Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ БГИИК'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ БГИИК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАФЕДРА ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ / REGIONAL SINGING TRADITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / RESEARCH / SCIENTIFIC AND CREATIVE ACTIVITY / DEPARTMENT OF FOLK SINGING ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиров М. С., Жирова О. Я., Алексеева О. И.

Содержание статьи раскрывает актуальные вопросы изучения региональных (локальных и узколокальных) певческих традиций в образовательном процессе кафедры искусства народного пения (учебном, научном, творческом). Авторы анализируют некоторые виды этой деятельности, направленные на решение проблемы подготовки специалистов, способных к познанию, сохранению и развитию традиционной народной музыки Белгородчины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жиров М. С., Жирова О. Я., Алексеева О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SINGING TRADITIONS AS A SCIENTIFIC AND CREATIVE RESOURCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT OF FOLK SINGING ART OF BSUAC

The content of the article reveals topical issues of studying regional (local and narrow-local) singing traditions in the educational process of the department of folk singing art (educational, scientific, creative). The authors analyze some of these activities aimed at solving the problem of training specialists who are capable of learning, preserving and developing the traditional folk music of the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ БГИИК»

УДК 398.9

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ БГИИК

М.С. Жиров1), О.Я. Жирова2), О.И. Алексеева3)

1,2,3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2,3)e-mail: ZhirovMS [email protected]

Содержание статьи раскрывает актуальные вопросы изучения региональных (локальных и узколокальных) певческих традиций в образовательном процессе кафедры искусства народного пения (учебном, научном, творческом). Авторы анализируют некоторые виды этой деятельности, направленные на решение проблемы подготовки специалистов, способных к познанию, сохранению и развитию традиционной народной музыки Белгородчины.

Ключевые слова: региональные певческие традиции, образовательный процесс, научно-исследовательская, научно-творческая деятельность, кафедра искусства народного пения.

Вопросы изучения региональных и местных (локальных и узколокальных) певческих традиций являются наиболее актуальными в сфере народно-певческого образования, несмотря на значительные достижения в теории, методике и практике этой области знаний. Действительно, последние десятилетия отмечены перспективными научно-теоретическими и творческими наработками в восприятии, освоении и воссоздании музыкальных диалектов (термин В. Гошовского) в ходе образовательного процесса (учебного, концертно-исполнительской практики, экспедиционной деятельности). В этой связи особый интерес представляют работы ученых-практиков: Н.И. Бояркина, В.А. Бурлакова, И.Л. Егоровой, Г.В. Лобковой, М.С. Жирова, И.Н. Карачарова, Н.С. Кузнецовой, Г.Я. Сысоевой, М.В. Медведевой, В.М. Щурова, А.С. Ярешко и др.

Тем не менее, современное народно-певческое образование, реализуя свою главную задачу - подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к познанию, сохранению и развитию традиционной народной музыки, настоятельно требует широкого использования в образовательном процессе этнокультурных механизмов. Один из них - «поиск, обнаружение и выделение стилевых свойств

местных народно-песенных традиций, позволяющих обеспечить качество восприятия и воссоздания произведений фольклора (контекст, речевая и музыкальная интонации, символика, коды, «игра» песни, средства художественной выразительности, бытовая и сценическая интерпретация и т.д.)» [1, с. 82-96].

Поэтому общая направленность образовательного процесса кафедры искусства народного пения в настоящее время ориентирована на поисково-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-творческую виды деятельности, начиная с первого года обучения студентов. Полагаем, профессиональное становление руководителя народно-певческого коллектива должно осуществляться в музыкально-языковой среде подлинной народной песни, которая, к счастью, существует в сельских территориях Белгородской области благодаря местным фольклорным ансамблям.

Многие из них, имеющие звания «народный самодеятельный коллектив», - «Усёрд» (рук. В.И. Нечаев) из Красногвардейского района; «Посиделки» (рук. И.Н. Шершнева), «Рябинушка» (рук. Е.В. Минас), «Истоки» (рук. М.И. Толмачева), «Карагод» (рук. Л.И. Сафонова) из Ракитянского района и др. плодотворно сотрудничают с кафедрой искусства народного пения в рамках работы научно-творческой лаборатории «Народная музыка Юга России в современном социокультурном пространстве», традиционных научно-творческих «Маничкиных чтений» с 2007 года. Опыт проведения мастер-классов и практических занятий с участием таких именитых народных учителей помогает нам решать профессиональные вопросы «погружения» обучающихся в звуковой мир народной музыки, а именно:

- осознанному овладению механизмов восприятия музыкально-поэтической речи (ладовое и ритмическое строение, фонетическая и тембровая окраска, интонационные построения, форма, символика, вокально-исполнительские приемы и другие средства художественной выразительности);

- определение «ролевой» связи с конкретным участником этнографического коллектива с целью «найти» свое место в песенной партитуре, включаясь в пение за мастером-исполнителем. Перенимая традиционное пение по методу «из уст в уста», процесс формирования звука и слова, «ощущения» песни, ее «игры» проходит посредством

интуитивного восприятия или копирования певческого эталона «с голоса» [2, с. 72].

В роли таких народных учителей для студентов и преподавателей кафедры неоднократно выступали подлинные носители локальных песенных традиций - В.И. Нечаев и Н.И. Маняхина из Нижней Покровка Красногвардейского района; Ф.Г. Чертов из с. Афанасьевка Алексеевского района; участники профессионального фольклорного ансамбля «Пересек» (рук. И.Н. Карачаров) Белгородского государственного центра народного творчества, на практике реализуя традиционный метод народно-певческого воспитания - «от народного учителя к ученику». Как показывает практика, эмпирический способ постижения музыкального фольклора вкупе с реализацией технологических задач (формирование специальных знаний, умений и навыков), обеспечивает эффективность адаптационного периода «вхождения» обучающихся в профессию, их потребность к ведению самостоятельной научно-творческой работы. Сегодня она последовательно осуществляется в рамках образовательного процесса при освоении специальных дисциплин: «Областные певческие стили», «Методика обучения народному пению», «Расшифровка записей народной музыки», «Народная хореография» «Народные инструменты фольклорной традиции», «Фольклорный ансамбль», «Хоровой класс» и др.

Содержание многих из этих предметов базируется на музыкально-этнографическом материале, сосредоточенном в фондах лаборатории кафедры в виде аудио-, видеозаписей фольклорных экспедиций, отчетов полевых исследований, научных изданий, учебно-методических пособий и репертуарных сборников, подготовленных профессорско-преподавательским составом кафедры, курсовых и дипломных работ, выполненных студентами по результатам экспедиционной практики. Эти бесценные наработки кафедры искусства народного пения активно используются в процессе «воспроизводства» живой региональной (локальной, узколокальной) музыкальной традиции [3, с. 61-62] на хоровом классе и фольклорном ансамбле, областных певческих стилях при освоении певческого мастерства аутентичных ансамблей из Афанасьевки, Подсереднего, Нижней Покровки, Фощеватово, Двулучное, Шелаево и других заповедных территорий края.

Следовательно, экспедиционная практика обучающихся является краеугольным камнем поисково-исследовательской работы. Именно она дает представление о традиции, ее состоянии, носителях, формирует навыки исследовательской работы, ее подготовки и проведения в соответствии с основными этапами:

- подготовительный, предусматривающий знакомство с фольклором той местности, куда планируется экспедиция (анализ картотеки народных певцов и музыкантов, жанровой природы бытующих видов фольклора, изучение научных и учебно-методических работ по данной традиции), а также приемов фиксации музыкально-поэтических текстов, способов работы с технической аппаратурой, оформление записей, ведение дневника, составление отчета о работе;

- основной этап, включающий фиксацию музыкально-этнографического материала (песенного, инструментального, хореографического, обрядового, сведений о народной одежде, декоративно-прикладном искусстве и др.), с соблюдением всех этических норм и правил общения с народными исполнителями, методических рекомендаций по осуществлению звуко-, видеозаписи и фотографирования;

- заключительный этап предусматривает обработку и документирование музыкально-этнографического материала, зафиксированного на цифровых носителях. Текстовой материал о бытующих обрядах, обычаях, праздникам, тексты песен, информация о народных инструментах, народной одежде, жанрах устной словесности, играх, декоративно-прикладных видах народного искусства и т.д. -систематизируется и оформляется в отдельную папку.

Как показывает анализ, каждый из этих этапов формирует и развивает профессиональные и личностные качества обучающихся. Прежде всего - это умение работать с научной и специальной литературой, пользоваться современными информационными технологиями, знание методов систематизации, обработки и обобщения результатов поисковой деятельности. А это, как известно, требует усидчивости, огромной работоспособности, творческого мышления, самодисциплины, наблюдательности, внимания, пытливости ума, сформированного чувства благодарности народным певцам и

музыкантам за «школу», предоставленную возможность творческого и личностного общения.

Безусловно, результативность поисково-исследовательской работы определяет перспективность и качество последующей научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей кафедры. Как правило, это возможность использовать результаты экспедиционной практики для подготовки научных статей. Востребованность подобного рода материалов апробирована нами на трёх международных симпозиумах «Народная музыка как средство межкультурной коммуникации славянских народов», восьми международных конференциях в рамках научно-творческих «Маничкиных чтениях» и других научно-практических конференциях, проведённых в БГИИК, во многих изданиях вузовского журнала «Наука. Культура. Искусство». Преподаватели кафедры обретают опыт сотрудничества с солидными Российскими научными изданиями: «Проблемы музыкальной науки», «Музыкальная академия», «Вестник КемГУКИ», «Alma Mater. Вестник высшей школы», представляя малоизвестные в музыкальной научной среде материалы о самобытных песенных традициях Белгородчины.

Для студентов результаты полевых исследований - благодатная основа для подготовки курсовых и дипломных работ. Так, темы курсовых работ по дисциплинам: «Расшифровка записей народной музыки» (направление подготовки «Искусство народного пения») и «Расшифровка народной песни» (специальность «Сольное и хоровое народное пение») посвящены узколокальным певческим (музыкальным) традициям Белгородской области. Впоследствии наиболее значимые наработки обучающихся находят научно-творческое преломление в выпускных квалификационных работах. Преимущественно, это вопросы этномузыкального образования детей на местном фольклоре, формирования репертуара любительских народно-певческих коллективов, методов освоения народной песни в молодёжных фольклорных ансамблях, реконструкции народной музыки на предметах специального цикла и др.

Обязательным компонентом выпускных квалификационных работ обучающихся являются нотировки народных песен, выполненные студентами, при необходимости - варианты их аранжировки и обработки. Концертную часть государственного экзамена также составляют

произведения региональной народной музыки и музыкально -этнографические материалы учебных фольклорных экспедиций. Поэтому творческая часть выпускных экзаменов, как правило, обретает форму фольклорно-этнографического спектакля, обрядового действа, вокально-хоровой композиции, сцены из народной жизни (свадьба, народное гуляние, игрище и т.д.).

В настоящее время кафедра искусства народного пения имеет положительный опыт использования музыкально-этнографического материала фольклорных экспедиций в диссертационных работах педагогов: «Народное музыкальное творчество русской провинции» -доц. Селюковой Т.А.; «Русская народная песня как этнокультурный концепт» - доц. Алексеевой О.И.; «Феномен музыкального фольклора: философско-культурологические основания» - доц. Сараевой Л.П.; «Свадебный музыкально-этнографический комплекс в песенной традиции верхнего Приосколья» - доц. Кузнецовой Н.С.; «Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона» - проф. Жировой О.Я.; «Региональная система сохранения и развития народной художественной культуры» -проф. Жирова М.С. и др.

Обработанные и систематизированные материалы фольклорных экспедиций кафедры искусства народного пения составили солидный перечень монографических, учебно-методических работ и репертуарных сборников. Большой востребованностью у обучающихся, специалистов-практиков, преподавателей, руководителей народно-певческих коллективов пользуются учебники: «Народная художественная культура Белгородчины» и «Региональная система сохранения и развития народной художественной культуры» М.С. Жирова, «Музыкально-обрядовый фольклор Белгородчины» О.Я. Жировой; учебно-методические пособия: «Фольклорные традиции Валуйского района», «Инструментальная музыка фольклорной традиции: региональный аспект», подготовленные авторским коллективом, «Народная хореография в вокально-хоровом коллективе» О.И. Алексеевой, «Методика обучения народному пению: диалектное исполнительство» С.П. Коноваленко, Л.Н. Сушковой; хрестоматия «Сто народных песен Белгородчины», репертуарные сборники: «Бояре, а мы к вам пришли...» (три выпуска), «Вселиственный венок», подготовленные ППС кафедры,

«У ворот бела берёза стояла...» Н.С. Кузнецовой; коллективная монография «Музыкальный фольклор Белгородчины» и др. Содержание всех вышеназванных работ даёт полное представление о региональной специфике народной художественной культуры Белгородчины (песенной, инструментальной, хореографической, празднично-обрядовой, игровой), что способствует реализации проблемы реконструкции музыкальных объектов южнорусской культуры в научной, учебной и творческой деятельности кафедры.

Многолетние научно-исследовательские и творческие наработки преподавателей кафедры находят творческое воплощение в конкурсах грантов по народной художественной культуре российских регионов, этномузыкальному воспитанию детей и подростков. Результатом этих проектов явились учебно-популярные фильмы о народной хореографии и инструментальной музыке края, цикл радио-программ по празднично-обрядовой культуре Белгородчины, подготовленные «народным коллективом» - фольклорным ансамблем «Млада» (рук. О.Я. Жирова, О.И. Алексеева).

В настоящее время преподаватели и студенты кафедры искусства народного пения осуществляют масштабный долгосрочный проект «Электронный фонд музыкального фольклора Белгородчины». Первые результаты Проекта неоднократно представлялись участникам круглых столов, научных конференций, методических семинаров. Электронная карта активно используется в образовательном процессе кафедры, в научно-творческой деятельности студентов и преподавателей. Эта многогранная работа сопряжена с практикой репродуцирования лучших образцов музыкально-обрядового фольклора в ходе учебных занятий, итоговых творческих показов, подготовки к конкурсам народного певческого исполнительства, программ государственных экзаменов, музыкально-этнографических абонементов, других мероприятий народно-певческой направленности вузовского и регионального значения.

Таким образом, кафедра искусства народного пения рассматривает региональные певческие (музыкальные) традиции Белгородчины, воспетые в научных трудах выдающихся отечественных исследователей прошлого и настоящего времени, как многофункциональный ресурс для дальнейшего совершенствования образовательного процесса: учебного,

научного, творческого. Это обосновано современными требованиями к подготовке специалистов народно-певческого профиля, владеющих профессиональными знаниями, умениями, навыками и практико-ориентированными видами этой деятельности.

Список литературы

1.Жиров, М.С., Жирова, О.Я., Хорошилова Е.Л. Стилевые особенности песенного фольклора Белгородско-Курского пограничья: локальный аспект // Проблемы музыкальной науки. - 2018. - № 2. - С. 82-96.

2.Жиров, М.С., Жирова, О.Я. Народно-певческое образование: теория, методика, практика (из опыта работы кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры) // Образование и общество. Научный и информационно-аналитический журнал. - № 6(95) Ноябрь-декабрь. -2015. - С. 72.

3.Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. -С. 61-62.

REGIONAL SINGING TRADITIONS AS A SCIENTIFIC AND CREATIVE RESOURCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT OF FOLK SINGING ART OF BSUAC

M.C. Zhirov1), O.Ya. Zhirova2), O.I. Alekseeva3)

1 2 3)

' ' -Belgorod State Institute of Arts and Culture 1,2,3)e-mail: ZhirovMS [email protected]

The content of the article reveals topical issues of studying regional (local and narrow-local) singing traditions in the educational process of the department of folk singing art (educational, scientific, creative). The authors analyze some of these activities aimed at solving the problem of training specialists who are capable of learning, preserving and developing the traditional folk music of the Belgorod region.

Keywords: regional singing traditions, educational process, research, scientific and creative activity, department of folk singing art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.