МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ METHODOLOGY OF PEDAGOGY
УДК 378(571.61) ББК Ч 48
Рутения Робертовна Денисова,
доктор педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Ленина,104), e-mail: ruta-denisova@yandex.ru
Региональные аспекты инклюзивного образования (на примере Амурской области)
В статье рассмотрены вопросы становления инклюзивного образования в Амурской области. Проведён анализ имеющегося опыта реализации коррекционного процесса в системе специального образования, начиная с момента освоения территории. Проанализирован историко-педагогический опыт в сфере обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в Амурской области. Рассмотрена динамика становления системы специальных учреждений Амурской области, связь с развитием просвещения, здравоохранения и социального обеспечения в регионе.
Представлены нормативно-правовые материалы, обеспечивающие стабильное и качественное функционирование и развитие региональной системы инклюзивного образования, принятые на местном уровне. Охарактеризованы проблемы в пространстве образовательной инклюзии для обучающихся в системе общего и среднего образования, определены возможности учреждений дополнительного образования в успешной реализации инклюзивного образования для разных категорий детей, в том числе в организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Обозначены проблемные вопросы в подготовке педаго-гов-дефектологов. Определены перспективы развития системы инклюзивного образования в Амурской области. Таким образом, в статье представлен опыт перехода к инклюзивному образованию, построение моделей инклюзивной образовательной среды в условиях разных образовательных учреждений Амурской области.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, дистанционное образование, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, региональные нормативно-правовые документы, подготовка дефектологов, Амурская область.
Ruteniya Robertovna Denisova,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenin St., Blagoveshchensk, Russia, 675000), e-mail: ruta-denisova@yandex.ru
Regional Aspects of Inclusive Education (the Case of Amur Oblast)
The article considers the issues of development of inclusive education in Amur oblast. The analysis of the experience of correctional process in special education system from the territory development to nowadays has been carried out. The article describes from the historical point of view the pedagogical experience of education of children with abnormalities in Amur oblast. The dynamics of special education institutions formation and its connection with the progress in health care and social service have been discussed.
6
© Р. Р. Денисова, 2015
Local laws that provide stable and quality functioning and development of regional inclusive education system have been presented. Problems of the general and secondary inclusive education have been characterized; possibilities of the successful realization of inclusive education for different categories of children (including distant education for children with disabilities) by the supplementary educational institutions have been indicated. Difficulties in preparation of teachers - speech pathologists have been marked. The perspective development of the system of inclusive education in Amur oblast has been indicated. Thus, we present the experience of transition to inclusive education, constructing a model of inclusive educational environment in the conditions of different educational institutions on the example of Amur oblast.
Keywords: inclusive education, special education, distance education, educational institutions, institutions of further education, regional regulatory-legal documents, Amur oblast.
Перед современным образованием стоят сложные задачи по созданию условий для успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осуществлению инклюзивного образования. Равный доступ к образовательным услугам детских садов, школ и других общеобразовательных учреждений является показателем гуманного отношения общества к лицам данной категории. Многие регионы Российской Федерации имеют значительный опыт работы по организации инклюзивного образования, некоторые - делают первые шаги. В рамках статьи проанализированы особенности системы инклюзивного образования на территории Амурской области.
Как показывает практика, организация инклюзивного образования во многом опирается на опыт коррекционной поддержки, накопленный в системе специальных учреждений. Поэтому рассмотрение вопросов инклюзивного образования в Амурской области невозможно без учёта историко-пе-дагогического опыта в сфере обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Это будет полезно в целях адекватного определения характера проблем в пространстве образовательной инклюзии на местном уровне, поиска неиспользованных путей, неучтённых условий успешной реализации инклюзивного образования для разных категорий детей.
С момента освоения Амурской области заботу о детях-сиротах и инвалидах взяли на себя общественные организации («Благовещенская община сестёр милосердия», «Благовещенское отделение Красного Креста», «Лечебно-благотворительное общество», «Общество попечения о подкинутых детях» и др.), деятельность которых направлялась на общественное призрение малолетних. Благотворительные общества и попечительства открывали сиротские
дома, приюты, больницы и богадельни, где среди прочих находились дети с физическими и умственными недостатками.
Новая власть придала государственный статус коррекционному образованию, и дальнейшее становление системы специальных учреждений Амурской области было тесно связано с развитием просвещения, здравоохранения и социального обеспечения в регионе.
В первые годы советской власти для детей с отклонениями в развитии начали открывать детские дома, в том числе специальные. Так, в 1924 г. создали 5, в 1934 г. - 7, в 1941 г. - 10. Проблемы сводились к плохой материально-технической базе, отсутствию подготовленных кадров и типовых помещений для школ. Количество воспитанников увеличивалось, что вело к организации интернатов. Так, в 1948-1949 учебном году при Свободненской школе для слепых и Благовещенской школе глухонемых создали интернаты на 250 мест.
В начале 50-х гг. в специализированных учреждениях открылись столярные и швейные, обувные мастерские, что позволило проводить трудовое обучение детей с отклонениями, прививать профессиональные навыки, столь необходимые для дальнейшего трудоустройства.
Увеличение учеников, не успевающих по школьной программе, привело к организации в середине 50-х гг. медико-педагогической комиссии, которая выявляла и обследовала школьников с отклонениями в умственном развитии.
Частично снять существующую проблему обучения детей с нарушениями умственного развития помогали как открывающиеся специальные школы, так и вспомогательные классы при обычных школах. В 1952 г. в общеобразовательных школах Благовещенска № 10, 14, 22 открыли 3 вспомогательных класса. Однако большое количе-
ство детей и нехватка мест в специальных классах для умственно отсталых приводила к тому, что воспитанники обучались в обычных классах массовых школ.
Дифференцированно обучать детей с отклонениями умственного развития в специальных школах начали в Амурской области только в 70-е гг. Так, в 1978 г. в Свободненской специальной школе-интернате заработал вспомогательный класс для умственно отсталых слабовидящих детей, в 1989 г. - в Благовещенской школе глухонемых.
Значительное число категории лиц с нарушением умственного развития привело к открытию нескольких вспомогательных школ, к 1990 г. таких школ было 10. Возрастающая потребность в обучении слабослышащих и слабовидящих детей способствовала в 1989 г. открытию специальных классов в общеобразовательных школах.
Следующим шагом в обучении особенных детей явилось открытие в 90-е гг. классов выравнивания и компенсирующего обучения при массовых школах. Число классов и численность учащихся быстро росла. Уже в 1995-1996 учебном году на территории области работало 174 класса компенсирующего обучения, где занимались более 2 тысяч детей. Только в одной общеобразовательной школе № 4 г. Благовещенска открыли 10 классов (с первого по десятый), в которых обучалось 118 учеников. Коррекционную помощь получали не только ученики начальной, но и средней школы. Одна из главных проблем классов компенсирующего обучения, в том числе и работы коррекционных школ, - отсутствие квалифицированных кадров.
Следует отметить, что коррекцион-но-педагогическую помощь детям дошкольного возраста Амурской области начали оказывать позднее, чем школьникам. С 1976 г. стали заниматься воспитанием детей с нарушением зрения, с 1980 г. - детей с речевыми нарушениями, а с 1988 г. специальную педагогическую помощь получали дошкольники с недостатками в интеллектуальной сфере.
Несмотря на то, что в 60-е гг. при массовых общеобразовательных школах, в детском доме, вспомогательной школе, а также детской поликлинике и детском отделении психоневрологического диспансера открылись первые логопедические кабинеты, начало логопедической помощи дошколь-
никам было положено только в 1980 г., когда распахнули двери две специализированные группы в дошкольном учреждении № 59 г. Благовещенска. С появлением детей с речевыми дефектами возникла необходимость открытия дополнительных логопедических групп и специальных детских садов. Так, в 1995 г. работали два речевых дошкольных учреждения с 12 группами, которые посещало 173 ребёнка. В настоящее время в Амурской области работает три специальных учреждения для детей с нарушениями речи, в том числе два в Благовещенске.
Долгое время в Амурской области не осуществляли подготовку педагогов-дефек-тологов. Многие, работающие в коррекци-онных учреждениях, не имели специального образования, ограничивались переподготовкой, прохождением краткосрочных курсов и семинаров. Остроту проблемы удалось снизить благодаря открытию дефектологических специальностей в Амурском педагогическом колледже и Благовещенском государственном педагогическом университете. К примеру, в 1998 г. в БГПУ началась подготовка по логопедии, в 2003 г. - по олигофренопедагогике и в 2004 г. - по специальной психологии.
С 2010 г. стали дистанционно обучать детей-инвалидов. Был создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов как структурное подразделение государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Амурской области «Института развития образования Амурской области». Для дистанционного обучения детей-инвалидов на дому в школах установили 66 комплектов специализированного оборудования (программно-аппаратные комплексы, поступившие в рамках реализации федерального проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов»), разработали индивидуальные учебные планы. Воспитанников обеспечили бесплатными учебниками и техническими средствами.
Таким образом, система специального образования Амурской области включает в себя дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида и компенсирующей направленности и 11 государственных специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений, подве-
домственных Министерству образования и науки Амурской области (с общей численностью 1436 чел., из них детей-инвалидов 785 чел.):
- 1 школа-интернат для детей с нарушениями слуха;
- 1 школа-интернат для детей с нарушениями зрения;
- 1 детский дом для детей с речевыми нарушениями;
- 8 школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии, из них 2 -для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме этого, существует единственная санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении (с. Константиновка), а также специальная общеобразовательная школа закрытого типа (пос. Юхта). В целом в Амурской области делаются конкретные шаги по реализации прав детей с особенностями в развитии на образование, получение необходимой специализированной поддержки.
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс массовых школ по месту жительства - новый подход для российского образования. Однако он ещё не приобрёл полномасштабного характера. В настоящий момент инклюзивное образование на территории Амурской области осуществляется в 18 учреждениях, в том числе, в детских садах (специализированных и общего вида), общеобразовательных школах и учреждениях системы начального и среднего профессионального образования. Шесть общеобразовательных учреждений оборудованы пандусами для въезда в здание инвалидных колясок, разработаны планы по работе с детьми-инвалидами и их родителями, организован родительский всеобуч.
Однако остро стоят вопросы профессиональной подготовки лиц с ОВЗ в возрасте 14-25 лет. Одним из первых в 1995 г. её начал ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж» по направлениям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Прикладная информатика», «Изобразительное искусство» по очной и заочной формам обучения. Учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей сервиса и торговли» осуществляет подготовку по специальностям: «Обувное дело», «Мастер-парикмахер», «Закройщик-портной», «Маникюрное дело», «Кондитер».
Опыт по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», осуществляемый в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., реализуемый Министерством образования и науки Амурской области, в апреле 2013 г. признан лучшим.
В рамках этой работы государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Амурской области «Амурский педагогический колледж» организовал стажировочную площадку, на базах общеобразовательной школы, школы-интерната и лицея начального профессионального образования стали работать опорные площадки. Уникальность предложенной модели социализации детей с ОВЗ и инвалидов заключается в том, что в ней представлены учреждения различных уровней образования: общеобразовательная школа (с классами коррекционно-раз-вивающего обучения детей с нарушениями слуха), специализированная (коррекцион-ная) школа-интернат для глухих и слабослышащих детей, лицей торговли и сервиса (учреждение начального профессионального образования, осуществляющее профессиональную подготовку по специальностям: «Обувное дело», «Мастер-парикмахер», «Закройщик-портной», «Маникюрное дело», «Кондитер») и педагогический колледж.
Колледж готовит специалистов по одиннадцати педагогическим и трём непедагогическим специальностям («Декоративно-прикладное искусство», «Социальная работа» и «Дизайн»). В настоящее время профессиональное образование получают 87 студентов с ОВЗ и инвалидностью. В том числе, обучаются по специальностям «Декоративно-прикладное искусство» - 30 чел.; «Прикладная информатика в экономике» -24 чел.; «Информатика» - 18 чел.; «Музыкальное образование» - 5 чел. Студенты с ОВЗ осваивают и другие специальности колледжа.
Одним из показателей качественного развития системы инклюзивного образования являются нормативно-правовые материалы, принятые на местном уровне. За последние годы в Амурской области создана нормативно-правовая база, обеспечивающая стабильное функционирование и развитие региональной системы специального
и инклюзивного образования. В частности, проблемы развитии и обучения детей с ОВЗ в образовательной среде общеобразовательных учреждений рассмотрены в наиболее значимых законах Амурской области, приказах Министерства образования и науки Амурской области.
В Законе Амурской области № 513-03 от 29 августа 2011 г. «О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 9 ноября 2011 г.) установлен норматив финансирования общеобразовательных учреждений и определена методика формирования межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Статья 8 определяет стоимость услуг дистанционного образования детей-инвалидов при организации доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Амурской области на 2009-2015 гг.» включает подпрограмму «Развитие образования детей-инвалидов», которая направлена на обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам, получение качественного образования, расширение возможности последующей профессиональной занятости и успешной социализации и интеграции в общество.
Приказ Министерства образования и науки Амурской области «О мерах по реализации мероприятий по развитию дистанционного образования детей-инвалидов» (№ 177 от 09.02.2010 г.) определяет, что участников проекта за счёт бюджета во временное пользование предоставляются:
- специализированная компьютерная и периферийная техника и доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика и пр.
В постановлении Правительства Амурской области № 70 от 08.07.2010 г. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» подчёркнута необходимость создания в общеобразовательных учреждениях соответствующих условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также необходимость научно-методического сопровождения таких воспитанников в условиях инклюзивного образования.
Правительство Амурской области периодически реализует программы социальной поддержки для детей с ОВЗ и семей, имеющих таких детей. Так, в 2010-2012 гг. стартовала программа под названием «Мы вместе», способствующая преодолению изолированности семей, имеющих детей с ОВЗ, улучшению социальной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников и т. д.
В рамках этой программы в Благовещенске на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Досуг» создали Центр инклюзивного образования «Досуг +», который координирует проведение семинаров, круглых столов по теме «Инклюзивное образование» с привлечением специалистов, социальных работников, социальных педагогов, медицинских работников, психологов, реабили-тологов, организует курсовую подготовку педагогов по вопросам работы в инклюзивных группах.
Отмеченные тенденции свидетельствуют о наличии ресурсов для развития системы инклюзивного образования на территории Амурской области. Государственная политика в области инклюзивного образования связана с повышением доступности качественного образования. Поэтому важно, чтобы существующие нормативные документы, действующие на федеральном и региональном уровнях, не выступали своего рода барьерами для эффективного функционирования уже действующих на практике моделей инклюзивного образования.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформирования системы образования, в том числе региональной. Инклюзивный подход предполагает реализацию развивающей, а не
адаптивной модели образования. Поэтому для Амурской области актуальными остаются вопросы организации службы ранней помощи детям с проблемами в развитии, достраивание дошкольного звена системы коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ для охвата всех нуждающихся, обеспечение нормативно-методического сопровождения различных моделей образовательной интеграции, а также подготовка и повышение квалификации психолого-педагогических кадров, осуществляющих кор-рекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ. Очень важным является аспект профессиональной подготовки педагогов
для работы в условиях образовательной инклюзии, проведение целенаправленной работы по профилактике личностного выгорания педагогов, которые в силу специфики работы и постоянного взаимодействия с таким трудным контингентом детей сильно подвержены данному явлению. Считаем, что необходима разработка спецкурсов на этапе бакалавриата и специалитета, специализированных программ на уровне магистратуры и т. д. Таким образом, инклюзивное образование - процесс многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы каждого региона России.
Список литературы
1. Глазунова К. Е. Становление и развитие специальной (коррекционной) педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Амурской области. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. 222 с.
2. Денисова Р Р, Никифорова А. В. Профессиональная подготовка кадров для системы специального образования // Право и образование. 2011. № 8. С. 23-38.
3. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конференции (19-20 июня 2008 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 215 с.
4. Инклюзивное образование в России. М.: ЮНИСЕФ, 2011. 85 с.
5. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: сб. материалов / под общ. ред. Л. Е. Дмитриевой. Благовещенск: Амур. пед. колледж, 2012. 102 с.
References
1. Glazunova K. E. Stanovlenie i razvitie special'noj (korrekcionnoj) pedagogicheskoj pomoshhi detjam s otklonenijami v razvitii v Amurskoj oblasti. Blagoveshhensk: Izd-vo BGPU,
2007. 222 s.
2. Denisova R. R., Nikiforova A. V. Professional'naja podgotovka kadrov dlja sistemy special'nogo obrazovanija // Pravo i obrazovanie. 2011. № 8. S. 23-38.
3. Inkljuzivnoe obrazovanie: problemy sovershenstvovanija obrazovatel'noj politiki i sistemy: materialy mezhdunarodnoj konferencii (19-20 ijunja 2008 g.). SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena,
2008. 215 s.
4. Inkljuzivnoe obrazovanie v Rossii. M.: JuNISEF, 2011. 85 s.
5. Inkljuzivnoe obrazovanie: problemy, poiski, reshenija: sb. materialov / pod obshh. red. L. E. Dmitrievoj. Blagoveshhensk: Amur. ped. kolledzh, 2012. 102 s.
Статья поступила в редакцию 10.10.2015