ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15314
УДК 159.9.072.43
Пантелеева Валерия Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и при кладной психологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный уни верситет», г. Тольятти v-pant@mail.ru
Голубева Ирина Владимировна,
старший преподаватель кафедры педагогики и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти irina.golubeva.71@bk.ru
Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности
в деятельности педагогов
Аннотация. В статье представлены данные исследования рефлексивной составляющей аутопсихологической компетентности. Приводится описание структуры аутопсихологической компетентности. Эмпирическая часть исследования проведена на выборке педагогов с небольшим стажем работы. Выявлена связь между уровнем рефлексивности как компонентом структуры аутопсихологической компетентности и профессиональной пригодностью, а именно эффективностью деятельности и удовлетворенностью трудом.
Ключевые слова: психолого-акмеологические факторы, профессиональная компетентность, аутопсихологическая компетентность, рефлексивность, профессиональная пригодность, удовлетворенность трудом.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современных социоэкономических условиях в психологии профессиональной деятельности в качестве актуального направления исследований выступают условия формирования качеств, определяющих конкурентоспособность и психологическое здоровье специалиста: адаптивность, гибкость поведения, ответственность и самостоятельность, умение организовать себя в сложной обстановке профессиональной деятельности, способность опираться на знание своих потенциальных возможностей в процессе постановки и достижения целей, умение находить конструктивные решения, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию своей деятельности.
В связи с вышеобозначенной проблемой особое место в системе психолого-ак-меологических факторов уделяется феномену аутопсихологической компетентности, которая рассматривается как система характеристик субъекта, обеспечивающих самоэффективность на основе процессов самопознания, самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения в профессиональной деятельности.
Обобщив ряд теоретических и прикладных исследований по интересующей нас тематике (А. А. Деркач, Е. А. Климов, В. Г. Асеев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. С. Гусева, В. Г Зазыкин, Р Л. Кричевский, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, С. Ю. Степанов, Л. А. Степнова и другие), мы приняли за определение аутопсихологической компетентности совокупность способностей, проявляющихся в профессиональном поведении, а именно в качестве применения своих знаний, умений и навыков по отношению к своей собственной деятельности и к своему состоянию в соответствии с предъявляемыми средой и деятельностью требованиями для ее оптимизации.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
В частности, мы разделяем представления об аутопсихологической компетентности как результате проявления совокупности личностных свойств, обеспечивающих процессы самосознания и саморегуляции в целях объективной оценки своих способностей и возможностей в ходе самонаблюдения и рефлексии и способствующих эффективному взаимодействию с окружающей средой при наличии внутреннего локус-контроля; удовлетворяющих потребность человека в саморазвитии (А. А. Деркач, Л. А. Степнова) [1]. Итогом этого процесса становится сформированность субъектных характеристик профессионала, таких как самоотношение, самооценка, саморегулирование, которые приводят к проектированию себя как профессионала [2].
Цель проведенного нами эмпирического исследования - проверка предположения о том, что аутопсихологическая компетентность, имея индивидуальную меру выраженности, является одним из определяющих условий профессиональной пригодности, обнаруживая связь с такими ее показателями, как удовлетворенность трудом (субъективная профпригодность) и эффективность в профессиональной деятельности (объективная профпригодность) [3]. В качестве испытуемых выступили учителя начальных классов ряда образовательных учреждений г. Тольятти общим числом 40 человек, имеющие стаж 3-4 года. В качестве гипотезы также проверялось предположение о том, что в период адаптации к профессиональной деятельности молодых специалистов компоненты аутопсихологической компетентности имеют большое значение для достижения эффективности труда и удовлетворенности своей деятельностью.
По результатам анализа теоретических источников аутопсихологическая компетентность рассматривается нами как интегративное образование, для диагностики ее компонентов использовались методики, отраженные в таблице.
Компоненты аутопсихологической компетентности и методы их диагностики
Компонент аутопсихологической компетентности (АК) Методики, использованные для диагностики
Когнитивно-рефлексивный компонент АК - выступает в двух аспектах: рефлексия содержания собственного сознания, отражающего ход и результаты выполнения субъектом деятельности (ситуативная, ретроспективная и перспективная - в соответствии с функцией по времени), и рефлексия внутреннего мира другого человека в процессе коммуникации Методика «Опросник уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева (Пантелеева) [4]
Проективный компонент АК - способность планировать деятельность по самопреобразованию Методика «Опросник уровня рефлексивности», шкала оценки перспективной рефлексивности. Тест «Смысложизненные ориентации» СЖО (Д. А. Леонтьев), шкала «Цель жизни» (осмысленность, направленность, временная перспектива)
Коммуникативный компонент АК - обеспечивает необходимость в осуществлении внутреннего диалога, направленного на изменение и преобразование деятельности Методика «Опросник уровня рефлексивности», шкала оценки рефлексивности в ходе общения
Конструктивный компонент АК - связан с инициацией внутренних личностных изменений с целью активизации сильных и позитивных сторон личности, а также нивелирования негативных образований и слабых сторон Тест СЖО, шкалы: «Процесс жизни» (наполненность смыслом и насыщенность); «Локус контроля - Я» (представление о себе как сильной личности). Методика определения локус-контроля (Дж. Роттер)
2
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
Компонент аутопсихологической компетентности (АК) Методики, использованные для диагностики
Организаторский компонент АК - обеспечивает способность брать на себя ответственность, инициативу и осуществлять действия по самопознанию, саморазвитию, самокоррекции, самосовершенствованию Тест СЖО, шкалы: «Цель жизни» (осмысленность, направленность, временная перспектива); «Локус контроля - Я» (представление о себе как сильной личности). Методика определения локус-контроля (Дж. Роттер)
Прогностический компонент АК - обеспечивает коррекцию собственного поведения и предотвращение нерезультативности своих действий и неблагоприятного развития психологических качеств Методика «Опросник уровня рефлексивности», шкала Перспективная рефлексивность. Тест СЖО, шкалы: «Процесс жизни» (наполненность смыслом и насыщенность как эмоциональные критерии эффективности стратегии); «Результат жизни» (продуктивность и осмысленность прожитой жизни); «Локус контроля - жизнь» (подвластность жизни сознательному контролю)
О ISSN 2304-Ш
ниегтг
Выраженность компонентов аутопсихологической компетентности сопоставлялась нами с уровнем профессиональной пригодности, в качестве критериев которого рассмотрены такие ее показатели, как удовлетворенность трудом (субъективный показатель) и успешность в профессиональной деятельности (объективный показатель). Для диагностики последних применялись метод «Экспертная оценка 360 градусов» и методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т. Л. Бадоев), позволяющая выявить различные аспекты удовлетворенности трудом. Для проведения опроса экспертов методом 360 градусов мы использовали следующие критерии: знание в предметной области и методологии преподаваемого предмета; теоретические знания индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; практическое владение приемами эффективного общения; владение управленческими технологиями, выражающимися в умении анализировать ресурсы, планировать, организовывать, корректировать и анализировать полученные результаты; умение планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент и умение обобщать свою работу.
Результаты количественного анализа выраженности результатов диагностики компонентов аутопсихологической компетентности отражены на рис. 1.
Из данных, представленных на рис. 1, следует, что самые выраженные различия между испытуемыми с разным уровнем успешности профессиональной деятельности выявлены по показателям уровня рефлексивности, цели в жизни и результату жизни. Это свидетельствует о том, что наиболее значимыми для процесса адаптации и профессионализации молодых специалистов компонентами аутопсихологической компетентности являются рефлексивный компонент, определяющий уровень осознанности самого себя, возможных изменений своей деятельности и того, как профессионал видится другими людьми; прогностический компонент, позволяющий прогнозировать какие-либо изменения или принимать меры профилактического характера, чтобы это не привело в дальнейшем к профессиональным деструкциям; проективный компонент, связанный с вопросами планирования самопреобразующей деятельности.
Проведение корреляционного анализа взаимосвязей между отдельными компонентами аутопсихологической компетентности и показателями профессиональной пригодности молодых специалистов позволило простроить структурограмму, отраженную на рис. 2.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 1. Усредненный профиль специалиста с высоким и низким уровнями успешности
профессиональной деятельности
Анализ коэффициентов корреляции подтвердил первоначальное предположение о наибольшей значимости для достижения высокой эффективности деятельности рефлексивного, проективного и прогностического компонентов. В частности, шкала «Локус контроля - жизнь» (СЖО Л. А. Леонтьева) показала наибольший удельный вес в структурограмме. Закономерность выявлена на фоне высокого уровня рефлексивности, что можно трактовать как присущую более рефлексивным специалистам уверенность в своей способности принимать собственные решения и самостоятельно контролировать ход их реализации, управляя своей жизнью. Полученные нами данные согласуются с результатами других авторов (В. В. Ильина, С. В. Шмачилина-Цибенко, 2015) [5]. Люди с более высокой рефлексивностью, как мы считаем, в значительной степени убеждены в целесообразности сознательного контроля над грядущими событиями и предрасположены планировать будущее. Можно отметить, что реализуемая потребность в рефлексии своих действий и поведения расширяет границы собственных представлений о себе, в конечном итоге приводит к профессиональным изменениям позитивного характера.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
t
Условные обозначения:
Связь на уровне р = 0,001 Связь на уровне р = 0,01 Связь на уровне р = 0,05 Отрицательный характер связи Связь с эффективностью деятельности
Рис. 2. Значимо коррелирующие компоненты аутопсихологической компетентности
Показатели по шкалам методики СЖО «Цели в жизни» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» уступают вышеобозначенной шкале «Локус контроля - жизнь» по 1 баллу, в том числе коррелируя с объективными и субъективными показателями эффективности деятельности и уровнем рефлексивности личности.
Корреляция между показателями шкалы «Результативность жизни» и удовлетворенности трудом по методике Т Л. Бадоева значима на уровне 0,01 (г = 0,38). Осознанность и удовлетворенность результативностью жизни связана с удовлетворенностью трудом по таким ее аспектам, как значимость и престижность профессии, вид трудовой деятельности, возможность повышения квалификации, отношение администрации к труду, отдыху и быту работников, взаимоотношения с коллегами.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
Корреляция данных по шкале «Цели в жизни» и методике Т Л. Бадоева r = 0,32 (значимость на уровне 0,05) проявляется в следующем: чем выше осознанность жизненных целей и планов, тем выше уровень удовлетворенности такими аспектами труда, как значимость профессии, престижность профессии, вид трудовой деятельности, возможность повышения квалификации, взаимоотношения с коллегами, возможность творчества в процессе работы. Имея цель в жизни, которая задает ориентир, придает ей направленность и осмысленность, человек способен планировать свои шаги на пути к достижению цели, просчитывать возможные ошибки. Обобщенный на основании осознания способ саморегуляции, таким образом, выступает как адаптационная стратегия, влияя на тактику поведения, включая комплекс приемов, которые определяют индивидуальный стиль деятельности. Речь в данном случае идет о том, что высокий уровень аутопсихологической компетентности способствует сознательной координации и регуляции деятельности путем интеллектуальной активности специалиста. Кроме того, у человека в этом случае повышается мотивация, направленная на дальнейшее профессиональное и личностное развитие.
Уровень рефлексивности личности оказался связан со всеми шкалами методики СЖО на уровне 0,01. В частности, значительная выраженность рефлексивных способностей связана с наличием в жизни целей, придающих направленность и осмысленность временной перспективе. Рассмотрев взаимные пересечения связей: рефлексивности с внутренним локусом контроля по методике Дж. Роттера, отрицательной зависимости наличия целей в жизни от степени экстернальности локуса контроля, мы сделали вывод о том, что у более рефлексивных людей выбор целей и планирование их достижения подкрепляются принятием на себя личной ответственности за их реализацию.
Немаловажно также и то, что более рефлексивная личность с большей вероятностью воспринимает процесс своей жизни как эмоционально более насыщенный и интересный в силу своей наполненностью смыслом. Об этом свидетельствует наличие связи уровня рефлексивности с показателями по шкале «Процесс жизни», тогда как напрямую результаты по шкале «Процесс жизни» не связаны с удовлетворенностью трудом (r = 0,19). На основании этой закономерности мы сделали вывод о способности рефлексивных процессов повышать удовлетворенность полнотой жизни. Испытуемые с менее выраженной рефлексивностью, как оказалось, менее удовлетворены своей жизнью в настоящем.
Было отмечено также, что молодые специалисты с выраженной рефлексивностью в значительной степени удовлетворены результативностью жизни и своей самореализацией. На основании ретроспективного анализа уже прожитой жизни через оценку ее продуктивности они достигают более осмысленной временной перспективы в будущем.
В нашем исследовании выявлена значимая корреляция результатов по шкале «Локус контроля - жизнь» и показателей удовлетворенности трудом (г = 0,44, значимость на уровне 0,01), следовательно, ответственность за происходящее распространяется на все сферы жизнедеятельности человека и в целом сопровождается общей удовлетворенностью не только в сфере профессиональной деятельности, но и в жизни человека, проявляясь не только на уровне убеждений, но и в реальном поведении.
Интересно, что выраженные показатели шкалы «Локус контроля - Я» также значимо коррелируют с уровнем рефлексивности. Таким образом, рефлексивный компонент аутопсихологической компетентности способствует формированию представлений о себе как о более сильной личности со значительной свободой выбора в принятии жизненных решений, что способствует более уверенному планированию стратегии достижения целей.
6
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
Кроме того, как мы считаем, наблюдается взаимодействие отдельных компонентов аутопсихологической компетености между собой. Особое значение рефлексивного компонента заключается в том, что он усиливает конструктивный компонент следующим образом: профессионал получает информацию о своих сильных и слабых сторонах, об особенностях своих эмоциональных переживаний, чертах характера, что и способствует дальнейшему совершенствованию сильных сторон, имеющихся способностей, компенсации слабых сторон своей личности и формированию в себе новых качеств и умений.
Уровень сформированности рефлексивного компонента аутопсихологической компетентности по методике А. В. Карпова - В. В. Пономаревой (Пантелеевой) связан с объективным показателем профессиональной пригодности (успешность профессиональной деятельности). Это может проявляться как способность осознавать, понимать и принимать предъявляемые к профессии требования, одновременно соотнося их с собственными личностными особенностями и возможностями в плане реализации этих требований [6]. В результате внешние требования и внутренние особенности, находясь в сбалансированном соотношении, приводят к успешности при решении профессиональных задач.
Анализ структурограммы значимо коррелирующих компонентов аутопсихологической компетентности подтвердил, что именно рефлексивность в ней является системообразующим свойством, которое не только имеет высокий удельный вес (только на 1-2 балла меньше, чем у ведущих), но и на более высоком уровне коррелирует одновременно с эффективностью труда и удовлетворенностью трудом в таких аспектах, как престижность профессии и ее значимость, вид трудовой деятельности и ее конкретное содержание, возможность профессионального роста и повышения квалификации, взаимоотношения с коллегами.
В целом по итогам исследования можно сделать вывод о рефлексивном компоненте аутопсихологической компетентности как существенном психолого-акмеологи-ческом механизме обеспечения эффективной адаптации молодого специалиста. Роль рефлексивности в построении, структуре аутопсихологической компетентности и ее функционировании заключается в обеспечении интрапсихического механизма самопознания и саморегуляции с последующей организацией взаимодействия с другими людьми и окружающей действительностью.
Полученные данные расширяют научные представления о механизмах возможного формирования изученного нами вида компетентности. Выявленные в исследовании закономерности относительно специфики взаимосвязи отдельных компонентов аутопсихологической компетентности с субъективными и объективными параметрами профессиональной пригодности раскрывают структурные и функциональные аспекты изучаемого психологического явления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в практической работе с персоналом в организациях различного типа как для разработки программ психолого-акмеологического сопровождения трудовой деятельности, так и для консультирования в плане построения профессиональной карьеры специалиста.
Ссылки на источники
1. Деркач А. А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. - М.: Изд-во РАГС, 2003.
2. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. - 2000. - Т 21. - № 3.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пантелеева В. В., Голубева И. В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15314. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15314.htm. - ISSN 2304-120X.
4. Пономарева (Пантелеева) В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05. - Ярославль, 2000.
5. Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15130.htm.
6. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000.
Valeriya Panteleeva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of Teoretical and Practical Psychology, Togliatti State Universiry, Togliatti v-pant@mail.ru Irina Golubeva,
Senior lecturer at the chair of Pedagogy and Methodology of Teaching, Togliatti State Universiry, Togliatti irina.golubeva.71@bk.ru
The structural analysis of the auto-psychological competence components in teacher’s activities Abstract. The paper contains the results of empirical research of the reflexive component of the auto-psychological competence. There is a correlation between high reflexivity, effectiveness of professional activity and job satisfaction in the experimental group of starting teachers. The authors propose to consider the reflexive component of auto-psychological competence as a serious psychological and acmeological mechanism to improve the adaptation of the young specialist. The description of the reflexivity structure and its behavioral indicators are presented in the paper for using in a consultative and psycho-prophylactic work.
Key words: psychological-acmeological factors, professional competence, auto-psychology competence, reflexivity, professional qualifications, job satisfaction.
References
1. Derkach, A. A. & Stepnova, L. A. (2003) Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih, lzd-vo RAGS, Moscow (in Russian).
2. Rean, A. A. (2000) “Akmeologija lichnosti”, Psihologicheskij zhurnal, t. 21, № 3 (in Russian).
3. Bodrov, V. A. (2001) Psihologija professional'noj prigodnosti, PER SJe, Moscow (in Russian).
4. Ponomareva (Panteleeva), V. V. (2000) Psihodiagnostika refleksivnosti kak metod social'no-psiholog-icheskogo issledovanija upravlencheskoj dejatel'nosti: dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01, 19.00.05, Ja-roslavl' (in Russian).
5. Il'ina, V. V. & Shmachilina-Cibenko, S. V. (2015) “Rol' refleksivnyh processov i mehanizmov v preodo-lenii krizisa lichnosti v jekstremal'nyh uslovijah”, Koncept, № 05 (maj). Available at: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm (in Russian).
6. Karpov, A. V. & Ponomareva, V. V. (2000) Psihologija refleksivnyh mehanizmov upravlenija. IP RAN, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 22.06.15 Получена положительная рецензия 24.06.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 24.06.15 Опубликована 28.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Пантелеева В. В., Голубева И. В., 2015
www.e-koncept.ru
8