экономические науки
Ким Ангелина Георгиевна, Дремлюга Ольга Александровна, Смольянинова Елена Николаевна СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ ...
УДК 330:378:314.7
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2018
Ким Ангелина Георгиевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Международного маркетинга и торговли» Дремлюга Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Смольянинова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул., Гоголя 41, E-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, которое освещает вопрос миграционного поведения студентов и абитуриентов в современных социальных условиях. Представлены данные проведенного анкетирования среди школьников - будущих абитуриентов ВУЗов и среди студентов Приморского края. Раскрыта проблема мотивации миграционного поведения. Исследовались потенциальная как внутренняя миграция (внутри России), так и эмиграция (за пределы России). Выявлены основные причины, по которым молодежь Приморья хочет мигрировать за пределы края и страны. Определены факторы, которые влияют на выбор вуза за границей. Была определена структура абитуриентов в зависимости от успеваемости в учебе и миграционного поведения. Выявлены различия в выборе вуза для дальнейшего обучения и в зависимости от территории проживания старшеклассников: Владивосток или Приморский край. Определена степень мобильности молодежи Приморского края. Показаны причины также тех, кто хотел бы остаться в регионе. Среди них определены наличие жилья и социальных связей. Представлены данные ответов, характеризующих причины желания уехать за профессиональной деятельностью за рубеж после получения образования. Результат статьи - определение возможных векторов разработки государственных и региональных программ для сокращения миграционных потоков молодежи Приморского края.
Ключевые слова: Миграционное поведение, студенческая миграция, кросскультурные коммуникации, выбор ВУЗа, старшеклассники Владивостока и Приморского края, молодежь Приморского края, факторы выбора ВУЗа, причины миграции, социокультурные процессы.
SOCIAL PROBLEMS OF MIGRATION BEHAVIOR OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS
© 2018
Kim Angelina Georgievna, candidate of Economics, Professor of the Department of International Marketing and Trade Dremlyuga Olga Alexandrovna, candidate of Economics, Associate Professor
at the Department of International Marketing and Trade Smolyaninova Elena Nikolaevna, candidate of Economics, Associate Professor at the Department of International Marketing and Trade Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok Street, Gogol 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of a study that highlights the issue of migration behavior of students and applicants in modern social conditions. Presented data of the survey among students - future students of the Universities and among the students of the Primorsky territory. The problem of motivation of migration behavior is revealed. Potential both internal migration (within Russia) and emigration (outside Russia) were investigated. The main reasons why young people of Primorye want to migrate outside the region and the country are identified. The factors that influence the choice of University abroad. The structure of entrants was determined depending on academic performance and migration behavior. Differences in the choice of higher education institution for further education and depending on the territory of residence of school students: Vladivostok or Primorsky Krai are revealed. The degree of mobility of youth of Primorsky Krai is defined. The reasons of those who would like to stay in the region are also shown. Among them, the availability of housing and social ties. The data of the answers characterizing the reasons of desire to go abroad for professional activity after education are presented. The result of the article is the identification of possible vectors of development of state and regional programs to reduce the migration flows of young people of Primorsky Krai.
Keywords: Migration behavior, student migration, cross-cultural communication, choice of university, high school students of Vladivostok and Primorsky Krai, youth of Primorsky Krai, factors of choice of university, causes of migration, socio-cultural processes.
Постановка проблемы. В водовороте современных глобализационных процессов неотъемлемой составляющей развития кросскультурных коммуникаций как детерминанты процесса социализации студенчества является движение интеллектуальных (культурных) ресурсов - информации, технологий, специалистов. Определенные изменения в социокультурных процессах современности отображаются также на студенчестве, как социальной группе. Формируются новые ценности и установки, в том числе и в сфере образования, востребованные и отличные от предыдущих, критерии выбора профессии и академической модели мобильности.
Преобразования последнего десятилетия, которые затронули все сферы функционирования российского социума и, в частности, либерализация миграционного законодательства, участие государства в различных международных проектах, открыли студенчеству новые возможности получать образование и повышать ее уро-
вень за пределами своих регионов и за рубежом [1].
Исходя из вышеизложенного, выдается особенно актуальным изучение миграционного поведения студентов и абитуриентов в современных социальных условиях.
От исследования и знания этих намерений зависит характер воспроизведения и реализации интеллектуального и профессионального потенциала нашего общества.
Формирование целей статьи. Поэтому целью данного исследования является изучение особенностей процесса миграционного поведения студентов и абитуриентов в современных социальных условиях.
Анализ исследований и публикаций. Основные научные работы по выявлению миграционного поведения студентов и абитуриентов выполнены такими авторами, как: Е.Я.Варшавская, В.В. Зубков, Е.С. Попова, О.С. Чудиновских и др. [2-27].
Изложение основного материала исследования.
Kim Angelina Georgievna, Dremlyuga Olga Alexandrovna, Smolyaninova Elena Nikolaevna SOCIAL PROBLEMS OF MIGRATION BEHAVIOR ...
economic sceinces
Студенческая миграция - это миграция нового типа, которая видоизменяет традиционное распределение миграции на временную и постоянную. Предыдущая общая установка « возврат-невозврат" уступает место модели индивидуального поведения, которая выстраивается с учетом конкретных для каждого студента позитивов и негативов кросс-культурной коммуникации в иной академическом и профессиональной среде [2].
Студенческую миграцию нельзя рассматривать только с негативной точки зрения, как «утечка умов», хотя и становится очевидным, что в случае невозврата студентов, обучающихся и работающих за пределами своего региона или страны, теряется часть интеллектуального потенциала [3, 4].
На примере Дальневосточного региона было проведено исследование с целью выявления причин миграции абитуриентов и студентов.
Для исследования миграции студенческой молодежи и выпускников школ был использован метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов. При помощи данного метода с наименьшими затратами были получены достоверные первичные данные при высоком уровне массовости исследования.
Анкеты построены таким образом, что позволили определить основные причины миграции студентов и абитуриентов из Приморского края. Анкетируя выпускников школ, также определялись предпочтения старшеклассников в выборе вуза.
Члены выборки отбирались по признаку их принадлежности к определенной группе, такой, как возрастная группа (старшеклассники и старшекурсники) и факт проживания в определенной территории (Владивосток, Приморский край). В анкетировании приняли участие 621 студент трех Владивостокских вузов: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее - ВГУЭС), ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее
- МГУ им. Невельского), Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее - ДВФУ).
Изучение планов школьников после окончания школы показало, что подавляющее большинство респондентов средних школ считают для себя необходимым продолжить свое обучение в высшем учебном заведении, независимо от места жительства.
Приоритеты старшеклассников города Владивостока и Приморского края в выборе учебного заведения после окончания школы распределились следующим образом:
I ДВФУ - 28.6% от общего количества ответов (924 ответа из 3235); 2 вузы Москвы или Санкт-Петербурга
- 17.5% от общего количества ответов (565 ответов); 3 ВГУЭС - 16.6% от общего количества ответов (536 ответа); 4 вузы за пределами Приморского края (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) - 7.0% (225 ответов); 5 МГУ им. Невельского - 6.5% (210 ответов) 6 Другое -5.0% (161 ответ: ТОВВМУ, Строительные институты, институты МВД и «не знаю»); 7 ТГМУ - 4.9% (160 ответов); 8 вузы за пределами России - 4.9% (160 ответов); 9 ВФ РТА - 4.4% (141 10 Дальрыбвтуз - 2.5% (82 ответа);
II ДВГАИ - 2.2% (71 ответ).
В Дальневосточном федеральном университете хотят учиться более половины опрошенных выпускников школ города и края - 56,8%. Количество желающих поступить после окончания школы в ДВФУ в городе и крае приблизительно одинаково: 57,1% - учащихся школ города Владивостока и 54,6% - из школ Приморского края.
В целом по Приморскому краю и городу Владивостоку стать студентами ВГУЭС предпочли бы
33,0% опрошенных старшеклассников, из них 30,3% - из школ Владивостока, 44,7%- из школ Приморского края. По предпочтениям выпускников в выборе вуза наш университет занимает вторую позицию после ДВФУ. Фактически данные опроса подтверждают, что основным конкурентом ВГУЭС на рынке образовательных услуг является Дальневосточный федеральный университет.
За последние три года количество абитуриентов из города Владивостока в нашем университете значительно увеличилось. Если в 2015 году количество таких поступающих составляло: 42% из Владивостока и 35% из Приморского края, то в 2016 году Владивостокских выпускников во ВГУЭС было уже 52 %, а количество абитуриентов из приморских школ снизилось до 32%.
Основываясь на этой статистике, сотрудники центра «Абитуриент» усилили в 2017 году профориента-ционную работу со школьниками Приморского края и, как результат, - количество старшеклассников из школ Приморья, желающих продолжить образование во ВГУЭС, увеличилось.
Что касается желания старшеклассников получить высшее образование за пределами Приморского края и региона, то в вузах Москвы и Санкт-Петербурга хотят получать образование 34,7% (36,5% школьников города Владивостока и 25,5% из школ Приморского края); за пределами Приморского края (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) - 13,8% от опрошенных (13,6% -из Владивостока и 14,9% респондентов хотят учиться за рубежом) (см. данные в таблице 1).
Таблица 1 - Предпочтения старшеклассников в выборе вуза в зависимости от территории проживания и возраста
Перечень ответов Владивосток Приморский 10 кл. 11 кл.
ДВФУ 57.1% 54.6% 52.7% 60.4%
В вузе Москвы или Санкт-Петербурга 36.5% 25.5% 39.9% 29.5%
ВГУЭС 30.3% 44.7% 30.4% 35.0%
Другое 15.3% 9.2% 15.4% 13.3%
В вузе за пределами Приморского края (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) 13.6% 14.9% 13.5% 13.9%
МГУ им. Невельского 11.9% 17.4% 12.1% 13.6%
В вузе за пределами России 10.3% 7.4% 11.7% 7.9%
ТГМУ 9.8% 9.6% 10.8% 8.9%
ВФ РТА 8.1% 10.6% 9.0% 8.1%
Дальрыбвтуз 4.7% 6.4% 4.1% 5.8%
ДВГАИ 4.2% 4.6% 5.1% 3.6%
Другой вуз Приморского края 3.0% 2.8% 2.7% 3.3%
Если анализировать в целом, то молодежь Приморского края, как социальная группа, продемонстрировала высокую мобильность: учиться за рубежом хотели бы 4,9% (160 ответов от общего количества ответов) и 9,8% от общего количества опрошенных. Больше всего хотят учиться за пределами России старшеклассники из Владивостока. Если сравнивать ответы учащихся 11-х и 10-х классов, то среди учащиеся 10-х классов, желающих учиться за рубежом больше: 11,7% - 10 класс и 7,9% учащихся 11-х классов.
Исследование также показало, что приоритеты в выборе вуза несколько отличаются в зависимости от успеваемости. Так, ребята, которые учатся на «удовлетворительно», меньше чем «отличники» и «хорошисты» выбирают вузы за рубежом и за пределами России и Приморского края. В вузе в Москве или Санкт-Петербурге хотели бы учиться после окончания школы 22.6% «отличников», 18% «хорошистов» и только 11% респондентов которые отнесли себя к «троечникам».
Самым важным фактором в выборе вуза 52,1% будущих абитуриентов считают наличие желаемого направления подготовки и престиж образовательного учреждения - 49%.
Третье и четвертое места занимают следующие факторы: возможность учиться бесплатно (43,2%) и практи-ко-интегрированное обучение (41,9%).
Анализ ответов на третий вопрос также выявил приоритет, который оказался достаточно важным для 38,2%
экономические науки
Ким Ангелина Георгиевна, Дремлюга Ольга Александровна, Смольянинова Елена Николаевна
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ ...
абитуриентов, это - «комфортные условия для проживания и обучения». Далее идут: насыщенная студенческая жизнь (возможность занятия спортом, КВН и т.п.) - важно для 23,9% респондентов; удобное местоположения вуза в городе - отметила 18,6% старшеклассников и наличие международных программ - 18,2%.
Такой показатель, как стоимость обучения оказался далеко не на первом месте и набрал 21%. Этот показатель еще раз убеждает в том, что за престижное образование абитуриенты платить готовы.
Самым важными факторами выбора вуза для выбравших для дальнейшего обучения за границей являются:
• престиж образовательного учреждения;
• практико-интегрированное обучение (соединение обучения с практикой, содействие вуза в трудоустройстве);
• наличие желаемого направления подготовки;
• комфортные условия для учебы и проживания;
• наличие международных программ.
Основной причиной выбора вуза за пределами
Приморского края старшеклассники Приморского края называют желание посмотреть мир (31% респондентов), затем - более престижный диплом, более комфортные условия для учебы и проживания, легче найти работу после окончания вуза и не видят перспектив развития края/страны 15,6% респондентов.
Для учащихся из Владивостока самыми важными причинами выбора вуза за пределами Приморского края являются: более престижный диплом (32,7%), хотелось бы посмотреть мир (30,1%), легче найти работу после окончания вуза, с дипломом этого вуза легче трудоустроиться.
Анализ результатов исследования среди студентов показал, что студенты из разных вузов выбирали вуз по разным критериям
Если для большинства студентов бакалавриата 3-4-курсов ВГУЭС главным фактором при выборе учебного заведения явилось местоположение вуза (65,3 %), то для студентов ДВФУ самым важным при выборе университета был престиж вуза (47%). Специфика такого учебного заведения, как МГУ им. Невельского определила в значительной степени при выборе вуза важность такого фактора, как «наличие желаемой специальности» (75%)
Также именно спецификой Морского университета объясняется и тот факт, что 75% будущих выпускников этого университета собираются после окончания вуза работать по специальности, в то время как выпускников ВГУЭС и ДВФУ, собирающихся работать по полученной профессии приблизительно одинаковое количество: 38% и 41.9% соответственно.
в Москве и Санкт-Петербурге строить свою профессиональную карьеру и дальнейшую жизнь хотят 8,9% студентов ВГУЭС, 8.4% - МГУ и 9,4% старшекурсников бакалавриата ДВФУ. За пределы Приморского края (но не в Москву и Санкт-Петербург) хотят уехать еще 9.4% выпускников ДВФУ, 4.2% выпускников МГУ и 8.9% выпускников ВГУЭС. А жить за границей собираются 12% респондентов из ДВФУ, 8.3% - из МГУ и только 6.8% - из ВГУЭС.
Несмотря на то, что часть выпускников приморских вузов собираются строить профессиональную карьеру за пределами г. Владивостока, в котором находится вуз, в котором они обучаются, все-таки почти половина всех опрошенных старшекурсников бакалавриата собираются жить и работать в городе, где находится их вуз. Остаться во Владивостоке хотели бы 52.1% респондента из МГУ и 42.7% из ВГУЭС и только 36.8% - из ДВФУ.
Такая «возвратная» миграция имеет во многом вынужденный характер и связана прежде всего с наличием в родном городе жилья или социальных связей, о чем можно судить по результатам ответов на четвертый вопрос анкеты, в котором респондентам предлагалось ответить, что привлекает их в городе или стране, где они
собираются жить после окончания вуза.
Для студентов ВГУЭС основными причинами выбора места проживания после окончания вуза являются: это мой родной город/страна (37.8%); там живут мои родственники, друзья (могут помочь, поддержать) (34.3%); там есть возможность карьерного роста (26.1%); там более высокий уровень заработной платы (25.8%); там я могу найти интересную работу (25.6%); больше возможностей для трудоустройства (25.1%); там есть, где жить (19.7%).
Для студентов ДВФУ на первом месте - там я могу найти интересную работу (35%); затем: там живут мои родственники, друзья (могут помочь, поддержать) -30.8%; там есть возможность карьерного роста (29.1%); это мой родной город/страна (29.1%); там более высокий уровень заработной платы (28.2%); больше возможностей для трудоустройства (24.8%).
Несомненный интерес представляет проблема мотивации миграционного поведения. Основные причины почему респонденты после окончания вуза хотели бы уехать из Приморского края и России: низкая оплата труда и низкие перспективы трудоустройства. Причинами выбора места проживания за пределами Приморского края также респонденты указали: нестабильность политического и социально-экономического положения; невозможность карьерного роста. Так ответили студенты всех трех вузов Владивостока.
У потенциальных эмигрантов (которые хотели бы жить после окончания вуза за границей) по сравнению с внутренними мигрантами добавляется такая причина, как «нестабильность политического и социально-экономического положения».
Наблюдается связь между негативными оценками социально-экономической ситуации в России и перспектив развития Приморского края с намерениями респондентов уехать из Приморского края и России.
Необходимо более широко в разных формах знакомить молодежь с перспективами развития края. Результаты исследования показали, что даже студенты вузов знают в основном только о двух программах развития Приморского края: «Свободный порт Владивосток» и «ТОР». Другие программы развития смогли назвать единицы.
Таким образом, дальнейшие исследования должны идти в направлении разработки программы конкретных мероприятий: что необходимо предпринять на государственном уровне, чтобы сократить объемы миграционных потоков молодежи и сделать Приморский край привлекательным как для собственных жителей, так и для приезда жителей из других регионов России и мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гольцова Е. В. Социально-средовая мотивация миграционного поведения молодежи в условиях глобализации: региональный аспект // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе /Под ред. О. А. Кармадонова, О. А. Полюшкевич. Иркутск: ИГУ, 2015. С. 197-202.
2. Шпет Е. Н. Учебная миграция как перспективный подход в образовательной практике вузов // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. науч. трудов конф., Томск 3-6 апреля 2013. Томск: ТПУ, 2013. С. 88-89.
3. Шпет Е. Н. Учебная миграция как форма организации образовательного процесса // Исследовательская работа как фактор становления эффективного образовательного процесса в современном вузе: сб. тр. участников VII Междунар. науч.-практ. конф. (24-25 апреля 2013 г.). Томск, 2013. С. 65-68.
4. Явон С. В. Поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 71-80
5. Информация о статистике количества студентов ВУЗов [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. — Режим доступа: http://primstat.gks.ru/.
6. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 142-144.
7. Наумова М.В., Овсянникова О.С. Профориентационное сопровождение в вузе как условие формирования социальной мобильности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
Kim Angelina Georgievna, Dremlyuga Olga Alexandrovna, Smolyaninova Elena Nikolaevna
SOCIAL PROBLEMS OF MIGRATION BEHAVIOR ...
economic sceinces
2017. Т. 6. № 4 (21). С. 111-114.
8. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании: учеб.пособие / Н.М. Авсянников. —М.: РУДН, 2007. -158 с.
9. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. — 293 с.
10. Медведева Л.М., Скворчинский М.Д. Трудоустройство молодежи как многофакторный процесс кадрового обеспечения российского Дальнего Востока // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 196-199.
11. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
12. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825
13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf
14. Попова, Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи //Россия реформирующаяся. Вып.13: Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. — М.: Новый хронограф, 2015. — 464 с.
15. Голобоков А.С., Тюгаев А.Р. Особенности и проблемы карьеры современной российской молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 338-341.
16. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.
17. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126-129.
18. Отчет кафедры Прикладная социология Финансового государственного университета при Правительстве РФ о качестве жизни в городах России в 2014 году [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://docplayer.ru/210581-Pravitelstvo-rossiyskoy-federacii-finansovyy-universitet-pri-pravitelstve-rossiyskoy-federacii-finansovyy-universitet.html
19. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф /новости/2774/ файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результаты.pdf
20. Информация о рейтинге университетов России [Электронный ресурс] // Рейтинговое агенство «Эксперт РА». — Режим доступа: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/
21. Информация о рейтинге университетов России [Электронный ресурс] //Информационный портал «Vuzopedia». — Режим доступа: http://vuzopedia.ru/rate/
22. Информация о рейтинге ТОП-100 университетов России 2017 [Электронный ресурс] // White Square Journal — деловой интернет-журнал. — Режим доступа: https://wsjournal.ru/rejting-top-100-universitetov-rossii-2017/
23. Информация о рейтинге университетов России [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». — Режим доступа:http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/rating-2017.html
24. Информация о национальном рейтинге университетов [Электронный ресурс] // Международная информационная группа «Интерфакс». — Режим доступа: http://www.univer-rating.ru/rating_ common.asp?per=10&p=1
25. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Моск. ун-та, сер. 6, Экономика, 2014. №3. — с. 36-58.
26. Зубков В.В. Жизненные планы и миграционный потенциал выпускников дальневосточных вузов: социологический подход [Электронный ресурс]//Pandia.ru: энциклопедия знаний. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/324/2407.php
27. Поток уезжающих с Дальнего Востока стремительно нарастает [Электронный ресурс] // «Дальневосточная газета «Золотой Рог», 5.03.2018. — Режим доступа: http://www.zrpress.ru/society/dalnij-vostok_05.03.2018_87989_potok-uezzhajuschikh-s-dalnego-vostoka-stremitelno-narastaet.html
Статья поступила в редакцию 28.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018