УДК 623.4(470.5) (091) Н.А. Родионов
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ*
Рассматриваются исторические аспекты, основные хронологические этапы химической демилитаризации России, место и участие в ней Удмуртской Республики. В центре внимания проблемы истории складывания и результаты межгосударственного сотрудничества в сфере уничтожения оружия массового поражения.
Ключевые слова: химическое оружие, международное сотрудничество, химическая демилитаризация России, Удмуртская Республика, Камбарка, Кизнер.
Глобальные и региональные проблемы развития и выживания человечества во второй половине ХХ - начале XXI в. сосредоточились на решении насущных вопросов ограничения гонки вооружений и разоружения. Огромные запасы произведенного и накопленного оружия массового уничтожения, в том числе и химического, в современный период создали крайне взрывоопасную ситуацию. На рубеже двух столетий особенно актуализировались вопросы химической демилитаризации России, которые и сегодня остаются наиболее острыми. Они широко обсуждаются на самых разных уровнях, стали предметом важных двух- и многосторонних переговоров, заключенных договоров и соглашений по вопросам ликвидации химического оружия с участием России и зарубежных государств. В 1993 г. усилиями мирового сообщества был сделан беспрецедентный шаг: состоялось подписание «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении». Российская Федерация как правопреемница СССР в числе первых среди других государств подписала этот международный документ.
В XX в. в СССР было налажено массовое производство химического оружия. За прошедшие десятилетия химические предприятия выпустили большое количество опасной продукции. Значительные запасы химического оружия были сосредоточены в разных местах, в том числе на территории Урала. Во второй половине XX в. одним из крупных центров размещения химического оружия стала Удмуртия. В 1980-1990-е гг. отечественные запасы химического оружия были рассекречены и начались подготовительные работы к его уничтожению. Причем еще на первоначальном этапе было принято важное и принципиальное решение: вопросы ликвидации запасов смертоносного оружия в России возможно решить только на межгосударственном уровне, с широким международным участием.
История химической демилитаризации России - значимая научная проблема, многие аспекты которой сегодня вызывают повышенный интерес российских и зарубежных исследователей и актуализируют ее изучение. Уничтожение химического оружия как глобальный проект предусматривает участие большого количества государств. В этой связи представляется важным рассмотреть основные направления и формы взаимного сотрудничества в сфере ликвидации угрозы человечеству от оружия массового уничтожения. Вполне очевидна и необходимость специального изучения темы химической демилитаризации России в международном контексте на региональных материалах. Освещение данной проблемы позволит расширить наши представления об истории внешних связей Урала и Удмуртской Республики, производственно-технического сотрудничества с зарубежными деловыми партнерами, продемонстрирует участие региональных субъектов в решении глобальных вопросов современности, прежде всего борьбы за мир, запрещение оружия массового уничтожения, разоружение и укрепление экологической безопасности.
Проблемы химического разоружения России рассматриваются в трудах Н. С. Антонова, Н. И. Калининой, Л. А. Федорова и др. [16-18; 21; 22]. Однако анализ историографии позволяет заключить, что исторические аспекты размещения химического оружия в территориальных субъектах СССР/России освещены пока слабо. Выявленные работы показывают, что специальное изучение вопросов международного сотрудничества в сфере химической демилитаризации России на региональ-
* Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», проект № 12-П-6-1009 «Социальная динамика российской периферии: традиции и инновации (ХУ-ХХ вв.)».
2013. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
ном уровне, на материалах Удмуртской Республики - крупнейшего центра размещения химического оружия, также еще не проводилось. Необходим анализ и наиболее важных двух- и многосторонних договоров и соглашений по вопросам ликвидации химического оружия с участием России, региональных субъектов (Урал, Удмуртская Республика) и зарубежных государств. В целом обозначенная тема нуждается в отдельном монографическом исследовании.
В данной статье поставлены следующие задачи: раскрыть вопросы определения территории Удмуртии для складирования и размещения химического оружия, показать предысторию уничтожения химического оружия в 1950-1960-е гг. на Камбарском химическом арсенале. Главное внимание сосредоточено на рассмотрении содержания и основных форм международного участия в работах по подготовке ликвидации химического оружия (прием и деятельность иностранных делегаций, инвестиции, предоставление технико-технологической помощи, поставка оборудования и материалов).
Из истории размещения химического оружия на территории Уральского региона
В 1920-1930-е гг. и в период Второй мировой войны в разных частях СССР были созданы арсеналы и базы для складирования продукции военных предприятий. Известно, что в условиях военного времени в тыловых районах страны размещались многочисленные склады боевого и интендантского снабжения. Ряд военных объектов: склады № 813, 2329, 3433, базы № 67 и № 136 ГВХУ НКО СССР во время войны и после ее окончания были сосредоточены на территории Удмуртии - в Вот-кинском, Камбарском, Кизнерском, Мало-Пургинском районах [2. Д. 73. Л. 13, 13об., 14].
История появления химического оружия в Удмуртии связана с началом Великой Отечественной войны. Причины определения ее территории в качестве места для складирования и размещения продукции предприятий, выпускавших боевые химические вещества, пока недостаточно ясны ввиду закрытости источников. С определенной долей уверенности можно только предположить, что решение об использовании земельного пространства республики для химических арсеналов было связано с действием геополитического фактора и учетом стратегических соображений, в частности с тыловой отдаленностью от фронта, наличием прямых железнодорожных путей доставки химического оружия при его необходимости к районам боевых действий. Возможно, большое значение имело и нахождение на Урале и по соседству, на территории Татарии, химических производств, в частности на Бон-дюжском заводе, а также в Казани.
Места складирования химического оружия были режимными территориями. Еще до начала Великой Отечественной войны (17 марта 1937 г.) принимается совместное постановление ЦИК и СНК СССР «О запретных зонах и запретных районах при складах Народного комиссариата обороны Союза ССР и Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР». Запретный район определял окружающую склад территорию радиусом до 5 км от его наружной ограды. Запретная зона охватывала земельный участок, непосредственно примыкавший к месту расположения склада, шириной для помещений, где хранятся взрывчатые и отравляющие вещества, - до 400 м от их внешней стороны. В зависимости от местных условий в пределах запретной зоны могли быть установлены те или иные ограничения.
На территории Удмуртии были определены два основных пункта (складские базы) для химического оружия - рабочие поселки (раб. п.) Камбарка (город с 1945 г.) и Кизнер. Первой по времени складирования и обустройства стала юго-восточная часть Удмуртии. Предпосылки возникновения одного из самых крупных отечественных центров хранения химических отравляющих веществ относятся к 1941 г., когда в раб. п. Камбарка был размещен склад (база) № 136 химического имущества ГВХУ НКО СССР со ст. Очаково (Московская область) с производством специального назначения для снабжения РККА. Оборудование из Подмосковья стало прибывать в Камбарку уже в июне-июле 1941 г. [14. С. 245, 382]. Эвакуированный объект первоначально базировался на территории бывшего литейно-механического завода Наркомлеса СССР. Осенью 1941 г. здесь началось обустройство производственных и складских помещений, а в ноябре было развернуто изготовление химического снаряжения, техники, военно-химического обмундирования [8]. В декабре 1941 г. на объекте стали принимать первые партии боевого отравляющего вещества - люизита. В октябре 1944 г. производство было переведено на новую территорию в окрестностях раб. п. Камбарка. Под склад-предприятие был отведен земельный участок площадью в 587,5 га в 248, 306, 308, 310 и 311 лесных кварталах.
В завершающий период войны продолжалось формирование производственной и социальной инфраструктуры режимного объекта. В его состав входили чугунолитейный, кузнечный, механосборочный, столярно-модельный цеха и электростанция на 450 кВт. Склад работал на привозном (ураль-
ском) сырье. Были построены два гаража, пять жилых домов, казарма для размещения бойцов, общежитие для офицеров, контора, магазин, склады, баня, прачечная, водопровод протяженностью 3 500 м. Кроме этого, на территории склада (базы) № 136 имелись больница, медпункт, парикмахерская, вечерняя школа для взрослых, детсад, библиотека. На 1945 г. проектом предусматривалось завершить мон-тажно-строительные работы, увеличить мощность электростанции до 750 кВт, построить дом управления склада и клуб на 1 500 мест [14. С. 239, 240]. В 1950-е гг. на объекте были возведены стационарные наземные кирпичные склады для хранения боевого отравляющего вещества кожно-нарывного действия - люизита. Всего было построено пять наземных хранилищ с бетонным основанием, в которых размещалось 80 металлических емкостей (цистерн) по 50 м3. В целом на Камбарском арсенале было сосредоточено 6 349 т люизита - более 90% общегосударственных запасов данного вида отравляющего вещества, или 15,9% от всех запасов химического оружия СССР/Российской Федерации [9].
Другим известным сегодня в России и за ее пределами центром размещения химического оружия стал раб. п. Кизнер на юго-западе территории Удмуртии. Определение нового места для складирования химического оружия было связано, очевидно, с благоприятной транспортной инфраструктурой, прежде всего с наличием железнодорожной магистрали Москва-Свердловск, доставка и отправка опасного груза по которой не вызывали особых проблем.
Первоначально на военной базе в окрестностях Кизнера складировали обычные боеприпасы. Необходимость размещения здесь нового объекта и создания соответствующей инфраструктуры была определена принятым распоряжением Совета министров СССР от 30 декабря 1946 г. Документом предусматривалось обязать Главлесоохрану при Совете министров СССР отвести в постоянное пользование из гослесфонда в кварталах № 170, 171 и 173 Кизнерского лесничества Кизнерского лесхоза 102 га земли для расширения территории Центральной военной базы № 2329 Главного артиллерийского управления Вооруженных сил СССР с вырубкой деревьев только под габариты зданий и проезды [2. Д. 72. Л. 159]. В последующий период возможности объекта увеличились. С 1954 г. на военную базу на хранение стали доставлять снаряды, начиненные отравляющими веществами. Таким образом, в раб. п. Камбарка и Кизнере было создано два крупнейших арсенала для складирования и размещения боевых отравляющих химических веществ. В целом в республике находилось на хранении около 30% запасов химического оружия России. И если Камбарский арсенал располагал ипритом и люизитом, то Кизнерское хранилище обеспечивало сохранение снарядов с боевыми отравляющими веществами зорином, зоманом и газами группы УХ. Основные хранилища запасов отечественного химического оружия продолжительное время были строго засекречены и оставались в таком положении вплоть до конца 1980-х гг.
Химическое оружие как основная составляющая в проблеме современного разоружения
История химического разоружения насчитывает не один десяток лет. Еще в марте 1928 г. ЦИК Союза ССР постановил утвердить акт о присоединении СССР к международному протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств [4]. В последующие десятилетия был накоплен огромный арсенал химического оружия как в нашей стране, так и за рубежом. Запасы оружия были таковы, что дальнейшее движение в этом направлении серьезно осложняло межгосударственные отношения, объективно возникли проблемы обеспечения сохранения, а также ликвидации химических арсеналов.
В целом история отечественного химического разоружения и сотрудничества СССР/России с зарубежными странами в этом процессе, как и участие в нем Удмуртской Республики, хронологически может быть разделена на три больших периода: 1) 1920 - 1960-е гг., 2) конец 1980-х - 1990-е гг., 3) начало XXI в.
После окончания Второй мировой войны на арсеналах Удмуртии развертываются первые мероприятия по уничтожению химического оружия. В 1950-1960-е гг. такое оружие сжигалось открытым способом. На объекте в Камбарке, по воспоминаниям медицинского работника В.П. Никольской, промывкой (дегазированием) ржавых цистерн занимались военнослужащие. Работу солдаты выполняли в спецкомбинезонах. Однако подобное оснащение не могло полностью обеспечить безопасность и защиту персонала. В результате, по сообщениям местных средств информации, среди участников таких работ были «.нередко и пораженные» [6]. Несовершенство применявшихся в этот период технологий, нарушения условий безопасности, неэффективность индивидуальных средств защиты и т. д. приводили к ухудшению здоровья работников, занятых обеспечением хранения или уничтожением боевых отрав-
2013. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
ляющих веществ [6; 14. С. 239, 255, 256, 324-326]. Происходили и крупные аварии, когда, например, при транспортировке к складу произошел взрыв одной из цистерн с отравляющим веществом ХАФ (хлорацетофенол). Среди участников начального этапа ликвидации химического оружия в Камбарке в 1950-1960-е гг. были М. Г. Шаимов, И. С. Лихачев, А. П. Петров, Г. И. Исламов, В. И. Шоломов, Н. В. Сяськина, Е. В. Кондакова, А. М. Серегин, Н. В. Харитонов и другие [6; 14. С. 256].
В послевоенный период процессы разоружения и ограничения стратегических наступательных вооружений между СССР и США охватили разные классы оружия массового уничтожения. Одновременно они резко обозначили социальные аспекты. Вопросы мира и разоружения становятся острейшей политической и общественной проблемой, усиливается и ее региональная составляющая. Повсеместно начались выступления за запрещение атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения. В СССР расширяются протестные действия. Общественные выступления в 1970-1980-е гг. выливаются в мощное движение сторонников мира [1. Д. 354. Л. 24, 78, 80; Д. 349. Л. 21-23; 2, Д. 1. Л. 80; 19. С. 206-217]. В Удмуртии, на Урале, как и в целом по стране проводятся различные миротворческие акции [20. С. 129-148].
В конце ХХ в. особенно с рассекречиванием химических арсеналов в СССР и за рубежом общими для всего человечества становятся проблемы химического разоружения, охраны окружающей среды, растет движение за обеспечение экологической безопасности на земле. В 1980-1990-е гг. начинается новый этап в истории химического разоружения. Целый ряд важных решений был принят в этот и последующий периоды на межгосударственном и правительственном уровнях. В сентябре 1989 г. было сделано совместное советско-американское заявление по химическому оружию [7]. В соответствии с международными обязательствами правительство Российской Федерации 22 марта 1995 г. принимает постановление «Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района Удмуртской Республики». Предусматривалось, в частности, строительство к 2000 г. объекта по уничтожению отравляющих веществ и терминала по освобождению крупнотоннажных емкостей с люизитом, проектирование и строительство производственных коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры, осуществление комплекса мероприятий по защите окружающей среды и охране здоровья населения. Однако финансирование работ оказалось под угрозой срыва. В 1995 г. из 15 571 млн. руб. Камбарскому району было выделено только 450 млн. руб., или 2,9 % от запланированной суммы.
На первом этапе подготовки к ликвидации химического оружия на территории Удмуртской Республики с международным участием возник целый ряд препятствий. Наиболее острой проблемой было отсутствие региональных управленческих и организационных ведомств. В регионе в срочном порядке создаются соответствующие структуры. Так, 11 мая 1993 г. утверждается временное положение о Комитете по конвенциальным проблемам химического оружия при Совете министров Удмуртской Республики. Другой, не менее острой проблемой для региональной и муниципальной власти стало развернувшееся протестное движение против строительства на территории Камбарского района объекта по уничтожению химического оружия (ОУХО). Сессия Камбарского городского Совета в апреле 1992 г. принимает решение о запрещении такого строительства. Однако администрация района отклоняет протестные постановления и дает согласие на подготовку технико-экономического обоснования, на проведение конкурса по разработке технологий уничтожения люизита. 21 февраля 1995 г. Камбарская районная экологическая конференция вновь обращается к райсовету с решением о проведении референдума по вопросам строительства ОУХО. И снова, вопреки ожиданиям населения, обращение специалистов, экологов и общественности осталось незамеченным муниципальной властью. Поддерживая акции протеста населения, рабочих и служащих города, трудовой коллектив Камбарского машиностроительного завода на собрании 30 ноября 1995 г. обратился к внеочередной сессии районного совета народных депутатов с предложением о запрещении возведения ОУХО [5]. Однако, несмотря на протестные выступления, в марте 2003 г. развертывается полномасштабное строительство объекта по ликвидации химического оружия.
Проблемы уничтожения химического оружия в рассматриваемый период продолжали регулярно обсуждаться на межгосударственном, российском, региональном и местном уровнях, на различных встречах политиков, ученых и производственников. В 1992 г. в США выезжала российская делегация во главе с академиком Н. Кунцевичем, в составе которой были и представители Удмуртии (В. Гуров, В. Коняшин, В. Лоншаков). Делегация познакомилась с работой американских заводов по ликвидации отравляющих веществ.
Активное участие в реализации программы по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации стали принимать научные работники. Ученые г. Ижевска в марте 1991 г. выступили с открытым письмом против строительства на территории республики завода по уничтожению химического оружия. В мае 1993 г. в Москве состоялась первая российская конференция по экологическим и медицинским проблемам Конвенции и международных соглашений по запрещению химического оружия. В 1996 г. в г. Ижевске была проведена всероссийская конференция с участием иностранных специалистов «Химическое разоружение - 96. Экология и технология, CHEMDET -96». В 2000 г. здесь состоялась вторая по счету всероссийская конференция по этой проблеме.
С начала 90-х гг. ХХ в. большое место вопросам уничтожения химических запасов в Удмуртии стали уделять зарубежная и российская центральная пресса, радио и телевидение. Так, всестороннее обсуждение острой проблемы развернулось на страницах «Российской газеты». Вопросы взаимного сотрудничества России, Удмуртии и зарубежных стран в сфере химического разоружения в конце ХХ - начале XXI в. регулярно стали освещать также республиканские и муниципальные периодические издания - «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда», «Советской Удмуртия» («Советская Удмуртия»), «Удмурт дунне», «Новое время Удмуртии», «День», «Камская новь» (Камбар-ка), «Новая жизнь» (Кизнер) и др. Камбарский химический арсенал посетили работники телевидения Германии, журналисты США и представители СМИ других государств.
Характерной особенностью 90-х гг. XX в. стали усилия иностранных государств по оказанию содействия и помощи в решении проблем химического разоружения в России, по вовлечению в этот процесс центров и территорий, на которых складировалось химическое оружие. Подготовка к разоружению происходила при активном участии и постоянном контроле со стороны международных партнеров.
Налаживается сотрудничество с рядом государств, которые взяли на себя часть расходов по ликвидации химического оружия в России. Уже в самом начале 90-х гг. XX в. на территории Удмуртии состоялись первые встречи с иностранцами. В Камбарке в августе 1990 г. побывала делегация американских специалистов, занимающихся вопросами запрещения и ликвидации химического оружия. Зарубежные партнеры занялись выполнением программы технического обеспечения химического разоружения. По росссийско-германскому соглашению от 16 декабря 1999 г. начались поставки технологического оборудования на химические объекты. В 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. вопросы строительства завода по ликвидации люизита неоднократно обсуждались на встречах с германскими представителями. В частности, вместе с партнерами из Германии предусматривалось построить установку по обезвреживанию химических отходов.
В конце XX - начале XXI в. укрепляются деловые контакты Удмуртской Республики и с представителями других государств. Среди первых была и группа шведских экспертов-экологов под руководством М. Конберга. В 1994 г. она провела в Камбарке теоретические исследования по проблеме ликвидации возможных последствий при переработке люизита. Совместно со шведами в 1998 г. здесь создан информационно-профилактический центр. Делегация шведских специалистов, занимающихся проблемами уничтожения химического оружия, в 2000 г. вновь побывала на Камбарском арсенале. В ноябре 1999 г. Камбарку посетила международная инспекция из представителей 7 государств: Канады, Кубы, Пакистана, Польши, России, Украины, США. Другой деловой визит, связанный с пребыванием здесь в 2001 г. шведско-финской делегации, предусматривал поиск перспективных направлений дальнейшего сотрудничества. В сентябре 2001 г. в Камбарке работала группа специалистов из Швейцарии. В ее составе были представители министерства обороны Бернар Жанн и Xайнер Штауб и министерства иностранных дел Лукас Розенкраф. Иностранцы изучали возможности оказания помощи районам, где предполагается уничтожение химического оружия [14. С. 324-331]. В свою очередь представители Удмуртской Республики выезжали на международные встречи за границу. В 2003 г. в научном форуме по вопросам утилизации химического оружия в г. Люнебург (Германия) участвовал доктор технических наук, профессор УдГУ В.М. Колодкин.
В начале XXI в. развернулось строительство нового объекта по уничтожению люизита в Камбарке, 13 декабря 2005 г. на предприятии начала работу Государственная приемочная комиссия. В ночь с 20 на 21 декабря состоялся пробный пуск первого комплекса, в ходе которого была уничтожена начальная партия (1 759 кг) люизита. 1 марта 2006 г., после трех лет строительства, завод по уничтожению химического оружия в Камбарке был полностью введен в действие. Пуск завода в ежегодном докладе Президента УР Государственному совету УР «О положении в республике» (27 апреля
2013. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
2007 г.) был назван «...событием международного масштаба» [15. С. 669, 725]. Ввод в действие нового предприятия в Удмуртии был встречен неоднозначно. Он вызвал определенную озабоченность на локальном уровне, особенно среди жителей Камбарки, серьезно обеспокоенных за свое здоровье.
Новое производство постепенно наращивало темпы работы. Если к началу июля 2006 г. в Кам-барке было уничтожено 600 т люизита, то к 20 апреля 2007 г. - 3 300 т опасного продукта, а к сентябрю 2008 г. ликвидация основных запасов химического оружия (около 97%) была закончена. Международные инспекторы, находящиеся здесь на постоянной основе с декабря 2005 г., подписали соответствующий документ о завершении мероприятий по уничтожению всего камбарского люизитного запаса [12; 13].
Строительство и ввод в эксплуатацию завода по уничтожению люизита в Камбарке является одним из примеров тесного российско-германского производственно-технического и финансового сотрудничества. Германия оказала значительное содействие в сооружении предприятия. Сумма, предоставленная этой страной, достигла к весне 2007 г. 150 млн. евро [10; 11], что составило 17% от общего объема капитальных вложений. Небольшую часть финансовых средств (3 %) внесли Евросоюз, Нидерланды, Финляндия, Швейцария и Финляндия. Российская сторона взяла на себя 80% всех основных расходов.
В конце ХХ в. определенную известность в России и за рубежом приобрел другой крупный центр хранения химического оружия - поселок городского типа Кизнер. Химический арсенал здесь был рассекречен в 1997 г. За короткий срок о нем узнали в Великобритании, Италии, Норвегии, США и других странах. Он, как и Камбарка, становится местом визитов и переговоров с целью установления приемлемых форм сотрудничества с зарубежными государствами. В 1990-е гг. Кизнер начинают посещать деловые представители из стран Западной и Северной Европы, а также США. В сентябре 1998 г. в Киз-нерском арсенале побывала английская делегация в составе специалистов по контролю над нераспространением оружия массового уничтожения, а также менеджеров в сфере демилитаризации. С целью изучения экологической обстановки и состояния здоровья населения в Кизнере в 1999 г. было налажено сотрудничество между Центром окружающей среды и профессиональных заболеваний Национального госпиталя г. Осло (Норвегия), Удмуртским центром Госсанэпиднадзора и Ижевской государственной медицинской академией. Сотрудничество между заинтересованными сторонами развивалось на договорной основе.
В марте 2006 г. с визитом в Кизнере были руководитель программы помощи России в химическом разоружении Министерства обороны Великобритании Джеймс Харрисон и главный менеджер программы химического разоружения МИД Канады Тревор Смит. Иностранцы побывали на месте строительства будущего завода по уничтожению химического оружия и заявили, что Великобритания и Канада рассматривают вопрос об инвестициях в новое предприятие. В июле 2006 г. Великобритания объявила о своем участии в третьем этапе уничтожения химического оружия. Английская сторона вновь выразила намерение оказать содействие в сооружении объекта по уничтожению химического оружия в Кизнере. В совместном тендере с Канадой, а также с другими странами-донорами предусматривалось финансировать закупку оборудования для двух корпусов объекта по уничтожению химического оружия и создание системы энергообеспечения. Канада оставалась к концу 2009 г. одним из активных участников предоставления финансовой помощи для осуществления кизнерского проекта [12]. Всего к началу 2007 г. в программе оказания международного содействия России в сфере химического разоружения участвовало 16 государств: ФРГ, Великобритания, Италия, Канада, Франция, США, Финляндия, Япония и другие [10]. В целом Россия продолжала стремиться к более активному иностранному содействию в ликвидации химического оружия к строго определенному сроку - 29 апреля 2012 г.
Химическое разоружение в 90-е гг. ХХ в. - первое десятилетие ХХ1 в. резко обозначило проблему охраны природных ресурсов, чистоты окружающей среды. Экологическая составляющая в химическом разоружении получила свое отражение в деятельности государственных и ведомственных органов. В 1990-е гг. проблемы экологии были в компетенции Удмуртского республиканского Комитета по охране окружающей среды. В этот период при его содействии образовательные учреждения участвовали в международных проектах «GLOBE» и «ROLL». Одновременно формируется общественное движение, которое охватывает широкие социальные и возрастные слои населения. Большую информационно-разъяснительную работу по экологическим проблемам глобального и регионального масштабов стал проводить Зеленый Крест Удмуртской Республики.
Негативные явления, связанные с загрязнением природы, как отмечалось на одном из совещаний представителей предприятий оборонного комплекса Удмуртской Республики по вопросам конверсии в январе 1991 г., являются во многом следствием работы самих отраслей данного комплекса. Имелись факты залповых выбросов в канализационные коммуникации стоков с промышленных предприятий, содержащих большое количество солей тяжелых металлов: хром, цинк, медь и др. В частности, сбросы мышьяка в р. Каму в 2006 г. осуществлял завод по утилизации химического оружия в Камбарке. Расширяющиеся на предприятии работы увеличивали среди местного населения определенное беспокойство и тревогу за его потенциальное деструктивное воздействие на природу и экологическую обстановку. Таким образом, население Удмуртской Республики, проживающее в центрах хранения химического оружия, в определенной степени оказывалось его заложником.
Из представленных материалов можно сделать ряд выводов. Критическая масса накопленного в мире химического оружия в конце XX в. остро поставила вопрос о его ликвидации. После рассекречивания арсеналов химического оружия в СССР/России и с вступлением в действие «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении» (1993 г.) началась целенаправленная подготовка к освобождению от опасного класса оружия массового уничтожения. Работа в этом направлении развернулась в России с международным участием и привлечением субъектов, на территории которых прежде складировалось и размещалось химическое оружие. В таких условиях химическая демилитаризация территории Удмуртской Республики превратилась из региональной в общероссийскую проблему, приобрела международный масштаб.
С вхождением Удмуртской Республики в межгосударственную программу по ликвидации химического оружия наступил современный этап в истории развития ее внешних связей. В процессе участия в химическом разоружении складываются партнерские отношения, укрепляется деловое сотрудничество между зарубежными государствами и Удмуртской Республикой. Вскоре после ее «открытия» начались первые посещения республики иностранными делегациями, группами и отдельными представителями. «Ознакомительное» сотрудничество иностранной стороны с Удмуртской Республикой в конце 1980 - начале 1990-х гг. по программе химического разоружения перешло затем на новый, более качественный уровень, стало наполняться конкретным содержанием. Именно в последующий период было заключено наибольшее количество различных договоренностей и соглашений. В современный период сотрудничество Удмуртской Республики осуществляется в рамках договоров и соглашений, подписанных между Российской Федерацией и иностранными государствами. В этих условиях удмуртский вектор участия в сотрудничестве России с зарубежными странами приобретает особое значение.
Участие Удмуртской Республики в программе химического разоружения расширило географию межгосударственного сотрудничества, стимулировало развитие международных общественных связей. Укрепляется побратимское движение. В республике и за границей появляются новые города-побратимы - Камбарка и Туел (штат Юта США), расширяется взаимный обмен делегациями.
Вместе с тем химическое разоружение пока не стало для Удмуртской Республики благоприятным внешним фактором, обеспечившим ей какие-либо крупные зарубежные инвестиции. Европейский союз вместе с Германией и другими странами-членами ЕС - как отмечал в апреле 2007 г. Марк Франко, глава представительства Европейской комиссии в России, - последовательно выделяли средства на объекты по уничтожению оружия в Камбарке и п. Горный Саратовской области. В целом в 2007 г. иностранная финансовая и техническая помощь нашей стране составляла лишь 4% от затрат на реализацию Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» [10]. При этом визиты иностранных партнеров в Удмуртию и поныне продолжают связываться республиканской властью с получением инвестиций. В муниципалитетах также остаются в ожидании более активного их содействия в развитии социальной инфраструктуры, особенно на территориях размещения химического оружия.
Таким образом, химическое разоружение в России и Удмуртской Республике на рубеже XX-XXI вв. имело своим следствием не только производственные и технико-технологические проблемы. Уничтожение запасов оружия обнажило острые социальные и экологические вопросы, всколыхнуло протестное движение среди населения, серьезно обеспокоенного состоянием своего здоровья и благополучия.
На растянувшемся пути химического разоружения еще есть многочисленные трудности и препятствия. Вопросы демилитаризации экономики Удмуртской Республики, как и России в целом, при условии сохранения основ обороноспособности и национальной безопасности, продолжают оставаться одними из самых актуальных в жизни современного общества. Наша республика сегодня стала
участником в решении глобальных проблем современности - уничтожения химического оружия и обеспечения экологической безопасности. Такое положение Удмуртской Республики в данном процессе усиливает ее значимость в мировом сообществе. Накопленный исторический опыт тесного взаимодействия государств и народов в сфере химического разоружения, практика сотрудничества республики с зарубежными государствами в этом направлении требуют дальнейшего обобщения, изучения и распространения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9539. Оп. 1.
2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. Р-551. Оп. 1.
3. ЦГА УР. Ф. Р-1139. Оп. 1.
4. Ижевская правда. 1928. 9 марта.
5. Известия Удмуртской Республики. 2000. 29 янв.
6. Камская новь (Камбарка). 1994. 27 сент.
7. Правда. 1989. 25 сент.
8. Российская газета. 2005. 11 нояб.
9. Российская газета. 2006. 15 марта.
10. Российская газета. 2007. 28 апр.
11. Российская газета. 2009. 26 июня.
12. Российская газета. 2009. 29 дек.
13. Удмуртская правда. 2006. 4 июля.
14. Камбарка. Документы и материалы. 1741-2002. Ижевск, 2004. 436 с.
15. Хрестоматия по истории Удмуртии. Документы и материалы. 1917-2007. Ижевск, 2007. Т. 2. 772 с.
16. Антонов Н. С. Химическое оружие на рубеже двух столетий. М., 1994. 175 с.
17. Калинина Н. И. Конвенция о запрещении химического оружия: проблемы и перспективы. М., 2004. 136 с.
18. Калинина Н. И. Химическое разоружение России: время «Ч» // Независимое военное обозрение. 2007. № 39 (544).
19. Родионов Н. А. Движение сторонников мира в Удмуртской АССР в 50-80-е годы (к проблеме изучения) // Новые исследования по истории Удмуртии: сб. ст. Ижевск, 1991. С. 206-217.
20. Родионов Н. А. Участие трудящихся Урала в интернациональной кампании Всемирного Совета Мира против подготовки атомной войны (1955 г.) // Из истории общественно-политической жизни Урала в ХХ в.: сб. ст. Ижевск, 1992. С. 129-148.
21. Федоров Л. А. Необъявленная химическая война в России: политика против экологии. М., 1995. 303 с.
22. Федоров Л. А. Химическое оружие в России: история, экология, политика. М., 1994. 120 с.
Поступила в редакцию 22.12.12
N.A. Rodionov
Regional aspects of international cooperation in the sphere of elimination of chemical weapons in Russia
The article is based on the data concerning the Urals and Udmurt Republic and investigates the regional aspects of chemical demilitarization of Russia in the late 20th - early 21st cc. The essence, forms and results of international collaboration on the elimination of the reserves of chemical weapons in this region are researched.
Keywords: chemical weapons, international cooperation, chemical demilitarization of Russia, Urals, Kambarka, Kizner.
Родионов Николай Анатольевич,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Удмуртский институт истории, языка и дитературы УрО РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]
Rodionov N.A.,
candidate of history, senior scientific associate
Udmurt Institute of History, Language and Literature (Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4 E-mail: [email protected]