Нужно отметить, что лица с высокими уровнями 1СС и БМ меньше сомневаются в том, что они не заболеют, если принять предупредительные меры, а также в успехах лечения уже существующих болезней, обращаются чаще к врачам при болезни, хотя мнению врача они доверяю меньше, чем при низких уровнях 1СС и БМ.
Население чаще всего не испытывает приятных переживаний, связанных с медицинским обслуживанием и в тоже время подавляющее большинство населения в обеих группах согласно, что профилактическая проверка полезна для здоровья
Следует также констатировать тот факт, что лица с высокими уровнями 1СС и БМ имеют более низкий стресс на рабочем месте, чем лица с низкими уровнями 1СС и БМ. Естественно, что лица при высокой СП менее склонны менять свою специальность, т.к. она дает им уверенность в завтрашнем дне, а высокая СП оказывает протективное действие стрессам на рабочем месте в виде увеличения ответственности и дополнительных нагрузок. Высокая СП также сказывается и на трудоспособности. Несмотря на дополнительные нагрузки лица высокой СП имеют большую трудоспособность, чем с низкой и возможность расслабиться или отдохнуть после обычного рабочего дня в течение последнего года.
С ростом уровней СП значительно менее выражен стресс в семье.
Лица с высокой СП к курению относятся более негативно, чем с низкой. Это естественно, т.к. высокая СП подразумевает кроме влияния семьи, участие в других объединениях, где идет пропаганда отказа от вредных привычек, а также лиц на руководящих должностях - т.е. большую заботу о своем здоровье.
К сожалению, следует констатировать тот факт, что отношение к изменению питания при всех уровнях СП отрицательное. Это говорит о недостаточных знаниях о культуре питания среди всех слоев населения. А вот физическая актив-
Библиографический список
ность увеличилась среди лиц с высокими 1СС и БМ, они проводят свой досуг более активно и сами осознают это (больше руководителей, заботящихся о своем здоровье).
Выводы
1. Уровни СП в мужской популяции 25-64 лет очень низки, наиболее высокие уровни СП среди лиц в возрасте 4554 лет.
2. Высокие уровни СП наблюдаются у лиц с незаконченным высшим / средним специальным образованием в категории "руководителей", а низкие показатели СП среди категорий "руководители высшего звена", "ИТР" связаны с лицами с высшим образованием, среди которых она низка.
3. С ростом уровней СП снижаются показатели других психосоциальных факторов (ЛТ, УД и БД, ЖИ, ВР).
4. Тенденция к снижению определенной ИБС, при высоких уровнях 1СС, связана с протективным действием межличностных и семейных отношений; рост же ИБС при высоких уровнях БМ связан с тем, что БМ выше среди руководящего состава.
5. СП благотворно влияет на оценку состояния здоровья, несмотря на то, что чаще всего при всех уровнях СП отмечаются жалобы на свое здоровье
6. Лица с высокими уровнями 1СС и БМ меньше сомневаются в том, что они не заболеют, если принять предупредительные меры, а также в успехах лечения уже существующих болезней.
7. Лица с высокими уровнями 1СС и БМ имеют более низкий стресс на рабочем месте, значительно менее выражен стресс в семье, чем у лиц с низкими уровнями 1СС и БМ
8. Лица с высокой СП к курению относятся более негативно, чем с низкой СП.
9. Физическая активность увеличилась среди лиц с высокими 1СС и БМ, они проводят свой досуг более активно и сами осознают это.
1. Durkheim, E. Suicide. Reprinted in 1951 by The Free Press. - New-York, 1897.
2. Parkes C.M., Benjamin B., Fitzgerald R.G. Broken hearts: a statistical study of increased mortality among widowers. BMJ, 1969.
3. Paykel E.S. Life events, social support and depression. Acta Psychiat. Scand., Suppl., 1994.
4. Brown G.W, Andrews В., Harris R., Adier Z., Bridge L. Social support, self-esteem and depression. Psychosom. Med., 1986.
5. Bohon W., Oatley K. A longitudinal study of social support and depression in unemployed men. Psychol. Med., 1987.
6. Henderson A.S. Social relationships, adversity and neurosis: an analysis of prospective observations. Br. J. Psychiat., 1981.
7. Proposal for the Multinational Monitoring of Trends in cardiovascular disease. - Geneva, 1985.
8. MONICA Psychosocial Optional Study. Suggested measurement instruments. WHO Facsimile Urgent 3037 MRC, 1988.
9. Spielberger, C.D. Anxiety as an emotional state/ In: C.D. Spielberger (Ed), Anxiety: Current trends in theory and research. New York: Academic Press, 1972.
10. Гафаров, В.В. Эпидемиология и профилактика хронических неинфекционных заболеваний в течение 2-х десятилетий и в период социальноэкономического кризиса в России / В.В. Гафаров, [и др.] - Новосибирск, 2000.
Статья поступила в редакцию 05.04.10
УДК 371:351.851
С.А. Дроздова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение компонентов идентичности личности сотрудников таможенных органов. Разработанная модель идентичности включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмотивно-оценочный, социальный и профессиональный компоненты. Выявлено содержание каждого компонента идентичности в зависимости от ее статуса.
Ключевые слова: личностная идентичность, социальная идентичность, структурные компоненты идентичности личности, статус идентичности.
Феномен идентичности, связывающий в единое исследовательское поле социальное и экзистенциальное бытие человека, является предметом изучения во всех современных психологических школах: психоанализе, экзистенциальной психологии, когнитивно-бихейвиоральном подходе, символическом интеракционизме.
Впервые понятие и структура идентичности подробно были описаны Э. Эриксоном, который определил иден-
тичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», тождественность личности, важнейшую характеристику ее целостности и зрелости (Э. Эриксон, 1996). Согласно Э. Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опас-
ности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [1, с. 74].
Один из последователей Э. Эриксона Дж. Марсиа (1970) определил идентичность как структуру «Эго», то есть как внутреннюю самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории [2]. Автор выдвинул предположение о том, что решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, направленности и осмысленности своей жизни. В разработанной модели Дж. Марсиа выделяет четыре статуса идентичности: 1) достигнутая идентичность - этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений; 2) мораторий - этим статусом обладает человек, находящийся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающийся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни); 3) преждевременная идентичность - этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Составляющие данного вида идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и переживания кризиса, а вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами; 4) диффузная идентичность характерна для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, тоска, ненаправленная злоба, отчуждение, тревога, ощущение беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение к принятым в обществе культурным ценностям при неспособности выработать собственные [3].
Статусы идентичности Дж. Марсиа также называет типами личности, основанными на характеристике стиля принятия решений, уровня когнитивной сложности, отношении к родительским запретам и желаниям, стиле интерперсональных отношений.
В современной психологической науке выделяется многообразие различных видов идентичности: «Эго - идентичность» и групповая, личная и социальная, позитивная и негативная, объективная и индивидуальная, гендерная и профессиональная, диссоциогенная, аддиктивная, кризисная идентичность и т.д. Особенности и различия каждого вида идентичности рассмотрены в работах таких авторов, как Э. Эриксон (1996), Дж. Марсиа (1967), Х. Ремшмидт (1994), Б. Шефер (1993), П. Бергер (199б), И.В. Иванова (2000), Н.К. Асанова (1997), Р. Тайсон, Ф.Тайсон (1998), Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2009, 2010) и др.
Таким образом, в настоящее время в психологической науке сложилось понимание идентичности, как сложного личностного образования, имеющего многослойного структуру. Л.Б. Шнейдер подчеркивает сложность, комплексность, многомерность данного психологического феномена: «идентичность - это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социо-генетические основания» [4, с. 4].
Традиционно в качестве основных феноменов образующих идентичность, принято рассматривать социальную идентичность, отражающую соотнесение личностью себя с груп-
пами, к которым она принадлежит, внутреннюю солидарность с социальными, групповыми идеалами и стандартами; и личностную идентичность - как форму интеграции «Я», обеспечивающую тождественность человека самому себе в социальном пространстве и времени, поддерживаемую другими людьми, дающую ощущение собственной неповторимости, уникальности (Г.М. Андреева, 2001).
Личностная подструктура идентичности в большинстве исследований определяется через акт самоопределения, непрерывности, индивидуальной истории и самотождественно-сти [5]. Данная подструктура обеспечивает целостность личности за счет синтеза и интеграции ценностей, смыслов, отдельных идентификаций и ролей в разные периоды жизни. Под интеграцией личности понимается процесс связывания отдельных частей в упорядоченное, устойчивое, согласованное, иерархически организованное целое. Синтез предполагает порождение новой структуры, свойства, и функции которой не сводимы к свойствам и функциям ее частей [6].
На основании различных исследований (О. Кернберг, 2001; А. Маслоу, 1999; Т.Г. Солдатова, 1998; В. Франкл, 1990;
Э. Эриксон, 1975; и др.) выделены следующие характеристики личностной идентичности: тождество человека самому себе, непрерывность, социальное признание, развитие и изменение идентичности в течение жизни, чувство социального благополучия, целостность, стремление человека к обретению и сохранению своей идентичности. Кроме этого, личностная идентичность является источником внутреннего роста и развития [7]. Наиболее глубокое обоснование эти идеи получили в работах Э. Эриксона (1980). Автор пишет, что в процессе формирования идентичности, одной из центральных функций Эго-идентичности, которая по определению является структурой, тождественной личностной идентичности, является интеграция биологического и социального процессов. Результатом интегративной работы Эго, или Эго-синтеза, на каждом этапе развития индивида, становится новая конфигурация элементов идентичности, наиболее соответствующих внешней и внутренней ситуации развития. Это сочетание элементов идентичности обеспечивает человеку чувство идентичности. На протяжении жизни индивида идентичность сохраняется за счет изменения ее структуры и ценности элементов для личности [1].
Современные представления о психосоциальной природе идентичности развивались в русле символического интерак-ционизма, теории социальных репрезентаций, когнитивной психологии.
Данная линия исследований опирается на концепцию Я Дж. Мида (Mead, 1946). Идентичность, или Я, в концепции Дж. Мида - это способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое, объединяющее два аспекта Я: «I» и «Me» («Я для себя» и «социальное Я»).
Для концепций социальной идентичности X. Тэджфела (Tajfel, 1982) и самокатегоризации Дж. Тернера (Turner, 1985; Turner, 1987; Tajfel, Temer,1986) характерна опора на четкую когнитивную схему: Я-концепция является регулятором социального поведения. При этом в Я-концепцию входят две подсистемы: личностная (или персональная) и социальная идентичность. Первая из них включает в себя самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая - в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям: полу, этносу, профессиональной группе. Данная теория определяет, что человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную идентичность) или межличностным (актуализируя личностную самооценку), в зависимости от того, какая из двух идентичностей способствует его высокой самооценке. По мнению Дж. Тернера, между уровнями самокатегоризации существует функциональный антагонизм -любые факторы, усиливающие выраженность групповой самокатегоризации, ведут к увеличению воспринимаемого тождества между собой и членами иной группы и, таким образом, деперсонализуют индивидуальное самовосприятие.
Согласно X. Тэджфелу, социальная и личностная идентичности являются равнозначными структурами. В своих исследованиях автор опирается на идею существования определенного социально-поведенческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, предполагающие актуализацию личностной идентичности, а на другом - взаимодействие людей как представителей отдельных общностей, т.е. актуализация социальной идентичности. Как отмечает В. Н. Павленко, противопоставление социальной и личностной идентичностей до недавнего времени было общим моментом для большинства психологических исследований [6]. Социальную идентичность связывают с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностную идентичность - с отличием от всех других людей, в том числе от членов своей группы.
С. Московичи, работающий в русле теории социальных репрезентаций, (Мо8соуісі, 1988) критически относится к однозначному противопоставлению социальной и личностной идентичности. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности также описана в теории социальной репрезентации С. Московичи и У. Дойса (1988). Авторы пишут о том, что изначально человек является социальным существом, что определяет формирование индивидуальной идентичности в социальном силовом поле. С другой стороны, поле социальных сил постоянно изменяется благодаря действиям индивидов. Личностная идентичность рассматривается в рамках социальных репрезентаций в качестве организующего принципа индивидуальной позиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп. Идентичность не является набором атрибутов, автоматически продуцируемых принадлежностью к определенной социальной категории. Это социальный конструкт, связанный с различными социальными элементами, в том числе, с доминантностью статуса в обществе. У. Дойтс подтвердил гипотезу о том, что личностная идентичность является одной из социальных репрезентаций, соответственно жесткое противопоставление личностной и социальной идентичности неправомерно.
Последователи символического интеракционизма также подвергают критике идею полярности двух основных видов идентичности. Автор подчеркивал как наличие персональной активности человека при отожествлении с другими и при категоризации, так и значимость влияния других людей на эти процессы. Р. Дженкинс утверждает, что индивидуальная уникальность и коллективная разделенность могут быть поняты как нечто очень близкое, как две стороны одного и того же процесса. Наиболее значимое различие между ними заключается в том, что в случае личностной идентичности подчеркиваются отличительные характеристики индивидов, а в случае коллективной - подобные. Однако эта разница, по мнению автора, относительна: процессы, в которых они формируются или трансформируются, аналогичны, оба по происхождению социальны (Р. Дженкинс, 1996).
Для отечественной психологии идея формирования Я в общении и через общение очевидным образом вытекает из концепции культурно-исторического развития психики, в которой показано, что развитие психики индивида идет путем присвоения ею общественно выработанных форм [8]. В рамках культурно-исторической концепции этот процесс получил название интериоризации. В понимании Л. С. Выготского данный термин обозначает трансформацию одного (социального) действия в другое (индивидуальное). Л.С. Выготский осмысливает природу психического развития человека через призму проблемы «внешнего - внутреннего» и оформляет свою мысль в виде «общего генетического закона культурного развития»: любая психическая функция вначале существует в социальном, интерпсихическом плане, а затем - в интрапсихи-ческом, «внутри ребенка» [8, с. 26].
Близкое понимание баланса социального и личностного аспектов в построении идентичности мы находим и в отечественной психологии [9]. Согласно теории С.Л. Рубинштейна (С.Л. Рубинштейн, 1946; 1973), самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой механизм соци-
альной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом.
Таким образом, для современной психологии свойственно не противопоставление социальной и личностной идентичности, а диалектическое понимание их взаимосвязи, как двух сторон единого социально-психологического феномена (О.В. Ходаковская, 2006). В рамках представленного исследования идентичность определяется как социально-психологический феномен, включающий в себя личностный и социальный компоненты, основными функциями которого являются интеграция самопредставлений, самооценок и индивидуальных ценностей в единую структуру, а также саморазвитие, т.е. личностная, профессиональная и культурная самореализация.
Исследование структуры идентичности личности сотрудников таможенных органов было проведено в 2008 году на базе аппарата Сибирского таможенного управления, Новосибирской и ряда региональных таможен. В исследовании принимало участие 120 человек в возрасте от 20 до 54 лет. Средний возраст обследованных - 36 лет. Распределение респондентов по полу - 40% мужчин и 60% женщин.
В исследовании поставлена задача: определить структуру идентичности личности сотрудников таможенных органов и выявить особенности компонентов этой структуры в зависимости от статуса идентичности. В Таблице 1 представлено описание использованных тестов в зависимости от поставленных задач.
Таблица 1
Особенности подбора методов диагностики структурных компонентов идентичности_______________________________________
Диагностируемый феномен Диагности- ческий инструмен- тарий Эмпирические референты Статистические процедуры
Компоненты структуры идентичности Для исследования компонентной структуры идентичности использован факторный анализ после вращения факторов методов вари-макс (минимизация количества переменных)
Личностная идентичность:
- мотивационно-ценностный Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. Методика «Иерархия потребно- стей» А. Маслоу Ведущие ценности личности на уровне нормативов и индивидуальных приоритетов. Степень совпадения нормативных идеалов с возможностью их реализации в поведении. Ведущие индивидуальные потребности в сфере саморазвития Количественная характеристика соотнесенности ин-струменталь-ных и терминальных ценностей. 2 X - позволяет сопоставить частоту встречаемости терминальных и инструментальных ценностей.
- когнитивный Шкала базовых утверждений И. Г. Малкиной-Пых Базовые установки личности относительно доброжелательности окружающего мира и людей, контролируемости и справедливости окружающего мира. Вычисление средних арифметических значений позволяет проранжиро-вать наиболее значимые установки испытуемых
- эмо-тивно-оценочный Шкала базовых утверждений И.Г. Малкиной-Пых Тест «Кто Я» М. Куна-Т. Мак-партленда Базовые установки личности относительно ценности собственного Я Выявление эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа самооценки идентичности
Социальная идентичность:
- социальный КПД Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой Выявление ориентаций личностных ценностей на группу, на власть, на другого, на изменения. Вычисление средних арифметических значений позволяет сформировать иерархию личностных ценностей в среднем по группе
- профес- сиональ- ный Тест «Кто Я» М. Куна-Т. Мак-партленда Методика «Иерархия потребно- стей» А. Маслоу Выявление показателей профессионально-ролевой позиции Ведущие индивидуальные потребности в сфере профессионального развития
Статус Методика Выявление статуса Н-критерий
личност- МИЛИ Л.Б. личностной иден- Крускала-
ной иден- Шнейдер тичности Уоллиса по-
тичности зволяет оце-
Статус Методика Выявление статуса нить измене-
профес- МИПИ Л.Б. профессиональной ния в выра-
сиональ- Шнейдер идентичности женности
ной иден- различных
тичности компонентов идентичности в зависимости от наличного статуса идентичности
На первом этапе экспериментального исследования поставлена задача, связанная с выявлением структурных компонентов идентичности сотрудников таможенных органов. Определение структуры взаимосвязи между переменными с помощью методов структурной классификации, к которым относится статистический метод факторного анализа. Матрицы факторных нагрузок анализировались после вращения уапшах
- с применением преобразования Кайзера.
В результате факторного анализа выявлено пять структурных компонентов, три из которых мы можем условно причислить к компонентам личностной идентичности и два - к компонентам социальной идентичности (Таблица 1). Представим общую характеристику выделенных компонентов структуры идентичности личности (Таблица 2).
Таблица 2
Структурные компоненты идентичности личности сотрудников таможенных органов _________________________
Название теста Шкалы теста Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца Конформность 0,832
Традиции 0,624
Доброта 0,755
Самостоятельность 0,511
Стимуляция 0,944
Достижения 0,690
Безопасность 0,681
«Иерархия потребностей» А. Маслоу Добиться признания и уважения 0,754
Иметь теплые отношения с людьми 0,454
Зарабатывать на жизнь 0,451
Иметь хороших собеседников 0,687
Упрочить свое положение 0,523
Развивать свои силы и способности 0,541
Обеспечить себе материальный комфорт 0,478
Повышать уровень мастерства и компетентности 0,531
Стремиться к новому и неизведанному 0,612
Обеспечить себе положение влияния 0,612
Заниматься делом, требующим полной отдачи 0,594
Быть понятым другими 0,518
Шкала базовых утверждений И.Г. Малки-ной-Пых Доброта окружающего мира 0,512
Доброжелательность людей 0,529
Справедливость мира 0,613
Контролируемость мира 0,698
Случайность как принцип распределения происходящих событий 0,618
Ценность собственного «Я» 0,416
Тест «Кто Я» М. Куна-Т. Макпарт- Эмоционально-уравновешенный 0,568
Эмоционально-полярный 0,616
ленда Сомневающийся тип 0,446
Наличие показателей профессионально-ролевой позиции 0,518
КЦД Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой Ориентация на группу 0,624
Ориентация друг на друга 0,451
Ориентация на изменения 0,566
Мотивационно-ценностный компонент (фактор 1) включает в себя индивидуальные ценности и потребности саморазвития. Данный компонент является смысловым образованием идентичности, формирующим основу отношений личности с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. Ценностные ориентации составляют ядро мировоззрения и мотивации жизненной активности.
Данный компонент включает в себя следующие ценностные ориентации:
- ценности, выражающие интересы индивида (достижения, самостоятельность, стимулирование, саморегуляция, безопасность);
- ценности, выражающие интересы группы (доброта, традиции, конформность).
Мотивационно-ценностный компонент также включает в себя потребности в саморазвитии и стремление к новому, неизведанному.
Рассмотрим особенности данного компонента с помощью методов ранжирования, расчета среднего арифметиче-
ль
ского, а также определения значения . Таблица 3 содержит расчет значений по тесту Ш. Шварца.
Ранги нормативных и индивидуальных ценностей по тесту Ш. Шварца
Таблица 3
Наименование ценности Ср. значение по шкале нормат. приор. Ранг по шкале нормат. приор. Ср.значение по шкале индивид. приор. Ранг по шкале индивид. приор. Значение ■^эотп
Конформность 16 4 6,1 5 158,801**
Традиции 14 5 4,5 7 157,365**
Доброта 18 3 7,3 3 130,822**
Самостоятельность 19 2 7,7 2 143,582**
Стимуляция 13 6 6 6 84,522**
Достижения 18 3 6,6 4 125,671**
Безопасность 22 1 10,3 1 143,945**
По тесту Ш. Шварца установлено, что наиболее значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов в группе являются ценности безопасности, самостоятельности, доброты и достижения. Данный список ценностей отражает значимость основных сфер жизненной активности человека -личностную и социальную. Сравнение рангов ценностей на уровне нормативов и регуляторов поведения личности выявило, что в целом значимость ценностей совпадает. При этом необходимо отметить, что по всему списку выявлены различия в степени проявления нормативных и индивидуальных ценностей. Это свидетельствует о том, что респонденты на уровне осознания понимают важность и необходимость следования данным ценностям, вместе с тем реально идентифицировать данные ценности с собственной личностью и проявлять их в жизни респонденты готовы в меньшей степени.
Анализ результатов по тесту А. Маслоу позволил выявить, что саморазвитие находится в середине списка потребностей, тогда как потребность в стремлении к новому занимает одно из последних мест в общей иерархии потребностей. Обе эти потребности входят в мотивационно-ценностный компонент структуры идентичности.
Второй компонент структуры идентичности включает в себя установки относительно доброты, доброжелательности, справедливости, контролируемости окружающего мира; а также ценностные ориентации на изменения и разрушение традиций, в совокупности представляющие собой когнитивный компонент структуры идентичности личности сотрудников таможенных органов.
Установки респондентов исследованы с помощью теста И.Г. Малкиной-Пых, полученные результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Распределение показателей, характеризующих когнитивный компонент идентичности___________________
Шкала теста Ср. значение по шкале Уровень выраженности (%)
Низкий Средний Высокий
Доброта окружающего мира 18,8±3,31 26,8 53,7 19,5
Доброжелательность людей 17,3±3,15 24,4 58,5 17,1
Справедливость мира 16,9±3,72 39 44,7 16,3
Контролируемость мира 17,5±4,01 47,2 34,9 17,9
Случайность как принцип распределения происходящих событий 17±4,06 33,3 45,5 21,2
Ориентация на изменения 17,45±2,9 35,8 43,9 20,3
По результатам анализа выявлено, что в группе наименее выражены установки относительно справедливости, контролируемости окружающего мира. Также выявлен низкий уровень ориентации на изменения. Вместе с тем, респонденты в целом склонны воспринимать окружающий мир как доброжелательный и безопасный, при этом нелогичный, малопредсказуемый и слабоконтролируемый. Таким образом, когнитив-
ный компонент в структуре идентичности включает в себя систему социальных установок относительно устройства внешнего мира и отношений с окружающими людьми.
Эмоционально-оценочный компонент идентичности включает в себя показатели ценности собственного Я и тип эмоциональной оценки собственных идентификационных
характеристик по тесту «Кто Я». В Таблице 5 приведены данные по включенным в компонент шкалам.
Таблица 5
Распределение показателей, характеризующих эмоциональный компонент идентичности
Шкалы тестов Значение
Ценность собственного Я 17,7 ± 3,73
Эмоционально-полярный отрицательный тип 39,2%
Эмоционально-полярный положительный тип 14,2%
Уравновешенный тип 11,6%
Сомневающийся тип 35%
По результатам анализа можно отметить, что эмоционально-оценочный компонент характеризует самооценку субъектом собственного Я. Данный компонент включает в себя эмоции, которые человек испытывает по поводу внешних и внутренних характеристик: собственных личностных качеств, способностей, особенностей внешности. Эмоционально-оценочный компонент в группе отличается средним
уровнем в определении ценности собственного Я, кроме того, большая часть респондентов относятся к сомневающемуся эмоциональному типу (35%) или эмоционально-полярному отрицательному типу (39,2%). Мы предполагаем, что сомневающийся эмоциональный тип связан с диффузной идентичностью респондентов в связи с тем, что этот статус идентичности не позволяет личности определить границы своего Я и сформировать субъективную оценку его содержания. Самооценки данного эмоционального типа не просто ситуативны и подвижны, - они не сформированы. Человек не в состоянии выразить личностное отношение к самому себе.
Следующий компонент в структуре идентичности определен как социальный компонент идентичности, включающий в себя ценности межличностных отношений, потребности в признании и принятии со стороны окружающих людей. В Таблице 6 представлены средние значения по шкалам, с помощью факторного анализа отнесенные к данному компоненту. По тесту А. Маслоу выделенные потребности описаны по трем уровням выраженности - низкие значения (15-11 ранг ценности), средние значения (10 - 6 ранг ценности) и высокие значения (5-1 ранг ценности).
Таблица 6
Распределение показателей, характеризующих социальный компонент идентичности
Шкала теста Ср. значение по шкале/ранг Уровень выраженности (%)
Низкие значения Средние значения Высокие значения
Добиться признания и уважения 6 21,7% 40,8% 37,5%
Иметь теплые отношения с людьми 9 30,8% 43,34% 25,8%
Иметь хороших собеседников 10 47,5% 35% 17,5%
Быть понятым другими 7 30% 35,8% 34,2%
Ориентация на группу 28,9 ± 2,12 25,8% 50,8% 23,4%
Ориентация друг на друга 29,3 ± 8 5,8% 89,2% 5%
Таким образом, наиболее значимой социальной потребностью испытуемых является потребность в признании и уважении. Также респонденты на высокие позиции ставят ценность быть выслушанным и понятым другим человеком. Менее значимой является эмоциональная потребность в теплых отношениях с окружающими и наличие хороших собеседников. Тест Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Культурно-ценностный дифференциал» показал, что в целом ориентация на группу и ориентация друг на друга имеют примерно одинако-
вый уровень выраженности, наряду с такой потребностью, как ориентация на власть (28,43±2,37).
Пятый компонент, выделенный в структуре идентичности, обозначен как профессиональный компонент. К этой подструктуре относятся потребности в материальном достатке, высоком уровне профессионального мастерства и компетентности, а также возможности влияния. Особенности данного компонента представлены в Таблице 7.
Распределение показателей, характеризующих профессиональный компонент идентичности
Таблица 7
Шкала теста Ср. значение по шкале/ранг Уровень выраженности (%)
Низкие значения Средние значения Высокие значения
Зарабатывать на жизнь 4 9,2% 19,2% 71,7%
Упрочить свое положение 5 16,7% 30,8% 52,5%
Обеспечить себе материальный комфорт 4 6,7% 10,8% 82,5%
Повышать уровень мастерства и компетентности 5 17,5% 40,8% 41,7%
Обеспечить себе положение влияния 6 14,2% 28,3% 57,5%
Заниматься делом, требующим полной отдачи 5 20% 34,2% 45,8%
Наличие показателей профессионально-ролевой позиции 11,7% 69,1% 19,2%
Таким образом, профессиональный компонент идентичности опрошенных связан с тремя значимыми потребностями
- обеспечение материального благополучия, потребность во власти и профессиональное развитие. Преобладание той или иной группы потребностей в данной подсистеме индивидуально и может быть связано со статусом идентичности. Далее, в процессе исследования, эти связи будут выявлены с помощью методов корреляционного анализа.
Итак, факторный анализ позволил выявить пять базовых компонентов, составляющих структуру идентичности личности сотрудников таможенных органов. Содержание данной структуры представлено на рисунке 1. На схеме цветом выделены элементы подструктуры, имеющие низкий уровень развития.
Для уточнения структуры идентичности и выявления ее особенностей в зависимости от статуса идентичности респондентов проведено дополнительное исследование компонентов идентичности в группах, сформированных в зависимости от статуса идентичности респондентов (тест МИЛИ Л. Б. Шнейдер).
В Таблице 8 представлены данные, отражающие уровень развития идентичности в целом по группе.
Таблица 8
Таким образом, респонденты обследованной группы чаще всего обладают преждевременной или диффузной идентичностью. Данные уровни идентичности отличаются низким уровнем осознанности, размытостью личных границ. Диффузная идентичность, кроме того, отличается несформиро-ванной самооценкой. Необходимо отметить, что часть респондентов находится в стадии моратория. Это состояние отличается повышенной конфликтностью и противоречивостью собственного Я, связанного с поиском Самости, внутренних ориентиров личности. Выявленные личностные особенности опрошенных требуют проведения с ними целенаправленной работы по формированию у них достигнутой идентичности.
Для выявления особенностей подсистемных элементов, которые отличают каждый статус идентичности, проведен расчет их средних показателей, а также Н-критерия Крускала-Уоллиса.
По результатам исследования экспериментальных данных с помощью метода Крускала-Уоллиса выявлены особенности подсистемных элементов идентичности в зависимости от уровня ее развития (статуса):
1). Наиболее значимые различия в содержании мотивационно-ценностного компонента связаны со следующими подсистемными элементами:
- самостоятельность как ценность свободы мыслей и действий: уникальность, самодостаточность проявляется чаще в группах с достигнутой позитивной идентичностью и с мораторием идентичности. В первом случае самостоятельность является отличительной характеристикой сформированной идентичности, во втором - признаком высокой поисковой активности, желания личности ответить на вопросы, связанные с проблемами субъектности, целеполагания, волеизъявления;
- достижения как ценность результативности, мастерства, наименее выражены в группе с преждевременной идентичностью и более всего развиты в группе с достигнутой идентичностью. Низкая значимость самостоятельных дости-
жений в первой группе связана с наличием в системе ценностей неосознанных, не встроенных в систему личностных смыслов интроектов, которые не являются для личности стимулом к развитию и совершенствованию. В подтверждение данной тенденции выявлено, что в группе с достигнутой идентичностью наиболее высокий ранг имеет потребность в развитии своих сил и способностей, стремлению к самосовершенствованию;
- респонденты с преждевременной и диффузной идентичностью в большей степени ориентированы на ценность безопасности, в то время как в группе с достигнутой идентичностью эта ценность мало значима. Выявленная тенденция может быть связна с тем, что отсутствие сформированной идентичности заставляет личность прикладывать дополнительные усилия к сохранению сложившихся установок, стереотипов, паттернов поведения, которые выступают для субъекта «мнимой» точкой опоры в интерпретации объектной и субъектной реальности. Наличие сформированной идентичности предполагает открытость личности к переменам, что связано, прежде всего, с отсутствием выраженной потребности в сохранении стабильности, незыблемости установленного порядка. Этим же объясняется высокий ранг потребности в стремлении к новому, неизведанному, выявленный в группе с достигнутой позитивной идентичностью.
2). Наиболее значимые различия в содержании когнитивного компонента связаны со следующими подсистемными элементами:
- доброта окружающего мира и его контролируемость как когнитивные установки наиболее выражены в группе с достигнутой позитивной идентичностью, а наименее представлены у респондентов в состоянии моратория идентичности. Статус моратория отличается повышенной конфликтностью и высоким уровнем тревожности, что может обусловливать осторожность в отношении социального окружения, установки на враждебность, небезопасность и непредсказуемость и слабую контролируемость внешней среды;
- установка на случайность как принцип жизнеустройства наименее выражена в группе с достигнутой идентичностью и более всего представлена у респондентов со статусом преждевременной идентичности, который отличается низкой самостоятельностью, неумением брать на себя ответственность за собственные жизненные выборы. Данная отличительная особенность статуса преждевременной идентичности определяет ориентацию человека на такие интерпретации событий окружающего мира и собственной жизни, как судьба, рок, а также обусловливает высокую экстернальность личности.
3). Наиболее значимые различия в содержании эмоционально-оценочного компонента связаны со следующими под-системными элементами:
- ценность собственного Я наиболее развита в группе с позитивной сформированной идентичностью, в меньшей степени - у респондентов с диффузной идентичностью. Полученные данные согласуются с результатами исследований Л.Б. Шнейдер, где автор в качестве критериев, отличающих диффузную идентичность, выделяет неудовлетворенность собой, сомнения в ценности собственного Я, наличие внутренних конфликтов, самообвинения;
- по типам, характеризующим эмоциональное отношение к собственному Я, выделены следующие особенности. У респондентов с преждевременной идентичностью преобладает полярный тип отношения (положительный и отрицательный), что свидетельствует о безапелляционности в суждениях и максимализме в оценках. В группе с диффузной идентичностью чаще наблюдается эмоционально-полярный отрицательный тип, что связано с низкой самооценкой респондентов, потерей интереса к собственному внутреннему миру, несогласием с самим собой. У респондентов с мораторием идентичности чаще наблюдается сомневающийся тип, что связано с переживаемым внутренним кризисом, изменением самооценок в процессе экзистенциального поиска. Для респондентов с достигнутой позитивной идентичностью характерны два типа
Уровень развития идентичности в группе испытуемых
Уровень развития иден- Кол-во рес- Кол-во рес-
тичности пондентов пондентов
(чел.) (%)
Преждевременная иден- 52 43,3
тичность
Диффузная идентичность 47 39,2
Мораторий идентичности 19 15,8
Достигнутая позитивная 2 1,7
идентичность
Псевдопозитивная иден- 0 0
тичность
эмоциональных самооценок - уравновешенный тип, отличающийся конструктивными гармоничными отношениями во внутреннем и внешнем мире, а также эмоционально-полярный положительный тип, характеризующийся принятием себя со всеми достоинствами и недостатками.
4). Наиболее значимые различия в содержании социального компонента связаны со следующими подсистемными элементами:
- значимость доброжелательных, теплых отношений с окружающими людьми оказалась наиболее высокой в группе с достигнутой позитивной идентичностью, и наименее высокой в группе с преждевременной идентичностью, что может быть связано с высокой авторитарностью, неумением идти на компромиссы;
- в группе с достигнутой позитивной идентичностью, по сравнению с респондентами с другими статусами, выявлена тенденция (на уровне среднего арифметического), связанная с менее высокой ориентацией респондентов на группу и наиболее выраженной ориентацией на другого. Таким образом, для респондентов с несформированной идентичностью более свойственны паттерны поведения, соответствующие групповым стандартам, нормам, стереотипам, в ущерб партнерским отношениям, тогда как для респондентов со сформированной идентичностью более значимы личные контакты.
5). Наиболее значимые различия в содержании профессионального компонента идентичности связаны со следующими подсистемными элементами:
- важность профессионального роста, развития профессионального мастерства и компетентности осознают респонденты со сформированной позитивной идентичностью. Наименее значима эта потребность в группе с преждевременной идентичностью в связи с необходимостью изменения и саморазвития;
- потребность в деятельности, требующей вложения собственных ресурсов, наименее представлена в группе с диффузной идентичностью в связи с неопределенностью жизненных целей и установок, в т. ч. профессиональных; наиболее значима эта потребность в группе со сформированной позитивной идентичностью;
- в целом показатели профессионально-ролевой позиции, отражающие значимость этой деятельности в системе жизненных ориентаций человека, в большей степени представлены в группе со сформированной позитивной идентичностью, а в меньшей степени - в группе с диффузной идентичностью, что также свидетельствует о неопределенности целей и способов их достижения в направлении профессионального развития.
Итак, с помощью методов математической статистики описаны особенности подсистемных элементов каждого компонента идентичности личности. Установлено, что наиболее гармоничной и конструктивной по своему содержанию является достигнутая позитивная идентичность. Вместе с тем, только 1,7% обследованной нами выборки имеет данный статус идентичности. Таким образом, работа психологического воздействия с подавляющим большинством респондентов должна осуществляться в направлении достижения идентичности посредством формирования соответствующего содержания мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоцио-
нально-оценочного, социального и профессионального компонентов идентичности.
Ориентация KI гр\ пт. надри лр> га
Быть понятый лр\ гимн
А
V
Лооиться при інания и \ важеній
Социальный
kOMIIOIieill
Сниматься ЛС.10М. трсо\ юшим полной отдачей
Повышать \ровень проф мастерства.
Упрочігть свое положение обеспечить положение влиянии
Материальное благопол> чиє
Профессиональный
компонент
Мошваинонно-
иенносшый
компонент
Ценность бе «опасности
Ценность
самостоятельности
koiHIIIHBHblii
компонент
Доброжелательно стьокр мира
Доброжелательно стьокр .нолей
Ценность
доброты
И ірмиїе іфлч\и.иеі
Случайность соинсшнчіц'Ася паї и
•мошьшіміо-
оі]*аиіс.іиіий паї
А
V
Ценность
достижения
Потребность в
)моинона.іьно-
оценочный
компонент
Средний) ровень в определении ценности собственного Я
Дія ірчпш не свойспнзиі n римкжшлшнй гаї и •мяиюпалы»-пию«з(1сп.иый паї
рис. 1 Структура идентичности личности
Библиографический список
1. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2003.
2. Короленко, Ц.П. Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. - Новосибирск: НГПУ, 2000.
3. Marcia, J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent. - N.Y.: John Wiley, 1980.
4. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2007.
5. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №1.
6. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной психологии // Вопросы психологии. -2000. - №1.
7. Овчинникова, Ю.Г. Роль конструктивного кризиса идентичности развитии личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ. - 2004.
8. Выготский, Л.С. Психология. - М.: Апрель - Пресс, 2000.
9. Короленко, Ц.П. Личностные расстройства / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - СПб.: Питер, 2010.
Статья поступила в редакцию 29.01.10
УДК 378.147.88
В.М. Лопаткин, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, E-mail: [email protected]; Г.А. Калачев, д-р. мед. наук, проф., E-mail: [email protected]; О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., E-mail: [email protected]; Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ1
В статье раскрыта сущность понятия «инновационный потенциал» научно-исследовательской деятельности, представлены основные подходы к формированию научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов (компетентностный, деятельностный, системно-синергетический, культурологический, информационно-технологический), направления ее оптимизации.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновация, потенциал, научно-исследовательская деятельность, подходы формирования, оптимизация инновационного потенциала, условия.
Повышение эффективности научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в современных социально-экономических условиях обусловлено реализацией Стратегии развития России до 2020 года, декларирующей переход страны на инновационный путь развития, и является необходимым условием подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг, в связи с чем деятельность высших педагогических учебных заведений предполагает направленность на соответствие образовательного уровня выпускников современной инновационной экономики.
Реформирование системы высшего профессионального образования для достижения ею качественного соответствия культурным преобразованиям в России приводит к пониманию научно-исследовательской деятельности как средства повышения ценности образования, перспективы развития учебных заведений, необходимого условия включения обучающихся в образовательное пространство вуза. Подготовка студентов и аспирантов к научно-исследовательской деятельности обладает высоким инновационным потенциалом, обеспечивая их профессиональную мобильность и самореализацию, возможность критически и творчески мыслить через расширение области научного знания и становление практикоориентированных динамических умений и навыков с использованием современных технологий.
Термин «инновационный потенциал» преимущественно используется в отношении к промышленным и коммерческим предприятиям, однако, с нашей точки зрения, его педагогическое понимание актуально и для научно-исследовательской деятельности в связи с тем, что направлено на опережающий характер удовлетворения образовательных потребностей студентов и аспирантов и способствует включению будущих специалистов в инновационную деятельность с учетом специфики их субъектного опыта и индивидуальных возможностей, формируя субъектную профессиональную позицию. Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение по К. Фримену представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств.
Анализ литературных источников показал, что содержание понятия «инновационный потенциал» рассматривается в контексте теории систем (Н.И. Лапин, Б.В. Сазонов, Т.А. Эле-нурм, и др.), философских (М.М. Князева и др.), общепсихологических (И.В. Байер, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, М.В. Чигринова, и др.), социологических (И.В. Бестужев-Лада, Ю.А. Прохоров и др.), педагогических (В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, А.Е. Капто, И.М. Курдюмова, B.C. Лазарев,
A.M. Ыоисеев, Н.В. Немова, С. Д. Поляков, M.M. Поташник, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, Т.Н. Шамова, В.З. Юсупов и др.), экономических (А.В. Лузин, Б. Сантос и др.) и акмеоло-гических (О.С. Анисимов, И.Н. Семенов и др.) исследований.
Также объектами исследования выступали инновационный потенциал общества (Ы.А. Гусаков), региона
(Ю.И. Блинов), потребителя (В.Ы. Васильцова), нововведения (А.А Ыитькин, B.C. Лазарев, M.M. Поташник), идеи (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова) и прогноза (И.В. Бестужев-Лада).
Инновационный потенциал А.Е. Лузин, Ю.А. Прохоров, Т. А. Эленурм рассматривают как способность организации (структуры) любого типа к инновационной деятельности, определяемой соотношением существующих в организации условий, ресурсов и предпосылок для внедрения нововведений [1]. Исследование Ю.А. Прохорова посвящено характеристике содержания инновационного потенциала организации через направленность социальной активности каждого ее члена. Уровень же развития потенциала обусловлен инновационными возможностями, удовлетворенностью работников трудом и продуктивностью их деятельности [2]. По мнению Т.А. Эленурм, уровень инновационного потенциала организации определяется возможностью работников принимать самостоятельные решения, характером взаимоотношений руководителей с коллективом, умением коллективно решать проблемы
[3].
Инновационный потенциал представляет собой описание возможностей по достижению целей научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов за счёт реализации ими инновационных научных проектов. В свою очередь, величина инновационного потенциала вуза определяется наличием научно-исследовательских, проектных, технологических лабораторий, экспериментальной базы для реализации научно-исследовательской деятельности, необходимых технических средств и обучением студентов и аспирантов инновационным технологиям реализации научно-исследовательской деятельности.
В выявлении сущности и содержания инновационного потенциала мы опираемся на его составные категории - «потенциал» и «инновация». Потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Практический аспект понятия «потенциал» нашел свое отражение в работах П. Дракера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, он отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования
[4].
Это понятие, которое одновременно отображает сущность методологических основ множества реальных процессов и явлений. Именно такой подход дает возможность адекватно отобразить процессы, тенденции их развития и, таким