Научная статья на тему 'Регистрация товарного знака, включающего религиозную семантику или символику, на имя коммерческой организации'

Регистрация товарного знака, включающего религиозную семантику или символику, на имя коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СЕМАНТИКА / РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TRADEMARKS / RELIGIOUS SYMBOLIC / RELIGIOUS SEMANTIC / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беднова Екатерина Сергеевна

Автором анализируется возможность регистрации обозначений, включающих религиозную семантику или символику, в качестве товарных знаков на имя коммерческих организаций. Рассматриваются вопросы возможности закрепления исключительного права на обозначения, содержащие религиозную семантику, за коммерческими организациями, а также потенциальные последствия установления такого исключительного права для религиозных организаций, в отношении которых указанная семантика является традиционной. Автор делает вывод о необходимости ограничения перечня лиц, которые могут испрашивать правовую охрану для обозначений, включающих религиозную семантику или символику, в соответствующих нормах российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the possibility of registration of designations containing religious semantic or symbolic as trademarks in the name of commercial organizations. The article discloses the questions of possible establishment of exclusive right for designations containing religious semantic in the name of commercial organizations as well as potential consequences of such establishment for the religious organization for which the semantic in question is traditional. The author concludes that the existing legislation shall be developed towards the limitation of the range of persons which may apply for legal protection in respect of designations containing religious semantic or symbolic.

Текст научной работы на тему «Регистрация товарного знака, включающего религиозную семантику или символику, на имя коммерческой организации»

 Регистрация товарного знака, включающего религиозную символику или семантику, на имя коммерческой организации

Е.С. Беднова начальник отдела по интеллектуальной собственности Правового управления ЗАО «Экспоцентр», патентный поверенный Российской Федерации (г. Москва)

Екатерина Сергеевна Беднова, [email protected]

Рассматривая вопрос о возможности регистрации товарного знака, содержащего религиозную символику или семантику, нельзя обойти стороной случаи регистрации такого рода знаков на имя коммерческих организаций.

Формально законодатель не делает разделения между возможностью регистрации такого рода обозначений как на имя религиозных, так и на имя коммерческих организаций. Основным условием охраноспособности обозначения, включающего религиозную семантику или символику, является то, что его использование на товарах или при оказании услуг не должно противоречить принципам морали и оскорблять чувства верующих 1. Иначе говоря, коммерческие организации наравне с религиозными имеют возможность зарегистрировать рассматриваемый тип обозначения в качестве товарного знака.

Однако здесь возникает ряд коллизий - прежде всего сам факт регистрации обозначения, включающего религиозную семантику или символику, на имя коммерческой организации, то есть организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. В какой-то степени регистрация рассматриваемых обозначений на имя коммерческой орга-

низации позволяет ей получать доход за счет использования символов и слов, затрагивающих так называемые «высшие чувства» потребителей. Вполне вероятно, что для религиозного сегмента потребителей товаров и услуг маркировка продукции подобными обозначениями может сделать ее более привлекательной в глазах этой группы граждан. Более того, регистрация рассматриваемых обозначений на имя коммерческих организаций зачастую осуществляется в отношении достаточно широкого перечня товаров и услуг, иногда весьма сомнительных применительно к конкретному обозначению.

Возможность регистрации подобного рода обозначений на имя коммерческих организаций необходимо рассмотреть и с позиции введения потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя. Вполне логично, что, увидев на упаковке товара обозначение, характерное для определенного религиозного течения, потребитель может сделать неверный вывод относительно того, что производство этого товара осуществляется конкретной религиозной организацией либо с ее согласия. Несмотря на то, что при приобретении предметов, необходимых для совершения религиозных обрядов, верующие потреби-

1 В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

тели уделяют большое внимание информации, размещенной на товаре, при покупке иных товаров они чаще всего не проявляют такой осмотрительности. Следовательно, если речь идет о маркировке товара, напрямую не связанного с совершением каких-либо обрядовых действий, скорее всего, большинство потребителей не станут уделять повышенное внимание изучению этикетки такого товара. Иначе говоря, при его приобретении многие потребители будут искренне полагать, что наличие характерных слов и символов в рассматриваемой маркировке предполагает, что производство товара осуществляется как минимум под контролем конкретной религиозной организации.

Одной из наиболее серьезных проблем регистрации рассматриваемых обозначений в качестве товарных знаков является закрепление исключительного права на обозначение за одним лицом, которое в силу закона имеет право ограничивать круг лиц, имеющих возможность его использования. Так, коммерческая организация запросто сможет запрещать религиозным организациям использование характерной для них символики в процессе осуществления своей деятельности.

Многие товарные знаки, содержащие религиозную символику или семантику, зарегистрированы среди прочего в отношении услуг по обучению, а также таких товаров, как алкогольные напитки, в частности, вина. Известно, что, например, в христианской культуре вино используется в процессе обряда причастия и в этом случае символизирует «кровь Иисуса Христа». По этой причине многие монастыри осуществляют производство этого алкогольного напитка, который в том числе поступает в открытую продажу. Вполне вероятно допустить, что при продаже вин монастыри могут использовать обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками третьих лиц, являющихся коммерческими организациями. Соответственно,

регистрация такого рода товарных знаков предоставляет правообладателям возможность запрещать религиозным организациям символы, характерные непосредственно для их религиозного течения. То же самое можно сказать и об изготовлении различного рода пищевой продукции, например кондитерских изделий и молочной продукции, которая зачастую продается при церквях и монастырях.

В качестве примера рассмотрим регистрацию Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) товарного знака по свидетельству Российской Федерации № 117914 «ЦЕРКОВНОЕ» 25 мая 1994 года. Этот товарный знак зарегистрирован для товаров 33 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), а именно вина. В настоящее время правообладателем этого знака является индивидуальный предприниматель. Таким образом, формально любая религиозная организация, производящая и реализующая вино, не имеет права маркировать свою продукцию словесным обозначением «церковное» или иным образом использовать это обозначение при продаже такого товара. Причем отсутствие судебных прецедентов по этому вопросу не означает невозможность возникновения подобных споров в дальнейшем. Иными словами, тот факт, что правообладатель рассматриваемого товарного знака до настоящего времени не инициировал судебные разбирательства, не означает, что он не может обратиться в суд с иском против любой организации, осуществляющей производство и реализацию алкогольной продукции с использованием слова «церковное».

Соответственно, возникает вопрос о возможности регистрации подобных обозначений на имя коммерческих организаций:

1) с точки зрения установления законной монополии на обозначение, которое, скорее всего, активно используется значительным числом религиозных организаций;

2) с позиции потенциального введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара, так как, видя на упаковке товара словесный элемент, вызывающий однозначные ассоциации с конкретным религиозным течением, потребитель может предположить, что производителем указанного товара является конкретная религиозная организация либо лицо, осуществляющее такое производство с одобрения последней.

Рассматривая первое обстоятельство, а именно установление монополии на обозначение, содержащее элементы религиозной символики или семантики, характерной для определенного религиозного течения, необходимо пояснить, что регистрация подобных товарных знаков может значительно усложнить действия в хозяйственном обороте религиозных организаций, прежде всего в силу того, что религиозные организации являются юридическими лицами, пусть и зарегистрированными в виде некоммерческих организационно-правовых форм. Следовательно, наравне с остальными юридическими лицами они обязаны проверять наличие исключительных прав третьих лиц на любые обозначения, используемые ими в процессе реализации товаров и оказания услуг. Однако в случаях когда коммерческие организации обладают исключительными правами на обозначения с присущей подобным религиозным организациям символикой или семантикой, они обязаны осуществлять проверку в том числе в отношении обозначений, использование которых является для них вполне естественным в силу сложившихся традиций.

Так, например, для использования обозначения, представляющего собой крест, религиозная организация христианского толка с формальной точки зрения обязана провести проверку относительно наличия исключительных прав на тождественные и сходные до степени смешения обозначения у третьих лиц.

Более того, необходимо отметить, что деятельность религиозных организаций в ком-

мерческом обороте часто выходит за рамки просветительства и обучения своих последователей. Зачастую такая деятельность связана с производством и реализацией товаров широкого потребления, использование которых возможно не только в целях отправления культа. Например, вино и прочие алкогольные напитки, реализуемые религиозными организациями, далеко не всегда приобретаются потребителями в целях совершения обряда причастия. А реализация таких товаров, как пищевая продукция либо одежда, вообще не имеет какого-либо отношения к религиозным ритуалам. Однако на всей названной продукции может содержаться маркировка с использованием символов и слов, указывающих на производство такой продукции определенной религиозной организацией или хотя бы явно выраженное указание на религиозное течение, к которому принадлежит производитель. В этом случае регистрация подобного рода обозначений на юридическое лицо, не имеющее какой-либо афиллированности или соглашения о сотрудничестве с определенной религиозной организацией, лишает такую организацию естественного права использовать характерные для нее обозначения. Не говоря уже о том, что существует реальная возможность введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара. Как показывают последние маркетинговые исследования, рядовой потребитель не стремится пристально изучать товары, относящиеся к низким и средним ценовым категориям, как правило, он довольствуется внешним видом изделия. То есть среднестатистический приобретатель товара не будет подробно изучать этикетку товара из указанных ценовых категорий, а следовательно, будет руководствоваться в основном размещенной на нем маркировкой либо прейскурантом, если речь идет об оказании услуг.

Однако необходимо отметить, что в процессе экспертизы заявок на рассматриваемые обозначения Роспатент не оставляет этот факт без внимания. Например, при

попытке зарегистрировать в качестве товарного знака словесное обозначение «КОШЕРНЫЕ ОЗЕРА» одним из оснований для отказа стала именно возможность ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя. Это обстоятельство было вызвано тем, что заявитель, намеревавшийся получить правовую охрану указанного обозначения в отношении 32 класса МКТУ, а именно алкогольные напитки, за исключением пива, не представил в регистрирующий орган документальное подтверждение соответствия указанной продукции требованиям, предъявляемым к кашруту (кошерной пище, употребляемой правоверными иудеями). Следовательно, Роспатент пришел к выводу о невозможности регистрации такого обозначения в качестве товарного знака в силу того, что потребители при выборе товара, маркированного подобным обозначением, могут сделать неправильный вывод, во-первых, относительно качества товара (отнесения его к кошерным продуктам питания), во-вторых, относительно наличия у изготовителя афиллированности с религиозной организацией иудейского толка либо разрешения от последней.

Также стоит отметить, что даже при доказывании факта отношения производимой и маркируемой продукции к религиозной организации у правообладателя, получившего исключительное право, существует возможность отчуждения прав на такой товарный знак. Несмотря на необходимость проведения Роспатентом проверки возможности изменения правообладателя с точки зрения введения потребителя в заблуждение, в ряде случаев экспертиза может не учесть все возможные риски. Иными словами, вполне вероятны ситуации, когда при принятии решения о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака экспертизой был сделан абсолютно правомерный вывод о предоставлении правовой охраны, так как на момент подачи заявки коммерческая организация, являющаяся заявителем, представила до-

кументы, подтверждающие возможность регистрации заявленного обозначения на ее имя (например разрешение религиозной организации на производство конкретной продукции и ее соответствии требованиям, характерным для определенного религиозного течения).

Однако в случае если впоследствии правообладатель примет решение об отчуждении такого товарного знака, то возникает вопрос о соответствии нового правообладателя всем требованиям, которым соответствовал первоначальный правообладатель. С одной стороны, при регистрации договоров об отчуждении исключительного права Роспатент обязан проверить возможность введения потребителя в заблуждение в силу изменения правообладателя, как это установлено в пункте 2 статьи 1488 Гражданского кодекса Российской Федерации. С другой стороны, для однозначного понимания того факта, что регистрация такого товарного знака была осуществлена в силу соответствия первоначального правообладателя определенным требованиям, эксперту необходимо ознакомиться с материалами заявки. Но если речь идет о достаточно старой регистрации или, более того, регистрации обозначения, религиозная символика или семантика которого неочевидна, то существует высокая вероятность того, что эксперт не сочтет необходимым обращение к заявочным материалам. В таком случае может возникнуть ситуация, когда передача прав на товарный знак новому правообладателю может привести к введению потребителя в заблуждение в силу того, что первоначальный правообладатель четко ассоциировался у потребителей с лицом, уполномоченным религиозной организацией на производство товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (как минимум, например, в силу того, что он производил товары религиозного назначения на протяжении длительного времени). Однако такая связь может быть абсолютно неочевидной для эксперта, не являющегося целевым потребителем такой продукции.

Кроме того, в большинстве случаев у эксперта не будет возможности почерпнуть подобную информацию из открытых источников, в частности из сети «Интернет», просто потому что такая информация не является широко распространенной и обсуждаемой. Речь идет о ситуации, когда у эксперта не будет доступа к информации, позволяющей оценить возможность регистрации договора об отчуждении исключительного права.

Аналогичная ситуация возможна в случаях когда речь идет об отчуждении исключительного права на товарный знак, правообладателем которого является религиозная организация, а уступка происходит в пользу юридического лица. Однако здесь вероятность того, что экспертиза обратит внимание на это обстоятельство, значительно выше, и, скорее всего, такой договор не будет зарегистрирован Роспатентом.

Также стоит отметить, что формально в процессе рассмотрения возможности регистрации договора об отчуждении исключительного права на товарный знак экспертиза уполномочена проверять лишь одно основание - возможность введения потребителя в заблуждение. Но в тех случаях когда речь идет о товарных знаках, включающих религиозную символику или семантику, изменение правообладателя может напрямую привести к ситуации, когда подобная регистрация будет противоречить требованиям относительно восприятия товарного знака в качестве оскорбляющего чувства верующих.

Как известно, в настоящее время законодательством не предусмотрена прямо прописанная процедура отмены решения о регистрации договора об отчуждении исключительного права. Автору статьи неизвестны примеры из практики, когда такая отмена происходила по тем или иным основаниям. Однако внедрение подобного механизма вполне имеет право на существование. Ведь в процессе экспертизы заявленного обозначения учитывается значительное количество факторов, позволяющих либо не позволяющих зареги-

стрировать рассматриваемое обозначение в качестве товарного знака. В процессе экспертизы в том числе определяется возможность регистрации конкретного обозначения на имя конкретного лица, обратившегося с заявкой о регистрации товарного знака, то есть если какое-то обозначение является охраноспособным в отношении его регистрации на имя одного лица, то это абсолютно не означает возможность такой регистрации в качестве товарного знака на имя любого другого заявителя. Следовательно, при переходе исключительного права необходимо учитывать не только возможность введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, но и, в частности, его потенциальную способность оскорбить чувства верующих.

Как указывалось ранее, регистрация товарного знака, включающего религиозную символику или семантику, на имя религиозной организации (при условии что такие семантика или символика характерны для соответствующего религиозного течения) является вполне допустимой, тогда как аналогичная регистрация на имя коммерческой организации в ряде случаев будет неправомерной. Таким образом, при регистрации договора об отчуждении исключительного права на товарный знак вполне логичным было бы рассматривать возможность уступки права также с точки зрения потенциальной «оскорбительности» такого товарного знака в случае его передачи новому правообладателю.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что при регистрации рассматриваемых товарных знаков на имя коммерческих организаций экспертизе необходимо уделять большее внимание перечню товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация. Зачастую коммерческие организации стремятся испрашивать правовую охрану в отношении максимально широкого перечня товаров и услуг в заявленных классах МКТУ. Когда речь идет об относительно нейтральных товарах применительно к конкретному религиозному течению,

в этом и правда нет ничего криминального. Но если речь идет об абсолютно недопустимых для определенной религии товарах и услугах, то их необходимо рекомендовать исключить из заявленного перечня.

Так, например, 20 февраля 2012 года Роспатентом был зарегистрирован комбинированный товарный знак № 454475 «ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ». Указанный товарный знак, помимо словесного элемента, содержит графическое изображение церковных куполов. Среди прочего этот товарный знак был зарегистрирован в отношении услуг 35, 36 и 41 классов МКТУ, а именно «продажа аукционная, предоставление ссуд, предоставление ссуд под залог, ссуды ипотечные, организация конкурсов красоты, организация лотерей». Возникает вполне логичный вопрос, насколько правомерна регистрация товарного знака, обладающего откровенной религиозной семантикой и символикой (применительно к православной вере), в отношении указанных услуг. Как известно, православие является одной из конфессий христианского вероучения и, более того, одной из ортодоксальных конфессий. Христианство никогда официально не одобряло ростовщичество и организацию игр и лотерей. Следовательно, потенциальное использование такого обозначения в отношении названных услуг может быть воспринято как оскорбительное лицами, исповедующими православие.

Еще одним примером может служить регистрация Роспатентом 21 мая 2002 года словесного товарного знака № 212731 «ПАСХАЛЬНЫЙ». Этот товарный знак был зарегистрирован в том числе для услуг 42 класса МКТУ «прокат торговых автоматов, сыскные агентства, составление гороскопов, услуги специалистов в области хиромантии». Как известно, слово «пасхальный» является производным от слова «пасха» -

христианский праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Для приверженцев христианской религии Пасха - один из главных, если не самый главный, религиозный праздник, подготовка к которому сопровождается совершением определенных ритуальных действий, усердным молением и воздержанием в пище. Таким образом, указанный товарный знак весьма вероятно может быть негативно воспринят верующими христианами при попытках его использовать в отношении ряда приведенных услуг, в особенности таких, как «составление гороскопов» и «услуги специалистов в области хиромантии». Христианская религия всегда активно выступала против обращения своих последователей к лицам, оказывающим услуги оккультного характера, в частности, к лицам, совершающим предсказания (в библейских текстах содержатся конкретные запреты на обращение к лицам, оказывающим услуги такого характера). Составление гороскопов и оказание услуг в области хиромантии однозначно подразумевает составление прогнозов, основанных в первом случае на анализе расположения планет 2, во втором - на анализе расположения папиллярных узоров на руках 3. Следовательно, использование рассматриваемого товарного знака в отношении указанных услуг не может положительно или нейтрально восприниматься лицами, исповедующими христианство.

В обоих случаях товарные знаки были зарегистрированы на имя коммерческих организаций, которые, по данным из открытых источников, не имеют какого-либо отношения к религиозным организациям христианского толка. Таким образом, регистрация рассмотренных обозначений на их имя является относительно спорной, как минимум, в отношении приведенных в перечне услуг.

2 Гороскоп - таблица расположения планет и звезд, служащая для предсказания чьей-либо судьбы, какого-либо события, а также комментарии, сопровождающие такую таблицу (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. : Эксмо, 2008).

3 Хиромантия - предсказание будущего и определение характера человека по линиям и бугоркам на ладонях его рук (там же).

Приведенные примеры являются далеко не единственными в сложившейся практике регистрации товарных знаков, содержащих рассматриваемую символику или семантику. Они лишь ярко иллюстрируют моменты, когда регистрация такого рода обозначений, тем более на имя коммерческих организаций, является весьма сомнительной. В качестве разумного решения подобного рода вопросов можно предложить введение ряда ограничений в отношении круга лиц, которые могут быть правообладателями товарных знаков с рассматриваемой символикой. Конечно, не стоит вводить тотальный запрет на регистрацию таких товарных знаков на имя коммерческих организаций, однако необходимо серьезно сократить их перечень.

Так, в случае подачи заявки на регистрацию товарного знака, включающего религиозную символику, присущую конкретному религиозному течению, на имя коммерческой организации такая коммерческая организация должна представить

* *

доказательства афиллированности с религиозной организацией, принадлежащей к соответствующему течению, либо письмо-согласие от последней. Причем в случае представления письма-согласия также необходимо указать четкий перечень товаров и услуг без использования родовых понятий для конкретных классов МКТУ, согласованный с религиозной организацией, предоставляющей такое согласие.

Такой подход может значительно минимизировать количество товарных знаков, регистрация которых является весьма спорной с учетом положений пункта 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

2. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. : Эксмо, 2008.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем вашему вниманию сборник «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ». Издание вышло под редакцией В.Б. Безрукова и А.В. Пылаевой

В сборник вошли обобщенные результаты исследований рынка недвижимости, проведенных в 42-х субъектах Российской Федерации. Исследования проводились в рамках работ по кадастровой оценке объектов недвижимости. В процессе проведения работ использовался и анализировался большой объем информации об объектах недвижимости, на основе которого были сделаны выводы о ценообразующих факторах объектов недвижимости, скидке на торг, корректировке на время, доле земли в стоимости единого объекта недвижимости.

Сборник составлен при поддержке компании «Группа комплексных решений» и автономной некоммерческой организа-

S1M4 ^ПЯЯрЩ^^^^^ I ции «Институт развития территорий».

Издание может быть использовано при проведении оценки объектов недвижимости, в том числе кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства, при составлении аналитических обзоров, при изучении рынка недвижимости и т. п.

Заказать и приобрести сборник можно по тел.: +7 (831) 467-89-02; 467-89-03; 467-89-04, 467-89-05.Контактные лица - Лисина Наталья Владимировна и Севастьянова Елена Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.