ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33 ББК 65
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
ТЕНГИЗ ШАЛИКОЕВИЧ ТИНИКАШВИЛИ,
доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Северо-Осетинского госуниверситета E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется с учетом функционального и институционального аспектов. Функциональный аспект включает совокупность форм, видов и методов организации финансовых и денежно-кредитных отношений, обеспечивающих эффективность инвестиционного процесса; институциональный - направлен на формирование институтов развития, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих повышение экономической активности.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, гранты, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, возмещение расходов инвесторов.
Annotation. The State support of subjects of small and average business is carried out taking into account the functional and institutional aspects. The functional aspect includes the set of forms, types and methods of organization of financial and monetary relations that ensure efficiency of the investment process. Institutional aimed at the formation of development institutions, including with use of mechanisms of public-private partnership, providing a boost to economic activity.
Keywords: small and medium business, state support, grants, interest rate subsidies on Bank loans, the reimbursement of investors.
Повышение эффективности государственного регулирования экономики определяется оптимизацией финансового, денежного и кредитного воздействия, что способствует увеличению потенциала развития социально-экономической системы в целом.
Современная законодательная база субъекта РФ предусматривает возможность предоставления налоговых льгот по региональным налогам для приоритетных инвестиционных проектов, государственных гарантий, налогового кредита, а также механизмов субсидирования процентных платежей за полученные кредитные ресурсы, возмещение затрат, связанных с производственной деятельностью, различные формы поддержки предпринимательской деятельности.
В Северной Осетии действует постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2010 г. № 39 «Об утверждении Положения о порядке выделения субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг», целью которой является стимулирование инвестиционной активности, повышение конкуренто-
способности республиканских товаропроизводителей, а также увеличение налоговых поступлений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания и создание дополнительных рабочих мест.
В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики Республики Северная Осетия-Алания действует постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 июля 2011 г. № 189 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания и мерах государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с Протоколом заседания Межведомственной конкурсной комиссии по государственной поддержке инвестиционных проектов от 27 ноября 2013 г. №3 решено в 2014 г. установить возмещение части процентных платежей за полученный кредит на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация пивоваренного производства» ООО «Агрофирма ФАТ» в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с постановлением Правительства от 23 апреля 2010 г. № 131 «О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания» принято постановление Правительства
ф-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Республики Северная Осетия-Алания от 11 апреля 2013 г. № 112 «Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания для оказания государственной поддержки».
С целью развития государственно-частного партнерства в республике функционирует ОАО «Агентство инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания».
Кроме того, в целях обеспечения упрощенного доступа субъектов предпринимательства к заемным финансовым средствам функционируют Фонд микрофинансирования и Гарантийный фонд, а также Центр развития предпринимательства.
Для развития республиканской инновационной инфраструктуры, а также реализации кластерной политики развития производительных сил планируется создание технопарка. С этой целью принято постановление Правительства от 11 апреля 2013 г. № 132 «О создании государственного автономного учреждения Республики Северная Осетия-Алания «Технопарк-Алания».
Действующая система государственной поддержки в РСО-Алания охватывает механизмы возмещения затрат инвесторов, связанных с производственной деятельностью, а также субсидирования процентных платежей за полученные кредитные ресурсы. Предельный размер государственной поддержки в виде возмещения части процентных платежей за полученные кредиты достигает, как правило, ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
В Республике реализуется программа поддержки и развития малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности, состоящая из двух подпрограмм.
Подпрограмма 1 «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 гг.;
Подпрограмма 2 «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 гг.
На реализацию подпрограммы 1 в 2014 г. из республиканского бюджета было выделено 80 млн.руб. Средства республиканского бюджета были направлены на реализацию следующих мероприятий.
Таблица №1
Структура государственной поддержки субъектов МСП за счет средств республиканского бюджета РСО-Алания в 2014 г.
Наименование мероприятия Сумма, в тыс. РУб.
Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса 17500
Поддержка социального предпринимательства 5000
Субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат 1000
Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства 26000
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров 16000
Обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов 5000
Обеспечение деятельности Евро Инфо Консультационного (Корреспондентского) Центра или регионального интегрированного центра Gate 2 RuBIN 500
Создание и обеспечение деятельности фонда поддержки предпринимательства 9000
Источник: http://msp.rso-a.ru/registry/program/srf/90,1182201/
Из федерального бюджета было привлечено 265 млн.руб. в качестве софинансирования расходов республиканского бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных программой.
Таблица №2 Структура государственной поддержки субъектов МСП за счет средств федерального бюджета в 2014 г.
Наименование мероприятия Сумма, в тыс. руб.
Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса 71072,1
Поддержка социального предпринимательства 10000
Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства 104000
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров 64000
Обеспечение деятельности Евро Инфо Консультационного (Корреспондентского) Центра или регионального интегрированного центра Gate 2 RuBIN 2000
Создание и обеспечение деятельности фонда поддержки предпринимательства 14000
Источник: http://msp.rso-a.ru/registry/program/
srf/90,1182201/
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
■Ф-
В результате за счет средств республиканского и федерального бюджетов финансовую, имущественную и консультационную поддержку получили 1080 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму более 340 млн руб., что позволит сохранить более 500 рабочих мест.
В 2014 г. в республике произошло снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10% по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. (2013г. - 6493, 2014г. - 5840).
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (включая ИП) Республики Северная Осетия-Алания сократился на 1% с 48,6 млрд. руб. в 2013 г. до 48,1млрд. руб. в 2014 г., при этом оборот микропредприятий увеличился на 3,3%. и составил 23,3 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал сократились на 6,9% до 851млн руб.
Таблица №3 Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания за 2013-2014 гг.
Таблица №4
Основные показатели деятельности субъектов среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания за 2013-2014 гг.
№ п/п Показатель 2013 2014
1 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 6493 5840
2 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), всего, чел. 32173 30442
3 Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % 23,4 22,7
4 Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг, всего, тыс.руб. 25557889 24405347
5 Оборот продукции (услуг), производимой малыми и средними предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, тыс.руб. 48631056 48156308
6 Объем инвестиций в основной капитал в фактических ценах, всего, тыс. руб. 914452 851156
№ п/п Показатель 2013 2014
11 Количество субъектов среднего предпринимательства всего, ед. 22 23
22 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), всего, чел. 2987 3352
33 Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг, всего, тыс.руб. 3681274 4466887
34 Оборот субъектов среднего предпринимательства, всего, тыс.руб. 5461069 7255678
55 Объем инвестиций в основной капитал в фактических ценах, всего, тыс. руб. 658885 315587
Источник^Пр^/есопотугяо.ги/есопотк-роНсу/яосю-есопотк-асНуШея/геро^ Отрицательная динамика основных показателей наблюдается в отношении малых и микропредприятий, в то время как по средним предприятиям отмечен небольшой рост.
Источник^Пр^/есопотугяо.ги/есопотк-роНсу/яосю-есопотк-ас^Нея/героНя
Вместе с тем, сокращение бюджетных возможностей государства, рост тарифов естественных монополий и инфляции, ограничение доступа инвесторов к банковским ресурсам актуализируют механизм государственных гарантий. Вместе с тем, предоставлению государственных гарантий Российской Федерации препятствует низкая обеспеченность принципалов основными фондами, следствием чего является недостаточное наличие требуемой банками залоговой базы и трудности в получении кредитных ресурсов.
Динамика обеспеченности предприятий республики основными фондами свидетельствует о снижении их стоимости наряду с ежегодным ростом степени износа. Особенно это касается предприятий обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых. В этой связи целесообразным является увеличение доли государственных гарантий Российской Федерации для принципалов до 80% и снижении доли собственных средств принципалов, вложенных в проект, до 20%, соответственно.
Целесообразным представляется освобождение высокодотационных регионов от предоставления встречных гарантий со стороны субъекта Российской Федерации, а также снижение минимальной суммы государственных гарантии с 300 млн. руб. до 100 млн. руб. в силу специфики наличия в регионах страны в основном малых и средних предприятий. Это послужит существенным стимулом для развития сельского хозяйства и в РСО-Алания, и на Северном Кавказе в целом.
Кредитные организации при работе с инвесторами, претендующими на предоставление государственных
ф-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
гарантий, исходят из общего регламента деятельности. Вместе с тем, повышению доступности к банковским ресурсам способствовали бы упрощенный режим обслуживания и документационного требования, а также сокращение процентной ставки по кредиту на фоне снижения рисков, обусловленных предоставлением государственных гарантий.
Налоговое законодательство должно предусматривать возможность предоставления налоговых льгот по федеральным и региональным налогам для предприятий и организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Естественно, что на начальном этапе это обусловит определенное сокращение бюджетных доходов центра и регионов, однако в перспективе обеспечит рост результатов хозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест, увеличение прибыли, а значит и доходов государства.
Литература
1. Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. № 412.
2. llt:tp://msp.rso-a.ш/registry/program/srfУ90,1182201/.
3. http://economyrso.ru/economic-policy/socio-econo-mic-activities/reports.
4. Распоряжение Правительства республики Северная Осетия-Алания от 3 апреля 2015 г. №101-р «Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2014 год».
5. Постановление АМС г. Владикавказа от 29 апреля 2013 г. №931 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства г. Владикавказа на 2014-2016 годы».
6. Сугарова И.В. Тенденции и факторы инвести-
ционного развития экономики региона//Вестник Севе-ро-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012.№1. С. 431-435.
7. Сугарова И.В., Тиникашвили Т.Ш. Роль банковской системы в экономическом развитии региона. В сборнике: Повышение роли банков в обеспечении экономического роста и развития в регионах. Сборник материалов научно - практической конференции. 2012. С. 73-81.
References
1. The Republican program «Support and development of small and medium business in the Republic of North Ossetia-Alania» for 2014-2016, approved by the Government of the Republic of North Ossetia-Alania, dated November 15, 2013 № 412.
2. http://msp.rso-a.ru/registry/program/srf/90,1182201/.
3. http://economyrso.ru/economic-policy/socio-econo-mic-activities/reports.
4. Order of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania from 03.04.2015, №101-R «About results of social-economic development of the Republic of North Ossetia-Alania in 2014.
5. Resolution AMC Vladikavkaz on 04.29.2013 of №931 «On approval of the municipal target program» Support for small and medium enterprises in the city of Vladikavkaz, 2014-2016».
6. Sugarova I.V. Trends and factors of investment development of regional economy//Bulletin of the North Ossetian state University named Costa Levanovich Khetagurov. 2012.№1. Pp. 431-435.
7. Sugarova I.V, Tynecastle T.S. the Role of the banking system in the economic development of the region. In the collection: enhancing the role of banks in promoting economic growth and development in the regions. The collection of materials of scientific - practical conference. 2012. P. 73-81.
Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 287 с. (Серия «Magister»).
Учебное пособие, подготовленное в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация «магистр», отражает современные актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы уголовно-процессуального права.
Для магистров, слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.