Научная статья на тему 'Разработка антикризисной программы социально ответственного вуза (на примере владивостокского государственного университета экономики и сервиса)'

Разработка антикризисной программы социально ответственного вуза (на примере владивостокского государственного университета экономики и сервиса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Галина Ивановна, Чёрная Ирина Петровна

В статье исследуются особенности создания антикризисной стратегии университета на основе ис? пользования принципов корпоративной социальной ответственности. Анализируя изменения, вызван? ные глобальным кризисом в регионе, авторы показывают новую социальную функцию вуза, реализа? ция которой требует учета потребностей всех его стейкхолдеров групп заинтересованных сторон организации. Особое внимание уделено проблемам формирования социально ответственной культуры университета и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of crisis management program in socially responsible University (by the example of Vladivostok State University of Economics and Service)

The article covers peculiarities of university crisis management strategy development based on corporate social responsibility principles. Analyzing regional changes caused by global crisis, authors show new social function of the university. Implementation of this function requires accounting needs of all stakeholders of organization. Special attention is given to the problems of forming socially responsible culture of university and region.

Текст научной работы на тему «Разработка антикризисной программы социально ответственного вуза (на примере владивостокского государственного университета экономики и сервиса)»

4. Инновационная экономика. 2-е издание, исправленное и дополненное / под ред. чл.-корр. РАН А. А. Дынкина, д. э. н. Н. И. Ивановой М. : Наука, 2006.

5. Князев Е. А. От рутинного администрирования к стратегическому управлению / Е. А. Князев // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах : сб. ст. / под ред. Е. А. Князева. Казань : Унипресс, 2006. URL: http://www.studiorum.ru

6. Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадров управления / Н. Г. Рак // Управление персоналом. 2001. № 10. С. 14.

7. Седлов П. Определение эффективности труда руководителей и специалистов / П. Седлов // Человек и труд. 2007. № 6.

8. Яшева Г. А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты / Г. А. Яшева //Практический маркетинг. 2001. № 5. С. 9.

Г. И. Мальцева, И. П. Черная

РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ВУЗА (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)

В статье исследуются особенности создания антикризисной стратегии университета на основе использования принципов корпоративной социальной ответственности. Анализируя изменения, вызванные глобальным кризисом в регионе, авторы показывают новую социальную функцию вуза, реализация которой требует учета потребностей всех его стейкхолдеров - групп заинтересованных сторон организации. Особое внимание уделено проблемам формирования социально ответственной культуры университета и региона.

Ключевые слова: социальная ответственность, социально ответственный вуз, стратегическое управление, антикризисная стратегия,

G. I. Mal'tseva, I. P. Chyornaya

Development of socially responsible University anti-crisis program (by the example of Vladivostok State University of Economics and Service)

The article covers peculiarities of university crisis management strategy development based on corporate social responsibility principles. Analyzing regional changes caused by global crisis, authors show new social function of the university. Implementation of this function requires accounting needs of all stakeholders of organization. Special attention is given to the problems of forming socially responsible culture of university and region.

Key words: social responsibility, socially responsible university, strategic management, anti-crisis strategy.

Социально ответственный вуз

СГ) условиях развивающегося кризиса Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) разработал ос-

новные направления антикризисной программы, соответствующей приоритетным направлениям Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. с позиций социально ответственного вуза.

© Мальцева Г. И., Черная И. П., 2009

Проблема социальной ответственности вуза в мировой практике получает различное выражение. В европейских странах в соответствии с ключевыми положениями Болонского процесса важнейшей характеристикой деятельности университетов становится так называемое социальное измерение. Это многозначное и комплексное понятие. Как отмечалось в Лондонском коммюнике 2007 г., цель высших учебных заведений состоит в подготовке студентов к активной роли в демократическом обществе, подготовке студентов к профессиональной деятельности и личностному развитию, созданию передовой базы, содействию и развитию научных исследований и инноваций [2]. В США проблема социальной ответственности понимается как «служение обществу», в рамках которого определяются следующие направления деятельности вузов:

— содействие экономическому развитию региона, прежде всего с помощью трансфера знаний и инновационных технологий;

— активный вклад в формирование стратегий развития города и региона;

— прямое и косвенное участие в решении социальных проблем, таких как занятость и миграция в регионе, состояние правосознания, социальная стабильность и т. д., а в случаях неблагоприятных социально-экономических ситуаций высшие учебные заведения могут выполнять функцию социального демпфера;

— позитивное влияние на качество социальной и культурной среды. Именно университетская инфраструктура (библиотеки, спортивные сооружения и др.) способствует укреплению более высоких стандартов в сфере профессиональной деятельности, досуга и т. д. Интеллектуаль-

ная активность вуза стимулирует развитие широких образовательных, культурных, международных связей всего региона, формируя тем самым его соответствующий имидж [3].

Подобные подходы начинают отражаться и в российской научной литературе. Не вдаваясь в существо дискуссий о сущности социальной ответственности организации, отметим, что данное понятие применимо к любым субъектам, действующим на рынке. При этом оценивать уровень социальной ответственности должны прежде всего стейкхолдеры — группы заинтересованных сторон организации. В общем виде схема взаимоотношений социальной ответственности между высшим учебным заведением и другими сторонами представлена на рисунке.

Отношения вуза с каждой из сторон характеризуются двунаправленностью. Университет отвечает перед бизнес-средой за подготовку востребованных и конкурентоспособных выпускников. В свою очередь, бизнес несет социальную ответственность за развитие образовательной сферы как неотьемлемого элемента развития местного сообщества. Согласно данным Ассоциации менеджеров, бизнес готов участвовать в разработке профессиональных стандартов, критериев оценки деятельности вузов и выпускников, быть соучредителем и участвовать в управлении вузами, в разработке региональных программ развития системы профессионально-технической подготовки, выделять финансовые ресурсы для развития системы образования [1, с. 10-12].

Еще одна сторона, являющаяся субъектом и объектом социальной ответственности вуза, — персонал (профессорско-преподавательский со-

Социальное государство

Социально ответственный бизнес ЯН ЗИГйШШВЙ Вуз шшш ■нчшшниик Личность

Общество

Вуз в системе отношений социальной ответственности

став и сотрудники) и обучающиеся. На ППС и студентов, так же как и на вуз в целом, распространяется принцип академической свободы, неразрывно связанный с ответственностью. Академическая свобода дает преподавателям возможность излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. Одновременно ППС несет ответственность за соответствие учебных программ требованиям государственных образовательных стандартов, высокое качество учебной и научной работы, соблюдение установленных этических и нравственных стандартов. Ответственность ППС и сотрудников перед университетом и перед другими заинтересованными сторонами закрепляется в таких корпоративных документах, как устав, положение, кодекс поведения и др. Академическая свобода студентов заключается в предоставлении им права получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Однако они также несут ответственность за соблюдение академических и неакадемических правил, что фиксируется в определенных корпоративных документах [3].

В содержании социальной ответственности вуза, так же как и любой другой организации, следует выделять предложенную Ассоциацией менеджеров триаду «государство — работодатель — работник». Применительно к высшим учебным заведениям получим триаду «государство — университет — сотрудники и студенты», которая должна проявлять себя в условиях труда, в здоровье и безопасности на рабочем месте, социальной защите и социальном диалоге, академических свободах вуза, развитии человека, экологической ответственности и охране окружающей среды.

Таким образом, социальная ответственность находит свое проявление во всех трех функциях современного вуза — образовательной, научных исследованиях и региональном взаимодействии. При этом вуз играет особую роль в системе социальных отношений, так как вносит значительный вклад в формирование социально ответственной личности и в результате формирует культуру социально ответственного общества [5]. Поэтому мы определяем социально ответственный университет как социальный институт, который вносит особый вклад в развитие социального государства и социально ответственного бизнеса, способствует формированию у студентов понимания социальной ответственности как базовой личностной ценности в обществе. В контексте данного определения необходимо выде-

лить особую роль университета в формировании социального государства и социально ответственного бизнеса в условиях мирового кризиса, так как образовательные учреждения ответственны не только за социализацию молодежи, но и сохранение кадрового потенциала своих сотрудников и населения региона для будущего развития.

Условия, в которых вуз разработал программу

Глобальный экономический кризис по-разному отразился на российских регионах. В Приморском крае, вопреки пессимистическим прогнозам, официальная статистика свидетельствует о сохранении экономического роста: даже за первые месяцы 2009 г. темпы прироста ВРП составляют около 5 %. Однако финансовый кризис сказался на деятельности многих приморских предприятий, связанных с добычей ресурсов, ценообразование на которых зависит от конъюнктуры мирового рынка. В сфере профессионального образования региона еще нет сокращений и увольнений, падения уровня заработной платы, однако уже произошло сокращение финансирования из федерального бюджета. Достаточно весомыми являются угрозы невозможности компенсации финансовых потерь за счет коммерческого набора не только по причинам глобального кризиса, но и из-за изменения законодательства и т. д. К названным общим для России факторам следует добавить специфические для приморских вузов условия, которые определяются региональной спецификой, а потому требуют разработки особой антикризисной стратегии образовательных учреждений.

Специфическими, обострящими кризис условиями развития региональных университетов Дальневосточного федеральглшл округа (ДФО) являются демографическая ситуация, характеризующаяся достижением «ямы», а также высокий риск провала ЕГЭ из-за недостаточной теоретической и психологической готовности выпускников школ, усугубляемой неудовлетворительными итогами прошлого года, когда школьники Приморского края сдавали ЕГЭ впервые. Например, в Приморском крае в 2009 г., по официальным данным, количество выпускников составит 12 700 человек, что почти в два раза меньше уровня 2000 г. Как показывают результаты исследований Центра социологических и маркетинговых исследований ВГУЭС, в последние годы до 70 % выпускников поступало в вузы. Таким образом,

в текущем году можно было бы ожидать около 9 тыс. абитуриентов. Однако введение ЕГЭ заметно уменьшит эту цифру. В прошлом году, когда приморские школьники впервые сдавали ЕГЭ по математике, положительные результаты получили около 30 %. Замена вступительных экзаменов в вузах комплексом ЕГЭ вряд ли улучшит эту ситуацию, т.к. ни учителя, ни школьники не имеют пока соответствующих компетенций (в отличие от других регионов РФ, где адаптация продолжалась несколько лет). Это подкрепляет пессимистические ожидания приморских вузов: так как при сохранении контрольных цифр набора на уровне прошлого года (около 11 тыс. бюджетных мест) количество абитуриентов будет в несколько раз ниже.

Существует еще один специфический для региона фактор развития рынка образовательных услуг, связанный с миграцией населения. Приморский край, как и другие регионы ДВФО, является донором для центральных регионов. Официальная статистика свидетельствует, что население Приморья с начала 1990-х гг. уменьшилось почти в два раза, основной категорией отъезжающих является экономически активное население в возрасте от 25 до 45 лет. По данным исследований дальневосточных вузов, до 10 % наиболее талантливых выпускников школ уезжают получать высшее образование в центральные или зарубежные вузы, до 45 % выпускников вузов хотят продолжить образование и/или найти работу в центральных регионах РФ или за рубежом. В условиях финансового кризиса риски, связанные с данным фактором, можно минимизировать при осуществлении целенаправленной работы с выпускниками и их родителями.

Существующая ситуация усиливает конкурентную борьбу за выпускников, обостряющуюся ещу и решением Правительства о создании федерального университета. Обсуждаемая академической общественностью с лета 2008 г. Концепция Дальневосточного федерального университета, представленная Дальневосточным государственным университетом [6], на базе которого и планируется создание ДВФУ, носит масштабный характер, превышающий даже возможности макрорегиона с учетом динамики демографических показателей и специфики социально-экономического развития. Для иллюстрации приведем лишь несколько цифр: количество студентов по программам ВПО за 7 лет существования нового вуза должно увеличиться от 24 тыс. до 50 тыс., количество преподавателей — от 1 440 до 6 000. К тому же анализ сформулированных

в Концепции миссии и приоритетных направлений развития федерального университета позволяет утверждать, что новый университет, преследуя благородные цели развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в глобальной перспективе, завязанной на использование высоких технологий, в том числе нанотех-нологий, отойдет от решения текущих задач региона, существующих проблем рынка труда. Учитывая, что действующий с 2006 г. Сибирский федеральный университет ставит подобные же цели и ориентируется на Дальний Восток РФ и АТР в целом, можно ожидать ужесточение конкурентной борьбы, в том числе с опорой на политические факторы, как это часто бывает в российском обществе.

Таким образом, развивающийся кризис усиливает негативные факторы развития рынка образовательных услуг в Приморском крае. В этих условиях для улучшения конкурентных позиций Владивостокский государственный университет выработал основные антикризисные направления работы, позволяющие реализовать идеи социально ответственного вуза с учетом позиций своих стейкхолдеров.

Направления программы

Придерживаясь принципов Болонского процесса и принимая на себя миссию социально ответственного вуза в регионе и стране, ВГУЭС выделяет следующие приоритетные направления своей антикризисной программы:

— предоставление возможности получения профессионального образования разного уровня, поддержка выпускников школ в их выборе модели профессионального развития;

— уменьшение финансовой нагрузки на абитуриентов и студентов;

— содействие предпринимательской деятельности и самозанятости населения, прежде всего молодежи;

— социальные гарантии;

— диверсификация источников финансирования и оптимизация расходов;

— обучение и переподготовка на основе дополнительных образовательных программ.

Рассмотрим данные направления.

В рамках поддержки выпускников в их выборе профессионального развития основной лозунг деятельности ВГУЭС в поддержку мер правительства: «Никто не остается после окончания школы на улице». Основой реализации вытекающих из лозунга задач университета явля-

ется анализ рынка образовательных услуг Приморского края, который позволил выделить следующие категории абитуриентов:

— не сдавшие ЕГЭ ни по одному предмету (без аттестата, со справкой, имеют аттестат об основном общем образовании);

— сдавшие ЕГЭ только по русскому языку и математике (с аттестатом);

— сдавшие ЕГЭ по русскому языку, математике и дополнительным предметам для поступления в вуз;

— выпускники НПО и СПО (сдавшие ЕГЭ; не сдавшие ЕГЭ);

— с высшим образованием.

Соответственно ВГУЭС, являясь многопрофильным университетским комплексом, предлагает различные модели приема на все уровни образования, позволяющие в конечном итоге по мере получения начального и/или среднего профессионального образования поступить на образовательные программы высшего образования. Ориентация на развитие всех уровней образования для ВГУЭС определяется не только стремлением помочь выпускникам школ получить профессию и избежать попадания в безработные, но и другими целями. Модели получения профессионального образования в университете представлены в таблице.

Особое значение это направление деятельности университета имеет для сохранения сотрудников вуза и развития кадрового потенциала для решения задач кризисной и будущей посткризисной экономики региона. Поэтому уже сейчас ведется большая работа по созданию новых профессиональных модульных программ на основе компетентностного подхода.

В соответствии с Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. отдельной важной задачей является обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Планируются меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 г. Среди важнейших ожидаемых мер — принятие закона, позволяющего образовательным и научным учреждениям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Выполняя данные задачи, ВГУЭС оформил заявку на контрольные цифры набора на 2009/ 10 уч. г., сохраняющую цифры 2008 г. Это по-

зволит создать условия для реализации первого направления антикризисной программы — поддержки выпускников школ в их выборе модели профессионального развития. С учетом текущей ситуации попечительский совет ВГУЭС принял решение об отказе от набора студентов на обучение с полным возмещением затрат и приеме абитуриентов только на бюджетные места.

Для уменьшения финансовой нагрузки на абитуриентов и студентов в соответствии с рекомендациями Федерального агентства по образованию ученый совет ВГУЭС в феврале 2009 г. принял решение об установлении фиксированной оплаты для студентов, которые в 2009/ 10 уч. г. будут обучаться на 2-5-х курсах. В кризисный период особое значение приобретает перевод студентов с коммерческой основы обучения на бюджетную. Этот вопрос решается с привлечением заведующих кафедрами, кураторов студенческих групп, дирекций институтов, студенческого совета. Основанием для перевода является, прежде всего, материальное положение семей студентов, хорошая академическая успеваемость, общественная активность и выполнение правил внутреннего распорядка. Кроме того, по заявлениям студентам (их родителей) в индивидуальном порядке льготной комиссией ВГУЭС решаются вопросы о рассрочке платежей. За февраль-март 2009 г. на бюджетные места, образовавшиеся после зимней сессии, было переведено около 100 студентов.

Важным направлением работы во ВГУЭС является социальная помощь студентам и сотрудникам. Если социальная политика вуза в отношении трудового коллектива в общем традици-онна, то в отношении студенчества имеется своя специфика. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса один из немногих вузов страны, который помимо государственной академической и социальной стипендий выплачивает академическую стипендию для успешных студентов, обучающихся на коммерческой основе, из собственных средств университета. Кроме того, в университете ведется работа по созданию специальных стипендиальных фондов.

Приоритетной задачей Владивостокского государственного университета экономики и сервиса является содействие трудоустройству. В контексте антикризисных целей это можно выразить лозунгом: «Никто после окончания вуза не уходит на улицу».

В настоящее время во ВГУЭС действуют центр стратегического партнерства и региональ-

Модели получения профессионального образования для разны категорий абитуриентов

Категории абитуриентов

Не сдавшие ЕГЭ ни по одному предмету (без аттестата, со справкой, с аттестатом об основном общем образовании)

Сдавшие ЕГЭ только по русскому языку и математике (с аттестатом)

Сдавшие ЕГЭ по русскому языку, математике и дополнительным предметам для поступления в вуз

Выпускники СПО (сдавшие ЕГЭ, не сдавшие ЕГЭ)

Модели получения профессионального образования

Абитуриенты со справкой и аттестатом за 9-й класс

НПО + подготовка к ЕГЭ

ВПО

НПО

СПО

ВПО профильное без ЕГЭ

СПО + подготовка к ЕГЭ

ВПО

ВПО профильное без ЕГЭ

Абитуриенты с аттестатом (ЕГЭ только по русскому языку и математике)

СПО

(кроме «Правоведение», «Право и организация соцобеспечения», «Парикмахерское искусство»)

ВПО

1

СПО

ВПО профильное без ЕГЭ

НПО, СПО +

подготовка к ЕГЭ

г

ВПО

Абитуриенты, сдавшие ЕГЭ по русскому языку, математике

по всем формам обучения

Окончание табл.

Категории абитуриентов

Выпускники НПО (сдавшие ЕГЭ, не сдавшие ЕГЭ)

С высшим образованием

Модели получения профессионального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абитуриенты — выпускники НПО

Сдавш1 1е ЕГЭ

г

СПО или ВПО

Не сдавшие ЕГЭ

г г

СПО профильное Подготовка

без ЕГЭ к ЕГЭ

ВПО профильное без ЕГЭ

СПО или ВПО

Абитуриенты, имеющие высшее образование

НПО

1

СПО

ВПО

по всем формам обучения без ЕГЭ по вступительным испытаниям вуза

ный центр содействия трудоустройству выпускников, в сфере деятельности которых поиск новых форм взаимодействия с работодателями. Анализ существующей практики и опыта трудоустройства позволяет ВГУЭС выступить с инициативой:

— возрождения рабфаков (подготовительных отделений);

— превращения студенческих стройотрядов в постоянно действующие для выпускников школ, вузов и ссузов. Это направление может получить особую актуальность с активизацией строительства во Владивостоке объектов для форума АТЭС;

— создания межвузовской комиссии по трудоустройству выпускников, в том числе внутри вузов, обмена опытом и координации деятельности по программам опережающего обучения для населения региона.

Особое внимание ВГУЭС, позиционирующий себя как инновационный предпринимательский университет, в антикризисных мерах уделяет вопросам стимулирования малого бизнеса, играющего важнейшую роль в занятости населения. Практическим инструментом решения этой задачи должен стать бизнес-инкубатор ВГУЭС, позволяющий реализовать проекты студентов и сотрудников университета, молодежи города по созданию малых предприятий. Для реализации этого направления деятельности со следующего учебного года для всех специальностей и направле-

ний подготовки во ВГУЭС будет введен учебный курс «Основы предпринимательства». В настоящее время подобный курс читается для всех категорий персонала вуза в рамках программы повышения квалификации.

Стратегически важным направлением антикризисной программы ВГУЭС является создание на базе бизнес-инкубатора центра развития предпринимательских компетенций (ЦРПК). Он должен стать объектом инновационной инфраструктуры, созданным для отбора и реализации идей и разработок, выявления и обучения талантливой молодежи и преподавателей, проявляющих способность к инновационной деятельности, содействия трансферу инноваций с целью коммерциализации в другие организации региона. ЦРПК должен объединить центр предпринимательских инициатив, проекты «Малая финансовая академия» и «Школа операционного консалтинга», т. е. действующие, а также новые структуры, ориентированные на решение общих задач [7]. Особое значение в рамках развития центра предпринимательских компетенций придается работе со школьниками, обучающимися в подразделениях довузовской подготовки университета (школа-интернат для одаренных детей, Восточная гимназия, Открытый лицей) и школах образовательного округа. Поэтому в состав центра необходимо включить школу молодежного предпринимательства, целью которой станет формирование у подростков и молодых

людей базового уровня экономической грамотности и конкретных практических предпринимательских навыков по созданию и открытию собственного дела. Новым направлением деятельности университета в условиях глобального кризиса должна стать и школа успешного бизнеса для молодежи с ограниченными физическими возможностями, начеленная на формирование у молодых инвалидов веры в себя, развитие у них лидерских качеств и коммуникативных навыков путем обучения их основам бизнеса и предоставления психологических консультаций.

Особой антикризисной мерой в стратегии ВГУЭС является обучение и переподготовка разных категорий слушателей: студентов и специалистов, имеющих среднее специальное, начальное профессиональное или высшее профессиональное образование, — на основе дополнительных образовательных программ. Ежегодно на 50 программах дополнительного профессионального образования вуза переучивается около 2 тыс. человек. Переобучение ведется по различным формам договоров, как индивидуальным, так и от предприятий, а также от службы занятости населения. Иногородним слушателям предоставляется общежитие, где созданы все условия для комфортного проживания и учебы.

В 2009 г. ВГУЭС участвовал в конкурсах, проводимых Центром занятости населения города Владивостока и Приморского края, и выиграл лоты на обучение безработных граждан по специальностям: руководитель малого бизнеса; бухгалтер; менеджер по кадрам (специалист по кадрам); секретарь-референт; администратор гостиницы. Общее количество слушателей, которые будут обучены по контрактам с ЦЗН города Владивостока и ПК составит в 2009г. порядка 230 человек.

С сентября 2008 г. в университете система повышения квалификации сотрудников действует по принципу «самообучающейся организации», направленной на развитие и расширение возможностей всех видов деятельности вуза с учетом стратегических интересов организации и индивидуальных потребностей работников. В условиях финансового кризиса особое значение получают малобюджетные формы обучения, включая проектное обучение и внутренние стажировки. Разработаны и используются собственные формы организации такого обучения. В частности, во ВГУЭС существует установочная неделя, в течение которой административно-управленческий и профессорско-преподавательский персонал университета проходит кратковремен-

ное обучение по комплексным программам, связанным с актуальными вопросами учебной, научной, управленческой и методической деятельности в вузе. Последние два года система корпоративного обучения всех категорий персонала проходит в форме обучающих семинаров два раза в месяц. Тематика обучающих семинаров связана с проблемами модернизации высшей школы РФ, изменением нормативной базы развития высшего образования, формированием компетен-тностной модели сотрудника, созданием новой системы стимулирования труда, развитием социальной ответственности вуза и др. Действует и постоянно совершенствуется система оценки персонала, которая координируется кадровой комиссией при ученом совете и ориентирована на ППС и руководящий состав.

Формирование во ВГУЭС «самоучающейся организации» привело к необходимости учета принципов опережающего профессионального обучения для смягчения социальной напряженности на рынке труда, формирования у сотрудников новых компетенций для предотвращения возможности сокращения или вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства. Принципы опережающего обучения университет готов реализовывать и во внешней среде. Для этого разработаны следующие программы: подготовка к сдаче экзамена на получение аттестата профессионального бухгалтера; специалист по кадрам; специалист в области налогов и налогообложения; логистика.

Особое значение во ВГУЭС придается совершенствованию университетского менеджмента. В вузе осуществляется работа по совершенствованию системы управления, основанная на принципах бюджетирования, ориентированного на результат. Это позволяет перейти на новую систему оплаты труда для всех категорий персонала на основе технологий рейтинга для ППС и грейдинга для остальных групп. Целью реорганизации является сокращение непоизводствен-ных издержек, оптимизация оргструктуры, повышение эффективности управления и мотивации персонала. Очевидно, что анализ всех вышеперечисленных направлений повышения результативности университетского менеджмента во ВГУЭС может стать темой самостоятельного исследования, выходящего за рамки данной статьи.

Таковы лишь основные направления антикризисной стратегии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, разрабатываемой в настоящее время. Общая иде-

ология организационных изменений университета, модернизация профессионального образования страны, кризисные явления в обществе и экономике подводят к осознанию необходимости выработки комплексного видения антикризисных мер с учетом интересов всех стратегических партнеров университета, всех заинтересованных сторон. Выдвинутые задачи социальной ответственности и взаимодействие всех субъектов региональной экономики и политики требуют создания качественно нового социально-экономического пространства как места работы, отдыха и жизнедеятельности населения. Инструментом решения этих задач может стать программа создания социально ответственной территории (города), реализацию которой коллектив ВГУЭС считает одним из возможных результатов своей антикризисной стратегии.

1. Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности. М. : Ассоциация менеджеров, 2007.

2. Лондонское коммюнике. К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира [Электронный ресурс]. URL: http://ro.mgou.ru/catalog/category161/79.html

3. Мальцева Г. И. Роль университетов в формировании социально-ответственного общества // Территория новых возможностей : вестн. Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 1. С. 12-16.

4. Мартынова М. Д. Формирование потребности в общественном служении в процессе получения высшего образования // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 101-105.

5. На пути к социально ответственному университету: колл. монография / под общ. ред. Г. И. Мальцевой. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009.

6. О перспективах развития сети федеральных университетов и концепции развития Федерального ядерного университета «МИФИ», Федерального технологического университета «МИСиС» и Тихоокеанского федерального университета (ДВГУ). Рукопись.

7. Теория и практика подготовки менеджеров по развитию в современных университетах (по материалам реализации международного межвузовского проекта) : науч.-метод. материалы / под ред. Т. С. Богдасаро-вой и др. М. : Фонд «Новая Евразия», 2009. С. 41-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.