Научная статья на тему 'Региональный университет в период кризиса'

Региональный университет в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ / ANTI-CRISIS PROGRAM / VARIATIVE EDUCATIONAL PATHS OF PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL UNIVERSITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / STRATEGIC PARTNERSHIP / GRADUATES EMPLOYMENT ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Г. И., Мартыненко О. О.

В статье предлагается антикризисная программа действий университета, следующего принципам социальной ответственности. С учетом основных угроз, возникших перед региональными университетами в текущем году, руководство вуза делает ставку на стратегическое партнерство с основными заинтересованными сторонами, в том числе с бизнес-средой. Что касается взаимоотношений с абитуриентами, то в их основе лежит предложение вариативных образовательных траекторий и схем подготовки, учитывающих практически все ситуации и запросы, которые могут возникнуть у абитуриентов с введением ЕГЭ, требования рынка труда и социально-экономической ситуации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарев Г. И., Мартыненко О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional university during the crisis period

The article covers anti0crisis University program, which sticks to the principles of social responsibility. Vladivostok State University of Economic and Service management counts on strategic partnership with main stakeholders, including business community. The other trend is the development of variative educational paths and training schemes, taking into account practically all situations and needs of university entrants, labour market requirements, social and economic situation in the region.

Текст научной работы на тему «Региональный университет в период кризиса»

Литература

1. Байденко В.И., Зантворт Дж. ван. Мо-

дернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.

2. Болонский процесс: концептуально-мето-

дологические проблемы качества высшего образования (Книга-приложение 3) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 304 с.

3. Болонский процесс: результаты обучения

и компетентностный подход (Книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Бай-денко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

4. Образовательный стандарт высшей шко-

лы: сегодня и завтра / Под общ. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 206 с.

5. Подходы к разработке научно-методи-

ческого обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования /

В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. М.: Московский гос. горный ун-т., 2008. 75 с.

6. Проектирование государственных обра-

зовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Метод. рекоменд. для руко-вод. УМО вузов РФ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 85 с.

7. Проектирование основных образователь-

ных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Метод. рекоменд. для ру-ковод. актива УМО вузов / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 84 с.

8. Селезнева Н.А. Качество высшего обра-

зования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 95 с.

9. Субетто А.И. Квалитология образова-

ния (основание и синтез). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.

г.и. Лазарев, профессор, ректор Региональный О.О. МАРТЫНЕНКО, доцент С пипсиюпом

Владивостокский университет

государственный университет _ периоД кризиса

экономики и сервиса в Пери°Д КриЗиса

В статье предлагается антикризисная программа действий университета, следующего принципам социальной ответственности. С учетом основных угроз, возникших перед региональными университетами в текущем году, руководство вуза делает ставку на стратегическое партнерство с основными заинтересованными сторонами, в том числе с бизнес-средой. Что касается взаимоотношений с абитуриентами, то в их основе лежит предложение вариативных образовательных траекторий и схем подготовки, учитывающих практически все ситуации и запросы, которые могут возникнуть у абитуриентов с введением ЕГЭ, требования рынка труда и социальноэкономической ситуации в регионе.

Ключевые слова: антикризисная программа, вариативные образовательные траектории профессионального образования, региональный университет, социальная ответственность, стратегическое партнерство, содействие занятости выпускников.

Общее видение проблемы

В сложных и плохо прогнозируемых экономических ситуациях наблюдается массовый крах «мыльных пузырей» экономики, не подкрепленных грамотным стратегическим управлением и умением гибко и молниеносно реагировать на изменяющуюся ситуацию. В то же время в условиях кризиса открываются редкие возможности для тех, у кого хватит смелости и компетентности, чтобы ими воспользоваться. Все это в полной мере можно отнести и к вузам. В схватке с объективными экономическими трудностями победят и укрепят свои позиции вузы, последовательно реализующие продуманную стратегию развития, занимающие сильные позиции на своих рынках и поддерживающие гармоничные отношения со всеми заинтересованными сторонами.

Мы рассматриваем антикризисную программу Владивостокского государственного университета экономики и сервиса как составную часть стратегии, ориентированной на построение университета, полезного обществу и служащего его интересам. Социально ответственное поведение вуза полезно как для него самого, так и для общества в целом.

Анализ основных угроз и возможностей

Принципы социальной ответственности и социального партнерства в ситуации кризиса подчеркивают прежде всего обязательства вуза перед всеми заинтересованными сторонами. Однако, по нашему мнению, они могут «работать» и на развитие вуза, поскольку в нынешней ситуации особую важность приобретает фактор его открытости для внешней среды, его чувствительность и восприимчивость к изменениям, а также реальная способ-

ность гибко реагировать на эти изменения.

Первым шагом системы управления вузом в условиях кризиса является спокойный и взвешенный анализ ситуации, оценка угроз и далее - изыскание новых возможностей и ранее недооцениваемых ресурсов. Требуется постановка реальных целей на краткосрочную перспективу в предположении разных сценариев развития социально-экономической ситуации. Долгосрочное планирование в труднопрогнозируемых условиях вряд ли целесообразно, а ориентация на различные сценарии повысит степень готовности и адаптируемости вуза к любым изменениям во внешней среде - от наиболее неблагоприятных до сверхполо-жительных.

Безусловно, наиболее серьезной и реальной угрозой кризиса для вуза как экономического субъекта является сокращение его бюджета. Недостаточное финансирование может стать препятствием для реализации принципа социальной ответственности, прежде всего - в отношении собственных сотрудников и в отношении качества реализуемых программ и услуг. Основные причины ожидаемого падения доходов вуза состоят, во-первых, в фактическом снижении платежеспособности заказчиков услуг (как физических, так и юридических лиц), во-вторых, в уменьшении количества абитуриентов в 2009-м и в последующие годы. Последнее обстоятельство является следствием продолжающегося демографического спада, в Приморском крае усугубленного оттоком населения в западную часть страны. Влияние этого фактора существенно усилится с введением ЕГЭ, которое сократит сегмент абитуриентов, имеющих достаточный для поступления на программы высшего профессионального образования уровень результатов ЕГЭ. Кроме того, вве-

дение ЕГЭ как обязательного для всех условия входа в программы высшего образования формирует существенную для многих вузов угрозу резкого сокращения набора на заочную и вечернюю формы обучения. Большинство абитуриентов этих программ являются выпускниками школ и колледжей прошлых лет, и необходимость сдачи ЕГЭ является для них существенным препятствием к поступлению в вуз.

В условиях нарастания напряженности на региональном рынке труда шансы выпускников школ получить работу без какой-либо профессиональной базы и опыта практически сводятся к нулю. В течение нескольких лет аналитика регионального рынка труда демонстрирует отсутствие спроса на такую рабочую силу за исключением непрестижных вакансий, например, в коммунальном хозяйстве, на подсобных работах и т.п. Для региона такая ситуация может вылиться в серьезную проблему: формирование прослойки ничем не занятой молодежи грозит ростом самых негативных социальных явлений (преступность, пьянство, наркомания и т.п.), а в отдаленной перспективе может сформировать очередное «потерянное поколение». Для Приморья с его демографическими проблемами и невысокой численностью населения (около 2 млн. чел.) два-три года неуправляемого развития данной ситуации приведет к существенной потере качества человеческих ресурсов и качества жизни вообще. В сферу прямых интересов регионального сообщества входит противостояние данной угрозе и недопущение подобного сценария.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса как крупный университетский комплекс с развитой структурой подготовки, отработанными гибкими схемами обучения и устойчивой экономической сис-

темой позиционирует себя как сильный и надежный партнер региона в решении данной проблемы. Чтобы противостоять этой угрозе, вузу на сегодняшнем этапе необходимо решить следующие тактические задачи.

Во-первых, необходимо реально оценить перспективу снижения численности абитуриентов и набора на программы высшего образования. Большинству вузов нашей страны, исходя из официальной динамики численности выпускников школ РФ и ситуации с ЕГЭ, стоит принять во внимание прогноз о снижении численности набора, во всяком случае, российских граждан, на программы ВПО в 2009-м и в последующие годы. Усилия маркетинговых служб вузов целесообразно направить в этих обстоятельствах на получение более конкретных оценок сокращения этого рыночного сегмента для того, чтобы оценить объемы возможных потерь и минимально допустимый с точки зрения экономики вуза порог численности набора.

Во-вторых, следует разработать тактику «проживания» кризисной ситуации, направленную на решение трех взаимосвязанных задач, а именно:

• минимизации потерь контингента студентов через создание наиболее привлекательных для абитуриентов условий, акцентирование конкурентных преимуществ;

• формирования дополнительного предложения, направленного на привлечение новых категорий клиентов и партнеров вуза;

• оптимизации расходов при условии недопущения снижения качества образования в вузе.

Тактика «проживания кризиса», выбранная руководством ВГУЭС, основывается на использовании возможностей социального партнерства как объединения усилий заинтересованных сторон на основе взаимопонима-

ния и учета интересов и трудностей партнеров, а также на поиске «дремавших» ресурсов и способов их использования. Она альтернативна «вытягиванию » истощаемого кризисом традиционного ресурса - такая тактика, на наш взгляд, не может дать позитивного результата.

Работа с абитуриентами

Удержание контингента студентов на приемлемом уровне потребует от вуза разработки новой стратегии привлечения абитуриентов, адекватной условиям кризиса, с одной стороны, и учитывающей многократно усиливающуюся конкуренцию - с другой. Для нас это означает:

• предложение новой линейки услуг вуза, позволяющей существенно диверсифицировать базу доходов и привлечь новые категории клиентов или просто усилить отдельные направления «второго плана»;

• поиск и создание новых конкурентных преимуществ, усиление наиболее востребованных и привлекательных качественных характеристик образовательных услуг вуза;

• формирование заманчивых условий для поступления, учитывающих сегодняшние интересы и платежеспособность домохозяйств.

Все разрабатываемые меры и механизмы приведут к успеху лишь в том случае, если будут отвечать потребностям регионального сообщества, соответствовать общей социально-экономической стратегии региона и последовательно продолжать реализацию принципа социальной ответственности и партнерства. Такая линия позволит удержать и укрепить имидж вуза как социально ответственного учреждения, создать фундамент для стабильного развития услуг вуза в интересах экономики региона в посткризисный период.

Что мы можем предложить выпускникам и их родителям в 2009 г. с учетом сложившейся ситуации? Во ВГУЭС разработана специальная антикризисная программа для абитуриентов, направленная на повышение доступности высшего образования. Мы заявили о том, что в 2009/ 2010 учебном году все выпускники школ, успешно сдавшие ЕГЭ, будут зачислены в наш университет только на бюджетные места. Это беспрецедентное решение было принято руководством вуза после детального финансово-экономического анализа наших возможностей и обсуждения их с Попечительским советом. Подчеркнем, что такую тактику мы можем себе позволить, не сдавая позиций ни в области информатизации вуза, ни в сфере научных разработок, ни в плане социальных гарантий студентам и сотрудникам. Мы сделаем это благодаря эффективному использованию бюджетных средств, изысканию и активизации дополнительных источников внебюджетных доходов и грамотному управлению университетом.

Обратим внимание, что речь идет не только о местах на программах высшего образования, но и о достаточном количестве бюджетных мест на программах среднего, начального профессионального образования и профессиональной подготовки. Нами специально разработаны и предложены вариативные образовательные траектории и схемы подготовки, учитывающие практически все ситуации и запросы, которые могут возникнуть у абитуриентов. Эти меры существенно снизят напряженность, которая может возникнуть в связи с появлением определенного количества выпускников школ, не получающих дальнейшего образования и не имеющих работу.

В настоящее время Владивостокский государственный университет экономики и сервиса реализует 335 ос-

новных образовательных программ семи уровней образования (дошкольное, основное общее и среднее (полное) общее (СОО), начальное профессиональное (НПО), среднее профессиональное (СПО), высшее профессиональное (ВПО), послевузовское (аспирантура, докторантура). Общий контингент обучающихся приближается к 28 тыс. чел. Активное развитие ступеней начального и среднего профессионального образования, начатое нами несколько лет назад, дает возможность включать в свою орбиту ребят из семей, которые не могут поступить в вуз на бюджетной основе и не в состоянии оплатить обучение. После каждого этапа образования студент получает диплом государственного образца и при желании может сделать перерыв и пойти работать, а когда возникнет необходимость - продолжить обучение. Кроме того, небольшой срок обучения (2,5-3 года) делает среднее профессиональное образование весьма привлекательным для детей из не слишком обеспеченных семей. Практически все студенты получают стипендию и дотацию на питание. Таким образом, это важнейшее конкурентное преимущество ВГУЭС сформировано в результате последовательной реализации стратегии университета, принятой нами несколько лет назад [1].

Реализация выбранной тактики набора стала возможной благодаря тому, что к сегодняшнему моменту университет представляет собой территориальный учебно-научно-производственный комплекс с локализацией на одной площадке различных уровней образования (высшего, среднего, начального профессионального, довузовского и дошкольного, послевузовского), научных, опытных, консалтинговых структур. Располагая значительным материально-техническим и интеллектуальным потенциалом (учеб-

ные корпуса, лаборатории, полигоны, информационная инфраструктура и т.д.), такой комплекс имеет ряд существенных достоинств и оказывает сильное воздействие на развитие экономики в регионе.

Стратегическое партнерство вуза

Отношения социального партнерства строятся университетом на основе понимания своей роли в социальноэкономической системе региона.

Исследуя современные тенденции во взаимоотношениях между университетами и обществом, Д. Годдард и П. Чаттертон, авторы подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития доклада «Ответ высших учебных заведений на потребности регионов», использовали термин «региональная вовлеченность» (regional engagement) [2, с. 41]. Речь идет о том, что университеты должны стать мозговыми центрами в решении проблем и производстве знаний и квалификаций, необходимых региональным клиентам. Им необходимо разработать и воплотить в жизнь новые механизмы взаимовыгодного сотрудничества (партнерства) с субъектами региональной экономики для удовлетворения их потребностей в квалифицированных специалистах и в программах повышения квалификации сотрудников.

Таким образом, высшая школа становится важнейшим инструментом освоения территории. Развитие вузов в провинции должно идти по пути приобщения регионов к новым технологиям, интенсивного освоения периферии, преодоления отсталости и достижения устойчивого развития. Федеративное устройство должно предполагать большее участие регионов в решении региональных проблем. Вместе с тем эффективное партнерство вуза и

региона предполагает движение в сторону делегирования им большей ответственности за состояние региональных систем подготовки кадров, за ситуацию на региональных рынках труда [3]. Эта стратегия становится особенно актуальной в условиях экономического кризиса, который ставит перед нашей страной совершенно новые задачи, прежде всего - повышения национальной конкурентоспособности, формирования большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений.

Сегодня, по оценкам лаборатории стратегического планирования ВГУ-ЭС, в местном образовательном сообществе и у прогрессивно настроенной части региональной бизнес-элиты есть общее понимание необходимости формирования партнерских отношений и создания сетей «сотрудничающих организаций », посредством которых учебные заведения и бизнес могут открыто взаимодействовать для достижения взаимных целей [4, с. 64]. Шаги в данном направлении предпринимаются на различных уровнях: государственном, отраслевом, региональном, а также на уровне отдельных прямых договоров вузов с предприятиями. Основной вопрос состоит в том, чтобы на каждом уровне были найдены соответствующие реалиям сегодняшнего дня конкретные механизмы, которые действительно могут дать позитивные результаты.

По нашим оценкам, бизнес-среда региона, в котором живет и работает ВГУЭС, имеет ряд особенностей (слабо выраженный инновационный характер, отсутствие долгосрочных стратегий предприятий, достаточно небольшая доля крупных и градообразующих компаний и т.д.), которые не вселяют оптимизма в плане целевой подготовки и исследований, а также прямых финансовых вложений в образо-

вание. Вместе с тем компании и предприятия различных форм собственности нашего региона готовы сотрудничать с университетом по вопросам развития практико-ориентированного обучения, популяризации собственных профессиональных и корпоративных стандартов, взаимного развития человеческого капитала. В условиях кризиса такое сотрудничество активизировалось, что находит свое возможное объяснение в некотором высвобождении времени сотрудников и менеджеров компаний в связи с сокращением объемов производства, свертыванием программ развития бизнеса.

Реализация стратегии развития инновационного предпринимательского университета позволила ВГУЭС за несколько лет построить развитую партнерскую сеть, а также подойти к созданию эффективных механизмов сотрудничества, адаптированных к условиям конкретного региона. Сегодня для достижения общей цели - повышения качества образования за счет реализации практико-ориентированных программ, эффективного решения проблем занятости выпускников - с университетом взаимодействуют около 500 партнеров. Наша практика полностью оправдывает подход, сформулированный в постановлении Совета РСР (декабрь, 2008): «снижение возможностей бизнеса в условиях кризиса может быть компенсировано активизацией усилий высшей школы для сохранения форматов и стратегических перспектив взаимодействия сторон» [5].

Сегодня, в условиях финансового кризиса, ВГУЭС делает акцент на развитии именно данного направления как способного активизировать дополнительный, ранее не вполне оцененный и недостаточно используемый ресурс. В структуре университета создано специализированное подразделение -Центр стратегического партнерства,

основной задачей которого является активизация партнерских связей в соответствии с целями университета и формирование эффективных механизмов партнерства.

Обеспечение конкурентоспособности выпускников и взаимодействие со сферой занятости

Формируя актуальное и конкурентоспособное предложение программ и услуг вуза, мы базировались на приоритетах, заявленных в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. [6]. В период кризиса у многих людей возникает потребность в повышении или смене квалификации; для одних это шанс не потерять имеющуюся работу, для других - поучиться в период временного ее отсутствия. Таким образом, упор делается на программы дополнительного образования, которые и должны позволить нам заместить недополученные от основного образования доходы. В условиях снижения платежеспособности населения мы рассчитываем на активное привлечение средств государственных и региональных антикризисных программ, финансируемых из бюджетных источников.

Созданная в университете мощная инфраструктура дополнительного образования обеспечивает привлекательность нашего вуза для таких инвестиций. Здесь реализуется широкая линейка модульных программ различной длительности и уровня, направленных как на развитие профессиональных компетенций специалистов по целому ряду направлений, так и на переподготовку в соответствии с востребованными профессиональными профилями. Программы системы ДПО ВГУЭС сегодня пользуются повышенным спросом у населения, специалис-тов-профессионалов, студентов других учебных заведений края, компаний

и организаций в рамках корпоративного обучения. Отличительной особенностью программ ДПО ВГУЭС является обязательное участие специалис-тов-практиков в учебном процессе и аттестации выпускников, а также содействие трудоустройству и карьерному продвижению. По ряду направлений выпускникам предоставляется возможность сертификации в соответствии с международными профессиональными стандартами.

Важнейшей составляющей социальной ответственности вуза является содействие занятости выпускников. В период кризиса это особенно острый вопрос. По сравнению с прошлым годом число безработной молодежи, зарегистрированной в службе занятости Приморского края, увеличилось в два раза, а ее доля в общем количестве безработных сегодня составляет 38% (десятая часть из них - выпускники вузов). Рост числа безработных сопровождается снижением количества и качества вакансий в службе занятости в таких областях, как торговля, финансы, транспорт, информационные технологии. При этом механизм обратной миграции молодых специалистов в северные районы края, даже при наличии работы по специальности, приличной зарплаты, квартиры и перспектив карьерного роста, работает недостаточно эффективно.

Самую серьезную озабоченность вызывает судьба выпускников, выходящих на рынок труда в жесткой ситуации 2009 г. Региональный центр содействия трудоустройству «Старт-карьера», работающий в структуре ВГУ-ЭС, первым в крае инициировал социальный диалог на эту весьма болезненную и острую тему. В ходе систематически проводимых консультаций с экспертами, постоянного мониторинга ситуации с вовлечением в обсуждение проблемы заинтересованных соци-

альных партнеров (муниципалитетов, общественных организаций, предприятий, кадровых агентств) разработан ряд мер, которые, по нашим ожиданиям, принесут определенные результаты. Речь идет не только о показателях занятости наших выпускников в ближайшие годы, но и о формировании дополнительных факторов, влияющих на качество подготовки, развитие системы социального партнерства, конкурентоспособность наших программ.

ВГУЭС участвует в реализации региональной программы «Организация миграции квалифицированных молодых специалистов: содействие трудоустройству молодежи через освоение локальных рынков ДВФО». Данная программа является государственно значимой и актуальной, что подтверждается ее широкой общественной поддержкой, активным участием администрации ряда муниципальных образований и предприятий районов края. Развитие территориальной трудовой мобильности молодежи Приморского края, перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории края, а также трудоустройство выпускников вузов в организации, расположенные на территории Дальнего Востока, будут способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала Приморского края, внесут свой вклад в эффективное решение экономических и управленческих задач, особенно в непростых условиях экономического спада.

Многолетний и успешный опыт ВГУЭС по содействию трудоустройству выпускников теперь в полной мере работает на интересы региона: совместно с Администрацией Приморского края университетом в 2009 г. открыт Региональный научно-методический центр по профессиональной адаптации и содействию занятости

молодежи. Он будет осуществлять в масштабах региона следующие функции:

• мониторинг заинтересованности и потребности муниципальных образований в молодых кадрах;

• координацию деятельности центров занятости районов края и трудоустройства выпускников на локальных рынках труда Приморского края и ДВФО;

• формирование базы данных выпускников, готовых переехать в другую местность для замещения вакантных рабочих мест;

• разработку и информационное обеспечение портала о работе на локальных рынках труда Приморского края и ДВФО;

• создание на базе портала отдельной страницы по вопросам организации адресной поддержки выпускников;

• информирование о возможности переезда для трудоустройства в другую местность, в том числе на сезонные, временные, вахтовые работы;

• оказание молодым специалистам (выпускникам) информационно-консультационных услуг по вопросам трудоустройства, предпринимательства и самозанятости;

• организацию семинаров «Эффективное трудоустройство» и «Предпринимательство», проведение тренингов для выпускников по развитию предпринимательской деятельности;

• формирование информационных пакетов для привлечения молодежи на локальные рынки труда Приморского края и ДВФО и продвижение их в студенческой среде.

Существенным вкладом в решение проблемы занятости выпускников и молодежи региона может стать также развитие альтернативных схем трудоустройства, развитие компетенций и инфраструктуры поддержки самозанятости и предпринимательства молоде-

жи. В этой связи в университете реализуется комплексная программа поддержки молодежного предпринимательства, включающая обучение, консультирование, содействие в поиске инвесторов и услуги бизнес-инкубатора.

Особенную важность в условиях возрастающей конкуренции за рабочие места приобретает качество подготовки, понимаемое сегодня как соответствие требованиям рынка труда - практическая компетентность и опыт работы. Партнерские связи с деловой средой региона позволяют нам широко вовлекать специалистов-практиков в учебный процесс, а студентов и преподавателей - в решение реальных задач предприятий через участие в проектах, стажировки и другие формы.

Антикризисная программа университета получила широкую поддержку и одобрение в регионе. Это проявляется прежде всего в растущем интересе абитуриентов к нашему вузу, который прослеживается по результатам социологических опросов и посещаемости профориентационных мероприятий. Такая обратная связь подтверждает правильность выбранного универ-

ситетом курса как соответствующего интересам наших социальных партнеров и принципам социальной ответственности.

Литература

1. См.: Лазарев Г.И. Куда ведут ступени

профессионального образования // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 3-12.

2. The Response of Higher Education Insti-

tutions to Regional Needs. URL: http:// www.mszs.si/eurydice/pub/oecd/ response.pdf

3. См.: Катровский А.П. Регионализация

высшего образования в стратегии регионального развития. URL: http:// hoster.metod.ru:8082/ prometa/ policy/ problems/ reports/1/print

4. См.: На пути к социально ответственному университету / Под общ. ред. Г.И. Мальцевой. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. 412 с.

5. Постановление Совета Российского Союза ректоров. URL: http://www.tusur.ru/ ru/news/ edu_news.html?path=2009/01/ 01-19-3.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. URL: http:// www.government.ru/ content/ government-activity/ antikrizismeriprf/ 5431178.htm

LAZAREV G.I., MARTYNENKO O.O. REGIONAL UNIVERSITY DURING THE CRISIS PERIOD

The article covers anti-crisis University program, which sticks to the principles of social responsibility. Vladivostok State University of Economic and Service management counts on strategic partnership with main stakeholders, including business community. The other trend is the development of variative educational paths and training schemes, taking into account practically all situations and needs of university entrants, labour market requirements, social and economic situation in the region.

Keywords: anti-crisis program, variative educational paths of professional education, regional university, social responsibility, strategic partnership, graduates employment assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.