УДК 159.99 + 99373.32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© З. И. Валиева
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова Россия, Республика Северная Осетия — Алания, 362025 г. Владикавказ, ул. Ватунина, 46.
Тел.: +7 (8672) 53 09 03.
В статье представлена разработанная нами примерная схема реструктуризации образовательной системы, в результате которой помимо типовых образовательных учреждений могут создаваться следующие учебные заведения: базовые школы; многопрофильные школы третьей ступени; ресурсные центры; информационно-ресурсные центры; ассоциации школ; образовательные и социокультурные центры; образовательные комплексы. Раскрыта методология реализации региональной комплексной программы реструктуризации образовательной системы, характерными особенностями которого являются: осуществление реструктуризации городских и сельских сетей общеобразовательных учреждений как механизма доступности качественного образования; учет характерных черт национального самосознания; чувство патриотизма, дружбы, уважение к представителям других наций и народности, уважение к старшему поколению, сохранение личного и национального достоинства, соблюдение нравственных норм поведения, бережное отношение к природной среде.
Ключевые слова: реструктуризация, сетевое взаимодействие, образовательное учреждение, региональный опыт, ресурсный центр.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность учащимся осваивать образовательную программу определенного уровня и профессиональной направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. При организации обучения по сформированным профилям работа сети основана на взаимном обмене образовательными ресурсами отдельных образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным в случае, если сеть состоит из образовательных учреждений, ресурсы которых дополняют друг друга. Интеграция базового и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики [1]. Интегрированный образовательный ресурс разнообразен как с точки зрения содержания (различные профильные и элективные курсы), так и с точки зрения формы обучения (очная, очно-заочная, форма экстерната).
Вслед за И. И. Тарадановой отметим, что основа нового подхода к общеобразовательной сети заключается в том, что качество образовательной услуги обеспечивается для конкретного ученика не отдельной школой, а всей сетью в целом, включая учреждения не только общего, но и дополнительного и профессионального образования [2]. Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей, несомненно, создает наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем про-
фессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся перед выбором любого типа и уровня дальнейшего образования. Создание единой сети различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их профессиональных интересов, творческих способностей, познавательных потребностей и т.д. Учреждения дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующих профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования [3].
Степень достижения обозначенных позиций на каждой ступени обучения в каждом образовательном учреждении определяется: уровнем овладения знаниями в предметной области, качеством приобретаемых знаний, умений, навыков; способностью самостоятельно совершенствовать свои профессиональные и общекультурные знания, умения, навыки; степенью владения современными информационно-коммуникационными технологиями; готовностью самостоятельно принимать взвешенные и аргументированные решения.
Совершенно справедливой и актуальной представляется точка зрения В. И. Слободчикова -«...если мы возьмем за основу категорию развития и начнем восполнять наше образование как целое, возникнет ситуация постепенного сближения общего и дополнительного образования, потому что опыт, накопленный в дополнительном образовании по са-
моразвитию, самореализации и самоактуализации человека, принципиально необходим и основному образованию» [4]. Обеспечить доступность, качество и эффективность образования, как приоритетов модернизации российской образовательной системы, невозможно без структурно-содержательного совершенствования деятельности всех типов образовательных учреждений. Принципиально важным сегодня является создание условий для осознанного выбора учащимися и их родителями не только образовательного учреждения в целом, но и индивидуальной учебной программы каждой ступени образования. Это позволит уже в раннем юношеском возрасте определиться с подходами к образованию на всю жизнь, сформировать мобильность, активность, навыки профессионального самоопределения.
Одним из наиболее успешных подходов организации сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования является комплексная реструктуризация образовательной сети в целом. Создание инновационных образовательных учреждений разного типа и статуса на основе реструктуризации всей образовательной сети обусловлено тем, что учебные заведения, кооперируясь и интегрируясь, оказывают всем учащимся психолого-педагогическую поддержку в проектировании своей будущей профессиональной траектории, способствуют созданию условий для повышения готовности старшеклассников к социальному, культурному, личностному и профессиональному становлению и самоопределению.
Для осуществления эффективного сетевого взаимодействия образовательных систем различных типов и уровней в рамках национального приоритетного проекта «Образование» в РСО - Алания была разработана комплексная программа реструктуризации сети региональных общеобразовательных учреждений. В качестве основной цели реструктуризации проектом определено создание эффективно действующей сети учреждений общего образования, комплексно удовлетворяющей потребности учащихся в качественных образовательных услугах независимо от места жительства. Характерными особенностями данного проекта являются: осуществление реструктуризации городских и сельских сетей общеобразовательных учреждений как механизма доступности качественного образования; учет таких характерных черт национального самосознания, как чувство патриотизма, дружбы, уважение к представителям других наций и народностей, уважение к старшему поколению, сохранение личного и национального достоинства, соблюдение нравственно-эстетических норм поведения, бережное отношение к природной среде и др.; обусловленная связь реструктуризации с другими направлениями модернизации системы образования, а также с приоритетными национальными проектами и инвестиционными программами.
Анализ состояния и проблем общего образования в РСО - Алания показал, что процесс реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений является одной из актуальнейших задач процесса реализации Концепции модернизации российского образования на региональном уровне. Реструктуризация строится на следующих позициях: ориентации на достижение доступности качественного образования; переосмыслении возможностей образовательных ресурсов муниципалитетов; необходимости целесообразного отхода от «школоцентрической» модели организации общего образования в пользу деятельности сети; учета социокультурной ситуации и этнокультурной специфики в образовательном пространстве республики; перенесении акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения; ориентации на государственно-общественное управление образованием как на механизм гарантий качественного образования и эффективности затрат.
Проект реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений предполагает существенное преобразование функционирующих общеобразовательных систем, связанное с изменением статуса школ и установлением межсетевой интеграции на основе определения ресурсных возможностей образования и их эффективности. В процессе реструктуризации структурные единицы образовательной сети подвергаются фундаментальным изменениям: укрупняются, преобразуются в филиалы структурные подразделения, комбинируются, дифференцируются по ступеням и содержанию образования, специализируются по профильному образованию, могут быть ликвидированы.
В рамках данного проекта нами разработана примерная схема реструктуризации образовательной системы, в результате которой помимо типовых образовательных учреждений могут создаваться следующие учебные заведения:
1. Базовые школы - общеобразовательные учреждения, удовлетворяющие потребности в общем образовании нескольких населенных пунктов, в том числе по профильному образованию. Порядок организации, функционирования и основные направления деятельности базовых школ определяются Положением о базовой средней общеобразовательной школе, разрабатываемым и утверждаемым региональным управлением образования. Такие школы реализуют: базовые общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования; профильные общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную подготовку учащихся по нескольким профильным предметам на старшей ступени обучения; учебные программы дополнительного образования; учебные программы дошкольного образования.
2. Ммногопрофильные школы третьей ступени - школа с тремя и более профильными направлениями на старшей ступени школьного образования. Принятая в Концепции модернизации российского образования гибкая система профильного обучения на старшей ступени школьного образования предусматривает возможность организации различных моделей профильного обучения (модель внутришко-льной профилизации и модель сетевой организации), а также разнообразных вариантов комбинаций базовых, профильных и элективных учебных курсов.
3. Ресурсные центры - общеобразовательные учреждения, учебно-материальная база и кадровый потенциал которых используется в образовательной сети интегрировано. Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются: отработка модели сетевого взаимодействия всех структур сети образовательных учреждений для реализации педагогических образовательных проектов, экспериментов, программ; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий; организация предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; организация профориентационной поддержки старшеклассников для обеспечения правильного выбора их дальнейшего профиля обучения; повышение квалификации педагогических и руководящих кадров путем организации методической работы на основе принципов сетевой организации и маркетинга; организация опытноэкспериментальной деятельности по актуальным проблемам образования; обобщение и трансляция наработанного опыта в другие общеобразовательные учреждения посредством реализации программы сетевого взаимодействия ресурсного центра с базовыми образовательными учреждениями.
4. Информационно-ресурсные центры - общеобразовательные учреждения, в которых сконцентрировано современное техническое оборудование, в том числе дорогостоящее, для обслуживания всей образовательной сети. Целью создания и деятельности информационно-ресурсного центра является повышение качества подготовки педагогических кадров, оказание методической помощи педагогам системы общего и профессионального образования, удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов молодежи, усиление социального партнер -ства между сферой экономики и сферой образования на основе равного доступа учреждений профессионального образования региона к научнометодическим, материально-техническим, информационным, социопсихологическим ресурсам.
5. Ассоциации школ - общие модели, представляющие совместную деятельность школ - самостоятельных юридических лиц на основе горизонтального партнерства. Основными направлениями деятель-
ности Ассоциации являются: разработка программ по системному представлению опыта членов Ассоциации органам государственной власти, средствам массовой информации, общественным организациям; проведение семинаров, конференций, форумов по актуальным проблемам развития всей системы образования; деятельностное участие в различных государственных программах, направленных на совершенствование и развитие системы образования в республике; активное участие в проведении ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», ежегодного Республиканского конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; осуществление редакционно-издательской деятельности, выпуска учебно-методической литературы и т. д.; осуществление сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
6. Образовательные и социокультурные центры - образовательные модели, предполагающие интеграцию деятельности общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, социокультурной и другими сферами, расположенными в микросоциуме.
Основными задачами образовательных социокультурных комплексов являются: координация деятельности педагогов, воспитателей, работников культурно-просветительных центров по созданию условий для получения качественного общего и дополнительного образования, сохранения и развития культурных традиций; разработка приоритетных направлений развития образования и культуры; создание для детей, молодежи, родительской общественности социальных услуг различного направления и профиля; формирование у подрастающего поколения патриотических, этнических и духовнонравственных качеств; разработка и внедрение в практику работы образовательно-культурного комплекса опытно-экспериментальной деятельности;
7. Образовательные комплексы - общие модели, объединяющие в себе образовательные учреждения различного уровня. Приоритетными направлениями Образовательных комплексов являются: создание условий для расширения возможностей по индивидуализации обучения и социализации учащихся на основе интеграции реализуемых программ учреждений, входящих в состав образовательного комплекса; формирование способностей, необходимых для самореализации и успешного профессионального самоопределения учащихся; информирование учащихся и их родителей о профильных классах в различных муниципальных общеобразовательных учреждениях, процедуре зачисления в профильные классы, базовых и профильных учебных планах, элективных курсах и т.д.
Таким образом, процесс осуществления сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного учреждений предполагает: заклю-
чение разносторонних договоров между учебными заведениями различных типов и уровней; составление его участниками соответствующих графиков проведения с учащимися учебных, лабораторных, практических занятий, профориентационной работы в целях обеспечения более качественного подхода к процессу профессионального самоопределения и профессионального становления, планирования профессиональной карьеры; согласование содержания учебных программ и планов по всем учебно-воспитательным мероприятиям между участниками образовательного процесса; привлечение к проведению учебных, лабораторных, практических и воспитательных занятий работников других учебных заведений, организаций, предприятий; использование в рамках сетевого взаимодействия современного оборудования, принадлежащего учебным заведениям, наделенным функциями ресурсных центров; создание единой муниципальной сети распространения передового
педагогического и управленческого опыта лучших учителей и образовательных учреждений, активно внедряющих в учебно-воспитательный процесс инновационные технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» //Вестник образования. №17. 2008.
2. Тараданова И. И. Проект РСО (НФПК) // Вестник образования. 2006. №2.
3. Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения // Российская академия образования. М., 2008.
4. Слободчиков В. И. Воспитание в системе дополнительного образования. М., 1997.
5. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. М., 1978.
Поступила в редакцию 24.03.2011 г.