РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК37
УрусмамбетоваЛаураАдамовна
Аспирантка кафедры педагогики и психологии КБГУ, [email protected], Нальчик
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД С 2002 ПО 2006 ГГ.
Urusmambetova Laura Adamovna
The post-graduate student of chair ofpedagogics andpsychology of the Kabardino-Balkarian state university, [email protected], Nalchik
REFORMING OF SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC IN 2002-2006
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данная задача решается в ходе реализации современной образовательной стратегии модернизации образования. Проведенный ранее анализ первого этапа развития системы общего образования Кабардино-Балкарской респуюлики (КБР) с 1992 по 2001 гг. выявил, что был заложен фундамент реформ в образовательной нише республики. Однако в ходе дальнейшего изучения процесса реформирования системы образования Кабардино-Балкарской республики было обнаружено, что малоисследованным остается период с 2002 по 2006 гг., несмотря на то, что именно в обозначенное время был заложен фундамент модернизационных процессов, характерных для современной системы образования.
В связи с тем, что организационной основой государственной политики Кабардино-Балкарской республики в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая законом Кабардино-Балкарской республики и органически взаимоувязанная с Федеральной программой развития образования, основой выделения второго периода в развитии образования КБР стало принятие Программы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской республике на 2002-2006 годы» [3].
Целью данной статьи является исследование второго периода развития общего образования Кабардино-Балкарской республики (с 2002 по 2006 гг.). С учетом общероссийских приоритетов государственной политики в области образования, дальнейшее исследование развития системы образования Кабардино-Балкарской республики мы начали с анализа программ и го-
сударственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В 2004 г. приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 был принят Государственный стандарт общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [4, с. 7] и Концепцией модернизации российского образования на период до2010 г. [7].
На основании Государственного стандарта 2004 г., поэтапное введение нового республиканского базисного учебного плана для образовательных учреждений КБР начало осуществляться с 2005-2006 учебного года. В контексте этих изменений особую значимость приобретали проблемы поэтапного перевода образовательных учреждений на новый республиканский базисный учебный план и новое содержание образования.
Приоритетными направлениями в развитии общего образования в рамках реализации Концепции модернизации образования в КБР стало введение профильного и предпрофильного обучения в 9-11 классах общеобразовательных учреждений КБР; апробация учебников национально-регионального компонента; разработка, апробация и внедрение моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики и создание вариативных моделей комплексной информатизации образовательных учреждений КБР.
Для национальной республики было особенно важно решение задачи разработки и внедрения республиканского (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов по учебным предметам базисного учебного плана. С этой целью в период с 2002 по 2006 гг. велась подготовительная работа по следующим направлениям: подготовка научно-методической базы для организации обучения в начальных классах на родных языках и разработку нового содержания национального образования; повышение квалификации разработчиков учебно-методических; разработка учебно-методических комплектов и их издание; апробация нового содержания национального образования в пилотном режиме.
Анализ развития сети общеобразовательных учреждений республики показал, что к началу 2002 г. в республике функционировало 255 учреждений дошкольного образования, том числе 40 интегрированных учреждений типа «начальная школа - детский сад», 269 полных (средних) общеобразовательных учреждений, 9 гимназий, 2 лицея, 6 вечерних общеобразовательных учреждений, 55 учреждений дополнительного образования детей, 4 интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 учреждения для детей-сирот и др.
Одним из существенных факторов, воздействующих на состояние системы образования, являются процессы демографических изменений, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в образовании республики
на всех его уровнях. От них зависит количество класс- комплектов, общая учебная нагрузка учителей, необходимость использования части учебных площадей общеобразовательных учреждений и др. [1,с.2].
В Кабардино-Балкарской республике с начала 90-х г., как и во всей России, имел место значительный спад рождаемости и, как следствие, существенное сокращение темпов прироста обучающихся, сначала в систему дошкольного, а затем и общего среднего образования (рис. 1).
Рисунок 1 - Число родившихся детей с 2002 по 2006 г. (тыс. чел.)
Спад рождаемости повлиял на то, что к 2007 г. количество детей школьного возраста в республике сократилась на31 тыс. детей [1,с.2].
Начиная с 2001 г. система дошкольного образования республики, решая проблемы обеспечения доступности дошкольного образования и повышения его качества, приобрела ряд значительных отличий и особенностей. Если в 2000 году в республике функционировало 255 самостоятельных ДОУ, то с 2001 по 2006 годы многие из них были присоединены к общеобразовательным учреждениям, другие преобразованы в учреждения вида «начальная школа-детский сад». Это позволило увеличить охват детей дошкольным образованием до 70% [6].
В Кабардино-Балкарской республике в общеобразовательных учреждениях контингент обучаемых до 1998 г. продолжал расти за счет прироста рождаемости предыдущего периода. Но с 1999 г. началось сокращение численности обучающихся. Ниже на рис. 2. показана динамика изменения численности учащихся Кабардино-Балкарской республики в период с 2002 по 2006 гг.
Рисунок 2 - Изменения численности учащихся в Кабардино-Балкарской республике (тыс. чел.)
Сеть общеобразовательных учреждений республики с 2002 по 2006 гг. включала в себя полный спектр типов и видов образовательных учреждений (Рис. 3). К 2006 г. статус лицея имели 6 ОУ, гимназии -11, ОУ с углубленным изучением предметов - 35. За 4 анализируемых года наблюдалось увеличение количества гимназий на 2, лицеев на 4, соответственно увеличился контингент учащихся. Это можно объяснить тем, что Правительство Кабардино-Балкарской республики стимулировало образовательную политику перехода к многообразному, многоуровневому и непрерывному образованию.
Рисунок 3 - Сравнительная динамика всех видов ОУ Кабардино-Балкарской республики в период с 2002 по 2006 гг.
В Кабардино-Балкарской республике с 2002 по 2006 гг. стабильно функционировали 6 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения, однако контингент обучающихся увеличился за 4 года на 127 человек (Рис. 2). Данный факт свидетельствовал о востребованности специфики обучения в вечерних школах республики.
Анализ нормативных, статистических и отчетных документов показал, что в Кабардино-Балкарской республике в период с 2002 по 2006 гг. большое внимание уделялось развитию дополнительного образования детей.
В этот период в республике общее количество учреждений дополнительного образования для детей различной направленности увеличилось со 109 до 122. Из них в подчинении Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики в 2002 г. было 55 учреждений, а к 2006 г. их количество увеличилось до 62. Увеличение количества данных учреждений свидетельствовало о востребованности услуг учреждений дополнительного образования республики. За 4 анализируемых года (с 2002 по 2006 гг.) в Кабардино-Балкарской республике контингент учащихся увеличился на 8818 человек. Это можно объяснить доступностью дополнительного образования, обеспечивающейся ее бесплатностью, открытием творческих объединений, кружков, спортивных секций на базе общеобразовательных школ и использованием очно-заочных форм обучения.
Анализируя изменения, связанные со становлением органов управления образованием республики в 2002-2006 гг., можно отметить, что в республике были проведены мероприятия, связанные с решением задачи модернизации организационных структур Министерства образования и образования
Кабардино-Балкарской республики и муниципальных органов управления образования. В период с 2002 по 2006 гг. шла его структурная реорганизация, которая была связана с созданием новых управлений: инспектирования, лицензирования, аттестации и аккредитации; информационно-аналитической, кадровой работы и стратегического планирования; молодежной политики, воспитательной работы и дополнительного образования детей.
Дальнейшее исследование выявило, что в качестве преемников существовавших народных отделов образования в Кабардино-Балкарской республике, в соответствии с количеством муниципальных районов и городских округов в 2003 г. постановлениями глав Администраций районов было создано 13 органов Управления образованием, основными задачами которого являлось создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование и в сфере образования; обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории на основе программы развития; охрана и защита прав несовершеннолетних на территории районов путем выполнения отдельных функций органа опеки и попечительства; создание благоприятных условий для развития дополнительного образования и др.
Анализируя систему органов Управления образованием было выявлено, что после вхождение в 2002 г. республики в эксперимент по введению единого государственного экзамена был создан Республиканский центр контроля качества образования, в функции которого входил мониторинг качества образовательного процесса, условий его осуществления, качества образования.
В марте 2003 г. состоялось открытие регионального центра Федерации Интернет Образования. Позднее, в декабре 2003 г. был открыт Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения (далее КБРЦДО), инфраструктура которого предполагала взаимодействие всех уровней: муниципального, регионального и федерального. КБРЦДО в своей деятельности опирался и взаимодействовал с созданными 12 ресурсными центрами (далее РРЦ) в Эльбрусском, Майском, Терском, Черекском, Урванском, Прохладненском, Лескенском, Зольском и Баксанском районах и городах Прохладном и Баксане.
Анализируя деятельность системы КБРЦДО-РРЦ было выявлено, что она заключалась в создании условий для широкого использования дистанционных информационно-коммуникационных технологий в интересах профессионального роста работников образования, формировании сетевого распределенного сообщества педагогов и управленцев, налаживании межрегионального взаимодействия и интеграции усилий для удовлетворения потребностей работников образования в сетевых образовательных ресурсах [5].
Таким образом, ведущим мотивом изменений, произошедших в республике за анализируемый период с 2002 по 2006 гг., было создание многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской,
Обобщающим результатом стало сохранение и развитие системы образования, осуществление компетентных подходов на основе современного содержания и личностно ориентированных технологий образования.
Библиографический список
1. Выступление Президента Кабардино-Балкарской республики В. М. Кокова на августовском совещании работников системы образования [Текста/Кабардино-Балкарская правда.- 2002. - № 172. - С. 1-2.
2. Доклады министра образования и науки Кабардино-Балкарской республики с 2002 по 2006 гг.//Текущие архивы Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики
3. Закон Кабардино-Балкарской республики «Об утверждении Программы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской республике на 2002-2006 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://minorities.ceprs.indem.ru/KabBal/ProgrObr.htm (дата обращения: 5.09.2010).
4. Закон РФ «Об образовании» в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL://http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html (дата обращения: 16.06.2010).
5. Кушчетеров А. В. Информатизация системы образования республики [Текст]/А. В. Кушчетеров. //Образование. Научно-методический и информационный журнал. - 2007. -№2.- С. 20-23.
6. Послание Президента КБР А. Б. Канокова Парламенту КБР в 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president-kbr.ru/speech/message/73—2007-.html (дата обращения: 5.09.2010)
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ (дата обращения: 19.08.2010).