Регионы
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2018 г.*
Александр ДЕРЮГИН
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected]
По итогам первого полугодия 2018 г. темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ существенно превысили текущий уровень инфляции, что позволяет ожидать по итогам года увеличения реальных доходов большинства региональных и местных бюджетов. Начавшееся снижение долговой нагрузки наименее обеспеченных субъектов РФ также свидетельствует о нормализации финансовой ситуации на региональном уровне.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.
Доходы
По итогам первого полугодия 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 9,7%, что выше ИПЦ за тот же период (102,3% - июнь 2018 г. к июню 2017 г.). В 80 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень первого
полугодия 2017 г., а в 78 из них темпы роста доходов оказались выше уровня инфляции. Высокий рост показателя наблюдался на протяжении практически всех шести месяцев. Лишь в марте темпы оказались несколько ниже - 100,5% к марту 2017 г. Можно также отметить некоторое снижение волатильности ежемесячных темпов роста бюджетных доходов,
Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к аналогичному периоду предыдущего года
\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ °ООООООоО*- *-0ООООООоО,- ,— ^ОООООСЭОО*- СЭ О О О О О
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 15 (76) (сентябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Бюджеты регионов; доходы растут, долговая нагрузка снижается»).
свойственной регионам в предыдущие годы (см. рис. 1), что делает исполнение бюджетов в текущем году более предсказуемым.
Из крупных источников высокие темпы роста поступлений в региональные бюджеты в январе-июне 2018 г. (к соответствующему периоду прошлого года) демонстрировали налоги на доходы физических лиц, на совокупный доход, на имущество организаций, а также межбюджетные трансферты из федерального бюджета (соответственно 111,7, 117,8, 113,2 и 111,1%).
Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не претерпела в исследуемый период существенных изменений: основными источниками по-прежнему оставались налог на прибыль организаций (27,5% доходов) (см. рис. 2) и налог на доходы физических лиц (29,5%).
Среди федеральных округов лидерами по темпам роста доходов по итогам первого полугодия 2018 г. стали Уральский, Сибирский и Северо-Западный округа, где соответствующие темпы составили 117,4, 111,2 и 111,0%. В отстающих оказался Центральный федеральный округ с темпами роста в 107,5%. Эти показатели свидетельствуют об относительной равно-
мерности темпов роста бюджетных доходов регионов.
Можно отметить некоторое сокращение дифференциации между «богатыми» и «бедными» субъектами РФ: рост доходов консолидированных бюджетов 12 высокообеспеченных регионов, не получающих в 2018 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (с уровнем бюджетной обеспеченности свыше 1), 41 среднеобеспеченного региона (с уровнем бюджетной обеспеченности от 0,6 до 1), а также 32 наименее обеспеченных регионов в январе-июне 2018 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года составил соответственно 108,8, 109,9 и 112,3%.
В то же время по темпам роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов наименее обеспеченные субъекты РФ (темп роста за указанный период - 105,7%) продолжают отставать от более обеспеченных (109,3 и 110,5% соответственно у высоко- и среднеобеспеченных регионов). Данная тенденция сохраняется на протяжении последних двух лет и свидетельствует о сохранении проблемы неравномерности развития российских регионов.
Рис. 2. Темпы роста поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов РФ и прибыли прибыльных организаций, в % к аналогичному периоду предыдущего года
400 350 300 250 200 150 100
50
0 -
\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ ^ ^ ^ °ООООООоО'- ,-0ООООООоО'- ,-0°ОООООоО'- —'^----—
-Прибыль прибыльных организаций -Налог на прибыль организаций
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.
■ щ ^г и) мл
° О О О О О
Расходы
Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2018 г. к аналогичному периоду 2017 г. составили 109,1%, что примерно соответствует темпам роста бюджетных доходов. Прирост расходов консолидированного бюджета субъектов РФ наблюдался в 80 регионах, а в 75 из них он превысил уровень инфляции. Из оставшихся 10 регионов, расходы которых оказались ниже уровня инфляции, 6 находятся в Приволжском федеральном округе, что объясняет самые низкие темпы роста его расходов среди всех федеральных округов — 100,8%.
Функциональная структура расходов субъектов РФ в исследуемый период по сравнению с аналогичным временным отрезком 2017 г. не претерпела существенных изменений. (См. таблицу.) Сокращение расходов на обслуживание государственного долга связано
с увеличением доли бюджетных кредитов в структуре государственного и муниципального долга и с постепенным снижением процентных ставок в экономике.
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
По итогам первого полугодия 2018 г. государственный долг субъектов РФ сократился по сравнению с началом текущего года на 5,4%, а по сравнению с июнем прошлого — на 2,1%, до 2,16 трлн. руб. Таким образом, уменьшение госдолга регионов наблюдается второй год подряд. По предварительным оценкам, отношение долга регионов (на 1 июля 2018 г.) к их налоговым и неналоговым доходам снизилось (по сравнению с тем же периодом 2017 г.) с 29,4 до 26,3%. В значительной степени этому способствовали относительно высокие темпы роста собственных доходов региональ-
Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2018 г.
Раздел бюджетной классификации расходов Изменение: Доля в общем объеме расходов, в %
к1-муп/г 2017г. 1-е п/г 2017 г. 1-е п/г 2018 г.
Расходы бюджета - всего 109,1 100,00 100,00
Общегосударственные вопросы 112,6 6,12 6,31
Национальная оборона 105,0 0,04 0,03
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 117,1 0,96 1,03
Национальная экономика 108,9 16,97 16,93
Сельское хозяйство и рыболовство 94,6 2,64 2,29
Транспорт 116,4 4,36 4,65
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) 107,1 6,13 6,02
Жилищно-коммунальное хозяйство 100,9 8,01 7,41
Охрана окружающей среды 145,5 0,23 0,31
Образование 110,1 29,00 29,26
Культура и кинематография 120,2 3,55 3,91
Здравоохранен ие 113,8 7,64 7,97
Социальная политика 108,4 23,07 22,92
Физическая культура и спорт 103,2 2,43 2,30
Средства массовой информации 115,3 0,43 0,45
Обслуживание государственного и муниципального долга 81,9 1,55 1,16
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
ных бюджетов, а также ограничительные меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики.
Долг субъектов РФ относительно доходов региональных бюджетов сокращается. (См. рис. 3 и 4.) Низкообеспеченным регионам такая динамика ранее не была свойственна, однако в наименее обеспеченных регионах высокий уровень долговой нагрузки сохраняется.
К концу июня 2018 г. в структуре государственного долга субъектов РФ по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых, несмотря на ограничение применения данного инструмента с 1 января 2018 г., остается на максимальном уровне (выше 51%). Кредиты кредитных организаций, занимавшие в 2014-2015 гг. лидирующее положение в структуре регионального долга, постепенно замещаются ценными
Рис. 3. Динамика государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, млрд. руб.
2500
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
Рис. 4. Динамика государственного долга субъектов РФ относительно налоговых и неналоговых доходов, в %
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
бумагами, доля которых увеличивается второй год подряд. (См. рис. 5.)
В ближайшей перспективе структура государственного долга регионов, вероятнее всего, будет изменяться. Постепенное погашение бюджетных кредитов в соответствии с графиком реструктуризации и мораторием на их новое предоставление будет сопровождаться
ростом доли ценных бумаг и кредитов кредитных организаций. Динамика государственного долга субъектов РФ, в свою очередь, в значительной степени будет определяться распределением расходных обязательств и дополнительных финансовых ресурсов между Федерацией и регионами в рамках реализации майского президентского указа 2018 г. ■
Рис. 5. Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу
100
80
60
40
20
и Бюджетные кредиты ■ Ценные бумаги
Источник: рассчитано по данным Минфина России.
] Кредиты от кредитных организаций I Государственные и муниципальные гарантии