Банковское право
С.В. Тимофеев
К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В настоящей статье проведен анализ современного состояния института банковской тайны с точки зрения российского законодательства и мировой практики. Автором предпринята попытка дать оценку уровня эффективности правового регулирования отношений, возникающих по поводу обращения конфиденциальной информации, подпадающей под понятие банковской тайны. Выявлены некоторые тенденции развития законодательства, затрагивающие ключевые аспекты института банковской тайны.
Ключевые слова: банковская тайна, кредитные организации, правовой режим, защита конфиденциальной информации.
В современной России одной из конституционных гарантий, которыми наделен каждый гражданин, является право «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну...»1. Более того, согласно части 3 статьи 56 Конституции России право личной тайны не подлежит ограничению, и такое ограничение может устанавливаться только федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом в качестве разновидности личной тайны среди целого перечня тайн, число которых «составляет около 40 видов»2, можно назвать банковскую тайну, являющуюся «особым видом охраняемых законом тайн»3, в отношении которой действует режим конфиденциальности. Под тайной же понимается «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет»4.
Как показывает практика, банковскую тайну можно представить в виде законодательно установленного режима «сохранения в недоступности третьим лицам доверенной («конфиденциальной») кредитной организации информации о клиенте, обладателем кото-
© Тимофеев С.В., 2014
рой кредитная организация становится в результате отношений с клиентом, возникающих при осуществлении банковской деятельности»5. По нашему мнению, такое определение банковской тайны неполно отражает суть этого понятия, поскольку кроме кредитных организаций к информации, относящейся к банковской тайне, могут иметь доступ не только кредитные организации (являются первичными пользователями конфиденциальной информации): для кредитной организации банковская тайна, которую последняя обязана охранять от третьих лиц под угрозой привлечения к юридической ответственности, становится доступной в силу заключения с клиентом соответствующего договора (банковского счета, вклада). Доступ к банковской тайне также могут иметь контролирующие и иные органы, которым в силу своей работы становятся известны подобного рода сведения.
В свою очередь, О.В. Бараева рассматривает банковскую тайну через призму двух ипостасей: «с одной стороны, банковская тайна - это принцип деятельности любого банка, а с другой стороны, доступ к информации, составляющей банковскую тайну, позволяет государству решать многие публичные задачи, контролировать своих граждан, обеспечивать безопасность их жизнедеятельно-сти»6. Надо сказать, что вопрос о том, в отношении каких сведений (информации) должен действовать режим банковской тайны, неоднозначен, да и в законодательстве не регламентирован четкий порядок и основания отнесения кредитной организацией сведений к банковской тайне. Непосредственными носителями сведений, составляющих банковскую тайну, являются «материальные объекты, в том числе физические поля, в которых такие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов»7.
Сам институт банковской тайны для российской правовой системы является комплексным институтом, включающим нормы как материального (гражданского, административного, уголовного), так и процессуального (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального) права. Интересно, что на фоне динамичного развития законодательства, направленного на регулирование отношений по поводу банковской тайны (это особенно отчетливо прослеживается на фоне принятия таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»8 и Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»9), меняется и статус компетентных органов, включая регламентацию круга субъ-
ектов, обладающих правом испрашивать и получать информацию, составляющую банковскую тайну. И как справедливо замечено некоторыми авторами, одной из особенностей такой информации является то, что «ее охрана осуществляется независимо от того, имеет данная информация действительную или потенциальную коммерческую ценность или нет»10, из чего следует, что понятие «банковская тайна» шире понятия «коммерческая тайна».
В то же время институт банковской тайны, которая, как было сказано раньше, является самостоятельным видом тайн, в отношении которых действует режим конфиденциальности, обеспечивает охрану коммерческой тайны. Более того, по мнению А.А. Фатьянова, «институт банковской тайны не менее важен для нормального функционирования экономики, чем институт коммерческой тайны»11. Правовой режим банковской тайны определяется посредством нескольких основных элементов: правовое положение субъектов правоотношений, которые складываются в процессе обращения информации, составляющей банковскую тайну, а также порядок предоставления такой информации третьим лицам; содержание информации, которая подпадает под определение банковской тайны, а также механизмы ее правовой защиты; порядок, основания и круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение режима банковской тайны.
Относительно «позитивной роли», выполняемой институтом банковской тайны, считаем возможным согласиться с мнением О.В. Бараевой12, выделяющей несколько основных функций, которые призван обеспечить институт банковской тайны. Во-первых, речь идет о сохранности сведений об операциях, счетах и вкладах хозяйствующего субъекта. Во-вторых, это обеспечение личной тайны гражданина, поскольку, как справедливо замечает И.Л. Пе-трухин, «институт банковской тайны обязан охранять прежде всего права человека.»13. В-третьих, это и охранительная функция - обеспечение недоступности сведений о финансовом положении хозяйствующих субъектов и граждан для третьих лиц, что позволяет защитить последних от противоправных деяний. В-четвертых, банковская тайна, имея «денежный эквивалент», влияет на репутацию и стоимость кредитной организации.
Интересно, что своего рода «флагманом» в вопросах обеспечения банковской тайны всегда являлась Швейцария, в банковской сфере которой испокон веков уделялось пристальное внимание этой проблеме, более того, это понятие всегда было возведено в абсолют. Надо сказать, что принятый еще в 1934 году и действующий до сих пор швейцарский закон «О банковской деятельно-
сти» устанавливает бессрочность охраны банковской тайны, четко регламентируя требования о неразглашении служащими банков информации о счетах клиентов даже после увольнения14. (К сожалению, подобный подход не разделяется российским законодателем.) Система защиты информации о клиентах банков гарантирует ее неприкосновенность даже со стороны межправительственных организаций, поскольку это также вытекает из права на неприкосновенность частной жизни каждого, которое является для правительства Швейцарии «основополагающим принципом».
Более того, клиенты швейцарских банков могут иметь дополнительные гарантии соблюдения режима конфиденциальности в отношении информации о банковских счетах за счет использования «номерных» счетов. Как справедливо замечает Е.Д. Ефремова, «вместо наименования (имени) клиента каждому счету присваивается определенный номер, имеющий привязку к имени владельца, информация о котором известна только высшему руководству банка»15. При этом открытие абсолютно анонимных счетов недопустимо.
Тем не менее, несмотря на вековые традиции в банковской сфере Швейцарии, последняя обязана в определенной степени удовлетворять требованиям международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с легализацией преступных доходов и противодействие терроризму, что предполагает возможность в отдельных случаях предоставления информации по банковским счетам клиентов. Теперь это касается и случаев неуплаты налогов резидентами иностранных государств по запросу их компетентных органов, но только в рамках соглашений об обмене налоговой информацией, которые подписаны и ратифицированы со стороны Швейцарии (например, соглашения с США, Германией, Нидерландами). В свою очередь, обмен информацией с российскими органами налогового администрирования также осуществляется в рамках действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения16.
Так, статья 25а указанного Соглашения говорит о том, что полученная Договаривающимся Государством информация «должна считаться тайной так же, как информация, получаемая на основании национального законодательства этого Государства, и может быть предоставлена только лицам или органам (включая суды и административные органы), которые занимаются начислением или взиманием, принудительным взысканием, или уголовным преследованием, или принятием решений по возражениям в отношении налогов», которые подпадают под действие Соглашения17.
Прибегнуть к подобным мерам (подвергнуть определенной «либерализации» банковскую тайну) Швейцарию, в частности, вынудила конфликтная ситуация, которая возникла между компетентным органом США и Швейцарским инвестиционным банком «UBS», поскольку США требовали от банка раскрыть информацию в отношении нескольких тысяч клиентов - резидентов США, которые якобы уклоняются от уплаты налогов. Основным аргументом являлось заявление правительства США о том, что в результате уклонения указанных лиц от уплаты налогов бюджет США теряет ежегодно огромные суммы денег. В качестве компромисса США и Швейцария подписали соглашение, в соответствии с которым компетентные органы США смогли получить искомую информацию в отношении определенного круга клиентов (этот круг на деле оказался гораздо уже первоначального) через налоговые органы Швейцарии. При этом за клиентами «UBS» оставили право обжаловать раскрытие банковской информации в судебных инстанциях Швейцарии.
Еще одним образцом обеспечения банковской тайны всегда являлся Лихтенштейн, где на протяжении многих лет охране банковской тайны уделялось пристальное внимание, причем главным образом это касалось защиты «частной информации о физическом лице»18. Но так же, как и в случае со Швейцарией, Лихтенштейн под давлением международных организаций (в первую очередь речь идет об Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР, в черный список которой попал Лихтенштейн) был вынужден изменить своим многолетним традициям охраны банковской тайны и объявить о «готовности заключить необходимые соглашения с другими государствами о налоговой помощи и борьбе с уклонением от уплаты налогов»19.
Надо отметить, что в российской правовой системе законодательного определения самого понятия «банковская тайна» не существует, а раскрывается это понятие через содержание, которое регламентируется двумя законодательными актами: Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»20 (далее - ФЗ о банках). Причем нормы этих правовых источников, посвященные вопросам банковской тайны, разнятся между собой. И в споре относительно того, какой из вышеназванных источников является приоритетным (а такая дискуссия ведется давно), мы считаем возможным согласиться с мнением тех специалистов, которые предлагают в банковской сфере руководствоваться правовой нормой, которая «наиболее полно и широко трактует понятие "банковская тайна" и более полно учи-
тывает права и свободы клиентов и корреспондентов кредитной организации.»21.
Так, ФЗ о банках предлагает более широкое определение субъекта, который отвечает за сохранение банковской тайны в силу обладания последней, т. е. речь идет о кредитной организации, включающей в себя банки и небанковские кредитные организации. Кроме того, ФЗ о банках под режим банковской тайны помещает более широкий круг операций, чем это регламентировано ГК РФ. Есть и другие несоответствия, включая такой существенный вопрос, как отнесение к банковской тайне сведений о клиенте, под которую, если буквально толковать соответствующие нормы ГК РФ, подпадает информация только о стороне банковского счета - клиенте банка. В свою очередь, при толковании положений статьи 26 и статьи 30 ФЗ о банках можно сделать следующий вывод: поскольку «кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов», а «отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров», следовательно, под содержание банковской тайны подпадает информация, которая стала известна кредитной организации в рамках отношений, вытекающих из любых договоров, заключенных последней с клиентами.
Кстати, здесь интересен опыт Англии, где в ходе развития банковского права проявились две максимы в подходе к определению понятия «клиент»22. Первый - подход ограничительного толкования, в соответствии с которым в качестве клиентов рассматриваются только лица, у которых существуют стабильные, продолжительные отношения с банком либо по крайней мере существует выраженное намерение иметь такие отношения. Другой подход отличается более широким понятием, рассматривая в качестве клиента практически любое лицо, получающее ту или иную банковскую услугу. Получается, что, даже если банк разово оказал услугу тому или иному лицу, последние будут подпадать под понятие «клиент» и при отсутствии договорных отношений, поскольку не всегда заключение договора является обязательным условием. В то же время, по смыслу ФЗ о банках, клиентом кредитной организации является только сторона договора, а вот перечень договоров может быть достаточно обширным.
Итак, что же все-таки представляет собой институт банковской тайны в понимании ФЗ о банках?
В соответствии со статьей 26 ФЗ о банках кредитная организация, Банк России и организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об опера-
циях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Всем сотрудникам кредитной организации вменяется в обязанность хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов. Естественно, что за нарушение указанной обязанности сотрудник может быть привлечен к юридической ответственности, вплоть до уголовной, установленной статьей 183 Уголовного кодекса РФ23 (далее - УК РФ).
В этой связи ФЗ о банках четко определяет случаи возникновения необходимости получения информации, составляющей банковскую тайну, и круг субъектов, имеющих право такую информацию испрашивать у кредитных организаций. Еще раз напомним, что в законодательстве нет определения понятия «банковская тайна», но Гражданский кодекс РФ и ФЗ о банках указывают на сведения, которые эту самую тайну и составляют. Сама же информация, которая подпадает под понятие «банковская тайна» по смыслу ФЗ о банках, делится на две группы.
Во-первых, это информация по операциям и счетам юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей. Доступ к такой информации имеют сами клиенты кредитной организации, а также судебные инстанции (включая судей), Счетная палата РФ, налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и внебюджетные органы, органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органы предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Во-вторых, это информация по счетам и вкладам физических лиц. Подобной информацией могут пользоваться, естественно, сами физические лица (а в случае их смерти информация может предоставляться лицам, которые указаны в завещательном распоряжении клиента кредитной организации, а также нотариальные конторы по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранные консульские учреждения), суды, органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев (такой организацией является Агентство по страхованию вкладов) и органы предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, также при наличии согласия руководителя указанного органа. В свою очередь, статья 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ24 дает право органам предварительного следствия на основании судебного решения произ-
водить выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, составляющих банковскую тайну.
Кроме того, справки по операциям и счетам как хозяйствующих субъектов, так и физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд. При этом направлять подобные запросы должностные лица органов ОРД должны строго в соответствии с федеральным законодательством25 и только в том случае, если они располагают сведениями о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Еще одной категорией субъектов, которые имеют право пользоваться информацией, составляющей банковскую тайну, являются должностные лица федеральных государственных органов, Председатель Центрального банка Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации в целях проверки имущественного состояния целевой группы граждан26 в соответствии с нормами Федерального закона «О противодействии коррупции»27 путем направления соответствующего запроса в кредитную организацию. Причем порядок направления упомянутых запросов и перечень должностных лиц федеральных государственных органов, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации (далее - Перечень), определяется непосредственно Президентом Российской Федерации28. Так, действующим Перечнем предусмотрено 13 категорий должностных лиц, «главенствующее» место среди которых принадлежит руководителю Администрации президента, а «последнее» - председателям избирательных комиссий и их заместителям.
Помимо этого, кредитные организации в целях противодействия легализации преступных доходов должны в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», информировать Росфинмониторинг29. Например, обязательному контролю подлежит снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму, равную или свыше 600 000 рублей (эквивалент в иностранной валюте) в случаях, если это не обусловлено
характером его хозяйственной деятельности, а также приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет на указанную сумму. То есть здесь оценивается качественный и количественный критерии: сумма денежных средств и характер хозяйственной операции.
Более того, документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»30, представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом. При этом органы и агенты валютного контроля также не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций.
Интересно, что в последнее время обозначилась тенденция по увеличению числа оснований для истребования документов у кредитной организации налоговыми органами. Как справедливо иронизирует на эту тему Г. Яруллина, после принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»31 «в России банковская тайна, по всей видимости, приказала долго жить», поскольку «теперь для получения налоговыми органами информации о счетах им даже не требуется решения суда»32. Дело в том, что в отношении налоговых органов и должностных лиц, которые имеют доступ к банковской тайне, закон четко не устанавливает обязанность по обеспечению сохранности сведений, которые относятся к банковской тайне. Хотя, по общему правилу, налоговые органы получают доступ к банковской тайне в соответствии с нормами Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах» и положениями статьи 86 и 100 Налогового кодекса РФ33 (далее - НК РФ), и полученные налоговыми органами сведения приобретают статус налоговой тайны.
Так, налоговые органы располагают обширными полномочиями для получения информации, составляющей банковскую тайну. На основании пункта 1 статьи 86 НК РФ налоговые органы могут без запроса получать информацию от банков просто в силу прямого указания закона: «Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя
использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события». Налоговые органы также наделены правом требования от кредитных организаций документов, подтверждающих факт списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
Более того, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»34 предложено наделить налоговые органы правом на получение от кредитных организаций сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования документов.
Следует также сказать о международном сотрудничестве в банковской сфере путем обмена информации между центральными банками иностранных государств. Так, Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, а также о сделках и операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, при условии обеспечения ими уровня конфиденциальности предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты, предусмотренный законодательством Российской Федерации. Кроме того, центральными банками и надзорными органами иностранных государств в обязательном порядке должно соблюдаться требование непредоставления последними указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления судам этой информации по уголовным делам.
Необходимо указать на то, что абсолютно все категории субъектов, которые имеют или могут получить доступ к информации,
относящейся к банковской тайне, несут ответственность за ее разглашение, включая возмещение нанесенного ущерба за разглашение указанной информации. При этом судебная практика также свидетельствует о недопустимости разглашения сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам, поскольку это нарушает законные права клиентов кредитной организации35. Более того, под этот режим подпадают и сведения об остатках электронных денежных средств на счетах и о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.
В частности, ответственность несут Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, Федеральная служба по финансовому мониторингу и, соответственно, должностные лица и работники указанных структур. Общий порядок привлечения к ответственности указанных категорий предусмотрен ФЗ о банках, при этом в отношении других пользователей информацией, которая составляет банковскую тайну, ответственность может быть предусмотрена специальными законами, в частности правовыми актами, регламентирующими статус таких пользователей. Например, ответственность за разглашение банковской тайны инспектором Счетной палаты предусмотрена Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»36, а для сотрудника таможенных органов - Таможенным кодексом Российской Федерации37. При этом лицо, нарушившее банковскую тайну, может быть привлечено к гражданской, административной и уголовной ответственности.
Так, гражданская ответственность, как было сказано ранее, главным образом выражается в возмещении виновной стороной причиненного противоправными действиями ущерба. В этой связи клиент банка (или небанковской кредитной организации), интересы которого были нарушены путем разглашения банковской тайны, имеет право обратиться с исковым требованием в судебную инстанцию о возмещении банком или непосредственно служащим банка понесенных убытков. Так, в пункте 3 статьи 857 ГК РФ закреплено, что в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. В свою очередь, ФЗ о банках, детализируя положения указанной статьи ГК РФ, указывает на то, что за разглашение информации, составляющей банковскую тайну, персональную ответственность несут сами работники кредитных организа-
ций. Кроме того, если разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, гражданину был причинен моральный вред, в суд может быть подан иск о возмещении морального вреда в денежном эквиваленте.
Тем не менее при всей, казалось бы, полноте правовой регламентации ответственности за разглашение банковской тайны, ГК РФ в качестве субъектов, несущих ответственность за нарушение интересов обладателей банковской тайны, причиненное разглашением конфиденциальных сведений, не называет органы и должностные лица, которым такие сведения известны в силу законодательно установленных требований. Поэтому целесообразно было бы включить в ГК РФ норму, предусматривающую юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц за разглашение банковской тайны.
В отличие от гражданской ответственности, к которой могут быть привлечены как юридические лица (в первую очередь кредитные организации), так и физические лица, к административной ответственности, которая в соответствии со статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях38 (далее - КоАП РФ) наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, привлечено может быть только физическое лицо. Таким лицом является гражданин, имеющий доступ к информации, относящейся к банковской тайне, в силу выполнения последним служебных или профессиональных обязанностей. Административная ответственность выражается в виде штрафа, причем для граждан размер штрафа может достигать одной тысячи рублей, а для должностных лиц - пяти тысяч рублей. Кроме того, ответственность в виде административного штрафа, который в соответствии со статьей 14.11 КоАП РФ для физических лиц варьируется от трехсот до пятисот рублей, а для должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей, может возникать в случае нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах - клиентах банка. За указанное нарушение к ответственности могут быть привлечены и юридические лица, для которых законом установлена максимальная штрафная санкция в размере до десяти тысяч рублей.
Что касается уголовной ответственности, являющейся самым строгим наказанием, наступающим в случае совершения преступления - наиболее социально опасного правонарушения, то последняя, как было упомянуто выше, закреплена в УК РФ, устанавливающем ответственность за незаконные получение и разглашение
сведений, составляющих, в частности, банковскую тайну (здесь же установлена ответственность за нарушение коммерческой и налоговой тайны). Статья 183 УК РФ предусматривает четыре состава преступления, первые два из которых формальные (достаточно лишь самого факта нарушения), а третий и четвертый - материальные (обязательными элементами являются вредоносные последствия, ставшие последствием факта нарушения законных прав и интересов). Преступления по указанной статье УК РФ наказываются штрафом до восьмидесяти тысяч рублей, в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок, либо лишением свободы. Срок лишения свободы по формальным составам не может превышать двух и трех лет соответственно, а по материальным составам - пяти и десяти лет.
На основании вышеизложенного следует отметить, что при видимой правовой защите сведений, составляющих банковскую тайну, указанный институт претерпевает определенную трансформацию на всем международном пространстве. Последнее главным образом связано как с требованиями национальных правовых систем, так и с влиянием международных организаций в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Как справедливо замечает Е.В. Фаткина, правовые нормы, которые устанавливаются соответствующими законодательными актами, накладывают на кредитные организации обязанность «повышать прозрачность осуществляемых операций, идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей, что объективно сужает перечень информации, охраняемой режимом банковской тайны»39. Подобные требования, конечно, имеют и положительное значение, поскольку создают предпосылки для выработки комплексных мер, направленных на эффективное противодействие легализации преступных доходов, что обеспечивает защиту государственных и общественных интересов.
В то же время институт банковской тайны подвергается определенной девальвации, поскольку ограничение банковской тайны как личной тайны, о чем было сказано выше, может быть опосредовано только конституционными федеральными законами, каковыми не являются ни Федеральный закон «О противодействии коррупции», ни Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ни иные нормативно-правовые акты, которыми установлены «исключения из правил». Более того, и сам перечень оснований для раскрытия банковской тайны, закрепленный
в законодательных актах, в ряде случаев вступает в противоречие с положениями части 1 статьи 23 Конституции России. Эти недостатки также касаются таких вопросов, как наличие критериев обоснованности раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, служащими кредитных организаций в целях противодействия легализации преступных доходов, оснований привлечения к ответственности служащих за необоснованное раскрытие указанной информации и некоторых других аспектов, включая отсутствие эффективной локальной правовой регламентации требований к технической оснащенности кредитных организаций, обеспечивающей надежную охрану информации о клиентах, подпадающую под понятие банковской тайны. Иными словами, существующее положение дел не способствует развитию отношений между банками и их клиентам.
Примечания
1 Ст. 23 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2 См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность и Сеть Интернет // Тематическая серия: Нормативная база вузовской науки. Спецвыпуск. Тверь, 1998. С. 39-45.
3 См.: Фаткина Е.В. Проблемы правового регулирования режима конфиденциальности информации, составляющей банковскую тайну // Банковское право. 2013. № 4. С. 23.
4 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 700.
5 См.: Ашмарина Е.М. Банковское право: Учебник. М.: Юрайт, 2013. С. 464.
6 См.: Бараева О.В. Уголовно-правовая охрана банковской тайны. Вологда: Киселев А.В., 2011. С. 15.
7 См.: Модельный закон о банковской тайне. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-7 на 14-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2000. № 23. С. 124-132.
8 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.
9 Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52, ч. 1. Ст. 5029.
10 См.: Банковское право / Под ред. И.Ш. Килясханова, С.Н. Бочарова. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 203.
11 См.: Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление: Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С. 6.
12 См.: Бараева О.В. Указ. соч. С. 17-21.
13 См.: Петрухин И.Л. Личные тайны (Человек и власть). М.: ИГП РАН, 1998. С. 179.
14 Оффшор Экспресс [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalogi.net/ (дата обращения: 02.02.2014).
15 См.: Ефремова Е.Д. Банковская тайна в Швейцарии: вчера и сегодня // Актуальные проблемы современного права: Материалы науч. конф. магистров / Отв. ред. А.В. Шнитенков. Оренбург: ИП Осиночкин Я.В., 2013. С. 80.
16 Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (ред. от 24.09.2011) // Бюллетень международных договоров. 1997. № 9; Протокол от 24 сентября 2011 г. «О внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 7. Ст. 615.
17 Речь идет о налогах на доходы и капитал, а также налоге на добавленную стоимость, если такое налогообложение не противоречит настоящему Соглашению.
18 См.: Буркова АЮ. Защита банковской тайны в Швейцарии и Лихтенштейне // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 38-40.
19 Там же.
20 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 01.01.2014) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
21 См.: Тасунян Г.А., Викулин АЮ, Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации: Общая часть / Под ред. Б.Н. Топорина. М.: Юрист, 1999. С. 232-243.
22 См.: Вишневский А.А. Современное банковское право: банковско-клиентские отношения: сравнительно-правовые очерки. М.: Статут, 2013. С. 67.
23 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
24 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 21.01.2014) // Там же. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
25 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Там же. 1995. № 33. Ст. 3349.
26 Статья 26 Федерального закона «О банках» устанавливает следующий перечень лиц, в отношении которых проверяются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: граждане, претендующие на замещение государственных должностей РФ, субъектов РФ и должностей
глав муниципальных образований, а также должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы; граждане, претендующие на замещение должности судьи; граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации и должностей в Центральном банке Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей руководителя, его заместителей и членов правления в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ и внебюджетных фондах; граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений. Причем под проверку также подпадают супруги указанных лиц.
27 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
28 См.: Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 (ред. от 03.12.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (вместе с "Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции")» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1670.
29 Речь идет о Федеральной службе по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, деятельность которого регламентирована Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 25. Ст. 3314).
30 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
31 Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Там же. 2013. № 26. Ст. 3207.
32 Яруллина Г. Банковская тайна была, есть и не будет в России // ЭЖ-Юрист. 2013. № 39. С. 1, 4-5.
33 Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
34 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30 мая 2013 г.) [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ 0NNP_2013-06-05.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
35 См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. № Ф03-615/2011 по делу № А37-944/2010 (документ официально не опубликован).
36 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
37 Таможенный кодекс Российской Федерации (ред. от 26.06.2008) // Российская газета. 1993. 21 июля.
38 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
39 См.: Фаткина Е.В. Проблемы правового регулирования режима конфиденциальности информации, составляющей банковскую тайну // Банковское право. 2013. № 4. С. 24.