Проблемы инновационного развития Республики Дагестан
Аннотация: В статье исследованы вопросы формирования региональной инновационной политики, рассмотрены организационно-экономические меры, способствующие интенсификации процесса регионального инновационного разви-тия.Проанализированы приоритетные направления инновационного развития страны и регионов. Исследованы вопросы создания региональной инновационной системы, разработки инновационной стратегии Республики Дагестан с учетом особенностей и конкурентных преимуществ. Ключевые слова: регион, инновационное развитие, инновационный процесс, система, стратегия, государственное управление, ресурсы.
Guseynov A.G. PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract: The article explores the issues of formation of regional innovation policy, discussed organizational and economic measures to promote intensification of the process of regional innovation development .
Analyzed the priority directions of innovative development of the country and regions. The problems of creating a regional innovation system, development of innovative strategies of the Republic of Dagestan, taking into account the features and other competitive advantages.
Keywords: region, innovative development, innovation process, system, strategy, governance, resources.
Гусеинов Абдурахман Гаджиевич
К.э.н., проф., Зав. кафедрой ДГУ В.н.с. РЦЭПИ ДНЦ РАН г. Махачкала guseinov [email protected]
При диагностике состояния экономики государств или регионов мы анализируем диспропорции в распределении различных общественных ресурсов: производственных мощностей, инфраструктуры, полезных ископаемых, плодородных земель, населения и пр.
Наличие таких диспропорций приводит к неравномерности экономического развития регио-нов,большим различиям в уровнях доходов населения, занятости, обеспечении рабочими местами, товарами и услугами.
В этих условиях в последние три десятилетия индустриальные страны стали уделять большое внимание такому практически неисчерпаемому ресурсу, как использование в регионе имеющегося инновационного потенциала и человеческого капитала в рамках формирования и распростране-ния.инновационной модели регионального развития.
Одной из главных задач инновационного развития является обновление традиционных и технологически отсталых производств, которые имеютнизкую конкурентоспособность, производительность труда, качество выпускаемой продукции,высокую себестоимость.
Таким образом, обеспечение регионального инновационного развития - это не только экономическая, но и важная социально-политическая задача, требующая серьезного внимания со стороны правительства и региональных (муниципальных) органов власти.
В мировой экономике выработаны следующие организационно-экономические меры, способствующие интенсификации процесса регионального инновационного развития:
• осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях;
• государственная целевая финансовая поддержка региональных и муниципальных органов власти;
• государственные и муниципальные налоговыепреференции, направленные на стимулирование инновационной деятельности предприятий;
• создание научных парков и региональных центров передовых технологий;
• создание инкубаторов малого бизнеса;
• привлечение венчурного капитала;
• мобилизация ресурсов коммерческих структур на решение задач регионального и муниципального развития;
• кластеризация экономики регионов и муниципалитетов;
• развитие информационной, коммуникационной и финансовой инфраструктуры;
• организация системы управленческого консалтингадля предпринимателей и населения.
Вместе с тем, проводимая конкретная региональная инновационная политика определяется сложившимися экономическими условиями. Не существует одного общего рецепта для применения различных институциональных и экономических инструментов ее реализации. Каждое государство, каждый регион, муниципалитет подходит к решению этих задач с учетом сложившихся особенностей, традиций, имеющегосяпотенциала.
Дополнительно к указанным мерам следует отнести формирование инновационной культуры в обществе, которая становится стратегическим ресурсом развития.
В конце 20 века вопросы формирования инновационной культуры вышли на первый план, когда обозначился приоритет формирования профессионалов инновационной формации, носителей новой культуры, генераторов идей, инициаторов инновационных процессов.
Важной особенностью современного этапа социально-экономического развития России и субъектов Российской Федерации стало активное применение инновационных технологий, многократно расширивших возможности генерирования и передачи знаний.
В стратегическом развитии России сформулирована цель - модернизация экономики - переход к экономике знаний, которая предусматривает масштабное использование новых знаний в хозяйственной практике. Индикатором успеха экономики знаний является доля валового внутреннего продукта (ВВП), валового регионального продукта (ВРП), обеспечиваемого наукоемким производством.
Активное проведение исследований и разработка на их основе новейших инновационных технологий, выход с ними на внутренние и мировые рынки, организация международной и межрегиональной интеграции в научно- производственной сфере, является стратегической моделью экономического роста, как в России, так и ее регионов.
Приоритетные направления инновационного развития страны и регионов определены в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В качестве важнейшей задачи сформулировано:
-создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, малые инновационные предприятия и т.п.);
-содействие развитию кооперированных связей между субъектами инновационной системы;
- развитие инновационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности;
- образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.
Инновационные процессы в Республике Дагестан развиваются медленными темпами, масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и услуг совершенно недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года в качестве стратегической цели определено развитие социально- инновационного комплекса и инновационной системы республики.
Модернизация экономики Республики Дагестан невозможна без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых генерацией, производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики, общественной жизни.
Для создания эффективной инновационной системы необходимо:
-Сформировать условия для генерации новых идей как в учреждениях, специализирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях, так и на коммерческих предприятиях;
-Обеспечить возможность для организации лабораторных исследований и испытаний, а также производства опытных образцов инновационной продукции в рамках существующих и создаваемых научно- исследовательских центров, технопарков;
Разработка инновационной системы Республики Дагестан, ее внедрение, является реализацией приоритетных целей Стратегий социально-экономического развития СКФО и РД до 2025 года, что позволит создать условия для формирования инновационной модели производства, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Республика Дагестан должна сосредоточиться на системе образования, модернизации сектора научных исследований.
В современных условиях национальная инновационная система представляет собой комплекс государственных, муниципальных, коммерческих и общественных, осуществляющих деятельность по накоплению, воспроизводству и. трансляцииинновационных знаний и технологий. НИЦсо-здает систему взаимоотношений между наукой, производством, потреблением и обществом. Новов-веденияявляютсяфундаментом развития экономики и общества.
Через НИС государство проводит политику обеспечения эффективности экономики и конкурентоспособности страны.
Региональная инновационная система (РИС) - это комплекс организаций, осуществляющих воспроизводство инноваций и их распространение.
Региональную инновационную систему Республики Дагестан можно подразделить на следующие подсистемы: производство знаний; распространение знаний (освоение); использование знаний и реализация их результатов; образование, подготовка и переподготовка кадров; поддержка знаний (регулирование, финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение); подготовка и обеспечение инновационной восприимчивости; информационное обеспечение и подготовка научно-методической базы[6,7].
Такая модель РИС даст возможность в известной мере выявить наиболее существенные связи, формы внутренних взаимоотношений между самими элементами и подсистемами, а также между элементами разных подсистем.
К подсистеме «производство знаний» относятся следующие элементы: НИИ всех секторов науки: академического, отраслевого, вузовского и заводского; научно-исследовательские подразделения вузов; инновационные ,подразделения предприятий; научно-технические комплексы; часть МИП (включая венчурных); часть научно-технологических парков.
К подсистеме «распространения знаний (освоение)» относятся следующие элементы: технопарки, инкубаторы, центры трансфера технологий, опытные производства, консультационно-внедренческие организации, венчурные организации, инфомационно-технологические центр и др[6,7].
Подсистема «подготовки к обеспечению инновационной восприимчивости» включает в себя следующие элементы: подразделения или группы специалистов по выявлению и обобщению видов невосприимчивости к инновациям, центры по социальным технологиям преодоления психологических барьеров, группа «инновационных технологий», группа по работе со СМИ по морально-психологическим аспектам восприятия инноваций.
Подсистема «использования знаний и их реализация» включает: промышленные предприятия, МИПы, малые предприятия.
Подсистема «подготовки и переподготовки кадров» включает: высшие и средние учебные заведения, школы, институты повышения квалификации.
Подсистема «информационного обеспечения и подготовки научно-методической базы» состоит из организаций, обеспечивающих сбор и распространение информации, региональные информационные аналитические системы, патентно-информационные службы предприятий, НИИ, вузов, структурные подразделения министерств и ведомств по обобщению и анализу уровня научно-методического обеспечения.
Подсистема «поддержки знаний» состоит из следующих элементов финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение, инновационно-инвестиционные компании, банки, государственная политическая поддержка.
В общем виде региональная инновационная система Республики Дагестан представлена на
(рис. 1).
Формирование эффективной РИС Республики Дагестан может быть, достигнуто при наличии следующих условий:
• достижение необходимого уровня развития инновационого потенциала республики;
82
• развитие конкурентных преимуществ республики;
• создание рынков сбыта инновационной продукции хозяйственного комплекса республики;
• формирование источников финансовых средств;
• государственная поддержка инновационного развития республики.
Как показывает проведенный анализ, стратегическими проблемными особенностями инновационного процесса в Республике Дагестан являются:
1. Необходимость разработки республиканской инновационной системы, способной обеспечить комплексное управление инновационными преобразованиями на всех этапах инновационного процесса;
2. Принятие организационных, экономических, административных мер по развитию инновационной инфраструктуры для обеспечения непрерывного процесса взаимосвязи научных, научно-исследовательских и производственных предприятий, повышения уровня внедрения инновационных разработок в производство.
3. Разработка мер по обеспечению преференциями по налогам., коммунальным услугам, арендным отношениям предприятий и научно- исследовательских организаций инновационной направленности;
4. Стимулирование инвестиционных вложений в инновационную деятельность через предоставление преференций инвесторам;
Рис. 1. Региональная инновационная система Республики Дагестан
5. Значительное увеличение бюджетного финансирования инновационной деятельности и доведение доли бюджетирования инновационной деятельности с 0,3% до 3% ВРП;
6. Создание кластеров и инновационных структур в их деятельности;
7. Создание Инновационного кластера Республики Дагестан, где будут сконцентрированы научные, поисковые, маркетинговые, консалтинговые, инновационные исследования и разработки для собственной деятельности идругих кластеров.
8. Создание институциональных условий для развития инновационного потенциала республики через создание венчурных фондов, внедренческих организаций, разработку законодательных и нормативно- правовых актов по предоставляемым преференциям.
Для повышенияуровня инновационного потенциала и активизации инновационной деятельности требуется реализация комплекса мер, осуществляемых на уровне органов государственного управления республики, в следующих направлениях:
1. Реализация дополнительных финансовых механизмов адресной поддержки предприятий промышленности, в том числе в виде:
- предоставления гарантий по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных проектов модернизации и развития производства;
- оплаты бюджетом части расходов по содержанию объектов, используемых организациями инновационной инфраструктуры;
- создания технопарков в сфере высоких технологий и оказание государственной поддержки их созданию и функционированию в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
2. Развитие венчурной деятельности:
- создание законодательной базы для венчурного инвестирования отечественными пенсионными фондами, страховыми компаниями и банками;
- популяризация венчурной деятельности в предпринимательской среде посредством продвижения «историй успеха»;
- снижение процентных ставок.
3. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности:
- создание эффективной системы инновационного мониторинга, позволяющей формировать целостную систему сведений о научно- инновационном потенциале и инновационной активности отраслей и промышленных предприятий на основании современных показателей и индикаторов состояния инновационной деятельности;
- поддержка приграничного сотрудничества;
- создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам;
- создание специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности;
- укрепление - связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур;
- создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном сообществе и предпринимательском секторе;
- формирование инновационного партнерства государства, науки, образования, бизнеса и гражданского общества[8].
В республике целесообразно разработать региональную инновационную стратегию до 2025
года.
Миссия «Инновационной стратегии Республики Дагестан до 2025 года» - повышение уровня жизни населения Республики Дагестан на основе устойчивого экономического развития республики, обусловленного эффективным использованием интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.
Целями инновационной стратегии Республики Дагестан можно определить:
- поиск перспективных направлений производств, расширение возможностей
для развития бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и в конечном итоге превращение республики в центр промышленности и науки;
- развитие инновационной промышленности с интенсивными, в плане НИОКР, крупными предприятиями, инновационным средним бизнесом, а также активным созданием новых инновационных предприятий;
- организация эффективной научно-исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, трансфера знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;
- ориентация сферы среднего и высшего образования на международные стандарты;
- государственная инновационная политика, направленная на создание региональной инновационной системы, благоприятных для инноваций рамочных условий и эффективного научно-исследовательского ландшафта; обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной, тарифной политики [9].
Создание инновационной экономики является стратегическим ресурсом России иее регионов в XXI веке.
Литература:
1. Движение регионов России к инновационной экономике/ Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Вален-тея; Ин-т экономики РАН.-М.: Наука, 2006.-49 с.
2. Инновационное развитие-зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы). Научное издание под ред. Проф. А.П. Лунева, проф. И.Ю. Петровой, издательский дом «Астраханский университет», 2009 г.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
4. Стратегия социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года.
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года.
6. http://www.uecs.ru/uecs-25-252010/item/302-2011-03-25-08-19-57
7. http://www.uecs.ru/uecs-25-252010/item/302-2011-03-25-08-19-57
8. http://dop.uchebalegko.ru/docs/index-37926.html
9. http://knowledge.allbest.ru/management/3c0a65635b2ad78a5c53a88521206c37 0.html