ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.64
АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ
И.С. Боровых, Ю.Б. Климова, Л.Е. Кузнецова, Л.В. Васина, О.Ю. Попова, С.В. Бородина
В статье акцентировано внимание на использование информационных систем в управлении оценкой качества образования, актуализированы задачи для координаторов муниципальных органов управления образованием по сопровождению работы операторов региональной информационной системы мониторинга состояния библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области. Описано содержание отчётов мониторинга состояния библиотек и сформулированы основные результаты его использования как процедуры в системе образования региона.
Ключевые слова: постоянные инвариантные процедуры оценки качества условий реализации основных образовательных программ, управление качеством образования, региональные информационные системы, концепция региональной системы оценки качества образования.
Стратегическим ориентиром происходящих изменений в системе оценки качества образования Челябинской области является Концепция региональной системы оценки качества образования, реализующая идею формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки.
Развитие региональной системы оценки качества образования потребовало в свою очередь развития направлений информатизации управления качеством образования областной образовательной системой, среди которых выделяется создание и эксплуатация региональных информационных систем, что позволяет выстраивать автоматизированную информационно-образовательную систему индикативного управления, способствующего
росту объективности принимаемых решений по повышению качества образования на всех уровнях образования [2, 3, 4]. В Челябинской области в 2016 году была разработана и внедрена региональная информационная система мониторинга состояния библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области (ИС МСБ), региональным координатором и оператором которой является государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО).
Использование в системе образования Челябинской области процедуры мониторинга состояния библиотек, как постоянной и инвариантной оценочной процедуры региональной системы оценки качества образования, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», выступает как непрерывный источник информации по обеспеченности общеобразовательных организаций учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, что согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ.
Таким образом, библиотеки общеобразовательных организаций являются источником сведений об укомплектованности печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана.
Нормы обеспеченности учебными изданиями в образовательных организациях (ОО) устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами из расчета на одного обучаю-
щегося по основной образовательной программе один учебник или учебное пособие [5].
В рамках своих полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями Министерство образования и науки Челябинской области, получая оперативную информацию из ИС МСБ по уровню обеспеченности учебниками, выделяет субвенции местным бюджетам для заказа учебников для обеспечения потребности в учебниках в общеобразовательных организациях региона.
В целях управления функционированием ИС МСБ и оперативного принятия решений по его результатам в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО) приказами определены координаторы МОУО, ответственные за работу в ИС МСБ. Каждый из них на уровне своего муниципалитета координирует работу по методическому и организационному сопровождению мониторинга обеспеченности учебниками, что позволяет:
знать реальную потребность общеобразовательных организаций в учебниках и учебной литературе, прогнозировать перспективу увеличения или уменьшения потребности при изменении контингента обучающихся;
осуществлять корректное планирование заказа учебников, отслеживать сохранность учебников, чтобы они выработали полностью свой ресурс, и выдержанность предметных линеек учебников;
организовывать внутримуниципальный обмен учебниками, например, на уровне Ашинского МОУО в 2018-2019 гг. было принято управленческое решение - в ОО муниципалитета реализовать не более двух основных образовательных программ начального общего образования. Это предоставило возможность эффективнее использовать внутримуни-ципальный обменный фонд учебников, так как в Федеральном перечне учебников (ФПУ) в приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N° 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» предлагается довольно широкий перечень учебников, соответствующих ФГОС начального общего образования.
Необходимость обеспечения внесения актуальных данных в ИС МСБ по учёту и заказу учебников в ОО требует от координатора МОУО работы по сопровождению деятельности операторов ОО, которая связана с решением ниже описанных задач:
1) проведение предварительного анализа обеспеченности учебниками по каждой ОО в МОУО, включая учёт наименований и точного количества учебников в фонде библиотеки; учёт количества будущих учеников, которые могут прийти в ОО в новом учебном году; учёт выделенных ОО финансовых средств; учёт разнообразия и вариативности учебной литературы;
2) проверка и корректировка данных по учёту учебников в ИС МСБ для каждой ОО в МОУО на 1 февраля и на 1 октября каждого учебного года;
3) осуществление заказа учебников в ОО;
4) осуществление детального анализа заказа учебников для ОО и контроль обоснованности выбора тех или иных учебников;
5) утверждение муниципального заказа учебников только после подтверждения его корректности для ОО.
Координаторам МОУО и операторам ОО важно учитывать, что для корректного расчёта уровня обеспеченности учебниками в ИС МСБ изменения данных по количеству учащихся, использующих данный учебник в текущем учебном году и учебников, поставленных на баланс ОО, должны быть внесены вовремя и достоверно. Именно данные из этого раздела будут фиксироваться в отчетах, формируемых в ИС МСБ на 1 февраля и 1 октября для расчётов обеспеченности учебниками на разных уровнях (институциональном, муниципальном и региональном).
Руководитель образовательной организации с целью планирования расходов на приобретение учебников и регулярное обновление учебного фонда назначает оператора ИС МСБ, в обязанности которого входит достоверность внесения в неё сведений по учёту, заказу учебников и ознакомление с порядком обра-
ботки этих сведений [1]. Информацию, внесённую в ИС МСБ, оператор регулярно корректирует, проводит предварительный анализ уровня обеспеченности учебниками в ОО и готовится к осуществлению заказа учебников на новый учебный год и его детальный анализ.
На основе информации по учёту фондов учебной литературы библиотек ОО Челябинской области, внесенной в ИС МСБ операторами ОО, 2 раза в год проводится расчёт уровня обеспеченности учебниками по ОО, МОУО и в регионе, рассчитывается динамика уровня обеспеченности образовательных организаций Челябинской области.
Для координаторов и операторов ОО, для удобства работы в ИС МСБ, разработаны инструкции по учёту и заказу учебников, а также инструкции по работе с отчётами, с помощью которых можно проводить текущий анализ уровня обеспеченности учебниками.
По результатам мониторинга состояния библиотек на уровне МОУО (более полный перечень отчётов) и общеобразовательных организаций (краткий перечень) на 1 февраля и 1 октября текущего года, в ИС МСБ формируются следующие отчеты:
1. Обеспеченность школ учебниками по уровням образования;
2. Муниципальный обмен;
3. Потребность средств;
4. Невостребованные учебники;
5. Полный отчёт наличия учебников.
Отчёт «Обеспеченность школ учебниками
по уровням образования» дает информацию о проценте обеспеченности учебной литературой по уровням образования на текущий момент заполнения ИС МСБ:
Общий уровень обеспеченности учебниками по МОУО и по уровням образования (начальное общее, основное общее, среднее общее);
Общий уровень обеспеченности учебниками в ОО и по уровням образования (начальное общее, основное общее, среднее общее).
Процент обеспеченности учебной литературой в ОО рассчитывается в ИС МСБ по следующей формуле: Наличие учебников за все
года па учёте в ИС МСБ- = % обеспеченности
Количество учащихся, использующих учебники/ потребность в учебниках
В расчёте уровня обеспеченности в ИС МСБ используются данные только по тем учебникам, которые реально используются вобразова-тельной деятельности.
Отчёт «Муниципальный обмен» отображает информацию по образовательным организациям, у которых есть потребность в учебниках и у которых есть излишки по учебникам. При введении в поисковую строку ИС МСБ фамилии автора учебника, необходимого для ОО любого муниципалитета, учебник этого автора появляется в столбце «Школы, у которых есть потребность». Тот же поиск учебника происходит в столбце «Школы, у которых есть излишки». Данный отчёт должен помочь скоординировать работу в муниципалитете по внутриму-ниципальному обмену между ОО с условием разработки всех нормативных документов на уровне МОУО и ОО по данной тематике.
Отчёт «Потребность средств» даёт возможность координатору МОУО и оператору ОО получить предварительную информацию для принятия управленческих решений: какие учебники заказать, в каком количестве и какая сумма может быть спланирована в муниципалитете и ОО для их заказа.
Отчёт «Невостребованные учебники» предоставляет информацию координатору МОУО о количестве невостребованных учебников в разрезе ОО по МОУО с наименованием учебника, предмета и издательства, а также с указанием класса, номера ФПУ и количества экземпляров, т.е. учтённых операторами ОО в ИС МСБ учебников, но не используемых в образовательной деятельности. Эти данные будут зафиксированы в «заморозках» ИС МСБ на 1 февраля и 1 октября текущего учебного года. Информация о количестве невостребованных учебников в данном отчёте может быть использована координатором для принятия управленческих решений по оптимальному распределению излишков учебников по образовательным организациям муниципалитета.
Отчет «Полный отчёт наличия» позволяет оператору ОО и координатору МОУО, пользуясь данным разделом с помощью устанавливаемых фильтров как активных инструментов при формировании отчёта в формате электронной таблицы excel, получать достоверную информацию о наличии учебников в ИС МСБ,
тем самым контролируя правильность учёта учебников на уровне ОО, где:
ссылка «Издательство» даёт возможность выбора и просмотра одного или нескольких издательств;
ссылка «Класс» - выбор и просмотр только одного класса или нескольких классов сразу;
ссылка «Предмет» - выбор и просмотр одного или нескольких учебных предметов.
Так же оператор ОО и координатор МОУО, работая с выгрузками отчётов, могут увидеть ошибки, допущенные при заполнении раздела в ИС МСБ по учёту учебников. Такая дополнительная перепроверка, а далее - корректировка данных в ИС МСБ, необходима для «правильных» расчётов процентов обеспеченности учебниками для муниципалитета, ОО и региона.
Таким образом, используя на региональном уровне процедуру мониторинга состояния библиотек, в Челябинской области реализуются единые подходы к формированию библиотечных фондов ОО, которые комплектуются на основе федеральных норм обеспеченности учебниками, и к формированию заказов для стопроцентной обеспеченности учебной литературой.
И наконец, на протяжении последних трех лет, данные выгрузок из ИС МСБ использовались для подготовки отчётов в контрольно-счётную палату Челябинской области и отчётов ГБУ ДПО РЦОКИО по итогам государственной итоговой аттестации, включая списки учебников по отдельным учебным предметам, включенных в перечень учебных предметов государственной итоговой аттестации.
Список литературы
1. Аспекты формирования единой информационно- коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования [Текст] / Т.А. Орехова, И.С. Боровых, Т.Б. Белякова, Е.Н. Смирнова, Д.А. Югова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. -№ 2(5). - С. 121-124.
2. Организация работы информационных систем как процедур муниципальной системы оценки качества [Текст] / А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, О.А. Ильясова, Т.А.
Ищенко // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. -№ 2(5). -С.125-128.
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70 329494/ - Дата обращения: 05.04.2019
4. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) [Текст] - Челябинск: РЦОКИО. - 2017. - 163 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ - Дата обращения: 20.05.2019. "
References
1. Aspekty formirovaniya edinoy informatsionno- kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya [Tekst] / T.A. Orekhova, I.S. Borovykh, T.B. Belyakova, E.N. Smirnova, D.A. YUgova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. -№ 2(5). - S. 121-124.
2. Organizatsiya raboty informatsionnykh sistem kak protsedur munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva [Tekst] / A.F. Zubairov, T.A. Orekhova, T.B. Belyakova, O.A. Il'yasova, T.A. Ishchenko // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. -№ 2(5). - S. 125-128.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 №662 «Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70 329494/ - Data obrashcheniya: 05.04.2019
4. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya oblast') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) [Tekst] -CHelyabinsk: RTSOKIO. - 2017. - 163 s.
5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http ://www. consultant .ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ - Data obrashcheniya: 20.05.2019.
Сведения об авторах Боровых Иван Сергеевич - начальник управления информационного обеспечения системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Климова Юлия Борисовна - начальник лаборатории организационно-технического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Кузнецова Людмила Евгеньевна -начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Васина Любовь Владимировна - методист отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Попова Ольга Юрьевна - методист Управления образованием Ашинского муниципального района, г. Аша
Бородина Светлана Владимировна -педагог-библиотекарь МАОУ «СОШ № 44»
г. Миасса; руководитель городского методического объединения педагогов-библиотекарей Миасского городского округа, г. Миасс
Information about the authors Borovykh I.S. - Head of Administration of Educational System Informational Support, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.
Klimova Yu.B. - Head of Laboratory for Organizational and Technical Support of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs , Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.
Kuznetsova L.E. - Head of Laboratory for Organizational and Methodological Support of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.
Vasina L.V. - Methodologist of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.
Popova O.Yu. - Methodologist of Administration in Education of Asha Municipal Region, Asha
Borodina S.V. - Librarian of Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary General Education School № 44», Miass; Supervisor of City's Methodological Association of Librarians in Miass, Miass