УДК 339.186:334.021
В.В. КОНСТАНТИНОВА
РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Ключевые слова: государственный, муниципальный, правила, процедуры, контракты, заказы, эффективность.
Рассмотрены правила и процедуры размещения заказов, создания эффективных и понятных инструментов взаимодействия государства и бизнес-сообщества, формирования благоприятных условий для роста эффективности государственных закупок.
V.V. KONSTANTINOVA REGISTRY OF PUBLIC CONTRACTS AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT
Key words: State, municipal, rules of procedure, contracts, orders, efficiency.
Describes rules and procedures for placing orders, effective and accessible tools interaction of the State and the business community, creating an enabling environment for growth efficiency of public procurement.
Одной из основных функций как государственной, так и муниципальной публичной власти является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
Во всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной власти являются формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляются публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Ведь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. От того, каким образом в стране она организована, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды. Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения государственного и муниципального заказов. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
21 июля 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Настоящий закон вступил в действие с 1 января 2006 г.
Настоящий закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, исполнения международных обязательств Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации регио-
нальных целевых программ. Данные потребности обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации.
Нормами статьи 18 закона подчеркивается открытость государственных и муниципальных контрактов для общественности, т. е. положения государственных и муниципальных контрактов, которые не содержат государственной тайны, не являются конфиденциальными, как это принято в коммерческой сфере, поскольку согласно закону сведения о контрактах подлежат размещению в открытом и бесплатном доступе в сети Интернет.
Сведения, содержащиеся в государственных и муниципальных контрактах, после их внесения в соответствующие реестры, являются ценным источником информации для общественности, для заинтересованных участников размещения заказов, да и для самих заказчиков, и предоставляет возможность для наблюдения, обобщения и анализа цен, структуры и объемов государственных и муниципальных закупок.
Правильное и своевременное внесение сведений в реестры государственных и муниципальных контрактов позволяет органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования видеть общую картину закупок в реальном масштабе времени и использовать данные сведения для оперативного принятия решений и осуществления контрольно-аналитических функций.
Реестры государственных и муниципальных контрактов, находящиеся в открытом доступе, могут использоваться заказчиками, уполномоченными органами при планировании размещения заказов и определении начальных (максимальных) цен контрактов. Конечно, для детальных расчетов начальных (максимальных) цен контрактов недостаточно сведений, включаемых в реестры контрактов, однако с учетом информации, содержащейся в конкурсной документации, документации об аукционе и в запросе котировок, а также в составляемых в ходе размещения заказов протоколах, можно довольно точно производить такие расчеты. Кроме того, включение сведений о государственных и муниципальных контрактах в соответствующие реестры и размещение в открытом доступе в сети Интернет являются способами защиты этих сведений от махинаций и злоупотреблений заказчиков на этапе заключения контрактов.
До принятия закона заказчики зачастую заключали контракт на условиях, отличных от тех, которые указаны в конкурсной документации. Отследить это нарушение было затруднительно. Такие действия заказчиков нарушали принцип равных условий и подрывали доверие потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков к системе размещения заказов. С принятием закона у участников размещения заказов, чьи права нарушены, у контрольных и правоохранительных органов появился инструмент наблюдения за деятельностью заказчиков.
Предусмотрена трехуровневая система реестров контрактов: реестр государственных контрактов, заключаемых от имени Российской Федерации; реестр государственных контрактов, заключаемых от имени субъекта Российской Федерации (каждый регион ведет свой реестр контрактов); реестр муниципальных контрактов, заключаемых от имени муниципального образования (каждое муниципальное образование ведет свой реестр контрактов).
Российской Федерацией, каждым субъектом Российской Федерации и каждым муниципальным образованием на основании закона должны быть определены соответствующие уполномоченные на ведение реестров контрактов органы власти (местного самоуправления).
Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ было введено положение о том, что в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и иных гражданско-правовых договорах, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 закона, т.е. на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (сегодня она составляет 100 тыс. руб.).
В целях упорядочения и общей консолидации информации по заключенным государственным и муниципальным контрактам установлен единый порядок внесения в реестр сведений о заключении государственных и муниципальных контрактов. Государственные и муниципальные заказчики обязаны в течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта направить сведения (Приложение 1). Сведения об исполнении контракта, равно как и о любых его изменениях, направляются в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган в течение трех рабочих дней со дня внесения таких сведений и изменений.
До 1 января 2011 г. уполномоченные на ведение реестров контрактов органы после получения предусмотренных сведений в течение трех рабочих дней осуществляют размещение этих сведений в сети Интернет на соответствующих официальных сайтах Российской Федерации, субъектов РФ и муниципального образования для помещения информации о размещении заказов. Начиная с 1 января 2011 г. все реестры государственных и муниципальных контрактов должны выставляться на едином общероссийском официальном сайте в сети Интернет для помещения информации о размещении заказов.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2006 № 807 утверждено Положение о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры. Данное Положение обязательно для применения всеми уполномоченными на ведение реестров контрактов государственными и муниципальными органами власти. Указанным Положением, в частности, установлены формы представления сведений о заключении (изменении) контрактов (Приложение 2), об исполнении (прекращении действия) контракта (Приложение 3) и форма реестра контрактов (Приложение 4), в соответствии с которой указанные сведения о контрактах размещаются в сети Интернет на соответствующем официальном сайте (Приложение 5).
Упомянутым Положением предусмотрено, что сведения о контрактах могут представляться заказчиками в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Данная норма направлена на стимулирование применения заказчиками компьютерных технологий, автоматизации рутинных процессов и снижения бумажного документооборота.
В рамках проводимой административной реформы в 2007 г. внедрен приказ Минфина РФ от 28 мая 2007 г. № 47н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов».
Разработка административных регламентов необходима для того, чтобы исключить избыточные административные процедуры и одновременно более четко раскрыть необходимые процедуры. В целях повышения качества государственных функций для обеспечения учета государственных контрактов, информирования заинтересованных пользователей о размещаемых государ-
ственных закупках, обеспечения оперативности представления информации о размещаемых заказах должен проводиться постоянный мониторинг изменений и дополнений к административному регламенту.
С 1 января 2010 г. вступают в силу пункты 11 и 14 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. № 87н, в части проведения территориальными органами Федерального казначейства проверки на соответствие информации по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, информации (реквизитам и показателям) об указанном государственном контракте, отраженной в установленном порядке в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказа.
Следует отметить, что частью 1 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность заказчика, его должностных лиц и органов, уполномоченных на ведение реестра контрактов, с санкцией в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., на юридических лиц в размере 300 тыс. руб. за направление недостоверных сведений в орган, уполномоченный на ведение реестров контрактов, либо внесение должностным лицом такого органа заведомо недостоверных сведений в указанные реестры, а в соответствии со статьей 19.7.4 несвоевременное представление должностным лицом государственного или муниципального заказчика сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а равно представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб.
Опубликование в средствах массовой информации и размещение в сети Интернет сведений, касающихся заключения контрактов (размещения заказов) и составляющих государственную тайну, не допускаются. Указанные сведения включаются в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого установлен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2007 № 491 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну». Ведение данного реестра осуществляет Федеральное казначейство. При этом Указом Президента РФ от 21.01.2005 № 5бс «Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу» определена функция Рособоронзаказа по контролю за исполнением государственного оборонного заказа. В связи с этим Федеральное казначейство обязано в трехдневный срок после включения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации и содержащих сведения, составляющие государственную тайну, направлять сведения о государственном контракте в Федеральную службу по оборонному заказу, которая осуществляет контроль за соответствием государственных контрактов по государственному оборонному заказу показателям, условиям и результатам проведенных конкурсов (торгов) на размещение государственного оборонного заказа.
Механизм управления размещением заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из важнейших элементов государственного ре-
гулирования расходования бюджетных средств. Это объясняется тем, что основная часть расходов субъектов бюджетного планирования приходится на размещения государственного заказа, т.е. на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ, необходимых для осуществления государственных функций.
Современное состояние рынка госзакупок характеризуется динамичным увеличением доли государственных расходов на товары, работы и услуги для государственных нужд. В этой связи сложно переоценить важность эффективного законодательного регулирования в сфере госзакупок. Рост расходов государства на закупки обусловливает необходимость совершенствования правил и процедур размещения заказов, создания эффективных и понятных инструментов взаимодействия государства и бизнес-сообщества, формирования благоприятных условий для роста эффективности государственных закупок.
Существенным фактором для создания системы государственных закупок является организация централизованного сбора, учета и хранения информации о государственных закупках и заключенных государственных контрактах. Таким информационным массивом должен являться реестр государственных закупок, ведение которого регламентировано статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В этих целях ведется единый реестр государственных контрактов, в котором регистрируются все закупки и контракты, заключаемые государственными заказчиками за счет средств федерального бюджет и внебюджетных источников финансирования (Приложения 6, 7).
Такой механизм показал свою эффективность. Это позволяет вести полный учет проведения закупок для государственных нужд, обеспечивать более точное прогнозирование, осуществлять мониторинг цен и осуществлять государственный контроль, в автоматизированном виде собирать и обобщать статистику, проводить аналитическую работу, а также использовать данные сведения для оперативного принятия решений.
Литература
1. Артюхин Р.Е. 12 главных дел Казначейства / Р.Е. Артюхин // Бюджет. 2009. Март
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. М., 1998.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. М., 2001.
4. О наполняемости реестра контрактов актуальными и достоверными данными: Письмо Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 31 августа 2009 г. № 15-05-20/35/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 807 (в ред. пост. Правительства РФ от 15.07.2008 № 533) «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет».
6. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2007 г. № 491 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну».
7. Приказ Минфина России от 28.05.2007 № 47н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов».
8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». М., 2005.
9. www.gov.ru
КОНСТАНТИНОВА ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА - старший казначей отдела ведения федеральных реестров, Управление федерального казначейства по Чувашской Республике, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KONSTANTINOVA VERA VITALYEVNA - Senior Treasurer of Federal Registries Division, Federal Treasury Office on Chuvash Republic, Russia, Cheboksary.