ДЖАВАТОВ Д.К., ГУСЕЙНОВ А.Г.
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА -ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН ДО 2025 г.
В современных условиях формирования инновационной экономики в России важнейшей стратегической задачей является создание национальной и региональных инновационных систем. В настоящей работе проанализированы отечественный и зарубежный опыт формирования инновационных систем, исследован инновационный потенциал Республики Дагестан, сформированы приоритетные направления государственной политики в научно-инновационной деятельности и стратегические направления государственной инновационной политики врегионе.
_DZHAVATOVD.K, GUSEYNOV A.G.
DEVELOPING THE REGION'S INNOVATION SYSTEM - A PRIORITY TASK OF IMPLEMENTING THESTRATEGY FOR SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
UNTIL 2025
In modern conditions the formation of an innovative economy in Russia an important strategic objective is the creation of national and regional innovation systems. In this paper we analyzed the native and foreign experience in the formation of innovation systems, investigated the innovative potential of the Republic of Dagestan, shaped the priorities of state policy in scientific innovation and strategic direction of the state innovation policy in the region.
Ключевые слова: инновационная деятельность, стратегия развития, потенциал, система, структура, приоритеты.
Keywords: innovation, strategy development, capacity, system, structure and priorities.
Разработка инновационной системы Республики Дагестан предусматривает создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок для его расширенного воспроизводства и модернизацию экономики республики на основе технологических инноваций.
Формирование инновационной системы Республики Дагестан, встроенной как подсистема в национальную инновационную систему Российской Федерации, позволит обеспечить взаимодействие сектора исследований и разработок с государственными, муниципальными органами и предпринимательскими структурами в целях технологической модернизации и повышения конкурентоспособности на основе современных инновационных технологий.
Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших инновационных технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной и межрегиональной интеграции в научно-производственной сфере, является стратегической моделью экономического роста как России, так и ее регионов.
Приоритетные направления инновационного развития страны и регионов определены в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В качестве важнейших задач определены:
❖ создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, малые инновационные предприятия и т.п.);
❖ содействие развитию кооперированных связей между субъектами инновационной системы;
❖ развитие инновационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности;
❖ образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла [1].
Инновационные процессы в Республике Дагестан развиваются медленными темпами, масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и услуг совершенно недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности региона.
Модернизация экономики Республики Дагестан невозможна без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых генерацией, производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики, общественной жизни [2].
Для создания эффективной региональной инновационной системы необходимо:
❖ сформировать условия для генерации новых идей как в учреждениях, специализирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях, так и на коммерческих предприятиях;
❖ обеспечить условия для организации лабораторных исследований и испытаний, а также производства опытных образцов инновационной продукции в рамках существующих и создаваемых научно-исследовательских центров, технопарков;
Разработка проекта инновационной системы Республики Дагестан, его внедрение является реализацией приоритетных целей Стратегий социально-экономического развития СКФО и Республики Дагестан до 2025 года, что
позволит создать условия для формирования инновационной модели производства, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Республика Дагестан сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации «провалов рынка», осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности [3].
Современная российская национальная инновационная система (НИС) принципиально отличается от передовых мировых аналогов высокой долей государственного сектора, отсутствием крупных наукоемких корпораций, очень слабым развитием малого инновационного бизнеса, фондового рынка и венчурного капитала как источника формирования инновационных проектов.
Одной из основных проблем российской НИС является высокая степень ее разбалансированности: ее главные элементы - научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура - функционируют изолированно друг от друга. При этом стратегия реального сектора не ориентирована на использование результатов отечественных исследований и разработок, а уровень инновационной активности (удельный вес предприятий, осуществляющих разработку и внедрение нововведений) в промышленности крайне низок - 9,4 % в 2009г., что в несколько раз ниже, чем в развитых странах: в Греции - 27%, во Франции - 46%,в Германии - 66%.
Российскую инновационную систему можно определить как федерально-региональную экономическую систему, представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности которой определяются проводимой государственной экономической политикой и регламентируются соответствующей законодательной, нормативно-правовой базой [1].
В России сложились многоуровневые отношения между регионами и Российской Федерацией в области взаимодействия в научно-технической и инновационной сфере.
Сегодня очевидно, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности регионов, основанные на получении дотаций федерального бюджета, использовании природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышения качества жизни населения. Эти проблемы могут быть решены путем использования инновационных механизмов развития территорий. Такой подход уже с конца 1970-х гг. успешно используется в Бельгии, Франции и других странах ЕС и в США.
Усиление роли региональных органов управления в осуществлении научно-технической деятельности определяется необходимостью быстрых и гибких изменений, возможностью адаптации к изменяющимся условиям, в условиях активных глобализационных процессов. Региональные органы
управления гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных условиях, поскольку:
❖ физическая приближенность источников и получателей новых технологий существенно активизирует восприимчивость к этим технологиям;
❖ гармоничное взаимодействие между региональной властью, образованием, наукой и промышленностью обусловлено неформальными контактами и общими интересами, объединяющими различные организации, является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке.
Развитие инновационной деятельности будет являться приоритетным фактором, обеспечивающим развитие территорий. В современных условиях эффективно функционируют региональные инновационные системы в г.г. Москва и Санкт-Петербург, в республиках Татарстан и Башкортостан, в Томской, Новосибирской, Нижегородской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской, Астраханской, Московской областях, Красноярском и Пермском краях.
Формирование и развитие инновационной системы региона является составной частью научно-технической и промышленной политики, представляющей собой совокупность институциональных, социально-экономических и иных мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.
Исследование современного опыта зарубежных стран по развитию национальных инновационных систем показывает, что независимо от социально-экономических особенностей страны государственными органами проводится тщательно продуманная система мер по созданию рамочных условий инновационной деятельности. Они, как правило, следуют 4 основным принципам сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов:
❖ институционализация - формализация взаимодействия государственного и частного секторов;
❖ партнерство государства - государственные органы выполняют не только роль катализатора и регулятора частного сектора в инновационной деятельности, но и являются их партнерами;
❖ координация взаимодействия целей государства и частного сектора в инновационно-производственном процессе;
❖ совместное участие в процессах принятия решений, инвестирования и регулирования инновационной деятельности [4].
В странах с рыночной экономикой уже с 1970-х г.г. активно рассматривался вопрос оценки вклада науки в реальное развитие экономики и решение социальных проблем. В связи с этим в большинстве стран разрабатывалась Национальная инновационная система (НИС), главной идеей которой являет-
ся создание условий для активизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет введения рыночных принципов в эту сферу и реструктуризации ее организационной структуры, Эта система включает все компоненты инновационного цикла - от формирования инновационной идеи до массового производства готового продукта: фундаментальную и прикладную науку, исследования и разработки, производство опытного образца и массовое производство, а также различные типы экспертизы, финансирования и воспроизводства кадров.
Исследование зарубежного опыта функционирования региональных инновационных систем позволит при разработке проекта развития инновационной системы Республики Дагестан использовать структуру, формы, методы, механизм взаимодействия и направления государственной политики в области инновационной деятельности.
Внедрение инноваций осуществляется на базе достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Дагестан. Как показывает анализ, проведенный при подготовке «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025г.», экономический рост последних лет во многом был обусловлен благоприятными макроэкономическими условиями развития российской экономики и носил преимущественно экстенсивный характер, слабо связанный с ростом производительности труда и капитализацией, и базировался на эксплуатации ресурсов, которые в последнее время стали существенным образом ограниченными. Структура экономики республики не позволяет ей в дальнейшем эффективно развиваться на существующей экономической базе. Необходим переход на инновационный путь развития, имеющий долгосрочный характер. Отличительным признаком инновационной экономики является резко увеличивающаяся роль знаний. Формой и процессом производства и накопления знаний выступает наука. Производство, накопление и использование знаний, лежащие в основе инновационного процесса, приводят к фундаментальным изменениям в экономике.
Важнейшей задачей является разработка концептуальных и методологических подходов к определению величины накопленного инновационного капитала. Инновационный потенциал - это совокупность определяющих величину его взаимодействующих структурных элементов (производственный, природно-ресурсный, технологический, информационный, финансовый, кадровый потенциалы) и необходимых для его активной реализации институционально-правовых, социально-экономических, административных и иных условий. Инновационный потенциал содержится в каждом из составных элементов воспроизводственного потенциала экономики отрасли, региона, муниципалитета, предприятия и рассматривается как интегрированная их совокупность (см. рис. 1), Управление инновационным развитием заключается в нахождении инновационного потенциала в каждом структурном элементе и умении использовать его в целях обеспечения модернизации экономики республики и устойчивого экономического роста.
Рис, 1. Структура инновационного потенциала
В целом, инновационный комплекс республики не сформирован как система. Отдельные подсистемы, такие как наука, образование, производство наукоемкой продукции и другие развиваются сами по себе. Подсистемы не стимулируются государством, не разработана государственная инновационная политика.
Основными принципами государственной инновационной политики в Республике Дагестана является:
❖ признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка, товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику региона;
❖ гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, выполняемых в интересах экономики региона;
❖ интеграция научно-образовательной, научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;
❖ концентрация выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;
❖ стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;
❖ интенсификация развития инновационного потенциала научно-образовательной сферы региона;
❖ создание условий для формирования современных технологических укладов в производственных отраслях региона;
❖ консолидация усилий органов государственного управления и общественных организаций региона для активизации научно-технической и инновационной деятельности
❖ конкурсность отбора приоритетных инновационно-инвестиционных проектов.
_Литература_
1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
4. Инновационное развитие регионов - зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы): научное издание / А.П. Лунев, И.Ю.Петрова, В.А. Камаев, С.А. Ахмедов, В.П. Зарипова, P.M. Зарипов, М.А. Ураксеев; под ред. проф. А.П. Лунева. проф. И.Ю. Петровой. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет»: 2009г.
5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М.: Наука, 2006.