Регионы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ЗА ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА 2019 г.: СОХРАНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ*
А. Н. ДЕРЮГИН
По итогам января-апреля 2019 г. сохранилась тенденция относительно высоких темпов роста доходов и более низких темпов роста расходов консолидированных бюджетов регионов. Это позволяет даже наименее обеспеченным регионам сокращать долговую нагрузку и формировать резервы для финансирования мероприятий в рамках национальных проектов.
Ключевые слова: доходы консолидированных бюджетов, расходы консолидированных бюджетов, бюджеты регионов, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, государственный долг.
Доходы
По итогам января-апреля 2019 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 22,6%, что выше темпов инфляции за тот же период, а также динамики доходов в целом за 2018 г. (115,2%). Правда, говорить о тенденциях к увеличению темпов роста доходов субъектов РФ пока рано, о чем свидетельствуют предварительные оценки исполнения региональных бюджетов в мае 2019 г. (по итогам первых пяти месяцев 2019 г. рост составил 114,7%).
В 84 регионах доходы консолидированного бюджета за четыре месяца 2019 г. превысили уровень соответствующего периода 2018 г. Лишь в Республике Башкортостан доходы не выросли (94,0% от прошлогоднего уровня), что, впрочем, является следствием коррекции после необычно высоких темпов роста доходов за январь-апрель 2018 г. по сравнению с тем же периодом 2017 г. (139,1%).
Таким образом, можно утверждать, что в начале 2019 г. в России не было регионов, испытывавших серьезные проблемы с уровнем
бюджетных доходов. Этот вывод подтверждается и предварительными данными об исполнении региональных бюджетов за пять месяцев 2019 г., в соответствии с которыми только пять регионов имели отрицательные темпы прироста бюджетных доходов.
Все основные доходные источники (с долей в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не ниже 5%) демонстрировали положительную динамику в январе-апреле 2019 г. Рост поступлений налога на прибыль организаций составил 146,6%, НДФЛ
- 110,1%, акцизов - 125,7%, налогов на совокупный доход - 116,4%, налога на имущество организаций - 109,4%, неналоговых доходов
- 111,5%, дотаций из федерального бюджета -118,0%.
Высокие темпы роста поступлений налога на прибыль были связаны с апрельским скачком, когда его поступления выросли более чем в 3 раза по сравнению с апрелем 2018 г. (См. рис. 1.)
Основными источниками доходов в январе-апреле 2019 г. по-прежнему оставались налог на прибыль организаций (31,8% общего
Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, e-mail: [email protected]
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (93) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара.
объема доходов) и налог на доходы физических лиц (26,2%). При сохранении прежних темпов роста до конца текущего года впервые с 2008 г. поступления налога на прибыль в консолидированные бюджеты регионов могут превысить объем поступлений НДФЛ.
Среди федеральных округов лидерами по темпам роста доходов по итогам четырех месяцев 2019 г. стали Дальневосточный и Уральский федеральные округа (соответственно 131,4 и 128,7%). Наиболее низкие темпы -у Приволжского (114,3%) и Южного (116,1%) федеральных округов.
Можно отметить небольшой рост дифференциации доходов между богатыми и бедными регионами. Так, темпы роста доходов высокообеспеченных (13 субъектов, не получающих в 2019 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), среднеобеспеченных (41 субъект) и низкообеспеченных (31 субъект) регионов за первые четыре месяца 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составили соответственно 127,5, 118,2 и 118,8%. Данные по темпам роста налоговых и неналоговых доходов - соответственно 127,0, 119,2 и 114,6%. Увеличение разрыва в уровне соб-
ственных доходов между богатыми и бедными регионами в начале 2019 г. является продолжением тенденции, сложившейся в 20172018 гг., и свидетельствует о том, что проблема регионального фискального неравенства в России не только сохраняется, но и продолжает усугубляться.
Расходы
Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за четыре месяца 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составили 112,7%, что также выше уровня инфляции.
Прирост расходов наблюдался в 75 регионах, а в 64 из них он превысил инфляцию за аналогичный период. Самые низкие темпы роста - в Северо-Кавказском федеральном округе (104,2%). Лидером среди федеральных округов по росту бюджетных расходов за рассматриваемый период стал Центральный федеральный округ (117,4%), высокие показатели которого во многом достигнуты из-за роста расходов Москвы (119,9%).
Превышение темпов роста доходов над расходами является продолжением тенден-
Рис. 1. Темпы роста общего объема поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов РФ и прибыли прибыльных организаций в 2015-2019 гг., в % к аналогичному периоду предыдущего года
-Прибыль прибыльных организаций -Налог на прибыль организаций
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.
ции 2018 г. Регионы не спешат тратить дополнительные финансовые ресурсы, полученные в результате опережающего роста доходов, продолжая проводить жесткую бюджетную политику и погашая государственный долг. Возможно, часть дополнительных доходов будет потрачена на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов, но поскольку они в значительной степени носят инвестиционный характер, то соответствующие расходы будут производиться ближе к концу года.
Опережающая динамика бюджетных доходов отразилась на расходах на обслуживание
государственного и муниципального долга. Их доля в структуре расходов продолжала снижаться и составила по итогам первых четырех месяцев 2019 г. 1,0%. Это минимальное значение в соответствующий период за последние шесть лет. Снижение продемонстрировали также расходы на охрану окружающей среды (81,2% от прошлогоднего уровня). Остальные расходы по основным разделам бюджетной классификации увеличились. (См. таблицу.) Наиболее высокими темпами росли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (127,9%), средства массовой информации (124,5%) и поддержку экономики (114,4%).
Функциональная структура и динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-апреле 2017-2019 гг., в %
Структура расходов Прирост
2017г. 2018г. 2019г. 2019 г. к2017г. 2019г. <2018г.
Расходы - всего 100,0 100,0 100,0 22,0 12,7
Общегосударственные вопросы 6,2 6,5 6,6 29,2 14,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,0 1,0 1,0 26,5 14,1
Национальная экономика 15,1 14,8 15,0 21,5 14,4
в том числе:
сельское хозяйство и рыболовство 2,6 2,2 1,9 -7,3 0,5
транспорт 3,8 3,7 3,4 9,4 3,3
дорожное хозяйство (дорожные фонды) 5,2 5,2 5,2 20,0 11,3
прочие вопросы 3,5 3,7 4,5 57,5 38,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,4 7,8 8,9 29,7 27,9
Охрана окружающей среды 0,3 0,3 0,2 12,3 -19,8
Образование 28,7 28,0 27,5 16,9 10,7
в том числе:
дошкольное образование 8,0 7,8 7,6 15,7 10,8
общее образование 14,1 13,5 13,5 16,4 12,8
среднее профессиональное образование 2,2 2,3 2,2 20,8 10,7
прочие вопросы 4,2 4,5 4,1 18,8 4,0
Культура и кинематография 3,6 4,0 4,0 35,7 11,1
Здравоохранение 7,9 8,4 8,2 26,7 10,3
Социальная политика 24,5 25,0 24,7 23,2 11,7
Физическая культура и спорт 2,3 2,4 2,3 22,2 7,7
Средства массовой информации 0,5 0,5 0,5 37,6 24,5
Обслуживание государственного и муниципального долга 1,7 1,3 1,0 -24,6 -8,2
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
Государственный долг субъектов Российской Федерации в начале 2019 г. продолжал сокращаться и к концу апреля 2019 г. по сравнению с началом года снизился на 7,3%, а по сравнению с апрелем 2018 г.1 - на 7,2%, до 2,04 трлн. руб. Как и в 2018 г., этому способствовали опережающий рост доходов, а также ог-
раничительные меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики. С апреля 2018 г. по апрель 2019 г. государственный долг сократился у 73 субъектов РФ, а вырос - у 12. Лидерами по снижению долга за данный период стали Краснодарский край (-19,9 млрд. руб.), Воронежская (-12,1 млрд. руб.) и Архангельская
Рис. 2. Темпы роста государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности в 2007-2019 гг., в % к аналогичному периоду предыдущего года
70
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
Рис. 3. Динамика отношения государственного долга субъектов РФ к их налоговым и неналоговым доходам в 2006-2019 гг., в %
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (13)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
1 Из-за существенного влияния сезонности на динамику государственного долга регионов более корректным представляется анализ его изменения за последние 12 месяцев, а не по сравнению с началом текущего финансового года.
(-9,4 млрд. руб.) области, а лидерами роста - Московская область (28,9 млрд. руб.), Хабаровский край (7,3 млрд. руб.) и Свердловская область (4,5 млрд. руб.). Максимальные темпы снижения государственного долга показали Воронежская область (-45,4%), Ненецкий (-35,5%) и Ямало-Ненецкий (-35,5%) автономные округа, а максимальные темпы прироста - Тюменская область (159,0%), Московская область (29,9%) и Хабаровский край (16,1%).
Что касается различий в динамике государственного долга богатых и бедных регионов, то темпы его роста в низкообеспеченных регионах оказались самыми низкими, что способствовало уменьшению долговой нагрузки этой группы российских территорий. (См. рис. 2 и 3.)
По предварительным оценкам, отношение государственного долга регионов на 1 мая 2019 г. по сравнению с 1 мая 2018 г. к их налоговым и неналоговым доходам снизилось с 25,3 до
21,8%, что является минимальным уровнем за последние 10 лет. (См. рис. 3.)
Сократилось и число регионов с высокой долговой нагрузкой. На 1 мая 2019 г. осталось два региона, отношение государственного долга которых к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов превышало 100%: Костромская область (104,7%) и Республика Мордовия (224,3%) (на 1 мая 2018 г. их было три). И если Костромская область близка к выходу из этой группы, то Республике Мордовия удается лишь остановить рост долговой нагрузки, но не сократить ее.
В конце апреля 2019 г. в структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых составила 48,1%. Доля кредитов кредитных организаций за период с апреля 2018 г. по апрель 2019 г. практически не изменилась и составила 21,6%, а доля ценных бумаг продолжала расти и достигла 26,6% от всего объема госдолга регионов. ■
Regional Budgets for First Four Months of 2019: Trends Remain
Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
On the back of first four months of 2019, the trend of high growth rates of revenues and lower growth rates of expenditures of regional consolidated budgets remained. This fact allows even the least secured regions to decrease the fiscal burden and form reserves aimed at financing events in the framework of national projects.
Key words: consolidated budgets revenues, consolidated budgets expenditures, regional budgets, corporate profits tax, personal income tax, public debt.