личностная тревожность респонденток. В результате психологического воздействия изменились устано-вки в отношении гендерных ролей, сформировалось пози-тивное восприятие себя как женщины, со свойственными ей сексуальными ро-
Библиографический список
лями. Изменение полюса самооценки феми-нных качеств повлекло за собой изменение в статусе гендерной идентичности от диффузии к сформированной позитивной гендерной идентичности.
1. Кон, И.С. Сексология. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004.
2. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира: монография Дмитриева. -Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009.
3. Айзман, Н.И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9.
Статья поступила в редакцию 17.12.09
УДК 301.085
Н.В. Дмитриева, зав. кафедрой психологии личности и специальной психологии ГОУВПО НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]; Н.И. Айзман, директор Центра практической психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНТРОЕКТА У ЖЕНЩИН С ПРОБЛЕМАМИ В ОБЛАСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются психологические механизмы формирования традиционного феминного стереотипа и деструктивных интроектов с нарушением полоролевой идентичности, вызывающих нарушения психосексуального здоровья. В рамках психоаналитической парадигмы предложена семишаговая модель реформирования интроекта.
Ключевые слова: психологические механизмы, психосексуальное здоровье, интроект, феминный стереотип.
В настоящее время все более значимое место в научных исследованиях, посвященных вопросам формирования психосексуального здоровья женщин, занимает проблематика нарушений полоролевой идентичности. Присущие современному обществу социально-экономические преобразования, высокий темп жизни отражаются как на индивидных, так и на личностных характеристиках женщины. Эти процессы происходят на фоне изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменений паттернов семейных отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что новая социально-психологическая модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [1]. И, поскольку постоянно существует разрыв между существующими в прошлом веке представлениями о полоролевой идентичности женщины и изменениями ее полоролевых функций, свойственных постмодернистскому обществу 21 века, возникающие при этом психосексуальные проблемы женщин и техники их коррекции требуют детального изучения [2].
Психосексуальный статус здоровой женщины формируются под влиянием семьи и особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Немалую роль в формировании системы ценностей личности играют социальные стереотипы, являющиеся чрезвычайно устойчивым явлением. Практика показывает, что деструктивные стереотипы, сформированные в результате интроецирования в детстве тревожащего личность материала, вызывающего нарушения психосексуального здоровья, поддаются коррекции с помощью психотерапевтических техник, одной из которых является реформирование интроекта. Использование данной техники требует выявления психологических механизмов возникновения интроекта, проводимого в рамках психоаналитической парадигмы [3].
В первые годы жизни посредством механизмов подражания и интериоризации девочка формирует внутренний образ женщины (интроект) через образ матери, создаваемый ею с помощью интроекции. Исследователи отмечают, что «предпочитаемые девочками игрушки - это имитация живых существ (куклы, плюшевые мишки и т.д.) и средств, способствующих повседневной жизни (предметы обихода, мебель, посуда и др.). Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д.» [4, с. 4748].
По мнению В.Е. Кагана, уже с 4-х летнего возраста у девочек сочетаются противоречивые установки: желание быть тетей, мужем, папой. Каган называет этот механизм эмоционально-когнитивным диссонансом (рассогласованием маскулинной когнитивной ориентации и позитивного отношения к женскому полу). В дошкольном возрасте фемининный тип поведения активно поддерживается как родителями, так и социумом, что имеет позитивное влияние на формирования психосексуального здоровья девочек во взрослом периоде жизни [5].
Исследования феминности\маскулинности жизненных целей у учеников лицеев, проведенные А. Сагайдак, показали, что независимо от пола, подростки ставят перед собой преимущественно маскулинные цели. Таким образом, можно предположить, что смена доминирующего стереотипа происходит во время кризиса подросткового возраста, при смене референтной группы и ведущей деятельности. Можно предположить, что при прохождении кризиса подросткового возраста у значительной части девочек-подростков происходит смена психологического пола, приводящая к конфликту поло-ролевой идентичности [5].
По мнению А.Г. Асмолова, психологический пол личности является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности. Психологический пол может не совпадать с биологическим [6].
Подтверждением нашего предположения являются результаты исследования психологических особенностей женщин с бесплодием, проведенного В.В. Васильевой с соавторами, согласно которым: «Черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, доминированию, которые можно рассматривать как нарушение полоролевой идентификации, выявляются у 69,3% женщин, из них 59,6% - в сочетании с эндокринными формами бесплодия» [5, с. 94]. Кроме того, авторы отмечают ориентацию женщин с бесплодием на социальные нормативы, их склонность к следованию социальным стереотипам. Таким образом, бесплодие, как и другие проблемы в области психосексуального здоровья женщин, в большинстве случаев можно рассматривать как психосоматическое проявление конфликта полоролевой идентичности.
Анализ жалоб обращающихся к нам женщин, связанных
с проблемами психосексуального характера, показал, что в основе следования маскулинным социальным стереотипам лежит интроект женщины, выбирающей мужские модели мышления и поведения.
Алгоритм реформирования интроекта у женщин с психосексуальными проблемами базируется на идее коррекции (изменении содержания) ценностей и смыслов, некритические усвоенных в детском и подростковом возрасте. Известно, что именно родители и другие значимые члены семьи являются для ребенка первыми трансляторами социальных норм. Навязываемые ему нормы, установки, убеждения и ценности усваиваются и составляют основу его собственных представлений. Эти нормы и ценности принимаются как аксиома и не подвергаются ни критике, ни осмыслению. Такие некритически усвоенные, включенные в свой внутренний мир, воспринятые нормы, ценности и установки называются интроектами [7]. Противоречия между интроектами, возникающее во внутреннем мире, приводит к актуализации внутреннего конфликта и, как следствие, к появлению проблемного, психологически дисбалансного состояния. Используемая нами в таких случаях «Техника реформирования некритически усвоенного интроекта» приводит к ослаблению нервно-психического, эмоционального напряжения, к нейтрализации конфликта, являющегося одной из причин психосексуальных проблем.
Практика показывает необходимость применения в данном случае семишаговой модели психотерапии.
Пример: сотрудница университета (короткая стрижка, брючный костюм, отсутствие украшений, макияжа, обувь на низком, «тяжелом» каблуке, с длительным стажем курения, мужскими манерами поведения) обратилась с жалобой на трудности в установлении межличностных отношений с лицами противоположного пола, отсутствие интимной близости, фригидность, работоголизм и сложные, конфликтные отношения с матерью, вызываемые переживанием постоянных по отношению к ней чувств раздражения, негативизма, злости, гнева и обиды. Негативные чувства основаны на ранних детских воспоминаниях, связанных с частыми покиданиями. Мать много работала, воспитывала дочь одна и была вынуждена обращаться за помощью к родственникам, присматривающим в ее отсутствие за ребенком.
Анамнез: со слов клиентки, мать отличалась эмоциональной холодностью, грубостью, неженственностью, неоднократно госпитализировалась по поводу невроза. Будучи беременной, ожидала рождения сына, была разочарована, узнав о появлении дочери, о чем неоднократно открыто говорила ей. Предпочитала мужской стиль в одежде, свою дочь также одевала в брюки, убеждала в необходимости быть сильной, полагаться в жизни только на себя и никогда не доверять мужчинам.
Необходимое оборудование: 4 стула, один из которых -место терапевта, другой - место клиента (первая клиентская позиция) и два пустых стула.
1 шаг: Диагностика происхождения и авторства интроекта.
Позиция клиентки в пространстве - клиентское место -первая клиентская позиция.
Психотерапевт задает вопрос о том, кто автор интроекта и предлагает припомнить тревожащие факты неправильного обращения с ней в детстве (поведение, состояния, чувства, образ мыслей), являющиеся причиной неудач во взрослой жизни. Уточняет, кто из родительских фигур внедрил в нее паттерны такого поведения, состояний, чувств, образа мыслей. Спрашивает где, когда, в какой ситуации это произошло.
Дальнейшая психотерапия (гештальт, монодрама, психодрама) будет происходить именно с этой конкретной фигурой, т.е. с негативной частью родителя [8].
Основной вопрос первого шага: «Кто именно из Вашего окружения в детстве явился причиной сегодняшних страданий?». Если авторитетных фигур было несколько, работаем сначала с одной из них (мамой, папой, бабушкой, дедушкой и др.), оказавшей влияние на формирование травмирующей позиции, внедрившей интроект (в данном случае) пер-
фекционизма в тот период, когда ребенок «проглотил» его, будучи маленьким), затем с другой.
2 шаг: Исследование чувств клиентки.
Задаем клиентке вопросы:
- Какие чувства Вы испытываете по поводу этих неприятных фактов?
-Что Вы чувствуете к человеку, передавшему Вам этот интроект?
-Что Вы чувствуете к своему интроекту?
-Какие Вы испытываете чувства по поводу тревожащих Вас фактов и по отношению к интроектору (тому, кто принуждал вести себя в соответствии с его ожиданиями, ставил в жесткие условия, манипулировал Вами, ставил условия принятия только в таком виде)?
3 шаг: Организация диалога клиентки с интроекто-ром. «Скажи интроектору...».
Позиция клиентки в пространстве - клиентское место; психотерапевт предлагает поставить где-либо в пространстве «второй стул» -условное место интроектора.
На этом шаге клиентка обращается к своему интроектору (в данном случае к воображаемой матери) и высказывает ей со всей прямотой все, что думает о ней (все, что «наболело»).
Клиентке предлагается представить интроектора в том возрасте, в котором у нее произошло интроецирование. Задаем вопрос:
- «Сколько лет было маме (папе, бабушке), на тот момент, когда произошло интроецирование?».
Важно чтобы этот образ, например, молодой мамы (или бабушки), себя в том возрасте и др. появился в воображении клиентки. Это погружает женщину в кладовые ее памяти, актуализирует ее прошлое состояние.
Далее с помощью вопросов воссоздаем в воображении клиентки образ молодой мамы в период интроецирования.
-«Когда тебе мама это говорила, как она выглядела? Опиши ее».
Важно определить место положения в пространстве воображаемого интроектора, в данном случае - ее молодой мамы, какой она была в дни детства клиентки.
Оборудование: 3 стула: Первый стул-изначальное клиентское место. Второй стул - условное место интроектора, на который желательно поместить портрет матери, какую-либо из ее вещей, либо оставить стул пустым, представляя при этом, что на нем в данный момент сидит мать. 3 стул-пустой.
Клиентка рассказывает интроектору о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Например: «Ты помнишь, мама, как ты говорила мне, что я должна, несмотря ни на что, всегда и во всем быть сильной и полагаться только на себя? Меня это злит. Знаешь ли ты, сколько проблем возникло у меня во взрослой жизни в связи с твоим требованием? В детстве я хотела угодить тебе, демонстрируя такое поведение, но теперь меня это не устраивает. Мама, я испытывала по отношению к тебе злость и не любила тебя за то, что, с одной стороны, ты постоянно учила меня быть сильной, а, с другой, - тебя никогда не было рядом в те минуты, когда ты была мне особенно нужна. Ты всегда была на работе. И сейчас меня сжигает чувство обиды и ощущение «осадка» на душе, за то, что ты была такой жестокой, грубой, с хриплым голосом постоянно курящей женщины, оставляющей меня с дедушкой и бабушкой!».
На этом этапе клиентка должна полностью отреагировать свои чувства, высказать все, что было вытеснено в бессознательное. И последний вопрос этого шага:
-Какие чувства Вы теперь испытываете?
4 шаг: «Нейтральная позиция клиентки, или актуализация эго-состояния «Взрослый».
Просим клиентку пересесть на третий (пустой) стул, который был подготовлен на предыдущем шаге. Позиция клиентки в пространстве - «третий стул», пересаживаясь на который с клиентского места, она меняет свое эго-состояние с «Детского», в котором пришла на сеанс, на «Взрослое».
4. а) «Взрослый» - это условная позиция клиентки, в которой мы просим ее обсудить, что произошло с ней после обращения к интроектору. В позиции обсуждения женщина
становится как бы сторонним наблюдателем, нейтральной стороной по отношению к только что состоявшемуся обращению (см. шаг 3).Позиция «взрослый» - позиция человека «вне игры», который обсуждает ситуацию очень отстраненно. Психотерапевт, сам находящийся во взрослой позиции, обращается к взрослой позиции клиентки, задает ей вопрос, обращаясь к ее взрослому началу:
- Как Вы воспринимаете то, что сейчас произошло?
- Как Вы с позиции себя сегодняшней относитесь к тому, что сейчас произошло?
-Какие чувства Вы испытываете?
Далее мы просим взрослую часть клиентки выступить в роли третейского судьи. Желательно активизировать у нее состояние философской отстраненности, в котором необходимо не столько говорить о чувствах, сколько рассуждать и анализировать.
4. б) Формулирование клиенткой гипотезы о предпола-гемых мотивах интроектора. Терапевт обращается к клиентке с просьбой высказать, находясь в состоянии взрослого, эмпа-тические предположения о том, что побудило интроектора (мать) внушать ей подобные установки и интроецировать именно такие убеждения. Клиентка отвечает на вопрос:
- Как Вы думаете, какие личные мотивы Вашей матери (интроектора) заставили ее внедрять в Ваше сознание именно эти, а не другие команды?
- Какие чувства Вы испытываете?
4. в) Клиентка все еще находится в эго-состоянии «Взрослый». Далее выясняется, каким образом интроециро-ванный материал мог привести к такому (как сейчас в ее жизни) развитию событий и что по этому поводу думает ее «Взрослая часть». Главный предмет исследования - эмпатиче-ские догадки о мотивах, побудивших интроектора выбрать именно этот вредоносный интроект.
Каждый шаг техники заканчивается вопросом о чувствах:
-Какие чувства Вы теперь испытываете?
5 шаг -«Клиентка в образе интроектора».
Позиция клиентки в пространстве - «второй стул», или место условного интроектора.
Задача клиентки на этом шаге - пересесть на стул интроектора, чтобы «стать» ею, войти в образ матери. Со стула «Взрослого» клиентка пересаживается на условное место интроектора, перевоплощается, входит в его образ и «становится» мамой, бабушкой и др. авторитетным лицом. Задача женщины - не просто пересесть на другой стул, а войти в этот образ, вчувствоваться в него, начать проживать роль матери и сообщать психотерапевту о своих мотивах, своем душевном состоянии, в котором находилась мать клиентки в детстве, как и почему она именно так интроецировала своего ребенка, о чем она думала, каким образом и почему так говорила, сознательно или бессознательно интроецируя свою дочь.
В этот момент терапии критикующее начало клиентки преобразуется в понимающее. Возникает сочувствие, понимание, а, возможно, и жалость к интроектору. Это кульминационная точка «размораживания» клиентки. После проживания роли интроектора клиентке открываются нюансы, позволяющие понять, принять и простить интроектора.
На этом шаге клиентке предлагается войти (перевоплотиться) в образ интроектора. Предложение формулируется примерно так:
-Чтобы узнать гораздо больше об истинных мотивах, заставивших интроектора (твою маму, бабушку, и.т.д) побуждать тебя в детстве вести себя именно так (или быть такой и.т.д.), ты сейчас можешь стать мамой (и.т.д.) и поговорить со мной от ее лица.
Далее клиентка в образе интроектора вступает в диалог с психотерапевтом (находясь уже на «втором стуле»). Диалог возможен в технике психодрамы:
- Терапевт: Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут?
- Клиентка называется именем своей матери.
- Терапевт: Сколько Вам лет?
Далее следуют вопросы о социальном положении (чем
занимается в данный момент, как воспринимает своего ребенка, что от него ждет, кем видит его в будущем? и др.).
Психотерапевт беседует со «Взрослой частью» матери клиентки, как бы знакомится с интроектором. Спрашивает ее имя, отчество, называя свое; задает интроектору вопросы о жизни. («Как живете, что любите, чего боитесь, чем недовольны, как относитесь к своему ребенку, что думаете о его развитии, довольны ли ее полом, ребенка какого пола вы ждали в период беременности, чего ждете от нее, кем и какой видите ее в будущем» и др.).
Главный вопрос, на котором все время фокусируется психотерапевт:
- Что побудило Вас мыслить, чувствовать и говорить именно так? Что подтолкнуло Вас внушать ...(формулировка интроекта, например, «быть сильной» или «никогда не доверять мужчинам» и.т.д.), что послужило конкретной причиной, заставившей мать именно так интроецировать своего ребенка?.
- «Что в Вас самой побуждает настойчиво внушать Вашей дочери эту установку.?.
Уточняющие вопросы для прояснения главной позиции задаются до наступления полной ясности.
Затем терапевт просит клиентку выйти из роли интроектора (мамы) и пересесть на изначальное клиентское место. Задается вопрос о том, какие чувства здесь и теперь испытывает клиентка?
6 шаг: «Клиентка после выхода из роли интроектора».
Положение в пространстве - клиентка занимает изначальную клиентскую позицию и становится собой. Как правило, на этом этапе клиентка фрустрирована, она переживает «второе рождение». Ей дают возможность осмыслить происходящее, осознать, осмотреться, выйти из ступора. Наступает кульминационный этап техники.
6.1.Спрашиваем Клиентку о чувствах (Как это было?), и обычно, сталкиваемся с бурей эмоций.
-«Я потрясена, я и не думала., что это так, а оказывается.».
Клиентка настолько «вживается» в роль матери, что, вспоминая свое детство, повторяет ее мимику, пантомимику и поведенческие паттерны ( как она сидела, ходила, во что была одета, как говорила в тот период и пр.).
6.2. Спрашиваем ее о намерениях.
- Что Вы будете делать теперь, когда Вы узнали, что все негативные, неэффективные ситуации (состояния и .т.д.), по поводу которых Вы испытывали дискомфорт, создавали не Вы, а «голос» Вашего интроектора (то есть мамы)? Этим вопросом мы приглашаем «Взрослую» часть клиентки к внутреннему диалогу.
-Что Вы считаете наилучшим после того, как осознали истоки своих неудач, освободились от своего интроекта и пришли к заключению, что до этого во многих ситуациях Вы следовали команде интроектора?
Известно, что интроектор, находясь в периодически актуализированном детском эго-состоянии, бессознательно ин-троецирует своего ребенка, желая сделать его подобным себе. В этом состоянии мать идентифицирует себя с дочерью и КАК БЫ становится ею. Практика показывает, что многие матери хотят, чтобы их дочери были похожи на них. Детское начало стимулирует матерей вербализовать такие родительские предписания, которые помогут создать из дочерей их психологический клон. В результате усвоения материнских посланий многие дочери, достигая зрелого возраста, начинают бессознательно копировать не только манеры поведения, но и внешний облик матери (например, особенности фигуры). Они толстеют и не могут понять, почему это происходит. Между тем причина нарастания веса коренится в бессознательном стремлении быть такой, как мама. Мы наблюдали случаи, когда снижение веса матери приводило к похудению дочери. Включались интроекты «будь как я» и «я должна быть как ты». Анализ причины увеличения веса порождал закономерный вопрос: «Вы хотите сказать, что избыточный вес - это
наследство моей матери?». Или в рассматриваемом нами случае: «Вы полагаете, что мои психосексуальные проблемы - это результат воспитания моей матери?». Чтобы вывести клиентку из часто наблюдаемого при этом состояния ступора, предлагаем отделить установки матери от установок клиентки. Она должна разрешить себе не быть похожей на мать, жить своей жизнью и поступать в соответствии со своими желаниями.
7 шаг. «Обратная связь, отзеркаливание клиенту желаемых изменений».
Самым впечатляющим моментом терапии является перевоплощение клиентки в интроектора и его рассказ о мотивах, которые способствовали возникновению интроекта, усвоенного ею же в детском возрасте. После отыгрывания роли интроектора интенсивность проявления первоначального чувства к нему снижается. В ответе на вопрос «А что Вы чувствуете по отношению к матери теперь?» в голосе клиентки проступают смягченные нотки, исчезают раздражение, гнев, обида. Тембр голоса становится мягким, теплым, сочувствующим, жалостливым. Это и есть первые желаемые изменения, за которыми должны последовать более значительные перемены в мыслях и поведении клиентки в дальнейшем.
Таким образом, первое изменение, которое психотерапевт улавливает и отзеркаливает - фраза «.. .я уже не чувствую по отношению к маме такой острой обиды, как прежде. Мне ее жаль. Отзеркаливание заключается в примерно таком обращении терапевта к клиентке:
- «Обратите внимание на то, каким стал Ваш голос, как исчезло напряженное выражение лица и глаз, какой расслабленной стала поза. Ваши чувства к матери изменились. Ей было нелегко воспитывать Вас одной и у нее были свои мотивы, помогающие ей выживать в трудный для нее период». Внимание клиентки обращается на изменения, которые произошли как снаружи (невербалика), так и внутри (чувства). Эффект психотерапии и заключается в изменении понимания, осознавания, действий, чувств и мыслей.
Отзеркаливание желаемых изменений может заключаться и, например, в такой фразе:
- «У Вас вид женщины, сочувствующей, понимающей и сострадающей своей матери».
На следующем этапе психотерапевт делится с клиенткой своими чувствами, высказывает свою точку зрения на произошедшее в процессе терапии, на возможные изменения в
Библиографический список
поведении клиентки после психотерапии. Возможен вариант, при котором терапевт поделится личным позитивным опытом преодоления какой-либо собственной психологической проблемы, связанной с освобождением от интроекта ( как он/она в свое время избавлялся/избавлялась от родительских предписаний, что с ним/ней происходило при этом. Такая поддержка помогает клиентке поверить в возможность избавления от проблемы, опираясь на личный опыт психотерапевта. Далее психотерапевт высказывает свои искренние чувства и переживания.
Вывод, который делается после терапии, можно сообщать или не сообщать клиентке. Он заключается в осознании того, что интроекты рождаются из страданий интроектора и адресуются ребенку с благой целью - защитить его (или свои) личностные границы от возможных проблем в будущем. Второй причиной появления интроекта является желание интроектора избавиться от внутреннего или внешнего дискомфорта, а, возможно, и от беспокойства, причиняемого ребенком.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В возрасте от 0 до 4 лет у девочки формируется традиционный феминный образ женщины с помощью механизмов подражания и интериоризации.
2. С четырехлетнего возраста у девочки начинает формироваться эмоционально-когнитивный диссонанс, который при наличии деструктивных интроектов и последующем прохождении через кризис подросткового возраста, при смене ведущей деятельности и смене референтной группы может привести к изменению психологического пола, нарушению полоролевой идентичности и проблемам, связанным с психосексуальным здоровьем.
3. Одной из причин проблем в области психосексуального здоровья женщины является внутренний конфликт традиционного и современного женского стереотипа, протекающий на эмоциональном, когнитивном, духовном и поведенческом уровнях.
4. Эффективным способом коррекции проблем, связанных с психосексуальным здоровьем женщин, является использование техники «Алгоритм реформирования интроекта», требующей предварительного выявления психологических механизмов возникновения интроекта, проводимого в рамках психоаналитической парадигмы.
1. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009.
3. Дмитриева, Н.В. Алгоритм реформирования интроекта // В кн.: Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 23-24 октября 2008 года. - Барнаул: БГПУ, 2008.
4. Колесов, Д.В. Биология и психология пола. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
5. Васильева, В.В. Психологические особенности женщин с бесплодием // В.В. Васильева, В.И. Орлов, К.Ю. Сагамонова, А.В. Черноситов // Вопросы психологии. - 2003. - №6
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
7. Короленко, Ц.П. Психоанализ и психиатрия: монография. / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
8. Межерицкая, Л.Д. Методы психодрамы и гештальта в развитии личностной идентичности студентов вузов / Л.Д.Межерицкая, Н.В. Дмитриева // Образование и саморазвитие. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2009. - №1 (11).
Статья поступила в редакцию 17.12.09
УДК 378:001
В.В. Латюшин, канд. пед. наук, ректор ЧГПУ, В.В. Базелюк, д-р истор. наук, проректор по научной работе ЧГПУ, В.В. Мусатов, заведующий отделом научных исследований ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ГРАНТОСОИСКАТЕЛЬСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается один из блоков рейтинговой оценки работы сотрудников высшего учебного заведения. Приводятся обоснования (внутренние и внешние факторы) включения данных оценок в рейтинг преподавателя. Приводиться перечень фондов и источников финансирования, учтены все этапы работы по проектам, по грантам и защите интеллектуальной собственности в виде патентов России.
Ключевые слова: рейтинг, оценка, грант, изобретение, Челябинский государственный педагогический университет.