Научная статья на тему 'Организация ведения социально-гигиенического мониторинга в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия в Удмуртской Республике'

Организация ведения социально-гигиенического мониторинга в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY-ND
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сибагатуллина Н. Г., Попова Т. М., Таланов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация ведения социально-гигиенического мониторинга в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия в Удмуртской Республике»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЗОНАХ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЪЕКТОВ ПО ХРАНЕНИЮ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Н.Г. Сибагатуллшш, Т.М. Попова, М.А. Таланов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике»

Удмуртская Республика относится к числу шести регионов, на территории которых расположены объекты по хранению и уничтожению химического оружия (ХХО и УХО).

Однако из всех регионов только в Удмуртии расположено два объекта -в г. Камбарке и п. Кизнер, где сосредоточено 30 % всего запаса отравляющих веществ (ОВ). В г. Камбарке расположены наземные хранилища ОВ, в которых находится 6340 т люизита, в п. Кизнер - хранилища боеприпасов ОВ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия (зарин, зоман, ви-икс газы, люизит) общим объемом 5600 т.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в г. Камбарке запасы химоружия должны быть уничтожены к 2010 , в п. Кизнер - к 2012 году.

В декабре 2005 г. введен в эксплуатацию объект УХО в г. Камбарке, на котором в 2006 г. уничтожено более 1400 т люизита.

Приоритетом реализации программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» является обеспечение безопасности населения и окружающей среды.

В целях оценки влияния объектов ХХО и УХО на здоровье населения проводится социально-гигиенический мониторинг, который условно можно разделить на три этапа: до ввода в эксплуатацию объекта, во время его эксплуатации и в течение пяти лет после уничтожения запасов ОВ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 1627-р «О распределении обязанностей между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в выполнении международных договоров в области химического разоружения» определены обязанности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Участниками проведения мониторинга на территории размещения объектов по хранению и уничтожению химоружия определены: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Каждое ведомство осуществляет мониторинг в своей области деятельности.

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) в зоне защитных мероприятий (ЗЗМ) объектов ХХО и УХО проводит ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике».

Площадь ЗЗМ определяется расчетным путем и утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Так, площадь ЗЗМ объекта ХХО и УХО в г. Камбарке утверждена в размере 87 км2, в п. Кизнер 510 км2.

В ЗЗМ Камбарского района вошли три населенных пункта с общей численностью населения I8700 человек, в ЗЗМ Кизнерского района - 32 населенных пункта с населением 15980 человек.

В соответствии с нормативными документами была разработана программа проведения социально-гигиенического мониторинга, в которую вошли: обоснование выбора точек мониторинга факторов внешней среды и перечень контролируемых веществ, анализ состояния здоровья населения, проведение социологических исследований, информирование населения о результатах СГМ.

С 2004 I. организован регулярный лабораторный и инструментальный контроль качества среды обитания человека в названных районах.

В течение 2004 и 2005 гг. получены фоновые данные. С 2006 г. в Камбарке начался 2-й этап СГМ - мониторинг факторов внешней среды и здоровья населения в период действия объекта.

Мониторинг факторов внешней среды включает контроль качества атмосферного воздуха, воды из источников водоснабжения, водоемов рекреационного назначения и систем водоснабжения, почвы селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий, пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Определены точки отбора проб из внешней среды и их геофафические координаты:

в Камбарском районе 6 точек отбора атмосферного воздуха. 6 точек отбора почвы (совмещены), 27 точек отбора воды. 8 точек отбора пищевых продуктов:

в Кизнерском районе - также по 6 точек отбора атмосферного воздуха и почвы. 22 точки отбора воды, 8 точек отбора пищевых продуктов.

Определен перечень веществ, подлежащих контролю, для каждой точки наблюдения. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (ФГУЗ ФЦГиЭ) утвердил «Программу проведения социально-гигиенического мониторинга в ЗЗМ объектов ХХО и УХО».

Санитарно-химическая лаборатория оснащена необходимым оборудованием для проведения исследований, предусмотренных «Программой».

В рамках Госконтракта нами приобретена автомашина ГАЗ 22177 «Бар1узин», в которой оборудована передвижная автолаборатория. В машине установлены метеостанция, газоанализаторы для определения в атмосферном воздухе окиси углерода, окислов азота, сернистого газа, сероводорода, аэрозольных частиц, что позволяет ускорить проведение исследований и отбор проб в соответствии с «Программой». Это очень существенно, так как расстояние до г. Камбарки составляет 120 км, до п. Кизнер - 180 км; кроме того, осуществляются дополнительные переезды от одной точки отбора до другой.

Учитывая общепромышленные загрязняющие вещества и продукты детоксикации химоружия, приоритетному контролю в атмосферном воздухе подлежат 10 веществ.

В ЗЗМ г. Камбарки в 2004—2006 гг. проведено 5878 исследований атмосферного воздуха, в п. Кизнер — 5715.

Но результатам исследований проведена оценка суммарного загрязнения атмосферного воздуха.

Вода поверхностных водоисточников исследовалась по 25 показателям, источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения - по 18 показателям, водопроводная - по 22 показателям.

В Камбарском районе проведено 5300 исследований воды, в Кизнер-ском районе 3530.

Почва в районах наблюдения исследовалась по 9 показателям. За истекший период было проведено 246 исследований почвы в Камбарском районе и 240 исследований в Кизнерском районе.

Для оценки химического загрязнения пищевых продуктов отбираются продукты, которые входят в рацион питания населения, производятся на предприятиях, расположенных в ЗЗМ, а также овощи, выращенные на сельскохозяйственных полях и приусадебных участках. За три года в Камбарском районе было проведено 228 исследований пищевых продуктов на физико-химический состав, в Кизнерском районе - 499 исследований.

Поскольку на территории населенных пунктов в Камбарском районе установлено 12 базовых станций оповещения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в 2006 г. было проведено 78 замеров уровней напряженности электромагнитного поля, в Кизнерском - 36. Кроме того, проведено 36 замеров уровня шума (по 18 в каждом районе).

Дтя выполнения лабораторных исследований, предусмотренных «Программой», в течение двух месяцев в сезон проводится отбор проб из внешней среды.

Все протоколы санитарно-химических исследований за три года внесены в базу данных автоматизированного средства «Социально-гигиенический мониторинг» (разработчик НПО «Криста»), приобретенного на средства Госконтракта. Кроме того, дополнительно были сформированы отчеты за 2006 г. в предложенных ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора шаблонах Ехе1.

Ретроспективный анализ состояния здоровья населения указанных районов проведен за период с 1999 по 2003 г., т. е. до ввода объектов УХО в эксплуатацию, и отслеживается в динамике ежегодно.

Анализ онкологической заболеваемости и смертности от указанных заболеваний проведен за 15 лет - с 1989 г.

Были сделаны расчеты и выведена регрессионная модель многолетней динамики заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований, проведено среднесрочное экстраполяционное прогнозирование на ближайшие два года.

Кроме того, проведена оценка реального риска развития онкологических заболеваний, оценка эпидемиологического риска здоровью взрослого населения, интегральная оценка состояния здоровья населения Камбарского и Кизнерского районов.

Дополнительная информация о состоянии здоровья населения и влияющих на него факторов была получена в ходе социологических исследований, проведенных в 2004 г. в Камбарке и в 2005 I. в п. Кизнср. В каждом случае было опрошено по 500 респондентов, отобранных методом случайной маршрутной выборки.

Полученные данные о качестве внешней среды и состоянии здоровья населения свидетельствуют о том, что за три года не выявлено ухудшения качества внешней среды и состояния здоровья населения. Выводы о влиянии объектов УХО на здоровье можно сделать только после завершения всех этапов работ и проведения оценки риска для здоровья населения.

Учитывая высокую социальную значимость объектов по хранению и уничтожению химоружия и пристальное внимание к ним со стороны общественности, информация о результатах мониторинга регулярно доводится до населения. Материалы размещаются в местных газетах, специальных информационных листах, передаются в региональное отделение «Российского Зеленого Креста», общественную приемную.

В ходе работы по ведению социально-гигиенического мониторинга в зоне защитных мероприятий возникли серьезные проблемы с получением информации от других ведомств, осуществляющих мониториш внешней среды в промышленной и санитарно-защитной зонах.

Только с января 2007 г., после вмешательежа Правительства Удмуртской Республики и принятия соответствующего решения, в наш адрес стала поступать необходимая информация от Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению ХО.

В условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), важной составляющей является финансовое обеспечение социально-гигиенического мониторинга, проводимого в зоне защитных мероприятий.

При подготовке Государственного контракта на выполнение указанных работ используются методы расчета затрат при НОР, позволяющие определить стоимость достижения конкретного результата, коим является оценка влияния объектов по хранению и уничтожению ХО на здоровье населения.

Необходимо отметить, что ведение социально-гигиенического мониторинга в зоне защитных мероприятий в соответствии с действующими нормативными документами - довольно затратный вид работ.

Для осуществления всего комплекса мероприятий, предусмотренных «Программой», ежегодно привлекается более 60 специалистов, приобретены дополнительно лабораторное оборудование, автолаборатория, программное обеспечение, необходимые расходные материалы для лабораторных исследований и т. д. Ежегодно необходимо не менее 8 млн руб. на выполнение работ по двум объектам, расположенным в разных районах Удмуртии.

Причем в укачанную сумму не вошла работа по опенке риска для здоровья населения, выполнение которой запланировано на конечном этапе реализации Госконтракта и потребует дополнительных затрат.

Опыт работы по ведению социально-гигиенического мониторинга в зоне защитных мероприятий, на наш взгляд, крайне важен с точки зрения практической реализации модели БОР.

Кроме того, на примере двух районов (Камбарского и Кизнерского) была отработана практическая схема ведения социально-гигиенического мониторинга так, как предусмотрено действующими нормативными документами.

Выводы

1. Ведение социально-гигиенического мониторинга в зоне защитных мероприятий объектов ХХО и УХО является практической реализацией теоретической модели СГМ в том объеме, который предусмотрен действующими нормативными документами.

2. Практический опыт организации ведения СГМ в ЗЗМ может быть применен на любой территории для достижения целей СГМ.

3. Ведение СГМ - затратный вид работ, требующий привлечения большого количества специалистов, дополнительного оснащения лабораторий оборудованием, обучения персонала, финансирования.

4. Методы расчета затрат на ведение СГМ в ЗЗМ являются практической реализацией модели бюджетирования, ориентированного на результат.

5. Вопросы координации деятельности федеральных министерств и ведомств участников мониторинга в районах расположения объектов ХХО и УХО и взаимообмен информацией требуют специального урегулирования на федеральном уровне.

6. Для снятия социальной напряженности в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия необходима четко налаженная система информирования населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.