СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 316.61-057.875:331.546
Федотова Людмила Михайловна
Ассистент кафедры общественных наук Ведовского института (филиала) Кемеровского государственного университета, [email protected], Белово
Кригер Галина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общественных наук Ведовского института (филиала) Кемеровского государственного университета, [email protected], Бедово
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Fedotova Lyudmila Mikhailovna
Assistant of Social Science Department of Belovo institute (branch) of Kemerovo state university, [email protected], Belovo
Kriger Galina Nikolaevna
Candidate of Psychological Science, Associate Professor of Social Science Department of Belovo institute (branch) of Kemerovo slate university, [email protected], Belovo
STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PERSONALITY OF STUDENT
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии усилился интерес к проблеме профессиональной идентичности. В условиях современной России, характеризующихся большой разнонаправленностью социальных, экономических, культурологических и других изменений, проблема профессиональной идентичности приобретает особую значимость. Перед молодыми людьми возникает необходимость постоянного углубления полученных знаний и подтверждения своего профессионализма. Поэтому подготовка современного специалиста высшей школы должна быть ориентирована на его профессиональное саморазвитие и самоизменение личности. Таким образом, актуальность исследований в этой области обусловлена ситуацией в общественной и экономической жизни страны.
В своем исследовании мы рассматриваем профессиональную идентичность как особую категорию идентичности, социальную и личностную одновременно. Придерживаясь точки зрения Л. Б. Шнейдер, мы определяем профессиональную идентичность как психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности, отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями профессии. Структурными элементами профессиональной
идентичности, являются: осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание человека о степени его признания в профессиональных группах; представление о себе и о своей работе в будущем; соотнесенность профессиональной деятельности и «образа Я» [9].
Начало экспериментального анализа структуры профессиональной идентичности связано с теориями Э. Эриксона, Дж. Мида, А. Тэшфела, Дж. Марсиа. По мнению авторов, осознание человеком его места в социальном мире обусловлено, прежде всего, отнесением себя к определенной социальной группе; причем осознание группового членства реализуется посредством ряда сложных шагов: социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп), социальной идентификации сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид, наконец, собственно социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе) [8, с. 266].
Попытки структурировать разнообразные характеристики профессиональной идентичности делаются в рамках других подходов. Например, в работах отечественных ученых Е. М. Борисовой, Д. В. Обориной,
В. Ф. Петренко, Т. К. Поддубной, А. П. Ситникова отражены результаты исследований структуры компонентов профессионального самосознания [1; 4; 5; 6; 7]. Профессиональная идентичность является одним из компонентов профессионального самосознания. Ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, характеризующие когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я».
Е. Г. Ефремов выделяет такие компоненты когнитивного уровня самосознания: как обобщенный образ реального себя как субъекта профессиональной деятельности. Автор рассматривает этот образ через ролевые позиции и самоописательные характеристики. Следующим компонентом является перечень личностных качеств, важных для профессиональной деятельности; профессиональные образы-Я (по временному критерию-прошлого, настоящего, будущего себя как профессионала; по критерию реального, идеального и возможного). По мнению Т. В. Кудрявцева и В. Ю. Шегуровой, изменение критериев отношения к себе выражается в динамике субъективной «эталонной модели профессионала» [3]. Изменения в ее структуре могут быть зафиксированы в пределах определенной стадии профессионального становления. Эталонная модель профессионала не является эквивалентом представления личности о профессии, так как, создавая ее, личность в какой-то мере выражает в ней себя, и в этом смысле эталонная модель является своеобразной проекцией ее направленности. Аффективный компонент профессионального самосознания предполагает эмоциональное отношение не просто к себе, а к различ-
ным проявлениям «Я» как профессионально-значимым составляющим. Такими профессионально-значимыми составляющими «Я» являются: профессиональные способности индивида, профессиональная теоретическая и практическая компетентность, личные профессионально-значимые качества, профессиональная эффективность. Основным механизмом поведенческого компонента профессионального самосознания является удовлетворенность индивида собой и своей деятельностью. Анализируя структуру и функции профессиональной идентичности, Е. П. Ермолаева считает, что идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, понимая под этим реализующие, стабилизирующие и преобразующие компоненты профессиональной деятельности. «Идентичными могут считаться профессионалы, в деятельности которых баланс стабилизирующих и преобразующих компонентов соответствует оптимальному уровню для данной профессии» [2, с. 84].
Несмотря на большое количество исследований профессиональной идентичности, пока еще мало известно о соотношении структурных компонентов данного вида идентичности, их изменений под влиянием различных условий. Поэтому мы считаем необходимым проанализировать структуру профессиональной идентичности личности студентов в процессе их обучения в вузе. О чем мечтают, к чему стремятся молодые люди, избравшие ту или иную профессию? Как реализуются их мечты и стремления на этапе профессионального обучения? На эти вопросы мы хотели бы ответить в данной работе. Профессиональная идентичность студента -это единство представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.
В соответствии с вышеприведенными данными мы считаем, что структура профессиональной идентичности студентов должна включать три блока: блок профессиональных компетенций (деятельностная, коммуникативная, личностная подструктуры); блок жизненных стратегий (рефлексивная, самоопределяющая, прогностическая подструктуры); блок ценностно-ориентационный (предметная, личностная, гуманистическая подструктуры). С целью выявления основных психологических особенностей структуры профессиональной идентичности студентов нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение данного вопроса.
В исследовании приняли участие 288 студентов различных курсов Беловского института (филиала) Кемеровского государственного университета (г. Белово), из них юношей - 32 и девушек - 256, возраст от 17 до 22 лет. Выборка по курсам представлена в табл. 1.
Таблица 1
Состав общей выборки испытуемых
Количество испытуемых По курсам обучения
1 курс 3 курс 5 курс Сумма
109 95 84 288
(% от 288 ) 41, 3% 33% 29,2% 100%
Исследование проходило в форме анкетирования, группового тестирования с использованием методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных: корреляционный; однофакторый дисперсионный анализ; достоверность значимости различий определялась при помощи критерия Стьюдента.
Результаты исследования
Для выявления профессиональных компетенций первого блока структуры профессиональной идентичности нами была разработана анкета, содержащая как объективные, так и субъективные данные. Вопросы анкеты позволили выявить интерес к профессии, уверенность в выборе профессии, понимание своего места в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность студентов развивается в результате учебно-профессиональной деятельности и способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что вуз создает одинаковые условия для развития профессиональной идентичности, к пятому курсу 68% выпускников обретают высокий уровень, а 32% - низкий уровень развития профессиональной идентичности студентов.
Для выявления динамики изменения показателей второго блока, характеризующих смысложизненные ориентации студентов от первого до пятого курса, применялся однофакторный дисперсионный анализ. Полученные результаты по шкале «Цели жизни» позволяют сделать вывод, что наиболее высокое значение данного показателя у студентов пятого курса (среднее значение 32,0); у студентов третьего курса (28,5); у студентов 1 курса (30,0), при значимости различий р < 0,0256.
Показатели, полученные по шкале «Локус контроля - жизнь» повышаются от курса к курсу. Так наименьшее среднее значение (27,0) наблюдается у студентов первого курса; (29,0) у студентов третьего курса и наибольшее
составил у студентов пятого курса при статистически значимых различиях (Р< 0,01).
Дисперсионный анализ выявил значимые различия в исследуемых группах по общему показателю «Осмысленность жизни» (р< 0, 05). Наименьшее среднее значение этого показателя наблюдается в группе первокурсников (94,3); а наибольшее в группе пятикурсников (101,5),
Для исследования Ценностно-ориентационного блока нашей модели нами была использована методика М. Рокича. В предметной подструктуре (ориентация на предметную сторону) нас интересовали результаты по таким ценностям как: Т1 (активная деятельная жизнь), Т4 (интересная работа), И8 (образованность). В личностной подструктуре (ориентация на самосовершенствование и самореализацию в профессиональной деятельности) акцент сделан на ценности: Т11 (продуктивная жизнь), Т12 (развитие), И18 (эффективность в делах), И11 (самоконтроль). В гуманистической подструктуре (ориентация на заботу о близких, о себе, о семье) нами рассмотрены ценности: Т15 (счастливая семейная жизнь), Т16 (счастье других), Т18 (уверенность в себе). В системе терминальных ценностей студентов 1 курса наиболее высокий ранг значимости имеют ценности: уверенность в себе (среднее значение 6,13), здоровье (6,17), счастливая жизнь (6,92), любовь (7,01), общественное признание (7,57), наличие друзей (7,11). Данное распределение рангов значимости терминальных ценностей студентов 1 курса определяет содержание направленности их личности, вскрывает очевидные проблемы, связанные с образом «Я», самооценкой, социальным признанием.
У студентов 3 курса также преобладают личные, индивидуальные, жизненные ценности, но они отдают предпочтение активности жизни: любовь (6,16); уверенность в себе (6,30); здоровье (6,32); активная деятельная жизнь (7,58); наличие друзей (7,60); счастливая жизнь (7,80). Студенты данного курса более причастны к общественным ценностям, интенсивному взаимодействию с жизнью.
Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей студентов 5 курса занимают жизненные ценности, а также ценности профессиональной самореализации: материально обеспеченная жизнь (5,65); здоровье (5,83); интересная работа (6,46); любовь (6,53); счастливая жизнь (6,96). Студенты старшего курса ориентированы на ценности профессиональной деятельности как таковой, своего места в жизни, удовлетворенности в социальных притязаниях.
Особенности ценностных предпочтений в представленных выборках могут служить косвенным показателем, условием проявления их активности. Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей студентов всех курсов занимают альтруистические, ценности профессиональной самореализации, а также ценности межличностного общения: честность (правдивость, искренность); ответственность (чувство долга, умение держать слово); образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры); жизнерадостность (чувство юмора). На младших курсах средствами достижения цели становятся ценности непосредственно—эмоци-
опального мироощущения, на выпускном курсе преобладают интеллектуальные ценности.
Таким образом, показатели студентов пятого курса выше показателей студентов младших курсов. Это в свою очередь характеризует выпускников как имеющих более осмысленную и интересную жизнь, умеющих контролировать собственную деятельность и проявлять целеустремленность в достижении профессиональных целей.
Корреляционный анализ взаимосвязи субшкал теста СЖО и ценностных ориентаций теста Рокича показал, что у студентов первого курса существуют значимые прямые связи между показателем, характеризующим «Локус контроля Я», и инструментальными ценностями: рационализм и терпимость. То есть, чем менее значимыми для первокурсника являются эти инструментальные ценности, тем выше значение показателя, характеризующего «Локус контроля Я». Показатель, характеризующий «Локус контроля - жизнь», прямо коррелирует с терминальными ценностями: красота природы и искусство, наличие хороших и верных друзей, а также инструментальной ценностью «рационализм». Чем выше у первокурсника уровень «Локус контроля - жизнь», тем менее значимыми являются для него эти ценности.
В группе третьекурсников общий показатель СЖО прямо коррелирует с инструментальной ценностью - жизнерадостность и обратно - с твердой волей, то есть чем выше общий уровень СЖО, тем более значимой для студентов является инструментальная ценность: твердая воля, и менее значимой - жизнерадостность. Показатель, характеризующий «Цели жизни», прямо коррелирует с инструментальными ценностями: аккуратность и жизнерадостность. Чем более значимыми для студентов являются эти ценности, тем ниже уровень исследуемого показателя. Показатель, характеризующий «Процесс жизни» прямо коррелирует с жизнерадостностью и обратно с твердой волей, то есть, чем более значимой для студентов является инструментальная ценность «твердая воля» и менее значимой жизнерадостность, тем выше уровень показателя, характеризующего «Процесс жизни». Показатель, характеризующий «Результат жизни» прямо коррелирует с «аккуратностью». Чем более значимой для студентов является эта ценность, тем ниже значение этого показателя. «Локус контроля Я» прямо коррелирует с «жизнерадостностью» и обратно со «смелостью в отстаивании своего мнения» и «твердой волей». Чем более значимыми являются для испытуемого эти инструментальные ценности «смелость в отстаивании своего мнения» и «твердая воля» и менее значимой «жизнерадостность», тем выше уровень «Локус контроля Я». Чем менее значимыми для студентов являются инструментальные ценности: аккуратность, воспитанность и жизнерадостность, тем выше уровень «Локус контроля - жизнь».
В группе студентов пятого курса общий показатель СЖО прямо коррелирует с аккуратностью и независимостью. Чем выше общий уровень СЖО, тем менее значимыми для студентов являются эти инструментальные
ценности. Показатель, характеризующий жизненные цели прямо коррелирует с терминальной ценностью «развлечение», инструментальной «аккуратность» и обратно с «широтой взглядов» и «эффективностью в делах». Для студентов с высоким уровнем показателя, характеризующего «Цели жизни», более значимыми являются ценности: широта взглядов и эффективность в делах, менее значимыми «аккуратность» и «развлечения». Показатель, характеризующий «Процесс жизни» обратно коррелирует с ценностью «наличие хороших и верных друзей» и прямо коррелирует с независимостью. Так для студентов, имеющих высокий уровень показателя, характеризующего «Процесс жизни», важной ценностью является ценность наличие хороших и верных друзей и незначимой - независимость. При высоком уровне показателя, характеризующего «Результат жизни», незначимыми являются ценности аккуратность и независимость. «Локус контроля Я» прямо коррелирует с «аккуратностью» и обратно с «широтой взглядов». При высоком уровне «Локус контроля Я» значимой ценностью является «широта взглядов» и менее значимой «аккуратность». Показатель, характеризующий «Локус контроля - жизнь», прямо коррелирует с ценностью, отражающей непримиримость к недостаткам и обратно с ценностью, характеризующей широту взглядов. Чем более значимой для пятикурсника является ценность «широта взглядов» и менее значимой «непримиримость к недостаткам», тем больше уровень показателя, характеризующего «Локус контроля - жизнь»
Особенности ценностных предпочтений в представленных выборках могут служить косвенным показателем сформированное™ профессиональной идентичности. Проведенное эмпирическое исследование вскрывает очевидные проблемы современного студенчества, связанные с профессиональной идентичностью.
Анализ проведенного исследования позволяет сделать выводы:
1. Профессиональная идентичность личности студентов представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков: профессиональных компетенций (деятельностная, коммуникативная, личностная подструктуры), жизненных стратегий (рефлексивная, самоопределяющая, прогностическая подструктуры) и ценностно-ориентационный блок (предметная, личностная, гуманистическая подструктуры).
2. Статистическая проверка полученных данных выявила значимые различия между курсами по ряду показателей структуры профессиональной идентичности. По блоку жизненных стратегий значимо преобладают характеристики осмысленности, рефлексивности, прогностичности. По ценностно-ориентационному блоку для студентов первого курса важными считаются ценности, определяющие гуманистическую подструктуру. Для студентов третьего курса - это ориентация на предметную сторону профессии; для студентов старшего курса значимыми являются показатели личностной подструктуры.
3. В зависимости от этапов обучения студентов (от 1 до 5 курса), под влиянием различных условий меняется характер соотношения компонентов
профессиональной идентичности. Возрастает значимость представлений о себе как о будущем специалисте, о своих возможностях по реализации учебно-профессиональных целей.
4. На первом курсе у студентов наблюдается преобладание ценностей, связанных с общественным признанием в группе, наличием друзей, но менее выражены показатели осознания своей принадлежности к профессии, возникают проблемы, связанные с образом «Я», самооценкой, социальным признанием.
5. На третьем курсе содержательные характеристики профессиональной идентичности в целом близки первым, но у них выше показатели: идентичности тождественности с самим собой как будущим специалистом, общественной пользы, ценности дружбы, общения.
6. На пятом курсе у студентов больше выражены такие характеристики, которые определяют их учебно-профессиональные позиции, мотивации саморазвития, ценностей, связанных со стремлением к личностному и профессиональному росту. Преобладают показатели уверенности в выборе профессии, понимания своего места в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, представленная структура профессиональной идентичности личности студентов отражает степень выраженности представлений студентов о своем «Я» и отождествления с будущей профессиональной деятельностью.
Библиографический список
1. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М.: Знание, 1991. - 74 с.
2. Ермолаева, Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профес-сиогенеза [Текст] / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 1998. - № 4. -
С. 80-88.
3. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ профессионального самоопределения [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. -№2.
4. Оборина, Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов [Текст] / Д. В. Оборина // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1994. - № 4. - С. 41-49.
5. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания [Текст] / В. Ф. Петренко // Образ профессии и критериальная система оценки профессионального поведения. - М.: МГУ, 1988.-207 с.
6. Поддубная, Т. К, Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения [Текст]: дис. канд. психол. наук / Т. К. Поддубная. - М., 1998.
7. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг [Текст] / А. П. Ситников // Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников // М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 252 с.
8. Тэшфел, А. Эксперименты в вакууме [Текст] / А. Тэшфел // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. А. Андреевой и др. - М. — 1984.-С. 224-229.
9. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000.
УДК 37
Каукина Ольга Валерьевна
Старший преподаватель кафедры Рекламы и художественного проектирования ГОУ ВПО МаГУ, член Союза Дизайнеров России, [email protected], Магнитогорск
Мышинская Марина Сергеевна
Ассистент кафедры рекламы и художественного проектирования Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Kaukina Olga Valerevna
Senior teacher ofAdvertisment and art Design Department of Magnitogorsk State University, member of the Union of Designers of Russia, [email protected], Magnitogorsk
Myshinskaya Marina Sergeevna
The assistant of an advertising and art-design department, Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
CONTENT-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE MODEL OF THE FORMATION OF THE FUTURE DESIGNERS’ CULTURE DURING THE PROFESSIONAL TEACHING AT THE UNIVERSITY
Формирование проектного мышления будущего дизайнера направлено на развитие логических форм мышления: понятий, суждений, умозаключений, аналогий. Данный процесс связан с основными мыслительными операциями: индукцией и дедукцией, сравнением, анализом и синтезом, абстракцией и обобщением при решении проектных проблем.
В общем виде под проектной культурой студента-дизайнера как активного субъекта образовательного процесса мы понимаем культуру, представляющую собой систему преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, выраженных творчеством