64
устойчивое развитие
УДК 338.2
О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.Т. Цориева*
Аннотация. Статья содержит краткую характеристику системы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания и перспектив ее совершенствования, развития.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, система государственной поддержки малого предпринимательства, направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства.
Система государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации направлена, прежде всего, на развитие малого и среднего предпринимательства, сопровождает его с момента государственной регистрации предпринимательской деятельности [1, 3].
С 2014 года на территории Российской Федерации проходит активная фаза совершенствования системы государственной поддержки предпринимательской деятельности: сроки государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращены до 3 рабочих дней, ответственность за регистрацию во внебюджетных фондах отменена: все должно делаться налоговыми органами по принципу «одного окна», в том числе через многофункциональные центры оказания государственных услуг. Значительно развита инфраструктура поддержки и развития малого, среднего предпринимательства. Создана региональная сеть бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров, центров трансфера технологий, фондов микрофинансирования, структур по поддержке экспортоориентированных предприятий и др. Внедрены электронные формы налоговой и статистической отчетности. Введены налоговые каникулы для определенных категорий субъектов предпринимательской деятельности и т. д.
В Республике Северная Осетия-Алания система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства также включает финансовую, имущественную, инфраструктур-
ную, информационную, кадровую поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности и др. Чаще всего обращают внимание на финансовую поддержку и характеризуют ее по объемам выделенных финансовых средств. Много выделяют из бюджета республики, значит, хорошая система, мало - плохая. Но это упрощенный подход.
Анализ объемов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства убедительно доказывает, что деньги на поддержку предпринимательства в республике выделялись немалые. С 2013 г. по 2015 г. выделено 852,6 млн руб. [6]. Это финансирование только в рамках одной государственной программы поддержки малого предпринимательства. Если же учесть финансирование по отраслевым программам, таким как в сельском хозяйстве, то сумма далеко превысила 1 млрд руб. Казалось бы, эта сумма должна хоть как-то положительно сказаться на развитии малого предпринимательства республики. Однако результаты прямо противоположные: произошло снижение основных качественных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства, увеличение только стоимостных показателей за счет инфляционных процессов. Сократилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территории республики, в среднем на 6,8 %, соответственно, численность занятых в сфере предпринимательства снизилась на 5,4 %, объем отгруженных товаров уменьшился на 4,4 %. Снижение объема инвестиций в основной
'Цориева Алета Таймуразовна - к. соц. н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Владикавказского института управления, первый зам. министра экономического развития РСО-А ([email protected]).
цориева а.т. о системе государственной поддержки малого и ...
65
капитал в течение 2012-2014 гг. достигло 19,3 % [7]. Следовательно, мало оказать государственную поддержку предпринимателям.
Прежде всего, надо создать условия, при которых эта поддержка не расходуется потом на преодоление административных барьеров и коррупционных схем, а тратится непосредственно на обозначенные цели государственной поддержки. Только тогда возможен положительный результат. И эту «установку» можно, на наш взгляд, определить в качестве одной из основных задач совершенствования системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в республике, решение которой обусловит положительные перспективы развития предпринимательства. Тем более что и на федеральном уровне, и в Республике Северная Осетия-Алания уже предусмотрены и действуют специальные механизмы: внедрение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, оценка регулирующего воздействия, экспертиза нормативных правовых актов. Рейтинг состояния инвестиционного климата обязывает и заставляет региональные органы власти активно формировать благоприятные условия для прихода и работы инвестора, развития предпринимательской деятельности, стремиться к достижению нормативных показателей, которые включают все аспекты, вплоть до состояния дорог в регионе.
Оценка регулирующего воздействия и экспертиза нормативных правовых актов позволяют предпринимателям участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность. Если какой-то действующий республиканский, муниципальный нормативный правовой акт мешает развиваться, то предпринимателям можно заявить об этом в Министерство экономического развития РСО-А, уполномоченному по защите прав предпринимателей. По факту обращения будет проведена экспертиза нормативного правового акта, установлено фактическое воздействие на предпринимательскую деятельность. Если оно негативное, то будет принято решение об изменении его содержания или отмене.
Мощные рычаги поддержки начинающих предпринимателей - объявленные налоговые каникулы. В республике они введены по приоритетным направлениям деятельности, в частности в сфере производства [5]. На 2016 год в бюджете республики, несмотря на его дефицитность, на государственную поддержку малого предпринимательства заложено 26,5 млн руб., из федерального бюджета дополнительно планируется привлечь 49,1 млн руб. [4]. Все эти средства пойдут в основном на самые актуальные для предпринимателей республики формы
государственной поддержки: на развитие лизинга, создание центра инновационного творчества, микрофинансирование, субсидирование разницы процентных ставок и др. Еще одна форма государственной поддержки, которая в республике недостаточно развита и ее надо расширять, -участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных и муниципальных заказов. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена обязанность заказчиков не менее 15 % совокупного годового объема закупок осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн руб. [2]. Предприниматели республики зачастую не пользуются этой возможностью из-за двух основных причин: нехватки квалифицированных кадров для участия в электронных торгах; несвоевременной выплаты бюджетных средств за уже выполненные заказы. Предприятия выполняют государственные и муниципальные заказы за свой счет, а потом ждут бюджетных выплат, доходя до грани банкротства. В этой сфере необходимо принять меры по совершенствованию системы размещения закупок и усилению контроля за выполнением сторонами взятых обязательств. Внедрять обучающие программы для получения квалификации контрактных управляющих субъектами предпринимательской деятельности, что позволит им участвовать в системе электронных торгов на территории не только республики, но и всей России.
Большие возможности продвижения производимой продукции (услуг), обучения, анализа бизнес-идей, консультирования и др. появились в сети Интернет. Благодаря ему можно изучить опыт регионов, рыночные возможности, дистанционно работать, принимать сотрудников, вести отчетность, заключать договоры и производить расчеты. Особенно интересны, на наш взгляд, специализированные федеральные порталы, на которых можно организовывать выставки своей продукции и рекламировать ее. То есть времена, когда продукцию надо было грузить в автотранспорт или железнодорожные вагоны, вывозить на выставки-ярмарки в другие регионы, уходят... Это новый этап развития выставочно-ярмароч-ной деятельности и этап новых возможностей.
И один из самых актуальных вопросов развития предпринимательской деятельности -кадровый вопрос. Хороший специалист может стать основой бизнес-успеха, плохой - его краха. В рамках федеральных программ занятости населения в качестве антикризисных мер определены программы обучения, подготовки специ-
66
устойчивое развитие
алистов по заявкам предпринимателей. Систему образования республики также необходимо ориентировать на подготовку кадров в соответствии с рыночными потребностями и приоритетами, целями стратегического развития.
Кроме того, каждые пять лет проводятся статистическая сельскохозяйственная перепись и сплошное статистическое обследование малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. От того, как предприниматели регионов в них участвуют, зависят объемы выделяемых регионам федеральных бюджетных средств на государственную поддержку и развитие предпринимательства, так как на федеральном уровне выделение средств зависит от количества субъектов предпринимательства, численности занятых на них работников, удельного веса малого предпринимательства в макроэкономических показателях региона. Понятно, что если предприниматели хотят оставаться «в тени», рассчитывать на большие суммы финансирования из федерального бюджета, пополнение доходной части республиканского бюджета за счет налоговых поступлений от сферы предпринимательства не приходится.
Поэтому следующее направление совершенствования системы государственной поддержки предпринимательства в республике - создание условий, стимулирующих предпринимателей к «выходу из тени», способствующих сокращению нелегальной предпринимательской деятельности и недобросовестной конкуренции. Данное направление тоже предусматривает комплекс взаимосвязанных мер: от уголовного преследования незаконной предпринимательской деятельности до поощрения лучших налогоплательщиков.
Таким образом, исходя из перечисленных особенностей состояния системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания, можно выделить следующие направления ее совершенствования и развития в ближайшей перспективе:
1. Улучшение инвестиционного климата в республике.
2. Дальнейшее развитие механизмов оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления на территории республики предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3. Широкое привлечение местных товаропроизводителей к размещению и выполнению государственных и муниципальных заказов. Укрепление финансовой дисциплины и повышение ответственности сторон при выполнении государственных и муниципальных заказов субъектами предпринимательской деятельности.
4. Расширение форм и видов, повышение эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.
5. Стимулирование добросовестной предпринимательской деятельности, сокращение сферы «теневой» экономики.
6. Продвижение товаров (услуг), производимых предпринимателями республики с помощью новейших интернет-технологий.
7. Ориентация сферы образования республики на удовлетворение рыночных потребностей и достижение целей стратегического развития республики.
ЛИТЕРАТУРА
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «(Консультант Плюс».
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год: Республиканский закон от 30
декабря 2015 г. № 48-РЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. О применении патентной системы налогообложения: Республиканский закон от 13 декабря 2012 г. № 46-РЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6. О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы: постановление Правительства РСО-Алания от 15 ноября 2013 г. № 412// Справочно-правовая система «(Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
7. Основные показатели деятельности малого предпринимательства: бюллетени Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания за 2012 г., 2013 г., 2014 г. / г. Владикавказ.
цориева а.т. о системе государственной поддержки малого и ...
67
THE SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA: THE STATE AND PROSPECTS OF IMPROVEMENT
A.T. Tsorieva*
* PhD, assistant professor, Vladikavkaz Institute of Management, first Deputy Minister of economic development ([email protected]).
Abstract. The article contains a brief characteristic of the system of state support of small business in the Republic of North Ossetia-Alania and the prospects for its improvement and development. Keywords: small and medium entrepreneurship, the system of state support of small business, ways of improving the state support of entrepreneurship.
REFERENCES
1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ//Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
2. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug i dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
3. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
4. O respublikanskom byudzhete Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya na 2016 god»: Respublikanskiy zakon ot 30 dekabrya 2015 g. № 48-RZ//Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
5. O primenenii patentnoy sistemy nalogooblozheniya: Respublikanskiy zakon ot 13 dekabrya 2012 g. № 46-RZ//Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
6. O gosudarstvennoy programme Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya «Podderzhka malogo, srednego predprinimatel'stva i investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya» na 2014-2016 gody: postanovlenie Pravitel'stva RSO-Alaniya ot 15 noyabrya 2013 g. № 412// Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [Elektronnyy resurs]/Kompaniya «Konsul'tant Plyus».
7. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti malogo predprinimatel'stva: byulleteni Territorial'nogo organa Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po RSO-Alaniya za 2012 g, 2013 g, 2014 g. /g. Vladikavkaz.