Научная статья на тему 'Региональные особенности системы управления и развития АПК'

Региональные особенности системы управления и развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS / ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ENSURING FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысоченко Алла Алексеевна

Ростовская область является лидирующим регионом по производству сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции в Российской Федерации. Организация системы управления и развития в АПК обусловлена комплексом основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также государственной программой Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы. Аграрная политика региона в новых экономических условиях направлена обеспечения продовольственной безопасности и замещения импортной продукции за счет реализации инвестпроектов и наращивания действующими предприятиями объемов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rostov region is the leading region for the production of agricultural and food products in the Russian Federation. Organization governance and development in agriculture due to the complex of the main activities of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, as well as the state program of the Rostov region "Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for the implementation period 2014-2020. Agricultural policy of the region to new economic conditions aimed to ensure food security and import substitution products through the implementation of investment projects and building operations production volumes.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности системы управления и развития АПК»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АПК

Лысоченко Алла Алексеевна,

Доктор экономических наук, профессор Ростовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.

Плеханова», г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Ростовская область является лидирующим регионом по производству сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции в Российской Федерации. Организация системы управления и развития в АПК обусловлена комплексом основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также государственной программой Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы. Аграрная политика региона в новых экономических условиях направлена обеспечения продовольственной безопасности и замещения импортной продукции за счет реализации инвестпроектов и наращивания действующими предприятиями объемов производства. ABSTRACT

Rostov region is the leading region for the production of agricultural and food products in the Russian Federation. Organization governance and development in agriculture due to the complex of the main activities of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, as well as the state program of the Rostov region "Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials andfoodfor the implementation period 2014-2020. Agricultural policy of the region to new economic conditions aimed to ensure food security and import substitution products through the implementation of investment projects and building operations production volumes.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственные программы развития сельского хозяйства, показатели производства продукции сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности.

Keywords: agro-industrial complex, the state program ofdevelopment ofagriculture, production ofagricultural products, ensuring food security.

Ростовская область стабильно входит в число пяти крупнейших регионов России по валовой сельскохозяйственной продукции и занимает 10,5 процентов валового регионального продукта (по Российской Федерации -4,2%).

В силу благоприятных природно-климатических условий аграрии Дона, как и в большинстве южнороссийских территорий, осуществляют чрезвычайно широкий

Развитие сельскохозяйственного производства Донского региона за последние годы характеризуется разнонаправленными тенденциями, что обусловлено высокой степенью зависимости результатов его деятельности от погодных, природно-климатических условий. Кроме того, необходимо учитывать, что сельское хозяйство характеризуется сезонностью производства вследствие цикличности времён года и соответственно погодных условий, а также биологии развития сельскохозяйственных растений и животных.

В современной экономике темпы развития агропромышленного комплекса обусловлены государственным регулированием и осуществляются в рамках основных мероприятий Государственной программы развития сельского

спектр видов деятельности, включая традиционное для Юга России выращивание подсолнечника, бахчевых, винограда и разведение овец.

В Ростовской области собирается 9 процентов российского урожая зерна, почти столько же - подсолнечника, около 5 процентов - овощей. Донской регион формирует 4,5 процента общероссийского объёма производства яиц, 3,5 процента - молока, 2,5 процента - мяса.

Таблица 1

хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Кроме того, государственная поддержка предприятий аграрной сферы области осуществлялась в рамках программных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы, и продолжена в формате государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.

Место региона среди субъектов Российской Федерации по объемам производства продукции сельского хозяйства

Рейтинги по объемам производства продукции сельского хозяйства Рейтинговое место среди субъектов РФ в 2014г.

1. Объем производства продукции сельского хозяйства 2

2. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур 2

3. Валовой сбор подсолнечника 4

4. Валовой сбор овощей 5

5. Производство яиц 2

6. Производство молока 5

7. Производство мяса 12

8. Производство масла растительного рафинированного 1

Таблица 2

Достигнутые и плановые показатели, характеризующие ситуацию в отрасли сельского хозяйства Ростовской области

Наименование показа- 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

теля с указанием еди- план план план план план план

ницы измерения

Производство продукции сельского хозяй- 117,9 163,8 144,9 171,5 190,6 х х х х х х

ства, млрд.руб.

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопо- 98,6 115,8 93,0 98,4 111,7 100,1 101,6 101,5 102,0 102,0 101,9

ставимых ценах, в% к

предыдущему году

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в первоначально опри- 6842,1 7925,6 6300,3 6761,8 9520,5 6810,8 7130,0 7350,0 7600,0 7750,0 7800,0

ходованном весе),

тыс.тонн

в% к предыдущему году 100,9 115,8 79,5 107,3 140,8 71,5 104,7 103,1 103,4 102,0 100,6

Валовой сбор овощей

открытого грунта, 483,8 635,0 677,5 605,0 710,6 х х х х х х

тыс.тонн

в% к предыдущему году 102,4 131,3 106,7 89,3 117,5 х х х х х х

Производство мяса (в живом весе), тыс.тонн 379,3 372,9 354,2 300,7 323,2 330,0 340,0 355,0 405,0 435,0 450,0

в% к предыдущему году 100,2 98,3 95,0 84,9 107,5 102,1 103,0 104,4 114,0 107,4 103,4

Производство молока, тыс.тонн 1003,1 1017,3 1078,9 1079,1 1079,6 1081,0 1086,0 1092,0 1162,2 1194,7 1223,3

в% к предыдущему году 96,9 101,4 106,1 100 100,1 100,1 100,5 100,6 106,4 102,9 102,4

Производство яиц, млн.шт. 1598,2 1723,3 1782,9 1890,4 1889,8 х х х х х х

в% к предыдущему году 107,6 107,8 103,5 106,0 100 х х х х х х

Уровень рентабельности 19,5 15,5 18,1 3,7 18,9 13,7 13,8 14,1 14,4 15,1 15,4

сельхозорганизаций,%

Удельный вес прибыль- 84,9 84,3 86,9 78,3 86,4 85,0 85,5 86,0 86,5 87,0 88,0

ных сельхозорганизации (крупных и средних) в их общем числе,%

Региональная система управления и стратегического развития агропромышленного комплекса осуществляется по принципу рационального размещения производственных мощностей в увязке со специализацией районов области и сырьевой базой. Локомотивом развития является пищевая и перерабатывающая промышленность.

Государственная программа региона структурирована по подпрограммам, основным мероприятиям и мероприятиям ведомственных целевых программ. Выделение мероприятий в ведомственные целевые программы связано с особой экономической значимостью обозначенных в них подотраслей, имеющих существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса области, а также воздействие на устойчивое развитие сельских территорий.

На развитие АПК в рамках реализации Госпрограммы в 2014 году направлено 6,5 млрд. руб. (в т.ч. из областного бюджета 2,1 млрд. руб.). Из них на развитие животноводства - почти 37% средств (2,4 млрд. рублей), на растениеводство - 49% (3,2 млрд. рублей). На социальное развитие села - 13,5%. (более 880 млн. рублей).

Из общего объема средств, предусмотренных на поддержку растениеводства, 40,6% направлено на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. В среднем на 1 га выплачено 374,4 рублей. На приобретение сельскохозяйственной техники за счет средств областного бюджета направлено 140 млн. рублей. Приобретено 449 единиц техники.

Третий год реализуются мероприятия по мелиорации сельскохозяйственных земель. В 2014 году модернизированы гидромелиоративные системы на площади 5,4 тыс. га.

Два года подряд область участвует в реализации экономически значимых программ, в том числе по развитию овощеводства закрытого грунта. За 2013-2014 на эти цели было направлено 251 млн. рублей (в т.ч. 83 млн. руб. из областного бюджета). В результате сбор овощей закрытого грунта в 2014 году возрос на 40,9% к уровню 2013 года, площадь теплиц увеличилась за 2 года на 10,8 га.

В животноводстве проводилась политика по развитию молочного и мясного скотоводства. На поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления профинансировано 43,9 млн. рублей (из них за счет средств областного бюджета 13,3 млн. рублей). На поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления - за счет средств областного бюджета 49,1 млн. рублей. Сельскохозяйственными организациями приобретено 1454 голов племенного скота (в том числе 674 голов мясного и 780 голов молочного направления).

Активно поддерживается развитие животноводства в малых формах хозяйствования. В 2014 году предоставлены гранты в сумме 142,9 млн. рублей (из них 57,0 млн. рублей - областной бюджет) на создание 12 семейных ферм и развитие 46 начинающих фермеров. При этом особое внимание уделено развитию молочного животноводства.

В целом, в 2014 году обеспечено потребление населением области в расчете на душу населения мяса на уровне 70,8 кг (норма - 70 кг), яиц - 312,7 шт. (норма -260 шт.). По молочной продукции потребление на душу населения пока ниже нормы - 278,3 кг (норма - 320 кг).

Способствует развитию и проводимая работа по кооперации донских производителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья. По итогам 2014 года доля донских производителей в общих ресурсах Ростовской области составляет по зерну 87%, по мясу - 71%, молоку -83,4%, яиц - 96,5%. Вместе с тем, показатели (кроме яиц) пока ниже показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Работа в новых экономических условиях требует решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности и замещения импортной продукции. Эти вопросы будут решаться за счет реализации инвестпроектов и наращивания действующими предприятиями объемов производства. В связи с этим определен перечень импортозамещающих проектов. На различных стадиях реализации находятся 7 проектов в животноводстве, 7 - в растениеводстве и 8 - в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Один из них - проект ООО «ДонБиоТех» по глубокой переработке зерна, реализация которого позволит обеспечить более половины потребности страны в лизине, а впоследствии вообще исключить его импорт. В настоящее время идет строительство основных объектов комплекса. Ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на январь 2016 года.

В 2014 году начал работу ООО Тепличный комбинат «Ростовский» в Неклиновском районе мощностью до 10 тысяч тонн овощей в год.

Начал работу крупнейший не только в регионе, но и в масштабах страны комплекс по выращиванию утки -ООО «Донстар» мощностью 26 тыс. тонн мяса в год.

ООО «Рафаэль» завершает реализацию 1 этапа проекта по созданию комплекса по откорму 4,5 тысяч голов мясного КРС и строительству мясохладобойни мощностью 35 тонн в смену в Родионово-Несветайском районе;

ООО «Строителев» в городе Донецк ведет строительство птицефермы для содержания бройлеров мощностью до 1 млн. голов в год.

За счет реализации проектов Группы компаний «Евродон» (ООО «Евродон-Юг» и увеличение мощности ООО «Евродон») до 2016 года производство мяса индейки в регионе планируется увеличить на 85 тыс. тонн в год.

Во втором полугодии 2015 года планируется ввод в эксплуатацию производственных мощностей мясоперерабатывающего комбината ООО «Евродон» в рамках реализации инвестпроекта по увеличению производственной мощности промышленного комплекса по выращиванию индейки в Октябрьском районе до 67 тысяч тонн в год в живом весе. Данный проект включенных в приоритетный перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».

Подписано соглашение о создании кластера по производству и переработке молочной продукции в Ростовской области «Донские молочные продукты». В задачи кластера входят выявление общих интересов его участников посредством встреч, переговоров, конференций, координация внутрикластерных инициатив, содействие участникам в выводе на рынок новых продуктов, организация выставочно-ярмарочной деятельности и коммуникационных мероприятий. Партнерское взаимодействие участников кластера должно способствовать эффективному маркетингу продукции, выпускаемой участниками кластера,

активизации внешнеэкономической деятельности, содействовать внедрению инновационных технологий в сфере производства, организации ферм нового поколения, перспективных производственных, инжиниринговых и управленческих технологий, использованию новейшего оборудования, а также привлечению российских и иностранных инвестиций для реализации проектов. Это позволит увеличить темпы производства молока и его переработки в нашей области и тем самым заменить на торговых полках импортные молочные продукты донскими. Создание кластера предполагает совместную деятельность участников по повышению темпов производства молока и его переработки в регионе, тем самым обеспечивает выполнение требований доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Реализация проектов участников молочного кластера ООО «ДонАгро», колхоз им. Мясникяна и крупной учебной фермы в Октябрьском районе позволит дополнительно получить около 50 тыс. тонн молока.

Кроме того, на региональном уровне разработаны:

- план мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в Ростовской области;

- план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий АПК Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию», отражающий перечень мероприятий как общих, так и специально для ряда отраслей: в растениеводстве, в птицеводстве, в свиноводстве, в молочном скотоводстве, а также в переработке продукции растениеводства и животноводства.

Документы содержат мероприятия по поддержке организаций, производящих импортозамещающую продукцию.

В целом, анализ современного состояния агропромышленного комплекса региона показывает, что государственное управление остается необходимым условием его сохранения. Однако для его развития необходимо стратегическое планирование с учетом факторов риска, особенно в новых экономических условиях экономики России. Совершенствование системы управления в АПК и выбор стратегии дальнейшего развития должны обеспечивать решение возникающих проблем в удовлетворении текущей потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах сельскохозяйственного производства, максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий в АПК.

Список литературы:

1. Лысоченко А.А. Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение проблем на региональном уровне в современных экономических условиях // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION. - 2015. - Том 6. Номер 1. С. 105119.

2. Лысоченко А.А. Аграрная политика региона в решении проблемы импортозамещения // Сборник научных трудов SWORLD. - 2015. - Том 18. Номер 1 (38). С. 71-76.

3. Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография / Е. В. Автайкина, А. А. Лысоченко и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

4. Лысоченко А.А. Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция: монография / Лысоченко А.А. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 465с.

5. Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы

Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc ;bas e=RLAW186;n=57515 - Дата обращения: 21.05.2015).

«ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

Кованова Екатерина Сергеевна,

ассистент кафедры бизнеса и информационных систем, г. Элиста;

Манджиев Мингиян Валериевич, студент 2 курса экономического факультета, г. Элиста;

Кедеева Гиляна Владимировна,

студент 2 курса экономического факультета, г. Элиста;

В современном мире возрастает общественно-политическая значимость проблем народонаселения, а их исследования приобретают особую актуальность. Демографический фактор (наряду с экономическими, социальными и национальными факторами) является одной из важнейших предпосылок общественного развития.

Республика Калмыкия - это субъект Российской Федерации, который входит в состав Южного Федерального Округа. Площадь составляет 74,7 тыс.кв.км (0,4% территории Российской Федерации. На территории республики зарегистрировано 13 муниципальных районов и

330000 -

320000 310000

один городской округ (г. Элиста). По данным Росстата в 2015 году численность населения Республики Калмыкия составляет 280564 чел, из которых 45,1% населения является городским, а 44,9%-сельским.

Проанализировав данные о численности населения Республики Калмыкия в период за 1989-2013 г., можно сделать вывод что население республики уменьшилось на 38499 человек(рис.1)Республика характеризуется низкой плотностью населения. По данным Росстата плотность населения на 2015 год составляет 3,75 чел./км2. (рис.2)

300000

290000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

280000

270000

260000

llllllllllll

1989 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1 Постоянная численность населения Республики Калмыкия

Современная демографическая ситуация в Республике Калмыкия, как и в России в целом, может оцениваться как кризисная и является прямым следствием общесистемного кризиса в стране. Снижение уровня жизни в период 1989-2013гг. в условиях социальной незащищенности привело к негативным последствиям. Резкое ухудшение демографической ситуации в Республике Калмыкия в начале 90-х годов продолжается и в 2000-х годах: для республики характерна низкая рождаемость, высокая смертность и неблагоприятная возрастная структура населения, которая в свою очередь несет на себе следы демографических кризисов, связанных с войнами и репрессиями 30-40-х годов. Современная ситуация в стране - это результат не только переходных социально-экономических реформ, негативные демографические тенденции берут начало в далеких 1960-х годах. Именно с этого времени началось неуклонное снижение рождаемости.

С начала 2000-х годов отмечается рост рождаемости. По итогам естественного движения населения в 2013

году зарегистрировано 4126 новорожденных, что на 3199 меньше чем в 1989 году-7325 новорожденных. За исследуемый период с 1989г. по 2013г. в Республике Калмыкия общий коэффициент рождаемости снизился на 8,18%о. В 1989г. он составил 22,7%, а в 2013г. он составил 14,52%.

Рост смертности населения в промежуток с 1989г. -2013 г. в определенной мере связан с процессом демографического старения населения. Это можно увидеть, проанализировав коэффициент смертности в республике на 2013 год, который составил - 9,87%, что на 1.44% больше чем в 1989 г.(8,43%). Высокая смертность трудоспособного населения не только сокращает численность трудовых ресурсов, но и предопределяет рост числа вдов, сирот, неполных семей, одинокую старость. Естественный прирост населения определяется разницей между рождаемостью и смертностью. За исследуемый период этот показатель по Республике Калмыкия был величиной положительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.