УДК 74
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В НАЧАЛЕ XXI века
© 2009 г. Т.В. Саенко
Пятигорский государственный лингвистический университет, 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, info@pglu. ru
Pyatigorsk State Linguistic University, Kalinin Ave, 9, Pyatigorsk, 357532, [email protected]
Анализируются условия функционирования и развития национально-региональной образовательной системы Кабардино-Балкарской Республики в начале XXI в. Выделены основные факторы внешней среды, оказывающие влияние (как положительное, так и отрицательное) на систему образования в регионе. Определена область влияния системы образования на внешнюю среду.
Ключевые слова: система образования региона, внешняя среда.
This article is devoted to analysis conditions offunction and development of regional education system of Kabardino-Balkar Republic. They were marked up basic factors of the external ambience, influenced (as positive so negative) to the education system in the region. Certain area of the influence of the educational system on external ambience.
Keywords: regional educational system; external ambience.
Последнее десятилетие отмечено становлением и развитием региональных образовательных систем, выступающих в качестве целостных объектов управления. Особое место в федеральной системе образования России занимают региональные образовательные системы национальных республик, представляющие собой «целостные самостоятельные социально-педагогические структуры со свойственным для них этнорегиональным своеобразием, интегрированные в российское образовательное пространство» [1, с. 294]. Их специфика обусловлена многонациональным контингентом обучающихся, воспитанников и составом педагогических кадров, поликультурной направленностью системы воспитания и дополнительного образования детей. Кроме того, всем национально-региональным образовательным системам имманентны общие характеристики, выделенные А.Д. Николаевой:
1) национально-региональный компонент содержания образования - образовательная норма, относительно основных характеристик которой (направленности, состава и содержания, структуры и временных параметров) достигнут консенсус в государстве и территориальном сообществе. Она обеспечивает национально-специфическое преломление знаний в сознании носителей национального языка и культуры;
2) национально-культурное образовательное пространство, обеспечивающее средствами образования приобщение субъектов территории к национальной, российской и мировой культуре, общечеловеческим и национальным ценностям и традициям, цивилизаци-онным и социокультурным нормам и правилам, действующим в сообществе;
3) национально-региональный подход к управлению, предполагающий его ориентацию на образовательные запросы региона, учет социально-экономических, культурно-исторических и национальных тра-
диций народов данной территории в разработке программ развития образования и становлении социально-профессионального сообщества людей, объединенных общими образовательными ценностями [2, с. 7-8].
Исследование специфики национально-региональных образовательных систем Северо-Кавказского региона на материале Кабардино-Балкарской Республики позволяет выделить факторы внешней среды, оказывающие влияние на функционирование и развитие системы образования в целом: наличие законодательной базы национальных республик - субъектов Российской Федерации, их дотационность, полиэтнич-ность, поликонфессиональность, конфликтоопасную этнополитическую ситуацию. Эти факторы создают общий фон жизнедеятельности образовательной системы, ее ресурсного обеспечения, выступают источником формирования социального заказа образованию.
В педагогике под социально-педагогическими условиями функционирования образовательной системы понимают устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. Выделяют общие (политические, социальные, экономические, культурные, национальные, географические) и специфические условия (особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы - городская или сельская; материально-техническая база; воспитательные возможности окружающей среды и др.) [3, с. 494]. Совершенно очевидно, что данные условия оказывают влияние не только на школу, но и на образовательные системы более высокого уровня - муниципальную и региональную.
Ввиду того что система образования является бюджетной сферой, ее функционирование и развитие зависят, в первую очередь, от экономических и политических факторов. Кабардино-Балкарская Республи-
ка - это дотационный регион с большим промышленным, аграрным и рекреационным потенциалом, но с ограниченными сырьевыми и энергетическими ресурсами. В последние годы экономика и социальная сфера республики развивались в условиях кризисных явлений, характерных для всей России. Ситуация усугублялась близостью к «горячим точкам» (Южная Осетия, Абхазия, Грузия), связанными с этим обстоятельством ограничениями инвестиционных потоков в экономику и социальную сферу Кабардино-Балкарии.
Негативные тенденции в экономике республики в конце 1990-х гг. способствовали сокращению количества реально работавших предприятий, особенно в районных центрах и сельских поселениях, это привело к уменьшению доходной части местных бюджетов, и, в свою очередь, явилось причиной постоянного недофинансирования системы образования.
Недостаточный уровень заработной платы в бюджетной сфере Кабардино-Балкарии стал причиной оттока высококвалифицированных специалистов в другие регионы России (в 2006 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании составляла 4434,4 руб.) [4, с. 73]. В результате
этого обозначилась тенденция старения кадров в общеобразовательных учреждениях республики: число учителей пенсионного возраста увеличилось с 10,8 % в 2002 г. до 16,6 % в 2007 г. [5, с. 30-34].
В 2006 г. количество нетрудоустроенной молодежи в возрасте 18-29 лет составило 36,7 % от общего числа безработных граждан [4, с. 48]. В целом рынок труда во многих районах Кабардино-Балкарии не соответствует потребностям выпускников, поэтому большинство из них стремится выехать за пределы республики. Например, в Майском районе в среднем ежегодно выезжают от 70 до 80 % выпускников средних школ, а возвращаются после окончания профессиональных учебных заведений не более 20 %.
Отсутствие широких возможностей трудоустройства, близость к зонам вооруженных конфликтов стали причиной вынужденной миграции трудоспособного населения в другие регионы Российской Федерации. Изменения демографической и социальной ситуаций в районах и городах Кабардино-Балкарии стали причиной постепенного сокращения контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях: за 7 лет (2000-2007 годы) - на 43, 3 тыс. чел. (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности обучающихся общеобразовательных учреждений КБР, тыс. чел.
При этом отмечается рост охвата детей дошкольным образованием (рис. 2) [5, с. 8-10].
29 28 27 26 25 24 23 22
2000
2004
2005
2006
2007
Рис. 2. Динамика численности дошкольников в образовательных учреждениях КБР, тыс. чел.
В системе общего образования республики функционируют образовательные учреждения различных видов: из 341 дневной общеобразовательной школы 6 (1,7 %) имеют статус «лицей», 12 (3,5 %) - статус
«гимназия», 28 (8,2 %) - «школа с углубленным изучением отдельных предметов». Имеются 10 школ-интернатов, 8 начальных, 9 основных и 5 вечерних общеобразовательных школ, 17 детских садов, 87 обра-
зовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста [5, с. 9].
Специфичной особенностью системы образования Кабардино-Балкарии является наличие интегрированных общеобразовательных учреждений - это средние школы, к которым присоединены в качестве структурных подразделений детские сады. Таковых насчитывается 123, или 36 % от общего числа общеобразовательных учреждений.
Процессы интеграции дошкольного и общего образования проходили в республике в 2001-2004 гг. с целью организации новых, экономически целесообразных интегрированных форм дошкольного и школьного образования, которые должны были стать перспективным способом сохранения и развития системы образования, обеспечить вариативность обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Главной проблемой указанных преобразований в тот период стал морально-психологический барьер, связанный с нежеланием заведующих дошкольными учреждениями терять должностные полномочия руководителя. Кроме того, дошкольное звено в системе образования КБР было наиболее обособленным и консервативным, что также создавало определенные препятствия. Объяснением этому могут служить, на наш взгляд, следующие причины:
1) дошкольное образование не являлось обязательным, поэтому местными властями (равно как и государством) не уделялось ему должного внимания - основное внимание было сосредоточено на системе общего образования;
2) невысокий образовательный уровень дошкольных работников, слабая мотивация на повышение квалификации через такой механизм, как аттестация.
Процессы интеграции детских садов и общеобразовательных школ в Кабардино-Балкарии стали причиной постепенного сокращения числа дошкольных учреждений как юридических лиц: с 277 в 2000 г. до 17 в 2007 г. Жесткое требование вышестоящих организаций осуществить интеграцию в кратчайшие сроки не дало возможности муниципальным органам управления образованием провести серьезную подготовительную работу, поэтому возникли такие проблемы, как формирование нормативно-правовой базы интегрированных учреждений (новые уставы, штатные расписания, должностные инструкции), перераспределение функциональных обязанностей и др. Аналитические материалы Министерства образования и науки свидетельствовали о том, что в большинстве районов интеграция учреждений дошкольного и общего образования была проведена формально, путем
механического присоединения детского сада к школе, в части преемственности образовательных программ изменений не произошло. На наш взгляд, это явилось следствием отсутствия научно-методического и нормативно-правового сопровождения интеграционных процессов со стороны республиканских структур.
Вместе с тем интеграция детских садов и школ позволила сохранить систему дошкольного образования и обеспечить эффективное использование зданий образовательных учреждений. На базе детских садов, которые были не заполнены (особенно в сельской местности), открылись первые классы, что дало возможность создать необходимые условия для адаптации детей при переходе из дошкольного звена в начальное.
Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей: 55,32 % кабардинцев; 25,14 - русских; 11,64 - балкарцев; 1,09 - осетин; 0,97 - турков; 0,84 -украинцев. Наличествуют также армяне, грузины, азербайджанцы, узбеки, чеченцы, ингуши, татары, немцы, корейцы, евреи и представители других национальностей бывшего СССР. На территории республики сохранились районы с компактно проживающими казаками, ранее входившими в состав Терского казачьего войска: Майский, Прохладненский и городской округ Прохладный [6, с. 22-44].
Многонациональность и многоконфессиональность Кабардино-Балкарии, ее соседство с «горячими точками», отдельные проявления ваххабизма и других разновидностей религиозного экстремизма ставят с особой остротой вопросы формирования толерантности, делают их актуальными для системы образования республики. Указанные факторы внешней среды отражаются на региональной образовательной политике: в деятельности органов государственной и исполнительной власти республики, органов местного самоуправления являются приоритетными поликультурные принципы и гибкая языковая политика. Введение в республиканский Базисный учебный план национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта (родной язык в 1-11 кл., география и история КБР в 8-9 кл., культура народов КБР в 10-11 кл.) существенным образом повлияло на обогащение содержания образования ценностными, социализирующими составляющими, обеспечение его непрерывности.
Используя метод РБ8Т-анализа, применяемого в современном менеджменте, обобщим анализ влияния основных факторов внешней среды (положительное -«+», отрицательное - «-») на развитие системы образования Кабардино-Балкарской Республики в первом десятилетии XXI в. (таблица).
РЕ8Т-АНАЛИЗ внешней среды, социально значимой для региональной системы образования
Политические факторы Экономические факторы
(+) Наличие авторитетного политического лидера (+) Направленность деятельности органов государственной власти республики на возрождение экономики (+) Продуманная национальная политика (+) Противодействие политических и общественных сил терроризму и экстремизму, религиозной неприязни (-) Близость политически нестабильных регионов и очагов военных конфликтов (Грузия, Южная Осетия, Абхазия) (-) Несовершенство реформы местного самоуправления (+) Большой рекреационный потенциал, способствующий привлечению инвестиций, в том числе иностранного капитала, в экономику республики (+) Газификация населенных пунктов (+) Развитие среднего и малого бизнеса (-) Недостаточный уровень оплаты труда в КБР (-) Дотационность республики (-) Низкий уровень собственных доходов местных бюджетов (-) Высокий уровень безработицы (-) Ограниченные возможности трудоустройства молодежи
Социальные факторы Технологические факторы
(+) Тесное взаимодействие школы с учреждениями культуры, дополнительного образования (+) Тесное сотрудничество семьи и школы (+) Культурно-национальные традиции, препятствующие широкому распространению асоциальных явлений в детской и подростковой среде (-) Миграция трудоспособного населения из республики (-) Социальное расслоение в обществе (-) Скрытая угроза межнациональных конфликтов (+) Компьютеризация системы образования (+) Внедрение инноваций в образовательный и управленческий процессы как следствие здоровой конкуренции (+) Обеспеченность образовательных учреждений вариативными образовательными программами (-) Несоответствие условий осуществления образовательного процесса в ряде ОУ современным требованиям (-) Изношенность материально-технической базы системы образования
Проведенное исследование доказывает необходимость изучения образовательных систем с точки зрения их взаимосвязи с внешней средой и позволяет сделать следующие выводы:
1. Детерминантами понятия «внешняя среда системы образования региона» выступают: общественное устройство, социально-экономическая и политическая ситуации, региональные особенности (многообразие этнического состава населения, национальные культура и язык, поликонфессиональность).
Образовательные системы, как и любые другие системы, периодически подвержены возмущающим воздействиям внешней среды. Вследствие этого происходит отклонение состояния выхода системы от заданного значения этого состояния, т.е. от нормы. В связи с этим образование находится под влиянием двух тенденций:
- с одной стороны, внешняя среда выступает ограничителем его развития. Негативные явления в политике, экономике, социальном секторе создают определенные ограничения условий функционирования и развития образовательной системы. Кроме того, система образования может отставать от общественного развития в силу определенной внутренней консервативности, инерционности, что является условием ее «выживания», стабильности в переходный период;
- с другой стороны, внешняя среда является источником развития образования. Позитивные изменения в различных подсистемах общества способствуют улучшению ресурсного обеспечения образовательной системы и стимулируют ее переход в режим опере-
жающего развития (обновление содержания образования, поиск дополнительных ресурсов, стратегическое планирование и др.).
2. Состояние национально-региональной системы образования Кабардино-Балкарской Республики, помимо общих тенденций развития российского общества, обусловливается спецификой Северо-Кавказского региона. Ее отличительными особенностями являются: многонациональный контингент обучающихся и воспитанников, национально -региональный компонент содержания образования, поликультурная направленность системы воспитания и дополнительного образования детей, видовое разнообразие образовательных учреждений, отсутствие негосударственного сектора в общем образовании.
3. Отрицательное влияние экономических и социальных факторов на образовательную систему Кабардино-Балкарии обусловило сокращение образовательных учреждений как юридических лиц в ряде районов, а также контингента обучающихся и воспитанников, износ материально-технической базы системы общего образования, снижение ее кадрового потенциала. Положительное влияние политических и социокультурных факторов выразилось в обогащении содержания образования национально-региональным компонентом, поликультурной направленности системы воспитания, гибкой языковой политике, диверсии-фикации общего образования и его вариативности.
4. Влияние системы образования на внешнюю среду может проявляться: в повышении уровня культурных и образовательных потребностей населения;
формировании общественного мнения (работники образования, как правило, являются самым массовым электоратом для политиков в период предвыборных кампаний); повышении статуса сферы образования в глазах местного сообщества; улучшении криминальной ситуации в территории посредством осуществления профилактической деятельности; решении кадровых вопросов путем осуществления профориентаци-онной работы; улучшении экологического состояния окружающей среды через экологическое воспитание учащихся, экологическое просвещение населения, экологические рейды, субботники и др.
5. Система образования как главный институт воспитания, используя потенциал семьи, общественных организаций, религиозных конфессий, СМИ, призвана развивать межнациональные и межличностные коммуникации, формировать у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста, культуру мира и ненасилия. В современных условиях это является одним из ключевых национальных приоритетов государственной политики.
Литература
1. Тохова С.М. Университет в этнокультурной среде: поиск современной модели // Российское образование: проблемы и решения. Симпозиум III. Материалы V Междунар. конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 2007.
2. Николаева А.Д. Эволюция управления обшцм образованием в национальном регионе (на материале Якутии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. В. Новгород, 2006. С. 7-8.
3. Сластенин В.А., Шиянов И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие. М., 2004.
4. Кабардино-Балкария : стат. сб. Нальчик, 2007.
5. Образование в Кабардино-Балкарии - 2007 : стат. сб. Нальчик, 2008.
6. Бураев Р.А. Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики : учебник. М., 2003.
Поступила в редакцию 15 декабря 2008 г.