Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-27 УДК 338.242.2
НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Халин А.А.
Проведенный анализ литературных источников позволяет заключить, что в экономической науке встречаются разнонаправленные характеристики предпринимательской среды, в которых она рассматривается как обстановка, ситуации, состояние, наличие условий и факторов. При характеристике среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, ее целесообразно классифицировать на среду функционирования предпринимательства и предпринимательскую среду.
Под средой функционирования предпринимательства в строительстве следует понимать совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и условий, действующих в социально-экономической системе общества и оказывающих разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность, связанную с ведением строительно-монтажных работ. Предпринимательская среда в строительной отрасли объединяет совокупность социально-экономических контактов, которые устанавливаются и воспроизводятся предпринимателями в процессе обоснования идеи и модели строительного бизнеса, проведения строительно-монтажных работ, регулирования своей предпринимательской деятельности для предотвращения и (или) минимизации предпринимательских рисков.
Одним из существенных факторов замедления темпов и качества развития строительного сектора экономики России является минимизация объемов государственной поддержки и отсутствие государственных и муниципальных целевых программ развития непосредственно строительной отрасли. Безусловно, это требует корректировки и направлений, и инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в строительстве и использования разнообразных видов помощи предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в строительном секторе.
Ключевые слова: предпринимательство; строительство; предпринимательская среда; среда функционирования предпринимательства; направления государственно-
го регулирования; инструменты государственного регулирования; формы поддержки предпринимательства.
DIRECTIONS AND MANAGEMENT TOOLS OPERATING ENVIRONMENT ENTREPRENEURSHIP IN CONSTRUCTION
Halin A.A.
The analysis of the literature, we conclude that in economics there are divergent characteristics of the business environment in which it is regarded as a situation, the situation, the state, the presence of conditions andfactors. In characterizing the environment in which the business activity, it is useful to classify the environment on the functioning of entrepreneurship and business environment.
Under the operational environment of business in the construction should be understood set of interrelated internal and external, objective and subjective factors and conditions existing in the socio-economic system of society and provide multidirectional impact on the business activities associated with the conduct of construction and installation works. The business environment in the construction industry combines a set of socio-economic contacts, which are installed and played by entrepreneurs in the process ofjustification of ideas and models of the construction business, construction and installation works, regulation of its business activities to prevent and (or) the minimization of business risks.
One significant factor slowing down the pace and quality of the construction sector of the Russian economy is to minimize the amount of government support and the absence of state and municipal development programs targeted directly to the construction industry. Of course, this needs to be corrected, and directions and tools of state regulation of business activity in the construction and use of various types of assistance to entrepreneurs operating in the construction industry.
Keywords: business; construction; business environment; the environment of business operation; the direction of government regulation; government regulation instruments; forms of business support.
Проблематика предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс социально-экономического развития общества, в современных экономических и политических условиях приковывает к себе внимание и теоретиков и практиков. Во многом это
связано с тем, что перед российским государством стоят серьезные задачи обеспечения нового качества экономического роста, а перед предпринимателями - сложные проблемы компетентного ведения бизнеса в ходе осуществления модернизационно-инноватизационных процессов в экономике.
Предприниматели всех сфер экономической деятельности, включая строительную, осуществляют свою деятельность в определенной среде, оказывающей влияние на все стороны их деятельности. Отсутствие в экономической литературе общепринятого подхода к характеристике и определению предпринимательской среды определяют необходимость изложения точки зрения авторов на данный вопрос.
Проведенный нами анализ литературных источников, в которых исследуется сущность предпринимательской среды, позволяет заключить, что в экономической науке встречаются разнонаправленные ее характеристики, которые связаны с привязкой этой среды к различной обстановке, ситуациям, состояниям, наличию условий и факторов.
Некоторые авторы рассматривают предпринимательскую среду одновременно как экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую, физическую, географическую, природную обстановку и ситуацию, определяющую степень экономической свободы, наличие или возможность появления предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов [1].
Также предпринимательская среда характеризуется одновременно и как сложившаяся экономическая и политическая обстановка; и как правовая, социально-культурная, технологическая, географическая среда; и как экологическая ситуация; и как состояние институциональной и информационной систем.
Другие интерпретируют ее только как ситуацию, определяемую либо:
■ как общественную экономическую ситуацию, включающую степень экономической свободы предпринимателя, наличие предпринимательских структур, формирование рыночных экономических связей, возможность государственной поддержки в формировании предпринимательского капитала и в использовании необходимых ресурсов [2, с. 6];
■ как благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики [3].
Помимо этого предпринимательская среда в экономической литературе рассматривается как наличие условий и факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления [4].
Что касается непосредственно трактовок предпринимательской среды, даваемых разными авторами, то в большинстве определений ее суть видят в совокупности внешних и внутренних условий и факторов, оказывающих влияние на результативность функционирования предприятия [см. напр., 1]. При этом в ряде изданий встречаются более развернутые и схожие между собой характеристики самой совокупности, но уже не внешних и внутренних, а объективных и субъективных факторов, как например:
■ «предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих субъектам предпринимательства добиваться успеха в реализации поставленных целей [4];
■ предпринимательская среда «представляет собой интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющим предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получении прибыли (дохода)» [3].
Наиболее распространенной является классификация факторов предпринимательской среды на внешние, как правило, не зависящие от субъектов предпринимательства, и внутренние, которые формируется непосредственно в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Однако результаты исследования этих факторов, развернуто представленных в различных источниках, убедительно свидетельствуют о правомерности следующего вывода авторов. Более логично при характеристике среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, классифицировать ее (рис. 1) на среду функционирования предпринимательства и предпринимательскую среду. В этом наша позиция совпадает с мнением А.Ю. Яковлевой-Чернышовой [5, с. 10].
Под средой функционирования предпринимательства в строительстве следует понимать совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и условий, действующих в социально-экономической системе общества и оказывающих разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность, связанную с ведением строительно-монтажных работ. Составляющими среды функционирования предпринимательства в строительстве являются законодательные нормы ведения строительной
деятельности; предпринимательские структуры, функционирующие в строительстве, включая индивидуальных предпринимателей; экономические ресурсы, используемые для ведения строительно-монтажных работ; интересы групп влияния (стейкхолдеров).
С Р Е Д А
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С Р Е Д А ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ
С Р Е Д А
Рис. 1. Состав среды осуществления предпринимательской деятельности
Предпринимательская среда в строительной отрасли объединяет совокупность социально-экономических контактов, устанавливаемых и воспроизводимых предпринимателями в процессе обоснования идеи и модели строительного бизнеса, проведения строительно-монтажных работ, регулирования своей предпринимательской деятельности для предотвращения и (или) минимизации предпринимательских рисков, возникающих вследствие ее неопределенности и неустойчивости. Последнее обстоятельство объясняется тем, что среда осуществления предпринимательской деятельности в строительстве не бывает стабильна, и разные ее элементы могут оказывать на предпринимательскую деятельность различное негативное воздействие.
Вышеизложенное характеризует среду, в которой осуществляется предпринимательская деятельность в строительстве, как сложную интегрированную систему. Осуществление эффективной предпринимательской деятельности в строительстве возможно лишь при наличии такой среды функционирования предпринимательства в строительстве и такой предпринимательской среды в строительной отрасли, которые позволяют предпринимателю принимать наиболее эффективные и конкурентоспособные предпринимательские решения. Качество среды осуществления предпринимательской деятельности в строительстве, безусловно, определяется также уровнем взаимодействия между ее структурными элементами, обозначенными и рассмотренными выше.
Активизацию предпринимательской деятельности, эффективность функционирования и развития предпринимательства в строительной отрасли в значительной степени обусловливает государственная политика в данном секторе экономики. Несмотря на то, что удельный вес строительной продукции в общей структуре ВВП Российской Федерации за последние 10 лет увеличился на 1,2 процентных пункта (в 2003 г. он составлял 6,0% ВВП; в 2013 г. - 7,2% [6]), темпы роста и рентабельность в строительстве остаются одними из самых низких в экономике в целом, и в ее реальном секторе, в частности. Так, например, в 2012 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» составил 102, 5% при среднем по экономике - 105,4%. В 2013 году и первом полугодии 2014 года сложилась и вовсе отрицательная динамика - 98,4% и 97,4% соответственно [7]. Рентабельность в строительстве самая низкая в экономике - 6,6% при средней по РФ - 11% (для сравнения: средняя рентабельность добычи полезных ископаемых - 35,7%) [8].
По мнению авторов, одним из существенных факторов, который способствует такому положению дел в строительной индустрии, является минимизация объемов государственной поддержки и отсутствие государственных (ГЦП) и муниципальных целевых программ развития (МЦП) непосредственно строительного сектора экономики. В качестве аргументации сформулированного вывода рассмотрим ситуацию с государственной поддержкой строительства в одном из субъектов Российской Федерации - в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания).
В указанном субъекте такие инструменты развития строительного сектора, как ГЦП и МЦП не используются. Из 11 видов финансовой поддержки, предоставляемых в 2009-2013 гг. в соответствии с Республиканской программой поддержки представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) соответствующие предпринимательские структуры в строительстве потенциально могли претендовать только на 3 формы поддержки [9]:
■ субсидирование части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления инвестиционной и производственной деятельности в размере до ста процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ и до 30 процентов лизинговых платежей;
■ предоставление поручительств (гарантий) по исполнению обязательств субъектами малого и среднего предпринимательства перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями;
■ гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.
В сфере модернизации производства им могла оказываться поддержка в 2 формах:
■ содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
■ содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Однако по имеющейся у нас информации указанные формы поддержки строительным организациям РСО-Алания не предоставлялись.
В 2014-2016 гг., согласно Государственной программе РСО-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на 20142016 годы», предусмотрены следующие формы поддержки, на которую могли бы претендовать строительные организации, отвечающие критериям МСП:
■ субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат;
■ гранты на создание инновационной компании;
■ субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
■ содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
■ субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Однако в рамках указанной Государственной программы поддержка предоставляется лишь следующим приоритетным отраслям экономики республики: промышленному комплексу; сельскому хозяйству; торгово-транспортно-логистический комплексу; инфраструктурному комплексу; туристско-рекреационному комплексу (сфера услуг, народные художественные промыслы, производство и переработка экологически чистой продукции); инновационной сфере [10]. Строительная отрасль к числу приоритетных секторов экономики РСО-Алания не отнесена.
Полагаем, что сложившаяся в последние годы динамика, качественные характеристики функционирования и уровень поддержки строительной отрасли в России требуют корректировки направлений и инструментов государственного регулирования осуществляемой в ней предпринимательской деятельности.
В качестве основных направлений стимулирования развития предпринимательской деятельности в строительстве авторы считают возможным предложить следующие направления государственного регулирования строительной отрасли:
1. Стимулирование создания субъектов инновационно-ориентированного предпринимательства в строительстве.
2. Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию строительного комплекса.
3. Создание условий для устойчивости предложения строительно-монтажных работ, производимых на инновационной основе.
4. Развитие конкурентной среды в строительном комплексе.
5. Совершенствование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства в строительстве.
6. Обеспечение условий для ускоренного и устойчивого развития малых форм предпринимательства в строительстве.
Основными инструментами регулирования предпринимательской деятельности в строительстве, с точки зрения авторов, должны быть государственные и муниципальные целевые программы развития строительной отрасли. Поддержка предпринимательской деятельности в строительстве может оказываться в следующих формах:
■ субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам; субсидии на реализацию программ повышения энергоэффективности производства; субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по эксплуатируемой строительной технике;
■ предоставление поручительств (гарантий) государственных органов власти и органов местного самоуправления по исполнению обязательств перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями;
■ гранты начинающим предпринимателям на создание собственного инновационно-ориентированного строительного бизнеса;
■ госзаказы на создание современной строительной техники и оборудования; госзаказы на разработку инновационных строительных технологий;
■ госконтракты со строительными организациями, использующими инновационные технологии ведения строительно-монтажных работ.
■ консультационная и информационная поддержка предпринимательства в строительстве в специализированных структурах центров поддержки предпринимательства;
■ инновационные программы обучения и повышения квалификации работников строительной отрасли.
Общеизвестно, что предпринимательская деятельность в целом, и в строительстве, в частности, отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений. Эта деятельность является созидательным, творческим и ответственным трудом, сопряженным сегодня в России, ввиду введения экономических санкций против нашей страны и резким падением мировых цен на энергоносители, с общей экономической нестабильностью, а соответственно, и с повышенным риском. Государство может и должно, с точки зрения авторов, активизировать усилия по стимулированию развития предпринимательства в строительстве.
Список литературы
1. Предпринимательская среда. Бизнес и риск. - URL: http://pandia.org/text/77/112/32.php (дата обращения: 05.10.2014).
2. Загидуллина Г.М., Хуснуллин М.Ш., Мустафина Л.Р., Газизуллина Е.В. Практикум по организации предпринимательской деятельности в строительстве: Учебное пособие. - Казань: КГАСУ, 2010. 216 с.
3. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook067/book/index/index.html?go=part-004*page.htm (дата обращения: 06.10.2014).
4. Асаул, А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гужва, А.А. Петров, Р.А. Фалтинский; под ред. заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. - СПб: АНО ИПЭВ, 2008. 280 с. - URL: http://www.aup.ru/books/m213/2_4.htm (дата обращения: 07.10.2014).
5. Яковлева-Чернышова А.Ю. Управление предпринимательством в рекреационном кластере: Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. экон. наук: 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства). - С-Петербург. 2011. 42 с.
6. ВВП России и стран мира в 2014 году: будет ли рост? - URL: http://finansiko.ru/vvp_rossii_ stran_mira_2014 (дата обращения: 08.11.2014).
7. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095471812 (дата обращения: 09.11.2014).
8. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: Научный доклад. Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - URL: glazev.ru/ upload/iblock/004/004f2f8b45abf5ac2120f40d83f3e97a.docx (дата обращения: 07.10.2014).
9. Постановление Правительства РСО-Алания от 21 декабря 2012 г. N 440 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2009 Года N 80 «О Республиканской Программе «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на 2009-2012 годы»».
10. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. N 412 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы»».
11. Цокова В.А. Взаимодействие налоговой базы и налоговой ставки НДС и налога на прибыль при определении реальной налоговой нагрузки // NB: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 39-57. DOI: 10.7256/2306-4595.2014.4.12601. URL: http://e-notabene.ru/etc/ article_12601.html
References
1. Business Environment. Business risk. - URL: http://pandia. org/text/77/112/32.php (date accessed: 10/05/2014).
2. Zagidullina GM, Khusnullin M.Sh., Mustafina LR, Gazizullina EV Workshop on business organization in construction: A Tutorial. - Kazan: KGASU, 2010. 216 p.
3. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook067/book/index/ index.html? go=part-004*page. htm (date accessed: 06/10/2014).
4. Asaul, AN Patterns and trends of modern business / AN Asaul, EA Vladimir, DA Gordeev, EG Guzhva, AA Petrov, R. Faltinsky; Ed. Honored Builder of the Russian Federation, Dr. ehkon. Sciences, prof. AN Asaul. - St. Petersburg: ANO IPEV, 2008. 280 p. - URL: http://www.aup.ru/ books/m213/2_4.htm (date accessed: 07/10/2014).
5. Yakovlev A. Yu-Chernishova management business in recreational cluster: Abstract of the thesis for the degree of Doctor. ehkon. Sciences: 08.00.05. Economy and management of a national economy (economy businesses). - St. Petersburg. 2011. 42 c.
6. GDP of Russia and countries of the world in 2014 is whether growth? - URL: http://finansiko.ru/ vvp_rossii_stran_mira_2014 (date accessed: 11/08/2014).
7. Federal State Statistics Service. - URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095471812 (date accessed: 11/09/2014).
8. Glazyev SY On the purposes, problems and measures of public policy development and integration: Scientific report. Scientific Council on the complex problems of the Eurasian economic integration, competitiveness and sustainable development. - URL: glazev.ru/upload/iblock/004/0 04f2f8b45abf5ac2120f40d83f3e97a.docx (date accessed: 07/10/2014).
9. Resolution of the Government of North Ossetia-Alania on December 21, 2012 N 440 «On Amendments to the Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania on March 6, 2009 No 80» On the Republican program «Support and development of small, medium-sized enterprises in the Republic of North Ossetia Alania in the 2009-2012 years».
10. Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania on November 15, 2013 No 412 «On the State Program of the Republic of North Ossetia-Alania» Support and development of small and medium enterprises in the Republic of North Ossetia-Alania «for 2014-2016».
11. Tsokova VA The interaction of the tax base and the tax rate of VAT and income tax in determining the actual tax burden // NB: Economy, trends and management. 2014. № 4. Рр. 39-57. DOI: 10.7256 / 2306-4595.2014.4.12601. URL: http://e-notabene.ru/etc/article_12601.html
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Халин Александр Александрович, аспирант кафедры «Строительного производства» Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет)
ул. Николаева, д. 44, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362021, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Halin Alexander Aleksandrovich, graduate student «Construction of production»
North-Caucasian Order of Friendship of Peoples of the mining-metallurgical Institute (State University of Technology)
44, Nikolayev str., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362021, Russia [email protected]
Рецензент:
Позднякова Т.А., зав. кафедрой «Налоги и налогообложение», доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет)