УДК 371
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ
М.Ю. Школьникова, О.А. Черепанова, Ю.В. Денисова, Т.В. Якубовская
В статье рассматриваются актуальные возможности комплексного сопровождения оценочных процедур на региональном уровне. Представлены управленческие механизмы обеспечения объективности проведения и объективности результатов оценочных процедур в региональной системе оценки качества образования Челябинской области в части организационного, научно-методического и информационно-технологического сопровождения.
Ключевые слова: единая система оценки качества образования, региональная модель оценки качества общего образования, комплексное сопровождение оценочных процедур, предметные и метапредметные планируемые результаты, уровни управленческих решений.
Актуальность управления организацией и проведением процедур оценки качества образования на региональном уровне заключается в возможности, во-первых, проанализировать степень встроенности региональной системы оценки качества образования (РСОКО) как компонента единой системы оценки качества образования (ЕСОКО), во-вторых, обеспечить управление качеством образования на разных уровнях (региональном, муниципальном и институциональном) механизмом комплексного сопровождения оценочных процедур.
Эта актуальность определена реализацией концептуальных документов, определяющих стратегии развития системы оценки качества образования: концепции региональной системы оценки качества образования, региональной модели оценки качества общего образования; концепции информационной политики в системе образования Челябинской области; концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Внедрение перечисленных концепций ставит задачу обоснованного сбора и рацио-
нального применения на всех уровнях управления данных, формируемых и хранящихся в различных информационных ресурсах, в том числе в региональных информационных системах.
Особая значимость данной работы для ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) определяется тем, что согласно Уставу учреждения и в соответствии с государственным заданием ГБУ ДПО РЦОКИО «осуществляет организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение мониторинга качества образования в образовательной системе Челябинской области» [1], а также координирует на территории Челябинской области проведение процедур оценки качества образования, включая процедуры оценки качества результатов обучающихся и условий реализации образовательных программ (степень их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов).
В контексте данной статьи под координацией понимается также обеспечение взаимодействия всех участников, ответственных за организацию и проведение каждой отдельно взятой оценочной процедуры, - регионального координатора/оператора, специалиста органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, сотрудников образовательной организации, представителей профессионального экспертного сообщества.
Эффективность такой деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО определяется системным подходом:
к сопровождению организации и проведения комплекса внутригегиональных и внешних оценочных процедур;
к проведению комплексного анализа данных по результатам таких процедур;
к обеспечению условий всестороннего использования результатов комплексного анализа данных в региональной системе
оценки качества образования.
Достижение такой системности, по нашему мнению, дает возможность рассматривать в качестве механизмов управления организацией и проведением региональных оценочных процедур элементы комплексного сопровождения, а именно, его организационное, научно-методическое и информационно-
технологическое сопровождение с целью обеспечения координации и взаимодействия.
В настоящее время особое внимание уделяется объективности проведения и объективности результатов оценочных процедур. В методических рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) отмечено, что «повышение эффективности системы оценки качества образования осуществляется путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся» [2]. Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто, в первую очередь, в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.
В рекомендациях указано, что для получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение ряда условий, среди которых, например, наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры научно обоснованной концепции; использование качественных контрольных измерительных материалов; применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации; привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах; устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры. При этом условие отсутствия конфликта интересов означает, что необходимо соблюдать определенные требования к организаторам проведения процедур в образовательной организации, к привлекаемым независимым наблюдателям, к работе педаго-
гов в качестве экспертов по проверке заданий обучающихся.
Требуется также организация на региональном и/или муниципальном уровнях контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством привлечения независимых, общественных наблюдателей, выезда в пункты проведения представителей муниципальных и региональных органов исполнительной власти, организации видео наблюдения.
Учитывая актуальность вопросов объективизации оценочных процедур и вопросов эффективности управления их организации и проведения, в данной статье нами рассматривается потенциал комплексного сопровождения с точки зрения обеспечения объективности проведения и объективности результатов оценочных процедур в РСОКО Челябинской области в части организационного, научно-методического и информационно-
технологического сопровождения.
Исходя из всего вышесказанного, организационное сопровождение в качестве механизма управления - это обеспечение организации и проведения всех процедур оценки качества образовательных результатов и мониторингов системы образования и организация работы с информационными системами: федеральными и региональными, их ведение и мониторинг.
Научно-методическое сопровождение, обозначенное нами как механизм управления организацией и проведением оценочной процедуры, отражено через разработку проектов концептуальных региональных документов, подготовку методических рекомендаций для различных категорий участников мероприятий оценки качества образования.
Информационно-технологическое сопровождение, также рассматриваемое авторами как механизм управления, предполагает информационное и техническое обеспечение оценки качества образования в Челябинской области, техническое сопровождение мониторинга системы образования в Челябинской области, информационное и техническое обеспечение функционирования информационных систем в сфере образования.
В организационном сопровождении, по рекомендации Рособрнадзора, порядок проведения оценочной процедуры должен соответствовать определенным концептуальным подходам к ее проведению и включать описание
всех направлений работ при проведении оценочной процедуры,
организационного обеспечения всех этапов оценочной процедуры, кадрового обеспечения, действий всех категорий специалистов и участников в процессе проведения оценочной процедуры, представление плана-графика проведения оценочной процедуры,
контрольных измерительных материалов для проведения оценочной процедуры или другого используемого инструментария.
Организационное сопровождение проведения процедур оценки качества образования в Челябинской области осуществляется через обеспечение управления на всех этапах проведения процедур с учетом указанных рекомендаций Рособрнадзора.
На подготовительном этапе ведется подготовка и издание распорядительных документов и сопроводительных форм. Так, проведение процедур регионального мониторинга качества образования закреплено в распорядительных документах Министерства образования и науки Челябинской области, например, в приказах 2018/2019 учебного года: от 04.10.2018 г. № 01/2869 «О проведении областной контрольной работы по физике в 10-х классах общеобразовательных организаций Челябинской области», от 04.02.2019 г. № 01/389 «О проведении диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредмет-ных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования в соответствии с федеральным стандартом начального общего образования, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности (комплексная работа) в 2019 году», от 11.12.2018 г. № 03/3599 «О проведении диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект). Участие обучающихся Челябинской области в процедурах федерального уровня закреплено в приказе Министерства образования и науки Челябинской области от 20.02.2019 г. № 01/596 «Об участии в мониторинге качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области в 2019 году» в целях обеспечения объективности результатов всероссийских проверочных работ в Челябинской области в 2019 году.
На этапе проведения оценочной процедуры организационное сопровождение включает обеспечение условий объективности и координацию проведения оценочной процедуры между организаторами разного уровня.
Контроль объективности проведения оценочных процедур в конкретных образовательных организациях закреплен в распорядительных документах Министерства образования и науки Челябинской области, например, приказах: от 08.11.2018 № 01/3292 «О мониторинге соблюдения процедуры организации и проведения областной контрольной работы по физике в 10-х классах общеобразовательных организаций Челябинской области в 2018 году»; от 22.01.2019 № 01/149 «О мониторинге соблюдения процедуры организации и проведения диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования (индивидуальный проект) в 2019 году».
Отбор образовательных организаций для проведения мониторинга осуществляется в соответствии с перечнем организаций, показавших признаки необъективности результатов, представленном в аналитических материалах Рособрнадзора.
На этапе проверки выполненных работ и обработки результатов организуется сбор информации и обработка сводных отчетов. В целях контроля объективности результатов организуется выборочная перепроверка выполненных работ, что также регламентируется органом исполнительной власти Челябинской области, например, приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.03.2019 № 01/748 «О проведении перепро-
верки индивидуальных проектов обучающихся, выполненных в рамках диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредмет-ных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов в 2019 году».
Этап анализа и интерпретации результатов предполагает формирование информационно-аналитических материалов по итогам проведения оценочных процедур, представление их для дальнейшего утверждения органом исполнительной власти Челябинской области и направление в муниципальные образования для принятия соответствующих управленческих решений.
Региональные подходы к организационному сопровождению процедур оценки качества образования в Челябинской области отражены в инструктивно-методических сборниках для координаторов и организаторов оценочных процедур и характеризуются в данной статье в следующем разделе.
Научно-методическое сопровождение осуществляется с учетом подхода, рекомендованного Рособрнадзором. Основой для формирования полноценного инструктивно-методического обеспечения проведения оценочной процедуры является концептуальное описание этой процедуры, включающее обоснование подходов к разработке основных элементов оценочной процедуры и отраженное в соответствующем документе, например, в описании порядка проведения оценочной процедуры.
Описание порядка проведения оценочной процедуры при этом включает все необходимые компоненты, в том числе описание целей и задач проведения оценочной процедуры, групп участников оценочной процедуры; установление периодичности и графика проведения оценочной процедуры в соответствии с ее целями и задачами; описание методики формирования выборки участников оценочной процедуры (при необходимости); описание подходов к выбору параметров, подлежащих оценке, для решения задач оценочной процедуры; обоснование выбора методов сбора информации при проведении оценочной процедуры.
Данное направление сопровождения предполагает проведение совещаний для
специалистов, ответственных за процедуры оценки качества образования, подтвержденные документально, например, письма ГБУ ДПО РЦОКИО «О проведении совещания для специалистов, ответственных за подготовку и проведение диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования (комплексная работа)» (от 19.03.2019 № 0379), «О проведении совещания для специалистов, ответственных за подготовку и проведение диагностики уровня индивидуальных достижений (метап-редметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект)» (от 03.12.2018 № 1818), «О проведении совещания специалистов, ответственных за подготовку и проведение всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2019 году» (от 19.02.2019 № 0191), «О проведении совещания для специалистов, ответственных за подготовку и проведение областной контрольной работы по физике в 10-х классах общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018 году» (от 23.10.2018 № 1576).
Важной составляющей научно-методического сопровождения является разработка сборников инструктивно-методических материалов по организации и проведению процедур оценки качества образования, которые используются в целях координации действий специалистов на всех уровнях проведения процедур на региональном уровне: диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов (комплексная работа), диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов (индивидуальный проект), диагностики уровня индивидуальных достижений (предметных планируемых результатов) обучающихся 10-х классов (областная контрольная работа).
Методическое сопровождение осуще-
ствляется как в предварительной работе, так и по итогам проведения процедур оценки качества образования посредством разработанных на региональном уровне методических рекомендаций: «Оценка качества образовательных результатов: технология разработки контрольных измерительных материалов», «Оценка качества образовательных результатов: порядок проведения оценочных процедур», «Как использовать результаты внутрирегиональных процедур оценки качества образования в управлении качеством образования в общеобразовательной организации».
Методическое сопровождение обеспечивается также подготовкой статистических и аналитических отчетов о результатах проведения процедур оценки качества образования и формированием рекомендаций по направлениям исследований, например, «Исследования качества образования в образовательной системе Челябинской области в 2017/2018 учебном году: сборник материалов по итогам проведения исследований».
Анализ достижения устойчивых средних образовательных результатов по предметам в рамках различных оценочных процедур, а также рекомендации для учителей по работе с группами участников оценочных процедур с различным уровнем подготовки по учебным предметам в рамках различных оценочных процедур, а также анализ связей полученных результатов с контекстными данными по образовательным организациям могут являться основой для принятия управленческих решений.
Кроме того, методическое сопровождение находит свое место в рамках обучения по программам повышения квалификации «Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов», «Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования».
Таким образом, научно-методическое сопровождение нацелено на обеспечение соблюдения объективности проведения и объективности результатов процедур оценки качества образования.
Информационно-технологическое сопровождение, направленное на обеспечение позитивного отношения к вопросам объективности проведения процедур оценки на всех
уровнях региональной системы оценки качества образования также является эффективным ресурсом для управленческих решений.
Информационное сопровождение обеспечивается посредством размещения информации по вопросам оценки качества образования в СМИ и на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО РЦОКИО. По каждой оценочной процедуре выкладывается на сайт не менее двух материалов в неделю - накануне и в дни проведения оценочных процедур - в соответствии с регламентом деятельности структурных подразделений и специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО по подготовке, согласованию, представлению и размещению информации по вопросам оценки качества образования в СМИ и на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области. Все материалы оформляются в форме заявки представления информации на сайт и находят отражение на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО:
в новостном разделе информации о проведении процедур https://rcokio.ru/novosti/v-shkolah-cheljabmskoj-oЫasti-prohodit-etap-zas-chity-individualnyh-p/
https ^/г^кю .ru/novosti/v-shkolah-cheljabmskoj-oЫasti-sostojalas-oЫastnaja-kont-rolnaja-rabo/
в размещении циклограмм исследований, раздел ЕСОКО https://rcokio.ru/tsiklogramma-issledovanij/
Технологическое сопровождение заключается в использовании информационных систем оценки качества образования на федеральном уровне, например, федеральная информационная система оценки качества образования (ФИС ОКО), а также в разработке и использовании информационных систем на региональном уровне, например, автоматизированная информационная систем «Управление качеством общего образования» Челябинской области.
Мониторинг качества результатов обучения (на основе информационной системы «Управление качеством общего образования») - это система периодического отслеживания результатов, достигнутых обучающимися общеобразовательных организаций Челябин-
ской области в обязательных процедурах оценки качества образовательных результатов (предметных и метапредметных) федерального (ГИА, ВПР) и регионального (РИКО) уровней, которая обеспечивает получение необходимой для принятия эффективных управленческих решений информации о результатах качества обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. (Методика проведения в Челябинской области мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на всех уровнях общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 28.02.2018 J№ 03/525).
Таким образом, нами представлен потенциал сопровождения процедур оценки качества образования, направленный на управление организацией и проведением процедур оценки качества образования на региональном уровне. Организационное, научно-методическое и информационно-технологическое сопровождение, являясь элементами комплексного сопровождения, обеспечивающего развитие систем оценки качества образования, служит необходимым управленческим механизмом в части обеспечения объективности проведения и объективности результатов оценочных процедур.
Список литературы
1. Об организации мониторинга системы образования в Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.12.2013 г. №° 01/4732 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://m.mmsoc74.ru/nezavisimaya-ocenka-kachestva (Дата обращения: 13.05.2019 г.)
2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 16.03.2018 г. J№ 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов», [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req =doc&base=EXP&n=684854#06767592978676 7 (Дата обращения: 22.05.2019 г.)
References
1. Ob organizatsii monitoringa sistemy obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 13.12.2013 g. № 01/4732 [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://m.mmsoc74.ru/nezavisimaya-ocenka-kachestva (Data obrashcheniya: 13.05.2019 g.)
2. Pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya (Rosobrnadzor) ot 16.03.2018 g. № 05-71 «O napravlenii rekomendatsiy po povysheniyu ob"ektivnosti otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov», [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=EXP&n=684854#06767592978676 7 (Data obrashcheniya: 22.05.2019 g.)
Сведения об авторах Школьникова Марина Юрьевна -
начальник управления оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Черепанова Ольга Александровна -начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Денисова Юлия Владимировна - методист отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Якубовская Татьяна Владимировна -начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about the authors Shkolnikova M.Yu. -Head of Administration of Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Cherepanova O.A. - Head of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Outcomes, Regional Center for Quality
Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Denisova Yu.V. - Methodologist of the Laboratory of Organizational and Methodological Support of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Outcomes, Regional Center for Quality Assessment and
Informatization of Education, Chelyabinsk
Yakubovskaya T.V. - Head of the Laboratory of Organizational and Methodological Support of the Department Ensuring Quality Assessment of Educational Outcomes, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk