Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / физическое развитие / физическая активность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трубецкая С. Р., Сазонова О. В., Гаврюшин М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

92

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Трубецкая С.Р., Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю.

Самарский государственный медицинский университет Минздрава России, Самара, Россия

Ключевые слова: дети; физическое развитие; физическая активность

Актуальность. Определение физического развития детей и подростков — неотъемлемая часть оценки состояния здоровья детской популяции, которая служит наглядным индикатором влияния образа жизни, окружающей среды и образовательного процесса на растущий организм ребёнка. Цель: провести анализ физического развития детей с различным уровнем физической активности.

Материалы и методы. Обследован 491 ребёнок, средний возраст — 14 ± 2,7 года. Все дети были распределены на 3 группы: 1-ю составили дети, не занимающиеся спортом; 2-ю — дети, профессионально занимающиеся спортом; 3-ю — воспитанники кадетского корпуса. Анализ физического развития проводили с помощью региональных шкал регрессии. Различия считали значимыми при р < 0,05.

Результаты. У детей 1-й группы выявлено гармоничное физическое развитие в 52% случаев, дисгармоничное физическое развитие за счёт: избыточной массы тела — в 22%, дефицита массы тела — в 11%, низкой длины тела — в 8%, высокой длины тела — в 7%. У детей 2-й группы гармоничное физическое развитие установлено в 58% случаев, дисгармоничное физическое развитие за счёт: избыточной массы тела — в 18%, дефицита массы тела — в 7%, высокой длины тела — в 17%. У детей 3-й группы гармоничное физическое развитие было определено в 60% случаев, дисгармоничное физическое развитие за счёт: избыточной массы тела — в 17%, дефицита массы тела — в 4%, низкой длины тела — в 10%, высокой длины тела — в 9%. У детей 1-й и 2-й групп выявлены значимые различия показателей длины тела (р = 0,002). У детей 1-й и 3-й групп существенно различались показатели длины и массы тела (р = 0,001). При этом установлено, что масса тела у мальчиков и девочек 1-й группы была значимо увеличена, чем у детей 2-й и 3-й групп (р < 0,001). Установлена тенденция формирования дисгармоничного физического развития за счёт избыточной массы тела (р = 0,321).

Заключение. Анализ данных развития обследованных детей свидетельствует о том, что в данной когорте не установлено значимых различий физического развития детей от уровня

их двигательной активности.

* * *

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Бобошко А.В.

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Минздрава России, Иваново, Россия

Ключевые слова: единое информационное пространство; подростки; здоровый образ жизни

Актуальность. Обеспечение глубокого понимания вопросов формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся является актуальной задачей для педагогических и медицинских сотрудников на межведомственном региональном уровне. Цель: создать региональную модель единого информационного пространства по формированию ЗОЖ подростков.

Материалы и методы. Объектом исследования явились 146 образовательных организаций г Иваново и Ивановской области. Использовались методы: информационно-аналитические, системного и ситуационного анализа, организационного моделирования, экспертный, статистический.

Результаты. В Ивановской области создана трёхуровневая организационная модель единого информационного пространства формирования ЗОЖ школьников. На первом уровне в образовательных организациях созданы информационно-методический центр в составе школьных кабинетов здоровья, волонтёрские отряды, кабинет самооценки здоровья подростков 15-17 лет с автоматизированной программой, с использованием на доврачебном этапе профилактических осмотров. Информационный ресурс формируется как общая информационная база медицинскими работниками, педагогами, психологами и другими специалистами с созданием связанных между собой информационных модулей по конкретным темам. Потребителями информационного ресурса являются все, кто его формирует, а также обучающиеся, волонтёры, родители обучающихся. На втором уровне — создан Областной центр здоровья школьников. Это организационно-функциональное объединение, выполняющее координационную, организационную, методическую, консультативную, обучающую, информационную, аналитическую деятельность во взаимодействии со школами, центрами здоровья, медицинскими учреждениями г. Иваново и Ивановской области с использованием телемедицинских технологий с обратной связью от школ. В образовательной деятельности Областного центра здоровья школьников принимают участие сотрудники департаментов, институтов, диспансеров, правовых органов, общественных организаций. На третьем уровне — департаменты образования, здравоохранения, Научно-исследовательский институт материнства и детства (Координационный совет) — определяется межведомственная политика формирования ЗОЖ с созданием нормативной базы, разрабатываются региональные программы по формированию ЗОЖ школьников, повышения компетентности всех участников по этим вопросам.

Заключение. Создание трёхуровневой региональной модели единого информационного пространства по формированию ЗОЖ школьников позволило медикам и педагогам обеспечить её реализацию с повышением информированности по этим вопросам у 100% школьников, педагогов, родителей, повышением мотивации к ЗОЖ у 70% обучающихся и 62% родителей.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.