Научная статья на тему 'Исследование потенциальной ёмкости рынка платных услуг в Российской Федерации и на отдельных её территориях'

Исследование потенциальной ёмкости рынка платных услуг в Российской Федерации и на отдельных её территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / НАРОДНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / COMMERCIAL SERVICES / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ECONOMY / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC ENTITIES / СЕРВИСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SERVICE ORIENTATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / IMPROVING THE ECONOMY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AND ECONOMIC DEVELOPMENT / CONSUMER / EFFICIENCY OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна, Шавандина Ирина Валерьевна

В последние годы наметились существенные изменения в тенденциях потребления населением платных услуг социальной сферы. Темпы роста платных услуг учреждений в сопоставимых ценах стали ниже темпов роста реальных доходов населения. Происшедшие изменения объясняются, преимущественно, завершением процесса перевода в платные тех услуг, которые можно было сделать платными без серьезных негативных социальных последствий, ограниченностью платежеспособного спроса большинства российских семей, а также значительным увеличением в последние годы расходов государства на развитие эффективного управления в данной сфере. Эффективное управление финансами хозяйствующих субъектов способствует не только устойчивости и развитию самих субъектов, но и обеспечивает увеличение доходов государства и отдельных территорий, что, в свою очередь, способствует развитию инфраструктуры территориальных образований Российской Федерации. Развитие любого субъекта экономической деятельности предполагает разработку направлений и осуществление выбора стратегии на основе сформулированных критериев. Предпринимательство в качестве субъекта экономической деятельности, представляет собой наиболее гибкий и адаптивный элемент рыночной среды, который в сфере предоставления и оказания услуг занимает одно из важнейших мест среди всех других участников рыночных отношений, что обуславливает актуальность подробного рассмотрения данной тематики. В статье рассмотрены взгляды различных авторов на значимость платных услуг в развитии экономики, объём и структура платных услуг населению в динамике за 10 лет, объем платных услуг в Российской Федерации на душу населения, подробно проанализирован объем и структура платных услуг населению за 2014 год в региональном разрезе, выявлена взаимосвязь объемов услуг и среднедушевых доходов населения, а также сделаны соответствующие выводы по проведённому исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE POTENTIAL CAPACITY OF THE MARKET OF PAID SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN SEPARATE TERRITORIES

In recent years, there have been significant changes in the trends of consumption of paid services to the social sphere. The rate of growth of paid services to institutions at constant prices were lower rates of growth in real incomes. Its changes are explained mainly completed-tion of the translation process in the pay of the services that could be made chargeable without serious negative social consequences, the limited effective demand of the majority of Russian families, as well as a significant increase in recent years, state spending on the development of effective control in this area. Effective financial management of business entities contributes not only to the stability and development of the subjects themselves, but also provides an increase in state revenues and certain areas that, in turn, contributes to the development of infrastructure territorial entities of the Russian Federation. The development of any economic operator involves the development and implementation of the directions of selection on the basis of defined criteria strategy. Entrepreneurship as a subject of economic activity, is the most flexible and adaptive element of the market environment, which is in the provision and delivery of services is one of the most important places among all the other participants of market relations, which leads to the relevance of a detailed consideration of this subject. The article deals with the views of various authors on the importance of paid services in the economy, the scope and structure of paid services Ob-em and structure of paid services to the population in dynamics for 10 years, the volume of paid services in Russia per capita, analyzed in detail in 2014 in regionally, revealed the relationship service volumes and average per capita income, as well as the appropriate conclusions of the study on.

Текст научной работы на тему «Исследование потенциальной ёмкости рынка платных услуг в Российской Федерации и на отдельных её территориях»

УДК 338.001.36

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЁМКОСТИ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЕЁ ТЕРРИТОРИЯХ

© 2016

Смирнова Анастасия Александровна, преподаватель кафедры «Сервис» Шавандина Ирина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. В последние годы наметились существенные изменения в тенденциях потребления населением платных услуг социальной сферы. Темпы роста платных услуг учреждений в сопоставимых ценах стали ниже темпов роста реальных доходов населения. Происшедшие изменения объясняются, преимущественно, завершением процесса перевода в платные тех услуг, которые можно было сделать платными без серьезных негативных социальных последствий, ограниченностью платежеспособного спроса большинства российских семей, а также значительным увеличением в последние годы расходов государства на развитие эффективного управления в данной сфере. Эффективное управление финансами хозяйствующих субъектов способствует не только устойчивости и развитию самих субъектов, но и обеспечивает увеличение доходов государства и отдельных территорий, что, в свою очередь, способствует развитию инфраструктуры территориальных образований Российской Федерации. Развитие любого субъекта экономической деятельности предполагает разработку направлений и осуществление выбора стратегии на основе сформулированных критериев. Предпринимательство в качестве субъекта экономической деятельности, представляет собой наиболее гибкий и адаптивный элемент рыночной среды, который в сфере предоставления и оказания услуг занимает одно из важнейших мест среди всех других участников рыночных отношений, что обуславливает актуальность подробного рассмотрения данной тематики.

В статье рассмотрены взгляды различных авторов на значимость платных услуг в развитии экономики, объём и структура платных услуг населению в динамике за 10 лет, объем платных услуг в Российской Федерации на душу населения, подробно проанализирован объем и структура платных услуг населению за 2014 год в региональном разрезе, выявлена взаимосвязь объемов услуг и среднедушевых доходов населения, а также сделаны соответствующие выводы по проведённому исследованию.

Ключевые слова: анализ, население, народное потребление, платные услуги, сектор экономики, сфера услуг, субъекты экономики, сервисная направленность, совершенствование экономики, эффективность сферы услуг, экономическое развитие.

A STUDY OF THE POTENTIAL CAPACITY OF THE MARKET OF PAID SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN SEPARATE TERRITORIES

© 2016

Anastasia Alexandrovna Smirnova, postgraduate student, lecturer of the chair « Service» Shavandina Irina Valerievna, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economics and Business Process Automation» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract. In recent years, there have been significant changes in the trends of consumption of paid services to the social sphere. The rate of growth of paid services to institutions at constant prices were lower rates of growth in real incomes. Its changes are explained mainly completed-tion of the translation process in the pay of the services that could be made chargeable without serious negative social consequences, the limited effective demand of the majority of Russian families, as well as a significant increase in recent years, state spending on the development of effective control in this area . Effective financial management of business entities contributes not only to the stability and development of the subjects themselves, but also provides an increase in state revenues and certain areas that, in turn, contributes to the development of infrastructure territorial entities of the Russian Federation. The development of any economic operator involves the development and implementation of the directions of selection on the basis of defined criteria strategy. Entrepreneurship as a subject of economic activity, is the most flexible and adaptive element of the market environment, which is in the provision and delivery of services is one of the most important places among all the other participants of market relations, which leads to the relevance of a detailed consideration of this subject. The article deals with the views of various authors on the importance of paid services in the economy, the scope and structure of paid services Ob^m and structure of paid services to the population in dynamics for 10 years, the volume of paid services in Russia per capita, analyzed in detail in 2014 in regionally, revealed the relationship service volumes and average per capita income, as well as the appropriate conclusions of the study on.

Keywords: analysis, population, consumer, commercial services, economy, services, economic entities, service orientation, improving the economy, efficiency of services, and economic development.

Сфера услуг населению во всех высокоразвитых странах является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Она обеспечивает удовлетворение широчайшего спектра человеческих потребностей - от простейших физиологических нужд до наиболее изысканных духовно-эстетических запросов. Соответственно и диапазон способов производства, предоставления и потребления услуг простирается от элементарных ручных навыков до самых современных достижений в области информационных, био- и нанотех-нологий. Сфера услуг стимулирует научно-технический прогресс, инициирует возникновение новых потребностей, впитывает избыточную рабочую силу и создает новые рабочие места. Наконец, сфера услуг как совокупность специфических видов экономической деятельности в значительной мере прививает населению навыки предпринимательской активности и формирует средний

класс с его стандартом качества жизни, психологией и идеологией. Традиционный набор предлагаемых услуг для каждой страны определяется в первую очередь уровнем развития экономики и ее отраслевой специализацией, зависящей от наличия природных ресурсов, географического положения, климатических условий, а также объективными характеристиками благосостояния населения. Вторая группа обусловливающих факторов связана с социальным, этническим, культурным и моральным укладами. На структуру и объем потребления услуг оказывают влияние преобладание урбанистической или сельской формы организации жизнедеятельности, особенности национального менталитета, выражающиеся в открытости окружающему миру и восприимчивости к его воздействию, или, наоборот, в замкнутости и обособленности [1-5].

Отдельным вопросам исследуемых проблем посвя-

тили свои труды Аппонова Ю. Э. [3], Сибиряев А. С. [4-5], Мартышенко С. Н. [6], Шамин Е. А. [7] и некоторые другие [8-14].

Современные тенденции развития экономики в трансформирующихся рыночных условиях обозначили тенденцию преобладания потребления услуг над потреблением материальных благ.

С развитием сферы услуг экономика страны приобретает сервисную направленность, постепенно преобразуясь из экономики производителей в экономику наиболее полного удовлетворения специфического спроса населения [15]. В связи с этим проблема потребления населением платных услуг приобретает особую остроту и актуальность. Интенсивное развитие сферы услуг, их коммерциализация, появление новых видов услуг требуют своевременного определения перспектив развития рынка и адекватной реакции субъектов рынка на возможные изменения [16].

Органами государственной статистики Российской Федерации ведется наблюдение за объемом и структурой потребления платных услуг, при этом основными статистическими показателями, характеризующими потребление, являются общий объем (в стоимостном выражении) и структура (%) потребления услуг, а также объем и структура потребления в расчете на душу населения. Учет ведется по 12 видам услуг (в отличие от классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению, государственная статистика разделяет медицинские и санаторно-оздоровительные услуги и в состав прочих включает услуги банков, торговли, общественного питания и рынков), в числе которых и бытовые.

Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги [17, с. 36].

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпорированными предприятиями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе.

Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг.

Одним из основных требований при изучении динамических рядов является стоимостная сравнимость показателей, которая достигается системой сопоставимых цен. В качестве аналитического показателя, позволяющего снизить влияние инфляционных процессов, целесообразно использовать объем потребления в сопоставимых ценах.

Одним из таких показателей является валовой внутренний продукт, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг. По данным статистики на 2014 год сфера услуг составляет 58,6 % от общего объема ВВП.

Также в сфере услуг занято более 55 % экономически активного населения, что составляет 44,5 млн чел. В настоящее время данные показатели имеют тенденции к увеличению, в связи с этим следует уделить больше внимание сфере услуг, а именно сектору платных услуг, предоставляемых населению.

Ввиду этого появляется необходимость анализа объема платных услуг населению в целом по РФ (таблица 1). Данные таблицы свидетельствуют о том, что объем услуг населению имеет тенденцию к росту, так данный показатель в 2014 году составил 7 467, 5 млрд. руб.

Таблица 1 - Объем платных услуг населению по Российской Федерации

Годы Млн руб. В процентах к предыдущему году

2005 2271733 106,3

2006 2798901 107,6

2007 3424731 107,7

2008 4079603 104,3

2009 4504455 97,5

2010 4943482 101,5

2011 5540654 103,2

2012 6036839 103,5

2013 6927482 102,0

2014 7467521 101,01

Также целесообразно рассмотреть данный показатель в расчете на душу населения, что обусловлено наиболее точной характеристикой, определяющей уровень экономического развития, а также роста экономики.

Нижеприведенный график позволяет отметить, что объем платных услуг на душу населения с каждым годом увеличивается и на 2014 год составил более 50 тыс. руб., наименьшим он был в 2005 году - 15,8 тыс. руб. (рисунок 1).

55000 50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 50В0 0

28580,2

19565,9 ____" 31547

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 -♦-Объем платных услуг в РФ на душу населения, руб

Рисунок 1 - Объем платных услуг в Российской Федерации на душу населения за 2005-2014 гг., руб.

Спектр услуг народного потребления довольно многообразен и составляет структуру платных услуг населению (таблица 2). Нижеприведенные данные отображают объем всех оказанный платных услуг в 2014 году - 7467521 млн руб. Наибольший объем приходится на долю коммунальных услуг - 21 %, транспортные и бытовые, 18,6 % и 10,8 % соответственно. Наименьший удельный вес в структуре платных услуг населению приходится на социальные и ветеринарные услуги.

В условиях совершенствования национальной экономики, в силу переориентированных факторов и критериев развития из-за качественных изменений в целях развития рыночной экономики, появляется необходимость в новых теоретических построениях самой сущности, роли, места и значения рынка услуг для адекватной направленности его функционирования, развития и соответствия потребностям народного хозяйства и общества.

Вместе с тем, эффективность функционирования рыночной экономики предопределяется не только уровнем развития и степенью согласованности работы базисных и основных отраслей материального производства и сферы услуг, но и полнотой и своевременным удовлетворением их потребностей в продукции и услугах обслуживающих отраслей транспорта, связи и т.д. В развитии каждой территории рынок платных услуг населению должен гарантировать нормальные условия для функционирования и развития отраслей основного производства и обеспечить максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала региона.

Независимо от разделения труда и специализации региона, каждая территория должна иметь развитый и достаточный набор элементов оказания услуг населению в транспортных и других коммуникациях, прочих его элементах, так как основные и постоянные устройства

являются не только обязательным условием функционирования обслуживающих отраслей экономики, но и важнейшим фактором развития и размещения производительных сил [18-24]

Таблица 2 - Структура платных услуг населению по Российской Федерации ( в процентах к итогу).

2014

Годы 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 В процентах к итогу млн руб.

Все оказанные 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 7467521

б том числе:

-оытовые 10,1 9.9 9,7 9,9 9,9 9,9 9=6 9.9 10,8 10,8 806022

-транспортные 21,5 21,2 20,9 21.6 20,3 19,0 19.3 19.6 18,7 18,6 13S5538

-связи 18,5 1S.6 19,9 19.7 19,5 19=2 18,8 18,7 17=7 17=0 126S730

-жилищные 5.3 5.6 5.4 5.2 5=5 5,8 5=9 5=9 5.7 5=9 439730

-коммунальные 183 18,0 1",б 17,6 193 21,1 :i,s 21,1 21=1 21,0 15S2545

-гостиниц и

средств размещения 2,6 2,7 2,7 2,6 2,4 23 23 23 23 2,4 175709

-культуры 23 2=2 1.7 1=6 1=7 1=7 1=6 1.6 1=7 1,7 128548

-туристские 1,5 1=6 1,6 1,8 1,7 2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 147541

-физической культуры и 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 53973

спорта

-медицинские 4,8 4,9 4.7 4,3 4,9 5,1 5,2 5,5 6,0 6,4 474432

-санаторио-оздоровительные 1=6 1=5 1,4 1=4 1=4 1=2 1,2 13 1Д 1,2 92300

-ветеринарные 0,2 0,2 0Л 0:2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 13743

-правового характера 23 2,5 2,6 2=5 1=9 1,7 1,6 1=4 1Д 1Д SS642

-системы образования 6,7 6,9 7,1 7,0 6,9 6,6 63 63 6,5 6,5 4S6543

-социальные

услуга,

предоставляемые гражданам од 0,1 0,2 0,2 13361

Бозраста

инвалидам

-другие услути 3=6 3=6 3,9 3,5 3,8 3=6 3,5 3=5 3=9 4=2 310165

Таблица 3- Структура платных услуг населению по Приволжскому федеральному округу (в процентах к итогу)

2014

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Процентов Млн руб.

Все оказанные 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 149205,5

в том числе:

бытовые 9,9 8,8 S.3 7.3 7.9 8,5 8,9 8.3 7.9 3,8 11.4 11=6 17251,8

транспортные 18 16.7 15,7 13,9 13.4 12.5 11.9 10,9 11,8 12.1 10.7 10,1 15012,1

связи 16.6 17,6 20,1 18,7 20,1 :: 19,8 19,2 19,4 19.4 17,S 16=5 24687,2

жилищные 7." 8Д 8 8.3 S 7,5 8.2 8.1 8.3 S.2 8,5 9 13374,6

коммунальные 25.3 26 27.6 31 28,8 27,5 30,4 31.9 32,5 30.3 26,4 26,3 39294,5

культуры 1-2 1 1 0,8 0.8 0,8 0,9 1.2 1.1 1.2 2,5 2,6 39192

туристские 0,5 0,6 0.7 2 Л 2=5 2,8 2.7 3 2.т 3,4 4 4,9 7243,8

гостиниц и

средств размещения 2 Л 2,2 2 2,1 2,4 23 1,8 1J 1,6 1,8 1,7 1,7 2554,6

физической культуры и спорта 03 0,4 0,4 0,4 0=6 0=5 0,6 1,1 1Д 1Д 1,1 1 1424,5

медицинские 7=5 7.5 6,5 5.7 5.8 5,8 5.3 5,6 5.2 5.7 62 6.4 9605,6

санаторно- оздоровительн ые 13 1,2 1 1=1 1 1,2 1,1 0,9 1 0,9 0,9 0,9 1355,6

ветеринарные 0,4 0.3 0,3 0.2 0.2 од 0,1 0,1 од од од од 166,1

правового характера 0,7 0,6 0,4 03 03 03 0,8 0,7 0,6 0,6 0,9 0,8 1185,5

образования 7 Л 7=8 7,1 1Л 7,5 7,1 6,5 6,1 5,4 5 5 Л 5,5 8183,9

социальные услуга, предоставляем ые гражданам пожилого од од од од 204

инвалидам

прочиевиды платных услуг 1=2 1=2 0,9 0,8 0,7 1=1 1 1=2 1=2 13 2=5 2,5 3742,5

Говоря о социально-экономическом развитии страны в целом, необходимо понимать, что в-первую очередь оно зависит от состояния экономики в субъектах РФ. [25, с. 108; 26, с. 81; 27, с. 39] Это обусловлено тем, что некоторые регионы развиваются значительно быстрее, а в других более низкие показатели, однако в сумме выявляются показатели в целом по РФ (рисунок 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.2 0,1

£ ОКруГ

■ Сэзгро-Зашшшш фыифапьшдй округ Южный федеральный округ Северо-Кавказский | ^ератьныж округ яПриволжсыш федеральный округ ЗУрапьскив федершьный округ - Сггбирсиш фглгратьный округ S Дальневосточный федеральный округ Крымский фед^ратьнын округ

Рисунок 2 - Объем платных услуг населению за 2014 год на разных территориях Российской Федерации, %.

В 2014 году по объему платных услуг населению лидирующую позицию занял Центральный федеральный округ, на который приходится 33,6 % (2511,4 млрд руб.). Это связано с тем, что в данный регион входит город федерального значения Москва и Московская область.

Более подробно рассмотрим Приволжский федеральный округ, который занимает первое место по темпу роста платных услуг в период с 2005-2014 гг. За данный период объем платных услуг увеличился в 3,5 раза (с 363, 1 млрд. руб. в 2005 г. и до 1303,1 млрд руб. в 2014 г.) и составил 17,5 %.

Рассмотрев структуру платных услуг в Приволжском федеральном округе можно сказать о том, что наибольший процент приходится на коммунальные услуги - более 26 %.

Сравнивая структуру платных услуг в целом по РФ можно отметить, что второе место в Приволжском федеральном округе занимают не транспортные услуги, а услуги связи, на которые приходится 16,5 %. Бытовые услуги также занимают третье место, составив 11,6 % (17251,8 млн руб.)._

Наряду с исследованием структуры платных услуг населению следует проанализировать объем платных услуг населению в различных регионах Приволжского федерального округа, при этом необходимо отметить, что по общему объему платных услуг Нижегородская область занимает третье место - 149, 2 млрд руб., после Республики Татарстан и Башкортостан, где объем услуг составил в 2014 году 229,8 и 218,8 млрд. руб. соответственно (таблица 4). Наименьший показатель в Республике Марий Эл - 19,6 млрд. руб. и Республике Мордовия - 22,2 млрд руб.

Таблица 4 - Объем платных услуг населению в Приволжском федеральном округе, млрд руб.

Субъект 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд руб. Отклонен не, %

Приволжский федеральный округ 363 Д 450,5 566,4 705,7 797,8 878,0 958,9 1075, 5 1213, 8 1303,1 358,8

Республика Башкортостан 59,7 75,7 96,4 127,4 143,2 143,7 160,6 179,0 196,6 218,8 366,6

Республика Марий Эл 5.5 7.1 8,9 10.9 12,8 142 15,3 1"2 1S.6 19.6 356,3

Республика Мордовия 5,8 73 9,0 11,0 13 3 15,7 17,4 19,0 20,8 22,2 380,7

Республика Татарстан 54.9 69,6 93.3 115,5 132,9 154,1 176,2 191.1 212,3 229,8 418,4

Удмуртская Ре спу о лика 15,1 18.7 22.8 27.0 29,4 33.8 37,3 40,8 49,0 52,5 347,6

Чувашская Республика 1: б 15,7 19,6 23,7 3 0 28,2 31,6 343 38,0 39,9 3163

Пермский край 39,3 46,2 56,3 68,6 7S.6 90,7 102,9 112.4 124,3 131,0 333,0

Коми-Пермяцкий автономный 03

Кировская область 13,8 16,4 21,4 26,7 30,4 31,8 35." 38Д 45,1 48,0 347,4

Нижегородская область 3 4.2 43,9 53,4 67,5 78,8 88,7 100,0 112,6 140,3 149,2 436,3

Оренбургская область 19 6 23,1 30.1 40.2 47.4 52,2 58,7 64,8 73,8 80,0 407,5

Пензенская область 13,0 16.1 19.5 23.6 26.4 29.0 31,5 34,5 40.4 43.4 332,7

Самарская область 52,5 66,0 81,7 95,6 106,5 112.1 121,9 1253 135,9 144,3 275,7

Саратовская область 23,0 27,9 33.7 40.S 45.9 53,5 65,1 68,4 76,1 78,9 343,4

Ульяновская область 14.0 16.8 202 242 26.2 30,2 342 37,9 422 44.9 3212

Однако, при анализе объема платных услуг в динамике видно, что Нижегородская область занимает лидирующую позицию.

За период с 2005 по 2014 год объем услуг в области увеличился практически в 4,5 раза (436,8 %). При том, что в среднем по региону данный показатель увеличился только в 3,5 раза.

Наименьший темп роста приходится на Самарскую область, в которой объем услуг увеличился на 275,7 %, что меньше среднего прироста по региону.

Существует множество факторов, влияющих на динамику объема платных услуг, большинство из них обуславливаются нестабильностью экономики, ситуацией на рынке [28, с. 23; 24, с. 104; 29, с. 44].

В свою очередь ситуацию на рынке платных услуг формируют потенциальные потребители. Связано это и доходами населения, которые оказывают влияние на возможности потребителей и спрос на товары и услуги (рисунок 3).

Рисунок 3 - Взаимосвязь объемов услуг и среднедушевых доходов населения.

В ходе исследования объёма потребляемых услуг была выявлена взаимосвязь объемов услуг и среднедушевых доходов населения, что представляется естественным и закономерным. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что только предпринимательская деятельность способно вывести регионы в категорию «богатых», поскольку высокие доходы сочетаются с наиболее высокими значениями средней заработной платы и уровнем потребления всех видов услуг.

В целях повышения эффективности сферы услуг в целом необходимо систематическое координирование и регулирование рынка платных услуг на федеральном, региональном уровнях, чего можно достичь путем комплексного анализа, изучения закономерностей и факторов, влияющих на ситуацию на рынке услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзинова И. М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2010. №1. С. 112-139.

2. Петкова С. М., Тельных Н. В. Образовательные услуги в современной России: суть и следствие // В сборнике: транспорт-2013 : труды международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». 2013. с. 214-216

3. Аппанова Ю. Э. Анализ динамики и структуры платных услуг Самарской области // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 59-63.

4. Сибиряев А. С. Современное состояние территориальной организации местного самоуправления // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2006. Т. 1. С. 51-58.

5. Сибиряев А. С. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта создания наукоградов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 6. С. 157-161.

6. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С., Власенко А. А. Разработка стратегий развития туристской отрасли региона на основе изучения мнений потребителей // Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 3-2. С. 219-227.

7. Шамин Е. А. Управление конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 2 (3). С. 212-219.

8. Большакова Ю. А., Суханова Т. В. Опыт регионов России по устойчивому развитию социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 5-11.

9. Батова Н. С., Шуварин М. В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.

10. Башмачникова Е.В., Абрамова Л.А. Прогнозирование потенциальной емкости регионального рынка платных услуг населению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 141-147.

11. Терзи Н.В. Конкурентоспособность образовательной услуги и пути ее повышения в современных условиях // XXI век: итоги прошлого и проблемы насто-

ящего плюс. 2014. № 4. С. 451-453.

12. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 83-86.

13. Цыбина О.Ю. К вопросу о формировании маркетинга образовательных услуг в России // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 77-78.

14. Шнякина Ю. Р. Региональная сфера услуг: теоретические аспекты и элементы методологии: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009. 172 с.

15. Айзинова И. М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 112-139

16. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание в России. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.

17. Восколович Н. А. Экономика платных услуг. М. : ЮНИТИ, 2007. 399 с.

18. Герасимов Б. И. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004. 116с.

19. Дробышев Г. Н. Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг как экономической системы. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004. 71 с.

20. Катаев А. Х. Региональная инфраструктура: содержание, планирование и эффективность развития. Душанбе : Ирфон,1990. 208 с.

21. Нурматов А. Х. Региональные проблемы развития сферы платных услуг в условиях рыночной экономики: автореф. дис... к. экон. н. Душанбе, 1997. 21с.

22. Раджабов Р. К. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Душанбе: Дониш, 2007. 544 с.

23. Рауфи А. С единством к рынку. Душанбе : Дониш, 2006. 244 с.

24. Глинский В. В. К вопросу оценки мультипликативного эффекта отрасли // Вестник НГУЭУ. 2011. № 2. С. 102-110.

25. Коледа А. В., Эволюция отраслевой структуры экономики города // Регион: экономика и социология. 2011. № 4. С.70-86

26. Меркулова Т. А. Исследование рынка платных услуг, оказываемых населению Краснодарского края // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 1 (18). С. 38-41.

27. Апарин Н. С. Платные услуги населению в сфере туризма в системе макроэкономических расчетов (региональный уровень) // Вопросы статистики. 2008. № 4. С. 19-27.

28. Глинский В. В. Портфельный анализ: сущность и применение // Финансы и бизнес. 2008. № 4. С. 105-109.

29. Глинский В. В., Портфельный анализ в типологии данных: методология и применения в поддержке управленческих решений // Вестник НГУЭУ. 2012. № 1. С. 25-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.