Регионы
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2018 г.*
Александр ДЕРЮГИН
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected]
Первый квартал 2018 г. характеризовался относительно высокими темпами роста доходов и расходов бюджетов регионов. При этом в наименее обеспеченных из них второй год подряд наблюдаются сравнительно низкие темпы роста доходов, что ведет к увеличению долговой нагрузки в таких субъектах РФ и свидетельствует о дальнейшей дифференциации в развитии российских территорий.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, банковские кредиты.
Доходы
По итогам первого квартала 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли относительно первого квартала предыдущего года на 6,9%, что выше инфляции за тот же период (102,2% - первый квартал 2018 г. к первому кварталу 2017г.). В 69 регионах доходы превысили уро-
вень аналогичного периода предыдущего года, а в 65 рост доходов превысил и уровень инфляции. Это объясняется высокими темпами роста доходов в январе и феврале 2018 г., которые составили соответственно 113,0 и 116,2% к январю и февралю предыдущего года. В марте 2018 г. рост доходов оказался существенно ниже - 100,5% к марту 2017 г. (см. рис. 1), что
Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к аналогичному периоду предыдущего года
140 130 120 110 100 90
80
сэоооо,_0ооо
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
со о
со
N. п о
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 11 (72) (июнь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — »Бюджеты регионов; доходы и расходы растут вместе с долговой нагрузкой низкообеспеченных субъектов»).
может быть связано с президентскими выборами, потребовавшими увеличения бюджетных расходов в предвыборные месяцы и, как следствие, переноса части платежей в бюджет с марта на более ранние сроки.
Из крупных доходных источников высокие темпы роста поступлений в январе и феврале 2018 г. к соответствующим периодам прошлого года с последующим снижением темпов в марте показали налог на прибыль организаций (соответственно 117,9, 124,1 и 109,1%), налог на совокупный доход (111,2, 129,9 и 99,7%), налог на имущество организаций (130,1, 106,7 и 67,3%), а также межбюджетные трансферты из федерального бюджета (109,5, 117,2 и 91,5%).
Основными источниками роста доходов в первые три месяца 2018 г. стали налоги на прибыль организаций (112,1% к первому кварталу 2017 г.) и на доходы физических лиц (114,0%). При этом темпы роста налога на прибыль в течение всего исследуемого периода существенно превышали темпы роста прибыли организаций. (См. рис. 2.) Очевидно, что такая тенденция не может продолжаться долго, поэтому в последующие месяцы вероятно сниже-
ние динамики поступлений этого налога в региональные бюджеты.
Поступления акцизов (98,5%), а также налога на имущество (81,2%), напротив, уменьшились.
В территориальном разрезе ситуация с поступлением совокупных доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ неоднородна, но стоит отметить, что в первом квартале текущего года они росли достаточно равномерно.
Если же говорить о федеральных округах, то лидерами роста здесь стали Уральский и Дальневосточный округа, где соответствующие темпы составили 111,0 и 112,0%. В отстающих оказался Южный ФО с темпами роста 99,5%. Однако зачастую средние показатели по федеральному округу формируются на основе показателей одного-двух крупных регионов и не отражают ситуацию в большинстве субъектов округа. Так, в «отстающем» Южном федеральном округе у 63% регионов темпы роста бюджетных доходов превысили 110%, тогда как в среднем по всем субъектам округа составили 31%. Если исключить влияние отдельных территорий на общую картину и
Рис. 2. Темпы роста поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов РФ и прибыли прибыльных организаций, в % к аналогичному периоду предыдущего года
-Прибыль прибыльных организаций -Налог на прибыль организаций
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.
86 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 7 • ИЮЛЬ-АВГУСТ 2018
рассматривать только регионы, темпы роста доходов которых превысили уровень инфляции, то здесь показатели всех федеральных округов были близки и находились в интервале от 71 до 83%.
Относительная равномерность темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ наблюдалась и при распределении регионов по уровню бюджетной обеспеченности. По темпам роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов наименее обеспеченные регионы (темп роста за исследуемый период - 100,4%) продолжали отставать от более обеспеченных (107,3 и 108,3% соответственно у средне- и высокообеспеченных регионов).
Предварительные данные об исполнении региональных бюджетов за первые четыре месяца 2018 г. показывают восстановление высоких темпов роста доходов после мартовского снижения.
Расходы
Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2018 г. составили 108,4% к тому же периоду 2017 г. и в целом повторяли динамику доходов: в январе, феврале и марте показатели роста расходов составили соответственно 114,9, 109,6 и 103,9%, что согласуется с предположением о влиянии выборов на высокий уровень расходов в январе-феврале.
Прирост расходов субъектов РФ по итогам первого квартала текущего года наблюдался в 78 регионах, а в 75 из них он превысил уровень инфляции за этот же период.
Рассматривая структуру расходов региональных бюджетов (см. таблицу), можно отметить некоторое увеличение доли расходов на общегосударственные вопросы, охрану окружающей среды, культуру и здравоохранение. Продолжающееся уменьшение расходов на обслуживание государст-
Функциональная структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом квартале 2018 г.
Раздел бюджетной классификации расходов Изменение: 1кв. 2018 г. в% к I кв. 2017 г. Доля в общем объеме расходов, в %
I кв. 2017 г. I кв. 2018 г.
Расходы бюджета - всего 8,4 100,0 100,0
Общегосударственные вопросы 12,7 6,3 6,5
Национальная оборона 9,9 0,0 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9,3 1,0 1,0
Национальная экономика 8,6 14,0 14,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,2 8,3 7,7
Охрана окружающей среды 47,3 0,3 0,4
Образование 8,6 28,0 28,1
Культура и кинематография 20,0 3,6 4,0
Здравоохранен ие 14,5 7,9 8,4
Социальная политика 6,9 26,0 25,7
Физическая культура и спорт 12,0 2,3 2,3
Средства массовой информации 21,5 0,5 0,5
Обслуживание государственного и муниципального долга
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
венного долга связано как с сохраняющейся высокой долей бюджетных кредитов в структуре долга, так и с постепенным снижением процентных ставок.
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
По итогам первого квартала 2018 г. государственный долг субъектов Российской Федерации сократился по сравнению с началом года
на 2,2%, а относительно марта прошлого года — на 0,7%, до 2,26 трлн. руб. Отношение долга регионов (на 1 апреля текущего года) к их налоговым и неналоговым доходам снизилось (по сравнению с тем же периодом 2017 г.) с 30,0 до 27,8%. В немалой степени этому способствовали как относительно высокие темпы роста собственных доходов региональных бюджетов, так и меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию регио-
Рис. 3. Динамика государственного долга субъектов РФ с различным уровнем бюджетной обеспеченности, млрд. руб.
2500
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)
Источник:; рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
Рис. 4. Динамика государственного долга субъектов РФ относительно налоговых и неналоговых доходов, в %
-Все субъекты РФ -Высокообеспеченные регионы (12)
---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (32)
Источник рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
88 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 7 • ИЮЛЬ—АВГУСТ 2018
нальных властей к проведению жесткой бюджетной политики.
Долг высоко- и среднеобеспеченных регионов как в номинальном выражении, так и относительно доходов региональных бюджетов в годовом выражении также снижался. Долг же низкообеспеченных регионов, напротив, несколько вырос, так что по итогам года может сохраниться тенденция к повышению их долговой нагрузки (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам региональных бюджетов). (См. рис. 3 и 4.)
К концу первого квартала 2018 г. в структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых превысила 50%. Кредиты кредитных организаций, в 2014 и 2015 гг. державшие лидерство в структуре регионального долга, уступили место ценным бумагам, доля которых увеличивается второй год подряд. (См. рис. 5.)
В перспективе в соответствии с графиком реструктуризации бюджетных кредитов их объем и доля в общем объеме долговых обязательств регионов будут сокращаться, пере-
ходя в основном в ценные бумаги и в меньшей степени — в банковские кредиты. При этом на фоне снижения процентных ставок и доходности ценных бумаг можно ожидать сохранения (или даже некоторого уменьшения) расходов на обслуживание долга регионов.
Многие регионы далеки от решения долговой проблемы. Так, число субъектов РФ, отношение государственного долга которых к объему доходов превышает 100%, за последние 12 месяцев1 осталось равным 7. Причем в Республике Мордовия данный показатель приблизился к 250%, что связано не только с ростом государственного долга этого субъекта РФ, но и с низкими темпами увеличения доходов республиканского бюджета в первом квартале 2018 г.
Дальнейшая динамика региональных бюджетов с точки зрения их сбалансированности, а также структуры их расходов будет зависеть от реализации нового майского указа Президента в плане распределения дополнительных расходных обязательств между Федерацией и регионами. ■
Рис. 5. Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу
шм
со
m о
с Бюджетные кредиты ■ Ценные бумаги
Источник: рассчитано по данным Минфина России.
] Кредиты от кредитных организаций I Государственные и муниципальные гарантии
1 С конца марта 2017 г. по конец марта 2018 г.