УДК 159.9
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ1
© Елена Алексеевна СЕЛИВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: [email protected] © Марина Владимировна ХВАТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологических наук, профессор кафедры клинической психологии,
e-mail: [email protected]
В статье исследуется проблема рефлексивности как значимого компонента психологического здоровья педагогов. Выявлены группы рефлексивных и нерефлексивных педагогов и представлена их психологическая характеристика. Установлены корреляционные связи рефлексивности с психологическими параметрами человека. Рефлексивность рассматривается как необходимое условие сохранения / повышения психологического здоровья педагогов.
Ключевые слова: рефлексивность; педагог; психологическое здоровье.
Современная система образования в России, меняющиеся условия обучения предъявляют все более высокие требования к профессионализму педагога. При этом профессиональная компетентность современного
1 Работа выполнена в рамках программы «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2011 года» Управления образования и науки Тамбовской области.
специалиста складывается не только из непосредственного системного, глубокого, качественного приобретения им фундаментальных знаний, развития соответствующих практических умений и навыков, но также из его личностного саморазвития, формирования у него мотивационно-потребностной сферы, способности к самосовершенствованию и творчеству. Большое значение приобретают здоровье педагога, возможности его
сохранения и повышения. Только здоровый, причем как соматически, так и психологически, и духовно развитый педагог способен удовлетворять предъявляемым ему повышенным требованиям.
Изучением здоровья человека занимаются различные дисциплины. Исследование здоровья в рамках психологических подходов дало такое понятие как «психологическое здоровье». Этот термин был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной [1]. Под психологическим здоровьем она подразумевает психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, тесно связано с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологическое здоровье рассматривается нами как некий личностный феномен, индивидуально и социально обусловленный. Мы предполагаем, что психологическое здоровье - это личностная характеристика, которая дает основания человеку для развития, самосовершенствования и продуктивного существования в социуме.
Мы придерживаемся акмеологического подхода, который позволяет здоровью выступать в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы.
В рамках этого подхода важную роль для сохранения / повышения психологического здоровья специалиста любого профиля, в частности педагога, играет развитие у него профессиональной рефлексивности как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства. Так, в рамках профессионального мира рефлексия выступает системным, надынтегральным механизмом регуляции деятельности [2].
Под рефлексией понимается мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя [3, с. 92-94]. Центральным в рефлексивной деятельности является осмысление человеком содержания своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. «своего поведения как целостного отношения к окружающему миру» [4, с. 31-40]. Рефлексия в различных ее формах присуща человеку на всех ступенях его развития [5], однако нуждается в постоянном совершенствовании.
Рефлексия, являясь частным механизмом мотивационно-личностного уровня самоде-терминации, представляет собой мощный источник саморазвития личности как субъекта деятельности. Благодаря ее функционированию раскрываются внутренний потенциал личности учителя, обеспечивающий возможность ее самодетерминации и последующей самореализации [6].
Изучая проблему самореализации личности, И.Д. Егорычева связывает ее с сущностными характеристиками человека; среди феноменов реализации человеком собственной сущности выделяются самоопределение, самовыражение, самоидентификация и др. [7, с. 11-31]. Очевидно, что рефлексивность в жизни человека занимает важное место. Опора каждого на собственный рефлексивный опыт играет далеко не последнюю роль в развитии личности [8]. Мы считаем, что рефлексивность - это способность личности выходить за пределы собственного «Я», отображать свои собственные состояния, анализировать, осмысливать что-либо через сравнение образа своего «Я» с какими-либо личностями, событиями.
Целью нашего исследования стало изучение рефлексивности педагогов как компонента их психологического здоровья. Для реализации поставленной цели нами были использованы следующие методики: методика изучения рефлексивности А.В. Карпова, «Экспресс-оценка уровня соматического здоровья» Г.Л. Апанасенко, методика диагностики уровня профессионального выгорания В. В. Бойко, методика определения стрес-соустойчивости Холмса и Раге, опросник функционального состояния, анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога, методика оценки влияния травматического события, самоактуализационный тест Э. Шо-строма. Применялись методы статистической обработки данных SPSS «15.0 for Windows». В качестве испытуемых выступили педагоги муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 12 г. Тамбова.
Результаты исследования позволили выделить 3 группы педагогов: с низким, средним и высоким уровнем рефлексивности. Распределение показателей рефлексивности представлены на рис. 1.
и
О
%
О!
га
т
О!
а
н
и
со
га
I-
о
н
и
га
т
Рис. 1. Распределение показателей рефлексивности у педагогов
Первую группу, с низким уровнем рефлексивности (меньше 4 стенов), составили 12 % педагогов. Такие испытуемые не склонны к анализу уже произошедших и происходящих событий. Они плохо контролируют свое поведение, затруднения представляет планирование и организация своей деятельности. Нарушенный самоконтроль и осознание собственных действий преобладают над сознательным поведением. Педагоги этой группы подвержены спонтанным эмоциям и остро реагируют на внешние эмо-циогенные факторы. Их отличает повышенная тревожность, психологическая неустойчивость, беспокойство. Они находятся под влиянием чувств, при расстройствах теряют равновесие духа, чувствительны к реакциям окружающих, подвержены всевозможным психологическим пертурбациям, влекущим к неуравновешенности нервно-психической
деятельности. Вследствие этого формируется синдром эмоционального выгорания, о чем свидетельствует развивающаяся фаза рези-стенции среди педагогов этой группы. Низкий уровень рефлексивности приводит к неспособности человека контролировать свои чувства и эмоции. Такие люди не склонны выделять существенные условия достижения целей, им присущ экстернальный локус кон-
троля, т. е. ответственность за происходящие события они перекладывают на других. Таких испытуемых характеризует отсутствие способности (или низкий уровень развития способности) разумного планирования своих жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
В группу со средним уровнем рефлексивности (от 4 до 7 стенов) вошли 69 % испытуемых. Они в достаточной мере контролируют свои поступки, способны их адекватно оценивать, анализировать и редактировать. Это люди с достаточно хорошей адап-тированностью к социальной микросреде, они решают жизненные задачи, ставят цели и добиваются их, способны развиваться даже под влиянием меняющихся условий. Однако чрезмерные изменения могут приводить их к нестабильному поведению и возникновению негативных эмоциональных состояний. Именно поэтому наблюдается развивающаяся фаза эмоционального выгорания - фаза напряжения. Педагоги этой группы склонны к самоанализу, объектами рефлексии при этом могут выступать и мотивы, причины событий, и непосредственные поступки, и детали будущих событий. Преобладает ин-тернальный локус контроля. Довольно часто такие испытуемые прибегают к анализу про-
исходящего. Их удовлетворяет собственная личность и достигаемые результаты. Педагоги этой группы характеризуются наличием состояния душевного благополучия, отсутствием болезненных психических проявлений, что обеспечивает адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.
Испытуемым первой и большей части второй групп соответствует низкий уровень психологического здоровья. Это можно объяснить наличием определенных факторов, обусловливающих психологическое нездоровье педагогов: ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, поведение «трудных» учащихся, конфликты. Кроме того, большинство школьных педагогов - женщины, поэтому к основным факторам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
В группу с высоким уровнем рефлексивности (от 7 стенов и выше) вошли 19 % от общего числа опрошенных педагогов. Испытуемые отличаются высоким самоконтролем поведения, способностью к анализу происходящего, к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Они часто прибегают к анализу происходящего, уверенно принимают решения, склонны к самоанализу, причем не только в конкретных жизненных ситуациях, но и в свершившихся, а также в предполагаемых будущих событиях. Они отличаются наличием душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Испытуемые этой группы ясно мыслят, способны контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность. Их характеризует жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся, не всегда благоприятных условиях. Таким испытуемым присущ высокий уровень психологического здоровья, который характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. Следовательно, педагоги с высоким уровнем рефлексивности отличаются и высоким уровнем субъективного контроля над
любыми значимыми ситуациями. Они тщательно планируют свое поведение и прогнозируют возможные исходы предстоящей деятельности. Педагоги характеризуются человечностью, что является сущностной характеристикой психологического здоровья. Это становление субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам и ценностям, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле, к совершенству во всех ее областях. Педагоги данной группы отличаются психологической устойчивостью, отсутствием тревожности, эмоциональной выдержанностью. Они довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать жизненные вопросы.
Способность рефлексировать, как способность к самоанализу собственных мыслей и поступков, необходима в трудовой сфере, в жизненно-практических ситуациях в действиях педагога и для его общения. Путь к профессионализму - это непрерывное обновление профессионально важных знаний и умений, формирование необходимых личностных свойств. Он требует постоянной работы по оттачиванию индивидуального стиля деятельности, саморазвитию, чему способствует рефлексивная деятельность педагога. Рефлексивность является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов). Это непосредственные профессионально важные качества педагога. Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко).
Далее нами был проведен корреляционный анализ и установлены значимые связи психологических параметров и шкал, направленных на измерение здоровья, с рефлексивностью в двух контрастных группах: с высоким и низким уровнем рефлексивности. Как показали результаты, значимые корреля-
ционные связи измерямых нами психологических показателей с показателем рефлексивности установлены только в группе педагогов с высоким уровнем рефлексивности со следующими шкалами: уровень профессионального выгорания (резистенция) (г = -0,958*); нервно-психическая устойчивость (г = 0,953*); общение (опросник функционального состояния) (г = 0,891*); оценка влияния травматического события (физиологическая возбудимость) (г = -0,952*).
В группе педагогов с высоким уровнем рефлексивности отрицательная корреляционная связь между уровнем профессионального выгорания в фазе резистенции и рефлексивностью свидетельствует об обратной зависимости рефлексивности и эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей, т. е. высокорефлексивным педагогам не свойственна вторая фаза эмоционального выгорания. Положительная корреляция нервно-психической устойчивости и рефлексивности свидетельствует о сопряженности осмысленного поведения и эмоциональной устойчивости педагогов. Корреляция со шкалой «Общение» опросника функционального состояния говорит о прямой зависимости коммуникативных способностей, наличия глубоких контактов и рефлексивной деятельности человека. Отрицательная корреляция, обнаруженная со шкалой физиологической возбудимости методики «Оценка влияния травматического события» свидетельствует о несовместимости таких свойств как неуравновешенность, высокая возбудимость и рефлексивность.
Обращает на себя внимание выявленный факт, что в группе педагогов с низкой рефлексивностью значимых корреляций между показателями выявлено не было, что может явиться основанием для предположения, что в данной группе рефлексивность не является системообразующим фактором. У нерефлексивных педагогов не наблюдается целостной структуры психологических параметров, коррелирующих с рефлексивностью, влияние на регуляцию жизнедеятельности в целом оказывают другие системообразующие факторы. Отсутствие единства некоторой психологической системы, связанное с низкой рефлексивностью, снижает уровень психологического здоровья.
В целом проведенное исследование позволило установить, что лишь 19 % педагогов имеет высокий уровень рефлексивности и соответственно способны занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности, а остальные - 81 % педагогов требуют направленных мероприятий по развитию рефлексии. Известно, что рефлексия является механизмом саморазвития и профессионального самосовершенствования, следовательно, способность к рефлексии педагогов отражает высокий ресурс их психологического здоровья. Выявленные корреляционные связи свидетельствуют, что рефлексивные педагоги отличаются коммуникативностью, эмоциональной устойчивостью, способны разрешать внутриличностные противоречия и тем самым противостоять нервным срывам и эмоциональному выгоранию. Развитие рефлексивности является одной из важнейших линий развития личности, профессиональной деятельности педагога и может служить основой для сохранения и повышения психологического здоровья.
1. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2000.
2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
3. Психология человека в современном мире. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / РАН, Ин-т психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2009.
4. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3.
5. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. Новосибирск, 2007.
6. Отт Н.Г. Влияние рефлексии на формирование субъектности будущих учителей в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010.
7. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3.
8. Семенов И.Н. Философия гуманизации образования и рефлексивность диалога // Рефлексивные процессы и управление. 2001. № 1.
Поступила в редакцию 4.10.2011 г.
UDC 159.9
REFLEXIVITY IN STRUCTURE OF PERSONALITY OF PEDAGOGUES AS FACTOR OF THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH
Elena Alekseyevna SELIVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology department, e-mail: [email protected]
Marina Vladimirovna KHVATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article researches the problem of reflexivity as important component of psychological health of pedagogues. The groups of reflexive and non-reflexive pedagogues are revealed and their psychological characteristics is presented. The correlation links of reflexivity with psychological parameters of human are stated. The reflexivity is scrutinized as important condition of preservation/raising of psychological health of pedagogues.
Key words: reflexivity; pedagogue; psychological health.