УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК «ОТКРЫТОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Скуратовская Наталья Александровна.
г. Новосибирск, ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», руководитель регионального модельного центра дополнительного образования детей, sna@donso.su.
Быкова Елизавета Викторовна.
г. Новосибирск, ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», методист регионального модельного центра дополнительного образования детей, sna@donso.su.
Сорокина Елена Львовна.
г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», зам. директора, so117@yandex.ru.
Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления и тиражирования лучшего опыта по дополнительному образованию детей в Новосибирской области. Раскрываются основные подходы к созданию регионального банка эффективных практик дополнительного образования детей. Представлены этапы, направления, промежуточные итоги и ожидаемые результаты реализации образовательного проекта «Открытое дополнительное образование и региональное развитие» (2018-2021 гг.).
Ключевые слова: региональный банк эффективных практик, муниципальные опорные центры, дополнительное образование детей.
FORMATION OF A REGIONAL BANK OF EFFICIENT PRACTICES "OPEN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND REGIONAL DEVELOPMENT»
Skuratovskaya Natalia Alexandrovna.
Novosibirsk, Regional children model center of additional education of the State autonomous institution of children additional education of the Novosibirsk region "Regional Center for the Development of Children's and Youth Creativity", head, sna@donso.su.
Bikova Elizaveta Viktorovna.
Novosibirsk, Regional children model center of additional education of the State autonomous institution of children additional education of the Novosibirsk region "Regional Center for the Development of Children's and Youth Creativity", methodologist of the regional model center of additional education of children, sna@donso.su.
Sorokina Elena Lvovna.
Novosibirsk, "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", deputy Director, so117@yandex.ru.
Abstract. The article is devoted to the problem of identifying and replicating the best experience in additional education of children in the Novosibirsk region. The main approaches to the creation of a regional bank of effective practices of additional education of children are revealed. The stages, directions, intermediate results and the expected results of the implementation of the educational project "Open additional education and regional development" (2018-2021) are presented.
Key words: regional bank of effective practices, municipal support centers, additional education for children.
Столетие системы дополнительного образования, с одной стороны, говорит о его фундаментальности в истории образования России. С дугой стороны, новый виток в развитии общества, интересы детей нового поколения-Z выдвигают другие требования к современной системе дополнительного образования, которой необходимы современные механизмы развития.
В этой связи приобретает особую актуальность формирование у детей универсальных компетенций и профессиональных навыков. Таких как hard и soft skills. К навыкам 21 века, необходимым для гармоничного развития личности ребенка следует отнести: трансдисциплинарность, цифровое мышление, управление вниманием, грамотность в области новых медиа, межкультурная компетентность и другие. Именно такие компетенции должны быть заложены в основу содержания современных программ дополнительного образования.
В связи с этим, сегодня система дополнительного образования Новосибирской области становится инновационной площадкой по формированию региональной модели открытого дополнительного образования детей, основанной на изменении рынка труда, демаграфических изменениях, формировании сетевого сообщества, экологизации, цифровизации и других глобальных процессах. Задача выявления и тиражирования лучшего опыта по дополнительному образованию детей была обозначена в ПП «Доступное дополнительное образование для детей» (2013 год) и актуализирована в региональном проекте «Успех каждого ребенка» (2018 год).
Система дополнительного образования в Новосибирской области представлена учреждениями дополнительного образования,
общеобразовательными организациями, дошкольными учреждениями, учреждениями культуры, физической культуры и спорта. В образовательных учреждениях Новосибирской области реализуются программы всех направленностей (естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной). Особое внимание в последние годы модернизации дополнительного образования уделяется развитию технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной направленностям. Актуальными и востребованными являются практики
дополнительного образования детей по формированию инженерного мышления, эмоционального интеллекта.
В современной ситуации вариативности дополнительного образования важным шагом является выстраивание единого поля образовательных практик.
В сложившихся условиях Областной центр развития творчества детей и юношества, как региональный оператор по актуальным направлениям развития ДО НСО1, организовал работу по созданию регионального банка эффективных практик дополнительного образования детей, направленных на формирование компетенций будущих специалистов для региона (перечень профессий которых, в том числе, представлен в Атласе новых профессий).
Лучшие практики дополнительного образования детей - это апробированный универсальный профессиональный опыт, направленный на совершенствование образовательного процесса и дающий стабильно высокий результат в реализации целей и задач современной образовательной политики в области дополнительного образования детей. Под эффективными практиками понимаются практики, получившие высокую экспертную оценку с точки зрения инновационности, актуальности, степени проработанности методического и ресурсного описания, тиражируемости и масштабируемости.
Для создания банка эффективных практик ДОД на территории Новосибирской области реализуется образовательный проект «Открытое дополнительное образование и региональное развитие» (2018-2021 гг.).
Обоснованность разработки данного проекта обусловлена происходящими изменениями в системе дополнительного образования, закрепленными в федеральных и региональных документах: национальный проект «Образование», приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», региональный проект «Успех каждого ребенка».
Проблема формирования регионального банка эффективных практик дополнительного образования детей связана с реформированием системы дополнительного образования детей и систематизацией различных реализующихся в регионе (в том числе инновационных, экспериментальных, неформальных и частных) образовательных практик по типам региональных моделей развития дополнительного образования. В настоящее время, регионе отсутствует система сбора и оценки практик; не сформирован пул региональных экспертов. Отсутствует система общественной оценки образовательных практик потребителями образовательных услуг (семьями обучающихся), за счет чего может осуществляться открытый общественный рейтинг образовательных практик. Не отработан механизм присвоения практике (программе) статуса авторских педагогических разработок.
Банк эффективных практик может стать площадкой для экспертизы и лицензирования образовательных практик, становясь ресурсом формирования общественно-профессионального экспертного сообщества на основе компетентностного подхода. Это позволит улучшить качество реализуемых
1 Координация деятельности муниципальных опорных центров, региональных ресурсов центров, муниципальных координаторов регионального навигатора ДОД и др.
образовательных программ и повысить профессиональную компетентность педагогов и педагогических команд.
Стоит отметить, что опыт создания единых банков и порталов тех или иных практик уже успешно реализуется на федеральном уровне. В рамках государственной программы «Глобальное образование» появился сервис «Навигатор ВУЗов», позволяющих получить информацию об образовательных программах, специфике обучения условиях поступления в лучшие мировые ВУЗы. Министерством труда РФ создана база данных лучших практик применения кадровых технологий на государственной гражданской и муниципальной службе, включающей описание практик, нормативные документы по их внедрению и методические материалы по использованию.
В рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» обеспечение доступа к современным дополнительным общеразвивающим программам и предоставления исчерпывающей информации для детей и их родителей о дополнительных образовательных программах осуществляется через НАВИГАТОР дополнительного образования детей в Новосибирской области (edu.navigator54.ru).
Следует отметить, что различные версии навигаторов появились и начали функционировать в 47 субъектах Российской Федерации. Большая часть из них (30), в том числе Новосибирская область используют типовое решение, разработанное обществом с ограниченной ответственностью «Государство детей» г. Москва.
В 2019 г. в Навигаторе дополнительного образования детей Новосибирской области будут представлены все, реализуемые в настоящее время в области программы дополнительного образования (Министерства образования, Культуры, Физической культуры и спорта) и Навигатор будет служить площадкой по запуску персонифицированного финансирования.
Деятельность по реализации проекта «Открытое дополнительное образование и региональное развитие» осуществляется в соответствии с дорожной картой создания банка эффективных практик (Таблица 1).
Таблица 1
Дорожная карта создания банка эффективных практик
№ п/п События Сроки Примечание
I этап - подготовительный
1. Организация и проведение региональных конкурсов методических материалов и программ дополнительного образования 2018 год Положения конкурсов
2. Обобщение регионального опыта проведения конкурсов методических материалов, дополнительных общеобразовательных программ, иных практик дополнительного образования детей. 2018 год Аналитические справки о проведении конкурсов
3. Систематизация материалов победителей региональных конкурсов (проектов) по 2018 год Приложение к проекту. Материалы сборника
принципу типовых моделей развития дополнительного образования.
«Открытое дополнительное образование региональное развитие»
и
модель реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ
Региональный конкурс программ деятельности лагерей с дневным пребыванием в рамках регионального проекта «Карта умного лета»
июнь - август 2018 года
Тематический сайт РМЦ ДОД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», раздел «Конкурсы
РМЦ» https://modnso.ru/ теФо&са1/копкуге/_
модель реализации вариативных (разноуровневых) программ дополнительного _образования детей разных направленностей_
Региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей
март - ноябрь 2018 года
Совместно с Федеральным детским эколого-биологическим центром_
модель реализации модульных программ дополнительного образования детей для
сельской местности
Региональный методический проект для педагогических работников и
обучающихся «Воспитательный потенциал документального кино»
сентябрь -декабрь 2018 года
Совместно с Новосибирским домом документального кино, ГБУК НСО «Новосибирсккиновидео прокат»_
Региональный этап Всероссийского конкурса
учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками
октябрь 2017 года - февраль 2018 года
Посвящен системы
дополнительного образования детей
100-летию
Областной конкурс методических материалов по организации деятельности школьных спортивных клубов в рамках реализации регионального проекта «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»_
сентябрь -ноябрь 2018 года
В рамках регионального проекта «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни» Новосибирской области
модель реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Областной конкурс методических материалов по организации деятельности школьных спортивных клубов в рамках реализации регионального проекта «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»
сентябрь -ноябрь 2018 года
В рамках регионального проекта «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни» Новосибирской области
II - основной этап (2019-2020 гг.)
Реализация регионального проекта «Открытый конкурс по выявлению лучших практик дополнительного образования детей»
январь-октябрь 2019
Объявление о начале Конкурса, информирование заинтересованных лиц и организаций о Конкурсе,
4
5
6
7
8
9
прием и регистрация
заявок, составление
реестра Конкурсных
программ и
методических
разработок, подготовка
конкурсных материалов
к проведению
экспертизы
4.1. Прием конкурсных материалов 15.03.2019 -30.04.2019
4.2. Работа пула экспертов 10.05.2019 -15.06.2019 рассмотрение заявок и экспертиза конкурсных пакетов документов, присланных участниками.
4.3. Подведение итогов Конкурса 01.09.2019 -30.09.2019 размещение результатов Конкурса на сайте ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» http://detinso.ru, подготовка к публикации статей об итогах Конкурса в СМИ
5. Представление эффективных практик на информационном ресурсе Навигатор дополнительного образования Новосибирской области 2019-2020 гг. по адресу http://navigator.edu54.ru/
6. Представление эффективных практик в разделе «Банк эффективных практик» на тематическом сайте РМЦ ДОД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» 2019-2020 гг. по адресу https://modnso.ru/mots/ba пк-ргаЫк/
7. Подготовка и издание не менее 3 выпусков сборника эффективных практик дополнительного образования детей, серия «Доступное дополнительное образование для детей». 2019-2020 гг. Совместно с АНО ДПО СИПППИСР
8. Подготовка и издание не менее 2 2019-2020 гг. Совместно с АНО ДПО
сборников материалов НПК по вопросам СИШШИСР
реализации типовых моделей развития
ДОД
9. Разработка и обеспечение внедрения дистанционных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья 2020 В соответствии с паспортом регионального проекта «Успех каждого
10. Создание регионального банка лучших методических разработок и дополнительных общеобразовательных программ навигатора по дополнительным общеобразовательным программам 2020 ребенка»
11. Проведение информационной кампании по вопросам вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020
систему дополнительного образования
III - заключительный этап, 2021 г.
1 Сертификация дополнительных образовательных программ 2021 В соответствии с разработанным положением
2 Разработка и апробация регионального стандарта разноуровневости дополнительных образовательных программ 2021 Проект регионального стандарта
3 Проведение научно-практических конференций и методических мероприятий по вопросам реализации типовых моделей развития ДОД 2021 По отдельному плану Совместно с АНО ДПО СИШШИСР
На первом этапе реализации проекта в 2018 году был проанализирован пул конкурсов методических материалов для педагогических работников образовательных организаций области. По статистическим данным в 2018 году на базе ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» в 2018 году проведено более десятка конкурсов программно методических материалов, в которых приняли участие около 500 педагогических работников образовательных организаций области.
Анализ проведенных конкурсных мероприятий показал, что региональная система дополнительного образования представлена следующими моделями развития:
- модель реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ;
- модель реализации вариативных (разноуровневых) программ дополнительного образования детей разных направленностей;
- модель реализации модульных программ дополнительного образования детей для сельской местности;
- модель реализации образовательных практик вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, на конкурсы были представлены практики, признанные эффективными, но не относящиеся ни к одной типовой модели. Мы обозначили такие практики - как иные эффективные образовательные практики. С другой стороны, выявили, что среди конкурсных работ не оказалось программ дистанционных курсов по дополнительным образовательным программам. В связи с чем, данное направление является приоритетным.
Отдельного внимания заслуживает модель организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей. Модель преимущественно реализуется в рамках деятельности областного родительского собрания Новосибирской области.
По итогам обобщения опыта победителей конкурсов профессионального мастерства 2018 года был сформирован 1-й сборник эффективных практик дополнительного образования детей.
В 2019 году работа по выявлению эффективных практик продолжается по двум направлениям.
Первое - сохраняя традиции и имеющийся опыт в практике дополнительного образования детей, организаторам традиционных конкурсов программно-методических материалов предлагается включить в положения пункт о перспективе внесения лучших образовательных практик в региональный банк.
Второе направление - это организация и проведение первого открытого регионального образовательного проекта по формированию регионального банка эффективных практик.
Номинации конкурса:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. В номинации могут быть представлены дополнительные общеразвивающие программы любых направленностей (модульные, комплексные, интегрированные и т.п.), реализуемые в образовательной организации не менее двух лет.
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в дистанционной форме, с применением дистанционных технологий, в сетевой форме. В номинации могут быть представлены дополнительные общеразвивающие программы любых направленностей, реализующиеся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или дополнительные общеразвивающие программы любых направленностей, реализующиеся в сетевой форме. К участию допускаются как программы, прошедшие апробацию, так и подготовленные к реализации программы, специально созданные в целях обновления содержания дополнительного образования.
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа. В номинации могут быть представлены дополнительные общеразвивающие программы любых направленностей. К участию допускаются как программы, прошедшие апробацию, так и подготовленные к реализации программы, специально созданные в целях обновления содержания дополнительного образования
- Дополнительная образовательная программа по организации летнего отдыха.
- Программы тьюторского сопровождения. К участию допускаются как программы для детей, так и для родителей.
- Мастер-классы. В номинации могут быть представлены авторские разработки, демонстрирующие опыт работ педагогических работников по осуществлению образовательного процесса в области дополнительного образования.
- Различные образовательные проекты. В номинации могут быть представлены проекты, направленные на: обновление содержания дополнительного образования, организацию научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, создание общественных организаций школьников, профессиональную ориентацию, организацию социального партнерства и т.п.
Кроме того, на 20202021 гг. запланировано проведение научно-практических конференций по разработке и реализации новых моделей развития ДОД, материалы которых войдут в региональный банк эффективных практик.
Прогнозируется, что в результате реализации проекта будут сформированы пул региональных экспертов в области дополнительного образования детей и региональный банк эффективных практик дополнительного образования детей. Лучшие практики будут представлены на информационном ресурсе Навигатор
дополнительного образования Новосибирской области по адресу http://navigator.edu54.ru/ и в разделе «Банк эффективных практик» на тематическом сайте РМЦ ДоД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» по адресу https://modnso.ru/mots/bank-praktik /. Планируется подготовить и издать не менее 3 выпусков сборника эффективных практик дополнительного образования детей из серии «Доступное дополнительное образование для детей».
В ходе реализации проекта в регионе будут апробированы региональные модели развития дополнительного образования. Все это позволит разработать проект регионального стандарта разноуровневости дополнительных общеобразовательных программ и организовать сертификацию программ дополнительного образования.
Для достижения стратегических целей развития дополнительного образования в регионе большое значение имеет систематизация представленных в банке эффективных практик по моделям развития региональной системы дополнительного образования. Одним из важных результатов внедрения банка эффективных практик станет систематизация различных реализуемых в регионе (в том числе инновационных, экспериментальных, неформальных и частных) образовательных практик по типам, в зависимости от организационно-методических условий их реализации. Это позволит расширить представление всех субъектов образовательного пространства о ресурсах, возможностях и подходах в дополнительном образовании. Платформой для банка эффективных практик станет информационный портал Навигатор дополнительного образования детей (edu.navigator54.ru).
Практическая значимость проекта заключается в его тиражируемости, которая характеризуется:
- возможностью использования уже вошедших в банк эффективных практик дополнительного образования сторонними педагогическими командами;
- коммуникацией педагогических команд по поводу использования представленных в банке практик дополнительного образования (обмен опытом реализации с точки зрения перепроектирования, корректировки, адаптации и усовершенствования);
- получением методической поддержки и методических ресурсов для самостоятельной реализации эффективных практик;
- поиском партнеров для реализации тех или иных образовательных программ и проектов;
- открытостью банка для профессиональных ассоциаций и организаций различного типа, которые могут спроектировать способы сотрудничества с организациями ДО, а также оценить перспективы данного взаимодействия;
- представленностью в банке возможных инфраструктурных площадок для реализации тех или иных образовательных программ, в том числе за пределами учреждений дополнительного образования (библиотеки, молодежные центры, организации культуры, коммерческие площадки, производственные площадки и т.д.).
В результате реализации проекта мы создадим единое информационное пространство практик дополнительного образования региона для детей и родителей, позволяющего выявлять и тиражировать лучшие практики, выстраивать коммуникацию и взаимодействие между различными субъектами пространства дополнительного образования, управлять развитием дополнительного образования региона.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».