Б. И. Линченко
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРОВ
Аннотация
В статье раскрыты актуальные проблемы создания кластеров, обусловленные общими закономерностями развития экономики на современном этапе. Выявлены институциональные особенности развития промышленных кластеров региона.
Ключевые слова
Анализ, бизнес, институт, институциональная среда, кластер, конкурентоспособность, регион, стимулирование, экономика.
B. I. Linchenko
INCREASE OF INNOVATIVE COMPETITIVENESS OF REGIONS ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH
Annotation
The article is devoted to topical issues of clustering, due to the general laws of development of the economy at the present stage. Identified specific institutional development of regional industrial clusters.
Keywords
Analysis, business, institution, institutional environment, a cluster competitiveness, the region, stimulating the economy.
2013 № 4 (44) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Значительную роль в развитии региональной экономики занимают институциональные реформы и отраслевая продуманная политика, которая направлена на формирование новых современных форм кооперации и организации труда. К таким формам следует отнести кластеры — это связанные между собой группы отраслей, а также комплексы предприятий на основе территориальной концентрации производителей и поставщиков, некий симбиоз кооперации и дифференциации.
Следует указать, что кластер формирует важные условия для развития предпринимательства. Наиболее значительным условием рационального перевода изобретений в инновации, а инноваций — в конкурентоспособность является создание устойчивой сети связей между участниками кластера. Таким образом, кластерный подход усиливает инновационную направленность, конкурентоспособность, повышает уровень жизни населения, а потому является мощным механизмом для динамичного развития экономики региона [1]. Это позволяет говорить о том, что кластер является интегрированной инновационной системой, включающей в себя предпринимательские структуры, профильные предприятия, инновационные структуры вуза, имеющей столь высокий потенциал, который превышает сумму потенциалов отдельных составляющих, на базе использования и эффективного сотрудничества партнеров в длительном периоде, сочетания конкуренции и кооперации.
В экономике России в 2005 г. был взят курс на создание кластеров. Кластерная политика рассматривается как одна из ключевых инвестиционных инициатив [2].
В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. одной из ключевых задач модернизации экономики обозначены стимулирование спроса на результаты
научных исследований, на инновации, формирование условий для создания устойчивых инновационных сетей, кооперационных научно-производственных связей и кластеров.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. указано, что успешное осуществление инновационного сценария развития экономики страны зависит от способности государственных органов власти создать условия по формированию институциональных структур и совершенствованию институциональной среды, которые соответствуют постиндустриальному обществу. В числе этих условий находится поддержание кластерных инициатив, нацеленных на достижение рациональной и результативной кооперации организаций — специализированных производственных и сервисных услуг, поставщиков оборудования и комплектующих, образовательных и научно-исследовательских организаций в сфере территориально-производственных кластеров.
Таким образом, государственная кластерная политика России применяет механизмы как либеральной, так и ди-рижистской модели, т. е. используется «смешанная» модель, предполагающая, с одной стороны, активную роль региональных компаний и самих регионов в создании кластеров, а с другой, поддержание со стороны государственных органов власти кластерных инициатив.
Следует указать на то, что обоснование оптимального варианта и практическое осуществление кластерного развития региона требуют строгого понимания особенностей институциональной среды, где родились и создаются кластеры. В связи с этим следует выявить роль отдельных институтов и определить специфику институциональной организации кластеров в целях перспективного кластерного развития региональной экономики.
Исходя из логики поставленной проблемы сначала раскроем сущность понятия института. Роль пионера в сфере формирования институциональной теории принадлежит Д. Норту. В его работах институты определены как «механизмы и правила, которые обеспечивают их выполнение, а также нормы поведения, структурирующие повторяющиеся между людьми взаимодействия» [3]. В своих более поздних исследованиях Д. Норт к институтам причисляет также «структуры, которые выявляют смысл лишь в рамках непрерывной реакции на разнообразные уровни неопределенности» [4].
Таким образом, функциональное значение институтов, как полагает Д. Норт, обосновано тем, что они структурируют повседневную деятельность человека, уменьшают неопределенность поведения, определяют и ограничивают набор доступных альтернатив укоренившимися нормами и правилами их поведения.
А. Дензау в определении содержания институтов особое внимание акцентирует на общих ментальных моделях, образующих иерархические структуры норм и правил, создающих область интерпретации и восприятия реальности и осуществляющих коллективные действия индивидуумов [5].
Г. Б. Клейнер дает следующее понятие институтов: «... институты — это довольно устойчивые к изменению интересов или поведения отдельных личностей и их групп, а также в течение продолжительного периода времени действующие как формальные, так и неформальные нормы, которые регулируют принятие решений, взаимодействие и деятельность социально-экономических субъектов» [6].
Для понимания институционального устройства кластеров следует выявить соотношение понятий «организация» и «институт». В связи с этим в неоинституциональной экономической теории было высказано два мнения.
Согласно первому подходу, если институты обозначаются через нормы и правила, то организация — это большое количество экономических агентов, которые обмениваются правами собственности и свобод друг с другом. Таким образом, исходя из первого представления, институты — это нормы, правила поведения и механизмы, определяющие их соблюдение, а организации — это игроки, которые взаимодействуют согласно данным правилам и нормам.
В соответствии со вторым подходом, каждый институт определяет интересы многих организаций, а на каждую организацию оказывают влияние многие институты, поэтому институты и организации довольно часто раскрываются как взаимозаменяемые понятия. Таким образом, один и тот же объект может быть определен и как институт, и как организация [7]. Подобная взаимозаменяемость не безосновательна, что возможно представить на примере кластеров. С одной стороны, существование кластеров определено действием фундаментальных институтов кооперации, доверия, конкуренции, а сам кластер, с другой стороны, — это группа взаимодействующих и взаимосвязанных фирм как организаций.
В данном аспекте организация представляет собой совокупность людей, структурно обособленных определенными процессами принятия решений по использованию ограниченных ресурсов. По определению, данному К. Эр-роу: «Организация — это группа индивидов, которые стремятся достичь некоторых общих целей, по общему правилу, выраженных в максимизации целевой функции» [8].
Институциональная характеристика организаций основана на следующих отличительных признаках.
1) каждая организация — это большое количество участников (лиц, принимающих или участвующих в принятии решений);
2) для любой организации характерно определенное отношение к целям и средствам их достижения;
3) каждая организация предопределяет структурированность взаимодействия (координации) на основании соответствующих правил (как формальных, так и неформальных) [9].
Таким образом, если принять названные трактовки, то организацию как институциональную единицу можно вписать в общее представление о кластерах. Так, М. Портер определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [10]. При этом он уточняет, что кластер — это «система взаимосвязанных фирм и институтов», обладающая такими конкурентными преимуществами, которые не могут быть реализованы в случае их работы вне кластера [11]. Характеристика кластера позволяет выявить специфические условия институциональной среды, в которой создается и может успешно развиваться кластер.
В экономической науке существуют различные подходы к трактовке понятия «институциональная среда». К примеру, Т. П. Логинова дает следующее определение: «Институциональная среда представляет собой симбиоз институтов правового, социального и финансового характера, который и обеспечивает инновационные процессы и имеет строго национальные корни, культурные и политические особенности, а также традиции» [12].
В. Н. Черковец полагает, что в понятие «институциональная среда» входят [13]:
- институты — как неправовые, так и правовые традиционные установления определенного порядка хозяйствования на разных уровнях экономической системы;
- институты — учреждения и организации, реализующие в практическом хозяйствовании институты первого ряда;
- формы проявления экономических отношений, применяемые как методы (средства, рычаги) согласно правилам, разрешениям и ограничениям в ведении хозяйственной деятельности (издержки всех видов воспроизводственного процесса, куда включаются издержки управления им, цены, прибыль в ее разнообразных превращенных формах, оплата труда наемных работников, налоговая, бюджетная, кредитная система и т. п.).
В нашем понимании наиболее полно и емко сущность институциональной среды раскрывается в определении, предложенном профессором В. А. Мальгиным. Согласно его точке зрения, институциональная среда — это форма организации отношений, совокупность формальных и неформальных рамок поведения участников экономических процессов, а также способов закрепления данных взаимодействий и контроля за их исполнением [14]. Такой подход в наибольшей степени раскрывает сущность институциональной среды и ее структуру.
Давая характеристику специфическим условиям институциональной среды, где создается и может успешно развиваться кластер, Т. Ю. Ковалева отмечает, что:
- институциональная среда предполагает развитие конкурентных преимуществ, столь необходимых для создания кластера, среди которых наибольшее значение имеют географическое положение, доступность сырья, поставщиков комплектующих, деловых, финансовых, торговых услуг, наличие кадровых ресурсов, инновационных центров и специализированных учебных заведений, а также необходимой инфраструктуры;
- в институциональной среде территории формирования кластера должны быть созданы благоприятные условия для концентрации предприятий по географическому признаку, потому как близость фирм и организаций кластера формирует прочные деловые связи и способствует заключению долгосрочных договоров, благоприятствует развитию партнерства предприятий с исследовательскими и образовательными учреждениями, развивает координационные механизмы по продвижению продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
- институциональная среда благоприятно способствует сочетанию институтов кооперации и конкуренции. Так, С. А. Афонцев, С. М. Кадочников и другие ученые указывают, что «тесные кооперационные связи между компаниями в кластере ведут к положительным синергетическим эффектам, а потому успехи любой компании в кластере неразрывно связан с общим успехом кластера. Но все же между фирмами кластера существует конкуренция, которая и создает эффективные стимулы для развития инновационной деятельности» [15];
- в кластере обязательно должен быть лидер, который заинтересован в развитии группы компаний, а это, в свою очередь, является значительной институциональной предпосылкой жизнеспособности кластера.
Названные специфические особенности необходимо дополнить перечнем составляющих базу формирования кластеров эндогенных (внутренних) институтов.
Институт партнерства. Институт партнерства — это механизм создания тесных взаимообусловленных связей в условиях повторяющихся взаимодействий, образуя особые нормы, которые были выработаны в продолжительном сотрудничестве и, что следует особо подчеркнуть, не нуждающиеся в меха-
низмах принуждения к их соблюдению. В исследовании Э. Фезера и Э. Бергмана указано, что кластер связывают общие технологии или сделки купли-продажи, общие каналы распределения или покупатели, поэтому кластер — это группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе, именно партнерство, и есть особенно важный элемент индивидуальной конкурентоспособности [16].
Таким образом, как утверждает Т. Ю. Ковалева, формирование партнерства усиливает взаимозависимость участников кластера и создает особые отношения доверия.
Институт координации. Институт координации создает условия для обеспечения координации действий фирм и организаций, находящихся в составе кластера, причисляя в том числе и координирующее значение администрации региона. По сути, институт координации формируется на базе создания общей социально-экономической среды кластера, которая стимулирует взаимодействие и обеспечивает доверие.
Институт кооперации. Данный институт — это правила и нормы, обеспечивающие взаимодействие субъектов кластера, их взаимосвязь. Большое значение имеет контрактная кооперация фирм, а также организации, деятельность которых прямо связана с формированием контактов между фирмами и структурами, которые и составляют кластер, и в целом созданием и развитием кооперативных форм действий (например союзы промышленников).
Институт конкуренции. Институт конкуренции создает условия для формирования «критической массы предприятий», которая необходима для рождения и развития кластера. Позднее его влияние снижает издержки и обеспечивает обновление предпринимательской среды кластера.
Институт коммуникации. Назначение данного института служит для эффективного налаживания взаимодействия между субъектами кластера, сюда включаются сфера услуг, промышленные предприятия, образовательные учреждения, исследовательские организации и органы власти [17].
Важно особо подчеркнуть, что названный перечень институтов не является достаточно полным, потому как деятельность субъектов кластера регулируется институтами предпринимательства, рынка, контрактации и др. Однако указанные выше институты связывают объединение фирм в кластер для получения соответствующего си-нергетического эффекта в благоприятной для этого институциональной среде.
Таким образом, наиболее важной задачей создания и развития кластеров является формирование такой институциональной среды, где будут созданы благоприятные условия для максимального использования синергетического и агломерационного эффектов, которые возникают как при взаимодействии предприятий, так и при формировании связей с организациями инновационно-образовательной сферы, а также с органами государственного управления. В связи с этим будет достигнуто повышение общей производительности труда, приобретены вновь созданные конкурентные преимущества, завоеваны новые рынки, развиты стратегии компаний в сфере управления, маркетинга, финансов при экономии средств и ресурсов. Отсюда следует, что ключевой уровень развития кластеров — региональный, на основе которого должна вырабатываться и осуществляться полноценная кластерная экономическая политика.
Для эффективной реализации стратегии инновационного развития Юга России на базе использования современных кластерных технологий в рамках применения институционального подхода следует сконцентрировать
деятельность образовательных учреждений, научных организаций, крупных промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса, а также государственных структур на реализации следующих мероприятий:
- формирование региональных корпораций развития на территории ЮФО и СКФО, которые будут способны стать не только операторами индустриальных парков в регионах, но и оказать эффективную помощь экономическим субъектам в реализации инновационных проектов;
- создание устойчивого спроса на инновации с применением маркетинговых технологий, финансовых ресурсов и способов повышения культуры потребления инновационных продуктов и технологий;
- строго обязательная разработка программ инновационного развития крупных фирм, входящих в кластерную архитектуру инновационного развития экономики региона;
- стимулирование творческой инициативы и инновационной активности в разработке инновационных проектов предприятий кластера, которые могут и должны быть успешно коммерциализированы;
- разработка эффективных механизмов мотивации для развития инновационного предпринимательства всех субъектов кластера с учетом имиджевой составляющей и соблюдения принципа терпимости к неудачам в инновационном процессе;
- выработка и закрепление жестких технических стандартов по экологическим нормам и параметрам энергоэффективности для инновационных предприятий кластера;
- переподготовка кадров «под заказ» инновационных предприятий кластера для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс развития инновационной деятельности на всех этапах осу-
ществления и коммерциализации инновационных идей;
- создание имиджа инновационного региона с ориентацией на зарубежные рынки и рынки других регионов на базе достижения стабильных показателей инновационного развития участниками инновационного кластера;
- акцент на совместных проектах, развитии сетевых контактов, на стратегическом взаимодействии по совместному позиционированию инновационных продуктов и технологий, общности целей и интересов участников кластера.
Библиографический список
1. Марков, Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России [Текст] / Л. С. Марков // Научный эксперт. — 2013. — № 4. — С. 25.
2. Ленчук, Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России [Текст] / Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин. — Режим доступа : http://oko-planet.su/politik/politikdiscus-sions/94396-klasternyy-podhod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html.
3. Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение [Текст] / Д. Норт // THESIS. Весна. — Вып. 2. — Т. 1. — С. 73.
4. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений [Текст] / Д. Норт. — М. : изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — С. 29.
5. Denzau, A. Shared Mental Models: Ideologies and Institutions [Text] / A. Denzau, D. North // Kyklos. — 1994. — Vol. 47. — № 1.
6. Клейнер, Г. Б. Эволюция институциональных систем [Текст] / Г. Б. Клейнер. — М. : Наука, 2004. — С. 19.
7. Шаститко, А. Е. Новая институциональная экономическая теория [Текст] / А. Е. Шаститко. — М. : ТЕИС, 2010. — С. 108-109;
8. Кузьминов, Я. И. Курс институциональной экономики: институты,
сети, трансакционные издержки, контракты [Текст] / Я. И. Кузьминов. — М. : изд. дом ГУ ВШЭ, 2012. — С. 90-91.
9. Фуруботн, Э. Г. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории [Текст] / Э. Г. Фуруботн, Р. Рихтер. — СПб. : изд. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. — С. 10-11.
10. Менар, К. Экономика организаций [Текст] / К. Менар. — М. : Инфра-М, 1996. — С. 22.
11. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. — М. : Вильямс, 2005. — С. 207.
12. Там же. С. 275.
13. Логинова, Т. П. Институциональные факторы инновационного развития российской экономики [Текст] / Т. П. Логинова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 5. — С. 119.
14. Черковец, В. Н. К вопросу об институциональной среде инновационного развития [Текст] / В. Н. Черковец // Материалы научной конференции памяти М. И. Скаржинского. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2010. — С. 127.
15. Мальгин, В. А. Новые подходы к формированию институциональной среды и экономического роста [Текст] /
B. А. Мальгин. — Казань, 2009.
16. Афонцев, С. А. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности Свердловской области [Текст] : аналит. доклад [Текст] / С. А. Афонцев [и др.]. — Екатеринбург : Лаборатория исследований мировой торговли и международной торговой политики ВШЭМ УрФУ, 2013. —
C. 5.
17. Bergman, E. M. Industrial and Regional Cluster: Concepts and Comparative Applications [Electronic resource] / E. M. Bergman, E. J. Feser. — Mode of access : http://www.rri.wvu.edu/ WebBook/Bergman-Feser/contents.htm.
18. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров [Текст] / под ред. Е. Э. Смолиной, Ю. И. Трещевского. — Тамбов, 2013.
Bibliographic list
1. Markov, L. S. Problems Implementing Cluster Policies in Russia [Text] / L. S. Markov // Scientific Expert.
— 2013 . — № 4 . — P. 25.
2. Lenchuk, E. B. Cluster Approach in the Strategy of Innovative Development Russia [Text] / E. B. Lenchuk, G. A. Vlaskin. — Mode of access : http://oko-planet.su/politik/ politikdiscussions/94396-klasternyy-podhod-v-strategii-innovacion-nogo-razvitiya-rossii.html.
3. North, D. Institutions and Economic Growth: a Historical Introduction [Text] / D. North // THESIS. Spring. — Issue. 2. — T. 1. — P. 73.
4. North, D. Understanding the Process of Economic Change [Text] / D. North. — M. : Ed. of State House — Higher School of Economics, 2010. — P. 29.
5. Denzau, A. Shared Mental Models: Ideologies and Institutions [Text] / A. Denzau, D. North // Kyklos. — 1994.
— Vol. 47. — № 1.
6. Kleiner, G. B. Evolution of Institutional Systems [Text] / G. B. Kleiner. — M. : Nauka, 2004 . — P. 19.
7. Shastitko, A. E. New Institutional Economics [Text] / A. Shastitko. — M. : TEIS, 2010 . — P. 108-109.
8. Kuzminov, Ya. I. Course Institutional Economics: Institutions, Networks, Transaction Costs, Contracts [Text] / Ya. I. Kuzminov. — M. : ed. House HSE, 2012. — P. 90-91.
9. Furubotn, E. G. Institutions and Economic Theory: Achievements of a New Institutional Economics [Text] / E. G.
Furubotn, R. Richter. — StPb : Ed. House St. Petersburg Reg. University Press, 2005. — P. 10-11.
10. Menard, K. Business Organizations [Text] / K. Menard. — M. : Infra-M, 1996. — P. 22.
11. Porter, M. Competition [Text] / M. Porter. — M. : Williams, 2005. — P. 207.
12. The Same. — P. 275.
13. Loginov, T. P. Institutional Factors Innovative Development of the Russian Economy [Text] / T. P. Loginov // Bulletin of the University of Nizhni Novgorod of Lobachevsky. — 2011. — № 5. — P. 119.
14. Cherkovets, V. N. On the institutional environment of innovative development [Text] / V. N. Cherkovets // Proceedings of the Conference Memory M. I. Skarzhinsky. — Kostroma : State University of Nekrasov, 2010. — P. 127.
15. Malgin, V. A. New Approaches to the Formation of the Institutional Environment and Economic Growth [Text] / V. A. Malgin. — Kazan', 2009.
16. Afontsev, S. A. Cluster Policy as a Tool to Improve the Competitiveness of the Sverdlovsk Region [Text] : Analytics Report / S. A. Afontsev [etc.]. — Yekaterinburg : Laboratory Studies of World Trade and International Trade Policy VSHEM UrFU, 2013. — P. 5.
17. Bergman, E. M. Industrial and Regional Cluster: Concepts and Comparative Applications [Electronic resource] / E. M. Bergman, E. J. Feser. — Mode of access : http://www.rri.wvu.edu/WebBook/ Bergman-Feser/contents.htm.
18. Economic and Organizational Aspects of the Formation of Regional Clusters [Text] / ed. by E. E. Smolin, Y. I. Treshchevskiy. — Tambov, 2013.