УДК 374.1
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
З.И.Валиева1
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Отражены особенности реструктуризации региональной образовательной системы как условие эффективного сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, представлена примерная схема реструктуризации, в результате которой помимо типовых образовательных учреждений могут создаваться новые учебные заведения. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: реструктуризация образовательной системы; сетевое взаимодействие; ресурсный центр; базовая школа.
REGIONAL EXPERIENCE OF EDUCATIONAL SYSTEM RESTRUCTURING AS A CONDITION OF EFFICIENT NETWORK INTERACTION OF THE INSTITUTIONS OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION Z.I. Valieva
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov 46, Vatutin St., Vladikavkaz, 362025.
The paper reflects the features of the regional educational system restructuring as a condition for the efficient network interaction of the institutions of general and additional education. The sample scheme of restructuring, which results in the creation of new educational institutions along with the typical ones, is presented. 6 sources.
Key words: educational system restructuring; network interaction; resource center; basic school.
Многие школы сегодня, в силу ряда причин - неготовности педагогических кадров к эффективной реализации профильного обучения, отсутствия материальных и технических возможностей, недостаточной разработанности дидактической и научно-методической составляющих содержания образования и т. п.- не в состоянии предоставить школьникам возможность проектирования и моделирования индивидуальной образовательной траектории. В связи с этим проблема эффективного сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования стоит особенно остро.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность учащимся осваивать образовательную программу определенного уровня и профессиональной направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. При организации обучения по сформированным профилям работа сети основана на взаимном обмене образовательными ресурсами отдельных образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным в случае, если сеть состоит из образовательных учреждений, ресурсы которых дополняют друг друга. Интеграция базового и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики [4]. Интегрированный обра-
зовательный ресурс разнообразен как по содержанию (различные профильные и элективные курсы), так и по форме обучения: в очной, очно-заочной форме, в форме экстерната.
Есть достаточно веские основания рассматривать основное и дополнительное образование не только как взаимовлияющие компоненты, но и как понятия изоморфные, т.е. равно соотносящиеся друг с другом. Так, в исследованиях некоторых ученых (А.Г. Асмо-лов, Е.Б. Евладова, М.О. Чеков, А.И. Щетинская) подчеркивается, что уровни взаимодействия представляют собой фазы развития взаимоотношений учреждения дополнительного образования и школы от элементарных взаимосвязей до интеграции. Конкретные сочетания форм взаимодействия на соответствующих уровнях и в рамках определенных направлений складываются в конкретные модели взаимодействия. На первом уровне определение форм взаимодействия диктуется, главным образом, наличием дефицита в наборе возможностей каждого учреждения, с помощью которых оно должно реализовать свои целевые установки. Следовательно, такой уровень можно назвать уровнем компенсации, так как через взаимодействие друг с другом самостоятельные учреждения компенсируют нехватку собственных ресурсов. Второй уровень - субъектами взаимодействия выступают образовательные учреждения, реализующие программы развития и выстраивающие формы сотрудничества в соответствии с их основными положениями. Третий уровень - интеграция. Формально оставаясь самосто-
1Валиева Зема Ираклиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, e-mail: [email protected] Valieva Zema, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, e-mail: [email protected]
ятельными юридическими лицами, школа и учреждение дополнительного образования начинают функционировать в рамках единого нормативного и организационного пространства. Образовательные учреждения, входящие в состав такого комплекса, объединяются в своей деятельности для решения общих проблем воспитания и социализации детей. В современных условиях это соответствует одной из стратегических задач воспитания и образования детей - созданию единого образовательного пространства и, по мнению профессора Б.З.Вульфова, способно обеспечить единство трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, «которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека» [1].
Соглашаясь с мнением И.И. Тарадановой, следует заметить, что основа нового подхода к общеобразовательной сети заключается в том, что качество образовательной услуги обеспечивается для конкретного ученика уже не отдельной школой, а всей сетью в целом, включая учреждения не только общего, но и дополнительного и профессионального образования [6]. Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей, несомненно, создает наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования.
Принятая Министерством образования РФ «Концепция профильного обучения» также исходит из многообразия форм кооперации образовательных ресурсов нескольких школ, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации эффективной профориентационной деятельности старшеклассников [2]. Создание единой сети различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их профессиональных интересов, творческих способностей, познавательных потребностей и т.д. Учреждения дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующих профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования. [3]. Степень достижения обозначенных позиций на каждой ступени обучения в каждом образовательном учреждении определяется: уровнем овладения знаниями в предметной области, качеством приобретаемых знаний, умений, навыков;
способностью самостоятельно совершенствовать свои профессиональные и общекультурные знания, умения, навыки; степенью владения современными информационно-коммуникационными технологиями; готовностью самостоятельно принимать взвешенные и аргументированные решения.
Совершенно справедливой и актуальной представляется точка зрения В. И. Слободчикова: «...если мы возьмем за основу категорию развития и начнем восполнять наше образование как целое, возникнет ситуация постепенного сближения общего и дополнительного образования, потому что опыт, накопленный в дополнительном образовании по саморазвитию, самореализации и самоактуализации человека принципиально необходим и основному образованию» [5]. Обеспечить доступность, качество и эффективность образования как основных приоритетов модернизации российской образовательной системы невозможно без структурно-содержательного совершенствования деятельности всех типов образовательных учреждений. Принципиально важным сегодня является создание условий для осознанного выбора учащимися и их родителями не только образовательного учреждения в целом, но и индивидуальных учебных программ каждой ступени образования. Это позволит уже в раннем юношеском возрасте формировать подходы к образованию через всю жизнь, мобильность, активность, навыки профессионального самоопределения.
Одним из наиболее успешных подходов организации сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования является комплексная реструктуризация образовательной сети в целом. Создание инновационных образовательных учреждений разного типа и статуса на основе реструктуризации всей образовательной сети обусловлено тем, что учебные заведения, кооперируясь и интегрируясь, оказывают всем учащимся психолого-педагогическую поддержку в проектировании своей будущей профессиональной траектории, способствуют созданию условий для повышения готовности старшеклассников к социальному, культурному, личностному и профессиональному становлению и самоопределению.
Для осуществления эффективного сетевого взаимодействия образовательных систем различных типов и уровней в рамках национального приоритетного проекта «Образование» в РСО-Алания была разработана комплексная программа реструктуризации сети региональных общеобразовательных учреждений. В качестве основной цели реструктуризации проектом определено создание эффективно действующей сети учреждений общего образования, комплексно удовлетворяющей потребности учащихся в качественных образовательных услугах независимо от места жительства. Характерными особенностями данного проекта являются: осуществление реструктуризации городских и сельских сетей общеобразовательных учреждений как механизма доступности качественного образования; учет характерных черт национального самосознания (чувство патриотизма, дружбы, уважение к представителям других наций и народности, уважение к старшему поколению, сохранение личного
и национального достоинства, соблюдение нравственно-эстетических норм поведения, бережное отношение к природной среде и др.); обусловленная связь реструктуризации с другими направлениями модернизации системы образования, а также с приоритетными национальными проектами и инвестиционными программами.
Анализ состояния и проблем общего образования в РСО - Алания показал, что процесс реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений является одной из актуальнейших задач процесса реализации Концепции модернизации российского образования на региональном уровне. Осуществление реструктуризации строится на следующих позициях: ориентации на достижение доступности качественного образования; переосмыслении возможностей образовательных ресурсов муниципалитетов; необходимости целесообразного отхода от «школоцентрической» модели организации общего образования в пользу деятельности сети; учета социокультурной ситуации и этнокультурной специфики в образовательном пространстве республики; перенесении акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения; ориентации на государственно-общественное управление образованием как на механизм гарантий качественного образования и эффективности затрат.
Проект реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений предполагает существенное преобразование функционирующих общеобразовательных систем, связанное с изменением статуса школ и установлением межсетевой интеграции на основе определения ресурсных возможностей образования и их эффективности. В процессе реструктуризации структурные единицы образовательной сети подвергаются фундаментальным изменениям: укрупняются, преобразуются в филиалы структурные подразделения, комбинируются, дифференцируются по ступеням и содержанию образования, специализируются по профильному образованию, могут ликвидироваться.
В рамках данного проекта нами разработана примерная схема реструктуризации образовательной системы, в результате которой, помимо типовых образовательных учреждений, могут создаваться следующие учебные заведения:
1. Базовые школы - общеобразовательные учреждения, удовлетворяющие потребности в общем образовании нескольких населенных пунктов, в том числе по профильному образованию. Порядок организации, функционирования и основные направления деятельности базовых школ определяются Положением о базовой средней общеобразовательной школе, разрабатываемым и утверждаемым региональным управлением образования. Эти школы реализуют: базовые общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования; профильные общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную подготовку учащихся по
нескольким профильным предметам на старшей ступени обучения; учебные программы дополнительного образования; учебные программы дошкольного образования.
II. Многопрофильные школы третьей ступени -школа с тремя и более профильными направлениями на старшей ступени школьного образования. Принятая в Концепции модернизации российского образования гибкая система профильного обучения на старшей ступени школьного образования предусматривает возможность организации различных моделей профильного обучения - модель внутришкольной про-филизации и модель сетевой организации, а также разнообразных вариантов комбинаций базовых, профильных и элективных учебных курсов.
III. Ресурсные центры - общеобразовательные учреждения, учебно-материальная база и кадровый потенциал которых интегрированно используются в образовательной сети. Ресурсный центр как общеобразовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, настоящим положением и уставом. Основной целью ресурсного центра является организационно-методическое и информационно-коммуникационное сопровождение реализации приоритетных направлений развития образовательной сферы.
Задачами ресурсного центра являются: разработка эффективных педагогических условий внедрения инновационных технологий в образовательный процесс; своевременное информирование и консультирование педагогических и руководящих работников об инновационной деятельности образовательных учреждений; обобщение и распространение наработанного передового педагогического опыта среди всех образовательных учреждений через организацию сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями всех типов и уровней; организация и проведение совместно с органами управления образованием учебно-методических семинаров, маркетинга информационных потребностей педагогических кадров образовательных учреждений, проведение различных мероприятий по формированию информационно-коммуникационных умений и навыков.
Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются: отработка модели сетевого взаимодействия всех структур сети образовательных учреждений для реализации педагогических образовательных проектов, экспериментов, программ; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий; эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов для апробации приоритетных направлений развития образовательной системы; отработка моделей реструктуризации сети образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; организация предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; организация профориентационной поддержки старше-
классников для обеспечения правильного выбора их дальнейшего профиля обучения; повышение квалификации педагогических и руководящих кадров путем организации методической работы на основе принципов сетевой организации и маркетинга; организация опытно-экспериментальной деятельности по актуальным проблемам образования; обобщение и трансляция опыта работы в другие общеобразовательные учреждения через реализацию программы сетевого взаимодействия ресурсного центра с базовыми образовательными учреждениями.
IV. Информационно-ресурсные центры - общеобразовательные учреждения, в которых сконцентрировано современное техническое оборудование, в том числе дорогостоящее, для обслуживания всей образовательной сети. Целью создания и деятельности информационно-ресурсного центра является повышение качества подготовки педагогических кадров, оказание методической помощи педагогам системы общего и профессионального образования, удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов молодежи, усиление социального партнерства между сферой экономики и сферой образования на основе равного доступа учреждений профессионального образования региона к научно-методическим, материально-техническим, информационным, социопсихологическим ресурсам.
Образовательная деятельность такого центра заключается в: реализации интегрированных образовательных программ профессионального образования, соответствующих профилю учебного заведения; организации курсов повышения квалификации, проведении стажировок и подготовке педагогических работников; профессиональном (практическом) обучении различных возрастных групп граждан по сложным и новым профессиям, специальностям, видам профессиональной деятельности; профессиональном обучении различных возрастных групп населения; повышении профессиональной квалификации, переквалификации, переподготовке, предоставлении возможности получения второго профессионального образования, стажировке, ученичестве, организации.
V. Ассоциации школ - общие модели, представляющие совместную деятельность школ - самостоятельных юридических лиц на основе горизонтального партнерства. Целью деятельности Ассоциации является активное участие в развитии системы образования, совершенствовании образовательной политики, развитии законодательной базы в сфере образования, содействии духовно-нравственному воспитанию учащихся. Основными направлениями деятельности Ассоциации являются: разработка программ по системному представлению опыта членов Ассоциации органам государственной власти, средствам массовой информации, общественным организациям; проведение семинаров, конференций, форумов по актуальным проблемам развития всей системы образования; дея-тельностное участие в различных государственных программах, направленных на совершенствование и развитие системы образования в республике; актив-
ное участие в проведении ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», ежегодного Республиканского конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; осуществление редакционно-издательской деятельности, выпуска учебно-методической литературы и т. д.; осуществление сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
VI. Образовательные и социокультурные центры - образовательные модели, предполагающие интеграцию деятельности общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, социокультурной и другой сфер, расположенными в микросоциуме. Образовательно-культурный комплекс является муниципальным образовательно-культурным учреждением, обеспечивающим реализацию общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования и социально-культурных программ в соответствии с уставом, разработанным на основе Типовых положений о дошкольном образовательном учреждении, об общеобразовательном учреждении, образовательном учреждении дополнительного образования детей, спортивно-оздоровительных комплексах.
Основными задачами образовательных социокультурных комплексов являются: координация деятельности педагогов, воспитателей, работников культурно-просветительных центров по созданию условий для получения качественного общего и дополнительного образования, сохранения и развития культурных традиций; разработка приоритетных направлений развития образования и культуры; создание для детей, молодежи, родительской общественности различного направления и профиля социальных услуг; формирование у подрастающего поколения патриотических, этнических и духовно-нравственных качеств; разработка и внедрение в практику работы образовательно-культурного комплекса опытно-экспериментальной деятельности.
VII. Образовательные комплексы - общие модели, объединяющие в себе образовательные учреждения различного уровня. В состав данных моделей могут входить на основе сопряжения реализуемых программ учреждения дополнительного образования, культурно-просветительные, спортивные и другие образовательные учреждения. Приоритетными направлениями Образовательных комплексов являются: создание условий для расширения возможностей по индивидуализации обучения и социализации учащихся на основе интеграции реализуемых программ учреждений, входящих в состав образовательного комплекса; формирование способностей, необходимых для самореализации и успешного профессионального самоопределения учащихся; информирование учащихся и их родителей о профильных классах в различных муниципальных общеобразовательных учреждениях, процедуре зачисления в профильные классы, базовых и профильных учебных планах, элективных курсах и т. д.
Таким образом, процесс осуществления сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного учреждений предполагает: заключение разносторонних договоров между учебными заведениями различных типов и уровней; составление его участниками соответствующих графиков проведения с учащимися учебных, лабораторных, практических занятий, профориентационной работы в целях обеспечения более качественного подхода к процессу профессионального самоопределения и профессионального становления, планирования профессиональной карьеры; согласование содержания учебных программ и планов по всем учебно-воспитательным мероприятиям между
участниками образовательного процесса; привлечение к проведению учебных, лабораторных, практических и воспитательных занятий работников других учебных заведений, организаций, предприятий; использование в рамках сетевого взаимодействия современного оборудования, принадлежащего учебным заведениям, наделенным функциями ресурсных центров; создание единой муниципальной сети распространения передового педагогического и управленческого опыта лучших учителей и образовательных учреждений, активно внедряющих в учебно-воспитательный процесс инновационные технологии.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. М., 1978.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Вестник образования. 2002. №3.110 с.
3. Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения // Российская академия образования. М., 2008.
4. Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» //Вестник образования. 2008.№17.
5. Слободчиков В. И. Воспитание в системе дополнительного образования. М., 1997.
6. Тараданова И. И. Проект РСО (НФПК) // Вестник образования. 2006. №2.
УДК 94(57).084
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО РЕГИОНА В 1960-80-х гг.
Л
Е.Н.Волосов1
Усть-Илимский филиал ГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии образования, 666671, Иркутская область, г.Усть-Илимск, ул.Братское шоссе, 41.
Представлен анализ различных типов наказаний государственных и ведомственных органов в отношении региональной технократической элиты. Выявлены причины экономического, политического, морального характера, вызвавшие необходимость наказаний. Определены группы региональной технократии, подвергавшиеся наказаниям.
Библиогр. 23 назв.
Ключевые слова: технократическая элита, виды наказаний, Ангаро-Енисейский регион, министерство, комитет народного контроля.
STATE AND DEPARTAMENT PENALTIES OF TECHNOCRATIC ELITE OF ANGARA- YENISEI REGION IN 1960-80-ies E.N. Volosov
Ust-Ilim branch of the SEI HPE East Siberian State Academy of Education, 41, Bratskoe Shosse, Ust-Ilimsk, Irkutsk region, 666671.
The article presents the analysis of different types of penalties of state and departmental bodies regarding regional technocratic elite. The motives of the economic, political, and moral character, that have caused the need for punishment are revealed. The groups of regional technocracy, subjected to punishment, are determined. 23 sources.
Key words: technocratic elite; types of penalties; Angara-Yenisei region; ministry; Committee of people's control.
Современная российская историческая наука совершенно недостаточно внимания уделяет вопросам изучения той социальной группы, которая в советское время являлась частью правящего класса номенклатуры и принимала самое непосредственное участие в
управлении народным хозяйством страны. В зарубежной и отечественной науке для обозначения этой группы утвердился термин «технократическая элита». В постсоветский период в России было проведено лишь одно полноценное исследование столичной вет-
1Волосов Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественных наук, тел.: (39535) 95830, e-mail: [email protected]
Volosov Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of Humanities and Natural Sciences, tel.: (39535) 95830, e-mail: [email protected]