Раздел 1 ПСИХОЛОГИЯ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 159.9
Mazur Ye. Yu. REFLEXIVITY AND ITS INFLUENCE ON THE PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUNG PROSECUTORS. This article presents an empirical study of the impact of reflexivity on professional identity of young prosecutors. The professional identity is treated as a socio-psychological phenomenon. The study of the mutual influence of these phenomena has great practical importance for this socio-professional group.
Key words: reflexivity, professional identity, young prosecutorial workers, moratorium on an identity, diffusion of an identity, orientation to identification.
Е.Ю. Мазур, соискатель каф. социальной и политической психологии ФГБОУ ВПО
«Ярославский гос. университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль, Е-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЫХ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
В данной статье рассматривается профессиональная идентичность как социально-психологический феномен, представлено эмпирическое исследование влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодых прокурорских работников. Исследование взаимовлияния этих феноменов имеет большое практическое значение для данной социально-профессиональной группы.
Ключевые слова: рефлексивность, профессиональная идентичность, молодые прокурорские работники, мораторий идентичности, диффузная идентичность, идентификационная направленность.
Профессиональная идентичность как социально-психологический феномен относится к понятию, в котором отчётливо выражено концептуальное представление человека о своей профессии и себя в ней, о принадлежности себя к определённой социально-профессиональной группе (сообществу), осознание себя и своего места в нём.
Исследователи отмечают, что основу феномена составляет профессиональное самоопределение личности, которое тесно связано с профессиональным развитием, становлением, активностью, самосознанием и самореализацией личности, рассматривается в контексте жизненного и личностного смысла, а именно как самореализация личности в профессии, деятельности, способность находить смыслы как в конкретном деле, так и во всей своей жизни, а также в контексте самоактуализации, что проявляется в метамотивированнос-ти к деятельности [1-9].
Опираясь на теоретические представление отечественных исследователей о профессиональной идентичности [913], нормативный анализ профессиональной деятельности прокурорских работников, мы сформулировали собственное понимание данного психологического феномена применительно к исследуемой социально-профессиональной группе. В нашем представлении профессиональная идентичность -это область самосознания личности, в которой кристаллизируется представление человека о себе, избранной профессии, осознание себя в ней; конструируется знание принадлежности к социально-профессиональной группе, разделяются и принимаются её нормы, ценности, цели, задачи, убеждения и традиции, осознается свое место в ней, понимается социальная ценность и важность деятельности для человека, об-
щества и государства, служение своему Делу для общественного блага и обретение смысла в жизни и деятельности.
Рефлексия - базовое свойство человеческой психики, неразрывно связана с психическими процессами и механизмами саморегуляции деятельности, является синтетической психической реальностью, выступает одновременно и процессом, и свойством, и состоянием [14]. Рефлексивность - психическое свойство, особая качественная характеристика человека и его психики, мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики и выполняющая регулятивную функцию всей системы. Как особая характеристика личности она определяет не только степень интегрированности качеств, а содержание связей между ними. В профессиональной деятельности может выступать профессионально важным качеством и является ключевым для структурирования всех профессионально важных звеньев. Имеет индивидуальную меру выраженности, что позволяет ей быть независимой переменной в психологических исследованиях, определять связи уровня рефлексивности и меру развития всех иных личностных качеств [14;15;16].
Программа исследования была направлена на выявление влияния рефлексивности как психологического качества личности на профессиональную идентичность молодых прокурорских работников. В исследовании приняли участие 149 слушателей курсов повышения квалификации - молодые специалисты в основном со стажем работы до 3-х лет - старшие помощники, помощники прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур Дальневосточного федерального округа. Исследование проходило на базе Хабаровского межрегионального центра
повышения квалификации прокурорских работников и федеральных гражданских служащих.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между рефлексивностью и профессиональной идентичностью в процессе групповой идентификации.
В ходе исследования было установлено существование взаимосвязи между рефлексивностью и профессиональной идентичностью в процессе групповой идентификации. Идентичность молодых прокурорских работников в процессе групповой идентификации сопровождается кризисом идентичности, о чем свидетельствует высокий уровень такого типа профессиональной идентичности как мораторий и высокий уровень развития рефлексивности как психологического качества личности испытуемых. Мораторий идентичности наблюдается у 40,5% испытуемых.
Профессиональную идентичность молодых прокурорских работников обуславливают основные социально-психологические качества: отзывчивость, общительность, самоактуализация, целеустремленность, успешность и независимость. Данные качества были выделены путем применения факторного анализа по коррелятам рефлексивности, использовался метод главных компонент с облимин вращением.
С целью выделить группы испытуемых и определить идентификационную направленность групп, мы предприняли кластерный анализ по предварительно выделенным социально-психологическим качествам. Это позволило выявить контрастные группы с устойчивыми сочетаниями качеств и подробно рассмотреть их характеристики. Для выявления гомогенных групп был применен агломеративный кластерный анализ. В результате выделилось два больших кластера. Был использован метод К-средних и проанализированы полученные средние значения факторов (качеств) для каждого кластера (таблица 1).
Таблица 1
Средние арифметические значения факторов (социально-психологических качеств) для 1-го и 2-го кластера
Факторы (качества) Кластер 1 Кластер 2
1 .Отзывчивость -0,51 0,44
2.Общительность 0,69 -0,48
З.Самоактуализация -0,14 0,48
4.Целеустремленность -0,94 0,47
б.Успешность -0,67 0,62
б.Независимость -0,73 0,57
Как видно из таблицы 1, Z-значения факторов в кластерах значительно различаются, хотя практически и не выходят за рамки средних значений. В первом кластере, доминирует качество общительность, затем целеустремленность, отзывчивость, успешность и независимость. Значения большинства качеств, кроме качества общительности, находится ниже среднего арифметического, но в пределах нормы. Во втором кластере доминируют качества успешность и независимость. Качества самоактуализация, целеустремлённость, отзывчивость и общительность в пределах нормы и выше среднего арифметического. Качество общительности выражено наименее всех.
Опираясь на представления социальной психологии в области лидерства, психологии управления [17; 18; 19], беря во внимание управленческую решётку-схему («входная решётка управления» - managerial grid) Р. Блейка и Дж. Моутона, мы дали название и представили общую характеристику выделенных группам.
Первая группа - группа ОМО (Ориентированные на межличностные отношения) - экстравертированные, общительные, низко отзывчивые, целеустремленные, уверенные, работоспособные, конформные, легко вписываются в рамки норм группы, комфортно в ней существуют, с нахождением в группе связывают высокий уровень самоуважения и самореализацию, характеризуются недостаточным самоконтролем, зависимы от внешних оценок, склонны к самоутверждению, демонстративности поведения. Доминирует потребность высокого социального статуса и престижа, респонденты характеризуются «размытым», диффузным представлением о «пара-
метрах-характеристиках» группы, ориентированы на межличностные, «общенческие отношения». В данную группу входят - 38,3% респондентов (57 чел).
Вторая группа - группа ОДПР (Ориентированные на Дело, профессиональный Результат) - успешные, независимые, целеустремленные, отзывчивые, тактичные, трудолюбивые, добросовестные, дипломатичные, энергичные, не стремятся привлекать к себе внимание, склонны к самоанализу, контролю своего поведения и других, воспринимают свою жизнь целостно, ориентированы на поиск эффективных путей идентификации с референтной группой, осознают ценности, смыслы, цели, задачи и традиции социально-профессиональной группы, отличаются пониманием себя, избранной профессии, себя в ней, своего место в группе. Отчётливо осознают свою профессиональную позицию («юрист»), организационную позицию («прокурорский работник», «помощник прокурора», «должностное лицо», «ответственный работник», «работник правоохранительных органов», «состою на ответственной и важной должности», «люблю свою профессию и работу» и т.д.). Характеризуются выраженной направленностью на профессиональную идентичность. В данную группу входят - 61,7% респондентов (92 чел.).
В выделенных группах установлено отсутствие значимых различий в количестве мужчин и женщин и присутствие всех типов идентичности (преждевременной, диффузной, моратория, достигнутой, псевдопозитивной) в каждой группе испытуемых, но с разной степенью их выраженности. Тип идентичности мораторий доминирует в каждой выделенной группе, боле всего выражен в группе ОМО (таблица 2).
Таблица 2
Проценты типов идентичности от общей выборки в первой и второй группах
Типы идентичности 1 группа ОМО 2 группа ОДПР
1 .Преждевременная 4 6
2.Диффузная 12 8
З.Мораторий 22 18
4.Достигнутая 10 4
б.Псевдопозитивная 10 4
Как видно из таблицы 2, тип мораторий идентичности доминирует и в первой, и второй группе. В первой группе ОМО мораторий идентичности составляет 22%, во второй группе ОДПР - 18%.
Для детализированного анализа результатов, наряду с традиционными математико-статистическими методами обработки, в качестве основного мы применили метод структурно-психологического анализа с целью выявления различий идентификационных структур группы ОМО и группы ОДПР. Метод включает в себя построение и анализ матриц интеркорреляций выделенных групп, их оценка по системе структурных индексов (А.В. Карпов), построение структурограмм для выделенных групп испытуемых, анализ функциональной роли ведущих и базовых качеств.
Для обработки результатов был использован коэффициент ранговый корреляции г-Спирмена. Анализ матриц интеркорреляций и структурограмм включал следующие этапы: система оценки структурных индексов, содержащая вычисление индекса когерентности (ИКС), индекса дивергентности (ИДС) и организованности структуры (ИОС); вычисление структурного (корреляционного) веса каждого качества (элемента) в структуре; анализ функциональной роли каждого качества (элемента) структуры - ведущих и базовых; описание качественного своеобразия структуры каждой группы испытуемых. В рамках системы структурных индексов оцениваются индекс когерентности структуры личностных качеств (ИКС) - сумма всех значимых положительных корреляционных связей с учетом их значимости, указывает на сплоченность, интеграцию системы; индекс дивергентности системы (ИДС) - сумма всех отрицательных корреляционных связей с учетом их значимости, который отвечает за определение дифференцированно-сти, разъединения системы; индекс организованности системы (ОИС) - это алгебраическая сумма положительных и отрицательных связей, характеризует степень связности системы, ее согласованность ИОС=ИКС+ИДС [14].
В результате исследования были установлены различия идентификационных структур количественного и качествен-
ного характера, подтверждена их различная идентификационная направленность. Значения индексов структурной организации каждой группы показывают, что идентификационная группа ОДПР сложна, противоречива, более структурирована и развита, чем структура группы ОМО (таблица 3).
Таблица 3
Значения индексов структурной организации группы ОМО и группы ОДПР
Как видно, из таблицы 3, представители каждой группы стремятся к групповой идентификации, и высокие показатели структурных индексов, в частности, организованности и когерентности в каждой группе это подтверждают. Индекс диф-ференцированности системы в идентификационной структуре группы ОДПР в 3,6 раза выше, чем в структуре группы ОмО. Это свидетельствует о сложности и противоречивости структуры группы ОДПР и о том, что процесс групповой идентификации для испытуемых каждой группы протекает неоднозначно.
Анализ содержания базовых качеств показал, что при одинаковых элементах, входящих в идентификационные структуры каждой группы, интегрирующей основой формирования идентификационных структур, выступают разные качества (таблица 4).
В таблице 4 представлена десятка базовых качеств-интеграторов идентификационной структуры каждой группы, имеющих наибольшие значения когеренции. Таблица показывает, что идентификационная структура группы ОДПР более целостна и интегрирована, чем структура группы ОМО. Данное позволило конкретизировать социально-психологическую характеристику выделенных групп.
Для испытуемых группы ОМО показатели в структуре личностных качеств свидетельствуют о актуализации смысла самоутверждения в процессе идентификации с группой и желании связывать с ней свои планы на будущее, осмысленности этого процесса в настоящем, «реальном времени». Нахождение в референтной группе отождествляется для них с высоким уровнем самоуважения, осознанием собственной значимости и ценности своей личности, высоком социальном положении в обществе. Определение ведущего качества -простроенность самоутверждения, показывает, что самоутверждение проявляется в демонстративности поведения, доминирующей потребности в высоком социальном статусе, принадлежности к престижной группе, но не истинном осмыслении целей, ценностей, задач ведомства, понимании себя, своей профессии и своего места в группе. Таким образом, речь
идет о диффузной идентификационной направленности испытуемых, размытости представлений о «параметрах-характеристиках» группы.
Для испытуемых группы ОДПР нормы социального поведения и групповые ценности, поняты, приняты и разделяются, они «вышли» на основания события групповой идентификации, которое ценно и значимо для них самих и их жизни. Испытуемые не считают себя обаятельными личностями, скорее наоборот, не стремятся привлекать к себе внимание, они энергичны, подвергают осмыслению целесообразность собственной деятельности, усилий, направленных на идентификацию с группой. В процессе идентификации осмысляют прошедшие события, связывают их воедино и выстраивают связи в будущее, то есть для них характерно целостное восприятие рефлексирующей деятельности, связанной с идентификацией. Выявление ведущего качества - осмысленность рефлексии настоящего показывает направленность испытуемых на поиск эффективных путей достижения групповой идентификации, открытости этому процессу, осмыслении значимых для себя целей, ценностей, задач, традиций ведомства, понимании себя, профессии, себя в ней, своего места в группе. Таким образом, испытуемые данной группы характеризуются выраженной направленностью на профессиональную идентичнос ть .
Следующим этапом стало выделение в идентификационных структурах каждой группы подструктуры рефлексии и идентичности с целью выявления влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодых прокурорских работников.
В подструктурах рефлексии идентификационной структуры каждой группы существенных различий количественного и качественного характера не установлено. Данный факт свидетельствует о высокой рефлексивности испытуемых каждой группы. Выявлено высокое значение дивергентных связей в подструктуре рефлексии в структуре группы ОДПР (таблица 5).
Таблица 5
Значения индексов структурной организации в подструктуре рефлексии идентификационной структуры группы ОМО и группы ОДПР
Структурные индексы Группа ОМО Группа ОДПР
ИКС 3582 3660
ИДС 12 104
ИОС 3594 3764
Как видно из таблицы 5, индекс дифференцированности подструктуры рефлексии группы ОДПР в 9 раз выше, чем группы ОМО. Следовательно, данный факт сохраняет наличие противоречия как подструктуре рефлексии группы ОДПР, так и в самой идентификационной структуре данной группы.
Таблица 4
Базовые качества идентификационной структуры группы ОМО и группы ОДПР
Группа ОМО Группа ОДПР
Базовые качества Структурный (корреляционный) вес Базовые качества Структурный (корреляционный) вес
РТ самоутверждение (А) 130 рефлексия настоящего (Б) 190
РТ самоутверждение (Б) 125 культурная сфера жизни (С) 181
рефлексия настоящего (Б) 125 непривлекательный 180
культурная сфера (А) 125 витальная сфера жизни (Б) 175
проспективная рефлексия (Б) 124 рефлексия настоящего 175
проспективная рефлексия (А) 123 ретроспективная рефлексия 174
РТ самопростроенность (А) 122 РТ самопростроенность 174
социальная сфера (А) 122 ретроспективная рефлексия (А) 172
РТ самопростроенность 121 витальная сфера жизни 171
культурная сфера жизни 121 культурная сфера жизни 170
Структурные индексы Группа ОМО Группа ОДПР
ИКС 5736 7260
ИДС 1324 4824
ИОС 7060 12084
Примечание: РТ - регулятивная тенденция; жирным шрифтом выделены ведущие качества испытуемых каждой группы.
Сравнительный анализ содержания базовых качеств показал, что при одинаковых элементах составляющих подструктуры рефлексии каждой группы, интегрирующей основой формирования подструктур рефлексии, в целом выступили одинаковые качества. Более того, результат применения метода экспресс-Х2 показал значимую положительную связь (г=0,79; р<0,001), следовательно, подструктуры рефлексии каждой группы являются однородными (гомогенными) по содержанию взаимосвязей внутри них. Данный факт связан с высоким уровнем рефлексивности испытуемых, высоким уровнем осознания процесса групповой идентификации представителями каждой группы.
Выделение подструктур идентичности в идентификационных структурах каждой группы показало существенные различия количественного и качественного характера (таблица 6).
Таблица 6 демонстрирует, что значения индексов структурной организации в подструктуре идентичности каждой группы показывают, что индекс дифференцированности подструктуры идентичности группы ОДПР выше в 2 раза, чем группы ОМО. Таким образом, высокое значение дивергентных связей свидетельствует о наличии противоречия и в подструктуре идентичности группы ОДПР Это подчеркивает сложность и противоречивость процесса идентификации с референтной группой, большую развитость и структурированность подструктуры идентичности группы ОДПР
Сравнительный анализ базовых качеств показал, что при одинаковых элементах составляющих подструктуры идентичности каждой группы, интегрирующей основой формирования
Библиографический список
подструктур идентичности выступили разные качества. Совпадение представлено только одним базовым качеством - самооценка ПВК особенности темперамента, однако различия наблюдаются в количественном значении данного качества. В подструктуре идентичности группы ОДПР количественное значение этого качества превышает в 1,4 раза. Результат применения метода экспресс-Х2 показал незначимую положительную связь (г=0,21; р>0,1), откуда следует вывод, что подструктуры идентичности являются принципиально различными (гетерогенными) по содержанию взаимосвязей внутри них.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать, в ходе исследования установлено, что рефлексивность как психологическое качество личности у молодых прокурорских работников, находящихся в типе профессиональной идентичности -мораторий (кризис идентичности), оказывает двунаправленное влияние на профессиональную идентичность - конструктивное и деструктивное. Конструктивное влияние заключается как в осмыслении собственного группового членства: «Я -представитель государства, закона, референтной социально-профессиональной группы», так и интернализации ценностей, целей, смыслов, задач, традиций социально-профессиональной группы, с которой молодые прокурорские работники идентифицируют себя, в осознании своей профессии, себя в ней, своего место в данном сообществе, выраженной направленности на профессиональную идентичность. Деструктивное влияние заключается в выраженной демонстративности поведения молодых прокурорских работников как представителей государства и закона, осмыслении группового членства как такового, приоритетности статуса и престижа ведомства, ориентированностью на «общенческие отношения», выраженной диффузной идентификационной направленностью.
Рефлексивность влияет на направленность идентификационной структуры и социально-психологические характеристики личности молодых специалистов. Кризис идентичности молодыми прокурорскими работниками преодолевается посредством высокого осознания процесса идентификации с референтной социально-профессиональной группой, но преодолевается различными путями, соответственно, сами идентификационные структуры различаются идентификационной направленностью, структурой идентичности, различающейся типом направленности ее компонентов.
Таблица 6
Значения индексов структурной организации в подструктуре идентичности в идентификационной структуре группы ОМО и группы ОДПР
Структурные индексы Группа ОМО Группа ОДПР
ИКС 1380 2246
ИДС 798 1662
ИОС 2178 3908
1. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.
3. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. - М., 2007.
4. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997.
5. Олпорт, Г. Становление личности. - М., 2002.
6. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
7. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности / под ред. Д.Я. Райгород-ского. Самара, 1996.
8. Фонарёв, А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - № 2.
9. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001.
10. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: монография / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. - Ярославль, 2003.
11. Поварёнков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М., 2002.
12. Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сборник научных трудов. - Ярославль, 2003.
13. Шнейдер, Л.Б. Личностная, генедерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М., 2007.
14. Карпов, А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - М., 2005.
15. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.
16. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., 2004.
17. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособ. - М., 2005.
18. Лукичёва, Л.И. Управление персоналом: учеб. пособ. - М., 2008.
19. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1997.
Bibliography
1. Aljbukhanova-Slavskaya, K.A. Strategiya zhizni. - M., 1991.
2. Klimov, E.A. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya. - Rostov-na-Donu, 1996.
3. Kozlov, V.V. Integrativnaya psikhologiya: Puti dukhovnogo poiska, ili osvyathenie povsednevnosti. - M., 2007.
4. Maslou, A. Daljnie predelih chelovecheskoyj psikhiki. - SPb., 1997.
5. Olport, G. Stanovlenie lichnosti. - M., 2002.
6. Pryazhnikov, N.S. Professionaljnoe i lichnostnoe samoopredelenie. - M., 1996.
7. Teorii lichnosti v zapadno-evropeyjskoyj i amerikanskoyj psikhologii: khrestomatiya po psikhologii lichnosti / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. Samara, 1996.
8. Fonaryov, A.R. Professionaljnaya deyateljnostj kak smihsl zhizni i akme professionala // Mir psikhologii. - 2001. - № 2.
9. Shneyjder, L.B. Professionaljnaya identichnostj: struktura, genezis i usloviya stanovleniya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2001.
10. Ivanova, N.L. Socialjnaya identichnostj i professionaljnihyj opiht lichnosti: monografiya / N.L. Ivanova, E.V. Koneva. - Yaroslavlj, 2003.
11. Povaryonkov, Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professionaljnogo stanovleniya cheloveka. - M., 2002.
12. Povaryonkov, Yu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professionaljnoyj identichnosti // Krizis identichnosti i problemih stanovleniya grazhdanskogo obthestva: sbornik nauchnihkh trudov. - Yaroslavlj, 2003.
13. Shneyjder, L.B. Lichnostnaya, genedernaya i professionaljnaya identichnostj: teoriya i metodih diagnostiki. - M., 2007.
14. Karpov, A.V. Psikhologiya metakognitivnihkh processov lichnosti / A.V. Karpov, I.M. Skityaeva. - M., 2005.
15. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika eyo diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.
16. Karpov, A.V. Psikhologiya refleksivnihkh mekhanizmov deyateljnosti. - M., 2004.
17. Karpov, A.V. Psikhologiya menedzhmenta: ucheb. posob. - M., 2005.
18. Lukichyova, L.I. Upravlenie personalom: ucheb. posob. - M., 2008.
19. Meskon, M. Osnovih menedzhmenta / M. Meskon, M. Aljbert, F. Khedouri. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 21.07.14
УДК. 796:340(082)
Azhiyev A.V, Gadaborsheva Z.I. CREATION OF CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION. The article shows the necessity of creation a special educational environment in a university, which will help each student to achieve the optimal level of intellectual development in accordance with his or her natural inclinations and abilities and which will contribute to the maintenance of the physical and mental health.
Key words: psychological support, psychological prevention, training activities, professional activities.
А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф., Чеченский гос. педагогический институт, г. Грозный;
З.И. Гадаборшева, ст. преп. Чеченский гос. педагогический институт, г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТАМ ВУЗА
В статье показана необходимость создания в вузе специальной образовательной среды, которая поможет каждому студенту в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями, и будет способствовать сохранению физического и психического здоровья.
Ключевые слова: психологическая поддержка, психопрофилактика, учебная деятельность, профессиональная деятельность.
Современная социально-экономическая ситуация такова, что требует от будущего специалиста социальной ответственности, высокого профессионализма и профессиональной мобильности, развития творческих способностей, психологической готовности для хорошей и плодотворной работы в различных местах деятельности. Создание здорового психологического климата и условий для студентов является необходимым звеном здорового психологического развития.
Профессиональная деятельность педагога-психолога, работающего в высших учебных заведениях, - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, высокого уровня профессионального мастерства и компетентности.
Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.
Успех образовательного процесса во многом зависит от профессионализма, способностей и компетентностей, личностных качеств педагогов.
В психолого-педагогической компетентности в качестве ее основных компонентов рассматривается три блока:
- грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);
- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
- личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
В структуре каждого блока психолого-педагогической компетентности, акцентируется внимание на таких психологических компонентах, к которым относятся:
- дифференциально-психологический - знания особенностей усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;
- социально-психологический - знание об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности
учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений педагог, студент, о закономерностях общения;
- аутопсихологический - знание о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия со студентами осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых студентов и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них труд.
Компетентность преподавателя заключается также в создании условий психологической помощи студентам. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. Основными видами психологической помощи являются: психотерапия, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена [1 ].
Психопрофилактика способствует предупреждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности.
Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями студента. В рамках консультирования допускается разъяснение студенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования.
Психологическое обучение и просвещение - это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д.