УДК 37.018.5
Л.Н. Буйлова, А.Б. Бакурадзе
Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 201Б—2018 годы:
цели, задачи и направления реализации
Аннотация
Статья посвящена проекту программы, разработанному в Московском институте открытого образования. Его целью стало интенсивное развитие столичной системы дополнительного образования детей. Проект программы базируется на положение о том, что дополнительное образование детей, представляя собой его неформальный сегмент, является наиболее эффективным способом развития склонностей, способностей, интересов обучающихся.
В материале раскрываются актуальность, общие и частные принципы построения программы развития дополнительного образования детей Москвы, описываются основные направления ее осуществления. К числу таких направлений относятся обеспечение доступности и качества дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения в городе Москве; обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества; интеграция общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов; активизация конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня; создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности; развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей через формирование корпоративной культуры, стимулирующей инновационную активность и творческую инициативу, личностный рост и самореализацию педагогических работников.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней синтезированы программно-целевой, ситуационный и синергетический подходы к управлению системой дополнительного образования детей, что находится в русле современной постнеклассической управленческой парадигмы. Практическая значимость статьи заключается в том, что представленный в ней материал может быть использован при подготовке программ развития образования регионального и муниципального уровней, программ развития образовательных организаций; в ходе занятий в системе дополнительного профессионального образования и в консалтинговой деятельности.
I Ключевые слова: дополнительное образование детей, программа развития дополнительного образования детей, учреждение дополнительного образования детей, дополнительная общеобразовательная программа, дополнительная предпрофессиональная программа, педагог дополнительного образования, принципы разработки и реализации программы развития, стратегическая цель программы развития, задачи программы развития, направления программы развития.
Abstract
The article is devoted to the draft of the program, which developed at the Moscow institute of open education. Intensive development of capital system of additional education of children became its purpose. The draft of the program is based on situation that additional education of children, representing its informal segment, is the most effective way of development of the tendencies, abilities, interests which are trained.
In material relevance, the general and private principles of creation of the program of development of additional education of children of Moscow reveal, the main directions of its implementation are described. Are among such directions ensuring availability and quality of additional education to all layers and groups of the children's population
in the city of Moscow; updating of the contents, forms and technologies of additional education of children according to interests of children, requirements of families and societies; integration of the general and additional education for the purpose of creation of uniform educational space on the basis of comprehensive schools and educational complexes; activization of the competitive educational environment due to creation of new types of the educational organizations of additional education of the children possessing the developed infrastructure and the educational programs of the increased level focused on realization; creation of modern infrastructure of additional education of children due to the state support and increase in investment appeal; development of personnel potential of additional education of children through formation of the corporate culture stimulating innovative activity and a creative initiative, personal growth and self-realization of pedagogical workers.
Scientific novelty of this work consists that in it program and target, situational and synergetic approaches to management of additional education of children of system are synthesized that is in the course of a modern post-nonclassical administrative paradigm. The practical importance of article is that the material presented in it can be used by preparation of programs of a development of education of regional and municipal levels, programs of development of the educational organizations; during occupations in system of additional professional education and in consulting activity.
| Keywords: additional education of children, program of development of additional education of children, establishment of additional education of children, additional general education program, additional preprofessional program, additional education teacher, principles of development and implementation of the program of development, strategic objective of the program of development, tasks of the program of development, directions of the program of development.
Скорость происходящих перемен, постоянное обновление технологий, быстрое изменение требований рынка труда к характеру выполняемых операций, к общим и информационным компетенциям работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек. Образованность позволяет ему гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности [1, 4], проявлять инициативу, творчески мыслить, находить нестандартные решения. Качественное образование создает предпосылки успешности человека в высокотехнологичном, конкурентном мире, позволяет ему планировать свой профессиональный путь и обучаться в течение всей жизни.
Все эти качества и навыки формируются с детства [10], поэтому в образовательном пространстве особая роль принадлежит дополнительному образованию детей как наиболее эффективный способ развития склонностей, способностей, интересов обучающихся. В рамках дополнительного образования возможно реализовать устойчивую потребность ребенка в познании и творчестве, создать условия для максимального раскрытия себя, самоопределения [3, 4-5].
В настоящее время дополнительное образование детей является «одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности» [9]. Его интеграционный и межведомственный характер позволяет объединять учреждения и организации образования, спорта, культуры, науки и техники. Оно социально востребовано, способствует сохранению пространства детства, предоставляя ребенку свободный выбор вида деятельности. Обладая открытостью, мобильностью,
способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» [8].
Миссия дополнительного образования детей определяется как расширение возможностей обучающихся на основе добровольного свободного выбора направлений индивидуального развития в контексте позитивной социализации.
Дополнительное образование направлено на поддержку, улучшение, расширение всех видов образования, в том числе общего образования, которое сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов и не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории личностного развития и сформировать умение «учиться на протяжении всей жизни» [15, С.12].
Использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество обучения и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся и содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.
Для этого в Москве разрабатывается программа развития дополнительного образования детей на период с 2016 по 2018 годы, которая неотделима от общей стра-
тегии модернизации столичного образования и имеет своей целью обеспечение доступности качественных дополнительных образовательных программ, ориентированных на решение задач развития человеческого потенциала нашей столицы. При этом стратегической целью программы является конструктивное изменение дополнительного образования детей как неотъемлемой части системы столичного образования, способное ответить на современные вызовы и удовлетворить актуальные потребности населения московского мегаполиса.
Для достижения поставленной программной цели были определены следующие задачи:
1. Обновить содержание, формы и технологии дополнительного образования детей в соответствии с их интересами, потребностями общества и семьи;
2. Сохранить единое образовательное пространство на основе интеграции общего образования и дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов;
3. Создать современную инфраструктуру дополнительного образования детей, обновив ее материально-техническую базу за счет государственной поддержки, совершенствования экономических отношений и увеличения инвестиционной привлекательности образовательной сферы;
4. Развить ресурсный потенциал столичной системы дополнительного образования детей;
5. Повысить эффективность управления развитием дополнительного образования детей.
Ключевые принципы разработки и реализации программы развития дополнительного образования детей в городе Москве подразделяются на две группы — общие и частные.
К общим принципам относятся:
гуманизация — создание благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала уникальной личности ребенка, признание самоценности детства [12, С.41];
конкурентоспособность — создание современных образовательных моделей и систем, способных к конструктивным изменениям направлений и содержания деятельности в соответствии с востребованностью на рынке образовательных услуг;
открытость — участие многообразных социальных институтов, общественных организаций, бизнес — структур, семьи в обеспечении детям максимально благоприятных условий для всестороннего развития и удовлетворения их образовательных потребностей;
регионализация — обеспечение соответствия дополнительного образования детей социально-экономическим, географическим, культурно-демографическим и другим особенностям и требованиям региона;
межведомственность — объединение усилий и ресурсов всех субъектов дополнительного образования, включая организации, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти, органов управления образованием, культурой, спортом и молодежной политикой, что позволит проводить единую, согласованную политику в этой сфере;
системность и централизация [13, С.6] — формирование целостной организационно-управленческой модели дополнительного образования детей, основанной на централизованном планировании и реализации ключевых проектов и мероприятий, четкой институциональной структуре.
Частные принципы реализации программы соответствуют идеям Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.)«Раз-витие образования города Москвы («Столичное образование»)» [6]. К их числу относятся:
комплексность, интеграция и привлечение внешних по отношению к системе дополнительного образования детейресурсов — цели развития дополнительного образования детей достигаются через всю сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве, и предоставляющих дополнительные образовательные услуги, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Это позволит поддерживать позитивную конкуренцию [14, С.23], эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
опора на активность семей — использование этого ресурса будет обеспечено за счет многообразных форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей;
ориентация на интересы и инициативу детей и молодежи — главный ресурс развития дополнительного образования — обучающиеся, их интерес и инициатива;
опора на лучшую практику — реализация этого принципа предполагает изучение и использование позитивного опыта организаций, добившихся устойчивых положительных результатов в дополнительном образовании детей;
практико-ориентированная наука и инновации —
формирование эффективных механизмов создания и внедрения инновационных разработок, обеспечивающих опережающее развитие сферы дополнительного образования детей;
финансово-экономические стимулы — внедрение новых финансово-экономических механизмов, устанавливающих зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания дополнительных образовательных услуг;
институционализация обратной связи — расширение общественного участия в управлении и широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества дополнительного образования детей.
Нельзя не отметить, что реализация предлагаемой программы ориентирована на развитие позитивных тенденций, которые сложились в столичной системе дополнительного образования детей. К таким позитивным тенденциям относятся:
устойчивая динамика охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами — 52,6% от общей численности детей и молодежи 5-18 лет, причем в общеобразовательных организациях этот показатель составляет 95% от общего количества
школьников, получающих дополнительные образовательные услуги [6];
многообразие предоставляемых видов деятельности, удовлетворяющих интересы разных групп детского населения города, при сохранении приоритетов бесплатности и доступности дополнительного образования;
введение в эксплуатацию информационной системы электронной регистрации заявлений на обучение по дополнительным общеобразовательным программам на основе рекомендаций специалистов и электронной записи на отдых детей в городских и выездных лагерях [6];
развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных школ и как результат — вовлечение обучающихся в творческую, проектно-ис-следовательскую, продуктивную деятельность, расширение возможностей развития индивидуальных способностей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей на основе обеспечения вариативности, свободы выбора и внедрения личностно-ориентированного, компетентност-ного и деятельностного подходов [2,4,5,7,11];
активизация работы в дополнительном образовании по выявлению и поддержке высоко мотивированных и одаренных детей;
широкое использование ресурсов дополнительного образования для организации работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития;
сложившаяся многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров сферы дополнительного образования, располагающая современными модульными программами, реализуемыми с применением дистанционных технологий, интерактивных методов и современных форм обучения, с возможностью конструировать индивидуальный образовательный маршрут на основе интересов, потребностей и затруднений педагогов. Предлагаемая к реализации программа развития дополнительного образования детей предусматривает шесть направлений.
Направление 1. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения в городе Москве.
Направление 2. Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества.
Направление 3. Интеграция общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов.
Направление 4. Активизация конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориен-
тированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня.
Направление 5. Создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности.
Направление 6. Развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей через формирование корпоративной культуры, стимулирующей инновационную активность и творческую инициативу, личностный рост и самореализацию педагогических работников.
В этой статье мы кратко расскажем об актуальности, задачах, способах реализации, ожидаемых результатах и показателях результативности каждого из указанных выше направлений программы.
Направление 1. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования для всех слоев и групп детского населения в городе Москве
Обеспечение доступности и современного качества дополнительного образования детей по различным направлениям деятельности на основе сохранения лучших традиций и в соответствии с меняющимися запросами населения, является сегодня одним из приоритетных направлений столичной образовательной политики. Предназначение дополнительного образования — быть привлекательным и востребованным для населения, что может быть реализовано только при обеспечении высокого качества оказываемых образовательных услуг и оперативного реагирования на запросы потенциальных заказчиков. Качество образования оценивается как совокупность оценок процесса и результатов деятельности образовательной организации, педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного образования в конкретном образовательном учреждении, включая качество реализуемых образовательных программ.
Задачи направления:
1. Создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей в городе Москве;
2. Развитие сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
3. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.
Способы реализации данного направления:
оказание государственных услуг, выполнение работ государственными образовательными организациями города Москвы, реализующими программы дополнительного образования;
преобразование дополнительного образования детей из узковедомственной сферы в открытую и социально значимую региональную систему, предоставляющую широкий спектр образовательных услуг;
сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования и равного доступа к дополнительным образовательным услугам всех категорий детей, включая социально уязвимые слои населения;
создание достаточных условий, обеспечивающих равные возможности свободного выбора каждым
ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы, времени её освоения и педагога;
формирование действенного механизма защиты от некачественных образовательных услуг дополнительного образования детей;
проведение мониторинговых исследований качества дополнительного образования детей по актуальным направлениям его развития;
повышение охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами;
предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты реализации
направления:
повышение доступности дополнительного образования детей для всех категорий детского населения города Москвы;
наличие оптимальной сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
создание системы государственно-общественного контроля качества дополнительного образования детей.
Показатели результативности программы:
доля детей, включенных в освоение дополнительных общеобразовательных программ;
доля социальных партнеров, включенных в решение проблем доступности дополнительного образования детей;
доля общеобразовательных организаций и образовательных комплексов, на базе которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы;
наличие системы оценки качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей.
Направление 2. Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества
Обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с социокультурным, экономическим, политическим развитием региона, определено как значимое направление государственной образовательной политики. Модернизация этой сферы осуществляется за счет разработки и реализации новых дополнительных общеобразовательных программ, а также через создание высокотехнологичной образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности [11, С.34].
о Содержание, технологии, методы и формы организации дополнительного образования детей, используемые педагогами, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной и самостоятельной личности обучающегося. Необходимо, чтобы дополнительные образовательные программы нового
поколения предполагали разные уровни сложности их освоения и позволяли педагогу найти оптимальный вариант работы с группой детей или с отдельным ребенком [2, С.36].
Задачи направления:
1. Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих запросам различных категорий детей, их родителей, государственных и социальных институтов города Москвы;
2. Разработка и внедрение новых форм и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Способы реализации данного направления:
формирование механизмов обеспечения обновления содержания услуг по предоставлению дополнительного образования, их соответствие потребностям населения и задачам городского развития, повышения эффективности образовательного процесса, а именно:
о обновление содержания, технологий и расширение перечня услуг дополнительного образования на основе организации эффективного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия; о расширение спектра образовательных услуг, направленных на обеспечение социальной и культурной интеграции детей мигрантов в городское общество;
о стимулирование деятельности частных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей дошкольного и школьного возраста; о вовлечение детей и подростков в сферу дополнительного образования с использованием всех культурно-образовательных ресурсов города Москвы, передового российского и международного опыта; о создание условий для увеличения количества детей, ставших победителями и (или) призерами олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований и т.д. городского уровня и выше; о разработка и внедрение дополнительных образовательных программ углубленного и предпрофес-сионального уровня, в том числе с использованием ресурсов внутриведомственного или межведомственного взаимодействия; о реализация комплекса мер по расширению взаимодействия образовательных организаций с работодателями в целях постоянного совершенствования основных программ профессионального обучения, обеспечивающего их востребованность; о реализация вариативных моделей дополнительного образования, обеспечивающих базовый пакет услуг в каждом районе города Москвы, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с потребностями населения и задачами городского развития, а именно: о разработка и реализация городских, окружных муниципальных моделей оказания услуг в сфере дополнительного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивного дополнительного образования;
о проектирование и внедрение вариативных моделей организаций дополнительного образования в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия; о разработка и внедрение вариативных моделей дополнительного образования для одаренных детей;
о увеличение объема образовательных услуг по предоставлению дополнительного образования, оказываемых за счет средств бюджета города Москвы, и стимулирование разработки реализации инновационных дополнительных образовательных программ, реализуемых из внебюджетных средств;
о формирование образовательных кластеров для реализации инновационного потенциала системы дополнительного образования; о создание условий для привлечения частных организаций к оказанию образовательных услуг по предоставлению дополнительного образования; о разработка и внедрение современных моделей образования, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время; о разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлекательных для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время во второй половине дня; о внедрение информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования; использование дистанционных, заочных, очно-заочных форм обучения; о развитие форм поддержки академической и творческой одаренности, а также форм поддержки детей с проблемами здоровья и поведения. Ожидаемые результаты реализации направления: о востребованность населением города программ дополнительного образования детей и удовлетворенность их спектром; о новое качество образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. о внедренные региональные требования к содержанию и качеству дополнительных общеобразовательных программ. Показатели результативности программ: о наличие системы выявления государственного заказа и запроса населения на услуги в системе дополнительного образования детей; о количество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ; о доля дополнительных общеобразовательных программ, привлекательных для разных категорий обучающихся (соотношение количества программ и количества обучающихся по ним детей); о количество обучающихся с различными проблемами (ограниченные возможности здоровья, «группа риска» и др.), включенных в систему дополнительного образования детей; о количество творчески и академически одаренных обучающихся.
Направление 3. Интеграция общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов
В современных условиях столичного мегаполиса необходимость взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей в рамках образовательного комплекса приобретает особый смысл, а их «интеграция» рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования в решении задач развития, обучения и подготовки к жизни подрастающего поколения. Сближение и взаимодействие двух образовательных систем ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечение многообразия индивидуальных образовательных траекторий развития, а также предоставление более широких возможностей для общего и предпрофессионального образования.
В этих условиях целью дополнительных общеобразовательных программ становится повышение мотивации обучающихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развитие универсальных учебных действий, общее творческое и интеллектуальное развитие детей и подростков. Направлено такое «школьное» дополнительное образование на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.
В сложившейся ситуации необходимо выйти на новый уровень взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей с учетом назначения, содержания и особенностей организации внеурочной деятельности, на основе анализа достижений существующей практики и осмысления новых тенденций, рассматривая интеграцию как механизм достижения нового качества образования. Интегрированное образовательное пространство будет способствовать повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов, развитию универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию детей и подростков, самореализации личностных возможностей, профессионального и жизненного самоопределения обучающихся.
Задачи направления:
1. Предоставление каждому ребенку наряду с получением общего образования возможностей для вовлечения в творческую деятельность, для развития индивидуальных способностей в различных сферах;
2. Оптимизация процесса реального развития обучающихся через интеграцию общего образования и дополнительного образования детей;
3. Учет и использование в содержании общего образования интегрированных связей с дополнительным образованием детей.
Способы реализации данного направления:
организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями;
развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений и в структуре образовательных комплексов;
разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей интеграцию общего и дополнитель-
ного образования в условиях образовательного комплекса;
проведение комплексных исследований с целью выявления потребностей субъектов образования;
разработка содержания, форм и технологий, обеспечивающих интеграцию общего образования и дополнительного образования детей;
мотивирование активности субъектов образования на участие в создании и обеспечении функционирования и развития интегрированной образовательной среды;
преемственность всех уровней и ступеней школьного образования и реализация идей непрерывности;
более эффективное использование объединенных ресурсов образовательных учреждений;
выравнивание качества условий осуществления образовательного процесса;
формирование заинтересованности субъектов образования во взаимодействии друг с другом для разработки и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации обучения, воспитания и социализации обучающихся;
обеспечение преемственности образовательных программ, включающих долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут;
создание площадок для предъявления результатов интеграции общего образования и дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты реализации направления:
о повышение охвата обучающихся общеобразовательных школ и образовательных комплексов, вовлеченных в систему дополнительного образования; о расширение спектра реализуемых дополнительных
общеобразовательных программ; о создание благоприятных условий для реализации дополнительных общеобразовательных программ (адаптация ребенка в коллективе и развитие творческих способностей). Показатели результативности:
о доля обучающихся общеобразовательных школ и образовательных комплексов, вовлеченных в систему дополнительного образования детей; о количество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ; о наличие системы благоприятных условий для реализации дополнительных общеобразовательных программ (адаптация ребенка в коллективе и развитие творческих способностей); о доля введенных в штатное расписание образовательных организаций ставок педагогов дополнительного образования детей и взрослых.
Направление 4. Активизация конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня
Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов жителей Москвы представля-
ется целесообразным формирование «внешкольного» дополнительного образования на базе крупных учреждений, прежде всего дворцов, центров творчества, центров детского и юношеского творчества, обладающих для этого достаточно развитой инфраструктурой. В этих учреждениях дополнительного образования должна сформироваться модель дополнительного образования детей, ориентированная на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких, технологичных областей.
В таких учреждениях должны реализовываться дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, направленные на освоение прикладной предметной области; программы преимущественно технической, естественнонаучной направленностей. Они должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей подростков в социализации, профориентации, профессиональном самоопределении, которые не всегда возможно реализовать в школах. Профилизация этих учреждений дополнительного образования должна осуществляться с учетом запросов профессиональных образовательных организаций (колледжей и вузов) на реализацию таких дополнительных образовательных программ.
Предпрофильная подготовка обучающихся по технологичным наукоемким образовательным программам предполагает наличие, а значит, создание и поддержку развития специализированных материально-технических условий — лабораторий, мастерских, оснащенных современным оборудованием кабинетов, чаще всего отсутствующих в школе; экспозиционно-музейных интерактивных комплексов, экогрупп («живых» комплексов), а также достаточной по площади территории. Такие крупные учреждения могут постепенно превратиться в многофункциональные инновационные комплексы по разработке, внедрению современных образовательных технологий, тиражированию лучших педагогических практик.
Задачи направления:
1. Удовлетворение социальных и образовательных запросов жителей Москвы;
2. Создание и развитие организаций дополнительного образования детей нового поколений, отвечающих современному уровню развития науки, техники и культуры, ориентированных на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий.
Способы реализации данного направления:
наличие достаточных и необходимых ресурсов у организаций дополнительного образования детей: кадровых (квалифицированные педагоги по определенным областям знаний), материальных (художественные и технологические мастерские, специализированные лаборатории, в том числе — цифровые, компьютерные, музыкальные и вокальные студии) — позволяющее рассматривать вопрос о возможной передачи часов учебного плана по предметным областям «Искусство» (ИЗО, музыка), «Технология» (материальные технологии, информатика), «Физическая культура» в учреждения дополнительного обра-
зования детей для обеспечения высокого качества предоставляемых образовательных услуг;
формирование системы «зачетов» «общеобразовательных» предметов в организациях дополнительного образования позволит реализовать идею более полного и всестороннего образования детей и обновления механизмов его оценивания;
создание условий для профессионального самоопределения подростков, организации их профессиональных проб в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения;
формирование широкого спектра дополнительных образовательных программ, которые регулярно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
создание программ естественнонаучного и технического профиля нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, изобретательства, научно-технического творчества [5, С.64];
разработка программ экономической грамотности обучающихся, создание бизнес-инкубаторов с привлечением бизнес-структур;
обновление социально ориентированных, профилактических, этнокультурных, экологических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей [4, С.17];
участие специалистов дополнительного образования детей в системе профильного обучения, создание условий, способствующих профессиональному самоопределению подростков;
удовлетворение широкого спектра индивидуальных запросов детей и их родителей (законных представителей), в том числе в рамках оказания платных образовательных услуг;
развитие платных услуг в организациях дополнительного образования детей, которое позволит обеспечить увеличение объема их внебюджетного финансирования.
Ожидаемый результат реализации направления:
объединение ресурсов для удовлетворения широкого спектра образовательных запросов обучающихся, преимущественно, профессионально-ориентированного характера по основным направленностям — технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой.
Показатели результативности программы:
количество обучающихся, вовлеченных в освоение дополнительных общеобразовательных программ;
количество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;
наличие достаточных и необходимых современных высокотехнологичных ресурсов для организации дополнительного образования.
Направление 5. Создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности
Государственная образовательная политика ориентирует на то, что облик образовательной организации
должен измениться как по форме, так и по содержанию. Новые условия нужны для организации качественного дополнительного образования детей, их самореализации и творческого развития. Формирование современной инфраструктуры дополнительного образования детей должно быть направлено на обеспечение их личных потребностей; реализацию компетентностного, лич-ностно-ориентированного и деятельностного подходов, что предполагает обеспечение образовательного процесса современными средствами обучения. Задачи направления:
1. Сохранение и развития сети организаций дополнительного образования детей;
2. Развитие дополнительного образования детей на базе других образовательных организаций;
3. Формирование ресурсных методических центров развития дополнительного образования детей;
4. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
5. Формирование современной материально-технической базы для реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Способы реализации данного направления:
разработка механизмов государственной поддержки организаций дополнительного образования детей, внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами, разработка механизмов их участия в предоставлении услуг дополнительного образования;
приобретение современного специализированного оборудования и создание инфраструктуры для развития технической направленности (робототехника, технопарки, мультиоборудование), естественнонаучной направленности, экологического туризма, экономического образования (бизнес-инкубаторов), трудовой занятости подростков и молодежи;
максимальное использование социокультурной среды города Москвы для реализации дополнительных образовательных программ;
увеличение инвестиционной привлекательности дополнительных образовательных программ;
о совершенствование информационного сопровождения дополнительного образования детей, развитие его информационно-статистической и социологической базы на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий [7, С.79];
активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты реализации направления: о оптимальная сеть организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; о развитая инфраструктура дополнительного образования детей. Показатели результативности программы: о доля сохраненных организаций дополнительного образования детей;
о доля образовательных организаций, на базе которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы; о доля организаций других ведомств, на базе которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы; о доля организаций, включенных в сетевое взаимодействие.
Направление 6. Развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей через формирование корпоративной культуры, стимулирующей инновационную активность и творческую инициативу, личностный рост и самореализацию педагогических работников Меры, направленные на развитие кадрового потенциала и повышение социального статуса педагогических и руководящих работников сферы дополнительного образования детей, призваны способствовать притоку квалифицированных кадров, что будет способствовать обновлению и развитию дополнительного образования детей. Задачи направления:
1. Создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в системе дополнительного образования детей;
2. Повышение социального статуса педагога дополнительного образования детей;
3. Разработка механизмов реализации профессионального стандарта педагога.
Способы реализации данного направления:
повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования детей, совершенствование механизма оплаты их труда, системы моральных и материальных стимулов для сохранения в дополнительном образовании детей талантливых и компетентных педагогических работников;
создание системы привлечения и поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей, формирование механизма создания резерва кандидатов на руководящие должности в учреждения дополнительного образования детей; разработка инструментов оценки кандидатов и отбора лучших из них;
разработка и внедрение системы опережающего повышения квалификации педагогов и специалистов дополнительного образования детей;
создание межведомственной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
развитие системы научно-методического сопровождения педагогических кадров и создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов;
формирование профессиональной коалиции общественно-профессиональных экспертов, способствующих развитию дополнительного образования детей;
создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.
Ожидаемый результат реализации направления —
обеспечение системы дополнительного образования детей квалифицированными кадрами.
Показатели результативности программы:
наличие государственного заказа на повышение квалификации кадров системы дополнительного образования;
наличие системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров для системы дополнительного образования детей;
доля педагогов дополнительного образования, не имеющих педагогического образования и привлеченных из других сфер;
количество мероприятий, предпринятых для повышения социального статуса педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей;
степень сохранения и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Развитие системы дополнительного образования в городе Москве является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы столичного образования, звеном системы непрерывного образования, роль которого резко возрастает в современных социально-экономических условиях для личности и для общества [6]. Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.
Дополнительное образование детей должно способствовать решению ключевых задач социально-экономического развития региона, предоставлять подрастающему поколению основу для дальнейшего профессионального самоопределения и личностного роста.
Перспективы дальнейшего развития программы нами видятся в направлении создания проектов совершенствования ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей, формирования эффективного управления ее устойчивым развитием, отработки различных финансово-экономических моделей функционирования учреждений дополнительного образования детей и образовательных комплексов.
Литература
1. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пи-скунова, А.П. Тряпицына.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.— 290 с.
2. АсатрянА.А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей. /
А.А. Асатрян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013, № 1.— С. 35-38.
3. Буйлова Л.Н. Возможности дополнительного образования детей в реализации идей модернизации общего образования // Л.Н. Буйлова.— Сборник научных трудов БШэгИ. Материалы международной научно-практической конфе-
ренции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012».— Выпуск 1. Том 16.— Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 — с. 4-14.
4. Васильева С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. / С.В. Васильева, Е.В. Балебанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2011.— № 2.— с. 16-19.
5. Вельская Е.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2012.— № 1.— с. 63-66.
6. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.)«Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». [Электронный ресурс] — иИЬ: http://www.educom.ru/ru/documents/target_ grant/razrab/pr_2014.^>íf
7. Ислентьева Е.В. Информационное обеспечение управления учреждением дополнительного образования детей / Е.В. Ислентьева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.— 2015.— № 2.— с. 79-82.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393. [Электронный ресурс] — ИИЬ: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
9. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года,
Проект, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.). [Электронный ресурс] — URL: http://dopedu.ru/attachm ents/article/263/megvedomst-programma.pdf
10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271). [Электронный ресурс] — URL: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
11. Подвозных Г.П., Беднова В.И., Игошина О.Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. / Г.П. Подвозных, В.И. Беднова, О.Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.— 2015.— № 2.— с. 34-38.
12. Maslow A. Motivation and Personality / Abraham Maslow.— New York: Harper and Row, 1954.— 411 p.
13. Mitchell T.R. Motivation and performance / Terence R. Mitchell.— Chicago: Science Research Associates.— 1984.— 46 p.
14. O'Toole J. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership /John. O'Toole.— New York: Ballantine Books, 1996.— 317 р.
15. Rotter J. Applications of a social learning theory of personality / Jon Rotter. — New York: Holt Rinehart and Winston, 1972.— 624 p.