ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
9
Иван КРАСНЮК, проф., декан фармфакультета ММА им. И.М.Сеченова
РЕФОРМА
ФАРМОБРАЗОВАНИЯ—
ЭТО БУДУЩЕЕ ФАРМРЫНКА
Обстоятельное рассмотрение перспектив фармотрасли невозможно без анализа ситуации с профессиональной подготовкой тех, кто, собственно, и призван определять особенности развития этой отрасли в будущем.
тенсивный обмен ими в международных масштабах;
« существенные расходы на фармацевтические нужды (10—20% от бюджета здравоохранения в странах Европы);
« изменение экономических условий, установление рыночных отношений, стоимость лекарств;
Ф смещение акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на приобретение, хранение и распределение лекарств, а также на пациента (информационно-консультативная работа); « проблема рационального использования ЛС;
Ф интеграция деятельности больничных (клинических) провизоров в рамках системы медицинского обслуживания;
« возрастающая в международном масштабе доступность новых и сложных по действию лекарств, обусловливающая повышение требований к контролю качества.
(три этапа и путь интеграции
Если сосредоточиться на России и посмотреть, как в ее новейшей исто-
|S|SESHSSSSS
A comprehensive study of the prospects for the pharmaceutical industry development cannot be conducted without a close review of the professional level of those who are in fact responsible for outlining the industry’s development guidelines in the future. Given the high dynamics of the pharmaceutical reality, such question as «how to teach?», «what to teach?», «what is the expected result?», «what skills should all graduates possess?» are often raised and seriously discussed not only in Russia but also all over the world.
Ivan KRASNYUK, Prof., Dean of the Pharmaceutics Department of I.M. Sechenov Moscow Medical Academy. Pharmaceutical education reforms shape the future of the market
В условиях динамичных изменений «фармацевтической реальности» вопросы «как учить?», «что учить?», «кого получать на выходе?», «с какими объемом знаний выпускать студентов?» служат предметом серьезных обсуждений не только в России, но и во всем мире.
Среди глобальных факторов, которые в настоящее время обусловливают изменение ориентиров при подготовке фармспециалистов во всем мире, главными являются следующие: + быстрое увеличение числа ЛС и ин-
таблица і| Ключевые изменения в отечественном фармобразовании конца XX — начала XXI вв.
Исторический этап Важнейшие характеристики фармотрасли Особенности профильного обучения (на фармфакультете ММА им. И.М.Сеченова)
70-80-е гг. XX в. Высокая доля экстемпоральных препаратов в общей номенклатуре ЛС (40—50%) Приоритет таких дисциплин, как технология лекарственных форм (аптечная технология), фармхимия, фармакогнозия
80-90-е гг. XX в. Значительное увеличение доли готовых препаратов вплоть до их безоговорочного господства в общей номенклатуре ЛС Доминирование медико-биологических дисциплин, введение в программу фарматерапии, биологии, клинической фармакологии
2000-е гг. Централизация аптек, программа ДЛО, высокие технологии Повышение «удельного веса» в образовании организации и экономики фармации, введение в программу информатики, биотехнологии и др. дисциплин*
* Подробнее об уже появившихся в программе новых дисциплинах - табл. 3.
рии менялись задачи обучения фарм-специалистов в зависимости от требований «внешней среды», то здесь можно выделить 3 больших этапа (табл. 1).
Как видим, за последние 30 с лишним лет сфера фармдеятельности заметно расширилась, что потребовало совершенствования высшего фармобразо-вания. Для нашего факультета магистральными направлениями на пути к этому совершенствованию являются: « интеграция образовательного процесса на разных уровнях;
+ создание системы непрерывного образования;
Ф развитие постдипломной специализации.
Остановимся подробнее на многоуровневой интеграции образовательного процесса.
Первый уровень — региональный. Чтобы привести отечественное высшее фармобразование к единому знаменателю, ежегодно проводится Координационный совет, в котором принимают участие представители 47 вузов и фармфакультетов из разных областей России.
Второй уровень — международный. Органичное врастание отечественной системы фармобучения в общеевропей-
ское образовательное пространство является для нас особенно важным в свете присоединения России к Болонской декларации, т. е. мы должны сделать так, чтобы наш выпускник по окончании Академии был способен выйти и на международный уровень. Что же именно для этого делается?
Для начала определим ряд моментов общего, фундаментального характера. Так, задаваясь вопросом «каким должен быть специалист?», мы уже сегодня ориентируемся на положения надлежащей практики фармобразования, разработанной ВОЗ. Эти положения, содержащие круг характеристик, которым дол-
Елена МАКСИМКИНА, декан факультета послевузовского профессионального образования провизоров ММА им. И.М.Сеченова:
— Мне импонирует возможность взглянуть на проблему образования с международной точки зрения, а также идея т.н. комплексного подхода, который будет заложен в новых образовательных стандартах и который подразумевает наличие у потенциального специалиста не только определенных навыков, но и совершенствование его как личности. Личные качества должны соответствовать выбранной профессии. Я не согласна, что не устраиваются дополнительные испытания для людей, которые приходят работать в здравоохранение. Фактор лояльности к людям, которые приходят в аптеку со своими проблемами за фармацевтической помощью, должен присутствовать изначально. Зарубежом, видя проблемы развития фармации, стараются повысить статус фармации в целом и фармспециа-листа в частности. В Европе близки к тому, чтобы разрешить фармработникам выписывать рецепты на ЛС по показаниям, не требующим диагностики. В Великобритании и Франции этот опыт уже постепенно внедряется. Это
включает фармспециалиста в лечебный процесс, накладывая на него одновременно и юридическую ответственность за пациента. Мы должны реагировать и на функциональные изменения деятельности фармспециалистов. У нас до сих пор значительное количество времени студент тратит на освоение химических дисциплин, хотя объем работы специа-листов-химиков не такой большой. Излишне много времени занимает дисциплина, посвященная теории и практике изготовления лекарственных препаратов в аптечных организациях. Сегодня академическая общественность ломает копья, какие специальности вводить, какие считать основными, а какие дополнительными, потому что никто не знает реальной картины, на каких должностях и в каких организациях работают выпускники. Нужно знать и мнение работодателей, какие специалисты им нужны. Работодатели нас, педагогическую общественность, мало критикуют. Правда, особого права на критику они не имеют, потому что не вкладывают средства в образование. За рубежом обратная ситуация: работодатель вкладывает в вуз, он платит за специалиста, которого хочет получить. Сейчас наши дорогостоящие специалисты бесплатны для работодателя. Я являюсь сторонником Болонского процесса. Хочу, чтобы у моих учеников была максимальная степень свободы. Открытие границ, интеграция — это только увеличение возможностей для человека.
11
июль 2008 ршшиим
РЕФОРМА ФАРМОБРАЗОВАНИЯ - ЭТО БУДУЩЕЕ ФАРМРЫНКА
таблица г| Универсальные требования к выпускникам
фармвузов, выдвигаемые ВОЗ
Профес- сиональные функции Оказание фармацевтической помощи — прямой (отпуск лекарств и т.п.) и непрямой (работа в сфере технологии, аналитики, законодательства и т.д.). Управление и руководство (использование материальных и человеческих ресурсов). Обучение (штат, медработники)
Общие качественные характеристики Компетентность, умение анализировать ситуацию и принимать решения, коммуникабельность. Способность быть лидером. Способность к совершенствованию собственных профессиональных знаний и навыков
Нравственные качества Корпоративная солидарность с коллегами по отрасли. Высокая профессиональная гордость в соответствии с высокими этическими принципами
жен отвечать фармспециалист, рассматриваются сегодня как обязательный минимум для выпускников фармвузов во всем мире (табл. 2).
(МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Теперь о конкретных шагах по модернизации, «европеизации» учебного процесса на фармфакультете ММА им. И.М. Сеченова. Несколько лет назад были рассмотрены учебные планы многих стран Старого Света. Практически в каждой стране есть своя образовательная специфика, связанная с местными традициями. В итоге мы пришли к выводу, что больше других нам подходит учебный план Германии (университетов Бонна и Марбурга), из этой страны и вышло все мировое фармобразование. Мы взяли его лишь за основу, введя свои дополнения с учетом отечественных особенностей и традиций.
Следующим важным шагом, позволившим непосредственно приступить к внедрению современных преобразований системы фармобучения в федеральных масштабах, стало участие и победа в конкурсе учебных заведений, внедряющих инновационные программы, который прошел в рамках нацпроекта «Образование». По нацпроекту у нас было разработано несколько направлений:
Ф проект содержания нового федерального ГОСТа по специальности «Фармация», в т.ч. создание проекта нового учебного плана с учетом принципов создания единого европейского образовательного пространства. Это очень важное направление, ведь хронологически последний ГОСТ был утвержден 8 лет назад — в 2000 г. На данный момент проект уже одобрен учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений РФ и передан в Министерство образования и науки РФ. Сейчас ожидается детальное рассмотрение разработанных новшеств со стороны министерства и последующей закупки им обновленного ГОСТа и учебного плана;
Ф создание медиатеки по фармации;
Ф создание учебно-методического комплекса, посвященного маркетинговым исследованиям в фармации;
Ф подготовка предложений по формированию практических навыков и умений обучаемых с использованием базы учебно-производственной аптеки;
Ф разработка методического обеспечения учебного процесса, организован-
Андрей ЕГОРОВ, президент ААУ «СоюзФарма»:
— По каким признакам потребитель останавливается на выборе той или иной аптеки? Удобство расположения, цены, ассортимент и качество продукции, эстетичный вид внешнего оформления аптечного учреждения и внутреннего пространства, набор услуг и качество обслуживания. За каждой из этих составляющих — целый комплекс вопросов. Важно все, но ключевым является персонал. 95% аптек, входящих в нашу Ассоциацию, имеют закрытую форму торговли. Иными словами, покупатель делает свой выбор, часто руководствуясь квалифицированными советами «первостольника». Именно на этом основываются образовательные программы Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма». Тематика организуемых нами в разных регионах научно-практических конференций, семинаров, тренингов формируется на основе заявок и пожеланий аптек. Я думаю, что подготовка образовательных стандартов должна сопровождаться предварительным обсуждением документов в профессиональной среде. Здесь важно учесть разнообразный опыт региональных профильных вузов и, конечно, мнение специалистов-практиков. У Ассоциации «Союз-Фарма» есть положительный опыт сотрудничества с вузами, правда, пока в области последипломного образования. В качестве примера хотелось бы сослаться на научнообразовательный проект «Вместе — к совершенству», реализованный Курским региональным представительством Ассоциации совместно с Курским государственным медицинским университетом.
В составленном учебном плане 2/3 учебного времени было уделено дисциплине «Управление и экономика фармации», включая разделы: правовые основы регулирования фарм-деятельности в РФ, фарммарке-тинг, деловые коммуникации фарм-персонала. И 1/3 времени отводилась клинической фармакологии и фармакотерапии. Вузовские кураторы с уважением относятся к мнению руководителей аптек — и по их рекомендациям вносят порой существенные изменения в планы прохождения практики.
Нина ПАШКИНА, генеральный директор ОАО Аптека «Воробьевы горы»:
— Будущим «первостольни-нам» крайне необходимо владение искусством коммуникаций. Студентам следует давать более глубокие знания в области практической психологии, формировать навыки общения с покупателями, предотвращения конфликтных ситуаций как с посетителями, так и внутри коллектива. Для перспективных руководителей ключевыми темами должны стать: управление персоналом, система менеджмента качества, создание стандартов обслуживания потребителей. Для кафедры фармацевтической химии — знания максимально должны быть приближены к реалиям, поэтому изучение анализа ЛС должно строиться применительно к составу препаратов и, в том числе, аптечных прописей. Обратить особое внимание на клиническую фармакологию. Это базовая основа качественной работы «первостольника». Поскольку БАДы становятся неотъемлемой частью ассортимента аптек, студентам следует давать соответствующие знания по классификации БАДов.
Любовь КОРПАЧЕВА, директор по управлению персоналом ЗАО «Эркафарм»:
— Коммерческие аптечные
учреждения — это бизнес, но бизнес, несущий огромную социальную нагрузку. Отсюда вытекает проблема — боязнь молодых специалистов оказаться лицом к лицу с психологически сложным клиентом. Недостаточность знаний в области коммуникаций негативно сказывается на взаимоотношениях «первостольник» — посетитель.
А любая розничная сеть мечтает сделать из покупателя приверженца данной аптеки. Единственным решением этой задачи являются достаточные коммуникативные навыки специалистов. Поэтому, по нашему мнению, учебным заведениям следует увеличить количество занятий по психологии.
ного на базе учебно-производственной аптеки.
Разумеется, что весь этот «капитальный ремонт» был затеян не на голом месте. В течение 2000-х гг. программа обучения на фармфакультете ММА им. И.М.Сеченова планомерно пополнялась новыми формами и методами обучения, новыми дисциплинами, курсами и циклами (табл. 3), призванными привести это обучение в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда. Например, курсы гомеопатии и косметологии, которые были введены потому, что несколько студентов каждого выпуска идут работать в гомеопатические аптеки, а еще некоторые — в косметоло-гические центры и салоны. Иными словами, были подготовлены необходимые предпосылки для обновленного учебного плана, предложенного нами Минобразования РФ.
(ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНА
Что же именно изменено в этом плане по сравнению с его «предшественником»? Не изменив общее количество учебных часов (8802), в целях рационализации обучения было сокращено время, отведенное под гуманитарные дисциплины — с 1758 до 702 ч. Здесь мы объединили изучение истории отечества, культурологии и социологии, сократили часы, отданные под философию и физкультуру, перенесли на 8-й семестр психологию, перевели в постдипломное обучение педагогику, сделали элективными курсы иностранного языка. Может показаться, что последнее из указанных изменений идет вразрез с заявленным стремлением к общеевропейской интеграции. Однако этот шаг сторицей компенсируется тем, что в Академии создается специальный центр по изучению иностранного языка, где студентам, прошедшим курс обучения, будут выдавать диплом по специальности «фармация — переводчик». «Сократив» гуманитарные науки, стало возможным перенести основной «центр тяжести» обучения на другие блоки дисциплин. Так, время, отданное под естественнонаучные и математические дисциплины, увеличено с 1962 до
2079 ч, под медико-биологические дисциплины — с 881 до 1188 ч, под профессиональные дисциплины — с 3909 до 4347 ч.
Затронули нововведения и «сессионный аспект»: число экзаменов сократилось с 28 до 24, а количество зачетов с 27 до 19.
Особо хотел бы остановиться на новых курсах, дополнивших программу фарм-факультета. Едва ли не во всех европейских фармвузах студенты изучают клиническую фармацию. Так как в нынешних условиях это направление весьма
актуально и для России, были введены в новый план обучения такие курсы, как «Патобиохимия», «Иммунология» и «Заболевания», которые позволят нашим учащимся по окончании Академии консультировать пациентов в вопросах лечения и самолечения, работать вместе с врачом.
Еще одной новой дисциплиной стала «Фармацевтическая информация».
РЕФОРМА ФАРМОБРАЗОВАНИЯ - ЭТО БУДУЩЕЕ ФАРМРЫНКА
13
таблица з| Новые дисциплины, курсы, циклы
и формы фармобучения, появившиеся в 2000-х гг.
Новшество Комментарий
Фармацевтическая экология Изучается на базе кафедры фармхимии
Фармацевтическая биоэтика Изучается на базе кафедры ОЭФ; в 2003 и 2006 гг. на базе ММА им. И.М.Сеченова проводились международные конференции по биоэтике
Гомеопатия, косметология Изучаются на базе кафедры технологии лекарственных форм (ТЛФ)
Биотехнология Изучаются на базе кафедры ТЛФ. В курс дополнительно введены разделы «геномика» и «протеомика» и раздел «таргетный скрининг лекарств» применительно к проблеме борьбы с туберкулезом
Элективные курсы Проводятся на различных кафедрах, охватывают большое число актуальных тем
Деловые игры Тесты и ситуационные задачи на разных этапах обучения и контроля (не только на профильных кафедрах)
Материалы для преподавателей на иностранных языках Пособия в помощь обучения большого количества иностранных студентов Академии
(медиатека
Одной из главных составляющих работы факультета по нацпроекту является создание электронных учебников, пособий, справочно-информационных материалов, создание электронной библиотеки — своего рода «энциклопедии по фармации». Поми-
мо этого, программа деятельности факультета включает также подготовку электронных версий лекций и создание элективных курсов для студентов.
При создании электронной библиотеки учитывалось время, которое занимает самоподготовка у студентов различных отделений факультета.
На сегодня нами выпущено уже 34 диска с материалами по самым разным дисциплинам. Эти диски (особенно по химическим дисциплинам) используют не только студенты фармфака, но и учащиеся лечебного медико-профилактического и стоматологического факультетов. Безусловно, внедрение в обучение новых технологий (в частности, системы дистанционного общения) имеет большое значение и для решения организационных вопросов в работе деканата, например, таких как передача контрольных работ по электронной почте на кафедры через деканат.
(не расширение, а углубление
Однако нельзя ограничиваться одними лишь вопросами преддипломной подготовки студентов. Тема постдипломной подготовки выпускников не менее актуальна, ведь в последнее время часто приходится слышать о том, что трех существующих ныне видов постдипломной специализации (организация и экономика фармации, фармтехноло-гия, фармхимия и фармакогнозия) уже недостаточно.
Но, на взгляд руководства нашего факультета, 3 существующие специальности имеют широкий тематический охват и вмещают в себя все важнейшие направления современной фармнауки. Кроме того, не следует забывать, что системы распределения выпускников
Елена НЕВОЛИНА, исполнительный директор Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС):
— Необходимость создания современных профессиональных стандартов с описанием перечня должностей и соответствующего объема профессиональной компетенции становится одной из главных задач ведения грамотного и успешного бизнеса. Работодатель является основным заказчиком подготовки компетентного специалиста, который, благодаря освоению соответствующей «вузовской» программы, сможет быстро и квалифицированно адаптироваться к требованиям современного рынка. К сожалению, на практике взаимоотношения вузов и работодателей выглядят совсем иначе. Большинство вузовских программ, претендуя на статус образовательных стандартов, очень далеки от реальных потребностей рынка труда. Распределение учебных часов никак не соответствует практическим нуждам
как самого фармспециалиста, так и потребителя ЛС в аптечных учреждениях. Имеется явный перекос в сторону теоретической и практической фармтехнологии. Практически все сотрудники аптек, опрошенные РААСом, откровенно высказались о недостаточной базе знаний по экономике, маркетингу, управлению, психологии, юридическим основам кадрового менеджмента. То есть это те знания, которые они получают на кафедре управления и экономики фармации. Как ни странно, в учебном плане этому предмету уделено гораздо меньше времени, чем фармакогнозии. Что же получается? С одной стороны, мы имеем «самодостаточные» вузы с устаревшими программами, которые выдаются за образовательный стандарт, с другой стороны, мы видим работодателя и потребителя, которые совершенно не удовлетворены уровнем знаний и компетенций выпускников фармвузов как в аптечном секторе, так и в производстве.Пора начать диалог между вузами, работодателями и профильными общественными организациями для того, чтобы выпускник мог быть уверен: он своей компетентностью полностью удовлетворяет рынок труда и запросы каждого потребителя.
ршшиим
(т.е. 100% гарантированного устройства по специализации) сегодня нет, что на фармрынке имеет место активная миграция специалистов из одной области в другую. Если будет принята узкая специализация, то тем самым уменьшится поле деятельности студентов, и при переходе на новое место работы им придется каждый раз получать новый сертификат. Поэтому сохранение трех главных квалификационных категорий, утвержденное приказом Минз-дравсоцразвития РФ от 11.03.2008 г. №112н («О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»), на данный момент вполне рационально.
В последнее время периодически появляются суждения о том, что существующая ныне цельная система подготовки специалистов устарела и должна уступить место поэтапной подготовке бакалавров/магистров. Подобный подход в настоящее время неприемлем. Бакалавр — это человек, прошедший всего 2 года обучения. У него еще нет необхо-
димого минимума профессиональных навыков, а потому он не может заниматься какой-либо профильной деятельностью в фармацевтической сфере. Спрашивается: какой смысл государству тратить время и средства на подготовку такого недоучившегося специалиста?
(на практике
В настоящее время база практик включает в себя широкий круг предприятий, с которыми фармфакультет заключил официальные договоры. Это такие известные компании и организации, как ООО «Компания «Фармпрепараты», ЗАО «Верофарм», ОАО МФФ, ЗАО «Мин-медпром», ПО «Биотехнология», ГУ ВИ-ЛАР, аптечные сети «36,6», «Ригла» и «Доктор Столетов», а также около 170 аптек Москвы и области различных форм собственности, в т.ч. аптеки ЛПУ. Главной проблемой для нас является стремительное сокращение по России числа упомянутых муниципальных аптек, которые традиционно служили для факультета важным практическим плацдармом, прежде всего, при про-
хождении студентами практики по фармтехнологии и фармхимии. Для решения этой проблемы потребуется создание и постоянное совершенствование своей учебно-производственной аптеки. На базе НИИ фармации уже запущена в действие учебно-производственная аптека с небольшой ассистентской комнатой, где студенты могут готовить лекарственные препараты. Есть в ней и небольшой конференц-зал с мультивизором, который связан с камерой в торговом зале; по монитору студент может следить за работой технологов, фиксировать свои наблюдения, чтобы потом разобрать и обсудить их с преподавателем. Весь процесс можно записать на DVD. Все это, несомненно, позволяет закрепить практические навыки, полученные ими в процессе обучения.
Вот, в целом, тот комплекс мер, которые фармфакультет ММА им. И.М.Сеченова разрабатывает и внедряет в целях совершенствования обучения, его гармонизации с процессами, происходящими в современной фармотрасли.
<$>