3- кг/-О1 3. W,
_ _ ! ?=1_I s 's ) ^
k(k2-1) '
где i5 - оценка результативности; A¡ - показатель, занимающий в ДН i-e место, /= 1 -к\ V(AS)
- снижение оценки результативности под воздействием 5-го показателя. Р (As) - оценка
f п
результативности, рассчитанная без 5-го показателя; г/ , Г ¡ - ранги фактической и
нормативной динамики i-го показателя; к - число показателей ДН.
Литература
1. Каплан Р., Норман Д. Сбалансированная система показателей. От стратегий к действию. -М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2003- 320 с.
2. Парфенова В.Е. Нормативная модель стратегии развития предприятия. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2010. - №20. - С. 184 - 188.
3. Экономико-математические методы и модели: Курс лекций для студентов экон. специальностей днев. и заоч. форм обучения / Сост. Е.А.Кожевников. - Гомель: ГГТУ им. П.О.Сухого, 2006. - 178 с.
4. Погостинская H.H., Погостинский Ю.Ф., Жамбекова Р.Л., Ацканов P.P. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности. - Нальчик: Эльбрус, 1997. — 173 с.
5. Садченко К.Г., Парфенова В.Е. Инструменты контроля качества //Научный вклад молодежи в инновационное развитие АПК: Материалы межд. науч.-прак. конференции молодых ученых и студентов /СПбГАУ. - СПб, 2014. - С. 129 - 130.
УДК 631 152 Соискатель Р.Б. НАЛЬЧИКОВ
(СПбГАУ, па1с1пко\ гспа1 а та 11.т)
ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Малые и микроформы предпринимательства, государственная программа развития сельского хозяйства, Сбербанк, Россельхозбанк
В настоящее время поддержка предпринимательских структур в сельском хозяйстве является одним из приоритетных направлений в развитии государства. Техническая отсталость отрасли сельского хозяйства, риски больших потерь, сезонность работы наряду с другими немало значимыми факторами до сих пор являются сдерживающими в развитии как самими предпринимателями, способными ее финансировать, так и кредитными организациями, способными обеспечивать отрасль кредитными продуктами.
С 1990-х годов в сельском хозяйстве произошло немало изменений. В те годы как физические, так и юридические лица были нацелены на быстрое и гарантированное получение прибыли. Большинство населения переселялось из сельских территорий. Сельское хозяйство приходило в упадок: малые, средние и крупные предприниматели перестали инвестировать средства в сельское хозяйство. Кредитные организации, со своей стороны, не разрабатывали программы по поддержке развития сельскохозяйственных предпринимательских структур.
С 1993 года начались длительные переговоры по вступлению России в ВТО, которое имело одной из целей существенное улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях как внутри страны, так и за ее пределами.
До момента вступления России в ВТО, до ноября 2011 года, со стороны государства было предпринято ряд значительных мер для улучшения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, в частности разработано множество программ по поддержке и развитию сельского хозяйства.
Однако ожидаемые результаты оправдались не в полной мере. Вступление в ВТО продемонстрировало, что уровень отечественного развития сельского хозяйства как в техническом, так и качественном плане во многом ниже, чем у других стран - участников ВТО.
В настоящее время на территории России действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая в частности предполагает особые условия финансирования и кредитования различных организационно-правовых форм хозяйствования кредитными организациями [ 1 ].
Для целей исследования необходимо наиболее подробно рассмотреть вопросы, связанные с финансированием и кредитованием кредитными организациями малых и микроформ предпринимательства в рамках реализуемой госпрограммы.
Необходимо отметить, что одним из выходов в решении проблем, связанных с финансированием малых и микроформ предпринимательства, государством предлагается объединение как одних, так и вторых форм хозяйствования, в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Данное объединение должно послужить залогом платежеспособности хозяйств, что, во-первых, повысит их привлекательность для инвесторов, во-вторых, надежность для кредитных учреждений.
Целями данной подпрограммы развития являются поддержание на определенном уровне, а также дальнейшее развитие как сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной деятельности указанных форм хозяйствования, и увеличение доходов предпринимателей.
В задачи подпрограммы входит создание условий для достижения поставленных целей, а также улучшение качества продукции, производимой сельскохозяйственными предпринимателями, модернизация техники, материалов и оборудования, увеличение эффективности используемых земель, внедрение семян лучших сортов для производства более качественной и конкурентоспособной продукции.
Со стороны кредитных организаций, оказывающих весомую поддержку в развитии сельского хозяйства, в статье рассмотрены предложения Сбербанка и Россельхозбанка, которые являются уполномоченными банками для участия в Программе стимулирования кредитования субъектов малого предпринимательства.
Суть данной программы заключается в открытии новых возможностей и обеспечении доступности долгосрочного инвестиционного и оборотного кредитования субъектов малых и микроформ предпринимательства для реализации значимых проектов приоритетных отраслей [1].
Сумма предоставляемого кредита может варьировать от 50 млн. руб. до 1 млрд. рублей включительно. Целью кредитования могут служить любые нужды для сельского хозяйства и (или) приобретения услуг в этой области, от приобретения основных средств, заканчивая пополнением оборотных средств.
Размер процентной ставки для малого предпринимательства в рамках реализации программы снижен и зафиксирован на уровне 11%. Сборов и дополнительных комиссий нет, но срок льготного фондирования ограничен до 3-х лет.
Сроки и требования к клиентам индивидуальны и зависят от условий выбранного кредитного продукта. Естественно, финансовое состояние сельскохозяйственного предприятия будет играть весомую роль в выборе сроков и суммы кредитования.
Россельхозбанк, в части кредитования микро- и малых форм сельскохозяйственного предпринимательства, в зависимости от цели получения подразделяет кредит на беззалоговое кредитование и на пополнение оборотных средств [2].
В свою очередь, беззалоговое кредитование подразделяется по направлениям: на нужды сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) и на нужды сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК).
Для СПоК есть предложение как стандартного беззалогового кредитования, так и по системе «Надежный клиент».
«Беззалоговый» кредит для СПоК выдается на текущую инвестиционную деятельность, в рублях, сумма кредита фиксирована и не превышает 1 млн. рублей, период кредитования 3 года. По требованиям, у кооператива не должно быть просроченной кредиторской задолженности, чистая финансовая деятельность, поручительство не менее двух платежеспособных физических и (или) юридических лиц. Сумма кредита и период кредитования устанавливаются индивидуально с каждым клиентом, на срок до 12-ти месяцев возможно предоставление льготного периода по погашению размера основного долга.
Кредитный продукт «Надежный клиент» для СПоК предоставляется на текущую и инвестиционную деятельность, в рублях, сумма кредита до 3-х млн. рублей, срок кредита до 3-х лет. Поручительство также не менее двух платежеспособных физических и (или) юридических лиц, допускается частичное обеспечение поручительством гарантийного фонда на сумму от 50% до 70% всех обязательств заемщика. По требованиям, не должно быть просроченной кредиторской задолженности, чистая финансовая деятельность, соответствие внутренним требованиям кредитуемого банка. Возможно на срок до 12-ти месяцев предоставление льготного периода по погашению размера основного долга.
Кредитный продукт «Беззалоговый для СКПК» включает в себя предоставление займов членам СКПК, а также на организационное обустройство офиса, в рублях, на сумму до 1 млн. рублей, разные формы выдачи, срок кредитования до 3-х лет. Основные требования к заемщику - это чистая финансовая деятельность, отсутствие просроченных платежей и долгов перед кредитными организациями, поручительство 2-х физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Осуществление непрерывной деятельности в течение последних 3-х месяцев ко дню подачи анкеты-заявки на кредит, а также наличие сформированного портфеля займов в размере не менее 100 тыс. рублей. Кредитный продукт предполагает разные формы погашения, а также досрочное льготное погашения в зависимости от целей кредита в течение 12 месяцев.
«Надежный клиент для СКПК» отличается от кредитного продукта «Беззалоговый для СКПК» увеличенной суммой кредита до 3 млн. рублей, дополнительным требованием к заемщику по наличию статуса «надежный клиент», и в качестве поручителей могут рассматриваться поручительства гарантийных фондов.
На пополнение оборотных средств Россельхозбанк имеет деление на «Кредит СКПК для выдачи займов членам СКПК» и «Кредит СКПК под залог прав (требования)».
«Кредит СКПК для выдачи займов членам СКПК» предполагает выдачу кредита в российской валюте, т.е. в рублях, сроком до 3-х лет. По форме выдачи возможен как единовременный кредит, так и кредитная линия (с лимитом выдачи или лимитом задолженности). Погашение кредита в соответствии с индивидуальным графиком погашения, проценты уплачиваются ежемесячно. Так же действует льготный период по погашению основного долга сроком до 12 месяцев с даты заключения договора.
«Кредит СКПК под залог прав (требования)» предоставляется аналогично условиям кредитного продукта «Кредит СКПК под залог прав (требования)». В качестве дополнений идут стандартные требования к заемщику как отсутствие просроченной кредиторской задолженности, чистая финансовая деятельность, соответствие внутренним требованиям кредитуемого банка и т.д., а также осуществление государственной деятельности не менее 3-х месяцев.
Сравнивая условия двух наиболее значимых кредитных организаций по предоставлению продуктов для сельскохозяйственных предпринимателей малых и микроформ хозяйствования, можно заключить следующее:
Россельхозбанк предлагает кредитные продукты для любой формы организации в зависимости от ее финансового состояния, но в то же время недостатком является невозможность определения величины кредита, несмотря на то, что максимально возможная сумма составляет 1 млн. рублей для всех малых и микроформ, составляющих кооперации, а для категории «надежный клиент» - до 3-х млн. рублей. Кроме этого, ограниченной суммы кредита может не хватить на нужды большинства малых форм сельскохозяйственных предпринимателей. Преимуществом по сравнению со Сбербанком является наличие льготного периода, в течение которого кредитуемый имеет возможность погасить выданную сумму без уплаты банковских процентов.
Сбербанк имеет достаточно четкую позицию, кредитуя от 50-ти млн. рублей по фиксированной процентной ставке, но в то же время недостатком является недоступность такой суммы для большинства малых форм, не говоря о микроформах [3].
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что за последние годы проведена значительная работа по поддержке деятельности малых и микроформ сельскохозяйственных предпринимателей как со стороны государства, связанная с созданием государственных программ для развития, так и со стороны кредитных организаций, предоставляющих свои услуги предпринимателям, занятым в сфере сельского хозяйства. Однако суммы и большинство условий кредитования не удовлетворяют запросам всех малых и микроформ организаций, что остается областью для развития на сегодняшний день.
Литература
1. Государственная программа на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm/
2. Кредиты для малого бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rshb.ru/smallbusiness/.
3. «Сбербанк» - Кредиты и гарантии. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. sberbank.ru/ru/s_m_busine ss/credits.
УДК 565.02
Канд. экон. наук М.Ю. АБАБКОВА
(СПбПУ, та-паппа(й!уапс1ех.ги) Канд экон наук И.В. БЕЛИНСКАЯ
(СПбГАУ, Ье1т8ка(й)уапс1ех.ги)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕГАПОЛИСА
Транспортно-пересадочный узел, логистическая система, математическое моделирование
Одним из эффективных способов развития логистической системы мегаполиса является создание транспортно-пересадочных узлов, позволяющих уменьшить «пробки», повысить пропускную способность городских магистралей, сократить время в пути, обеспечить удобство пересадок для жителей. Основной эффект от формирования транспортно-пересадочного узла выражается в улучшении условий внутригородского и пригородно-городского перевозочного процесса. В рамках транспортно-пересадочного узла становится возможным объединение графиков движения различных видов транспорта, создание наилучших условий взаимодействия видов транспорта транспортно-пересадочного узла, разгрузка уличной дорожной сети города за счёт переориентации пассажиров с индивидуальных видов транспорта на общественные, получения дополнительных доходов в связи с созданием на территории транспортно-пересадочного узла магазинов, офисов и пр.
Строительство и эксплуатация современного транспортно-пересадочного узла сопряжены с большими затратами. Поэтому, прежде чем приступить к реализации таких проектов, нужно хорошо разобраться с проблемными участками крупных городов. Для этого должны быть проведены крупномасштабные исследования пассажиропотоков и по