6
главная тема
2004 апрель РШШШШ
ВЫСШАЯ ШКОЛА И ФАРМРЫНОК]
Ирина ФИЛИППОВА
Я В РАЗДЕЛЕ
^-»СИСТЕМА ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБУ-ОПТИМИЗАЦИИ: «ПРОДУКТ» | СШЕЙ ШКОЛЫ НЕ ГОТОВ К ЭФ-|фЕ КТИВНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБО-КОМПАНИИ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПРОФЕССУРА ОБСУЖДАЮТ ПРО-БЯ1ЕМЫ ФАРМОБРАЗОВАНИЯ ^АН АДЕМИК А.П.АРЗАМАСЦЕВ О ПЕР-=С1П ЕКТИВАХ ФАРМОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ И ФАРМРЫНОК: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Бурный рост числа фармацевтических организаций разных форм собственности, изменение структуры и экономики аптечных учреждений, преобразование законодательной базы системы обращения лекарственных средств привели к повышенному спросу на специалистов — фармацевтов и провизоров, а также породили дискуссии о соответствии уровня подготовки специалистов развитию фармацевтической отрасли в стране.
Различные исследования потребности в кадрах на фармрынке России, проведенные в последнее время, убедительно показывают рост потребности фармкомпаний в специалистах с высшим и средним специальным фармацевтическим образованием. Так, согласно исследованию компании GRP, наибольший спрос на рынке труда в отрасли наблюдается в провизорах и фармацевтах (33,7%) («Ремедиум» №3, 2003 г.). Спрос на этих специалистов сегодня намного превышает предложение, и это одна из особенностей сегодняшней ситуации на кадровом рынке в фармацевтической отрасли нашей страны. Другой особенностью является смещение акцентов в требованиях к провизорам и фармацевтам в сторону соответствия потребностям фармрынка. Различные категории его участников имеют свои приоритетные потребности. Так, производители остро нуждаются в специалистах по GMP. Розничный сектор — в специалистах, умеющих эффективно продавать лекарства. Рынок труда в фармацевтической отрасли формирует свои требования к выпускнику. За последние годы у компаний, работающих на фармрынке России, сложились новые подходы к выбору специалистов — фармацевтов и
✓
провизоров, специфические представления о том, какими свойствами должны они обладать, чтобы фармбизнес мог эффективно развиваться. Реальные потребности практической деятельности в фармотрасли не остались незамеченными организаторами процесса фармобразования и повлекли за собой изменения программ высшей и средней специальной школы, включение в них новых дисциплин, в том числе таких, как маркетинг и менеджмент. В то же время активную образовательную деятельность развили многие фармацевтические компании — производители и дистрибьюторы, которые организуют и проводят различные мероприятия, как разовые, так и долгосрочные программы, направленные на обучение сотрудников аптек в области маркетинга и технологий эффективных продаж. Это может указывать на определенный дефицит навыков и знаний по данным направлениям у провизоров и фармацевтов. Мы предприняли попытку понять, насколько современная система фармацевтического образования отвечает практическим потребностям фармацевтических предприятий и компаний как основных потребителей «продукта» высшей школы — специалиста в области фармации.
✓
✓
образование и фармрынок: пути взаимодействия
РЕМЕШЛШ 2004 апрель
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ФАРМОБРАЗОВАНИЯ
Об особенностях системы фармобразо-вания рассказала заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении Минздрава России Людмила Юрьевна Юдина. В настоящее время лицензирование и аккредитация медицинских и фармацевтических вузов проводится Министерством образования РФ при участии Минздрава России. Был учтен печальный опыт начала 90-х годов, когда открывались негосударственные медицинские вузы и делались попытки открытия медицинских специальностей в технических вузах. Тогда была достигнута договоренность между двумя министрами — образования и здравоохранения — об открытии медицинских специальностей по согласованию. Инициатива создания фармфакульте-тов на своих территориях принадлежит субъектам федерации, самостоятельно определяющим свои потребности и возможности обеспечения региона кадрами.
На сегодняшний день в Российской Федерации государственную аккредитацию имеет 31 фармацевтический факультет. 2280 студентов приняты на первый курс на бюджетную форму обучения в 2003 г., примерно столько же обучаются на контрактной основе. По расчетам специалистов Минобразования и Минтруда России, количество мест, открытых для получения высшего фармацевтического образования, позволяет решить проблему и удовлетворить потребность в провизорах, и дальнейшее увеличение количества студентов вряд ли оправданно. Л.Ю.Юдина отметила, что к современным особенностям высшего фармацевтического образования относится высокая востребованность заочной формы обучения. Фармацевты со средним специальным образованием, врачи, люди разнообразных специальностей, нашедшие себя в фармацевтическом бизнесе, чаще всего выбирают заочную форму обучения. Все вновь открываемые факультеты вводят такую форму обучения, но сложившаяся практика
вызывает тревогу и в Минздраве, и у представителей крупных фармацевтических школ, имеющих огромный опыт преподавания: ведь не секрет, что качество образования при заочной форме часто оставляет желать лучшего. «Законом об образовании» было введено понятие о государственных образовательных стандартах как элементе государственной системы контроля качества. Стандарты пересматриваются раз в 5 лет, за это время есть возможность отреагировать на все изменения, произошедшие в системе фармобращения, учесть недочеты и внести изменения в программы подготовки студентов. Эти задачи возложены на учебно-методическое объединение при Минздраве России и проблемные комиссии по блокам дисциплин.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМОБРАЗОВАНИЯ
2004 г. — это год пересмотра и утверждения нового поколения государственных образовательных стандартов. Пересмотр не подразумевает радикальных изменений: преобразования затрагивают не более 20% учебной программы. По мнению Л.Ю.Юдиной, такая практика оправданна — и не стоит дробить программу высшего образования. Подготовка специалистов более узкой специализации может быть осуществлена во время обучения в интернатуре и в системе последипломного образования. С такой позицией согласен и академик РАМН А.П.Арзамасцев. По словам проректора Пермской фарма-кадемии А.В.Солонининой, настало время значительного расширения номенклатуры фармспециальностей за счет изменений в системе последипломного и дополнительного профобразования. А декан фармфакультета Тюменской медакадемии (ТМА) О.И.Кныш считает, что необходимо как можно скорее вносить коррективы в базовую программу подготовки провизоров, обеспечивая нужды фармрынка. Сотрудниками фармфакультета ТМА уже разработаны конкретные предложения по подготовке провизоров-менеджеров. В целом большинство организаторов образования придерживаются мнения
о необходимости преобразований в системе фармобразования для более полного удовлетворения потребностей в специалистах системы лекарственного обращения, но при условии преемственности образования и сохранения качества подготовки провизоров. С начала рыночных преобразований в
армацевтической отрасли сохраняется проблема нехватки провизоров и фармацевтов в аптеках. С позицией Минздрава России по этому вопросу нас также ознакомила Л.Ю.Юдина. Постановлением правительства от 1996 г. была определена так называемая целевая контрактная подготовка специалистов, ранее не подтвержденная законодательно. В 2003 г. был законодательно обоснован целевой прием на основе договоров вузов с органами исполнительной власти. Субъекты федерации имеют возможность сделать заявку и, заключив договор с вузом, получить необходимого специалиста. Эта система достаточно активно развивалась в медицинских вузах, в основном на специальностях лечебного, педиатрического и медико-профилактического профиля. К сожалению, целевой прием на фармацевтических специальностях не развит в доста-
✓
точной степени. По мнению Л.Ю.Юдиной, сейчас некоторые фармфирмы имеют потребительское отношение к специалистам, не слишком обоснованное и не слишком цивилизованное. Если необходим специалист с особым уровнем подготовки, то фирма должна получать его на договорных условиях с вузом. Недавно в Тюмени прошло совещание по экономике образования, где были намечены перспективы и опреде-
8
главная тема: высшая школа и фармрынок
2004 апрель РШШШШ
лена дальнейшая стратегия в отношении предоставления государственных кредитов на образование и государственных именных обязательств. Систему целевой контрактной подготовки можно рассматривать как плавный переход к развитию форм финансового участия заинтересованной стороны — работодателя — в подготовке специалиста.
ШКОЛА И ПРАКТИКА
Итак, в настоящее время из стен вузов выходят провизоры, получившие образование, соответствующее единым государственным образовательным требованиям. В качестве «товара» они попадают на рынок труда. В то же время фармацевтическая отрасль предъявляет свои требования к знаниям и умениям выпускников.
Традиционно в роли работодателей для молодых специалистов — недавних выпускников фармфакультетов и колледжей — выступают аптечные предприятия.
В РАКУРСЕ ПОТРЕБНОСТИ АПТЕКИ
Мнения руководителей аптек о молодых специалистах мы узнали в ходе обсуждения проблем фармобразова-ния с точки зрения практики аптечной деятельности на «круглом столе», который состоялся в марте этого года в ГК «Ремедиум». В обсуждении приняли участие специалисты высокой квалификации, опытные руководители аптек: О.Г.Мягкова, ОГУП «Аптека №57», А.В.Прохорова, ООО «Фар-мадент» аптека №5, Н.А.Михайленко, ГУП аптека №23 «У Красных ворот», А.С.Кабара, ЗАО «Аптека-магазин «Сабурово», Н.В.Бухтоярова, ООО «Юникс» и др.
Все участники обсуждения подчеркну-
ли высокий уровень базовой фармацевтической подготовки выпускников фармацевтических вузов и Московского фармацевтического училища №10, о котором было сказано немало добрых слов. В то же время директора аптечных предприятий указали на ряд проблем, с которыми они сталкиваются при решении кадровых вопросов и приеме на работу молодых специалис-
✓
тов. В числе первых была упомянута общая проблема дефицита специалистов с высшим фармацевтическим образованием, на этот раз — в ракурсе их нежелания идти работать в аптеку. Наибольшую озабоченность руководителей аптек вызывает отсутствие у выпускников вузов понимания специфики работы в аптеке, неподготовленности их к выполнению медико-социальной функции оказания помощи больным людям. Как следствие, молодые специалисты часто не готовы к социальной миссии провизора. Им не хватает понимания психологии больного человека и его родственников, недостает навыков общения с ними. Фактически, приходя на работу в аптеку, молодые люди не знают и не ожидают того, с чем им предстоит столкнуться на практике. И нередко они не выдерживают психоэмоциональной и физической нагрузки, обычной для нормальной работы в аптеке. Как подчеркнула одна из выступавших, часто выпускники фармацевтических факультетов «психофизически не готовы к выполнению функции по оказанию больному фармацевтической помощи в полном объеме». Крайне негативную роль при этом, по мнению руководителей аптек, сыграло сокращение объема производственной практики в аптеках, в результате чего молодые люди, заканчивая учебу, зачастую не представляют, чем им предстоит заниматься.
✓
Директора аптек высказались за изменение программы подготовки провизоров в сторону ее большей направленности на практические потребности аптечной службы, введение в курс обучения основ медицинских и психологических знаний. Наряду с социальной, работа в аптеке имеет и коммерческую составляющую, и сотрудникам аптеки, работникам первого стола необходимо умение продавать. К сожалению, констатировали руководители аптек, большинство выпускников такими умениями не обладают.
Одной из особенностей работы «традиционных» — государственных и муниципальных аптек является, по сути, их функция практического обучения и формирования профессионала — работника аптеки. Недаром в прошлом существовал институт наставников. Неформально он действует и сейчас. Проработав в аптеке несколько месяцев, молодой специалист получает от старших коллег неоценимый багаж знаний и навыков, необходимых для профессионала высокой квалификации. В результате именно эти аптеки становятся кузницей провизорских кадров. И нередко здесь возникает следующая проблема, с которой сталкиваются руководители аптек, — это отток молодых специалистов. Получив базовые знания по фармации в вузах и приобретя опыт практической работы в государственных аптеках, специалисты склонны продолжить карьеру в различных фармацевтических компаниях. Новые аптечные предприятия с удовольствием берут на работу молодых специалистов, прошедших практическую школу работы в муниципальных аптеках. Таким образом, не только аптека не имеет отдачи от вложенных в молодого специалиста сил и средств, но и больной недополучает той социальной услуги, на которую вправе рассчитывать. Поэтому, по мнению участников обсуждения, необходимо менять нормативную базу, определяющую взаимоотношения выпускника вуза, получившего образование на бюджетной основе, и государственной аптечной службы.
✓
✓
9
РЕМСОииМ 2004 апрель
образование и фармрынок: пути взаимодействия
А пока директорам аптечных предприятий приходится самим решать сложные кадровые вопросы. Своим взглядом и опытом в этом плане поделилась с нами руководитель крупнейшей частной аптечной сети «Авиценна» г. Иркутска Т.С.Мунина. Для привлечения молодых специалистов и обеспечения развития бизнеса руководством аптечной сети внедряется система персональных стипендий студентам с 1—2 курса, а студенты старших курсов привлекаются к работе в аптеках сети на взаимовыгодных условиях. Компания имеет собственный учебный центр, специалистами которого разработаны программы по клинической фармакологии, психологии общения с пациентами, навыкам активных продаж и др.
Т.С.Мунина подчеркнула, что проблему острейшего дефицита кадров в аптечном звене нужно как можно быстрее решить на государственном уровне, может быть, введением бакалавриата по специальности «аптечный провизор» или переобучением врачей, увеличением мест в системе среднего фармацевтического образования. Со своей стороны, фармацевтический бизнес подошел к осознанию необходимости экономического участия в развитии образования, но образования, удовлетворяющего действительные потребности рынка, считает Т.С.Мунина. Анализ спектра мнений руководителей аптек позволил составить своеобразный набор качеств, которыми должен обладать «идеальный» провизор — работник аптеки. Он должен иметь базовую подготовку по фармации, профессиональное мышление и стремление к самообразованию, знания по клинической фармакологии и по всем современным группам ЛС. Работнику аптеки необходимы знания в области экономических дисциплин и навыки межличностного общения с разными категориями пациентов и сотрудников, а также владение технологиями активных продаж. И самое главное — практический опыт, оттачивающий теоретические знания.
✓
ЭКСПРЕСС-ОПРОС
Какие качества необходимы современным выпускникам фармацевтических вузов для успешной карьеры на фармрынке? Каких знаний и умений в большей степени не хватает современному молодому специалисту?
Виктор ДМИТРИЕВ, исполнительный директор АРФП:
— Фармбизнес — это одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, и, естественно, к персоналу, работающему в этой отрасли, предъявляются повышенные требования. Сегодня уже недостаточно традиционного «багажа» знаний, с которым выпускники фармфаков покидают вузы. Отрасль нуждается в специалистах, владеющих знаниями в области менеджмента, финансов, маркетинга. Рост продаж ОТС-препаратов делает фармацевта единственным медицинским работником, с которым контактирует покупатель-пациент при выборе лекарственного средства для самолечения. От знаний фармацевта, его такта и умения общаться с людьми часто зависит эффективность самолечения. К сожалению, эти навыки также не прививают в фармацевтических вузах. К сильным сторонам современных выпускников, на мой взгляд, относятся обучаемость, готовность к перепрофилированию и совершенствованию, инициативность, отсутствие страха перед ошибками и здоровое стремление к карьерному росту. Это люди новой формации, чье личностное формирование шло в условиях зарождающегося капитализма. Они больше готовы к риску, при этом прагматичны и расчетливы. Эти качества крайне необходимы для ведения бизнеса.
Марина КОВАЛЕВА, директор по персоналу ЗАО «Аптеки 36,6»:
— Хотелось бы сказать о трех принципиально значимых для каждого выпускника факторах, присутствие которых определяет возможность его трудоустройства и привлекательность его для компании-работодателя. Прежде всего, это понимание собственных целей и умение их формулировать. Второе — наличие активной жизненной позиции, стремление к достижениям. Для каждого выпускника, тем более, если речь идет о выпускниках вузов, важно понимание того, что от его активности зависит степень заинтересованности в нем работодателя. Третье — наличие пусть
небольшого, но практического опыта работы по специальности. Последний фактор в большей степени присутствует у выпускников, чем первые два. Говоря о качествах молодых специалистов с точки зрения требований рынка труда для аптечных сетей, хотелось бы отметить, прежде всего, недостаточную полноту знаний в области современного ассортимента лекарственных препаратов.
Наталья САРАТОВСКАЯ, заместитель генерального директора ООО «Ригла»:
— Своим сотрудником мы хотели бы видеть молодого специалиста, которому свойственна высокая обучаемость и ориентированность на результат своего труда. Знание фармакологических групп лекарственных препаратов и МНН, нормативно-правовой документации позволит ему быстро сориентироваться и уверенно чувствовать себя при работе в условиях современной аптеки. Основные понятия психологии общения и знакомство с фармацевтической этикой и деонтологией помогут в общении с клиентами. Таков портрет «идеального» выпускника, ожидаемого аптечными предприятиями. В действительности вчерашние студенты не стремятся начинать свою карьеру с работы в аптеке или аптечной сети.
Не ставится ли вопрос финансового участия аптечных сетей, профессиональных ассоциаций в целевой подготовке необходимых специалистов?
Виктор ДМИТРИЕВ:
— Вопрос целевого финансирования подготовки востребованных специалистов сегодня находится на стадии решения. Так, существует проект подготовки специалистов в области стандартизации лекарственных средств на базе Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. В настоящее время заканчивается юридическая проработка проекта, а АРФП выделила средства на пять целевых стипендий интернам по этой профессии.
Марина КОВАЛЕВА:
— Вопрос о целевой подготовке связан с вопросом внесения изменений в учебные программы, одно невозможно без другого. Целевая подготовка должна обеспечивать соответствие знаний выпускников ожиданиям клиентов в гораздо большей степени, особенно в условиях неуклонно повышающихся требований к уровню профессионализма сотрудников аптек. ж