Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЁБА / НАУКА / ТВОРЧЕСТВО / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиров М. C., Жирова О. Я.

Содержание статьи раскрывает некоторые аспекты научно-исследовательской деятельности кафедры искусства народного пения, направленной на профессиональную подготовку обучающихся. Её решение осуществляется на основе комплексного подхода всех составляющих этого процесса: учёба - наука - творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиров М. C., Жирова О. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS CHAIRS OF THE ART OF PEOPLE'S SINGING

The content of the article reveals some aspects of the research activities of the department of folk art, aimed at training students. Her decision is carried out on the basis of an integrated approach of all the components of this process: study - science - creativity.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 398.9

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ

М.С Жиров1), О.Я. Жирова2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: [email protected]

Содержание статьи раскрывает некоторые аспекты научно-исследовательской деятельности кафедры искусства народного пения, направленной на профессиональную подготовку обучающихся. Её решение осуществляется на основе комплексного подхода всех составляющих этого процесса: учёба - наука - творчество.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, обучающиеся, учёба, наука, творчество, исследовательский инструментарий, профессиональная подготовка.

Одним из видов будущей профессиональной деятельности обучающихся кафедры искусства народного пения является научно-исследовательская работа [2, с. 6]. Она включает в себя способность и готовность формировать профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для сбора, обработки, анализа и обобщения информации, способствующей выполнению профессиональной деятельности в области народно-певческого образования, народного искусства и исполнительства.

Собственно поисково-исследовательская, научно-творческая работа обеспечивает фундамент образовательного (учебного, воспитательного)

процесса обучающихся специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение, направления подготовки 53.03.04 Искусство народного пения, магистерской программы 44.04.01 Народно-певческое образование. Учитывая их специфику и содержание основных образовательных программ, формирование профессионально значимых качеств личности обучающихся кафедры осуществляется в своеобразной триаде: учеба - наука - творчество.

Каждое из этих направлений решает общие цели и задачи -подготовка высокопрофессиональных, востребованных на рынке труда специалистов, обладающих социальной мобильностью, активной жизненной позицией, организаторскими и коммуникативными способностями посредством использования специфических методов. В своей совокупности они направлены на систематизацию, закрепление, углубление и интеграцию профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

Тем не менее, учеба здесь выступает базой приобретения и накопления фундаментальных теоретических знаний в области народно -певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства. В этой связи возрастает роль теоретических и прикладных дисциплин профессионального цикла, формирующих необходимые знания, а также личностные качества обучающихся: трудолюбие, усидчивость, внимание, наблюдательность, самодисциплина, умение размышлять, самостоятельно работать со специальной литературой, пользоваться современными

информационными технологиями, обобщать результаты теоретических знаний в виде статьи, реферата, конспекта, курсовой работы и т.д.

Наука, как известно, обеспечивает образовательный процесс исследовательским инструментарием. Применительно к специфике кафедры искусства народного пения - это владение методологией анализа и оценки музыкально-исполнительских стилей, направлений национальных школ, региональных и локальных традиций, сформированными методами фиксации, обработки и расшифровки музыкально-этнографического материала. Впоследствии он используется в качестве дидактического «сырья» на занятиях по хоровому классу, фольклорному ансамблю, вокальной подготовке, певческим стилям и другим дисциплинам специального цикла, пройдя предварительную

проработку посредством теоретических методов (анализ, классификация, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, дедукция, индукция и др.).

Наиболее продуктивной основой для овладения этими исследовательскими методами служат предметы «Расшифровка записей народной музыки», «Музыкально-стилевой анализ фольклорных партитур», «Областные певческие стили», «Основы научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)». Традиционные и интерактивные формы проведения теоретических и практических занятий основываются на общепедагогической, частнометодической, индивидуальной и личностно-ориентированной технологиях, с использованием методов развивающего, проблемного обучения.

Так, в ходе освоения дисциплины «Основы научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)», обучающиеся кафедры искусства народного пения изучают различные виды исследовательских работ, этапы и методы научного исследования, современные источники получения информации в проблемном «поле» народно-певческого искусства и исполнительства, технологии подготовки, создания и оформления работы. Публичная защита научных статей, сообщений, рефератов, курсовых работ, коллективный разбор проблемных ситуаций направлены на формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности:

- обосновывать актуальность выбранной темы, определять цели и задачи, находить пути их решения посредством приемлемых методов исследования, проводить оценку теоретической и практической значимости полученных результатов;

- составлять индивидуальный рабочий план, осуществлять подбор материала для научного исследования, формировать библиографический список (архивная, специальная, научная литература, статистические данные);

- разрабатывать структуру работы;

- применять теоретические знания при анализе артефактов народно-песенного, певческого искусства и исполнительства в ходе создания научного текста;

- выполнять компьютерную вёрстку научной работы в ее логической последовательности;

- осуществлять публичную защиту исследования с обоснованием актуальности темы, с аргументацией авторской позиции, обоснованных выводов и т.д.

В результате изучения данной дисциплины обучающиеся кафедры искусства народного пения овладевают навыками сбора и обработки информации, основными правилами и принципами конспектирования литературных источников, их использования в работе, методологией ведения научного исследования, изложения и оформления текста.

Творчество в образовательном процессе кафедры искусства народного пения служит способом апробации профессионально значимых умений и навыков, в том числе личностных качеств обучающихся - креативности, сообразительности, изобретательности, творческого мышления, творческой деятельности, необходимых для создания качественно нового «продукта» народно-певческого искусства. Под этим понятием мы подразумеваем авторскую интерпретацию подлинной народной песни, обработку русской народной песни, постановку фольклорно-этнографического спектакля, создание вокально-хоровой композиции и другие формы творческой деятельности. По определению Л.С. Выгосткого, «...нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.» [1, с. 73]. Безусловно, мыслительная деятельность рассматривается нами как систематический и сознательный творческий труд, который базируется на соответствующей основе профессиональных знаний, умений и навыков, сформированных на практических занятиях вокально-хорового цикла.

В целом, общая направленность учебно-воспитательного процесса на кафедре искусства народного пения ориентирована на научно-творческую работу, способствующую изучению богатейшего историко-культурного наследия края. Так, в ходе полевых экспедиций осуществляется сбор фольклорно-этнографического материала, приобретается бесценный опыт освоения традиционной певческой школы, принципов и методов песнетворчества народных исполнителей.

В этой связи, особую значимость приобретают фольклорно-этнографические экспедиции обучающихся, позволяющие записывать народную музыку; приобретать опыт общения с подлинными носителями фольклорных традиций: услышать, увидеть, почувствовать лексику «игры» народной песни в контексте её жанра, символики, средств художественной выразительности. Особую эффективность приобретают фольклорные экспедиции по типу «экспедиция - обучение», в ходе которых практическое освоение конкретной певческой традиции выступает на первый план.

Определённый опыт таких творческих контактов обучающихся кафедры искусства народного пения с народными исполнителями показывает их эффективность в профессиональном и научно-творческом аспектах. Это своеобразная «школа» освоения традиционных методов: «из уст в уста», «от народного учителя - к ученику», позволяющая проверить свои творческие способности, знание певческой традиции, умение импровизировать, «ладить» с опытными певцами, определить свою «роль» в песенной партитуре, возможность копировать певческие эталоны «с голоса» и др.

Регулярно организуемые на кафедре искусства народного пения мастер-классы фольклорных ансамблей из Нижней Покровки, Малобыково Красногвардейского района, Афанасьевки Алексеевского района, Нижних и Вышних Пен, Введенской Готни Ракитянского района мы также рассматриваем в качестве ценностного ресурса учебной и научно-творческой деятельности студентов и преподавателей. Как правило, такие мастер-классы сопровождаются ценными комментариями руководителей аутентичных коллективов, включают фрагменты совместного музицировали традиционных напевов. В процессе такого творческого общения студенты приобретают бесценный опыт этномузыкального мышления, который позволяет более продуктивно осваивать механизмы музыкально-поэтической речи народных исполнителей: ладовое, ритмическое, мелодическое своеобразие народной песни, диалект, вокально-исполнительские приёмы, формы общения, способы интерпретации произведения и другие компоненты народного вокально-хорового исполнительства.

Впоследствии аудио-, видеозаписи образцов народной музыки, празднично-обрядовой культуры, устного поэтического творчества,

хореографического фольклора используются в качестве иллюстративного материала на предметах вокально-хорового цикла; на дисциплинах музыкально-теоретической направленности изучаются с точки зрения музыкальной стилистики, функциональной принадлежности, художественного содержания. Более того, формирование систематизированных песенных фондов на кафедре обеспечивает педагогам и студентам возможность решения общих и частных вопросов воспроизводства «живой» региональной традиции трех стилевых зон Белгородчины: Белгородско-Курской, Белгородско-Воронежской, Белгородско-Оскольской.

Эффективной формой апробирования освоенного фольклорного материала являются промежуточные и итоговые показы, творческие прослушивания, экзамены, концертная часть выпускных квалификационных работ. Опыт многогранных видов музыкально-исполнительской, научно-творческой, культурно-просветительской деятельности студенты кафедры искусства народного пения обретают в ходе подготовки и проведения музыкально-этнографических программ для детей и молодежи, участвуя в праздниках народного календаря, конкурсах и фестивалях народного творчества и искусства.

На наш взгляд, профессорско-преподавательскому составу кафедры искусства народного пения удалось найти и апробировать эффективный с точки зрения теории, методики и практики народно-певческого образования способ комплексного освоения музыкально-обрядового фольклора Юга России, учитывая творческие предпочтения, нестандартный подход к сценическому воплощению песенного фольклора самих студентов. В качестве такого примера следует назвать музыкально-этнографическую программу «Вместе играем и поём, да старинушку Белгородскую узнаем» для детей и подростков, выполненную на подлинном фольклорном материале, записанном в ходе полевых экспедиций. Заслуживает внимания опыт творческого сотрудничества «народного коллектива» - фольклорного ансамбля «Млада» с эстрадно-джазовым оркестром «Биляр-Бэнд» (рук. А.А. Яговдик), результатом работы которого явилось осуществление нескольких музыкальных композиций на основе традиционных песен Белгородчины («Не пляшите, девки, дюжа», «Девка по саду ходила», «За тёмным лесом» и др.).

С открытием научно-творческой лаборатории «Народная музыка Юга России в современной социокультурном пространстве» значительно расширилось «поле» научно-исследовательской и научно-творческой деятельности студентов и преподавателей кафедры искусства народного пения. Содержание её работы мы вправе рассматривать в качестве ресурсной базы в решении задач научно-творческого, учебно-методического характера.

Список литературы

1.Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - Москва : Педагогика. - 1982. - Т. 1. - С. 73.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (уровень бакалавриата). - Москва, 2016.

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS CHAIRS OF THE ART OF PEOPLE'S SINGING

M.C. Zhirov1), O.Ya. Zhirova2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1,2)e-mail: [email protected]

The content of the article reveals some aspects of the research activities of the department of folk art, aimed at training students. Her decision is carried out on the basis of an integrated approach of all the components of this process: study - science - creativity.

Keywords: research activities, students, study, science, creativity, research tools, vocational training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.