сфере необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Список использованной литературы:
1. Онтюкова Г.Д. Коммерческая тайна / Закон №2 - М: Известия, 1998. 121с.
2. Соколова О. Доступ к банковской тайне / Законность №8- М: 2004. 80 с.
© Рощина Д.С., Афанасьева С.А., 2017
УДК34
Е.В. Рыженкова, студент ЮУрГУ, г.Челябинск, РФ
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
Аннотация
В статье раскрывается причина актуальности изучения преступности несовершеннолетних, ставится