Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Ведущие эксперты раздела:
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
НАДЕЖДА ИВАНОВНА КУДЕРМЕКОВА - кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
УДК 301.085
Н.И. Айзман, директор Центра практической психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]; Н.В. Дмитриева, зав. кафедрой психологии личности и специальной психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируется эффективность различных индивидуальных и групповых психологических средств - консультаций, включающих метод индивидуальной беседы и индивидуальной гештальт-терапии, занятия тренинговой группы в виде методов психодрамы и авторского тренинга - в формировании психосексуальности личности. Доказано, что более эффективным средством формирования психосексуальности личности является авторский тренинг, в котором использовалась авторская методика формирования психосексуальности личности.
Ключевые слова: сексуальность, психологические средства, беседа, гештальт- терапия, психодрама, тренинг.
В 90-х г.г. XX века в России происходили большие социально-экономические изменения, которые внесли соответствующие преобразования в политическую, общественную и культурную жизнь страны. «Главными тенденциями развития массовой сексуальной культуры в постсоветской России стали вульгаризация, коммерциализация и вестернизация» [1, с. 118]. Эти процессы происходили на фоне изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменений паттернов семейных отношений. В настоящее время, зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что новая социальнопсихологическая модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям. В сознании женщины существует разрыв между существующими в прошлом веке представлениями о полоролевой идентичности женщины и изменениями ее полоролевых функций, свойственных постмодернистскому обществу 21 века [2]. При этом возникающие не только психосексуальные проблемы женщин, а в первую очередь вопросы формирования психосексуальности личности требуют детального изучения.
В нашем исследовании мы даем определение «психосексуальности личности», под которым понимается психологический феномен, включающий в себя набор индивидуальных характеристик, состоящий из способности устанавливать и поддерживать межличностные отношения при решении проблем; гендерной идентичности; принятия собственной сексуальности, отношение к физическим контактам, способность к нежности; склонность к переживанию чувства вины; способность устанавливать свободные отношения с партнером, не нарушая при этом его и своих личностных границ, состоящий из следующих компонентов: семейные отношения, когнитивного,
телесного, эмоционального и экзистенциального, реализующих интегративную, коммуникативную и синдикативную функции [3].
Для развития этих качеств нами была поставлена задача разработать, реализовать и проанализировать эффективность различных психологических средств, влияющих на формирование психосексуальности личности, представленных программами индивидуальной и групповой работы. Контингент участников исследования был представлен следующими группами:
1) 100 испытуемых - студентки 1 курса в возрасте 17 - 18 лет и 5 курса в возрасте 21 -22 лет, включенные в контрольную группу;
2) 100 испытуемых - студентки 1 курса в возрасте 17-18 лет и 5 курса в возрасте 21-22 лет, включенные в экспериментальную группу:
а) 50 студенток участвовали в индивидуальном консультировании:
- 25 студенток получали консультации по формированию психосексуальности личности с помощью метода индивидуальной беседы;
- 25 студенток получали консультации по формированию психосексуальности личности с помощью методов индивидуальной гештальт-терапии и разработанной нами «техники реформирования некритически усвоенного интроекта»;
б) 50 студенток принимали участие в групповой работе:
- 25 студенток принимали участие в тренинговых группах, в которых была использована авторская методика формирования психосексуальности личности;
- 25 студенток принимали участие в группах психод-раммы.
Исследование эффективности психологических средств формирования психосексуальности проводилось в несколько этапов.
На первом этапе с помощью х2 критерия Пирсона выявлены различия в распределении признаков, включенных в компоненты структуры психосексуальности личности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
В результате исследования выявлено, что целенаправленное использование различных психологических средств на формирование психосексуальности личности создает условия для развития всех компонентов структурно - функциональной модели психосексуальности личности, при этом наиболее выраженные изменения наблюдаются в отношении когнитивного и телесного компонентов. В целом, статистический анализ данных респондентов контрольной и экспериментальной групп позволил выявить следующие тенденции:
1) изменения компонента «Семейные отношения» в результате использования психологических средств связаны с развитием коммуникативной компетентности респондентов -их умения задействовать внешний ресурс для преодоления проблемных ситуаций; а также наличие эмоционально-положительных форм прямого и косвенного обозначения половой принадлежности респондента, что свидетельствует о возрастании значимости сферы психосексуальности в общей структуре самосознания. В меньшей степени изменениям подвержены устойчивые паттерны поведения, усвоенные в системе семейных отношений;
2) изменения когнитивного компонента связаны с перестройкой системы установок и самовосприятия как представителя гендера. В экспериментальной группе значимо выше убеждения о контролируемости окружающего мира и событий собственной жизни. У респондентов этой группы чаще диагностируется мораторий идентичности, что, на наш взгляд, связано с большей осознанностью женского Я, усилением феминности и ее роли в структуре психосексуальности девушек, что приводит к столкновению с устоявшейся системой маскулинной или андрогинной ориентации и формирует внутриличностный конфликт, который и является диагностическим признаком моратория гендерной идентичности;
3) значимые различия также выявлены в отношении телесного компонента. В экспериментальной группе восприятие своего тела отличается гармонизацией сферы сексуальности в целом, принятием физического Я, оздоровлением телесности испытуемых;
4) эмоциональный компонент структуры сексуальности в группе после использования психологических средств характеризуется снижением личностной тревожности, склонности к чувству вины, возрастанием уверенности в себе и способности к самоконтролю;
5) изменения в экзистенциальном компоненте связаны со снижением субъективного уровня одиночества и более полным переживанием единения и близости с партнером.
Таким образом, в целом по группе отмечается, что воздействие психологических средств (индивидуальная беседа, индивидуальный гештальт, психодрама, авторский тренинг) позволяет сформировать психосексуальность личности, выводя на более высокий уровень развития ее отдельные ком-по-ненты.
На втором этапе исследования эффективности психо-ло-гических средств формирования психосексуальности личности поставлена задача выявить особенности воздействия на компоненты психосексуальности личности таких индиви-ду-альных форм работы, как индивидуальное консуль-тирование с использованием методов индивидуальной беседы и гештальт-терапии.
Для выявления особенностей воздействия на компоненты психосексуальности личности таких индиви-дуальных форм психологической работы как индивидуальное консультирование с использованием методов беседы и гештальта проведен анализ данных респондентов, участво-вавших в индивидуальном консультировании с использо-ванием этих методов.
В качестве методов статистического анализа для выявления эффективности использованных средств индиви-дуальной работы использованы ^критерий Манна-Уитни и ф-критерий Фишера.
Для оценки значимости изменений структурных ком-по-нентов психосексуальности личности в результате воздействия индивидуальной беседы и методов гештальт-терапии с помощью ^критерия Стьюдента выявлен сдвиг значения исследуемого признака в связанных выборках.
В результате сравнения эффективности использования таких средств индивидуальной работы, как индивидуальная беседа и методы гештальт-терапии в целях формирования психосексуальности личности, выявлены следующие тенденции:
1) Индивидуальная беседа повлияла на развитие способности респондентов к установлению контактов в проблемных ситуациях, при этом чаще диагностируется отчужденное определение себя как представителя женского пола. Эти признаки относятся к компоненту «Семейные отношения» структурно - функциональной модели психосексуальности личности. Использование индивиду-альной беседы также повлияло на способность к установлению отношений с партнером, не нарушающих личностных границ друг друга, что относится к экзис-тенциальному компоненту, а также сформировало более высокий уровень рефлексии, которая является частью когнитивного компонента модели. Полученные результаты не позволяют рассматривать индивидуальную беседу как продуктивный метод формирования всех компонентов структурно -функциональной модели психосексуальности личности.
2) Методы гештальт-терапии, направленные на повышение осознаваемости, проработку интериоризованных установок и психотравмирующих ситуаций, позволили сформировать более позитивное отношение респондентов к родителям, более осознанные установки относительно контролируемости окружающего мира и событий собственной жизни, внимательное отношение к собственной телесности, положительное восприятие собственного пола, проработать эмоциональную сферу в отношении чувства любви, снизить субъективное ощущение одиночества. Таким образом, методы гештальт-терапии благотворно повлияли на развитие всех компонентов психосексуальности личности.
3) Сравнение эффективности индивидуальной беседы и гештальт-терапии как психологических средств формиро-ва-ния психосексуальности личности показывает, что гешта-льт-методы более эффективны в отношении коррекции паттернов поведения, сформировавшихся в системе семейных отношений, при работе с эмоциональной сферой - таким чувством, как любовь, снижением субъективного ощущения одиночества. Таким образом, более эффективными средс-твами развития психосексуальности личности при индии-видуальной форме работы являются методы гештальт-тера-пии.
Далее мы изучали влияние групповых психологических средств (метод психодрамы и метод авторского тренинга) на формирование психосексуальности личности.
Для исследования эффективности групповых психо-ло-гических средств, также как и предыдущем разделе, использованы ^критерий Стьюдента, ^критерий Манна-Уитни и ф-критерий Фишера.
Исследование изменений в компонентах модели психосексуальности личности под воздействием групповых методов, позволило установить:
1) Участие в группах психодрамы позволило снизить личностную тревожность респондентов и субъективное ощущение одиночества. Кроме того, у участников группы возросла способность к установлению отношений с партнером без нарушения личностных границ субъектов общения. Методы психодрамы позволили сформировать положительное отношение к себе как к представителю женского пола, в связи с чем диагностируется повышение показателей по такому статусу идентичности, как мораторий. Этот показатель может быть связан с возрастанием конфликтности гендерной идентичности, как столкновение прежних несформированных или негативных представлений о гендерных ролях женщины с новым самоопределением, имеющим положительный эмоциональный знак. Таким образом, методы психодрамы привели к коррекции некоторых структурно - содержательных
характеристик в компоненте «Семейные отношения», эмоции-ональном, когнитивном и экзистенциальном компонентах структурно - функциональной модели психосексуальности личности.
2) Тренинговая форма работы позволила сформировать более конструктивные паттерны межличностного взаимо-дей-ствия у респондентов в проблемных ситуациях, оказала положительное воздействие на базовые убеждения отно-сительно собственной удачливости, а также возможности контроля своего поведения и событий собственной жизни. У респондентов чаще диагностируются эмоционально-положи-тельные гендерные самоописания и признаки широкого полоролевого поведения. Кроме этого, снизились показатели такого статуса идентичности, как диффузная идентичность при существенном увеличении доли достигнутой позитивной идентичности. Полученные результаты связаны с усилением признаков фе-минности при уменьшении андрогинии в данной группе. Существенно возрос уровень психосексуальности у участников тренинга, они стали больше обращать внимание на потребности в возможности собственного тела, а также чаще стали положительно описывать свои физические качества. Снизился уровень личностной тревожности и уровень субъективного ощущения одиночества. У девушек возросла способность к проявлению чувства любви, симпатии, нежности к партнеру, при этом отношения определяются принципами взаимного уважения и соблюдения личностных границ и свободы. Также у участников тренинга существенно возрос уровень рефлексии. Таким образом, тренинг, как средство воздействия на психосексуальность, оказал поло-жительное воздействие на все компоненты структурно - функциональной модели психосексуальности личности.
3) Сравнение эффективности средств групповой коррекции показало, что методы психодрамы оказали более существенное влияние на убеждения о доброжелательности окружающего мира, тогда как тренинговая работа оказалась более эффективной в таких направлениях, как коррекция содержательных характеристик телесного компонента, способности к любви (эмоциональный компонент), уровня одиночества (экзистенциальный компонент), гендерных самоописаний и репертуара паттернов полового поведения («Семейные отношения»), гендерной идентичности в напра-влении формирования достигнутой позитивной идентичности и усиления феминно-сти (когнитивный компонент).
Таким образом, более эффективными средствами формирования психосексуальности при групповой форме работы являются методы авторского тренинга, в котором исполь-зо-валась авторская методика формирования психосек-суально-сти личности.
Оценка эффективности различных психологических средств, использованных в эксперименте для развития психосексуальности личности, обобщена на рисунке 1.
Представленная структурно - функциональная модель психосексуальности личности позволяет наглядно увидеть возможности использования каждого психологического средства.
Таким образом, групповые формы психологического воздействия являются более эффективными, нежели индивидуальные. При этом, необходимо отметить, что гештальт-терапия с использованием «техники реформирова-ния некритически усвоенного интроекта» - это единственное средство, позволяющее устранять проблемы в отношениях, причинами которых является непродуктивное взаимодействие в семейной структуре и вызванные этим холодное, отвер-гающее восприятие одного или обоих родителей. Авторский тренинг оказал наиболее выраженное воздействие на структурно-содержательные характеристики психосексуальности личности.
Исследование подтвердило эффективность использо-ва-ния методов гештальт-терапии для коррекции непроду-ктив-ных паттернов межличностных отношений, имеющих семейную природу. При сравнении эффективности испо-льзован-ных методов в отношении других элементов компонента «Семейные отношения» модели, а также при анализе когни-
тивного, телесного, эмоционального и экзистенциального компонентов выявлено, что наиболее выраженные изменения наблюдаются под воздействием авторского тренинга, повлекшего за собой качественные изменения в установках, само-восприятии, эмоциональной оценке себя как представителя женского пола. Выявленный уровень развития каждого компонента у участников тренинговой группы приближен к высокому уровню в структурно - функциональной модели психосексуальности личности. Особенно эффективным авторский тренинг является при формировании телесного, эмоционального и когнитивного компонентов. Усилить влияние тренинга на компонент «Семейные отношения» и экзистенциальный компонент возможно через включение в его программу методов гештальт-терапии, направленных на изменение отношения к родительской семье.
Инливнлуальиыс
>
>
>
>
>
>
>
Г ру пповыс формы
Компонент «Семейные отношения»
«контакты в проблемных ситуациях»
Г «Я и маты»
I. «Я и отец»
«Ты»
«Мы»
показатели прямого обозначения пола показатели косвенного обозначения пола
Когнитивный компонент
«доброжелательность окружающего мира»
С
цхчпди
}
«удачам «убеждение о контроле» преждевременная идентичность диффузная идентичность моратории
<
ікиходрвча
достигнутая позштшная идентичность псевдопозитнвная идентичность андрогиния маскулинность фемннность уровень рефлексии
с
с
Телесный компонент
{«сексуальность»
«тело - ошушення» г
Самоопнсания физического Я J
Эмоциональный компонент
уровень реактивной тревожности уровень личностной тревожности .любовь» ^
<
)Н'1НС тШИЯ.1М1ЫН КОМПОНГН I
«контакты - свобода» «вера»
ЦВДИПП |
Рис.1. Влияние различных (беседа, гештальт-терапия, психодрама, специально разработанный психологический тренинг) психологических средств на развитие структурно-содержательных характеристик психосексуальности личности
Таким образом, подтверждена наибольшая эффективность авторского тренинга как средства формирования психосексуальности личности.
Выводы
Оценка эффективности различных психологических средств формирования психосексуальности личности показала, что авторский тренинг направлен на формирование содержательных характеристик во всех компонентах структурно -функциональной модели психосексуальности личности, что позволяет максимально приблизить результаты к высокому уровню психосексуальности личности. Программа авторского тренинга позволяет решить главные проблемы участников группы - низкий статус гендерной идентичности, низкий уровень осознания и принятия своего женского и физического Я,
личностная тревожность респонденток. В результате психоло- лями. Изменение полюса самооценки феми-нных качеств по-
гического воздействия изменились устано-вки в отношении влекло за собой изменение в статусе гендерной идентичности
гендерных ролей, сформировалось пози-тивное восприятие от диффузии к сформированной позитивной гендерной иден-
себя как женщины, со свойственными ей сексуальными ро- тичности.
Библиографический список
1. Кон, И.С. Сексология. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004.
2. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира: монография Дмитриева. -Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009.
3. Айзман, Н.И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9.
Статья поступила в редакцию 17.12.09
УДК 301.085
Н.В. Дмитриева, зав. кафедрой психологии личности и специальной психологии ГОУВПО НГПУ, г. Новосибирск,
Email: [email protected]; Н.И. Айзман, директор Центра практической психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНТРОЕКТА У ЖЕНЩИН С ПРОБЛЕМАМИ В ОБЛАСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются психологические механизмы формирования традиционного феминного стереотипа и деструктивных интроектов с нарушением полоролевой идентичности, вызывающих нарушения психосексуального здоровья. В рамках психоаналитической парадигмы предложена семишаговая модель реформирования интроекта.
Ключевые слова: психологические механизмы, психосексуальное здоровье, интроект, феминный стереотип.
В настоящее время все более значимое место в научных исследованиях, посвященных вопросам формирования психосексуального здоровья женщин, занимает проблематика нарушений полоролевой идентичности. Присущие современному обществу социально-экономические преобразования, высокий темп жизни отражаются как на индивидных, так и на личностных характеристиках женщины. Эти процессы происходят на фоне изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменений паттернов семейных отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что новая социально-психологическая модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [1]. И, поскольку постоянно существует разрыв между существующими в прошлом веке представлениями о полоролевой идентичности женщины и изменениями ее полоролевых функций, свойственных постмодернистскому обществу 21 века, возникающие при этом психосексуальные проблемы женщин и техники их коррекции требуют детального изучения [2].
Психосексуальный статус здоровой женщины формируются под влиянием семьи и особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Немалую роль в формировании системы ценностей личности играют социальные стереотипы, являющиеся чрезвычайно устойчивым явлением. Практика показывает, что деструктивные стереотипы, сформированные в результате интроецирования в детстве тревожащего личность материала, вызывающего нарушения психосексуального здоровья, поддаются коррекции с помощью психотерапевтических техник, одной из которых является реформирование интроекта. Использование данной техники требует выявления психологических механизмов возникновения интроекта, проводимого в рамках психоаналитической парадигмы [3].
В первые годы жизни посредством механизмов подражания и интериоризации девочка формирует внутренний образ женщины (интроект) через образ матери, создаваемый ею с помощью интроекции. Исследователи отмечают, что «предпочитаемые девочками игрушки - это имитация живых существ (куклы, плюшевые мишки и т.д.) и средств, способствующих повседневной жизни (предметы обихода, мебель, посуда и др.). Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д.» [4, с. 4748].
По мнению В.Е. Кагана, уже с 4-х летнего возраста у девочек сочетаются противоречивые установки: желание быть тетей, мужем, папой. Каган называет этот механизм эмоционально-когнитивным диссонансом (рассогласованием маскулинной когнитивной ориентации и позитивного отношения к женскому полу). В дошкольном возрасте фемининный тип поведения активно поддерживается как родителями, так и социумом, что имеет позитивное влияние на формирования психосексуального здоровья девочек во взрослом периоде жизни [5].
Исследования феминности\маскулинности жизненных целей у учеников лицеев, проведенные А. Сагайдак, показали, что независимо от пола, подростки ставят перед собой преимущественно маскулинные цели. Таким образом, можно предположить, что смена доминирующего стереотипа происходит во время кризиса подросткового возраста, при смене референтной группы и ведущей деятельности. Можно предположить, что при прохождении кризиса подросткового возраста у значительной части девочек-подростков происходит смена психологического пола, приводящая к конфликту полоролевой идентичности [5].
По мнению А.Г. Асмолова, психологический пол личности является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социальнозначимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности. Психологический пол может не совпадать с биологическим [6].
Подтверждением нашего предположения являются результаты исследования психологических особенностей женщин с бесплодием, проведенного В.В. Васильевой с соавторами, согласно которым: «Черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, доминированию, которые можно рассматривать как нарушение полоролевой идентификации, выявляются у 69,3% женщин, из них 59,6% - в сочетании с эндокринными формами бесплодия» [5, с. 94]. Кроме того, авторы отмечают ориентацию женщин с бесплодием на социальные нормативы, их склонность к следованию социальным стереотипам. Таким образом, бесплодие, как и другие проблемы в области психосексуального здоровья женщин, в большинстве случаев можно рассматривать как психосоматическое проявление конфликта полоролевой идентичности.
Анализ жалоб обращающихся к нам женщин, связанных