Научная статья на тему 'Региональные особенности развития сферы услуг Южного федерального округа'

Региональные особенности развития сферы услуг Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / SERVICE SECTOR / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / PAID SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Россинская Марина Васильевна, Бугаева Марина Вячеславовна

Формирование сервисной экономики является одним из направлений модернизации современной России. Неравномерное экономическое развитие регионов Российской Федерации определяет и степень их сервисизации. В статье рассмотрены особенности развития сферы услуг регионов Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Россинская Марина Васильевна, Бугаева Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the service economy is one of the directions of modernization in modern Russia. The uneven economic development of the regions of the Russian Federation determines the degree of their services. The paper examines the development of the service sector of the regions of the Southern federal district.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития сферы услуг Южного федерального округа»

ЭКОНОМИКА СЕРВИСА SERVICE ECONOMY

УДК 338.46(470.6)

ББК 65.206(2Рос-13)

Р 76 М.В. Россинская

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации производства и управления Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты. Тел.: (928) 760 19 61, е-mail: rossmv@mail.ru.

М.В. Бугаева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и управления Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г Шахты. Тел.: (918) 505 83 90, е-mail'. masha_bugaeva@mail.ru.

Региональные особенности развития сферы услуг Южного федерального округа

(Рецензирована)

Аннотация. Формирование сервисной экономики является одним из направлений модернизации современной России. Неравномерное экономическое развитие регионов Российской Федерации определяет и степень их сервисизации. В статье рассмотрены особенности развития сферы услуг регионов Южного федерального округа.

Ключевые слова: сфера услуг, Южный федеральный округ, платные услуги.

M.V. Rossinskaya

Doctor of Economics, Professor, Head of the Organization of Manufacture and Management Department, the South-Russian State University of Economy and Service, Shakhty. Ph.: (928) 760 19 61, е-mail: rossmv@mail.ru.

M.V. Bugaeva

Candidate of Economics, Associate Professor the Organization of Manufacture and Management Department, the South-Russian State University of Economy and Service, Shakhty. Ph.: (928) 386 05 87, е-mail: masha_bugaeva@mail.ru.

Regional features of development of service sphere in the Southern Federal District

Abstract. The formation of the service economy is one of the directions of modernization in modern Russia. The uneven economic development of the regions of the Russian Federation determines the degree of their services. The paper examines the development of the service sector of the regions of the Southern federal district.

Keywords: service sector, Southern Federal District, paid services.

Одним из определяющих факторов развитие рыночных отношений в России является формирование экономики услуг, или сервисной экономики.

Повышенное внимание к сфере услуг со стороны федеральных и региональных органов управления, ученых и всего российского общества обусловлено важными факторами современного социально-экономического развития Российской Федерации и процессами

формирования внешнеэкономических связей. Во-первых, руководством страны провозглашена официальная доктрина, суть которой сводится к построению в России социально ориентированного государства с развитой рыночной экономикой, способной удовлетворять постоянно возрастающие потребности населения. Во-вторых, в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места, поскольку бытовая техника непрерывно усложняется, растет объем продаж и вследствие этого появляются дополнительные потребности в специалистах, производствах. С этими факторами взаимосвязан также и рост доходов населения, который, имея свободные финансовые средства, стремится приобрести качественные товары и получить разнообразные услуги. В современном обществе потребление выступает как социальный институт и обеспечивается через расширяющуюся систему сервиса [1]. В-третьих, бизнесменов привлекает сравнительно быстрая окупаемость вложенных в сервисное производство инвестиций. В-четвертых, развитие сферы обслуживания с использованием инновационных технологий позволяет по результатам статистического анализа создать в процессе реализации новых услуг значительную добавочную стоимость. Международный аспект развития сервисной отрасли связан с возрастающей открытостью России, расширением внешних связей. В результате сервисному бизнесу приходится работать над решением проблемы повышения конкурентоспособности отечественной сферы услуг.

Таким образом, Российская Федерация в последние десятилетия стала достигать определенных результатов по пути построения экономики рыночного типа. За эти годы в сфере услуг многих российских регионов наметились позитивные тенденции развития. В крупных городах функционируют торговые, сервисные и развлекательные центры, которые представляют элементы формирующейся единой системы обслуживания. При этом перечень услуг и форма их предоставления изменяются в соответствии с учетом требований изменяющихся условий жизни, особенностями существования рынка услуг, диверсификацией спроса и т.д.

Важнейшей особенностью сферы сервиса является ее ярко выраженный региональный характер, представление услуг населению преимущественно по месту жительства в соответствии с индивидуальными потребностями живущих на определенной территории людей. При этом относительно небольшая продолжительность производственного цикла обусловливает низкую ресурсоемкость и высокую скорость оборачиваемости оборотных средств. Отсюда вытекает быстрая окупаемость капиталовложений, что, в свою очередь, определяет инвестиционную привлекательность отрасли.

Анализ статистических данных предоставления платных услуг в Российской Федерации наглядно иллюстрирует неравномерность распределения предприятий сферы услуг, что отражено в существенном различии объема реализации по федеральным округам (табл. 1).

Таблица 1

Структура объема платных услуг населению по субъектам федерации (%) [2]

Субъекты федерации 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация, всего 100 100 100 100 100 100 100

Центральный федеральный округ 31 41,7 37,8 37,4 36,9 35,8 35,1

Северо-западный федеральный округ 11,2 9,7 11,1 11 11,1 11,1 11

Южный федеральный округ 11,7 10,2 10,7 10,9 11,3 11,4 12

Приволжский 15,2 14,1 16 16,1 16,5 17,3 17,7

федеральный округ

Уральский федеральный округ 9,6 7,6 8,1 8,3 8,4 8,5 8,5

Сибирский федеральный округ 13,7 10,6 10,5 10,4 10,1 10,1 9,8

Дальневосточный федеральный округ 7,6 6,1 5,8 5,9 5,7 5,8 5,9

Как видно из таблицы, основная доля производства платных услуг приходится на Центральный федеральный округ, в остальных округах ситуация примерно одинакова. Неравномерность распределения предприятий сферы услуг связана с различными факторами размещения предприятий сферы услуг.

Конкретной целью структурной перестройки экономики Российской Федерации в целом, Южного федерально округа в частности, в пользу увеличения доли сферы услуг выступает рост удовлетворения потребностей и интересов населения. В этой связи долговременная стратегия опережающего развития сервисной отрасли становится определяющей в современном российском обществе. Стратегическая цель видится в быстром и существенном подъёме сферы сервиса на принципиально новый, соответствующий передовым мировым стандартам уровень, который позволит улучшить современную систему услуг [3].

Максимально возможное обеспечение потребностей населения Южного федерального округа в услугах высокого уровня требует безусловного решения актуальных задач, основными из которых являются следующие:

- развитие в регионе полного спектра услуг и форм обслуживания с тем, чтобы население и организации имели возможность получения максимального количества высококачественных услуг в процессе своей жизнедеятельности;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры, а также освоению современных наукоемких услуг;

- расширение инновационной деятельности;

- формирование массовой доступности всех видов услуг с точки зрения территориального размещения сервисных фирм, их режимов работы и возможностей обслуживания в удобных для потребителей местах (на дому, в общественных местах, по месту деятельности бизнеса);

- активизация «точек роста», интенсивное привлечение инвестиций;

- обеспечение ценовой доступности услуг для различных категорий населения;

- обеспечение населения социально значимыми услугами;

- создание сети муниципальных предприятий для полноценного обслуживания слабо защищенных групп населения;

- значительное повышение качества услуг и культуры обслуживания и обеспечение их соответствия международным стандартам КО 9001.2000 [4, 5].

В рамках решения перечисленных задач необходимо разработать и осуществить мероприятия по созданию системы финансовой и методической поддержки сервисной отрасли региона.

Сфера услуг, призванная повысить комфортность жизни, становится все более значимой в экономике региона. Состояние рынка платных услуг в последние годы характеризуется относительно стабильным ростом объемов.

Проведем сравнительный анализ развития сферы услуг субъектов Южного федерального округа на основе структуры производства и реализации платных услуг (табл. 2).

Таблица 2

Структура объема платных услуг населению

по Южному федеральному округу (%)[2]

Субъекты Южного федерального округа 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Южный федеральный округ, всего 100 100 100 100 100 100 100

Республика Адыгея 1,5 1,9 1,9 1,6 1,4 1,6 1,6

Республика Калмыкия 1,2 0,9 0,7 0,9 0,7 0,9 0,8

Краснодарский край 50,5 44,6 43,4 40,8 43,2 42,7 43,5

Астраханская область 4,1 6,8 6,3 6,3 5,8 5,8 5,8

Волгоградская область 14,2 16,8 18,9 21,3 21,7 21,8 22,2

Ростовская область 28,5 29,0 20,2 29,1 27,2 27,2 26,1

По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес производства платных услуг приходится на Краснодарский край - лидера по ЮФО по оказанию услуг, что можно объяснить благоприятным географическим положением, природными условиями, которые стимулировали развитие данной сферы (особенно в части туристских услуг). Далее по степени развития сферы услуг находятся Ростовская и Волгоградская области. Можно предположить, что разный объем производства услуг объясняется численностью населения. Чтобы избежать влияния этого фактора, определим величину произведенных услуг в расчете на 1 человека среднегодовой численности населения региона (табл.3).

Таблица 3

Объем платных услуг населению в расчете на 1 человека среднегодовой численности населения, руб.[2]

Субъекты Южного федерального округа 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Южный федеральный округ, всего 590 2687 10689 13320 16960 20422 22145

Республика Адыгея 331 1718 7099 7637 9125 11914 12656

Республика Калмыкия 384 1176 3986 6237 7413 9129 10840

Краснодарский край 962 3732 14560 17087 22587 26917 28974

Астраханская область 394 2928 10826 13296 15346 18439 21653

Волгоградская область 505 2658 12345 17409 22226 27207 28152

Ростовская область 609 2799 11458 14508 17116 20709 22852

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы:

- по объему услуг в расчете на душу населения в Южном федеральном округе есть лидеры - это Краснодарский край и Волгоградская область. Ростовская область уверенно занимает 3-е место в рейтинге по потреблению услуг на душу населения;

- более интенсивный рост потребления платных услуг наблюдается в Волгоградской области.

Сравнительный анализ структуры услуг ЮФО с другими федеральными округами показал, что в настоящее время население тратит средства на услуги, позволяющие обеспечить нормальный процесс жизнедеятельности, но при этом мало тратит на туристские услуги, спорт, правовое сопровождение различных сделок, санаторно-оздоровительное лечение. Данная ситуация объясняется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни населения РФ, низким уровнем заработной платы, соответственно и низкой покупательной способностью граждан. Невысокий уровень трат на медицинские и образовательные услуги связан с «бесплатностью» медицины и образования в РФ, что однако совсем не означает достойный уровень качества таких услуг.

Одно из направлений развития сферы услуг в Ростовской области - развитие туризма. Оно включает мероприятия по созданию туристских объектов, в том числе реконструкцию и строительство новых средств размещения. На территории Ростовской области осуществлялась реализация 31 инвестиционного проекта, из которых 11 вошли в состав мероприятий Областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы», 20 - в муниципальные программы развития туризма.

К факторам, обусловливающим экономическое и социальное развитие сферы туризма и индустрии гостеприимства в регионе, можно отнести:

- наличие туристских ресурсов;

- наличие развитой инфраструктуры региона;

- наличие квалифицированных кадров;

- изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в частности на туризм, образование, здравоохранение т.д.);

- развитие регионального транспорта;

- повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе;

- перераспределение собственности в регионах;

- специализация регионов на определённых видах деятельности и др.

Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера услуг обгоняет производственную сферу по темпам роста и появлению новых видов услуг, её приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Происходящие изменения в отраслях сферы услуг отражаются на других отраслях общественного производства, на экономике страны в целом, а также на условиях жизни населения, различных его социально-экономических группах. Но, помимо положительной динамики количественных показателей, необходимы качественные изменения в развитии сферы услуг Южного федерального округа

Примечания:

1. Агабабьян Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальньх благ при социализме. М.: Наука, 1983. 272 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

3. Абалкин Л.И. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2003. № 7. С. 3-9.

Абрамов С.С., Россинская М.В.Тенденции формирования и развития сферы услуг Ростовской

области // Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал.

2010. № 3. URL: http://www.ivdon.ru.

Абрамов С.С., Россинская М.В., Бугаева М.В. Эффективность услуг: от прибыльности

предприятий сферы услуг к удовлетворенности потребителей // Экономика России: 21

век: междунар. сб. науч. тр. Вып. 15. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009.

References:

Agababyan E.M. Economic bases of reproduction of the nonmaterial blessings at socialism. M: Nauka, 1983. 272 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

An official site of Federal Agency of the State Statistics of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru

Abalkin L.I. Strategy of Russia: a sight in tomorrow (methodological thoughts) // Economist. 2003. No. 7. P. 3-9.

Abramov S.S., Rossinskaya M.V. Tendencies in formation and developments of service sphere of the Rostov region // Engineering Bulletin of Don: Electronic Scientific-Innovative Journal. 2010. No. 3. URL: http://www.ivdon.ru.

1. Abramov S.S., Rossinskaya M.V., Bugaeva M.V. Service efficiency: from profitableness of the enterprises of service sphere to satisfaction of consumers // Economy of Russia: the 21st century: Intern. Proc. Issue 15. Voronezh: VGPU Publishing House, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.